Личность в системе социальных отношений

Личность в системе общественных отношений

Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникш­ая и социально заданная объективная действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой цели и идеалы, формирует и обогащает свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реаль­ный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, по­литические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности де­терминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматри­вается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общест­венных отношений, с другой — сама является продуктом историческо­го развития этих отношений.

Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремле­ние практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через дикта­туру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рам­ках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассмат­ривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с пози­ций рациональности. В личности отражаются особенности связи чело­века с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитив­ной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определе­ние: «Личность — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему соци­альных отношений посредством активной деятельности и общения».

Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социаль­ных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющих­ся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общест­венно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения куль­турными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нор­мы и принципы, убеждения.

Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, дея­тельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельно­сти. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структу­рирована и дифференцирована.

В соответствии с характером отношений личности к окружаю­щему миру социологи подразделяют деятельность на материаль­ную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отно­шения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, револю­ционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается вы­бор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реак­ционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на пер­вый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего тер­рористическая.

Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой. В современных условиях личность может оптималь­но организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогран­ны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

· качества личности, требуемые и проявляемые в деятельности;

· объективные и субъективные оценки деятельности, выражаю­щиеся в общественном одобрении или порицании;

· мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;

· способы и механизмы деятельности, предлагаемые обществом и выбираемые личностью;

· результаты деятельности, социально и индивидуально значи­мые.

Деятельностный подход к личности сводится к:

· определению системообразующего звена, доминантного вида дея­тельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д.);

· выяснению принципа осуществления деятельности — вынуж­денная или свободная, отчужденная или неотчужденная;

· изучению характера связи между различными видами деятельно­сти (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

· исследованию уровня осуществления каждого из видов деятель­ности.

Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в об­ществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отме­тим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.

Источник:
Личность в системе общественных отношений
Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным обра­зом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического
http://megaobuchalka.ru/1/22887.html

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1. Личность как социальная система. Структура личности

2. Личность в системе социальных связей и отношений

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

1. Личность как социальная система. Структура личности

Что такое личность и какова ее сущность? Прежде всего следует подчеркнуть, что «личность» ? одно из тех понятий в социологии, которое трактуется неоднозначно.. Существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Рассмотрим два основных подхода – нормативный и социологический. Первый связывает это понятие с набором положительных признаков, относящихся к сознанию и деятельности человека. Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность и т.д.

Суть второго подхода состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Таким образом, в первом случае личность рассматривается как нормативное понятие, во втором же – личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия с обществом и другими людьми.

Второй подход наиболее важен с точки зрения социологии, в которой отдельный человек рассматривается не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, несущей отпечаток некоторых социально-типичных черт.

Развитие человека как личности предполагает развитие взаимосвязи человека и общества. Отдельный человек может существовать, реально выявлять и развивать свои способности только в обществе других людей. Следовательно, социальную сущность человек приобретает только в обществе и при помощи общества.

При определении категории личности необходимо фиксировать внимание на своеобразии социальных признаков конкретно данного человека.

Человек – существо не только биологическое, но и социальное. «Личность, – как справедливо отмечал Е.А.Ануфриев, – понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни. И когда о человеке говорится как о личности, то имеется в виду прежде всего то, как проявляются в его конкретной деятельности экономические, идейно-политические, моральные и иные общественные отношения». (См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. ? М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 99).

Общий уровень социального развития человека непосредственно связан с его индивидуальным бытием. Поэтому очень важно рассмотреть диалектическое соотношение социального и индивидуального в человеке как условие его личностного развития. И начать это следует с анализа понятий «индивид» и «индивидуальность».

Словом «индивид» обозначается человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода или социальной группы. Понятие же «индивидуальности» охватывает те специфические природные и социальные качества и особенности человека, которые сложились у него на основе унаследованных биологических предпосылок и его индивидуального социально-экономического положения в историческом процессе развития.

