Конспект урока по обществознанию

Конспект урока по обществознанию (9класс) по теме — Уголовное право

Конспект урока по обществознанию (9класс) по теме «Уголовное право»

Цели урока: охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; углубить знания о признаках преступления; проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния; определить специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

1. расширить и углубить знания учащихся о юридической ответственности;

2. рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

3. раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

4. сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по обществознанию (9класс) по теме «Уголовное право»»

Тема урока: Уголовное право

Цели урока: охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; углубить знания о признаках преступления; проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния; определить специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

1. расширить и углубить знания учащихся о юридической ответственности;

2. рассмотреть особенности уголовной ответственности, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

3. раскрыть особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

4. сформировать умение применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.

Основные понятия: преступление, уголовная ответственность, наказание, вина, необходимая оборона, крайняя необходимость.

Ресурсы к занятию: Уголовный кодекс РФ; Конституция РФ; задачи по теме;

Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя на урок.

Учитель Сегодня на уроке мы будем с вами слушать музыку, смотреть мультфильмы, кинофильмы, читать стихи, ходить по классу(играть в игры) и даже разрешу вам посидеть в интернете, как вы любите.

Учитель вводит учащихся в затруднение с помощью песни. Предлагает учебно-практическую задачу:

Песня Владимирский централ

Что вы можете сказать об этой песне? Кто ее поет? О чем песня?

Многие из вас слышали о тюрьме строгого режима Владимирский централ, которая находится во Владимире. Тюрьма, воспетая в песне Михаила Круга, привлекает к себе немало людей, приезжающих сюда на экскурсии.

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как вы думаете, какая тема урока?

-Составьте возможный план урока (кластер), исходя из того что вы хотите узнать о ………….

Какая цель нашего урока? А что бы вы хотели узнать? Какова актуальность заявленной темы? Актуален ли этот вопрос для молодежи?

Учитель подводит учащихся к пониманию темы, предлагая уч-ся самим назвать тему урока , составить план урока. (Технология «мозгового штурма»). Записывает на доске предложения учащихся по плану проведения урока; помогает учащимся составить оптимальный вариант план

Вы знаете, что значение этой темы велико, она актуальна в наше трудное и несправедливое время. Даже ребёнку необходимо знать, что такое хорошо, а что — плохо. А уж тем более всем нам, здесь находящимся! Мы должны обладать правовой культурой, знать законы, т.к. их нарушение приводит общество в дикое, варварское состояние. Но, к сожалению, бывает и так: человек знает, что за любое преступление следует наказание, но почему, он идёт на преступление?

Поэтому ставим проблемный вопрос « Можно ли совершить преступление путем бездействия?»

В течение урока нам предстоит ещё раз обратиться к данной теме и закрепить знания с помощью правовых задач и ситуаций.

Девизом к нашему сегодняшнему уроку я взяла латинское крылатое выражение «Не для школы, а для жизни мы учимся. ». Сегодня мы не только узнаем , но и и закрепим теоретические знание по уголовному праву, а также посмотрим, насколько полученные знания вы сможете применить для разрешения практических жизненных ситуаций.

Прежде чем перейти к изучению уголовного права, предлагаю вспомнить уже известные вам основные правовые понятия:

В это время проводится устный фронтальный опрос (даются короткие ответы на заранее подготовленные по небольшому объему материала) по вопросам:

Что такое отрасль права? (совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений).

Назовите отрасли права (Государственное (конституционное), Административное, Уголовное, Процессуальное, Гражданское, Семейное, Трудовое право).

При каком условии физические лица могут стать активными участниками правоотношений?

Что такое дееспособность, с какого возраста наступает?

Чем преступления отличаются от проступка?

какой отраслью права вы встречались в своей жизни? (Ответы детей).

1 фраза «Договор дороже денег» (гражданское право)

2 фраза «Без дела жить — небо коптить» (трудовое право)

3 фраза «Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно» Наполеон I Бонапарт (административное право)

4 фраза «Нашел да не объявил — все равно что утащил» (уголовное право)

5 фраза «Где любовь и совет, там и горя нет» (семейное право)

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния. (Карточки)

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Тесты в1 и в2 (проверить — работа в парах)

Наиболее активные ученики получают оценки.

Давным – давно в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.
В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны. Но есть и другие акты……………………………

-Цель нашего сегодняшнего урока расширить знания по уголовному праву, рассмотреть особенности уголовной ответственности, меры наказания, а так же раскрыть причины уголовной ответственности несовершеннолетних. Опираться мы будем на единственный источник российского уголовного права?

КАКОЙ? (УКРФ действующий с 1 января 1997г) 1мин (Петя) сообщение

Скажите, зачем нам, по большому счёту законопослушным гражданам нужно знать Право вообще и Уголовное право в частности, читать и анализировать Уголовный кодекс, слушать такие страшные истории и решать грустные задачи?

-Всё верно, предупреждён, значит вооружен.

-И не забывайте такую весьма избитую фразу «Незнание закона не освобождает от ответственности»!

— Итак, что же такое уголовное право?

Самостоятельная организация работы в группе:

а) работа в группе:

— чтение текста с отметками на полях,

-совместное обсуждение текста,

-отвечают на вопросы учителя,

Б)извлекая необходимую информацию из учебника

-поиск в интернете необходимой информации, её фиксация

в) Обсуждение полученной информации в каждой из групп, отбор наиболее важной информации, её корректировка, фиксация

2. Обсуждение итоговой информации с учителем, её проверка (по презентации), окончательная фиксация информации в рабочей тетради

Каждая группа, используя Интернет и учебник (параграф 20) должна найти ответы на следующие вопросы:

В группе происходит мини– обсуждение с целью поиска верного решения.

