Медицинская психология

Медицинская психология

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Копирование для распространения в любом виде части или полностью возможно только с разрешения авторов учебного пособия.

Медицинская психология: методические указания для самостоятельной работы студентов медицинского факультета // А.М.Кожина, В.Л.Гавенко, Г.А.Самардакова, В.М.Синайко, Т.П.Мозговая, В.И.Коростий, Н.В.Гавенко, Л.М.Гайчук, М.Н.Хаустов, И.Н.Стрельникова, А.А. Черкасова, И.М. Соколова – Харьков, 2014. – 122 с.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлениях психики. Психологию подразделяют на общую, индивидуальную и социальную. Из общей психологии выделяют возрастную, медицинскую, инженерную, космическую, военную и др. Психология непосредственно связана с философией и другими науками о человеке, играет значительную роль в научном познании закономерностей формирования личности, ее идейных, моральных, этических и эстетичных установок и ценностей.

Общая психология — наука о закономерностях формирования и практической реализации психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, эффекторно-волевой сферы, сознания) в отдельности и в их взаимодействии, которое составляет личность. Она дает врачу методы, которые позволяют замечать незначительные изменения в психическом состоянии больного, шаг за шагом наблюдать за ходом заболевания, отмечая положительное или отрицательное действие способов лечения.

Медицинская психология — это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе, профилактической и гигиенической работе медицинского персонала.

Медицинская психология направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с укреплением и поддержанием психологического здоровья населения, предупреждением заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением вопросов экспертизы, социально-трудовой реаби­литации здоровых и больных людей, а также с изучением психологических особенностей профессиональной деятельности медицинского работника.

Место медицинской психологии в клинической медицине определяется объектом исследования этих наук — больным человеком, который при любом заболевании имеет измененную психику. Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое влияние на больного – основные точки соприкосновения этих наук. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и др.), имеет при этом некоторые специфические подходы, и, соответственно, играет большую роль в подготовке врачей любого профиля.

Основные задачи медицинской психологии:

Психологическая оценка индивидуальных особенностей больного, изменений его психических функций под влиянием различных психических и соматических заболеваний

Изучение влияния различных психических и сомато-неврологических болезней на психическую сферу детей и взрослых

Оценка роли психических воздействий в возникновении, течении и предупреждении психосоматических заболеваний, их психопатологических осложнений

Анализ индивидуальных и профессиональных психологических особенностей поведения и работы с больными врача и других медицинских работников

Изучение психологии взаимоотношений больного и медицинских работников при осуществлении лечебно-диагностического процесса

Разработка принципов и методов экспериментально-психологического исследования в клинике, методов коррекции и психотерапевтического обеспечения диагностического и лечебного процессов.

В Украине психология развивается как интегральная часть мировой психологической науки. На начало ХХ ст. сформировались научные школы: Киевская (Г.И.Челпанов, И.А.Сикорский, С.А.Ананьин), Одесская (И.М.Се­ченов, И.И.Мечников, М.М.Ланге, С.Л.Рубинштейн). Одним из важнейших центров развития экспериментальной психологии в 20-30 годах ХХ век был Харьков. История развития медицинской психологии также связана с такими известными учеными, как А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн, О.В.Запоро­жец, А.Я.Анфимов, К.К.Платонов, О.М.Леонтьев, В.П.Протопо­пов, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.

Прежде чем перейти к описанию методов, которые используются в медицинской психологии, следует остановиться на основных этапах экспериментально-психологического обследования.

На подготовительном этапе формулируется вопрос (гипотеза), на который необходимо найти ответ. Чаще всего это вопрос о дифференциальной диагностике, о причинах или факторах, которые определяют специфику протекания того или иного заболевания, об установлении индивидуально-психологических особенностей личности больного.

Психодиагнорстическое исследование включает этапы:

Подготовительный (постановка гипотезы, подбор методов)

Количественной обработки данных исследования

Интерпретация полученных данных, написание заключения

После того, как проблема сформулирована, можно, перебирая все возможные явления, установить, как и насколько влияют они на событие, которое интересует исследователя. Такой предварительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе есть возможность ее проверки. Часто при планировании исследования могут возникнуть несколько равновероятных гипотез, тогда они проверяются последовательно.

Психологический диагноз – это выявления скрытых причин видимого неблагополучия (Л.Ф.Бурлачук).

В медицинской психологии используются следующие методы:

1 — метод клинической направленной беседы,

2 — метод наблюдения

4 – психодиагностическое обследование

Клиническая беседа и наблюдение – это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога.

Метод клинической беседы, (интервью). Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и структуре проблемы пациента, а также способ психологического влияния на человека, выработанный непосредственно на основе личного контакта врача, психолога и пациента.

Принципами клинической беседы являются: однозначность, точность и доступность формулировок, адекватность, последовательность; гибкость, беспристрастность опроса, проверенность полученной информации. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, которая предусматривает умение установить контакт с обследуемым, дать возможность максимально свободно высказывать свои мысли.

Однако больные, страдая от неприятных ощущений и болей, могут думать, что либо врач невнимательно обследовал его, либо болезнь очень серьезная и неизлечимая. Кроме того, некоторые стремятся остаться на положении больного, хотя и наступило выздоровление, опасаются возвращаться к прежнему здоровому образу жизни. В этом случае можно говорить об установке на болезнь. Нередко больные недооценивают тяжесть своего болезненного состояния и либо вовсе не высказывают жалоб, либо смягчают степень их выраженности.

Клиническая беседа — важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.