По вопросу о том, являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными, существуют различные точки зрения. Исходным моментом для социологической науки служит то, что каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию в обществе, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные лица, выдвинувшиеся из массы других людей, благодаря своей выдающейся деятельности и способностям, социальному положению или специфическим индивидуальным качествам, становятся личностями.

Такое утверждение теоретически ошибочно и практически вредно, потому что неизбежно приводит к делению людей на «элиту» и «безличных», анонимных индивидов. Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности, занятой своей практической деятельностью и выступающей в роли субъекта познания и развития. Человек формируется как личность в той степени, в какой он при данных общественных условиях практически действует как субъект общественного и собственного развития.

Из всего этого можно сделать вывод, что личность является субъектом общественных отношений, своеобразной частицей общества, в которой отражаются все явления общественной жизни. Следовательно, личность нельзя рассматривать изолированно от общества, от социальных условий, в которых она формируется и действует. Это значит, что в свойствах общества отражаются свойства личности, и наоборот. Но при этом личность никогда не поглощается обществом. Более того, оно активно содействует развитию личности, создает все необходимые условия для ее социализации.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры. Только при помощи раскрытия структуры личности можно понять ее отдельные элементы и взаимосвязи между ними. Различные формы бытия человека предопределяют наличие нескольких структур: органической, психологической, социальной. Нас сейчас интересует социальная структура личности, важнейшими элементами которой являются индивидуальное сознание, ценностная ориентация, деятельность и культура.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды, откуда сознание индивида черпает жизненный материал. Для индивида общественное сознание предстает в виде суммы знаний и опыта, политических, правовых, нравственных и других принципов, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации. Это обусловлено своеобразием внутреннего духовного мира личности, заключающегося в тех свойствах и состояниях, посредством которых человек усваивает мир и воздействует на него.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Совокупность ценностных ориентаций есть направленность личности, которая выражается в миропонимании, нравственных принципах, политических взглядах. В обобщенном виде направленность выступает как убеждение. Направленность как один из ведущих элементов в структуре личности оказывает определяющее воздействие на другие ее элементы: на объем знаний, характер деятельности, стиль поведения и т.д.

В свою очередь культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. А последняя является способом реализации его потребностей и интересов.

2. Личность в системе социальных связей и отношений

Для того чтобы исследование проблемы взаимосвязи и взаимодействия личности и общества было достаточно полным, необходимо показать положение и роль личности в системе общественных связей, представляющих собой совокупность социальных контактов и социальных взаимодействий.

Будучи задействованной в системе социальных связей, личность постоянно общается с другими людьми, занимает определенное положение и выполняет различные социальные роли и функции в обществе.

Социальная роль личности выступает как совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека в обществе и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом личности. Социальный статус – это понятие, которое показывает место личности в системе социальных связей и отношений и определяемую им систему социальных функций личности.

Обретение личностью социального статуса происходит, с одной стороны, благодаря наследуемым признакам, т.е. социальному положению, происхождению, принадлежности к определенному полу, национальности, этносу, а с другой – благодаря собственным усилиям (получению образования, профессии).

В социологии считается, что социальные роли и функции, статус образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры, свойств.

Следует подчеркнуть, что социальные роли, функции и статус личности возникают не сами по себе. Они являются своеобразным предписанием той социальной среды, в которой находится личность. Выполнение этих предписаний возможно лишь при наличии у человека определенных способностей, уровня подготовки, необходимых социальных качеств. И в зависимости от этого общество, социальная среда делают отбор личностей, обладающих всеми требуемыми свойствами и качествами.

Но общество и социальная среда не ограничиваются только отбором людей для выполнения тех или иных ролей и функций, они также осуществляют контроль за их исполнением в соответствии с принятыми в обществе ролевыми ожиданиями. Это значит, что каждая личность несет ответственность перед обществом за исполнение своих ролей и функций, Иными словами, выполнение личностью предписанной социальной роли и социальных функций оценивается степенью ее ответственности перед обществом, другими людьми.

