Межличностное общение

Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания Текст научной статьи по специальности — Массовая коммуникация

Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Майкова В. П.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Майкова В.П.,

Текст научной работы на тему «Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания»

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В.П. МАЙКОВА, доц. каф. философииМГУЛ, канд. философских наук

Основные различия между массовой коммуникацией и межличностным общением

Массовая коммуникация Межличностное общение

1. Опосредованность общения техническими средствами 1. Непосредственный контакт в общении

2. Общение больших социальных групп 2. Общение в основном отдельных индивидов

3. Ярко выраженная социальная ориентированность общения 3. Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения

4. Организованный, институциональный характер общения 4. Как организованный, так и в большой степени спонтанный характер общения

5. Отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта

6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения 6. Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения

7. Однонаправленность информации и фиксирован-ность коммуникативных ролей 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей

8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»

9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория 9. Реципиентом выступает отдельный конкретный человек

10. Массовостъ, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений

11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщения

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011 199

В условиях кризиса, социальной напряженности, положительную роль может сыграть функция эмоциональной разрядки, осуществляемая с помощью передач, материалов развлекательного характера. Однако во всем нужна, как говорил Гегель, мера. Дело в том, что обилие таких передач может уводить в мир иллюзий, отвлекать от существующих реальностей в обществе.

Кстати, такую роль могут (и играют) многочисленные (раньше иностранные, а сейчас и российские) боевики. Вред их в том, что они пагубно сказываются на неокрепшей психике детей и молодежи, порождая иллюзию, что такая преступная жизнь является нормой жизнедеятельности, выступая своеобразным эталоном поведения молодых людей, «технологией» взаимоотношений людей.

На сегодняшний день не существует единого комплексного взгляда на виртуальную реальность. Виртуальная реальность оказалась настолько многогранной, что в ее системе оказались объединенными все усилия и достижения человечества.

СМИ передают и хранят колоссальные объемы информации. А это требуют организации управления, осуществляемой специальными учреждениями: редакция-

ми газет, радио, телевидения, провайдерами — поставщиками услуг Интернета, выступающими в качестве социальных институтов, реализующими в конечном итоге интересы тех или иных социальных слоев, групп, классов, в первую очередь правящих элит. Воздействие на СМИ могут оказывать и другие слои и группы с помощью своих организаций, движений, партий, своих представителей в законодательных и исполнительных органах. Одной из форм такого воздействия является деятельность так называемых наблюдательных советов, действующих во многих зарубежных странах.

Специфической особенностью СМИ является то, что в них иногда отсутствует непосредственная обратная связь между коммуникатором и аудиторией (реципиентами). В этом — главный недостаток массовой коммуникации по сравнению с межличностным общением. Обратная связь очень важна для достижения взаимопонимания, повышения качества и изменения содержания передаваемой информации [3].

Конечно, обратная связь между коммуникатором и аудиторией в определенных пределах имеет место. Она выступает, например, в форме телефонных звонков в редакцию, показа телекадров с вопросами, оценками, репликами реципиентов, писем подписчиков в газеты и журналы, письменных сообщений виртуального собеседника и т.д. Однако это могут быть мнения отдельных реципиентов, не отражающих взгляды, позиции большинства аудитории, тех или иных групп или слоев. При этом надо иметь в виду, что организаторы таких откликов часто действуют выборочно, предоставляя слово тем, кто отражает позицию коммуникатора и стоящих за ними

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

определенных политических и социальных сил.

При этом чаще всего такая обратная связь носит так называемый отсроченный характер, т.е. после окончания передачи, прочтения сообщения, газеты, журнала.

Составной частью коммуникативных средств СМИ является реклама. Она может быть интерпретирована как различные формы оповещения (главным образом средствами массовой информации) о потребительских свойствах товаров и видах услуг, в том числе социальных, в целях их возможно более широкого сбыта. В переносном смысле под рекламой понимают также создание максимальной популярности кому-либо или чему-либо. Например, кандидатам в депутаты, произведениям искусства и литературы и т.д.

