Межличностное отношение

Духовное отцовство

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Духовное отцовство. По творениям Евагрия Понтийского». Перевод с немецкого А.В. Фролова. Книга посвящена теме духовного отцовства, которую автор раскрывает, исследуя творения Евагрия Понтийского.

Смысл истинного отцовства — это дарование жизни, что означает предоставление другому человеку пространства для собственного свободного бытия. Духовное сыновство не может существовать без духовного отцовства, и его смысл — свободное принятие своего собственного бытия как бытия дарованного. В духовной жизни, независимо от пола и возраста лиц, «отец» и «сын» — это метафоры, выражающие определенное межличностное отношение. Поэтому в христианской традиции известны не только духовные отцы, но и духовные матери.

Поскольку то же самое отношение между отцом и сыном распространяется на Божественные Лица Святой Троицы, становится ясно, насколько серьезен данный вопрос. Ведь человеку, которому не удалось пережить опыт истинного отцовства и истинного сыновства в духовной сфере, грозит опасность вообще не познать истинное, личностное отношение к Богу.

Духовное отцовство в представлении Евагрия — это отнюдь не изолированное явление, оно имеет свое богословское место в Домостроительстве спасения. Оно представляет собой подражание Христу через участие в Его деле, а именно в деле спасения человеческого рода, которое должно привести людей от зла к добродетели (посредством делания) и от неведения — к познанию Бога (посредством созерцания). Тем самым духовное отцовство есть братство между ангелами и праведниками, ведь наш Спаситель осуществляет Свое дело среди нас при помощи ангелов!

К ангелоподобному служению духовного отца относится не только назидание, но и ходатайственная молитва, свойственная праведникам. «Праведно [молиться] — значит молиться не только о собственном очищении, но и о всяком единоплеменнике своем, дабы подражать ангельскому образу [жизни]». Евагрий имеет в виду здесь те места Священного Писания, где ангелы предстают посредниками человеческих молитв пред Богом. Однако, наряду с ангелами, такими посредниками могут быть также святые и праведники.

Задача духовного отца представляется двоякой, в соответствии с двумя ступенями духовной жизни: прежде всего, вести за собой других «от зла к добродетели» по пути делания (то есть исполнения евангельских заповедей) и, во-вторых, приводить людей «от неведения к познанию Бога» путем духовного назидания. Второе невозможно без первого. Человек, страдающий от душевных страстей, должен сначала обрести «здоровье души», чтобы его дух мог «двигаться разумно (logikos)», согласно своему естественному предназначению, и устремиться на поиски Бога.

Таким образом, духовный отец — это врач и учитель в одном лице, по образу Христа, Которого Евагрий часто называет «врачом душ». Именно духовному отцу как никому другому известно, «какие лекарственные средства ведут от зла к добродетели и от незнания к ведению».

Она предостерегает нас от имитации тех состояний, о которых мы только читали, но которые никогда не испытывали сами. Ведь такого рода имитация — это в конечном счете суррогат (anatyposis) подлинного опыта. Будучи лишена какой-либо истинности, она гибельна для духовной жизни.

Итак, духовного отца можно сравнить с художником или, точнее говоря, с реставратором. Он не должен формировать вверенный ему «образ Божий» по своему собственному подобию, копируя себя самого; напротив, он должен стараться уподобить его Первообразу, то есть Христу. И если одному из этих «образов» случится впасть в грех под воздействием демонов и подвергнуться осквернению, духовный отец, невзирая на это, будет любить его, как любит Первообраз — то есть Самого Бога. Ведь даже в оскверненном грехами человеке сохраняется образ Божий! Духовный отец найдет средство и способ вновь «обрести» его для Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины.

Удивительным образом духовный отец становится соработником Небесного Отца в деле спасения человека, — Отца, определившего нас к тому, чтобы «по прошествии всех веков уподобиться образу Своего Сына».

Оглавление

Предисловие. Духовное отцовство — устаревшая тема?

Глава I. В духе святых отцов

Глава II. Евагрий как духовное чадо святых отцов

Глава III. Евагрий как авва

Глава IV. Духовное отцовство: общие контуры

Глава V. Христос как отец и духовное отцовство

Глава VI. Духовная благодать

Глава VII. Духовный отец

как истинный гностик-умозритель

Глава VIII. Учитель и врач

Глава IX. Тактичность в духовных вопросах

Глава X. Истинный христианский гнозис против гностицизма

Глава XI. «Disciplina arcani» против эзотеризма

Глава XII. Духовное тайноводство

Послесловие. Различение духов

Книгу можно приобрести:

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Источник:
Духовное отцовство
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Духовное отцовство. По творениям Евагрия Понтийского». Перевод с немецкого А.В. Фролова. Книга посвящена теме
http://pravoslavie.ru/108969.html

Межличностное отношение

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.

