Кто такой бес

Бес (христианство): описание, значение и изгнание

Бес (христианство): описание, значение и изгнание. Кто такой бес в христианстве

Злым духом считается бес. Христианство также отождествляет его с чертом, страшным дьяволом или коварным демоном. Этот образ был создан на основе тех трактовок, что предоставляли традиции церкви.

В XI столетии можно впервые услышать, что существует особый образ в христианстве — бес. Кто это? Об этом можно было узнать, прочтя строки «Слова о законе и благодати» или же в эпосе, повествующем о походе князя Игоря и его полка, написанном в XII веке. Кроме того, кто такой бес в христианстве, можно узнать из многих других произведений.

На самом деле так называли все образы, имевшие какое-либо отношение к язычеству. Не ушел от этого прозвища и великий Велес. Бес (христианство) – это любая сущность, чье существование противоречит верховенству бога в мире духовного. Если взглянуть в перевод Библии XIX века, также можно заметить этот термин. В английском, а также немецком языках это слово воспринимается как синоним слова «дьявол». Славяне позаимствовали его у жителей индоевропейских территорий, у которых это значило «страх». Греки так называли обезьяну.

По мнению языческих славян, зима – это время царствования бесов, которые насылают холод. Также с ними ассоциируется темное время суток. Одним словом, этим существам приписывали причастность ко всем явлениям природы, которые нарушали человеческий покой и комфорт.

Согласно концепции христианства, бесы – это духи зла, о повадках которых можно узнать очень многое из повестей или же описаний жизни святых. Также, исследуя этот вопрос, стоит уделить внимание демонам, богам язычников и идолов, которые причисляли ко все той же категории. Их называли собирательным термином «бес». Христианство во многих сюжетах представляло его как искусителя святых или отправившихся в пустыню.

Разумеется, многие сюжеты заканчиваются победой добра над этими проявлениями злых сил. Может наслать болезни, соблазнить грешника или же ввергнуть душу в порок бес. Христианство утверждает, что именно он сталкивает человека с праведного пути. Так что очень близок этому образу чёрт, являющийся также зловредным персонажем, портящим людям спокойную жизнь.

Поддерживает концепцию борьбы с этими существами христианство. Изгнание бесов является избавлением от одержимости. У психиатрии, конечно, есть свои взгляды на данной вопрос. Там это явление называется «какодемономанией». Также может сложиться впечатление, что паразит присосался к душе человека, который болеет бешенством.

Распространены представления о том, что у человека есть не одно тело, а несколько: физическое, астральное, эфирное. Считается, что тот мир, в котором мы живем – это всего лишь один уровень всего сущего. Есть низшие круги, в которых в большинстве своем живут именно такие создания и их жертвы.

Попасть туда можно, злоупотребляя наркотиками или алкоголем. Когда заходит речь о так называемой белочке, отличающейся от милого пушистого создания, можно говорить о том, что человек разрушает барьер между мирами и низвергается в объятия темных сущностей, питающихся за счет негативных эмоций своего донора.

Паразиты могут цепляться к душе личности и пожирать ее потихоньку. Это объясняет все те видения, что приходят к людям в состоянии измененного сознания. Кажется, что выпил, протрезвел и все прошло, но на самом деле по кирпичику выпадают части из стены между здоровым сознанием и этим страшным миром иллюзий.

Вселяется в душу и помогает ей разлагаться бес. Христианство в качестве лекарства от такой заразы предлагает стать на праведный путь и жить в соответствии с текстами заповедей. Ведь нет в мире ничего, чего нельзя было бы исправить, в частности и это.

Если индивид делает выбор в пользу правильного поведения, со временем он почувствует облегчение и чистоту. Главное – признать свои поступки недостойными, покаяться, довериться Духу Божьему. Поселить в душе свет или злобу – это личный выбор каждого.

Бес воистину подобен пристрастию к алкоголю или табаку. Он может порабощать сознание и изменять его, но если личность оказывается сильнее и решает скинуть с себя эти оковы, ей подвластно все. Считается, что святые, мученики, а также преподобные проходили через борьбу с этими созданиями.