Группы работают самостоятельно в течение 5–7 минут.

Для организации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективной является технология группового обучения с элементами уровневой дифференциации.

Работают несколько групп, сформированных на основе учета уровня способностей учащихся. Каждая группа получает одно из заданий, которое адаптировано к определенному уровню знаний и умений учащихся.

1 группа Уголовно-правовые отношения

2 группа Особенности уголовного права

3 группа Понятие преступления, признаки преступления

4 группа Уголовное наказание, соучастники, ответственность несовершеннолетних

Проведение игры-активатора “Пирамида”. (после выступления 3 группы)

— Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.

Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.

Ребята выстраиваются в “пирамиду”.

— Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!

Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и преступность.

Учитель. Ну а теперь попробуем применить теоретические знания для разрешения практических ситуаций. Учитель совместно с учащимися предлагает разобрать конкретную ситуацию.

Смотрим мультфильм (фрагмент)

Смотрим фильм (фрагмент)

1) Закончить высказывания.

Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)

Викторина «Закон и я».

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

Подбери понятие к данному определению.

1. Собрание законов, статей, определяющих преступность деяния (Уголовный кодекс).

2. Решение суда______(приговор).

3. Нарушение уголовного кодекса _______(преступление).

4. Заключение под стражу__________(арест).

5. Денежное взыскание, мера материального воздействия, при­меняемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.__(штраф).

6. Противоправное, виновное, общественно вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность __________ (Правонарушение)

Цель: Обратная связь «ученик-учитель».

Ученики оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы:

— Как я работал (а) на уроке?

— Как я усвоил (а) материал?

— Что нового я узнал (а) на уроке?

— Где на практике можно применить эти знания?

Учитель дает дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание (1 минута)

Включает в себя:

— обязательную часть – параграф 20, подготовить пересказ

— творческое задание: Составить памятку: « Как не стать жертвой преступления?»

1)Создать компьютерную презентацию «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

2) Узнайте из материалов газет и журналов статистические данные о количестве и характере правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

3) для любознательных:

а) Ознакомиться с УК РФ.

б) Написать эссе по теме « Подростковая преступность»

Задача1. Маленький сын Андрея Соколова был болен. Однажды Андрей с сыном отправились в лес за грибами. Внезапно мальчику стало плохо, он покраснел, начал задыхаться. Андрей сунул руку в карман и понял, что оставил лекарство дома. Он подхватил сына на руки и побежал к шоссе. На просеке он увидел машину. Понимая, что дорога каждая минута, Андрей выбил стекло, забрался в машину, завел ее, соединив два проводка, и повез сына в больницу. Как оценить поведение Андрея? Будет ли он нести уголовную ответственность?

Решение. Жизни сына Андрея угрожала опасность: он мог умереть от удушья. Андрей должен был его спасти. Он воспользовался чужой машиной. Конечно, он не хотел ее угонять и собирался вернуть машину владельцу, но такие действия называются «неправомерное завладение автомобилем без цели хищения» (ст. 166 УК) и влекут за собой уголовную ответственность. Но Андрей угнал машину для того, чтобы спасти жизнь своему сыну, он находился в безвыходном положении. Действия были совершены в состоянии крайней необходимости, когда ради спасения одного блага (жизнь ребенка) нужно пожертвовать другим (неприкосновенность частной собственности). Такие действия являются непреступными. Следовательно, Андрей не подлежит уголовной ответственности за угон автомобиля.

Задача2. Костя (16 лет) возвращался поздно вечером домой. Во дворе к нему неожиданно подошли трое парней и довольно нагло потребовали заплатить 100 рублей за проход. Костя успел заметить в руках одного из них нож. Видя Костино замешательство, ребята стали надвигаться на него, угрожая избить и вытрясти из него деньги. У Кости с собой была тяжелая сумка, он с размаху стукнул ею по голове ближайшего к нему «рэкетира» и бросился бежать. Косте повезло, и он успел скрыться в своем подъезде. Назавтра он узнал, что того парня увезли в больницу с сотрясением мозга. Как оценить поведение Кости?

Решение. Подростки угрожали жизни и здоровью Кости. При такой угрозе любые действия по обороне не будут являться преступными. То, что совершил Костя, называется действия в состоянии необходимой обороны (см. ст. 37 УК). Несмотря на то, что он причинил вред здоровью «рэкетира», он не подлежит уголовной ответственности.

Уголовное право- это отрасль права, которая формирует понятия преступления, устанавливает круг преступлений. Вид и размер наказаний за них, а также занимается самыми общественно опасными правонарушениями – преступлениями.

Нормы уголовного права закреплены в уголовном кодексу страны (УК РФ).

Государственная Дума приняла его 24 мая 1996 года; а вступил в действие с 01.01.1997 года.

УК РФ – это правовой акт, соответствующий потребностям республиканского государства, стремящийся стать демократическим и правовым.

Преступление – отщественно-опасное даяние, запрещенный уголовным законом под угрозой наказание. Преступление носит вред личности. Обществу. Всему государству, т.к. посягает наиболее значимые интересы. За совершение преступления лицо привлекается к уголовной ответственности, которая является наиболее строгим видом ответственности, носящий личных характер.

