Конфликт с начальником как себя вести

Как вести себя при возникновении конфликта с трудным человеком?

Как вести себя при возникновении конфликта с трудным человеком?

В жизни каждого человека периодически возникают конфликты: с начальником на работе, с коллегами, с родственниками, да и просто с трудным человеком на улице. Любая конфликтная ситуация «выбивает из колеи», а в состоянии стресса мы, зачастую, ведем себя неадекватно и лишь потом — «на трезвую голову» — сожалеем о сказанных в гневе словах или поступках.

Но чтобы вовремя сориентироваться в разгар конфликта и сквозь пелену эмоций все-таки вспомнить, как нужно себя вести, рекомендуем запомнить следующие правила.

Как себя вести, когда провоцируют на конфликт: азбука миротровца

При возникновении конфликта с трудным человеком в первую очередь нужно трезво и объективно оценить ситуацию: что является поводом ссоры, а что стало истинной причиной конфликта — зачастую, это разные вещи.

Например, при возникновении конфликта с коллегой на работе у оппонента может быть затаенная обида на вас (из-за дополнительных рабочих обязанностей, несправедливо выданной премии и т.д.), которая станет истинной причиной конфликта. В таком случае поводом эмоционального «взрыва» может быть каждая мелочь: неудачная шутка, приоткрытое в прохладную погоду окно или работающий кондиционер.

Кроме того, фундаментом конфликтной ситуации зачастую становятся зависть, ревность и внутреннее раздражение, которые при каждом удобном случае «выливаются» ссорой.

Гораздо реже конфликт с трудным человеком возникает исключительно по вине скверного характера оппонента: для определенной категории людей вспыхнувший спор — лишь способ унизить другого и продемонстрировать ему собственное превосходство.

В любом случае в начале конфликта нужно определить для себя, кто стоит «по ту сторону баррикад»:

  • — не пасующий перед выяснением отношений многословный противник обычно уверен в себе;
  • — ускользать от конфликта и скрывать свои цели будет лишь неуверенный в себе человек, упрямо не желающий смотреть на ситуацию объективно и считаться с интересами оппонента (что говорит об его внутренней слабости);
  • — «сказать последнее слово» стремится лишь примитивный спорщик, который в своём упрямстве не ищет истину и пользу дела;
  • — и вряд ли стоит ждать дипломатичного разрешения конфликтной ситуации от неуравновешенной личности — человека, для которого агрессия, оскорбления и даже драка являются нормой.

Итак, в любой конфликтной ситуации действует все тот же простой постулат «лучшее лечение болезни — это профилактика». Чтобы создать гармоничные отношения в коллективе стоит приложить все усилия, чтобы вообще избежать конфликта и погасить разгорающийся скандал «на корню».

На практике можно придерживаться классической схемы «трех О»:

То есть не стоит что-либо доказывать оппоненту во время конфликта, отстаивать свою точку зрения и поддерживать дальнейшее «горячее обсуждение».

Если вас провоцируют на конфликт — лучше всего просто «отойти в сторону»: например, твердо, но вежливо предложить собеседнику вернуться к данному разговору чуть позже, когда «страсти утихнут», сослаться на занятость и «откланяться» или спокойно выслушать оппонента и пообещать обдумать его слова.

После этого стоит взять паузу и успокоиться — выпить кофе, заняться текущей работой или пообщаться с друзьями. Через пару часов — когда разум остынет, и эмоции схлынут нужно объективно оценить сложившуюся ситуацию: определить истинную причину конфликта, стратегию поведения и оптимальное решение возникшей проблемы.

Через некоторое время можно вернуться к «горячей теме» и предложить собеседнику компромисс (если в том еще будет необходимость).

Если избежать спора все же не удалось, то ваша основная задача во время конфликта — сохранить внешнее и внутреннее спокойствие и полностью контролировать собственные эмоции.

Действительно, когда провоцируют на конфликт действовать рационально и не поддаваться эмоциями достаточно сложно. Однако даже минутная слабость может стоить вам репутации, и заставит в последствии горько сожалеть о содеянном.

В такой момент можно вспомнить всем известный сюжет, когда истеричная дама на пике скандала визжит, топает ногами и швыряется чашками. Со стороны подобное поведение смотрится крайне неприятно, не так ли? И старайтесь не допускать со своей стороны подобных тому инцидентов: ваш голос, мимика, жесты, скорость речи — все должно оставаться под жестким контролем.

Как бы ни вел себя оппонент во время конфликта — ваше общение с ним не должно выходить за рамки приличий, а любые действия обязаны руководствоваться логикой и здравым смыслом.

При этом существует ряд жестких запретов, нарушать которые недопустимо в любой конфликтной ситуации. Итак, нельзя:

  1. — прибегать к жесткой критике противоположной стороны;
  2. — заранее быть уверенным в плохих намерениях оппонентов;
  3. — смотреть на противника «свысока»;
  4. — снимать с себя всякую ответственности и обвинять во всём иного человека;
  5. — полностью игнорировать интересы другой стороны конфликта;
  6. — смотреть на ситуацию только со своей позиции;
  7. — недооценивать дела партнёров;
  8. — возвышать собственную значимость;
  9. — позволять себе раздражаться и доходить до ругани;
  10. — манипулировать болезненными темами;
  11. — опускаться до примитивных претензий к оппонентам.