Понятие «социальная ответственность» используется для обозначения меры социальности, степени свободы совокупной деятельности. Как показывает социальная практика, далеко не каждый индивид готов нести бремя ответственности за результаты своей деятельности, за последствия своих поступков. Высокий уровень развития демократии, подлинная свобода создают возможности для формирования нового типа личности, отличительными чертами которой являются высокий уровень сознания, готовность активно участвовать в общественной жизни, взять на себя ответственность за результаты своей деятельности перед обществом.

Ответственного человека характеризуют высокая внутренняя организация, самодисциплина, обязательность, единство слова и дела и т.д. Именно эти качества в совокупности делают социальные роли и функции личности более эффективными.

3. Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Сущностная характеристика личности, ее взаимодействие с обществом будет неполной без анализа природы, причин и механизмов ее отчуждения как особого социального феномена.

Следует подчеркнуть, что проблема отчуждения личности в современной общественной, в том числе и социологической, науке является одной из мало разработанных. Причина тому заключалась в том, что в советские годы в официальной идеологии господствовало мнение, что отчуждение как социальное явление имманентно и присуще только капитализму и что социализм делает невозможным отчуждение личности. Именно это было одной из главных причин того, что наши ученые продолжительное время не обращались к этой теме.

Общее определение отчуждения впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология». (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ? Т.3. – С. 32.) Отчуждение, по их мнению, есть «консолидированное нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты». Иными словами, отчуждение – это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда личности отчуждается от нее и превращается в противостоящую ей силу.

Существуют различные источники и причины отчуждения. Таковыми, например, являются отношения собственности. Социально-экономическое отчуждение возможно в условиях, когда на основе существующих различных форм собственности происходит имущественное, социальное расслоение, противопоставление интересов большинства членов общества интересам меньшинства, в руках которых находится основная доля национального богатства, используемая не в интересах общества, а в собственных интересах.

Основой и причиной отчуждения могут быть и субъективные факторы. Так, экономическая и социальная политика государства, проводимая не в интересах всех граждан, а в интересах коррумпированных слоев, групп общества, ведет к противопоставлению экономически и политически господствующей элиты основной массе населения.

Говоря об отчуждении в России в недалеком прошлом, следует сказать, что в его основе лежали процессы, характерные для тоталитарных систем. В условиях административно-командных методов хозяйствования, когда абсолютизировались государственные формы собственности, сложилась ситуация, при которой происходило отчуждение человека от собственности. Государственная собственность нашла бессодержательную форму, исключавшую реальную заинтересованность в ее эффективном использовании и приумножении, которая привела к потере чувства хозяина, что и привело к экономическому отчуждению.

Аналогичное произошло и в социально-политической и духовной жизни. Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства привело к отстранению основной массы членов общества от реального участия в осуществлении власти, в решении государственных и общественных дел. А деформация социальных ценностей, расхождение слова и дела привели к психологическому отчуждению, понижению статуса знания, профессионализации значимости нравственного содержания труда. В результате люди самоустранились от общественных дел, личность предстала в роли пассивного исполнителя.

Что касается причин духовного отчуждения, то следует подчеркнуть то, что оно было порождено негативными процессами в духовной сфере и связано прежде всего с деформацией сознания. Под влиянием комплекса экономических, социально-политических факторов произошел определенный процесс в сознании и поведении личности, что нашло свое отражение в потере веры в идеалы, изменении ценностной ориентации, развитии равнодушия и т.д. И одной из основных причин этому является тотальный контроль над духовной сферой, ограничение свободы социального творчества. Таким образом, господство административно-командной системы, деформация экономических, политических и духовных отношений привели к отчуждению личности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни положили начало преодолению отчуждения личности. И сегодня уже более или менее четко просматриваются пути решения этой проблемы. Все обновления, проводимые в стране, должны помочь устранить истоки и причины отчуждения личности.