Видов преступлений, к сожалению, очень много. Тем не менее, следует иметь представления о некоторых этих преступлений:

Простив жизни и здоровья;

Против свободы, чести и достоинства личности;

Против половой неприкосновенности;

Против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

Источник:
Конспект урока по обществознанию (9класс) по теме — Уголовное право
Цели урока: охарактеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; углубить знания о признаках преступления; проанализировать обстоятельства, исключающие преступность деяния; определить специфику уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.1. расширить и углубить з
http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-9klass-po-tiemie-ugholovnoie-pravo.html

Конспект урока по обществознанию — Познание

Тема: Познание

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о многообра­зии познавательных возможностей человека.

Учащиеся должны знать, что:

1) человек приобретает устойчивое стремление к познанию;

2) органы чувств помогают человеку познавать мир непосред­ственно;

3) у человека формируется «образ Я» — неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) познание; 5) умозаключение;

2) ощущение; 6) истина;

4) понятие; 7) суждение;

Учащиеся должны уметь:

— какую роль в познании играют ощущения;

— смысл основных понятий;

— из чего слагается «образ Я»;

2) высказывать свою точку зрения;

3) анализировать тексты и высказывания;

4) характеризовать особенности основных видов познания.

Ход урока I. Опрос.

Работа в группах. –3 группы работают с заданием ,который раздал учитель.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое познание и знание?

2. Как познается мир?

3. Какова роль общественно-исторической практики в про­цессе познания?

4. Процесс исследования.

6. Дедукция. Индукция.

Задание 1. Напишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Сгруппируйте эти слова. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание».

Познание — процесс деятельности человека, основным содер­жанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окру­жающем мире.

— Рассмотрите схемы и расскажите, что новое вы узнали о познании.

1. Приведите примеры, где человек является субъектом и объ­ектом познания.

2. Приведите примеры чувственного и рационального позна­ния.

3. Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания.

Ощущения продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств пред­метов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Представление — чувственно-наглядный образ, свободно со­храняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроиз­водимый в создании.

Понятие — форма мышления, которая отражает общие и суще­ственные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение форма мышления, в которой отражается связь ме­жду предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.

Умозаключение логическая форма выводного знания, со­стоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основа­нием.

Сущностью процесса познания будет являться получение объ­ективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Агностики считали, что получить достоверные знания невоз­можно.

Эмпирики что это возможно сделать только при помощи ощущений.

Рационалисты — утверждали, что критерием истины может быть только разум.

— Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите.

Истина

это верное, правильное отражение действи-

тельности в мысли, критерием которого в

конечном счете является практика

Практика

специфически человеческая, сознательная,

целеполагающая, целесообразная деятель-

Дедукция

цепь умозаключений (рассуждений), в ре-

зультате которых из общих знаний человек

Индукция

умозаключение от фактов к общему утвер-

Гипотеза

(с греч. — предположение) — система умо-

заключении, посредством которой на осно-

ве ряда фактов делается вывод о существо-

вании объекта, связи или причины явления,

причем вывод этот нельзя считать абсолют-

Истина соответствие полученных знаний содержанию объ­екта познания. Практика — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятель­ность. Действительно, практика — это деятельность людей, преоб­разующая природу и общество, обеспечивающая его существо­вание и развитие.

Практика — исходный пункт познания. Практическими по­требностями были вызваны к жизни многие науки. Потребности практики являются целью познания. Кроме того, практика — это критерий истины, то есть именно на практике мы проверяем ис­тинность, правильность наших знаний.

Раскрывая роль практики в процессе познания, учитель об­ращает внимание учащихся на единство теории и практики. Соеди­нение теории с практикой способствует успешной деятельности человека по преобразованию природы и общества.

Однако справедливо утверждал известный русский ученый, педагог Ушинский К. Д.: «Пустая ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли» .

Вывод: практика является исходным пунктом познания, целью познания и критерием истинности, правильности знания.

4. Учитель дает из учебника определение; исследование — это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, яв­ления) с целью выявления его закономерностей. Исследователь должен постоянно задавать вопросы самому себе.

Методология исследовательского поиска — это особая сфера изучения науки. А. Ахматова пишет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!»

Наука — это, прежде всего, объяснение какого-либо аспекта реальности. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально. Наука — это поиск единства в разно­родном, сходства — в том, что кажется совершенно несхожим.

Исследование начинается с формулирования проблемы, темы исследования. Далее определяется объект исследования, его пред-

мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Всякое на­учное исследование представляет определенный интерес и значе­ние для науки и практики.

Ставя проблему, исследователь как бы отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Целью исследования должно быть, как правило, решение какой-либо практической задачи.

Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос «Что исследуется?». Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследова­ния. Предмет дает представление о том, как рассматривается объ­ект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскры­вает данное исследование.

Один из методов развития, а также структурный элемент ис­следования — гипотеза (с греч. — предположение) — это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов дела­ется вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо­теза требует проверки. После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Объектом осмысления (исследования) может быть любой ме­тод, прием или процедура. Например, при формировании теорети­ческого представления целесообразно использовать эксперимент, а построение нормативной модели, как правило, связано с организа­цией опытной работы.

Таким образом, различают два связанных между собой уровня научного исследования: эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса; теоретический — формулирование общих законо­мерностей, создание научной теории.