Метод наблюдения. Одним из наиболее типичных способов работы исследователя является наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, что явления, интересующие исследователя, проявятся таким образом, что их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужден ждать, когда вторично сможет увидеть явления, которые его интересуют.

Преимущество этого метода состоит в том, что во время наблюдения не нарушается естественной ход психических явлений. Недостатком метода наблюдения является то, что он не дает возможности с абсолютной точностью установить причину конкретного психического явления, поскольку в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения психического явления. Наблюдение проводится в обычных условиях жизни: в семье, в процессе труда, игре, обучении, в палате больницы. Учитывается самостоятельная активность, наблюдательность, особенности реакций пациента на происходящее, его взаимоотношения с окружающими. Наблюдение должно быть направленным, т.е. преследовать определенные задачи. В медицинской практике оно дает возможность оценить сон больного, его аппетит, настроение, психическую активность и т.д.

Эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое позволяет осуществить то, что невозможно в наблюдении — относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными — одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует любая связь явлений между собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет то или иное изменение в ситуации как следствие созданного им изменения. При наблюдении же исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не наступить. Эксперимент бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода является то, что его тяжело организовать таким образом, чтобы исследуемый не знал о том, что с ним происходит. Поэтому у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, осознанная и неосознанная тревога и т.п.

Психодиагностическое обследование. На основе психодиагностического исследования проверяют гипотезы о зависимостях между разными психологическими характеристиками. Обнаружив их особенности в достаточном количестве исследуемых, появляется возможность на основе соответствующих математических процедур установить их взаимосвязь. Требования к психодиагностическому исследованию те же, что и к эксперименту — контроль переменных. Психодиагностика, кроме того, есть самостоятельная область психологии и, в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение личностно-психологических свойств личности.

Психодиагностика — это наука и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики — может устанавливаться на разных уровнях.

1 уровень — симптоматичный или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков)

2 уровень – этиологический, который учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновение.

3 уровень — уровень типологического диагноза, который состоит в определении места и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Методы психодиагностики. Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также называются методиками. Методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют информацию о человеке вообще, а прицельно о тех или других ее особенностях (об интеллекте, тревожности и т.д.), позволяет провести качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми. Информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или другой деятельности индивида.

Тестирование. Тест — это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.

Психологическая диагностика использует ряд экспериментально-психологических методик — тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов — стандартизированные и прожективные (проективные).

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).

Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным является субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.

Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники «открытого» типа (ответы даются в произвольной форме) и «закрытого» типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.

Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:

а) типологические опросники, разработанные на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;

б) опросник черт личности, которые определяют выраженность черт — стойких личностных признаков;

в) опросник мотивов;

г) опросник ценностей;

д) опросник установок;

е) опросники интересов;

Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.

Источник:
Медицинская психология
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Копирование для распространения в любом виде части или полностью возможно только с разрешения авторов учебного пособия. Медицинская психология:
http://studfiles.net/preview/5585485/

Медицинская психология: предмет, задачи, методы

Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии.

Медицинская психология – это дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечение этих нарушений. Психология различает теоретические направления и её ответвления.

Общая медицинская психология – включает в себя изучение основных закономерностей психологии больного человека, учение о личности больного человека, о психике медицинского работника их отношения между собой и пациентом, вопросы этики, изучение соматопсихических и психосоматических отношений, вопросы психокорекции и психотерапии.

Частная медицинская психология – изучает те же вопросы, но относительного конкретного заболевания.

Основные проблемы (задачи) медицинской психологии: изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях; Исследование типов личности пациента (акцентуации и аномалии) определяющих реакцию пациента на болезнь; Изучение психологии медицинского работника и их взаимоотношения; Изучение психологии лечебного взаимодействия медицинской этики и деонтологии; Исследование психического профиля больных при различных патологиях; Изучение отклоняющегося (дивиантного) поведения; Исследование возрастной и клинической психологии; Изучение психологии семейных отношений; Психокорекция, психотерапия и психологическое консультирование.

Исследования в медицинской психологии включают в себя: наблюдение, беседу, экспериментально-психологический метод (психодиагностика): качественные методики, психометрические методики, вербальные, невербальные, изучение психо-физиологических особенностей пациента.

Психодиагностика включает 3 этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования, интерпретация и обработка полученных данных, вынесение заключения. Обычно используется не менее 10 методик, применяют с учетом возрастающей сложности.

Структура (разделы) медицинской психологии:

Патопсихология – закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с протеканиями психических процессов в норме. Изучает: вопросы нарушения сознания, нарушения восприятия, личности, памяти.

Соматопсихология – изучает психические факторы сопровождающие серьезные физические нарушения и серьезные болезни. Основные психосоматические факторы: соматические ощущения, сон, гипноз. Болезни: БА, язвы, нейродермиты, сах/диабет.

Нейропсихология – изучает мозговую организацию психической деятельности человека и её нарушения при локальных поражениях мозга: агнозии.

Психогигиена – мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья, устранение факторов отрицательно влияющих на человека и замена на положительно влияющие.

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного.

Новые направления в медицинской психологии: ПТСР, психология здоровья, психология инвалидности.

Источник:
Медицинская психология: предмет, задачи, методы
Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура медицинской психологии. Медицинская психология – это дисциплина, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической
http://studopedia.ru/14_53766_meditsinskaya-psihologiya-predmet-zadachi-metodi-struktura-meditsinskoy-psihologii.html

COMMENTS