Методика измерения уровня толерантности у подростков

Анкета — опросник (уровень сформированности толерантности у школьников) 7 класс

Анкета — опросник (уровень сформированности толерантности у школьников) 7 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Патрахина Елена Александровна

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников….7

Диагностика типов этнической идентичности …………………………….13

Что я знаю и думаю об экстремизме. 18

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»……………………………. 19

Тест «Насколько Вы терпимы?»…………………………………………….24

Определить эффективность деятельности классного руководителя можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности каждого ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников — сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.
В настоящее время толерантность стала предметом изучения педагогов, философов, психиатров, политологов, психологов и специалистов других областей науки.

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности.

Итак, толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом — именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе. Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов (принципов антирасистского воспитания, разработанный Фондом Анны Франк (Нидерланды):

Ответственность школы за воспитание толерантности;

Позитивное отношение к национальному своеобразию;

Развитие понимания другого;

Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;

Последовательное противостояние проявлениям расизма;

Создание позитивной атмосферы в школе.

Хорошо, если школа сама выработает для себя эти принципы и нормы. Одним из методов для подобной работы может быть избрана дискуссия, которая потребует согласования позиций.

Как концепцию толерантности можно применить к конкретным условиям вашего сообщества или класса?

На сегодня в психолого-педагогических исследованиях нет единого взгляда на само понятие «толерантность»; различия носят не принципиальный характер, но часто весьма существенны, что означает необходимость осуществления выбора исходных концептуальных оснований до того , как приступить к разработке прикладных аспектов концепции гуманитарной экспертизы толерантности в образовании.

В исследовательской литературе выделение признаков и проявлений толерантности происходит по разным основаниям и относятся они к различным предметным областям: наиболее подробно операционализированы те из них, которые раскрывают сущность понимания и особенности построения индивидом взаимоотношений с Другими. С точки зрения автора данной работы, необходимо уделить большее внимание личностным основаниям проявления толерантности.

Несмотря на имеющиеся многочисленный диагностический инструментарий, не все методы адекватны целям гуманитарной экспертизы толерантности в образовании, поэтому есть потребность в создании надежного и апробированного методического комплекса как для диагностики, так и для формирования и развития толерантности. Для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте «породившей» его специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В отношении сферы образования проблема толерантности и развития толерантного сознания становится все более актуальной и требует существенного пересмотра сложившейся образовательной теории и практики. Концепция толерантности и культуры мира выдвинула задачу кардинального обновления

а) содержания образования;

б) методов и технологий обучения;

в) сложившихся принципов взаимоотношений «учитель — ученик»,

г) всей атмосферы школьной жизни.

В основном, как мы видим, диагностика толерантности осуществляется посредством измерения уровня развития качеств и характеристик, присущих интолерантной личности. Как пишет Г.У. Солдатова, «в психологии чаще принято диагностировать и исследовать негативные проявления и негативный полюс личности, поэтому и аспекты толерантности исследуются, как правило, через обратную сторону толерантности – интолерантность». Таким образом, для исследования толерантности используется очень большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Однако, нет оснований считать, что каждый метод может быть использован только в контексте одной специфической теоретической концепции — возможен и необходим поиск адаптации и интеграции различных методик и методических комплексов.

В данной работе, представлены социологические опросники уровня сформированности толерантности у учащихся 6 — 8 класса, которые неоднократно использовались в работе классного руководителя. Как правило, каждый опросник или анкета, использовались дважды – в начале учебного года (прежде, чем классный руководитель начинает реализовывать методику работы), и в конце учебного года, чтобы получить представление о динамике развития толерантности в классном коллективе.