На рекламу можно не обращать внимания, не заглядывая в рекламные страницы изданий, выключая радиотелевизионные аппараты, выражая свое возмущение и раздражение ее настырностью, а иногда и безвкусицей. Так или иначе, реклама и рекламные объявления стали настолько навязчивыми, что делать вид, что их не замечаешь, просто невозможно. Подчас реклама оказывается непорядочной, неграмотной или просто вредной.

Нельзя не отметить законодательное решение в западных странах о продолжительности рекламного времени в аудиовизуальных СМИ, а также условий его использования. Практически во всех странах оно ограничено

Так, рекламные передачи в Германии должны занимать не более 20 % дневного эфирного времени. В Австралии 120 минут на радио, 20 минут на телевидении. Рекламные передачи запрещены по праздничным дням. В Италии на государственном вещании 4 % недельного эфирного времени, в Нидерландах — 5 %, в Финляндии — 11 %. В Швейцарии рекламные вставки могут быть сделаны лишь один раз в программы продолжительностью более 90 минут.

Рассматривая социально-психологические аспекты основных компонентов массовой коммуникации, остановимся на вопросе:

обогащает или обедняет массовая коммуникация наше межличностное общение, нашу духовную жизнь? Необходимость обращения к этому вопросу во многом определяется тем, что здесь существуют на сегодняшний момент весьма противоречивые мнения.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

на объективную реальность, человек способен утратить элементарные жизненные ценности и ориентиры.

Все эти мнения подчеркивают отрицательные последствия для развития личности и общения современной массовой коммуникации и особенно телевидения и Интернета

Однако наряду с подобными взглядами почти столь же часто можно встретить утверждения о том, что массовая коммуникация и особенно телевидение и Интернет — это величайшее благо XXI века, это неотъемлемая часть духовной жизни народа, что современная массовая коммуникация практически безгранично расширила наши горизонты, сделала доступным получение информации из любой точки земного шара, т.е. значительно увеличила возможности человека приблизиться к миру других людей, получить новые знания о них и тем самым обогатить свой внутренний мир, в том числе и за счет общения, вызванного обсуждением того или иного материала массовой коммуникации.

Почему же столь разноречивы мнения об одном и том же явлении, доступном миллионам и даже миллиардам людей?

Представляется, что дело тут в сложности и противоречивости самой массовой коммуникации как конкретном проявлении научно-технической революции, а также в диалектическом характере взаимосвязи между массовой коммуникацией и межличностным общением. Поэтому на вопрос: «Обедняет или обогащает массовая коммуникация наше межличностное общение, духовный мир человека?» — не может быть однозначного ответа. Он зависит от учета целого ряда факторов. Прежде всего, воздействие печати, радио, телевидения на наше общение, на духовный мир в значительной степени за-

1. Майкова, В.П. Деятельность СМИ в системе политических институтов как фактор формирования общественного мнения / В.П. Майкова // Духовность. — 2007. — № 7. — С. 13-22.

2. Бомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Бомолова. — М.: МГУ, 1991. — 127 с.

3. Майкова, В.П. Российская пресса на стыке 20 и 21 вв. От советской коммунистической к либертарианской? / В.П. Майкова // Россия: идеи и люди: сб. науч. тр. — Вып. 8. — М.: МГОУ, 2003. — С. 45-54.

4. Майкова, В.П. Природа и разум / В.П. Майкова // Пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства: материалы международного научного конгресса «Глобалистика 2009». — М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009.

