Методы развития коммуникативных способностей

Методы развития и диагностика коммуникативных способностей

Методы развития и диагностика коммуникативных способностей

Возникновение второй сигнальной системы — речи — во многом обусловило эволюцию человеческого вида до того состояния, которое нам знакомо. Именно речь, набор устоявшихся условных звуковых обозначений, помогла первобытным людям совершить качественный скачок в своем развитии.

Поскольку человек — существо социальное, почти тотально зависящее от различных проявлений общества, взаимодействие между собой всегда было и будет основой нашего поведения; и в этом нам помогают развитые коммуникативные способности.

Однако, коммуникативные способности не ограничиваются только умением говорить и понимать чужую речь. Они включают в себя и распознавание мимики и жестов, и навык считывания эмоций собеседника, и способность прогнозировать развитие и результат взаимодействия с тем или иным человеком, умение выстраивать стратегию общения.

В этой тематике существует еще один важный термин: коммуникативная компетентность. Это целый комплекс навыков и умений, включающий в себя:

  • адаптивность к новым социальным обстоятельствам;
  • воспитанность и корректность;
  • коммуникативные и организаторские способности;
  • знание правил, обычаев и традиций того или иного общества, частью которого является человек;
  • тактичность и умение находить подходящий момент для коммуникации;
  • контроль над собственной речью, мимикой и жестами;
  • умение слушать и давать адекватную ситуации обратную связь
  • навык связного и четкого изложения своих мыслей;
  • критичное отношение к своей точке зрения и способность конструктивно реагировать на противодействие.

В любой сфере человеческой жизнедеятельности существуют свои правила и нюансы взаимодействия: семантические особенности, манера поведения и самовыражения. Дипломатическая речь отличается от бытовой так же сильно, как общение подростков от делового общения.

Презентация: «Тест. Коммуникативные и организаторские способности»

По мере развития цивилизации меняются социальные нормы, в том числе и нормы коммуникационные.

Любой язык представляет собой подвижную, динамичную структуру и его развитие влечет за собой изменение правил поведения в различных ситуациях. Именно поэтому для нас так важно развитие коммуникативных способностей.

Методы диагностики личностных коммуникативных способностей сводятся к прохождению специализированного теста или нескольких тестов. Как правило, эти тесты представляют собой опросник с рядом утверждений, а баллы начисляются за согласие или несогласие человека, проходящего тест, с каждым из них.

Сами утверждения тестов касаются различных жизненных ситуаций, как ординарных, так и кризисных, и реакции на них тестируемого. Это могут быть случаи взаимодействия с незнакомыми людьми в той или иной обстановке, отношение к публичным выступлениям или к индивидуальному общению разной степени близости. Обычный в составлении теста метод — охватить разные стороны коммуникации человека с окружающей социальной средой наиболее полно.

Не стоит думать, что полная раскованность и отсутствие затруднений в общении с другими людьми — залог успеха и признак развитой социальной адаптированности. Такие результаты прохождения теста скорее характерны для людей социопатического склада личности, тогда как нормальная компетентность в коммуникации подразумевает наличие самоконтроля и сдержанности.

В то же время, человек, испытывающий постоянные трудности во взаимодействии с коллегами или незнакомыми людьми и набравший максимальное количество баллов при прохождении теста, также вряд ли может рассчитывать стать душой компании или лидером коллектива. Среднее значение набранных в тесте баллов приблизительно соответствует личности, чьи коммуникативные способности находятся на достаточном для успешной социальной адаптации уровне.

Презентация: «Изучение уровня коммуникативных способностей учителя»

Упражнения для тренировки коммуникативных способностей

Несмотря на очевидные различия между людьми со слишком расторможенным поведением и теми, кто чересчур стесняется проявить себя, развитие коммуникативных способностей и методы урегулирования поведения и для тех, и для других примерно одинаковы; смещаются лишь акценты в зависимости от результатов теста.