Межличностное общение Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Информация о файле.

Содержание (оглавление). Предисловие. РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯГлава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.

(Серия « Учебник нового века»). Авторы: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 193. Глава 11. Приложение 2 (Бланковые методики В. Н. Куницыной.

Предмет теории межличностного общения. Аналитические модели. Теоретические направления (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая парадигма, психоанализ, гуманистическая психология)Глава 2. Потребность в общении и методы ее изучения. Потребности и мотивы личности в общении (классификация потребностей, фрустрация потребностей и ее последствия, социальная мотивация, мотив достижения в человеческих отношениях, мотивационный кризис)2. Методы изучения общения. Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке (аффилиация, помогающее поведение, милосердие в общении, характеристики ситуации и влияние черт личности)РАЗДЕЛ II.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯГлава 3. Речь в межличностном общении. Речевая коммуникация (организация и развитие речевой коммуникации)3. Речь и взаимопонимание (денотация и коннотация, полисемия и синонимия, наблюдения и оценка, статичность высказывания)3.

. (Серия Учебник нового века). ISBN 5-8046-0173-3 Предисловие.
Межличностное общение как предмет. Межличностные отношения. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на.
Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер,
2001. Понятие « межличностные отношения » акцентирует внимание на Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

Многие работы В. Н. Куницыной продиктованы интересом к проблеме социального наследования, психологии межличностных отношений, познания и общения. Межличностное общение: Учебник. СПб., 2001 (в соавторстве).

Особенности речи в социально ориентированном общении (правила речевой коммуникации, речь как средство утверждения социального статуса)3. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении (особенности повседневной коммуникации, функции речи в межличностном общении)Глава 4.

Невербальная коммуникация. Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении. Основные каналы невербальной коммуникации (кинесика, мимика, контакт глазами, жесты, такесика, проксемика, акустические средства передачи невербальной информации)4. Проблема интерпретации невербального поведения. Глава 5. Слушать и слышать.

Цели и факторы эффективного слушания. Обратная связь в межличностном общении.

Стили слушания (рефлексивное слушание, эмпатическое слушание)РАЗДЕЛ III. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕГлава 6.

Структура межличностного взаимодействия. Контексты межличностного взаимодействия. Пространство межличностного взаимодействия. Сценарии и механизмы взаимодействия. Глава 7. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. Социальный ритуал (функции социальных ритуалов, формы ритуального поведения)7. Межличностные ритуалы (ритуалы как способ обозначения границ взаимодействия, как форма поддержки или взаимного принятия, как форма защитного поведения)7.

Культурные особенности ритуального поведения в общении. Глава 8. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре. Деловое общение как межличностное взаимодействие (особенности и формы межличностного взаимодействия в деловой среде, фактор группы в деловом взаимодействии, проблема совместимости в группе)8. Межличностное взаимодействие в игре (понятие игры, значение игр для человеческого общения)Глава 9. Феномен личного влияния.

Понятие личного влияния. Личное влияние, власть и лидерство. Коммуникативно- личностный потенциал влияния. Типы личного влияния. Глава 1. 0. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

Основные стратегии воздействия на человека. Манипуляция в общении (средства и механизмы манипулятивного воздействия, распознавание и защита от манипуляции)1. Экспериментальные исследования тактик влияния (тактики влияния в работе менеджера, тактики с сильным и слабым контролем ресурсов, самопрезентация как средство воздействия)РАЗДЕЛ IV. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯГлава 1. Межличностная аттракция. Понятие межличностной аттракции.

Внешние факторы аттракции. Внутренние факторы межличностной аттракции (физическая привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка)1. Способы измерения межличностной аттракции. Глава 1. 2. Чувства и эмоции в общении. Основные характеристики чувств и эмоций в общении.

Социальные эмоции (влияние значимых других на чувства и эмоции, виды социальных эмоций: смущение, зависть, ревность)1. Способы управления эмоциями и чувствами (осознание эмоций, язык эмоций, управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии)Глава 1. Отношения в развитии. От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений (стадия сближения и стадия близости, стадия дифференциации и стадия отдаления, стадия распада)1.

Факторы стабильных эмоциональных отношений (самораскрытие и особенности отношений)РАЗДЕЛ V. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИГлава 1. Общение, обращение, отношение. Общение как центральная категория социальной психологии.