Присутствие этих существ чувствовали во все времена. Даже сейчас, когда люди уже не столь суеверны, они продолжают употреблять термины «взбесился», «бесноватый» и подобные им. Эффективной процедурой по изгнанию вредоносных сущностей считался экзорцизм, включавший молитвы, перечень обрядов, свойственных той или иной религии.

Проводить подобные действия начали еще в седой древности, когда они были неотъемлемой составляющей верований, а также культов. Сегодня одержимость приравнивают к расстройствам психики. Многие просто пытаются привлечь внимание, создавая впечатление, будто в них вселился бес. Исцеление, которое происходило после процедуры экзорцизма, больше похоже на плацебо или обычное внушение, чем на непосредственный результат действий священника.

Еще до того, как возникло христианство, с демонами можно было познакомиться, изучая шаманизм. Уже там было подробно изложено, кто они, как их изгнать. Хотя в хритсианской традиции, конечно, это не признавют и утверждают, что впервые экзорцизмом занимался Христос. Ведь именно он как-то исцелил порабощенного демоном человека, освободив его душу.

Темные сущности заставляли жертву жить в гробу. Иисусу хватило одной фразы, чтобы приказать темным духам вылететь прочь и перелететь в свиней. По мнению христиан, Бог наделял отдельно взятых апостолов и прочих святых особым даром изгнания нечисти. В наше время есть много любителей мистики, ищущих ее на страницах книг и киноэкранов. Существует множество фильмов на эту тему.

У медицины есть свое мнение на данный счет. Считается, что дело здесь в психическом заболевании. Те, кого обычно считают одержимыми, проявляют все признаки истерии, маниакальности, психотического состояния, появляется эпилепсия, шизоидные расстройства, даже раздвоение личности.

Кстати, касательно последнего, любопытным является то, что 29% «приживал» в душах таких пациентов – это демоны. Также с ними можно связать мономанию или паранойю.

Многое об экзорцизме можно почерпнуть из Евангелия. Считается, что покинув человека, дух отправляется бродить по тем местам, где нет воды. Его целью является найти покой, что ему не удается. После этого он все-таки возвращается в свой дом, которым является человеческая душа.

Для того чтобы мучительная процедура не повторялась по новому кругу, нужно, чтобы после изгнания беса человек не просто оставил в своей душе зияющую дыру, но наполнил ее светом, добром, которые можно почерпнуть в молитве, мыслях о Боге.

Кроме того, в писаниях можно найти данные о том, что не только Иисус с апостолами занимались экзорцизмом, но и еврейские заклинатели. В Евангелии описан случай, когда иудейские целители изгоняли демона, который заставлял свою жертву страдать лунатизмом. Основным инструментами в таком случае являются молитва и пост.

Кроме того, это искусство покорялось и обычным людям, которые преисполнялись верой. Они использовали имя Господа. Также с демонами и бесами связывают дурные мысли, сомнения и прочие побочные эффекты искривленной мыслительной деятельности. Душевный покой – неотъемлемая составляющая счастья, обретение которого тоже порой называли изгнанием демонов.

Источник:
Бес (христианство): описание, значение и изгнание
В христианской традиции есть Бог, ангелы и святые, считающиеся положительными образами.Противовесом им выступают темные духи, бесы и демоны.
http://fb.ru/article/243072/bes-hristianstvo-opisanie-znachenie-i-izgnanie-kto-takoy-bes-v-hristianstve

ВИА Мидгард-ИНФО

Бесы – это астрально-ментальные сущности-разрушители, и они имеют физическое тело. Их тело состоит из многих отдельных тел: бактерий, вирусов, гельминтов. (Бесы – это их коллективное сознание). Об этом говорится в Ессинском евангелии мира», обнаружение свитков которого предсказал Эдгар Кейси:

«И когда они приняли крещение, ангел воды вошел в их тела, и истекло из них всё отвратительное, вся нечистота их прошлых грехов, и как горный водопад исторгся из их тел поток твердой и мягкой мерзости. И земля, где воды их истекали, была так загрязнена, и так ужасающе было зловоние, что никто не мог более оставаться там. И дьяволы покинули их тела в виде многочисленных червей, корчащихся от бессильного гнева, после того как ангел воды изгнал их из внутренностей Сынов Человеческих . И затем снизошла на них сила ангела солнечного света, и сгинули черви в своей отчаянной агонии, спаленные ангелом солнечного света. И все дрожали от ужаса, глядя на всю эту мерзость Сатаны, от которой ангелы избавили их. И воздали они благодарность Богу, пославшего своих ангелов им во спасение.»

