Криминальная психология

Криминальная психология

Криминальная психология — Зелинский А.Ф.
Криминальная психология — это книга, написанная автором, которого зовут Зелинский А.Ф.. В библиотеке LibOk вы можете без регистрации и без СМС скачать бесплатно ZIP-архив этой книги, в котором она находится в формате ТХТ (RTF) или FB2 (EPUB или PDF). Кроме того, текст данной электронной книги Криминальная психология можно комфортно и без регистрации прочитать онлайн прямо на нашем сайте.

Размер архива для скачивания с книгой Криминальная психология равен 164.75 KB

А.Ф. ЗЕЛИНСКИЙ
Криминальная психология

Киев
Юринком Интер
1999
Шеф-редактор
В.С.КОВАЛЬСКИЙ, кандидат юридических наук
1999. — 240 с.

Полагаем, что книга Криминальная психология автора Зелинский А.Ф. придется вам по вкусу!
Если так выйдет, то можете порекомендовать книгу Криминальная психология своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с произведением Зелинский А.Ф. — Криминальная психология.
Возможно, что после прочтения книги Криминальная психология вы захотите почитать и другие бесплатные книги Зелинский А.Ф..
Если вы хотите узнать больше о книге Криминальная психология, то воспользуйтесь любой поисковой системой или Википедией.
Биографии автора Зелинский А.Ф., написавшего книгу Криминальная психология, на данном сайте нет.
Отзывы и коментарии к книге Криминальная психология на нашем сайте не предусмотрены. Также книге Криминальная психология на Либоке нельзя проставить оценку.
Ключевые слова страницы: Криминальная психология; Зелинский А.Ф., скачать, читать, книга, произведение, электронная, онлайн и бесплатно.

Источник:
Криминальная психология
описание
http://libok.net/writer/3900/kniga/11403/zelinskiy_af/kriminalnaya_psihologiya

Методы криминальной психологии

Предмет и задачи криминальной психологии.

Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой, науками уголовного права и процесса, криминалистикой, и конечно, криминальной психологией. В одном и том же объекте каждая из названных наук имеет свой предмет исследования, из которого вытекают свои задачи и определяется структура данной науки.
Криминальная психология, являясь самостоятельной ветвью более широкой науки — юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления.

Задачи криминальной психологии. Исходя из определения предмета, можно сформулировать следующие основные задачи криминальной психологии:

1) изучение психологии личности преступника, особенностей различных типов преступников, разработка их классификации;

2) изучение психологии преступления как особого вида деятельности (мотивы, способы совершения, механизмы психологической защиты и самооправдания человека, совершившего общественно опасное деяние);

3) изучение психологии преступных сообществ (виды сообществ — случайно возникшие, организованные преступные группы, преступные организации; особенности действия в них психологических механизмов их существования, сплочения, активности и др.);

4) психологическое изучение преступности как массового социального явления (основные ее психологические характеристики, тенденции, социально-психологические причины и т.д.);

5) исследование психологических механизмов воспроизводства преступности в обществе и разработка психологических способов ее профилактики;

6) разработка психологических аспектов виктимологии (виктимология — учение о жертвах преступного посягательства) и разработка на этой основе психологических мер обеспечения личной безопасной жизнедеятельности.

История развития криминальной психологии.

Методы криминальной психологии.

Каждая наука имеет свой предмет и соответствующие ему методы исследования. Не составляет исключения и криминальная психология. Существуют основные методологические требования к проводимому исследованию: 1) исследование должно быть объективным; 2) изучать любое явление в развитии; 3) изучать в различных связях и отношениях; 4) системность в изучении; 5) конкретность.

Классификация методов криминальной психологии. Под методами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных.

Функции сбора информации реализуются посредством методов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирование), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д.

Методами же анализа первичных данных являются: содержательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирование.

Методы сбора и анализа информации тесно связаны и взаимодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяемые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным поведением и воздействия на него.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представление о современной преступности (и в частности — о подростковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выделяя в ней такие параметры:

— динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

— структура и характер совершаемых преступлений;

— профессионализация преступных проявлений;

— социально-демографическая характеристика преступников;

— виды и характеристика групповой преступи ости;

— влияние взрослых на подростковую преступность;

— проявление новых видов и способов преступного промысла;

— степень коррумпированности преступности;

— связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Проведенный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают обитую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому анализ уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

Анкетный метод — это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количественных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, правовым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетированием можно охватить большую группу лиц, провести исследование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что анкетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью. В изучении преступности несовершеннолетних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных ПТУ, воспитательных колоний и др.

Перед экспертами ставятся конкретные вопросы, на которые они должны дать квалифицированные ответы: высказать свое мнение, провести экспертную оценку, проранжировать выделенные параметры и т.д. Экспертные оценки отличаются большей объективностью и меньшей предвзятостью, используются для взаимной проверки информации, получаемой из других источников.

