Личностный рост психология

Личностный рост или развитие личности

«Личностный рост» и «Развитие личности» — как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.

Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно — в этом случае говорят о процессе личностного роста. Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению. Это — естественный, или пассивный личностный рост.

Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки — превращения. Гусеница растет — и вдруг превращается в куколку, а куколка — в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша — подросток, потом — молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения — не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было — развитие человека и личности.

Что же такое развитие?

Помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»

В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались — и мальчик стал другим — воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала — девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри — это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался — или нами самими, если мы мы стали менять себя. Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.

Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития:

Соответственно, личностный рост — это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от этого развитие личности производится кем-то — т.е. самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям — развитие личности состоялось.

Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это — рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но сделал меня любящим учиться — учитель. Это — развитие.

С точки зрения практики, самое важное отличие между «личностным ростом» и «развитием личности» — в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? — Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и — психотерапия, то есть поддержка и лечение в случае проблем. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.

В таблице различия «личностного роста» и «развития личности» можно увидеть более наглядно.

?????????????????????Понятно, что рост и развитие — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост — естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только «развивать», не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.

Источник:
Личностный рост или развитие личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnyy-rost-ili-razvitie-lichnosti

Личностный рост с точки зрения психолога

Личностный рост и личностное развитие. О! Этим обеспокоена целая куча взрослых, пока мы растём, пока мы — маленькие. Они с тревогой смотрят за тем, как мы учимся держать головку, как решаем простейшие задачки — отделить все красные шарики от всех зелёных треугольничков. Но вот человек вырастает. вырастает. и. теперь уже целая куча взрослых обеспокоена совсем противоположной задачей!

Личностное развитие. Конкретно — им это не надо

Они обеспокоены тем, как бы наш «личностный рост и личностное развитие» не отвлекли нас от главной (по их мнению) деятельности: выполнению бессмысленной работы по будням в офисе и потреблению бессмысленных товаров по выходным в Торгово-Развлекательном Центре.

До какого-то момента общество помогает ребёнку расти и развиваться. Потому что ему (обществу) нужен психически вменяемый рабочий в цехе завода или менеджер на складе того же завода.

Но с какого-то момента общество стремится притормозить Ваш личностный рост и стремление к самосовершенствованию. Для клерка Вы знаете уже сверхдостаточно, а знать Вам больше — обществу опасно.

А вдруг общество не сможет удовлетворить Вашу тягу к прекрасному и справедливому? (А оно не сможет!)

И тогда Вы — умная развитая личность вдруг откажетесь работать менеджером на благо общества. А уедете, предположим, в деревню и будете там самостоятельно постигать смысл жизни и искать себя.

И при этом будете читать вслух стихи Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный — Жизнь. Зачем ты нам дана. »

Или поступите ещё хуже — возьмётесь вдруг переобустраивать это самое общество. Чтоб в нём чёрт возьми наконец было место и прекрасному и справедливому, а не только убогому, пошлому и дешёвому.

В декабристы Вас потянет. А потому что развитие личности и самосовершенствование всегда приводят человека либо в Отшельники либо в Государственные Заговорщики.

Можно ещё болтаться между этим двумя Путями, попутно ходя работать в офис. Такое состояние в России называется — быть интеллигентом.

И это для общества — тоже плохо. Работать-то Вы будете, да вот не с тем рвением во взгляде, с которым бы хотелось. Будете задавать лишние вопросы, будете уставать от тупости и рутины. В общем, всё равно будете палкой в колесе.

Ну а на выходные Вы вообще провалите план общества по покупке населением потребительских товаров и услуг. Вы не поедете ни в какой Торгово-развлекательный центр (личностный рост и личностное развитие не позволят Вам окунуться в эту скучную клоаку) и детей своих туда не поведёте. А с вашим личностным ростом и личностным развитием поедете всей семьёй на дачу или пойдёте в парк и будете там читать умные и добрые книжки, собирать листья и ветки, растить экологически чистые огурцы. А то и вообще отправитесь в театр на спектакль «Новое платье короля», вместо того, чтобы купив ведро поп-корна смотреть новую семейную комедию или блокбастер в мультиплексе при ТРЦ.

Вы же ещё и детей своих так воспитаете, и они тоже будут потеряны для продавцов шаурмы и хот-догов.

А во всём виноваты личностное развитие и личностный рост.

Особенность жизни в обществе состоит в том, что оно всегда подращивает человека как гуся к рождеству. И поэтому его забота о Вашем личностном росте и саморазвитии выглядит немного зловеще.