«Одного человека очень сильно мучил бес. И Иисус помог ему:

«Затем все они подошли к Иисусу и с громким плачем стали умолять его:

— Учитель, сжалься над ним, ибо страдает он более, нежели все мы, и если ты сейчас же не изгонишь Сатану из него, мы боимся, он не доживёт до завтра.

И Иисус ответил им:

— Велика ваша вера. Пусть будет по вере вашей, и скоро вы увидите мерзкое обличье Сатаны лицом к лицу и власть Сына Человеческого. Я изгоню из тебя могущественного Сатану силой невинного агнца божьего, самого слабого из всех существ Господних. Ибо святой дух Бога делает самого слабого сильнее самого могущественного.

И Иисус взял молока от овцы, которая паслась в траве. И поместил он молоко на нагретый солнцем песок, говоря:

— Смотрите, сила ангела воды вошла в это молоко. И сейчас в него войдет и сила ангела солнечного света.

И молоко сделалось горячим от солнца.

— А сейчас ангелы воды и солнца объединятся с ангелом воздуха.

И вдруг пары горячего молока начали медленно подниматься в воздух.

— Приди и вдохни ртом своим силу ангелов воды, солнечного света и воздуха, чтобы она могла войти в тело твое и изгнать Сатану.

И больной человек, которого так сильно мучал Сатана, глубоко вдохнул в себя поднимающийся белый пар.

Немедленно Сатана покинет твое тело, ибо три дня он уже голодает, не находя пищи внутри тебя . Он выйдет из тебя, чтобы утолить свой голод горячим парным молоком, ибо эта пища желанна для него . Он почует этот запах и не сможет устоять против мук голода, которые терзают его в течение уже трех дней. Но Сын Человеческий разрушит его тело, чтобы он не мог более никого мучить.

И тут тело больного охватил озноб, и у него стали появляться позывы на рвоту, но его не вырывало. Он хватал ртом воздух, ибо ему не хватало дыхания. И на руках Иисуса он впал в беспамятство.

— Вот Сатана покидает его тело, смотрите на него, — и Иисус указал на открытый рот больного.

И они все с изумлением и ужасом увидели Сатану, выходящего из его рта в виде отвратительного червя, который пополз прямо к парному молоку . Затем Иисус взял в руки два острых камня и расшиб голову Сатаны и вытянул из больного всё тело чудовища, которое длиной было почти в рост человека . Когда мерзкий червь вышел из тела человека, тот начал тотчас дышать, и все боли его прекратились. И все с ужасом наблюдали отвратительное тело Сатаны.

Посмотри, какого мерзкого зверя ты носил в себе и питал многие годы. Я изгнал его из тебя и убил, чтобы не мог он более мучить тебя. Воздай благодарение Богу за то, что его ангелы освободили тебя, и не греши больше, иначе Сатана вернется в тебя. Пусть тело твое отныне будет храмом отданным твоему Богу.

И все изумлялись словам его и его силе. И сказали они: —

Учитель, ты, воистину, посланец Бога и знаешь все тайны.»

Веельзевул, как известно «владыка мух», кто же эти «мухи»? Это паразиты, «черные» (так они выглядят на тонком плане).

А вот что пишет Рогожкина В.Ю. в книге «Эниология»:

Медики обратили внимание: при массовых эпидемиях в Европе в средние века люди заболевали не все, а выборочно. Кроме того, переезд из пораженного населенного пункта (смена метакода местности) практически гарантировал выживание, а насильственное заражение приговоренных к смертной казни носителями холеры, чумы — четверо из пяти выживают! Это заставило некоторых задуматься о кармических причинно-следственных связях эпидемий и их разумности.