Чересчур свободное поведение человека указывает на слабое развитие способности к эмпатии, смутные представления о моральных и нравственных нормах, отсутствие достаточного интереса к жизни и правилам общества, в котором человек обитает и с которым неизбежно имеет множество связей.

При отсутствии психиатрических заболеваний излишняя раскованность довольно легко корректируется простыми методами, причем у детей это происходит легче и быстрее, чем у подростков и взрослых.

Скованность и замкнутость, неспособность выразить свои мысли и эмоции, а также правильно отреагировать на высказывания и действия других людей также нуждаются в дополнительном регулировании приблизительно теми же методами.

В случае, когда коррекции требуют коммуникативные способности ребенка, ответственность за процесс закономерно ложится, в первую очередь, на родителей, а кроме того, на воспитателей дошкольных учреждений и школьный преподавательский состав. Во многих школах уже много лет принято участие в воспитательном процессе штатного профессионального психолога, но и остальные учителя должны по мере возможности участвовать и стимулировать развитие коммуникативных способностей у учеников.

Нарушения способности к адекватной случаю коммуникации, как правило, связаны с недостаточным развитием эмоциональной сферы человека. Его причиной могут быть недостатки воспитания или характер и темперамент. Поэтому, помимо специализированных занятий с психологом, рекомендуется помощь ребенку со стороны взрослых в осознании и проявлении своих эмоций.

Так, родители, действуя методом постановки вопросов «что ты чувствуешь?» или «что тебе хочется сделать в этой ситуации и почему?» помогают детям сориентироваться в своем внутреннем мире и лучше понять себя, а также научиться прогнозировать последствия своих поступков. В дальнейшем ребенок начнет делать это автоматически и лучше адаптируется в любом коллективе. Кроме того, необходимо с ранних лет доносить до ребенка тот факт, что окружающие его люди в той же степени, что и он сам, обладают своими эмоциями, чувствами и интересами. Это поможет избежать излишнего эгоцентризма, свойственного маленьким детям.

Также распространенным методом регуляции является раннее приобщение детей к группе, будь то друзья по прогулкам или коллектив в детском саду. Детская психика обладает гибкостью, что позволяет проще прививать полезные привычки — в том числе, к взаимодействию с людьми разного возраста. Не следует, однако, забывать, что каждый человек имеет индивидуальный объем потребности в общении: некоторым детям (как и взрослым) тяжело и даже вредно находиться долгое время без возможности уединиться и восполнить энергию.

Если говорить о тренировке коммуникативных навыков у взрослых людей, то, вероятно, единственным существенным отличием от сказанного выше будет то, что взрослый человек обычно сам способен критически оценить свои умения и корректировать поведение.

Наиболее эффективным подходом для взрослых будет постепенное расширение контактов, общение с малознакомыми людьми — сначала коротко и на общие темы, а впоследствии — усложняя условия задачи и регулярно анализируя промежуточные результаты. Публичные выступления для развития способности коммуницировать не рекомендуются в начале этого пути, но со временем могут стать хорошим упражнением.

Методы развития коммуникативных способностей

Способность к общению как один из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Структура коммуникативных способностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.

Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Теоретические основы развития коммуникативных способностей младших школьников и анализ опыта учителей по данной работе на уроках риторики. Составление психолого-педагогической диагностики уровня развития коммуникативных способностей учеников 1-4 классов.

Понятие и содержание, общая характеристика коммуникативных способностей и особенности их развития, психологическое обоснование данного процесса. Средства и приемы, используемые для их формирования, экспериментальное исследование и анализ результатов.

Общее понятие коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе. Коммуникативные качества и свойства личности педагога. Разработка психологических мероприятий, направленных на оптимизацию коммуникативных умений учителей-предметников.

Проведение тестов для выявления уровня развития коммуникативных способностей у учащихся, оценка результатов. Разработка и проведение уроков информатики с использованием дидактической игры для повышения развития коммуникативных способностей у школьников.

Коммуникативные способности детей с заиканием и существующие методы их развития. Сказкотерапия как один из способов вырабатывания навыков общения. Организация и определение эффективности формирующей работы по развитию коммуникативных способностей.