Общение, обращение, отношение (формальное и неформальное межличностное общение, контактное общение, соотношение понятий «установка» [«аттитюд»], «отношение», «оценка», «интерес»; классификация типов отношений)Глава 1. Закономерности доверительного общения. Формальное и неформальное межличностное общение. Доверительное общение, его функции и стадии (специфика доверительного общения, псевдодоверие, структура и функции доверительного межличностного общения, стадии доверительного общения, психологическая близость)1. Формы и способы доверительного общения (аттракция и физическая привлекательность, дружба и любовь)РАЗДЕЛ VI. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯГлава 1.

Межличностное восприятие. Межличностное общение: социальная перцепция (что такое восприятие человека человеком, что мы видим в другом человеке, как и для чего использует человек свои знания)1. Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки первого впечатления, физиогномические стереотипы и стереотипы внешности, роль установки в восприятии, от чего зависит точность первого впечатления)1. Направленное формирование первого впечатления. Глава 1. 7. Межличностное понимание.

Одиночество (одиночество в юности, типы одиночества, принципы и способы измерения одиночества, некоторые психологические механизмы одиночества, причины хронического чувства одиночества)1. Аутистичность и отчужденность (аутистичиостъ как свойство личности, отчужденность, аномия)1. Комплексные трудности в общении.

Глава 2. 0. Дефектное общение. Акцентуации характера и дефекты общения (дефекты общения, нарушения общения и акцентуации, типы акцентуаций и особенности общения)2. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения. Глава 2. 1. Деструктивное общение. Корыстные формы общения (вранье, обман, ложь; эгоизм — основа деструктивного общения)2. Агрессивно- конфликтное взаимодействие (источники агрессивности, закономерности агрессивного поведения и взаимодействия, криминогенное общение)РАЗДЕЛ VIII. ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕГлава 2.

Факторы успешного общения. Понятие, критерии и уровни успешности общения. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость (контактность как важнейшее условие успешности общения, коммуникативная совместимость, адаптивность)2.

Стиль общения как фактор успешности (характеристики стиля общения, темперамент и стиль общения, направленность личности и стиль общения, культура и стиль общения, стили общения в совместной деятельности, формирование стиля общения в семье, оптимальный стиль общения)2. Мужской и женский стили общения (полоролевые стереотипы, мужчины и женщины как лидеры, андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния)Глава 2. Общение в сфере средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация как вид межличностного общения (принадлежность к малой группе, лидер мнений)2. Убеждаемость (убеждаемостъ и статус человека в группе, убеждение и внушение, убеждаемостъ и конформность, податливость)Глава 2. Новые направления в исследовании межличностного общения.

Социальный интеллект (история развития представлений о социальном интеллекте, социальный интеллект и когнитивная структура, содержание социального интеллекта в представлении людей, является ли социальный интеллект самостоятельным феноменом, отечественные разработки по проблеме социального интеллекта, новый подход к проблеме социального интеллекта, социальный интеллект и социальный успех)2. Социальная компетентность (социальная компетентность — механизм адаптации к новым условиям, содержание и структура социальной компетентности, взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности)ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯПРИЛОЖЕНИЯПриложение. Методы измерения особенностей общения и личностно- коммуникативных свойств.

Методы измерения симпатии, любви, самоактуализации. Методы измерения эмоциональных взаимоотношений. Мотивация общения и взаимодействия. Методы исследования самоотношения и самооценки, психологической защиты. Приложение 2. (Бланковые методики В.

Н. Куницыной «Национальные стереотипы», «Значимые лица», «Самооценка- 1. Самооценка- 2. 5», «Линия жизни», «Боязнь неудачи», «Семья и друзья»)Приложение 3. Программа учебного курса «Межличностные отношения»Библиография.

Источник:
Межличностное отношение
Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Межличностное общение Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Информация о файле. Содержание (оглавление).
http://lanszkicsaba.weebly.com/blog/uchebnik-kunicina-mezhlichnostnoe-otnoshenie

Общение между личностями

Под понятием межличностного общения подразумевают взаимодействие одного индивида с другим, или даже группой индивидов, в ходе которого происходит определенный обмен информацией того или иного характера. Общение между личностями всегда характеризуется фактором неизбежности, а также склонностью к постоянству и достаточно закономерному регулярному развитию в условиях той или иной реальной группы людей.

Субъективные отношения между двумя конкретными личностями всегда. В той или иной степени, выступают отражением характера общения между участниками определенного коллектива или группы, что также служит основным предметом для изучения социальной психологией.

Главной целью в исследовании взаимодействия между двумя личностями. Или же взаимоотношений внутри группы, является более углубленное и полное изучение всего спектра различных социальных факторов, а также видов возможных отношений между субъектами, входящими в одну конкретную группу.