Многомерный подход в изучении Мироздания позволяет понять, что сущность может быть спроектирована в четырехмерное пространство отдельными физическими планами. Но в астрально-ментальном плане — это единая разумная сущность! Любая эпидемия — это не просто набор вирусов или бактерий. Это сущность, выполняющая определенную кармическую функцию по уничтожению самого страшного деструктора — человека! И что самое «забавное» в этой ситуации — через вакцинацию и применение ядохимикатов мы сами значительно ускоряем этот процесс. «

Если люди нарушают законы мироздания – такие как употребление в пищу мяса и рыбы (в мясе находятся яйца гельминтов, причем самых страшных, многометровых червей (Веельзевул видимо это бычий цепень, солитер и т.д., у любого живого существа кроме грубого есть и тонкая форма, у паразитов она также есть), поэтому мясо и запрещено, а в рыбе находятся яйца паразитов, вызывающих например описторхоз, «все болезни от мяса»), алкоголя (он ослабляет иммунитет:

Алкоголь ослабляет иммунитет и мешает выздоровлению после болезней

МОСКВА, 15 ноября. /АМИ-ТАСС/ Алкоголь приносит гораздо больше вреда для организма, чем просто повреждение печени. Чрезмерное потребление алкогольных напитков также ослабляет иммунную систему, приводит к медленному заживлению ран и медленному выздоровлению, нарушает формирование костей, увеличивает риск передачи ВИЧ-вируса и препятствует восстановлению от ожогов, травм, кровотечений и хирургической операции. К таким заключениям пришли американские медики Университета Лойолы, проведя подробные исследования воздействия алкоголя на работу организма.

Окислительный стресс, который вызван алкоголем, способствует ослаблению защитных функций иммунной системы, поддерживающих правильную работу всего организма и помогающих нам бороться с инфекциями и болезнями. Таким образом внутреннее воспаление, спровоцированное алкогольными напитками, ослабляет иммунитет и тем самым мешает нормальному восстановлению после травм и заболеваний. По мнению врачей, самый верный способ минимизировать негативные последствия спиртного на здоровье — это потреблять его в самых умеренных количествах.

Поэтому Перун говорит в «Саньтиях Веды Перуна» (Круг 1, Саньтия 1, шлоки 12 – 15):

Поэтому в тантрах и говорится что «великая богиня и великая демоница» Кали (сама Смерть с топором на готове) там где 5 М (панчамакара, панчататтва: мадья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (поджаренные зерна) и майтхуна (совокупление)):

«Там, где есть 5 М, несомненно, обитает Богиня; от [того же места,] где её нет, Мать вселенной отворачивается» (Камакхья-тантра 3. 22-31)

Эти «5 М» ослабляют иммунитет (но при этом дарят наслаждение. саморазрушением) и способствуют размножению паразитов, человек поражается многочисленными паразитами, которые разрушают его здоровье, появляется множество болезней (включая психические! Интересно что на сыроедении проходит даже шизофрения), изменяется его характер и происходит преждевременная смерть. Академик Павлов сказал « смерть раньше 150 лет я считаю насильственной ».

Народность хунзы в Гималаях живут 120-140 лет и они не знают болезней, они сыроеды . Соблюдают закон Бога, о котором говорит Иисус в «Ессинском евангелии мира») и придерживаются правила «больше работай – меньше ешь».

Переходя на сыроедение у людей проходили даже тяжелые стадии рака (Шаталова Г. «Здоровье человека»), когда врачи уже выписывали из больницы домой умирать. И пожилые люди обретали такое здоровье, которое у них даже в молодости не было. Например, сыроед Даниэлян говорит: «Даже если я очень захочу, не смогу заболеть. Могу лечь в снег и лежать три часа. Конечно, не засну, но простуды не будет». И подтверждает свои слова. Человек перестает мерзнуть, ему жарко, потому что его кишечная микрофлора вырабатывает тепло, толстый кишечник становится своеобразным обогревателем, а слепая кишка перестает быть атавизмом, у нее есть своя функция. Об этом можно прочитать например у Г.Шаталовой или Г.Малахова.

