Методика раннего развития

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

В настоящее время раннее развитие детей становится все более популярным и актуальным среди родителей. Достойное место среди многочисленных детских систем развития занимают методики раннего развития Марии Монтессори.
Итальянская ученая (доктор медицинских наук) практически всю жизнь посвятила детям в наблюдении за ними, и разработке создания условий (методов, способов) для успешного их развития.

Монтессори в свои методики раннего развития детей ввела специальный термин — Монтессори-материалы. Значение, которого объединяет понимания развивающих игр и учебных пособий. Предметы для обучения производятся только из 100%-натуральных материалов, а соответственно и имеют немалую стоимость.

Обычно дети в возрасте 1-1,5 года очень любят подбирать предметы по размеру и по форме. А игры из этой серии позволят им заниматься не только любимым занятием, но и узнать много интересного и нового, и к тому же тренировать и мелкую моторику рук.
В серию игр «Рамки-вкладыши» входят: «Фрукты», «Бабочки», «Листья деревьев», «Грибы», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Животные Африки», «Геометрические фигуры», «Цифры», «Алфавит» и т.д. Все эти рамки имеют определенные свои степени сложности ,но варианты игры в них схожи.

Для этого используются : пластмассовые предметы (мозаика, пуговицы, фишки, шарики), банка с водой, дуршлаг (ложка с дырочками), мел, ложка с длинной ручкой, поварешка. Пуговицы, шарики бросают в банку, пытаясь брать их только тремя пальцами то левой, то правой руки. И после того как аквариум заполнится, ребенку можно приступать к ловле «рыбок». Ему предоставляется возможность использовать в качестве сачка все предметы и при этом пытаться вытаскивать при помощи только одной руки.

Игрушки: банки различных объемов, поднос, лейка, тряпка, мерный стакан. Подкрашенную воду постепенно перелить из лейки в мерный стакан. Далее вода выливается в разные сосуды и снова возвращается в мерный стакан, т.е. через повторения определенного хода действия ребенок узнает, как распределяется по-разному в различных сосудах одинаковое количество воды. При этом обсуждаются вопросы: «Где воды больше?» «Где равные количества воды?». Монтессори рекомендует в качестве контрольного задания ребенка: предложить переливать молоко или сок.

Наклеить или нарисовать линию, похожею на форму эллипса (диаметр более 4 метров в длину). Предметы для ношения: колокольчик, цветы, мерный стаканчик с подкрашенной водой, свечка. Всем известно, что детям очень нравится передвигаться, балансируя на бревне или бордюре. Это вызывает у него большой интерес. Так и в этой игре ребенок ходит по линии, нося различные предметы. Важно при движении по линии, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой, а также, чтобы не пролить воду, уронить книгу или цветок.

Данный тип игр занимает важное место в системе игр Монтессори, направленных на раннее развитие детей. Ведь развитие мелкой моторики ребенка существенно влияет на освоения ребенком речью и развитию мышления. Бисер и бусины ребенку предлагают в перемешанном виде в одной коробочке. И ребенок должен их разложить в другие емкости по каким-либо выбранным принципам (форме, цвету). Рекомендуется брать двумя пальцами по одной бусине. И важно для того, чтобы малыш не потерял интерес к игре, бисера или бусин не должно быть слишком много. Кроме того особый интерес у детей вызывают занятия нанизывания бисеринки на нить, в результате чего получаются бусы.

Для этого необходимы разного размера банки из под крупы, бутылочки, пузырьки. Отвинтите крышки из-под нескольких бутылочек и покажите ребенку принцип завинчивания крышек, т. е как подбирается и завинчивается к определенной банке крышка. Затем малыш пусть все проделает сам.

Это упражнение имеют определенную воспитательную силу: ребенок пролив что-нибудь будет стараться убрать за собой. Сначала стоит научить малыша переносить воду губкой из одной тарелки в другую. Необходимо на поднос поставить две тарелки: слева-с водой, справа — пустую. Затем покажите, как правильно пользоваться губкой: набрать воду в одной тарелке и отжать в другую, при этом стараться, чтобы вода не попадала на поднос. Если вода все-таки попадает на поднос, то покажите ребенку как ее вытереть при помощи губки.