Следует понимать всю значимость контакта между двумя и более индивидуумами: ведь если не будет существовать какого-либо контакта с обменом информацией между людьми, совместная деятельность и достижение целей человеческой общности станет совершенно невозможной. Допустим, преподаватель в университете, задача которого состоит в том, чтобы подготовить следующее поколение к максимально эффективной профессиональной деятельности, не сможет выполнить эту задачу без предварительного налаживания контакта со своими учениками.

Процесс общения всегда рассматривается как многосторонний механизм формирования и развития контактов между разными индивидами, который является продуктом развивающейся потребности в совместной деятельности. Таким образом, можно рассматривать межличностное общение и отношение как единую систему взаимодействия между индивидами как социальными существами. Также можно выделить определенное место для процесса общения в данной структуре взаимодействия, его основные функции, а также специфику.

Если рассматривать контакт между двумя индивидуумами как общую систему, то можно выделить три основные поэтапные задачи, которые она выполняет. Первой из них является восприятие одной личности с точки зрения другой, что подразумевает общий первичный контакт. Вторая цель заключает в себе формирование какого-то общего понимания человека, налаживания возможности обмена информацией с ним.

И окончательная, третья задача, это уже непосредственное формирование вероятного взаимоотношения между индивидуумами и также осознание и понимание определенного психологического влияния, посредством анализа переживаемого спектра чувств в ходе общения с данной личностью. В данном случае недостаточно восприятия другого индивидуума в рамках «понятия человека как человека», то есть подразумевает вовлечение в процесс и других, психологических, а также социальных познавательных механизмов, позволяющих раскрыть для себя оценку «человека как личность».

Что касается фактора эффективности адекватного восприятия субъектом других людей, то она напрямую связана с большинством социально-психологических черт данного индивидуума, которые позволяют ему быть достаточно внимательным во время контакта и процесса общения между личностями для того, чтобы замечать все необходимые мелкие детали поведения окружающих, которые несут всю нужную информацию о них.

Также к особенностям межличностного контакта стоит отнести его прямую зависимость от возможности участников общения воспринимать речь. Это, в свою очередь, зависит от возраста, пола, национальности и культурного влияния всех индивидуумов, их темпераментов, особенностей характера, изначальных приоритетных установок и специфики воспитания, профессиональной деятельности. Нужно обратить внимание, что с течением времени и возрастом. Каждый человек своеобразно «оседает», дифференцируя свои эмоциональные состояния и переживания, а также принимая строго определенный для себя, во многом отвечающий национальным особенностям, образ жизни.

Известным фактом является первичность фокусировки восприятия одного человека другим на его внешних физических данных. К ним принято причислять не только внешность как таковую, но также и функциональность, различные физические показатели, данные паралингвистики индивидуума, его манеры общения в вербальной и невербальной системе.

Также выделяют ряд физиологических данных, большую часть из которых человек склонен не замечать, но на подсознательном уровне они могут являться весьма информативными показателями: это кровообращение, частота дыхания, интенсивность выделения пота. Что касается сугубо функциональных особенностей, которые бросаются в глаза в первую очередь, к ним причисляют манеру походки человека, его позу, жестикуляцию и мимику во время ведения диалога.

Само собой разумеется, что различные эмоциональные всплески, отражающиеся также и в манере речи, проще всего дифференцировать, а вот скрытые и нежелательные душевные переживания, настрой, гораздо труднее выявить, если индивидуум самостоятельно не захочет поделиться данной информацией. В связи с этим, к социальному и психологическому образу мы также причисляем и собственно внешний вид, специфику одежды, обуви, аксессуаров, выбранных субъектом для создания стиля. Вместе с тем оценивается специфика его деятельности, привычки.

Помимо этого, выделяют ряд проксемических особенностей, к которым, в первую очередь, относят общее состояние между общающимися индивидами, атмосферу общения, их отношение друг к дружке и расположение. Стоит отметить, что при восприятии человека как самостоятельной и полноценной личности, анализ его социальных данных и характеристик является куда более информативным, нежели оценка внешних данных.

Однако, механизм оценки другого человека с точки зрения сознательного индивида, предстает перед нами как сложная многоступенчатая система, которая в конечном счете предоставляет искаженное восприятие образа. Эти самые процессы, которые приводят к ложному и искаженному пониманию другого человека препятствуют попыткам объективного анализа собеседника. Наиболее известными и в то же время значимыми являются процессы первичности. Они основываются на том, что первое впечатление от знакомства, которое всегда обладает элементом новизны и интереса, в дальнейшем всегда накладывает отпечаток на последующем восприятии этого человека и влияет на формирование его объективного образа.