До какой-то развилки — Вам ещё по пути, а потом — извиняйте. Вам придётся по-быстрому рвать когти, пока Вас не определили на «Ваше» место, из которого, как из глубокой и скользкой колеи Вы уже не сумеете выбраться до самой гражданской панихиды.

Развитие личности чем-то напоминает развитие цыплёнка в яйце. До какого-то момента крепкая скорлупа защищает слабенькое животное от угроз мира, ну а потом цыплёнок разбивает яйцо. Так надо.

Что думает психология о личностном росте и самосовершенствовании?

Психология (особенно гуманистическая психология и её сестра — психология экзистенциальная) помогают человеку принять самое важное и самое трудное решение в его взрослой жизни. А какое же это решение?

Решению предшествует ПОНИМАНИЕ. Понимание ситуации. Психология даёт и понимание и потом помогает принять решение. Так о чём же?

Экзистенциально-гуманистическая психология даёт человеку понять: его личностный рост и саморазвитие — это его личное дело. А все вокруг будут не то чтобы помогать ему в этом, а наоборот таки — мешать! И мешать вплоть до физического устранения.

Такие вот казаки-разбойники.

Мы же (со школьной скамьи) привыкли совсем к другому. Мы привыкли к тому, что мама, бабушка и учительница по музыке — гоняются за нами по всему дому и умоляют нас приобщиться к разумному, доброму, вечному. Почитать умную книжечку, полистать специально купленную нам в подарок дорогую энциклопедию, прослушать мазурку Шопена.

А мы ещё подумаем — развивать или не развивать нам свою личность, самосовершенствоваться или не самосовершенствоваться.

Но вот детство заканчивается. И уже почему-то больше никто не предлагает нам из чистых и любящих рук сокровища человеческой мудрости, выжимки чужого опыта.

Вдруг мы видим протянутые к нам руки, кидаемся к ним — ан нет! То чьи-то чужие и не очень чистые ладони предлагают нам купить последний роман Марининой.

Мы кидаемся к «сокровищам мудрости», открываем книгу, а там — дешёвая подделка под тему «психология», попытка обдурить нас в очередной раз.

Мы не глядя покупаем билеты в театр и попадаем на похабную антрепризу.

У психологии есть ответы на все эти вопросы, которые начинают толпиться у нас в голове, когда мы вот так сталкиваемся с новыми условиями взрослой жизни.

Самосовершенствование. Личностный рост. Развитие личности. Теперь они будут даваться нам тяжело. Теперь МЫ будем просить о них, а нам их не дадут. Теперь, для того, чтобы приобщиться к прекрасному и справедливому, нам нужно будет истоптать три пары железных сапог и изглодать три железных лепёшки. Узнать «свою» принцессу из сотни одинаковых дочек царя, заколдованных им для показухи.

Теперь нам нужно будет придирчиво и очень внимательно искать себе книжки в море халтуры и плагиата. Мы — выросли, вошли в трудоспособный возраст и общество опасливо и проворно прячет от нас сокровища мудрости, которые действительно ведут к познанию себя в этом мире, к пониманию смысла жизни.

Статьи, так или иначе затрагивающие тему личностного роста

На нашем сайте есть много статей, посвящённых теме личностного роста. По сути дела наш сайт, он весь — об этом.

Но я хочу предложить Вашему вниманию два материала по личностному росту и самосовершенствованию, выделенные мною особо.

Статья «В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла. )» знакомит с философией этого удивительного человека, который, как известно, сумел выжить в нацистском концлагере, и поэтому получил право на менторский тон, в отличие от многих психологов, сделавших себе имя на цитатах из Франкла.

Статья «Этот обманчивый «личностный рост». Эта обманчивая «деградация». » повернёт наше мышление на 180 градусов. В ней рассказано, что настоящее, подлинное развитие личности не всегда связано с сидением в библиотеке и получением уже третьего по счёту диплома из третьего вуза. Что поводов к самосовершенствованию в окружающем нас мире рассыпано много — щедрыми пригоршнями, только мы упрямо слепы и не желаем видеть и замечать эти драгоценности, принимая их за мусор.

Узнав это, многие вздохнут с облегчением и перестанут идти по дороге, которая ведёт в тупик.

Собственно для этого и создан наш сайт.

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Источник:
Личностный рост с точки зрения психолога
Личностный рост и самосовершенствование — задача, которую каждый человек решает активно и самостоятельно, наперекор сознательной инерции мира
http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/lichnostnyy-rost-s-tochki-zreniya-psikhologa/

COMMENTS