Монтессори — это уникальный метод развития и воспитания детей. Он основывается на разумном соотношении между выбором четкой структуры, специально предназначенного для маленького ребенка и свободой. К тому же дает основательную базу для формирования личности — всестороннее развитой, счастливой, ответственной и образованной.

Источник:
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
http://vihra.ru/metodika-razvitiya-marii-montessori/

Методика раннего развития ребенка: обзор существующих систем

Методика раннего развития ребенка: обзор существующих систем

Многие мамы еще до появления малыша на свет задумываются о его дальнейшем развитии. Что нужно делать, чтобы ребенок рос смышленым и любознательным? Как развить возможности, заложенные в каждом крошечном человечке? Чем заниматься с малышом уже на первом году жизни? Ответы на все эти вопросы дают современные методики раннего развития детей. Какую из них выбрать? Это вы решите сами после прочтения нашей статьи.

1. Методика Монтессори

Согласно Марии Монтессори, развитие малыша должно базироваться на двух принципах: игровая форма обучения и самостоятельность ребенка. Без индивидуального подхода применить эту методику не получится. Каждый ребенок уникален, и это нужно учитывать. Малыш сам выберет подходящее для себя занятие, нужно лишь создать для него развивающую среду. Ошибки ребенка исправлять не следует, он сделает это сам. Мама должна лишь ненавязчиво руководить всем процессом, но ни в коем случае не учить кроху. На что влияет данная методика раннего развития ребенка? В первую очередь она направлена на улучшение:

2. Методика Никитиных

Эта методика развития детей раннего возраста предполагает, что ребенка не нужно к чему-либо принуждать. Общение родителей с малышом должно строиться в виде сотрудничества. Мама и папа всего лишь задают верное направление, но не пытаются научить ребенка всему как можно скорее. Важно также создать так называемые «опережающие» условия. Например, если малыш только пытается произносить свои первые слова, следует приобрести для него азбуку (пластиковую либо магнитную), а также набор цифр (также магнитный или в виде кубиков). Стоит заметить, что эта система на данный момент пользуется огромной популярностью во всем мире. Например, в Японии это базовая методика во всех детских садах.

3. Методика Долмана

«Биты информации» — так называет сам Глен Доман разработанные им карточки. Именно на них основана его методика раннего развития ребенка. В чем ее суть? Малышу можно уже с рождения показывать карточки с различными изображениями. Это могут быть животные, бытовая техника, явления природы, детали гардероба, даже точки для счета и написанные слова. Занятие длится всего несколько секунд, но повторяется несколько раз в день.

4. Вальдорфская педагогика

Эта методика раннего развития ребенка основную ставку делает на духовную и эстетическую составляющую личности, но никак не на интеллект. Если работать по этой системе, то с малышом нужно заниматься лепкой, народными промыслами, играть на различных инструментах, ставить свои мини-спектакли, наблюдать за природой. Кстати, учить ребенка читать эта методика не рекомендует до того, как ему исполнится 12 лет! Важную роль в обучении играет наглядное представление. Эта система имеет много противников. Во-первых, она совершенно не обращает внимания на развитие логики и мышления. Во-вторых, в некотором смысле эта методика направлена на создание идеальных условий, которые далеки от реальной жизни. И, в-третьих, развитие ребенка существенно тормозится. Однако данная программа способна помочь тем, чей малыш гиперактивен и агрессивен.

5. Методика Зайцева

Эта методика раннего развития ребенка на первый план выдвигает обучение чтению. Занятия проходят обязательно в игровой форме. Дети при этом поют, хлопают в ладоши и постоянно находятся в движении. Основа системы – так называемые «склады». Это сочетания гласных и согласных звуков, которые расположены попарно. Именно поэтому в школе ребенку, который обучается по данной программе, придется начинать все сначала – усваивать буквы, а уже потом слоги.