В процессе познавания, уже в момент первичного восприятия другого индивида, человек всегда делает неосознанный выбор между различными системами внутреннего анализа своего собеседника. С точки зрения психологии, в качестве основной системы или механизма познания рассматривается функция соотношения, а также интерпретации.

В ее основу заложено сравнение опознаваемого в настоящий момент объекта с уже приобретенным личным опытом общения индивидом с похожим по тем или иным критериям типом людей. Таким образом, отношения между двумя личностями являются не только одним из элементов взаимодействия и формирования человеческой общности, но также рассматриваются в этом контексте как отправная точка.

Также важно подчеркнуть тот факт, что в динамике и последующем развитии отношений между двумя индивидами, которые обычно стремятся к укреплению, значительную роль играет эмпатия обеих сторон. В данном случае эмпатия, как способность к сопереживанию, выступает залогом успешного восприятия и понимания своего собеседника. Взаимоотношения между людьми склонны к постоянным и активным переменам, склонны к укреплению, ослаблению, и даже разрыву. Отмечено, что в условиях бурной городской жизни, в отличие от сельской атмосферы, взаимосвязи между личностями более частые, но также быстро проходят и разрушаются.

Источник:
Общение между личностями
Общение между личностями представляет из себя нечто большее чем просто обмен информацией. Когда один человек воспринимает другого как уникальную личность, возникает сложный многоуровневый процесс.
http://psytheater.com/obshhenie-mezhdu-lichnostyami.html

Тест Лири

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Внимательно прочитайте каждую и оцените, соответствует ли она Вашему представлению о себе.

Если да, то перечеркните в сетке регистрационного листа крестом цифру, соответствующую порядковому номеру характеристики.

Если нет, то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Заполните первую сетку «Какой Вы человек?», затем вторую «Каким бы Вы хотели быть?». То есть на все 128 вопросов надо будет ответить два раза – в сумме должно быть 256 ответов.

Я – человек, который (или – он /она человек, который):

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

28. Внимательный и ласковый

31. Отзывчивый к призывам о помощи

33. Способный вызывать восхищение

34. Пользуется уважением у других

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверенный в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

73. Нетерпимый к ошибкам других

76. Часто недружелюбен

80. Долго помнит обиды

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

110. Проникнут духом противоречия

112. Недоверчивый и подозрительный

117. Почти никому не возражает

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других

128. Портит людей чрезмерной добротой

Спасибо за ответы!

Ключ к тесту для диагностики межличностных отношений Лири

Тест Т. Лири предназначен для диагностики межличностных отношений личности.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование – подчинение, дружелюбие – враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование – подчинение) и горизонтальная (дружелюбие – враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по четыре и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику.

1. Авторитарный: 1–4, 33–36, 65–68, 97–100.

2. Эгоистичный: 5–8, 37–40, 69–72, 101–104.

3. Агрессивный: 9–12, 41–44, 73–76, 105–108.

4. Подозрительный: 13–16, 45–48, 77–80, 109–112.

5. Подчиняемый: 17–20, 49–52, 81–84, 113–116.

6. Зависимый: 21–24, 53–56, 85–88, 117–120.

7. Дружелюбный: 25–28, 57–60, 89–92, 121–124.

8. Альтруистический: 29–32, 61–64, 93–96, 125–128.

Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

Чем меньше у тестируемого разница между «Я актуальным» и «Я идеальным» – тем более реалистичные цели он ставит перед самой, принимает себя таким, какой он есть, а следовательно, находится в бодром, работоспособном состоянии. Чем больше разница между «Я актуальным» и «Я идеальным» – тем менее человек доволен собой и ему проблематично будет достигнуть намеченных целей в саморазвитии. Совпадение «Я актуального» и «Я идеального», что встречается не часто, говорит об остановке саморазвития.

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I – V) + 0,7 ? (VIII + II – IV – VI).

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 ? (VIII – II – IV + VI).

13–16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0–8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

13–16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0–12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

13–16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9–12 – требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0–8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

13–16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9–12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0–8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9–12 – застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

13–16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9–12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

9–16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0–8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0–8 – ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Первые четыре типа межличностных отношений – 1, 2, 3 и 4 – характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта – 5, 6, 7, 8 – представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Источник:
Тест Лири
Тест Лири Ф. И. О. оцениваемого ______________________________________________ Возраст (полных лет) ______________________________________________ Должность ______________________________________________ Подразделение ______________________________________________
http://hr-portal.ru/tool/test-liri-diagnostika-mezhlichnostnyh-otnosheniy-dmo

COMMENTS