Что касается интуитивного способа получения знания, то на­до дать определение интуиции — это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарения . Есть такие откры­тия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Одна- ко справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятству­ет подготовленному уму».

5. Итогом процесса научного исследования является дости­жение истины.

Виды познания : обыденное ,научное, социальное ,философское ,художественное.

Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных тем:

1. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного по­знаем скрытое». (Мо-цзыдревнекитайский мыслитель.)

2. «Искать истину — это значит: искать ошибки. (Салек Пинигин -российский автор, журналист.)

3. «Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины». (Артур Шопенгауэр — немецкий философ.)

4. Кто роется в заблуждениях — находит истину». (Геннадий Матюшов — российский философ.)

5. «Освобождение от лжи есть проповедование истины; знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, — есть истина». (Фома Кемпийский -религиозный деятель, писатель.)

Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?

— Как вы понимаете слова Сократа: «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что зна­ешь то, чего не знаешь».

Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Объедините высказыва­ния в группы. Что связывает эти группы?

1. «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя». (Петр Чаадаев.)

2. «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе». (Иоганн В. Гете.)

3. «Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим».

4. «Важнейший результат всякого образования — самопозна­ние». (Эрнст Фейхтерсжбен.)

5. «Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, кото­рую нужно открыть на себя». (Андрей Круглов.)

6. «Человек обычно путает познание садюго себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении, со знанием собственной сознательной личности. Область же бессознательного недостижима для критики и контроля сознания». (Карл Юнг.)

7. «Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого». (Михаил Бахтин.)

8. «Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье». (Аидре Жид.)

9. «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем исти­ны, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело». (Влез Паскаль.)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Познание» »

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать представление учащихся о многообра­зии познавательных возможностей человека.

Учащиеся должны знать, что:

1) человек приобретает устойчивое стремление к познанию;

2) органы чувств помогают человеку познавать мир непосред­ственно;

3) у человека формируется «образ Я» — неповторимая система представлений, образов и оценок, которые относятся к самому себе.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) познание; 5) умозаключение;

2) ощущение; 6) истина;

4) понятие; 7) суждение;

Учащиеся должны уметь:

— какую роль в познании играют ощущения;

— смысл основных понятий;

— из чего слагается «образ Я»;

2) высказывать свою точку зрения;

3) анализировать тексты и высказывания;

4) характеризовать особенности основных видов познания.

Работа в группах. –3 группы работают с заданием ,который раздал учитель.

II. Изучение нового материала.

1. Что такое познание и знание?

2. Как познается мир?

3. Какова роль общественно-исторической практики в про­цессе познания?

4. Процесс исследования.

6. Дедукция. Индукция.

Задание 1. Напишите слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Сгруппируйте эти слова. Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание».

Познание — процесс деятельности человека, основным содер­жанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окру­жающем мире.

— Рассмотрите схемы и расскажите, что новое вы узнали о познании.

1. Приведите примеры, где человек является субъектом и объ­ектом познания.

2. Приведите примеры чувственного и рационального позна­ния.

3. Покажите «положительные» и «отрицательные» стороны чувственного и рационального познания.

Ощущения продукт взаимодействия человека и природы. Представляет собой отражение отдельных свойств и качеств пред­метов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Восприятие целостные чувственные образы, возникающие при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с внешним миром.

Представление — чувственно-наглядный образ, свободно со­храняемый в памяти и произвольно (или непроизвольно) воспроиз­водимый в создании.

Понятие — форма мышления, которая отражает общие и суще­ственные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение форма мышления, в которой отражается связь ме­жду предметом и его признаком, между предметами и фактами их существования.

Умозаключение логическая форма выводного знания, со­стоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основа­нием.

Сущностью процесса познания будет являться получение объ­ективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Агностики считали, что получить достоверные знания невоз­можно.

Эмпирики что это возможно сделать только при помощи ощущений.

Рационалисты — утверждали, что критерием истины может быть только разум.

— Какой взгляд на познание мира вы разделяете? Докажите.

это верное, правильное отражение действи-

тельности в мысли, критерием которого в

конечном счете является практика

специфически человеческая, сознательная,

целеполагающая, целесообразная деятель-

цепь умозаключений (рассуждений), в ре-

зультате которых из общих знаний человек

умозаключение от фактов к общему утвер-

(с греч. — предположение) — система умо-

заключении, посредством которой на осно-

ве ряда фактов делается вывод о существо-

вании объекта, связи или причины явления,

причем вывод этот нельзя считать абсолют-

Истина соответствие полученных знаний содержанию объ­екта познания. Практика — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятель­ность. Действительно, практика — это деятельность людей, преоб­разующая природу и общество, обеспечивающая его существо­вание и развитие.

Практика — исходный пункт познания. Практическими по­требностями были вызваны к жизни многие науки. Потребности практики являются целью познания. Кроме того, практика — это критерий истины, то есть именно на практике мы проверяем ис­тинность, правильность наших знаний.

Раскрывая роль практики в процессе познания, учитель об­ращает внимание учащихся на единство теории и практики. Соеди­нение теории с практикой способствует успешной деятельности человека по преобразованию природы и общества.

Однако справедливо утверждал известный русский ученый, педагог Ушинский К. Д.: «Пустая ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда негодной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли» .

Вывод: практика является исходным пунктом познания, целью познания и критерием истинности, правильности знания.

4. Учитель дает из учебника определение; исследование — это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, яв­ления) с целью выявления его закономерностей. Исследователь должен постоянно задавать вопросы самому себе.