И решается эта проблема по следующим направлениям:

— экономическое отчуждение преодолевается в результате экономических реформ (разгосударствления, приватизации, введения многообразных форм собственности и др.), которые способствуют возрождению и развитию чувства хозяина;

— реформа политической системы, демократизация всех сфер общественной жизни обеспечивают преодоление политического отчуждения. В результате преобразований в области политической жизни (совершенствование избирательной системы, расширение и гарантия прав и свобод граждан) создается надежная основа для создания подлинного народовластия и превращения каждого человека в активного субъекта политической жизни;

— проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий труда и жизни людей, создания необходимых предпосылок и возможностей для удовлетворения основных социальных запросов и нужд граждан;

— отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, предотвращения коммерциализации культуры, обеспечение широкого доступа людей к искусству, науке, образованию, всемерного повышения уровня общественного и индивидуального сознания.

Итак, нами была сделана попытка рассмотреть важнейшие аспекты проблемы взаимоотношений личности и общества, дать целостную характеристику личности, ее места в системе социальных связей, показать механизмы взаимодействия личности и общества, истоки и причины отчуждения личности, формы его проявления и пути преодоления.

Глубокое знание этих вопросов, по нашему мнению, должно помочь студенту правильно разобраться в чрезвычайно сложном механизме взаимодействия личности и общества, четко определить свою жизненную позицию, свое место в системе реальных общественных отношений.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Раскройте соотношение понятий «человек» и «личность».

2. Охарактеризуйте основные составляющие «системы личности».

3. В чем состоит социальная зрелость личности?

4. Дайте характеристику личности как субьекта деятельности и общественных отношений.

5. В чем заключается социализация личности?

Источник:
ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 1. Личность как социальная
http://kursak.net/lichnost-kak-obekt-i-subekt-socialnogo-razvitiya/

Социальные отношения

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Источник:
Социальные отношения
Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то
http://womanadvice.ru/socialnye-otnosheniya

Тема сть в системе социальных отношений

1. Понятие личности в социологии

Социология как наука об обществе стремится установить зако­номерности общественного развития, понимая общество как про­дукт взаимной деятельности и связи людей. В этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества.

Проблема изучения человека в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущ­ности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обще­стве обязан понять, что движет поступками человека. Социальное поведение личности, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важ­нейшее значение имеет категория не «человек», а «личность». Ис­ходя из такого взгляда на человека можно дать социологическое определение личности: личность есть общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обес­печивает условия своего биологического и социального бытия. Социология, таким образом, занимается изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и са­морегуляции социального поведения личности.

Такой подход позволяет рассмотреть проблему «личность и общество» в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, обще­ство в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной ло­гике развития.

Второй ракурс проблемы «личность и общество» — как лич­ность взаимодействует с другими в конкретном социуме, спо­собна ли она проявить свою независимость, автономность, или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь лич­ности, ее взлеты и падения.

Исследование проблемы «личность — общество» предполага­ет ее одновременное рассмотрение как субъекта и как объекта социальных отношений. Личность как субъект социальных от­ношений — это избирательное восприятие и освоение личностью социальных предписаний общественной среды, обусловленное развитием ее потребностей и ее социальным опытом. При рас­смотрении личности в качестве социального субъекта, деятеля, уясняется прежде всего то, как социальные условия (общие и спе­цифические) сказываются на интересах и потребностях индивида. Личность как объект социальных отношений — это система объ­ективно заданных социальных функций-предписаний, связанных с социальным положением индивида в конкретной социальной ситуации. При рассмотрении личности как объекта социальных отношений выделяются те ее свойства, которые делают индиви­дов похожими в их социальных качествах в силу общности жиз­ненных условий.

2. Социологические теории личности

Наиболее распространенными теориями личности являются марксистская, диспозиционная, поведенческая, психоаналитичес­кие теории, теории когнитивного и нравственного развития лич­ности, ролевая теория.