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников

Диагностика типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Бланк методики
Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Источник:
Анкета — опросник (уровень сформированности толерантности у школьников) 7 класс
Cкачать: Анкета — опросник уровень сформированности толерантности у школьников 7 класс
http://infourok.ru/anketa-oprosnik-uroven-sformirovannosti-tolerantnosti-u-shkolnikov-klass-1409345.html

Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков Текст научной статьи по специальности — Психология

Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ефремкина Ирина Николаевна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области. Предполагается, что уровень толерантности и этнические стереотипы подростков связаны с возрастом: подростки 15-16 лет характеризуются более высоким уровнем толерантности, их гетеростереотипы также имеют позитивную эмоциональную направленность и выраженность по сравнению с подростками 12-14 лет.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ефремкина Ирина Николаевна,

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков»

Ефремкина Ирина Николаевна

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии, соискатель кафедры прикладной психологии Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, eamdomtyy andex.ru, Пенза

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ПОДРОСТКОВ

Yefremkina Irina Nikolaevna

The teacher offaculty of pedagogic and psychology Penza State Technological Academy, the competitor of faculty of applied psychology of the Penza State Pedagogical University named by V G. Belinsky, eamdom@yandex.ru, Penza

AGE FEATURES OF TOLERANCE AND ETHNIC STEREOTYPES OF TEENAGERS

В настоящее время проблема толерантности является предметом исследования целого ряда наук, в том числе и психологической науки, что свидетельствует о серьёзном интересе к ней.

На наш взгляд, в настоящее время проблема толерантности и её антипода — интолерантности, является особенно значимой и актуальной среди подростков и молодежи, что обусловлено ростом межэтнической напряженности и нетерпимости в обществе. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность, поскольку становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ не может осуществляться без консолидации общества.

С точки зрения профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности рассматривают проблему А. Г. Асмолов, Б. С. Гершунский, Г. У. Солдатова, Д. И. Фельдштейн, С. Д. Щеколдина, И. М. Юсупов.

С точки зрения вопросов этнопсихологии понятие и проблема толерантности, этнического самосознания, этнических стереотипов рассматривается Ю. В. Арутюняном, Г. Л. Бардиер, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, В. Ф. Петренко, Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Ю. П. Платоновым, В. Ю. Хотинец.

Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по проблематике толерантности, исследования касаются в основном ситуаций межэтнической напряженности в различных республиках и регионах России -Северного Кавказа, Тувы, Татарстана, Саха (Якутии), Краснодарского края. Кроме того, исследования проводятся в основном на взрослой выборке. И в

то же время недостаточно исследований, касающихся проблем толерантности, в том числе и этнической, среди подростков, проживающих в центральных регионах России, Поволжье. Поэтому проведённое нами исследование толерантности подростков, проживающих в регионе, где нет выраженных этнических конфликтов, может являться новым и актуальным.

Также, на наш взгляд, остаётся открытым вопрос о проявлениях толеран-тности-интолерантности у подростков разных возрастных групп

«Толерантность-интолерантность» — это сложный социально-психологический феномен, который помогает понять личность, её отношение прежде всего к миру, себе, её поведение, систему взаимоотношений с миром.

Наше понимание толерантности базируется на подходе Г. У. Солдатовой и Л. А. Шайгеровой, которые рассматривают толерантность как устойчивость, диапазон которой очень широк: от нервно-психической до социально-психоло-гической [9, с. 7]. Нами сделан акцент на социально-психологической устойчивости как устойчивости прежде всего к социальным, этническим различиям.

При этом мы основываемся на точке зрения Г. Л. Бардиер о том, что «методологически верным следует признать изучение толерантности не только в статике, но и в динамике» [2, с. 18].

Учитывая, что периодом интенсивной этносоциализации личности является подростковый возраст, мы полагаем, что изучение «толерантности-ин-толерантности», направленности этнических стереотипов подростков имеет значение как для профилактики этнической интолерантности, так и для разработки программ коррекции интолерантности.

Поскольку, как отмечает Г. М. Бреслав, в подростковом возрасте (особенно это относится к младшему подростковому возрасту) ещё отсутствуют серьёзные мировоззренческие убеждения и идеалы, вряд ли можно ожидать в этот период устойчивости про социальной мотивации. А её отсутствие, в свою очередь, делает подростка уязвимым и внушаемым по отношению к негативным эталонам асоциального поведения [3, с. 47], в том числе, по нашему мнению, и интолерантности.

Авторы указывают на такие возрастные особенности толерантности-интолерантности, как эгоцентрические установки сознания, видение мира только через призму своих интересов, что приводит к нежеланию или неумению понять и принять другого. Также отмечается, что у подростков актуализированы многие черты интолерантности — агрессивность в отношении инаковости, непринятие индивидуальности другого, использование себя в качестве идеала [5, с. 51]. Причём в большей степени это относят к младшим подросткам.