Методология исследовательского поиска — это особая сфера изучения науки. А. Ахматова пишет: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда!»

Наука — это, прежде всего, объяснение какого-либо аспекта реальности. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально. Наука — это поиск единства в разно­родном, сходства — в том, что кажется совершенно несхожим.

Исследование начинается с формулирования проблемы, темы исследования. Далее определяется объект исследования, его пред-

мет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Всякое на­учное исследование представляет определенный интерес и значе­ние для науки и практики.

Ставя проблему, исследователь как бы отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Целью исследования должно быть, как правило, решение какой-либо практической задачи.

Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос «Что исследуется?». Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследова­ния. Предмет дает представление о том, как рассматривается объ­ект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскры­вает данное исследование.

Один из методов развития, а также структурный элемент ис­следования — гипотеза (с греч. — предположение) — это система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов дела­ется вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипо­теза требует проверки. После проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дает отрицательный результат.

Объектом осмысления (исследования) может быть любой ме­тод, прием или процедура. Например, при формировании теорети­ческого представления целесообразно использовать эксперимент, а построение нормативной модели, как правило, связано с организа­цией опытной работы.

Таким образом, различают два связанных между собой уровня научного исследования: эмпирический — нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса; теоретический — формулирование общих законо­мерностей, создание научной теории.

Что касается интуитивного способа получения знания, то на­до дать определение интуиции — это непосредственное постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений.

Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения. Существуют открытия, которые происходят из подсознания, от озарения . Есть такие откры­тия, которые появляются из идеи, как бы витавшей в воздухе. Одна- ко справедливо говорил ученый Л. Пастер: «Случай благоприятству­ет подготовленному уму».

5. Итогом процесса научного исследования является дости­жение истины.

Виды познания : обыденное ,научное, социальное ,философское ,художественное.

Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных тем:

1. «На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного по­знаем скрытое». (Мо-цзыдревнекитайский мыслитель.)

2. «Искать истину — это значит: искать ошибки. (Салек Пинигин -российский автор, журналист.)

3. «Сознание того, что что-нибудь ложно, есть уже сознание истины». (Артур Шопенгауэр — немецкий философ.)

4. Кто роется в заблуждениях — находит истину». (Геннадий Матюшов — российский философ.)

5. «Освобождение от лжи есть проповедование истины; знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, — есть истина». (Фома Кемпийский -религиозный деятель, писатель.)

— Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?

— Как вы понимаете слова Сократа: «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что зна­ешь то, чего не знаешь».

Проанализируйте высказывания мыслителей. Согласны ли вы с ними? Ответ обоснуйте. Объедините высказыва­ния в группы. Что связывает эти группы?

1. «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя». (Петр Чаадаев.)

2. «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе». (Иоганн В. Гете.)

3. «Чем лучше узнаем себя, тем меньше доверяем другим».

4. «Важнейший результат всякого образования — самопозна­ние». (Эрнст Фейхтерсжбен.)

5. «Человек стоит перед своим Я, как пес перед дверью, кото­рую нужно открыть на себя». (Андрей Круглов.)

6. «Человек обычно путает познание садюго себя с тем, что в среднем известно о нем в его социальном окружении, со знанием собственной сознательной личности. Область же бессознательного недостижима для критики и контроля сознания». (Карл Юнг.)

7. «Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого». (Михаил Бахтин.)

8. «Человек должен быть самим собой и познавать самого себя. Только уяснив свою истинную сущность, человек может надеяться на счастье». (Аидре Жид.)

9. «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем исти­ны, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело». (Влез Паскаль.)

Источник:
Конспект урока по обществознанию — Познание
Тема: ПознаниеТип урока: комбинированный.Цель: сформировать представление учащихся о многообразии познавательных возможностей человека.Учащиеся должны знать, чт
http://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/uroki/konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-poznaniie

Конспект урока по обществознанию — Этнос: нации и народности — для 8 класса

Конспект урока по обществознанию «Этнос: нации и народности» для 8 класса.

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№16 ст. Кущевской

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ.

Тема: ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.

Цель: 1). Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.

2). Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

После изучения темы учащиеся должны:

Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;

Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;

Определять сходство и различия между нацией и народностью;

Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.

доп. Материала из пособий.

а). Этнические общности.

4. Раздаточный материал:

а). вопросы и задания;

б). высказывания и пословицы;

в). определения «Формы этносов, этнос»;

г). словарные слова;

Факторы формирования наций.

Основные события в развитии этносов.

Национализм и его формы.

Межнациональные отношения и их результат.

Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.

Что такое «Этносы»? Знакомимся с понятием.

Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

Народности и нации.

Сообщение темы и плана урока.

Задание учащимся по определению цели урока с помощью проблемного вопросов и объяснения пословиц и поговорок.

(Записать проблемный вопрос на доске:

Что является результатом эволюции (постепенного развития) этноса от ПЛЕМЕНИ к НАЦИИ? )

а). убывание биологических черт;

б). нарастание социально-политических черт;

в). оба явления характерны.

Чтение старинной легенды: «Хорошо, что все мы разные»

Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?

Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?

Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?

Познакомить с материалами к уроку.

II . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Мы определили с вами тему урока, а теперь познакомимся с тем, что вы должны узнать на уроке, чтобы смогли определить цель урока.

На прошлом уроке мы познакомились с вами, что такое социальные общности.