В марксистской теории личности акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных ка­честв человека, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством актив­ной предметной деятельности и общения. Но в марксистской соци­ологии большое значение придается исследованию и субъектив­ных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах созна­ния, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и об­разцов поведения.

Диспозиционная теория личности выясняет роль мировоз­зренческих и ценностно-нормативных факторов жизни личности в саморегуляции социального поведения. Основателями этой те­ории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов. Дан­ная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от обще­ства, способностью противопоставить себя обществу. Личная неза­висимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную пози­цию, в диспозицию личности. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, соци­альных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к дейс­твию, означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:

1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

2) обобщенные социальные установки на типичные социаль­ные объекты и ситуации;

3) ситуативные социальные установки как предрасположен­ность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

Низшие личностные диспозиции — это поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потреб­ностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда рассмат­ривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а об­щество — как систему запретов, табу.

Согласно психоаналитической теории личности Э. Эриксона, личность в своем развитии последовательно проходит восемь ста­дий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соот­ветствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а пе­реход от одной стадии к другой происходит в результате преодо­ления этого кризиса.

Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на внешние стимулы. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формули­рует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами- рефлексами и называются отвечающим (респондентным) поведени­ем. Этот тип поведения составляет определенную часть репертуара поведения, но не обеспечивает адаптацию к реальной среде обита­ния. Реальный процесс приспособления строится на основе так на­зываемого оперантного поведения, предполагающего в качестве ре­гулирующего фактора взаимное подкрепление в процессе общения.

Исходя из данной теории обучения, Б. Скиннер для решения социальных проблем современного общества предложил техно­логию поведения, которая призвана осуществлять контроль од­них людей над другими, контроль над режимом подкрепления, позволяющий манипулировать людьми.

Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рас­сматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навы­ки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной пос­ледовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомо­торной стадией. В это время у детей формируется способность на­долго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.

Второй период, от двух до семи, — предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, по­нимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом.

В возрасте от семи до одиннадцати лет — стадия конкретных операций — у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме».

Четвертый период, от двенадцати до пятнадцати лет, — пери­од формальных операций — это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Наиболее значительное место в социологии личности занима­ет ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Ч. Кули, Дж. Мидом и Т. Парсонсом.

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множест­ва взаимодействий людей с окружающей средой. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обратили внимание на мое новое платье);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что ви­дят (Я уверена, что им (не) понравилось мое новое платье);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Я, видимо, (не) буду носить это платье).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Дж. Мид продолжил разработку идей Кули и сделал множес­тво собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы при­нимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъек­том — наблюдателем и объектом — наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный — словом «меня» (Me). Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» — это реакция лич­ности на воздействие других людей и общества в целом («Я-сам» реагирует на критику, обдумывая ее суть). «Я-меня» — это осозна­ние человеком себя с точки зрения других людей («Я-меня» осоз­нает, что люди считают меня справедливым человеком). Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого (других), чело­век учится воспринимать впечатление о себе. В начале жизни, бу­дучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, на­учившись думать о себе, ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По Дж. Миду, процесс приобретения своего «Я» вклю­чает три стадии:

1) имитация — дети копируют поведение взрослых, не понимая его;

К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

2) игровая стадия — дети понимают поведение как исполнение определенных ролей;

Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на тре­тью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и «гасителя» мя­чей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимо­действии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанны­ми с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожида­ния не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной лич­ности, называется «обобщенный другой».

3. Социальный статус и социальная роль личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социаль­ная роль». Человек, будучи социальным существом, взаимодейс­твует с различными социальными группами, участвует в коо­перированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадле­жит какой-либо одной группе. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социаль­ного статуса» и «социальной роли».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определен­ными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в ус­тановках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Человек может иметь несколько статусов. Совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом, составляет статусный набор.

Но чаще всего только один статус определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Главным статусом называется наиболее характерный для данно­го индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе.

Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обус­ловлен его должностью (например, директор, профессор). Соци­альное положение, которое человек занимает в малой или первич­ной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется личным статусом.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус — это положение, навязанное обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливает­ся этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус — это положение, ко­торое определяется усилиями самого человека или благодаря ве­зению, удаче (например, писатель, директор и т.д.).

Достигаемый статус требует принятия самостоятельных реше­ний и самостоятельных действий. Статус мужа является достига­емым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, нано­сит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

Замечено, что чем более демократично общество, тем больше в нем достигаемых статусов, то есть таких социальных позиций, которые люди занимают благодаря своим стараниям и собствен­ным заслугам, а не в соответствии с социальным происхождени­ем, полом, расой, национальностью.

В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное поло­жение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности, но­сителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя, пешехода и т. д.).

Любой человек обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или раз­норабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к титульной (основной) нации не одно и то же, что принадлежать к националь­ному меньшинству, и т.д. В общественном мнении вырабатыва­ется иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Несовпадение статусов отражает противоречие в межгруппо­вой и внутригрупповой иерархиях. Они представляют собой две формы несовпадения статусов, возникающего при двух обстоя­тельствах. Во-первых, тогда, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий. Во-вторых, в тех слу­чаях, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, женщина, руководитель банка (высокий профессиональный ранг) скорее вызовет сомнение у подчиненных в ее профессиональных качествах по причине устойчивого стереотипа, что женщины яв­ляются плохими руководителями.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это модель поведения, ори­ентированная на данный статус. Ее можно определит иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности и обязанностей.

Именно статусы определяют характер, содержание, продол­жительность или интенсивность человеческих взаимоотношений, межличностных и социальных. Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально свя­занных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Роль — индивидуаль­ное поведение в соответствии со статусом.

Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Р. Мертон со­вокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал роле­вым набором.

Социальные роли попытался систематизировать Т Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

эмоциональность — одни роли (например, врач, полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно со­провождающихся бурным проявлением чувств (например, бо­лезнь, смерть), другие — раскованности (члены семьи, друзья);

способ получения — одни предписываются (дочь, юноша), дру­гие завоевываются (студент, актер);

масштаб — часть ролей ограничена строго определенными ас­пектами взаимодействия людей (руководитель — подчиненный), другая — размыта (муж — жена);

формализация — некоторые роли предусматривают взаимодейс­твие с людьми в соответствии со строго установленными прави­лами (покупатель — продавец) либо произвольно (брат — сестра);

мотивация — разные роли обусловлены различными мотивами: личной прибылью (предприниматель), общее благо (священник) и т.п. Как считал Т. Парсонс, любая роль характеризуется некото­рым набором этих пяти характеристик.

Другим источником ролевого напряжения в процессах со­циализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально су­ществуют в окружающем нас мире.

Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различ­ную социальную и психологическую форму. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между целесообразностью роле­вых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями.

2. Внутриролевой конфликт, вызванный различиями в трактов­ке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой личностью социокультурной среды.

3. Внутриролевой конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.

4. Внутриролевой конфликт, обусловленный тем, что различ­ные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

5. Конфликт между ролями. Ориентация на две противореча­щих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе лич­ности, ее раздвоению.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внут­ренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Следовательно, необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Существует несколько видов действий, с помощью которых роле­вая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно раци­онализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, ко­торыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффектив­ность значительно повышается. Что касается третьего способа дейс­твия, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей — один из способов защиты против болез­ненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем вре­менного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия: выполнения им той или иной роли. Это означает, что организация и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или соци­ально не одобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также пос­тоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизм бессознательной защиты и осознан­ного подключения общественных структур для избежания опас­ных последствий социальных ролевых конфликтов.

Источник:
Тема сть в системе социальных отношений
1. Понятие личности в социологии Социология как наука об обществе стремится установить зако­номерности общественного развития, понимая общество как про­дукт взаимной деятельности и связи людей. В
http://studopedia.org/12-37082.html

COMMENTS