Источник:
Методика раннего развития ребенка: обзор существующих систем
Что нужно делать, чтобы ребенок рос смышленым и любознательным? Как развить возможности, заложенные в каждом крошечном человечке? Чем заниматься с малышом уже на первом году жизни? Ответы на все эти вопросы дают современные методики раннего развития детей.
http://fb.ru/article/117373/metodika-rannego-razvitiya-rebenka-obzor-suschestvuyuschih-sistem

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Радость приобщения ребенка к миру знаний должна доставаться родителям. Таков девиз женщины, дважды матери, автора книги по раннему развитию ребенка Сесиль Лупан.

Сесиль Лупан родилась в Бельгии в 1955 году. По профессии она была актрисой. Когда же родились ее дети (две дочери), молодая мать твердо решила заняться их развитием. И это неспроста. Когда Сесиль училась в начальных классах лицея, у нее была плохая успеваемость. Она плохо читала, и у нее развился «комплекс неудачника». Мать Сесиль вплотную занялась дочкиным образованием, водила ее к психологу. В итоге, девочка преодолела трудности, отучилась и стала актрисой.

Когда родились ее дочери, Сесиль Лупан боялась, что они повторят ее историю и решила, как можно раньше, заняться их умственным развитием, научить читать и считать. Она стала заниматься с ними по методике Гленна Домана. Сесиль посещала его семинары и пробовала в точности следовать его рекомендациям.

Но не все шло гладко, и молодая мама стала менять методику Домана под себя и своих деток.

Сесиль стала внимательно следить, к чему проявляют интерес ее малыши, и старалась его поддержать. Если ребенок заинтересовался бабочкой, то она пыталась все про нее рассказать. Тем самым она обучала своих детей на практике. Она подходила к раннему развитию ребенка не с позиции специалиста, а с интуитивного ощущения матери, которая знает, что нужно ее ребенку в данный момент.

Сесиль Лупан, все же, неукоснительно следовала рекомендациям профессора Домана по физическому развитию детей. Физическая активность в разы повышает способность мозга к работе. Она с раннего младенческого возраста занималась с детьми плаванием и физическими упражнениями.

К сожалению, узнать судьбу ее дочерей мы не можем, но судя по тому, что Сесиль написала книгу, посвященную раннему развитию детей, у нее получилось вырастить из своих девочек достойных, грамотных людей. Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» до сих пор остается популярной. Ведь это не подобие по «выращиванию гениев», а практические советы любящим родителям, желающим открыть мир для своего ребенка.

Источник:
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Радость приобщения ребенка к миру знаний должна доставаться родителям. Таков девиз женщины, дважды матери, автора книги по раннему развитию Сесиль Лупан…
http://pesochnizza.ru/rannee-razvitie/sesil-lupan

Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года

Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года

Каждый желает, чтобы его ребенок развивался быстрей сверстников и добивался больших успехов, и это абсолютно нормальное желание. В помощь молодым мамам и папам приходит масса популяризированных и адаптированных для семейного воспитания методик раннего развития. Какую из них лучше выбрать и не способно ли преждевременное обучение навредить малышу?

Педагоги, педиатры, психологи и опытные родители разделились на два лагеря. Одни — за применение методик в семейном воспитании, другие безоговорочно против. У обеих сторон достаточно веские аргументы, поэтому вас самим придется решать, следовать ли вам популярным педагогам или ждать, когда младенец сам начнет осваивать необходимые навыки.