В Африке, где по словам Джона Фэйворса, африканского короля и одновременно гуру ИСККОН, люди «трахают все что движется», умирают молодыми, в 25-30 лет и там огромное количество болезней. Не потому что там жарко, не только из-за этого. Главная причина в том что нарушаются законы Бога. Если человек не нарушает законы Бога то ни болезней, ни старения, ни смерти у него не будет, об этом говорит Перун в «Саньтиях Веды Перуна» (шлока 1, саньтия 2, шлока 2(18)):

« Вы живите по законам РИТА[10] и по законам Бога Рода-Творца Единого, ибо по этим законам живут все Миры и Земли[11], во всех Вселенных…, кои создал Великий Ра-М-Ха. И не знают они смерти, ибо покинула смерть и тьма Миры эти, а Свет и Безсмертие наполнили красотой Жизни их. »

Именно поэтому уменьшался рост людей и продолжительность их жизни от эпохи к эпохе, потому что уменьшалась добродетель людей из-за уменьшения количества Духовного Света Инглии из центра Галактики, поступающего к нам (об этом статья Дарияра «Время Перемен»).

Поэтому в Индийских Ведах и говорится что в эпоху сатья (века праведности) люди жили 100000 лет, продолжительность с каждой эпохой уменьшалась в 10 раз, также уменьшался их рост. В сатья-югу дхарма (религия) стояла на 4 ногах, каждая из последующих эпох убирала у неё по одной ноге. В Кали-югу (в которую мы живем, Ночь Сварожью) она стоит всего лишь на одной ноге. Количество Духовного света Инглии из центра Галактики минимально.

P . S . Поэтому признаки одержания бесом — ФИЗИЧЕСКИЕ , потому что в теле работают паразиты, в нервной системе и т.д. Пена изо рта, катание по земле, волосы дыбом. Они и есть кундалини, спящая благодаря иммунитету «энергия». Поэтому при ее пробуждении дрожь, покалывание в разных частях тела и т.д. Поэтому в тантрах есть практики расстановки «богов» (дэвов) внутри тела и практики носят внутренний характер. Мантры, магические заклинания, позволяют ими управлять, оживлять, и т.д.

Источник:
ВИА Мидгард-ИНФО
Бесы – это астрально-ментальные сущности-разрушители, и они имеют физическое тело. Их тело состоит из многих отдельных тел: бактерий, вирусов, гельминтов. (Бесы – это их коллект
http://via-midgard.info/news/article/9679-kto-takie-besy.html

Кто такой бес

Angelologia . Православное учение об Ангелах

Рога и копыта.
Кто такие бесы, и нужно ли их бояться.

Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен» или «меня это бесит»? Наверное, в большинстве случаев — просто крайнюю степень раздражения. И хотя корневая основа подобных слов ясно указывает на их происхождение от слова «бес», в наше время это мало кого может смутить. В рецензии на новый спектакль пресса восторженно сообщает, что премьера прошла «с бешеным успехом», тинэйджеры пишут в своих сетевых дневниках, как они «классно побесились» на рок-концерте, а ветеринары делают домашним животным прививки «от бешенства».

Столь безразличное отношение к употребляемым словам легко объясняется простым, но печальным фактом: к сожалению, люди сегодня очень плохо представляют себе, кто же это такие — бесы. Откуда они взялись, какими качествами обладают и стоит ли отождествлять себя и окружающих с этими существами, пусть даже всего лишь на уровне фигуры речи?

На противоположном фланге галереи литературных бесов — булгаковский Воланд. Это уже едва ли не всемогущий вершитель человеческих судеб, средоточие интеллекта, благородства, справедливости и прочих положительных качеств. Человеку бороться с ним бессмысленно, поскольку, по Булгакову, он практически непобедим, ему можно только с благоговением подчиниться — как Мастер и Маргарита, или погибнуть — как Берлиоз, ну а в лучшем случае — повредиться рассудком, как поэт Иван Бездомный.

Две эти крайности в литературном изображении бесов, естественно, формируют у читателей такие же крайности и в отношении к изображаемому. От полного пренебрежения пушкинскими бесенятами-недотепами как безусловно сказочными персонажами до полной уверенности в реальном существовании Воланда-сатаны, суеверного ужаса перед его могуществом, а иногда и прямого поклонения духам тьмы.

Ничего удивительного тут нет, сила художественного произведения в том и заключается, что литературный герой начинает восприниматься нами как настоящий. В Лондоне, например, существует вполне реальный музей, посвященный вымышленному сыщику Шерлоку Холмсу, а в Советском Союзе настоящие городские улицы называли именем пламенного революционера Павки Корчагина, невзирая на его стопроцентно литературное происхождение.