Социальная общность – это…?

По каким критериям разделяются социальные общности: 1- ?, 2 — ?, 3 — ?

Сегодня на уроке мы познакомимся с социальной общностью (вид по содержанию) СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ.

Рассмотрим важные вопросы:

Что такое этнос?

Как происходило и происходит его формирование?

Возьмите схему № 1 и перечислите факторы, сплачивающие людей в этнические группы (общности).

Возьмите лист с определениями и прочитайте, что такое «этнос»?

А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей на примерах истории России.

Вспомните историю нашей древней истории. Кто является нашими предками, т.е. от кого мы произошли?

(Ответы могут быть разными по знаниям биологии, географии, истории: обезьяны, бого-люди, славяне (Надо выделить – славяне.))

Какие общности представляли наши предки в I — VIII в. н.э.? (племена)

Что произошло с ними в IX — X вв.? (объединение)

По каким причинам и признакам объединились эти племена?

(близость или общность территорий, общность языка, традиций, обычаев, налаживание экономических, военных и политических контактов).

Какое время занял этот процесс? (довольно длительное)

Что стало результатом этого сближения, объединения? (образование гос-ва и народности)

Прочитайте определение НАРОДНОСТИ.

Что общего и в чем отличие народности от племени? (меньше становиться биологических черт)

Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.

Прочитайте высказывание философа – социолога Т. Геруля, вспомните историю России и определите период формирования нации в России ( XIV _ XV вв. – освобождение от монголо-татарского ига). Кем осознали себя наши предки? (единой силой, с единой культурой, единой религией)

В чем отличие нашей нации от других? ( Рассмотрение схемы № 2)

Какие из этих факторов присутствуют и характерны для нашей нации?

Процесс формирования наций продолжается и это доказывает разнообразие нашего современного мира? Какие этнические общности в нем присутствуют? (племена, народности, нации)

Выделим основные события в развитии этносов. Рассмотрим схему № 3.

Прочитайте и попробуйте подобрать к ним примеры из ниже приведенных вариантов.

(Дополнение учителя по пособию Л.М. Куликова стр. 77-79)

А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Какие процессы характерны для жизни людей в современном мире?

(объединение – интеграция, разобщение – дифференциация)

В чем это выражается и как это проявляется? (слияние культур, обмен достижениями, тесное общение, возвышение какого-либо, давление друг на друга, вражда, военные конфликты)

Какие размеры могут принимать это явления? (общемировые (глобальные), внутригосударственные – схема № 5)

Каковы результаты этих отношений? (выслушать мнения учащихся, чтение по схеме)

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА.

В начале урока я задала вам вопрос и попросила прочитать поговорки и пословицы.

Ответьте на вопрос.

Попробуйте, на основании полученных знаний, объяснить смысл высказываний.

IV . ПОСТАНОВКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТОЙ ТЕМЫ В 9-11 КЛ.

В последствии мы рассмотрим с вами темы:

«Национализм и его формы»

« Глобализм и его проблемы»

« Глобальные проблемы человечества»

и постараетесь своими делами, жизнью изменить человечество к лучшему и в малом и в большом, на основе полученных знаний.

Источник:
Конспект урока по обществознанию — Этнос: нации и народности — для 8 класса
На этой странице вы можете посмотреть и скачать Конспект урока по обществознанию "Этнос: нации и народности" для 8 класса.
http://pedsovet.su/load/126-1-0-24291

Конспект урока по обществознанию Ваши права

10 декабря 2014 года исполняется 66 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека является достаточно сложным для восприятия школьниками. Наибольшая эффективность достигается там, где используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка.

В связи с этим данная методическая разработка является попыткой изучения данного базового документа в легкой, интересной и занимательной форме.

В 5-9 классах при обучении правам человека предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий и опираться на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинство и право.

Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

(А. Усачев «Всеобщая декларация для детей и взрослых»)

Цель:

знакомство со Всеобщей Декларацией прав человека.

Задачи:

Раскрыть содержание понятия «права человека», провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.

Формировать уважение к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей Декларации прав человека.

Научить применять в жизни основные права и свободы.

Тип урока: мультимедийный урок

Форма урока: урок практическая работа (игра).

Учащиеся должны знать понятия и термины: права, свободы и обязанности человека, декларация, ООН, Всеобщая Декларация прав человека.

Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий, высказывать свою точку зрения, характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.

Оборудование: Е. С. Шабельник. Ваши права. М., Вита-Пресс, 1996; буклеты «Твои права. Ты и азбука прав», ИГОО «ЦСОИ», 2003; хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», М., издательский дом «Новый учебник», 2004; Обществознание, поурочные планы по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Автор-составитель С. Н. Степанько. Волгоград, издательство «Учитель», 2005г., материалы учебников по граждановедению и обществознанию в 5-9 классах различных авторов. Цветные карандаши, ручки, линейки, бумага А4, презентационный материал – Приложение 1.

Ход урока.

1. Вводная часть.

Рассказ учителя. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху..

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Правда, только в том случае, если соблюдать…

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.

А помогут нам решить вопросы о Правах Человека известные герои сказок Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер.

Начнем знакомство со Всеобщей декларацией прав человека с тридцатой статьи. Именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими. Учитель помогает разобрать 30 статью Декларации и знакомит с алгоритмом работы на уроке.

Совместная работа со статьями 1, 2, 6, 8, 12.