  1. Малыш сам научится всем требуемым навыкам, когда придет время, поэтому не нужно торопить природу.
  2. Раннее развитие может нанести вред младенцу, вмешиваясь в естественный ход его формирования и адаптации.
  3. Большинство методик построено на интеллектуальном и физическом развитии крохи, но при этом они оставляют «за бортом» эмоции, социализацию и психику грудничка, поскольку на темпы их развития повлиять никак нельзя. У подросшего ребенка со временем накапливается дисбаланс между умениями и психо-эмоциональной сферой, который может помешать ему общаться с другими детьми и осваиваться в коллективе.
  4. Только комплексное и ежедневное следование методикам позволит вам добиться хороших результатов, а это — тяжелая и долгая работа с ребенком, требующая большой теоретической подготовки. Кроме того, такое обучение требует полной вовлеченности хотя бы одного из родителей, а ведь мамам, как правило, нужно работать.
  5. Упор на интеллектуальное развитие лишает ребенка детства, вместо того, чтобы постепенно познавать мир и свойства предметов на собственном опыте и играть, малыш вынужден учиться по картинкам и карточкам чтению и счету.
  6. Пожалуй, самый главный аргумент противников раннего развития — это несвоевременность полученных знаний. Зачем двухлетнему ребенку уметь читать, если его мозг не готов еще перерабатывать слова в образы, и к чему четырехлетнему крохе знать наизусть таблицу умножения? Полученные знания в итоге «законсервируются» до того, момента, когда пригодятся ему в школе, и таким образом дитя все равно интеллектуально сравняется с обычными ровесниками.
  7. Даже если ваш ребенок пойдет до конца и будет продолжать развиваться прежними темпами, это грозит ему проблемами с социализацией. Чрезмерно умных детей не любят и не принимают в обществе.
  1. Наш мир постоянно изменяется, и, чтобы ребенок успевал осваивать необходимые знания, его нужно развивать с младенчества.
  2. Последователи раннего развития считают, что не отнимают детство у малышей, а отнюдь, делают его насыщенным и разнообразным. Методики не призывают заменить простые игры на обучающие занятия, наоборот, они сливают эти виды деятельности воедино, и малыш получает образовательные прогулки и развивающие игры.
  3. Расширенные методики, всесторонне развивающие кроху, позволяют выявить у малыша яркие склонности к определенным занятиям, чтобы в дальнейшем развивать именно их.

В первый год организм грудничка претерпевает колоссальные изменения, а развитие его идет быстрыми темпами. В этот период младенец активно познает мир, набирает пассивный словарный запас, строит свои первые логические связи. Считается, что первые год-два являются «некомпенсируемыми»: если ребенок не узнает что-то вовремя, то в дальнейшем ему будет сложно освоить это. Раннее развитие не дает младенцу «упустить шанс» и дает малышу максимум информации в этот период, закладывая надежный интеллектуальный фундамент.

Но все же следование развивающим методикам требует аккуратности и внимательности от родителей, поскольку их неосторожное и навязчивое применение может иметь обратный эффект.

  • Если младенцу не понравилось занятие, он протестует и плачет, — остановитесь и займите кроху чем-то другим;
  • не нужно отрывать грудничка от того, чем он занимается, ради обучения. Если дитя увлеченно играет с обычными кубиками, правильно будет дождаться, когда он закончит;
  • все занятия, которые рекомендует выбранная вами методика, должны быть понятны вам и вызывать ваше доверие, а ваши действия должны быть адекватными;
  • развитие ребенка должно проходить комплексно, нельзя делать упор только лишь на физические или интеллектуальные занятия, вы должны активно социализировать кроху и развивать его эмоционально.

Решая заниматься с грудничком, используя методики раннего развития, знайте, что подготовка и непосредственное обучение будут занимать у вас массу времени, а результат своего труда вы сможете оценить спустя года.

Не забывайте о естественных потребностях крохи, ведь ему намного важней адаптироваться к миру, вовремя освоить необходимые по возрасту навыки и посредством игр постепенно познавать свойства предметов, нежели научиться в полгода плавать, а в год — читать.

Подбирая методику раннего развития, которая должна подойти малышу до года, помните, что из них ни одна не универсальна, и каждая имеет ряд недостатков. Не нужно слепо следовать рекомендациям известных педагогов, все занятия должны применяться по отношению к ребенку обдуманно и объективно.

  1. Развивает эмоциональную сферу и раскрывает творческие наклонности малышей посредством занятий музыкой, выполнению ритмических упражнений.
  2. Согласно вальдорфским педагогам, ребенка должны окружать только натуральные предметы, игрушки следует делать из природных материалов.
  3. Эта методика в первую очередь формирует духовно-эмоциональный мир ребенка, а интеллектуальное развитие должно откладываться на довольно поздние сроки — на 11-12 лет.