Вопреки распространенному заблуждению, сатана вовсе не является вечным антиподом Бога, а бесы — антиподами ангелов. И представление о духовном мире как о некоем подобии шахматной доски, где черные фигуры на равных условиях играют против белых, в корне противоречит учению Церкви о падших духах.

В христианской традиции существует понимание четкой границы между Богом-Творцом и Его творением. И в этом смысле абсолютно все обитатели духовного мира в равной степени относятся к категории творений Божиих. Более того, сама природа бесов изначально точно такая же, как и у ангелов, и даже сатана не является каким-то особенным «темным богом», равным по силе Творцу. Это всего лишь ангел, который когда-то был самым прекрасным и сильным творением Бога в созданном мире. Но само имя — Люцифер («светоносный») — не совсем правильно употреблять по отношению к сатане, поскольку это имя принадлежит не ему, а тому самому светлому и доброму ангелу, которым сатана когда-то был.

Церковное предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12: 4).

Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив его силой и свойствами, которых не было больше ни у кого; Люцифер оказался самым совершенным существом в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию — исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром.

Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их с любовью, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора — любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать — быть с Богом или быть без Бога…

Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем. Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним это роковое для них решение приняли третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12: 7-9).

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение. 12, 7–9).
Иллюстрация к Библии Гюстава Доре

Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы — бесами. Нетрудно заметить, что здесь нет ни малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам поверженной армии, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны.

Само слово «ангел» — греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» — и можно ли верить этой вести?

… Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона — всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану — убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8: 44).

К самостоятельному творчеству ангелы не способны, они могут лишь выполнять творческий замысел Бога. Поэтому единственным способом существования для отказавшихся от своего призвания ангелов оказалось стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли хотя бы прикоснуться.

Завидуя Богу, но не имея ни малейшей возможности причинить Ему какой-либо вред, бесы всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творение. А поскольку венцом материального и духовного мира, самым любимым творением Божиим стал человек, на него и обрушилась вся неудовлетворенная мстительность и злоба падших ангелов-вестников, несущих людям вместо воли Божией — свою, страшную для всего живого волю.

И здесь возникает очень важный вопрос: как же человеку выстраивать отношения со столь грозной силой, стремящейся его погубить?

В сборнике народных русских сказок А. Н. Афанасьева есть любопытный сюжет на религиозную тему:

«Одна баба, ставя по праздникам свечку перед образом Георгия Победоносца, завсегда показывала кукиш змею, изображенному на иконе, и говорила: вот тебе, святой Егорий, свечка, а тебе, сатана, — шиш. Этим она так рассердила нечистого, что он не вытерпел; явился к ней во сне и стал стращать: „Ну уж попадись ты только ко мне в ад, натерпишься муки!“ После того баба ставила по свечке и Егорию, и змию. Люди и спрашивают — зачем она это делает? „Да как же, родимые! Ведь не знамо еще куда попадешь: либо в рай, либо в ад!“»

В этой истории, несмотря на весь ее христианский антураж, очень лаконично и убедительно представлен языческий принцип одновременного налаживания отношений и со злыми божествами, и с добрыми. И сам путь к практическому решению проблемы указан здесь довольно ясно: каждому по свечке и — все довольны! Почему же так комично выглядит в этом народном анекдоте предусмотрительность наивной женщины? Да потому, что умилостивить беса может надеяться лишь тот, кто не понимает простой истины: наладить добрые отношения со злыми духами невозможно. Возненавидев все творение без исключений, бесы загнали себя в онтологический тупик, так как сами они тоже — творения Божии. Поэтому ненависть стала для них единственно возможной формой отношений друг к другу, и даже самих себя они могут только ненавидеть. Сам факт собственного бытия является для бесов мучительным.

Такое страшное мироощущение можно сравнить, наверное, лишь с состоянием несчастного животного, умирающего от вирусной инфекции, которую в просторечии не без оснований называют бешенством. Главным симптомом этой страшной болезни являются спазмы пищевода, не пропускающие в организм никакую жидкость. Вода может находиться совсем рядом, но животное умирает от жажды, не имея малейшей возможности ее утолить. Обезумев от этой пытки, больной зверь кидается на всех, кто имел неосторожность к нему приблизиться, ну а если никого рядом нет — уже в полном помрачении кусает сам себя. Но даже такая жуткая картина может дать лишь очень слабое и приблизительное представление о том, что же может испытывать существо, люто ненавидящее весь мир, не исключая себя самого и себе подобных.