Источник:
Массовая коммуникация и межличностное общение в формировании общественного сознания Текст научной статьи по специальности — Массовая коммуникация
Майкова В.П. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. В статье рассматривается вопрос влияния массовой коммуникации и межличностного общения на формирование общественного сознания. С одной стороны, показано, что сегодня мы не можем рассматривать межличностное общение без того пласта клишированных форм, которые порождает медийная культура. С другой стороны, представлены различия, существенно отличающие массовую коммуникацию и межличностное общение.Maykova V.P. MASS COMMUNICATION AND INTERPERSONAL DIALOGUE IN FORMATION OF SOCIAL CONSCIOUSNESS. The question of influencing mass communication and interpersonal dialogue on formation of public consciousness is considered. On the one hand, it is shown that today we can't consider an interpersonal dialogue without the layer standard forms generated by media culture. On the other hand, the distinctions essentially distinguishing mass communication and interpersonal dialogue are presented.
http://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-mezhlichnostnoe-obschenie-v-formirovanii-obschestvennogo-soznaniya

Межличностное взаимодействие

1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок,

2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия

Межличностные отношения формируются под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности человека, их специфической чертой является эмоциональная окрашенность. Чувства, которые определяют эти отношения, можно разделить на две группы: конъюнктивные и дизъюнктивные.

К конъюнктивным принадлежат чувства, которые сближают людей, объединяют их в кооперацию, выражают готовность сотрудничать, совместно действовать.

Источник:
Межличностное взаимодействие
Межличностное взаимодействие: 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их
http://students-library.com/library/read/63992-mezlicnostnoe-vzaimodejstvie

Межролевое и межличностное общение

В педагогическом процессе

Люди, реализуя свои межличностные потребности, ведут себя по-разному, причем не только те или другие люди, но одни и те же в отдельные периоды времени, при решении различных проблем. Одним из первых, кто занялся изучением этих изменений, был Эрик Бёрн. Длительные наблюдения показали, что человек может пребывать в 3-х состояниях. Эти позиции называются «Дитя», «Родитель» и «Взрослый».

Дальнейшее развитие личности связано со становлением третьей инстанции – «Взрослого». Это состояние возникает в результате нахождения ребенком отличий от «выученной концепции жизни», находящейся в «Родителе», и «прочувственной концепции жизни», находящейся в «Дитя». «Взрослый» связан, в первую очередь, с собственным опытом. В нем собирается информация, перерабатывается и на основе этого анализа принимается решение. «В этом случае, когда отсутствует расхождение между информацией, поступившей из окружающей реальности, и «выданной» «Родителем» ребенка, его «Взрослый» получает возможность освободиться, снять с себя контроль автоматизированной и стереотипизированной деятельности и заняться специфически взрослой деятельностью – творчеством».

Рассмотрим взаимодействие в системе «учитель – ученик» с позиций трансактного анализа. Любое взаимодействие – «трансакция» — состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой. Любой человек, общаясь с другим человеком, находится в одной из ролей. Если другой человек отвечает именно из того состояния, в котором находится первый человек, то это комплементарные трансакции. Например, вопрос задает «Дитя» — отвечает «Дитя» и т.д.

Некомплементарные – это пересекающиеся трансакции. Пересекающиеся трансакции завершаются если не ссорами и конфликтами, то антипатией и негативными чувствами к партнеру.

Главное, что должно быть присуще подобному общению, — это субъект – субъектная основа, на которой оно протекает. Завуч музыкальной школы может выразить свое неудовольствие за допущенный промах в работе с учеником, учитель – выговорить учащемуся за неподготовленное домашнее задание. Однако во всех этих случаях и во множестве других ситуаций у старшего по отношению к младшему должна срабатывать прежде всего не формальная роль завуча, педагога, а принятие другого участника общения как личности. Не позиция «над», а позиция равного. При соблюдении этого условия устанавливается не просто межролевой, а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Тем самым создаются наилучшие условия для позитивных изменений личности.

По выражению А.Я.Бодалева, «пронизанность межролевого общения общением межличностным» — важнейшее условие преодоления императивного способа общения и перехода к взаимодействию, диалогу.

Источник:
Межролевое и межличностное общение
В педагогическом процессе Люди, реализуя свои межличностные потребности, ведут себя по-разному, причем не только те или другие люди, но одни и те же в отдельные периоды времени, при решении
http://cyberpedia.su/5×8405.html

COMMENTS