Источник:
Методы криминальной психологии
Предмет и задачи криминальной психологии. Предмет криминальной психологам. Преступность и преступления как социальное явление изучаются многими науками: криминологией, уголовной статистикой,
http://megapredmet.ru/1-34666.html

Предисловие к книге Криминальная психология, преступные типы

Предисловие к книге «Криминальная психология, преступные типы»

С. В. Познышев — профессор Государственного Московского Психоневрологического Института, профессор Международной Академии Наук в Тулузе

О необходимости систематического криминально-психологического изучения преступников автор высказывался давно. Постепенно у него сложился план такого изучения, наметился круг важнейших вопросов, подлежащих исследованию, и накопился большой материал, почерпнутый им при постоянных посещениях мест заключения и зал судебных заседаний. Некоторая часть этого материала найдет себе место на страницах этой книги и подвергнется теоретическому освещению. Одно изложение отдельных случаев, без освещения теоретическими положениями их жизненного значения, лишено цены и интереса, оставляя читателя с невыясненными вопросами: «ну, что же из этого, что отсюда следует? Какое значение имеет та или иная сторона обрисованного случая?» и т. д. Поэтому изложению отдельных обследованных случаев автор предпосылал известные теоретические положения, которыми, затем, пользовался при объяснении этих случаев.

Планомерное, систематическое изучение заключенных московских мест заключения автор начал три года тому назад, в чем ему оказывали ценную помощь его ассистенты: М. К. Александров-Дольник, С. Л. Воронов, А. С. Иванов, Н. Г. Кельберер, А. А. Климушкин, Б. М. Наумов, О. С. Познышев, М. П. Ревидцев, О. А. Скворцова, В. С. Спановский, И. Й. Станкевич, Н. В. Терзиев и П. С. Цветков. Автор считает своим приятным долгом выразить им здесь свою благодарность. Вместе с тем автор приносит свою благодарность и Главному Управлению Местами Заключения, в лице его прежнего и настоящих руководителей — Л. А. Саврасова, Е. Г. Ширвиндт и Л. Я. Корнблит; за любезное предоставление свободного доступа в места заключения для научных исследований.

Источник:
Предисловие к книге Криминальная психология, преступные типы
Предисловие к книге Познышева Криминальная психология, преступные типы
http://medbasis.ru/kps-preface-poznyshev

Предмет и задачи криминальной психологии

Криминальная психология изучает психологические закономерности , связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла , подготовкой и совершением преступления , а также психологические пути воздействия на него .

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью

Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области .индивидуальной профилактики преступности . В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных , но и корыстных преступников , структура и психологические особенности преступных групп.

Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию ,но строго говоря не является предметом их изучения ;это дело педагогики и психологии .

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных «тормозов» и внутреннего контроля .

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывает влияние понятия и представления ,не соответствующие общественному правосознанию.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы , и темперамент , и характер . Но этот вопрос и остается спорным из-за отсутствия серьёзных научных исследований в этой области.

Постулирование того факта , что преступность обусловлена прежде всего социально , вовсе не означает , игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения .

Общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы : какие индивидуальные особенности, начинания с какого периода , в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности , воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребёнка или взрослого.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития , формирования личности . Попытку сопоставить соотношение биологического и социального развития, формирование личности.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол ,тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления , как «воскресные дети » , » дети карнавала» , дети , зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так , по данным , приведенным Ф.Г Угловым , наблюдения за 1500 роженицами показали , что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2 % непьющих матерей , 9 % умеренно пьющих , и у 74 % матерей ,злоупотребляющих спиртным.

Эти факты свидетельствуют о том , что даже биологическая подструктура , где речь идёт о сугубо врождённых наследственных свойствах индивида , не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности , проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека , в характере его социальной активности .Как известно , героями и преступниками не рождаются, а становятся , и , следовательно , в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным , прижизненным факторам :воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако, было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности .

Выделяют следующие биологические предпосылки ,играющие отрицательную роль в поведении человека :

1. Патология биологических потребностей ,нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений.

2. Нервно-психические заболевания ( психопатия , неврастения , ), которые повышают возбудимость нервной системы , обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями.

3. Наследственные заболевания ,особенно отягощенные алкоголизмом , которым страдают 40 % умственно отсталых детей .

4. Психофизические нагрузки , конфликтные ситуации ,изменение химического состава окружающей среды , использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей ,разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации .Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой , поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда ,а их взаимодействие.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес , поскольку она не просто отражает определенные внешние условия , но и является активной стороной взаимодействия .Для нее характерна сознательная ,целенаправленная деятельность.

Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей ,достижения личных и совместных целей .В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию ,в том числе и зависимую ,подчиненную. Однако, в отличие от убийц , правопослушные люди способны выйти из группы , уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта ,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.

Источник:
Предмет и задачи криминальной психологии
Предмет и задачи криминальной психологии Криминальная психология изучает психологические закономерности , связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла , по
http://lifepsycho.ru/189-predmet-i-zadachi-kriminalnoj-psixologii.html

COMMENTS