Коммуникативные способности и умения. Особенности формирования коммуникативных способностей студентов-педагогов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Перечень причин возникновения конфликта. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.

Особенности развития коммуникативных способностей у старших дошкольников, значение психогимнастических упражнений в их развитии. Методика организации психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста, сравнительный анализ результатов.

Сущность понятия «коммуникативные способности». Психологические особенности подросткового возраста. Исследование коммуникативных способностей и типов межличностных отношений подростков, оставшихся без попечения родителей и тех, кто воспитывался в семье.

Характеристика психологических особенностей младших школьников. Современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей первоклассников в процессе образования. Формирование учителем потребности детей в социальном соответствии.

Сущность педагогических способностей. Различные подходы к определению способностей. Границы задатков человека по Лангмейеру. Структура общих педагогических способностей (по Крутецкому). Структура и функциональные компоненты педагогической системы.

Методы развития коммуникативных способностей

Просмотров научной работы: 16915

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Коммуникативные способности (или умение общаться) — это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

А.Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Б.Умение организовать общение ("Я умею!"),которое включает в себя:

1.умение слушать собеседника,

2.умение эмоционально сопереживать,

3.умение решать конфликтные ситуации.

В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, был выведен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Высокий уровень –15 — 18 баллов

Средний уровень – 10 — 14 баллов

Низкий уровень – 6 — 9 баллов

Как же можно развивать основные умения общаться.

С помощью специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен.

Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: "походи как старик, лев, как котенок, как медведь").

Сочинение рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чувство (например, "гнев" с последующим отображением этого чувства в движениях).

Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа "Как можно общаться без слов?", "Через стекло", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон", беседа "Зачем нужна речь?").

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. ("Пиктограммы", "Рисуем эмоции пальцами", "Дневник настроений", беседы об эмоциях).

Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. ("Психологический автопортрет" "За что меня можно любить ? За что меня можно ругать ? ", "Кто я?" для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения "Я").

Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа "Что значит любить родителей ? "; разыгрывание ситуаций; рисунок "Семьи").

Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

(Коллективное рисование, беседы "Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т.п.)", проигрывание ситуаций).

Упражнения, направленные на развитиеинформационно-коммуникативных умений

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.

2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.

3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.

4. Твоя голова говорит: “Нет”.

5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Игры, ориентированные на развитиерегуляционно-коммуникативных умений

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

— дай мне игрушку и др.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Игры, ориентированные на развитиеаффективно-коммуникативных умений

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.

В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

Список использованной литературы:

1 Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

2 Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

3 Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

4 Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

Способы развития коммуникативной компетентности

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности нельзя отрывать от общего развития личности. Средства регуляции коммуникативных актов есть неотъемлемая часть человеческой культуры, их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение и приумножение культурного наследия в целом. Общество не только ставит перед индивидом проблемы (в том числе и коммуникативные), но и предоставляет возможность научиться их решать.

Мы приобретаем коммуникативный опыт не только при непосредственном взаимодействии с другими людьми. Из литературы, кинофильмов, других каналов массовой коммуникации человек получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Разработанные специалистами программы формирования и развития коммуникативного потенциала личности, сколь бы ни были они совершенны, не могут заменить «естественного» приобщения индивида к коммуникативной культуре общества. Целью таких программ должна быть не столько замена «естественного» опыта другим, более эффективным, сколько организация, точнее, помощь в самоорганизации наиболее эффективных способов освоения богатства коммуникативной культуры.

Специальная социально-психологическая помощь требуется лишь в случае, когда возникают трудности в оценке достоверности и действенности осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать равноценную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа и тренинга делового общения, где участники получают возможность перепроверить свои представления о коммуникативных ситуациях путем сравнения мнений всех членов группы.

Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что совместными усилиями могут быть выработаны новые средства анализа, достоинством которых будет их явная представленность в процессе их формирования и, следовательно, возможность изначального корректирования. Но самое большое достоинство группового анализа заключается в том, что в группе могут использоваться единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

Аналитическое наблюдение разнообразных коммуникативных взаимодействий не только дает возможность тренировать приобретенные навыки общения, но и способствует овладению средствами регуляции собственного коммуникативного поведения. В частности, наблюдая за тем, как общаются другие, можно выявить систему правил, руководствуясь которыми люди организуют свое общение. Наблюдатель может, ориентируясь на исход взаимодействия, понять, какие правила способствуют, а какие препятствуют установлению контакта. Это, в свою очередь, может послужить основой для выработки собственной системы «правил эффективной коммуникации».

В еще большей мере аналитическое наблюдение влияет на формирование системы коммуникативных действий. Здесь, как и в случае с правилами, возникают условия не только для создания представлений о репертуаре техник, но и для оценки их эффективности. Не случайно наблюдение за коммуникативным поведением других людей рекомендуется как хороший способ повышения собственной компетентности.

Важным моментом при формировании коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий в уме — показатель нормально протекающего коммуникативного действия. Такое проигрывание в воображении, как правило, непосредственно предваряет реальное исполнение, но может производиться и заблаговременно, а иной раз мысленное проигрывание производится не до, а после завершения коммуникативного действия (чаще всего неудачного). Далеко не всегда воображаемое воплощается в реальность, но создаваемые в нем «поведенческие заготовки» могут реализоваться в других ситуациях. Это позволяет использовать проигрывание в воображении в качестве средства совершенствования коммуникативных навыков («идеаторная тренировка»).

Специальный тренинг, таким образом, — не единственный способ развития компетентности в общении. Для повышения коммуникативного потенциала личности необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Успех деловой коммуникации зависит от адекватности установок, понимания своей предметной и межличностной позиции, знания закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умения сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков. Иными словами, эффективность коммуникации зависит от развитости стратегической, тактической и технической составляющих коммуникативной компетентности. При этом идеалом должно быть не утопическое требование безгрешности каждого телодвижения, а способность корректировать поведение, компенсируя неизбежные промахи и ошибки, а иной раз с успехом их используя или делая из них необходимые выводы на будущее. Компетентность «второго эшелона», включая умение объяснить, оправдать и добиться извинения, не менее важна для обеспечения эффективности, чем умение избегать неловкостей.

В данном контексте хотелось бы подчеркнуть значимость активной личностной позиции вступающего в деловое общение. Высокая коммуникативная компетентность обеспечивает не столько адекватную адаптацию к наличной ситуации общения, сколько способность перестраивать ее на основе понимания.

Понятие тренинга. Социально-психологический тренинг

Понятие тренинга задается в дефинициях путем указания на его содержание (предмет), цели и методы. Содержание тренинга определяется выделением того, что подлежит развитию или совершенствованию. Как правило, указание на него формулируется как вид и компоненты каких-либо компегеншостей. В качестве компонентов чаще всего упоминаются знания, умения и установки (отношения), но можно встретить и более обширные их списки. Так К.П. Кэмпбелл, помимо стандартной триады, говорит об опыте, навыках, пониманиях, инсайтах и проникновениях в суть дела. Иногда в этом контексте называют деловые и психологические качества.

В качестве целей тренинга называются успешное функционирование и совершенствование в заданной области, адекватное выполнение конкретной задачи и работы, повышение эффективности труда, эффективность работы в конкретной организации. В качестве методов фигурируют приобретение обучающего опыта, обучение или предоставление возможности приобретения опыта, процесс приобретения знаний и умений и, чаще всего, просто «совокупность активных методов» [Бачков, 2001. С. 21].

• тренинг как форма дрессуры, где с помощью позитивного или негативного подкрепления формируются желательные поведенческие паттерны;

• тренинг как тренировка, когда происходят формирование и отработка поведенческих навыков и умений;

• тренинг как активное обучение, в котором происходят передача знаний и развитие некоторых навыков и умений;

• тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими решения собственных проблем.