Учащиеся самостоятельно работают со статьями 3, 4, 5, 9, 13.

Закрепление материала с помощью презентации (см. Презентация 1)

Работа в группах. Раздаются разные сказки с нарушением прав человека, необходимо назвать какие статьи нарушены. (Приложение)

В конце урока следует предоставить учащимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания

Учитель обращает внимание, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, учащиеся реализуют свое право на свободу слова

На пройденного на уроке, сочинить сказку с нарушением прав человека.

Придумать свой рисунок к текстам статей 7 и 10.

Детям постарше можно взять любой рассказ, роман или повесть и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

Я колобок. Когда я был совсем маленький я покинул своих законных представителей, которые мне заменяли родителей и пошел путешествовать. По дороге мне встретилось много интересных зверей. Я с ними разговаривал, но вот один из них меня съел и больше я не могу гулять….. Что я сделал не так? Какое мое право было нарушено в итоге?

Я мышка-нарушка! Я гуляла по лесу и совершенно случайно встретила пустой домик и начала там жить…. постепенно ко мне начали присоединяться разные животные, которых я не приглашала в гости…. я вроде была не против, нам было хорошо и весело вместе, но один раз Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: « А я лучше у вас на крыше буду жить». А мы ему : «Да ты нас раздавишь»., но он все равно полез……

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить я- мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Но наши права медведь нарушил! Какое право было нарушено и что нам надо было предпринять в этой ситуации?

Мы с друзьями очень любим путешествовать. Мы исполняем различные песни и останавливаемся в разных городах. Кот, осел, петух и собака мои лучшие друзья.

Однажды мы остановились в тихом городке, сняли номер в гостинице и начали репетировать наше выступление, время было не поздно, но к нам постучалась полиция и обвинила нас, что мы собрались для того, что бы приготовить заговор против президента страны! Какое наше право было нарушено и как нам поступить?

Я обыкновенный мальчик, хотя и не совсем. Дело в том, что мой официальный представитель папа Карло сделал меня из дерева, хотя я не отличаюсь от своих сверстников. Но случилось так что мы с ним не нашли общий язык и я сбежал из дома. Меня приютил режжисер местного кукольного театра Карабас Барабас.

Сначало все было хорошо но потом когда я отказывался играть в его спектаклях, он меня и остальных членов труппы удерживал силой и не давал выйти из театра. Что я изначально сделал не правильно и какие мои права были нарушены?

Весь материал — в документе.

Урок по правам человека в 6-м классе. Тема: «Ваши права»

Захарова Елена Геннадьевна, учитель истории и обществознания

Разделы: обществознание, права человека

10 декабря 2014 года исполняется 66 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека является достаточно сложным для восприятия школьниками. Наибольшая эффективность достигается там, где используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка. В связи с этим данная методическая разработка является попыткой изучения данного базового документа в легкой, интересной и занимательной форме.

В 5-9 классах при обучении правам человека предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий и опираться на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинство и право.

Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.

(А.Усачев «Всеобщая декларация для детей и взрослых»)

Цель: знакомство со Всеобщей Декларацией прав человека

Раскрыть содержание понятия «права человека» провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.

Формировать уважение к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей Декларации прав человека.

Научить применять в жизни основные права и свободы.

Тип урока: мультимедийный урок

Форма урока: урок практическая работа (игра).

Учащиеся должны знать понятия и термины: права, свободы и обязанности человека, декларация, ООН, Всеобщая Декларация прав человека.

Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий, высказывать свою точку зрения, характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.

Оборудование: Е.С. Шабельник. Ваши права. М., Вита-Пресс, 1996; буклеты «Твои права. Ты и азбука прав», ИГОО «ЦСОИ», 2003; хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», М., издательский дом «Новый учебник», 2004; Обществознание, поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н. Степанько. Волгоград, издательство «Учитель», 2005г., материалы учебников по граждановедению и обществознанию в 5-9 классах различных авторов. Цветные карандаши, ручки, линейки, бумага А4, презентационный материал – Приложение 1.

Рассказ учителя. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Правда, только в том случае, если соблюдать…

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.

А помогут нам решить вопросы о Правах Человека известные герои сказок Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер.

Начнем знакомство со Всеобщей декларацией прав человека с тридцатой статьи. Именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими. Учитель помогает разобрать 30 статью Декларации и знакомит с алгоритмом работы на уроке.

Совместная работа со статьями 1, 2, 6, 8, 12.

Учащиеся самостоятельно работают со статьями 3, 4, 5, 9, 13.

Закрепление материала с помощью презентации (см. Презентация 1)

Работа в группах. Раздаются разные сказки с нарушением прав человека, необходимо назвать какие статьи нарушены. (Приложение)

В конце урока следует предоставить учащимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания

Учитель обращает внимание, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, учащиеся реализуют свое право на свободу слова

На пройденного на уроке, сочинить сказку с нарушением прав человека.

Придумать свой рисунок к текстам статей 7 и 10.

Детям постарше можно взять любой рассказ, роман или повесть и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

Я колобок. Когда я был совсем маленький я покинул своих законных представителей, которые мне заменяли родителей и пошел путешествовать. По дороге мне встретилось много интересных зверей. Я с ними разговаривал, но вот один из них меня съел и больше я не могу гулять…..Что я сделал не так? Какое мое право было нарушено в итоге?