А. Г. Асмолов отмечает, что отсутствие у подростков чувства доверия, позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признаётся как одобряемый способ разрешения всех конфликтов [1, с. 11].

Основная проблема нашего исследования заключается в том, что существует потребность в изучении и определении психологического содержания

понятия толерантности на разных этапах подросткового возраста, но в то же время теория этого вопроса разработана недостаточно.

Целью настоящего исследования являлось выявление особенности толерантности и этнических стереотипов подростков в зависимости от возраста.

Мы предположили, что уровень толерантности, а также направленность этнических стереотипов могут зависеть от возраста подростков и, следовательно, могут обнаружиться различия указанных параметров у подростков разных возрастных групп (12-14 лет и 15-16 лет).

В исследовании принимали участие 200 подростков (100 городских и 100 сельских) в возрасте от 12 до 16 лет.

В исследовании использовались следующие методики:

1) опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой и др. [8];

2) методика «Шкала социальной дистанции» в адаптации Л. Г. Почебут [8];

3) методика «Диагностический тест отношений» (тест Г. У. Солдатовой) [12];

4) методика исследования самоотношения личности (МИС) В. В. Столица [8].

По результатам исследования по опроснику «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой средний индекс толерантности городских подростков 12-14 лет составил 72 балла, подростков 15-16 лет — 83 балла. Средний индекс толерантности сельских подростков 12-14 лет составил 82 балла; подростков 15-16 лет — 88 баллов. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием ^критерия Стьюдента. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Различия в индексе толерантности подростков 12-14 и 15-16 лет

Г руппы подростков Городские 12-14 лет Городские 15-16 лет Сельские 12-14 лет Сельские 15-16 лет

Значения индекса толерантности 72 82 83 88

Значения ^критерия Стьюдента 2,00 при р=0,05 2,3 при р=0,05

Полученные значения ^критерия Стьюдента дают нам основание говорить о более высоком уровне толерантности подростков 15-16 лет, несмотря на то, что все результаты находятся в интервале среднего уровня толерантности. Таким образом, можно говорить о более высоком уровне толерантности подростков 15-16 лет.

Мы полагаем, что одним из условий указанных различий может являться степень сформированности самосознания. Самосознание, как и сознание человека, по мнению С. Л. Рубинштейна, «корнями своими уходит в общественное бытие личности» [10, с. 640]. Самосознание включается как сторона в процесс социального развития личности подростка, в ходе которого подросток не только приобретает жизненный опыт, но и более или менее глубоко переосмысливает жизнь, делает какие-то самостоятельные оценки, ориентируясь прежде всего на собственное мнение.

Понятно, что в большей степени все это свойственно старшим подросткам. Можно предполагать, что подростки 12-14 лет в силу несформирован-ности у них мировоззрения, ориентируются на те оценки «других», которые имеют место в обыденной жизни и которые они усваивают от взрослого окружения.

Неотъемлемым компонентом структуры самосознания является Я-кон-цепция — т. е. система представлений индивида (в данном случае подростка) о самом себе, на основе которой строится его взаимодействие с другими и формируются установки по отношению к другим.

В. В. Столин отмечал, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого» [13, с. 103].

Для проверки данного предположения мы использовали методику исследования самоотношения личности В. В. Столина. Данная методика позволяет выявить два структурных компонента доминирующих отношений: отношение к себе и косвенно — к другим.

Полученные нами по данной методике результаты были подвергнуты корреляционному анализу при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Полученные данные представлены в таблице 2.

Корреляция толерантности и шкал самоотношения во всех группах положительная, что говорит о связи толерантности и самоотношения в личности подростка. Но при этом также можно отметить, что по многим шкалам коэффициент корреляции выше именно в группе 15-16-летних подростков.

Наибольшие значения коэффициент корреляции принимает в группе подростков 15-16 лет по шкале открытости или внутренней честности (г=0,76).

В этом случае мы можем предполагать, что наличие у старших подростков достаточно глубокого осознания своего «Я», рефлексивности помогает им через лучшее понимание своего «Я» лучше понимать других.