целевая направленность и теоретико-методологическая ориентация разных видов группового тренинга просматривалась более отчетливо. Для социально-психологического тренинга в качестве целей выступали обогащение личностного опыта (личностный рост) и психокоррекция, а в качестве способа работы — самораскрытие и поиск. В видеотренинге целью было совершенствование умений, а методом — активное обучение и тренировка.

Для обозначения форм работы, связанных с развитием и совершенствованием коммуникативной компетентности, Емельянов в течение ряда лет пользовался и термином «социально-психологический тренинг», и термином «тренинг делового общения». Приведенные выше соображения вынуждают отказаться от этих двух терминов в пользу третьего — «коммуникативный тренинг». Помимо уже рассмотренных обстоятельств важно учесть еще одно. Социально-психологический тренинг по определению является групповой формой работы. Коммуникативная подготовка и тренировка могут осуществляться и в ходе работы с одним, отдельно взятым человеком. Хотя такая практика чаще подпадает под понятие «консультирование», но и в этом случае она почти всегда включает в себя элементы тренинга.

Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности

Мы уже говорили, что коммуникативная компетентность, равно как и другие виды компетентности, складывается, развивается и совершенствуется в комплексе не всегда явно дифференцируемых процессов созревания, воспитания, социализации, образования и адаптации.

Среди методов развития коммуникативной компетентности важнейшее место занимает тренинг. Хотя существуют и успешно развиваются другие способы расширения и обогащения коммуникативного опыта, тренинг продолжает оставаться наиболее эффективным способом работы в области совершенствования компетентности в общении. Это признается даже теми специалистами, которые выступают против «засилья тренинга» в программах обучения и развития. Межличностные умения — это то, что не входит в базовое профессиональное образование и не может быть легко освоено на рабочем месте в ходе адаптации. Неудивительно, что при общем снижении удельного веса формальных тренинговых программ в системах организационного обучения коммуникативные тренинги продолжают пользоваться устойчивым спросом. Наиболее востребованными являются тренинги базовых коммуникативных умений и тренинги командообразования.

Для обозначения места коммуникативного тренинга в совокупности путей складывания и совершенствования коммуникативной компетентности воспользуемся «айсберговой» моделью (рис. 1 на с. 253), внеся в нее некоторые необходимые изменения и дополнения (рис. 2).

Коммуникативный тренинг, как явствует из модели, выполняет следующие задачи:

• восполняет дефицит ядерных межличностных умений, не обеспечиваемых современными образовательными учреждениями и институтами социализации;

* способствует формированию некоторых специфических знаний и умений, необходимых для успешного функционирования в конкретной профессиональной и социально-бытовой среде, а именно тех знаний и навыков, освоение которых в ходе стихийной адаптации по каким-либо причинам затруднено.

Коммуникативный тренинг и его разновидности

В настоящее время коммуникативный тренинг существует либо в виде отдельной самостоятельной формы (тренинг базовых коммуникативных умений, тренинг межличностных умений), либо в качестве «вложенной формы» в разнообразных тренингах продаж, лидерства, командообразования, ведения совещаний, переговоров, презентаций.

Источники:
Методы развития и диагностика коммуникативных способностей
Методы развития и диагностика коммуникативных способностей Возникновение второй сигнальной системы — речи — во многом обусловило эволюцию человеческого вида до того состояния, которое нам
http://tonusmozga.ru/sposobnosti/vidy-sposobnostej/razvitiya-kommunikativnyx.html
Методы развития коммуникативных способностей
Способность к общению как один из наиболее социально обусловленных видов способностей, который проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Структура коммуникативных способностей.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac69b4d53a89421216d36_0.html
Методы развития коммуникативных способностей
VII Студенческий научный форум — 2015
http://www.scienceforum.ru/2015/801/9254
Способы развития коммуникативной компетентности
Процесс совершенствования коммуникативной компетентности нельзя отрывать от общего развития личности. Средства регуляции коммуникативных актов есть неотъемлемая часть человеческой культуры, их
http://studopedia.ru/8_164900_kriterii-i-komponenti-kommunikativnih-umeniy.html

COMMENTS