Чтобы не накалять обстановку, стоит позволить человеку высказаться, проявив максимум терпения и такта. Только так удаётся снять напряжение и перейти к стадии конструктивного решения вопроса. При этом все предъявляемые претензии должны быть грамотно обоснованы.

Иногда чтобы разрядить обстановку можно прибегнуть к нестандартным приёмам: наприемр, вовремя рассказать анекдот или сделать искренний комплимент.

Также в качестве фундамента для выхода из конфликтной ситуации можно использовать законодательство, практический опыт иных участников или мнение лица, заслужившего доверие обеих сторон. Достичь положительных результатов поможет и уважительное отношение к противнику, когда оценка поступков не затрагивает саму личность. Это заметит даже захлёстнутый эмоциями партнёр. Что, как не уточнение точки зрения оппонента и подчёркнутое к нему внимание, способно снизить градус накала и агрессии? И ни в коем случае не стоит отвечать руганью на ругань. Спокойствие, уверенность и сдержанный тон всегда будут наиболее эффективными.

Осознав собственную неправоту, не стесняйтесь принести искренние извинения: это вовсе не слабость, а доказательство эмоциональной зрелости и ума. И вне зависимости от исхода конфликта — не стоит сжигать мосты, ведь при любой конфликтной ситуации можно найти компромисс.

Как отстаивать свои права на работе: советы юриста и психолога

Субординация — дело тонкое. С одной стороны, начальник — такой же человек, как и вы — две руки, две ноги,; с другой — от его воли напрямую зависит ваша судьба.

Чтобы выстроить с шефом нормальные деловые отношения, опирайтесь на несколько золотых принципов. Вот они.

При любых обстоятельствах сохраняйте чувство собственного достоинства. Крепостное право давным давно отменено, и трудимся мы все не на господ, а на самих себя.

Работодатель прекрасно это понимает. Более того — любой директор (если, конечно, он не самодур и не динозавр времен командной экономики) в глубине души хочет видеть рядом с собой инициативных специалистов. Управлять современной динамичной компанией, располагая послушными марионетками, попросту нереально.

Не бойтесь возразить, если у вас есть основания сомневаться в решениях босса. Да, возможно, возражения его рассердят (власть в той или иной мере развращает каждого), однако потом он остынет и оценит вашу прямоту.

Почувствовав доверительные интонации в голосе начальника, не спешите изображать себя рубахой-парнем или разбитной бабенкой. Не нужно первым переходить с руководителем на «ты», приятельски хлопать его по плечу, строить ему глазки или травить похабные анекдоты при встрече в офисном коридоре.

Даже очень демократично настроенный шеф сочтет подобное отношение подозрительной фамильярностью. Может, однажды вы и впрямь станете друзьями, но для этого нужно долгое время и особые обстоятельства.

Скажем больше: несколько отстраненное общение наиболее удобно для вас. Так вы не будете выглядеть подхалимом в глазах коллег, равных по званию.

Поначалу всегда обращайтесь к начальнику по имени-отчеству. Если он сам задаст европейский стиль обращения (то есть, будет звать вас полным именем, но на «вы»), вы вправе называть его в том же духе. Правда, подчеркнем, что последнее допущение актуально только при незначительной разнице в возрасте.

В любом случае стучите в дверь директора прежде, чем войти.

Остерегайтесь хвастаться перед боссом былыми достижениями и давать ему абстрактные обещания. Многословие никоим образом вас не украсит. Заслужить доверие реально только ответственным отношением к новой работе.

Почаще демонстрируйте внимание, интерес и компетентность.

Не позволяйте себе заглядываться на экран смартфона во время заседаний или увлекаться чаепитиями. Не опаздывайте, не затягивайте решение задач, за которые согласились взяться.

Едва ли не в каждом коллективе найдутся люди, склонные поперебирать косточки шефу.

Научитесь уклоняться от таких разговоров — иногда они затеваются нарочно.

Впрочем, присоединяться к сплетникам не надо, даже если они чешут языки искренне, по зову души. Люди чувствуют, когда кто-то обсуждает их за спиной. Ваш начальник — не исключение; он догадается обо всем и не погладит вас по головке за насмешки.

Формируйте свое впечатление о директоре не по словам коллег, а по собственным беспристрастным наблюдениям. Особенно показательными они будут в каких-то конфликтных ситуациях, за развитием которых удобно следить со стороны.

Эта часть сайта посвящена карьере. Здесь публикуются вдумчивые статьи для тех, кто желает успешно продвинуться на работе!

Источники:
Как вести себя при возникновении конфликта с трудным человеком?
Простые и полезные советы психолога, как достойно вести себя в конфликтной ситуации и избежать при этом ухудшения отношений
http://semejnoeschaste.ru/otnosheniya-v-kollektive/kak-vesti-sebya-pri-vozniknovenii-konflikta-s-trudnyim-chelovekom.html
Как правильно вести себя с руководителем?
Правильное поведение подчиненного по отношению к руководителю. Тонкости субординации на службе, о которых должен знать каждый.
http://www.rabota-naiti.ru/karera/otnosheniya/s-nachalnikom.html

COMMENTS