Я мышка-нарушка! Я гуляла по лесу и совершенно случайно встретила пустой домик и начала там жить….постепенно ко мне начали присоединяться разные животные, которых я не приглашала в гости….я вроде была не против, нам было хорошо и весело вместе, но один раз Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: « А я лучше у вас на крыше буду жить».А мы ему : «Да ты нас раздавишь»., но он все равно полез……

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить я- мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Но наши права медведь нарушил! Какое право было нарушено и что нам надо было предпринять в этой ситуации?

Мы с друзьями очень любим путешествовать. Мы исполняем различные песни и останавливаемся в разных городах. Кот, осел, петух и собака мои лучшие друзья. Однажды мы остановились в тихом городке, сняли номер в гостинице и начали репетировать наше выступление, время было не поздно, но к нам постучалась полиция и обвинила нас, что мы собрались для того, что бы приготовить заговор против президента страны! Какое наше право было нарушено и как нам поступить?

Я обыкновенный мальчик, хотя и не совсем. Дело в том, что мой официальный представитель папа Карло сделал меня из дерева, хотя я не отличаюсь от своих сверстников. Но случилось так что мы с ним не нашли общий язык и я сбежал из дома. Меня приютил режжисер местного кукольного театра Карабас Барабас. Сначало все было хорошо но потом когда я отказывался играть в его спектаклях, он меня и остальных членов труппы удерживал силой и не давал выйти из театра. Что я изначально сделал не правильно и какие мои права были нарушены?

Мне вчера поступил чрезвычайный звонок из Африки. Сначала я не поверил своим ушам но со мной разговаривал слон. Он рассказал мне страшную историю которая произошла с ним и его друзьями. Они находятся на территории Африки, в чрезвычайно сложной ситуации. Их похител некий гражданин по имени Бармалей и не смотря на то что они нуждаются в медицинской помощи им ее не оказывают и удерживают в антисанитарных условиях. Я как врач (Доктор Айболит) должен им помочь. Какие права зверят были нарушены и имеют ли они права на оказание медицинской помощи.

Я люблю путешествовать и не отличаюсь этим от обычных зверей. Иногда я просто сижу на болоте вместе со своими подружками и мирно квакаю и ловлю мошек. Однажды сижу я и вижу, что летит утка и говорит: «Кря, кря! Лететь еще далеко; надо покушать.»

Я сейчас же спряталась. Хотя и знала, что утки не станут есть меня, большую и толстую квакушку, но все-таки, на всякий случай, нырнула под корягу. Однако, подумав, решилась высунуть из воды свою голову: было очень интересно узнать, куда летят утки. «Кря, кря!», — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг!». И все утки стали громко крякать в знак одобрения. «Госпожи утки! — осмелилась сказать я, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство».

И утки окружили меня. Сначала у них явилось желание съесть меня, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями: «Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!»

Я очень с ними захотела, но как вы понимаете летать я не умею, тогда я придумала!! Они взяли прутик в клювы, а я зацепилась за него ртом. Я летела и думала, а как мне будет на юге и можно ли мне там жить остаться, не нарушаю ли я права мне данное? И вообще, есть ли у меня такое право?

Вы все знаете мою историю. Фея меня положила спать на 100 лет, и я не в силах была сопротивляться….Мама с папой конечно расстроились, но выбора не было….Меня поместили в замок и много сменилось королей и королев и вот однажды принц увидел издалека мои покои и решил меня навестить. Он был поражен моей красотой и поцеловав меня- я очнулась…..Долго я этого ждала……Только вот знаете, меня интересует вопрос, а не будет ли препятствовать возраст при нашем желании заключить брак ? И не против ли будет мое королевство?

Я обычная девочка, быть может у нас с вами могли быть одинаковые интересы, но я живу немного в другое время. В мое время королей, баллов и принцев есть масса минусов. Это связано с моей семьей. Дело в том, что мой папа был женат второй раз. Выбор оказался для меня странный, но я не смогла ему препятствовать. Моя мачеха властная женщина, кроме того, она имеет двух дочерей чуть старше меня. Они избалованы и собершенно не приучены к жизни. Всю работу по дому выполняю я….Я не могу вам даже описать список моих обязанностей за день… Они меня заставляют делать все, начиная от работы на кухне, заканчивая пошивом вечерних платьев.

Вот я подумала, а не нарушены ли мои права? Может быть я могла бы в свое время воспрепятствовать отцу в его выборе супруги? И какие мои права нарушены сейчас?

Я пожилой человек… Проживаю со своей супругой а небольшом доме. Живем мы не очень богато, но нам хватает на достойное существование….Однажды, наша курочка, которую мы купили в прошлом году на рынке, на собственную пенсию снясла нам яичко, но не простое, а золотое.

Я бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.

Я плачу, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.

Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

А мы утирая слезы с бабушкой сидим и думаем, а вот кто виноват в нашей потере? Не нарушены ли были наши права?

Мы не совсем обычные граждане, т.к. проживаем в волшебной стране. Мы очень любим собираться вместе и играть на разных музыкальных инструментах. Но глава нашего города Синьор Помидор не разрешает нам собираться вместе. Но я не понимаю в чем мы виноваты. Ведь мы не мешаем гражданам нашего города и не заставляем вступать в нашу группу. Помогите нам разобраться в этом сложном деле.

Источник:
Конспект урока по обществознанию Ваши права
Урок познакомит детей со Всеобщей Декларацией прав человека.
http://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-obshchestvoznaniyu-vashi-prava.html

COMMENTS