Высокие значения корреляции по шкале самоуверенности (уверенности в себе) также позволяют предположить, что представление о себе как самостоятельном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать, способствует формированию подобного отношения по отношению к другому (г=0,65). 236

Близкое значение (г=0,66) принимает также по шкале самопринятия. Видимо, согласие с самим собой, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками тоже способствует и принятию других такими как они есть, с их недостатками. Данный вывод согласуется с теорией этнической идентичности: так же как позитивная этническая идентичность является основой для формирования толерантности, так и принятие себя становится основой для принятия другого.

Также можно отметить высокие значения корреляции по шкале самору -ководства (г=0,67). Конструкт, лежащий в основе шкалы, близок по содержанию к психологической переменной, которую называют локус контроля. Можно предполагать, что, поскольку старшие подростки переживают свое собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в их собственных руках, то и обвинять других в своих неудачах (будь то одноклассники, родные, друзья или люди иных национальностей, вероисповедания) они менее склонны.

Кроме того, высокие значения корреляция (г=0,62) принимает также по шкале самоценности. В этом случае тоже можно предполагать, что старшие подростки, ощущая ценность собственной личности, более толерантно подходят к оценке личности других.

Мы можем сделать вывод о том, что существуют возрастные особенности толерантности, связанные с уровнем сформированности самосознания. Иными словами, можно предполагать, что одним из условий формирования «толерантности-интолерантности» выступает уровень развития самосознания.

Данный вывод не противоречит взглядам JI. С. Выготского, который отмечал, что возникновение самосознания означает переход к новому типу, новому принципу развития: у человека появляется возможность саморазвития (сознательного, осмысленного управления собственным развитием), «самооформления» [4, с. 229-230].

О том же говорят В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, что самосознание предполагает самоконтроль и саморегуляцию [11, с. 128].

Наш вывод также согласуется и с выводами В. В. Столина, который отмечал, что форма самопринятия, соответствующая наиболее развитой личности, предполагает отношение к себе с симпатией и уважением, такое же отношение к другому (отличному) и ожидание взаимной симпатии и уважения от него [13, с. 150].

Данный вывод также подтверждается точкой зрения B.C. Мерлина, который отмечал, что в зависимости от того, как человек нравственно оценивает свои собственные свойства, находится и его оценка нравственных свойств окружающих людей. Самооценка на каждом конкретном этапе формирования этнического самосознания отражает уровень развития социальнонравственного отношения к себе, к своей этносоциальной группе и к иноэт-ническим образованиям [7, с. 102].

Для измерения эмоционально-психологической установки подростков на национальный изоляционизм (обособленность) либо межнациональную интеграцию мы использовали шкалу социальной дистанции, которая отражает определенную психологическую готовность к сближению или, наоборот, отмежеванию от представителей другой национальности, этнической группы независимо от их личностных качеств, достоинств и недостатков. Ответы респондентов дают возможность определить социальную дистанцию, которую они хотели бы сохранить между собой и представителями той или иной этнической группы, национальности.

Полученные по данной методике результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Индекс социальной дистанции по отношению к представителям разных национальностей (шкала 1-7 баллов)

Городские подростки 12-14 лет Городские подростки 15-16 лет Сельские подростки 12—14 лет Сельские подростки 15-16 лет

Цыгане 6,3 1,6 3,7 1,8

Чеченцы 4,5 0,5 3,75 0,46

Азербайджанцы 1,4 0,8 2,3 0,8

Армяне 1,9 0,5 0,35 —

Украинцы 0,5 — 1,65 0.4

Таджики 0,8 0,9 1,55 0,86

Эстонцы 0,9 0,5 2,6 0,4

Евреи 0,5 0,5 2,3 0,4

Интегральный индекс национальной обособленности 2,1 0,66 2,275 0,64

Данные, представленные в таблице, с одной стороны, позволяют сделать вывод о готовности подростков всех групп к сближению с представителями других национальностей и этнических групп, поскольку интегральный индекс национальной обособленности невелик. Однако следует отметить, что подростки 12-14 лет, как городские (в особенности), так и сельские, наиболее дистанцируются от представителей цыган и чеченцев.

Можно предполагать, что подростки дистанцируются, главным образом, от представителей тех этносов, о которых они знают скорее понаслышке, например из средств массовой информации, а не из личного опыта (цыгане), а также тех из них, кто принадлежит к народу, вовлеченному так или иначе в межнациональный конфликт (чеченцы).