А вот теперь — вопрос на засыпку: будет ли здравомыслящий человек пытаться завести дружбу с бешеной собакой? Или, к примеру, смог бы киплинговский Маугли выжить в стае бешеных волков, непрерывно рвущих друг друга? Ответ в обоих случаях очевиден. Но тогда неизмеримо более безнадежным предприятием является попытка умилостивить беса с тем, чтобы обеспечить себе комфортабельное местечко в аду.

Делать реверансы в сторону сил зла — бессмысленное и бесполезное занятие. В Священном Писании ясно сказано, что для сатаны люди представляют интерес исключительно в качестве потенциальной жертвы: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет 5: 8).

И хотя тыкать кукишем в икону Георгия Победоносца, как это делала героиня афанасьевского анекдота, совсем не благочестивое дело, и заниматься этим, конечно, не стоит, но все же тем христианам, которые испытывают суеверный страх перед бесами, не худо было бы вспомнить, что в самом чине Таинства крещения каждый христианин не то что кукиш бесу показывает, но буквально — плюет на него троекратно, отрекаясь от сатаны.

Мало того, впоследствии христианин ежедневно вспоминает об этом отречении в молитве святителя Иоанна Златоуста, читаемой перед выходом из дому: «Отрицаюся тебе, сатано, и гордыни твоей и служения тебе; и сочетаюся Тебе, Христе Боже, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Но откуда же берется у христиан подобное дерзновение? Ответ прост: плевать на таких опасных и сильных врагов может только тот, кто находится под надежной защитой.

Кто утопил свиней

Люди, впервые знакомящиеся с Евангелием, иногда обращают пристальное внимание на те детали евангельского повествования, которые для воцерковленного человека являются второстепенными и малозначительными. Один такой случай описывает Н. С. Лесков в повести «На краю света», где православный епископ, путешествуя по Сибири, пытается объяснить своему проводнику-якуту суть христианского вероучения:

«Ну а знаешь ли ты, зачем Христос сюда на землю приходил?

Думал он, думал — и ничего не ответил.

— Не знаешь? — говорю.

Я ему все Православие и объяснил, а он не то слушает, не то нет, а сам все на собак погикивает да оростелем машет.

— Ну, понял ли, — спрашиваю, — что я тебе говорил?

— Как же, бачка, понял: свинью в море топил, слепому на глаза плевал — слепой видел, хлебца-рыбка народца дал.

Засели ему в лоб эти свиньи в море, слепой да рыбка, а дальше никак и не поднимется…»

Парадоксальным образом все те же свиньи, засевшие в лоб лесковскому безграмотному якуту, в наши дни иногда могут привести в смущение уже вполне цивилизованных людей с высшим образованием. Как кроткий и любящий Христос, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», смог безжалостно утопить стадо свиней? Разве любовь Божия не распространяется и на животных тоже?

Вопросы вроде бы формально правильные (хотя возникнуть они могли, наверное, лишь у современного человека, который никак не связывает ветчину на своем столе со свиньей, из которой эту ветчину сделали). Но все же ошибка в подобном рассуждении есть. И дело даже не в том, что упомянутые в Евангелии свиньи рано или поздно все равно попали бы под нож мясника.

При внимательном прочтении этого места в Евангелии становится очевидным простой факт: Христос не топил несчастных животных. В их гибели виноваты… бесы.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло (Лк 8: 27–33).

Отрекаясь в крещении от сатаны, человек вверяет себя Тому, Кто имеет абсолютную власть над сатаной. Поэтому, даже если бесы нападают на христианина, это не должно его особо пугать. Такое нападение возможно при единственном непременном условии: если его разрешит Господь. Укус змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из змеиного яда лекарство. Так и Господь злую волю бесов может использовать как средство для исцеления человеческой души. По общему мнению отцов, беснование попускается Богом тем людям, для которых этот путь оказывается наилучшим в приобретении смирения и спасения. «В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…» — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Между тем, обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения» (святитель Иоанн Златоуст).