Это одна из популярнейших методик раннего развития, несмотря на довольно «преклонный возраст» (ей более 100 лет), педагоги до сих пор активно внедряют наработки Монтессори в свои практические занятия с детьми.

Американский врач Г. Доман на протяжении нескольких лет проводил исследования и пришел к выводу, что рост мозга ограничен временными рамками — он увеличивается до 7 лет, а затем происходит развитие его отделов. Считается, что именно в этот семилетний период происходит основное обучение ребенка, поэтому важно сделать его насыщенным, обучая малыша языкам, письму, счету, чтению и занимаясь с ним разными видами спорта.

Методика основывается в основном на визуальном воздействии на малыша, и требует от родителей и детей полной отдачи. С помощью карточек с изображениями объектов, животных, растений, написанными на ними словами и нарисованными точками ребенку в голову словно «загружается» информация. Но подобного обучения явно недостаточно, ведь крохе до года нужно получать опыт, чувствовать и видеть объекты вживую.

Сесиль Лупан немного доработала методику Домана и создала свою.

  1. Ребенка нужно постоянно обеспечивать новой информацией, так его мозг будет развиваться.
  2. Информацию, которую вы будете давать малышу до года, должна быть тщательно отобрана, вы должны сообщать ему только о самом ярком, интересном и важном.
  3. Помимо визуального воздействия, согласно этой методике, ребенку нужно предоставлять возможность тактильного и слухового познания, так его развитие будет проходить гармоничней.
  4. Карточки, которые родители должны показывать своему крохе, рассортированы по отраслям, и их, в отличие от рекомендации Домана, можно, и даже нужно, давать малышу до года в руки.

Многодетные советские родители-педагоги, семья Никитиных, создали замечательную методику развития детей, которая позволяет вырастить физически и нравственно сильного человека. Их научные труды в 80х годах распространялись в «Самиздате» — перепечатывались на машинках и переписывались вручную, — пожалуй, это самый яркий знак родительского признания.

Методика Зайцева направлена в основном на раннее обучение детей родному языку и счету. Для дошкольников педагог создал наглядные таблицы и карточки, а для малышей — интересные кубики. Посредством игры дети изучают алфавит и быстро учатся читать по слогам, благодаря тому, что именно слоги написаны на гранях его кубиков. Такой подход убирает из процесса обучения самый сложный для малышей этап — перестройку от произнесения букв к чтению звуков.

Техника обучения счету также стала революционной и помогает малышам быстро освоить данный навык. Материалы, которые подготовил Зайцев, подходят для разновозрастных детей, поэтому вы можете начинать заниматься даже с годовалым ребенком. Наглядность воздействует на зрительную память, и малыши, которые учились читать и считать по данной методике, впоследствии пишут и считают правильно.

Современный автор методики раннего развития предлагает родителям свое видение воспитания детей.

  1. Данилова настоятельно рекомендует родителям развивать двигательные навыки крохи до года и предоставлять больше времени для хватания, ползания и хождения.
  2. Методика рассчитана на развитие младенца с первых дней жизни. Родители должны не предвосхищать события, а обучать кроху до года только тому, к чему он физически и, что важнее, психологически готов.
  3. Занятия для детей расписаны по месяцам и в них прослеживается постепенное усложнение, к которому и родители, и малыши могут своевременно адаптироваться.
  4. Занятия не требуют больших затрат по приобретению материалов, автор приводит советы по изготовлению необходимых атрибутов в домашних условиях.

Источник:
Обзор методик раннего развития, помогающих правильно развить ребенка до года
Методики раннего развития. Аргументы "за" и "против".Основные правила раннего развития ребенка. Вальдорфская школа, методики Монтессори, Домана и Лупан. Методики Никитиных. Зайцева и Даниловой.
http://newbabe.ru/razvitie/metodiki-razvitiya-detej-do-goda.html

COMMENTS