Мы полагаем, что причины этого не всегда следует искать в этнической нетерпимости данных подростков, а их можно усматривать в этнических стереотипах, зачастую формирующихся вследствие отсутствия реальных контактов с представителями других этнических групп, что часто обусловливается их этнической замкнутостью, изолированностью. Мы согласны с точкой зрения авторов теории интегральной воспринимаемой угрозы

У. Стефан и К. Стефан, которые отмечают, что на создание негативного отношения к представителям аутгрупп помимо реального конфликта могут влиять другие субъективные факторы, в частности, уровень знаний о членах аутгрупп [цит. по: 6, с. 52-53].

Так, проводимые беседы показали, что многие из городских подростков ни разу не контактировали с представителями других этнических групп и всю информацию о них получают из средств массовой информации и от взрослых. Для сельских же подростков среда является этноконтакной, поскольку в районе, в котором проводилось исследование, за последние два десятилетия поселились представители самых различных национальностей и этнических групп (армяне, цыгане, азербайджанцы, таджики).

Пензенская область может считаться поликультурным регионом с длительным периодом совместного сосуществования этнических групп (прежде всего, татары, мордва, чуваши). Н. М. Лебедева и А. Н. Татарко отмечают, что в таком регионе преобладают интегративные процессы, существуют так называемые надэтнические общности регионального типа, несущие в себе некий «сплав» культурных особенностей населяющих их этнических групп: знание языков, элементов традиционных культур, обычаев и норм поведения. Для таких регионов характерны высокий уровень базовой этнической толерантности и отсутствие серьезных межэтнических конфликтов [6, с. 51-65]. Однако в последнее время поликультурность региона несколько меняет характер вследствие миграции групп с менее знакомой культурой, что может приводить к поискам межгруппового баланса, понимаемого каждой группой по-своему.

Для исследования стереотипов нами была использована методика «Диагностический тест отношений» Г. У. Солдатовой.

Данный тест позволяет измерить такие параметры этнического стереотипа, как амбивалентность, выраженность и направленность. Эти параметры являются содержательными характеристиками этнических стереотипов, измерениями их «образности». Количественные показатели параметров рассматриваются как эмпирические индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа [12, с. 44].

Анализ результатов применения указанной методики не позволяет делать вывод о существовании достоверных различий между интенсивностью (выраженностью) и эмоциональной направленностью этнических стереотипов подростков 12-14 и 15-16 лет. Можно лишь говорить о том, что указанные параметры этнических стереотипов носят негативный характер у городских подростков 12-14 и 15-16 лет, тогда как эти же параметры носят позитивный характер у сельских подростков обеих возрастных групп. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Коэффициенты выраженности и направленности этнических

Городские подростки 12-14 лет Городские подростки 15-16 лет Сельские подростки 12-14 лет Сельские подростки 15-16 лет

Коэффициент выраженности стереотипа в отношении ингруп-пы (Б1) 0,25 0,18 0,23 0,28

Коэффициент выраженности стереотипа в отношении аут-группы (Б2) -0,23 -0,12 0,15 0,16

Коэффициент общей эмоциональной направленности стереотипа в отношении ингруппы (Б1) 0,28 0,22 0,29 0,27

Коэффициент общей эмоциональной направленности стереотипа в отношении аутгруппы (Э2) -0,25 -0,18 0,16 0,19

Как можно видеть из таблицы, все опрошенные подростки характеризуются позитивной интенсивностью и эмоциональной направленностью авто стереотипа, что свидетельствует о том, что подростки в целом обладают позитивной идентичностью. Если подросток, с одной стороны, характеризуется позитивной идентичностью, а с другой, этнической интолерант-ностью, то это дает основание полагать, что именно на основе позитивной идентичности возможно формирование и развитие толерантности.

Однако при этом можно проследить некоторую тенденцию к уменьшению негативной интенсивности и негативной эмоциональной направленности этнического стереотипа городских 15-16-летних подростков по сравнению с 12-14-летними.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

1. Толерантность и этнические стереотипы обнаруживают связь с возрастом. Подростки 15-16 лет проявляют большую толерантность.

2. Степень психологического принятия «других» у подростков 15-16 лет возрастает.