Искушение святого Антония

Бесы действуют лишь там, где им попускает это Господь, обращающий злые замыслы падших духов ко благу людей. Этим отчасти объясняется знаменитый парадокс Мефистофельского самоопределения у Гете: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Хотя даже в литературном произведении бес все равно продолжает врать: никакого блага совершить он, конечно же, не в состоянии и, как всегда, приписывает себе чужие заслуги.

Чем дальше, тем хуже…

Бесы ненавидят Бога. Но чем Бог отвечает на эту ненависть? Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

К сожалению, для подобной радости диавол не дает никаких поводов. И единственно правильное и безопасное для человека отношение к падшим духам, обезумевшим от злобы и гордости, — не иметь с ними ничего общего, о чем и просят Господа христиане в заключительных словах молитвы «Отче наш»: …не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

Copyright © 2007-2011 «Angelologia. Православное учение об Ангелах»
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия редакции.

Источник:
Кто такой бес
Angelologia . Православное учение об Ангелах Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться. Что имеет в виду современный неверующий человек, когда говорит «я был взбешен»
http://www.angelologia.ru/osnovy/359_Aleksandr_Tkachenko.htm

Кто такой бес

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

бес — бес, а … Русский орфографический словарь

бес — бес/ … Морфемно-орфографический словарь

бес?да — БЕС?Д|А (217), Ы с. 1.Беседа, разговор; общение: Пьрв?? даже не слышиши не отъв?шт?ваи. и не вълагаи с? въ ср?доу бс?ды. и на съв?т? грешьныих не ?даи. (?? ???? ?????) Изб 1076, 147 об.; себ? отълоучилъ ?сть б?ъ. да и тъ ли въ д?леса се?а жизни… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

бесік — байлау. этногр. Бала бесікке б?ленгенде ырымдап берілетін сыйлы?. Н?рестеге сен апарар сый осы болсын. Анасына табыс ет. Ал б е с і к б а й л а у ы н а ?з ?ала?аны?ды атарсыз (Ж. Молда?алиев, Ал?. ?о?ырау, 88). Бесікке б?леу. этногр. Баланы… … ?аза? тіліні? т?сіндірме с?здігі

бес — а; м. 1. По религиозным представлениям: злой дух, искушающий человека; нечистая сила, чёрт, дьявол (изображается в виде человекообразного существа с рогами, копытами и хвостом). Изгонять бесов. * Вертеться, суетиться, метаться, как бес перед… … Энциклопедический словарь

БЕС — муж. растение Erythronium dens canis, кандык. II. БЕС муж. злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней; змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый,… … Толковый словарь Даля

БЕС — муж. растение Erythronium dens canis, кандык. II. БЕС муж. злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней; змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый,… … Толковый словарь Даля

бес — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? беса, кому? бесу, (вижу) кого? беса, кем? бесом, о ком? о бесе; мн. кто? бесы, (нет) кого? бесов, кому? бесам, (вижу) кого? бесов, кем? бесами, о ком? о бесах 1. В иудаизме, христианстве и… … Толковый словарь Дмитриева

бес — Демон, злой (нечистый) дух, дьявол, сатана, черт, нечистая сила, нелегкая; лукавый, враг, искуситель, злой гений, аггел, шайтан. На грех меня лукавый натолкнул . Крыл. Я вздумал ревновать. Что делать? враг попутал, видно . Пушк. В людях ангел,… … Словарь синонимов

бес — аны?. Адамны? белгілі бір ?лт?а т?н екендігін ай?ындайтын бес т?рлі белгі (шарт). Б е с а н ы ? ? а тіл, дін, д?ст?р, тарих, атамекен жатады (М.Арын, Бес аны?, 53). Біз ??гімелеген ?лтты? сезімді білдіретін бес шарт немесе б е с а н ы ? бір ?ана… … ?аза? тіліні? т?сіндірме с?здігі

Источник:
Кто такой бес
Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 . бес — бес, а … Русский орфографический словарь бес — бес/ … Морфемно-орфографический
http://dic.academic.ru/dic.nsf/proverbs/499/%D0%91%D0%95%D0%A1

COMMENTS