Методики по психологии

Методики по психологии

Автор: Администратор · Published 22.04.2017

3 УСЛОВИЯ БЕЗ КОТОРЫХ НЕ БЫВАЕТ СЧАСТЛИВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.Совместный смех Конечно же, ты знаешь, что смех полезен для каждого из нас. Если же говорить о способности смеяться вместе с кем-то, то она является одним из кирпичиков построения коммуникации. Люди, которые смеются вместе.

Автор: Администратор · Published 22.04.2017

Как думает мужчина до этой встречи и после нее? Уверен, что узнать об этом желает каждая женщина. Ведь это поможет понять, действительно ли он искренне считает Вас своей второй половинкой. Поэтому приготовьтесь «залезть в.

Автор: Администратор · Published 22.04.2017

Почему один человек рос в бедности, но любви, вырастает и становится реализованным, успешным, счастливым, а другой, детство которого прошло в достатке и яркости материального, становится несчастным, вечно неудовлетворенным и чрезмерно требовательным к внешнему миру.

Автор: Администратор · Published 22.04.2017

Для начала задам вопрос: у Вас есть отношения с мужчиной сейчас? Они в полной мере Вас устраивают? Или всё же хочется внести некоторые корректировки? На сегодняшний день человечество приближается к моменту, когда психология отношений.

Автор: Администратор · Published 21.04.2017

История стара как мир: она красива, умна, успешна, но почему-то годами сохнет по тому, кто, по общему мнению, не стоит и ее мизинца. Эгоистичный мужлан, инфантильный тип, вечно женатый – ее так и тянет.

Автор: Администратор · Published 21.04.2017

Можно любить, быть любимым – и при этом сомневаться, хорошо ли нам в этом союзе. Любовь обязательно несет с собой страдание», «любовь зла», «романы обычно плохо кончаются», «любовь живет три года»… Наша культура изобилует.

Автор: Администратор · Published 16.04.2017 · Last modified 15.12.2017

Тест на определение жизненного сценария по системе психолога Вадима Куркина. Узнайте свой женский типаж и определите причины проблем и сложностей в своей жизни. Инструкция к тесту В рамках теста вам будет предложено 8 тем.

Источник:
Методики по психологии
Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.
http://psychology-ru.info/

Методики по психологии

Методы исследования психологических свойств и состояний личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт (тревожность, фрустрация, одиночество, агрессивность, эмпатия, акцентуации характера, темперамент, самооценка). Можно выделить 2 вида опросников: одномерные — диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные — дают информацию о целом ряде различных свойств личности.

Методики диагностики детско-родительских отношений . Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Значит, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другими людьми, и соответственно может помочь ему измениться.

Методы исследования мотивационной сферы . В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластования» одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащих в основе мотивов. Потребности диктуют поведение людей.

Методики для профотбора и профориентации . Постоянно возрастающая интенсивность работы и повышение требований к сотрудникам заставляют руководителей фирм привлекать знания в области психологии. Тестирование дает возможность получить информацию об определенных качествах, необходимых для работы. А также дать оценку личностных качеств для планирования карьеры.

Методы измерения уровня познавательных процессов . Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение, внимание, творчество (креативность), интеллект) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Проекционные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов, тревогу и т.д. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.

Методы исследования межличностных отношений в группе . В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, конфликтность, адаптация, коммуникабельность и т. д.

Методы диагностики отклоняющегося развития . Большое количество детей с невыраженными отклонениями в развитии и психофизическом здоровье находятся в массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то что им не требуются специальные условия для успешного обучения, они испытывают стойкие трудности в условиях традиционного обучения в «общем потоке», и отсутствие или несвоевременность коррекционно-развивающей работы с ними приводят к выраженной их дезадаптации и педагогической запущенности.

Источник:
Методики по психологии
Методы исследования психологических свойств и состояний личности . В этот блок входят опросники для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или
http://testoteka.narod.ru/

Проективные методики в психологии

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя — воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18х24 см. Пять изображений черно-белые, пять — цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества им сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ).

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют указания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по-преимуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. В качестве примера можно привести феномен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчивым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпечатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Все это не позволяет говорить, как это иногда случается на практике, о «проективных тестах». Однако, следует заметить, что в руках знающего психолога данные методики становятся незаменимым средством изучения личности. Хотя, конечно, ни один из них не решится формулировать окончательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики без проверки ее результатов другими способами.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется максимально быстрый ответ на предъявляемое ему слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматриваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым первоначально понимался скрытый двигатель личности, совокупность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассматривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий данную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как известно, проекция — один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на кого-либо из окружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидности этого направления.

Существует множество классификаций методик, основанных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.

Помимо визуальных символов, подобных описанным выше «чернильным пятнам Роршаха», сюда можно, скажем, отнести таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослушать запись мужского голоса, предупреждают о необходимости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В действительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация, характеризующая человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и к другим, степени субъективизма суждений.

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы — трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов, не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Неопределенность форм становится становится условием разнообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-первых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предметами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощущения.

2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. Пожалуй, наиболее известная из них — «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого — по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывается, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных испытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.

Одна из старейших и наиболее распространенных методик этой группы — «тематической апперцепции тест» (ТАТ), разработанная в 1935 году создателем теории персонологии Генри Мерреем в соавторстве с Кристианой Морган.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в определенной последовательности 20 картин, взятых из стандартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, допускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наиболее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразительных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как правило, предъявляются индивидуально. Процедура исследования занимает два дня.

В ходе анализа определяется, с каким «героем» идентифицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» (отсюда название методики) или динамическую структуру взаимодействия личности и среды.

По Г. Меррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает в настоящий момент и, наконец, особенности представления будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения,

Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Прием завершения предложений, представляющий собой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел. », «Будущее кажется мне. », «Если бы я снова стал молодым. »). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Методики завершения предложений существуют во множестве вариантов и находят активное применение в современной психодиагностике. Несколько меньшее распространение имеют по сравнению с ними те, которые ориентированы на дополнение текстов. В качестве примера последних можно привести так называемый «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). В нем испытуемый знакомится с определенным набором ситуаций и, поставив себя на место активно действующего лица, отвечает на вопросы.

Это выглядит таким образом: «Молодой человек неожиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Имеется в виду, скажем, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Здесь детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

В этой группе наибольшим распространением отличается «тест цветовых предпочтений», известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой набор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, — 8 карточек.

В последнем случае процедура исследования начинается с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, понравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуемого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символическим значением (например, зеленый — уверенность, настойчивость, упорство; синий — спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значения, более полно отражающие индивидуальные особенности личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения. ), выбранный вторым цвет характеризует цель стремлений и т. д.);

г) отвержение «основных» цветов (красного, синего, зеленого, желтого) равно как и выбор в числе первых цветов «дополнительных» (фиолетового, коричневого, черного, серого) — показатель внутреннего неблагополучия, подавленных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.

Среди них представляется весьма своеобразным «тест окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется в полном соответствии с названием методики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпретация основана как на формальных и символических характеристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике значительное распространение получили методики «бумаги и карандаша». В том числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нарисуй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Бернс, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исходят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Источник:
Проективные методики в психологии
Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление
http://biofile.ru/psy/1656.html

COMMENTS