3. Существует тенденция к уменьшению негативной интенсивности и негативной эмоциональной направленности этнического стереотипа городских 15-16-летних подростков по сравнению с 12-14-летними.

4. Выявленные различия можно объяснить уровнем сформированности самосознания: наличие у старших подростков достаточно глубокого осознания своего «Я», рефлексивности помогает им через лучшее понимание своего «Я» лучше понимать других; согласие с самим собой, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками тоже способствует и принятию других такими, как они есть, с их недостатками; старшие подростки, ощущая ценность собственной личности, более толерантно подходят к оценке личности других. Данный вывод согласуется с теорией этнической идентичности: так же как позитивная этническая идентичность является основой для формирования толерантности, так и принятие себя может стать основой для принятия другого.

1. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности [Текст]/ А. Г. Асмолов. // Вопросы психологии. — 2003. — № 4. — С. 11-13.

2. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности. [Текст]/ Г. Л. Бардиер. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. [Текст]/ Г. М. Бреслав. — М.: Наука, 1991.

4. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст]/ Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

5. Зайдман, И. Н. Технология терапевтической дидактики в аспекте формирования толерантности подростков [Текст]/ И. Н. Зайдман, Л. Б. Можейкина// Психологическая наука и образование. — 2007. — № 2. — С. 50-59.

6. Лебедева, Н. М. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолерантности [Текст]/ Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Психологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 51-65.

7. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу [Текст]/ В. С. Мерлин. — Пермь: ПГПИ, 1990.

8. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии. [Текст]/ Ю. П. Платонов. -СПб.: Речь, 2003.

9. Психодиагностика толерантности личности.[Текст]/ Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер. 2002.

11. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст]/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995.

12. Солдатова, Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов [Текст]/ Г. У. Солдатова // Психологический журнал. — 1986. -№ 2. С. 41-50.

13. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст]/ В. В. Столин. — М.: Издательство Московского университета, 1983.

Источник:
Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков Текст научной статьи по специальности — Психология
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пензе и Пензенской области. Предполагается, что уровень толерантности и этнические стереотипы подростков связаны с возрастом: подростки 15-16 лет характеризуются более высоким уровнем толерантности, их гетеростереотипы также имеют позитивную эмоциональную направленность и выраженность по сравнению с подростками 12-14 лет.
http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-tolerantnosti-i-etnicheskih-stereotipov-podrostkov

Методика И

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии»

Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» — 0 баллов, «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, при ответе «да, всегда» — 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы беспричинно.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11,

13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.

Выводы. При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатии, от 63 до 81 — высокий, от 37 до 62 — средний, от 12 до 36 баллов — низкий, 11 баллов и менее — очень низкий уровень эмпатии.

Источник:
Методика И
Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим
http://psy.wikireading.ru/13338

Методики диагностики толерантности

Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению. Выделяют следующии методы исследования толерантности:

· специфические – направленны на выявление установок толерантного сознания;

· неспецифические – описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности.

В российской психолого–педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать«Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Авторы предлагают следующий набор методик:

· Опросник определения нервно–психической устойчивости;

· Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т.Х. Холмс, Р.Х. Раге);

· Миссисипская шкала ПТСР (Т.М. Кеан, Дж.М. Кэддел, К.Л. Тэйлор);

· Опросник выраженности симптомов ПТСР (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, П.А. Черкасов);

· Экспресс–опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова);

· Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочъян, М.М. Магура);

· Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко);

· Шкала базовых убеждений (Р. Янов–Бульман);

· Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн);

· Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский);

· Методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер);

· Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

· Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель–Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

· Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт, Б. Крамер);

· Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель–Брунсвик);

· Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

· Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

· Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.

3.1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

–аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

–видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

1. толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны/не согласны с утверждениями, в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.

Обработка результатов. Количественный анализ – суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые: 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

2001-2002гг. – с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра «Гратис» «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах дважды: до начала занятий и после их завершения.

2002г. – опрошены: студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета; студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; практические психологи г.Москвы, занимающиеся проблемой толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошеных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, участники заполняли опросник до и после тренинга. Средние значения индекса толерантности в различных группах представлены в таблице.

Источник:
Методики диагностики толерантности
Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов
http://studopedia.ru/7_42741_metodiki-diagnostiki-tolerantnosti.html

COMMENTS