Межвидовые отношения

Межвидовые взаимоотношения

Межвидовые взаимоотношения могут быть безразличными, вредными или полезными для партнеров. При нейтрализме межвидовые взаимоотношения происходят на одной территории, не вступая в отношения друг с другом, например, дятлы неподалеку от дроздов в буковом лесу или гидроидные полипы на раковине моллюска. Может существовать конкуренция за одинаковую пищу или жизненное пространство, например, между двумя видами воробьиных — славкой и соловьем.

При совместном содержании в культуре Paramaecium caudatum несколько быстрее вытесняется растущей популяцией P.aurelia, так как последняя выедает бактерий — пищу, необходимую и первому виду. Однако P.aurelia, питающаяся в поверхностной бактериальной пленке, не конкурирует с Р. bursaria, поедающей микроорганизмы, которые опускаются на дно.

Мутуализм приносит выгоду обоим партнерам — при симбиозе жизненно важную, при протокооперации не очень значительную. Так, жвачные животные и микроорганизмы их рубца не могут существовать друг без друга, а гидра, напротив, может жить без водоросли хлореллы, как и та без нее.

Нередко польза и вред бывают односторонними. Для льва безразлично, поедают ли грифы и шакалы остатки его пищи (комменсализм); для жуков-навозников несущественно, что в полете они переносят нематод-копрофагов к новым навозным кучам — их субстрату. При паразитизме и хищничестве один из партнеров извлекает для себя пользу во вред другому. Эти два типа взаимоотношений, как уже было отмечено ранее, различаются тем, что в первом случае нападающий организм меньше своей жертвы, а во втором — крупнее. Репродуктивный потенциал, как правило, у паразита больше, чем у хозяина, а у хищника — меньше, чем у жертвы.

Межвидовые взаимоотношения хищник — жертва. В среде, не имеющей укрытий для размножения, хищник рано или поздно уничтожает популяцию жертвы и после этого вымирает сам. В естественных условиях возникает следующая временная и причинно-следственная цепь: размножение жертвы размножение хищника резкое сокращение численности жертвы падение численности хищника размножение жертвы и т. д. Эта кибернетическая система с отрицательной обратной связью приводит к устойчивому равновесию. Волны флуктаций хищника и жертвы следуют друг за другом с постоянным сдвигом по фазе, а в среднем численность как хищника, так и жертвы остается постоянной.

В. Вольтерра (1931), изучая отношения хищник — жертва, вывел следующие законы. 1. Закон периодического цикла — процесс уничтожения жертвы хищником нередко приводит к периодическим колебаниям численности популяций обоих видов, зависящим только от скорости роста популяций хищника и жертвы, и от исходного соотношения их численности. 2. Закон сохранения средних величин — средняя численность популяции для каждого вида постоянна, независимо от начального уровня, при условии, что специфические скорости увеличения численности популяций, а также эффективность хищничества постоянны. 3.Закон нарушения средних величин — при сокращении популяций обоих видов пропорционально их численности, средняя численность популяции жертвы растет, а популяции хищников — падает.

Взаимоотношения между хищником и

жертвой. Межвидовые взаимоотношения. (по А. В. Яблокову, А. Г. Юсуфову, 1998)

Защита от врагов. Она может быть активной, например укусы, уколы, удары, включая электрические (у скатов и других рыб), выбрызгивание секретов и т. д., использование укрытий, а гораздо чаще пассивной, к которой относятся маскирующая (миметическая) внешность, предостерегающая внешность (так называемая мимикрия), маскирующее или предостерегающее поведение. У растений развиваются колючки, шипы, жгучие волоски, яды, горькие вещества.

Маскирующая внешность состоит в подражании несъедобным предметам (палочки и гусеницы пядениц имитируют сучки) или зрительном слиянии с окружающим фоном: зеленая окраска обитателей листвы (гусеницы, клопы, кузнечики и др.), коричневая у наземных обитателей (жаворонки, песочники, самки уток). Приспособление к цвету и узору субстрата может осуществляться и путем физиологического изменения окраски тела (камбала, каракатицы, квакши, скаты) или переменой окраски при очередной линьке, например кузнечики.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Источник:
Межвидовые взаимоотношения
Межвидовые взаимоотношения могут быть безразличными, вредными или полезными для партнеров. При нейтрализме межвидовые взаимоотношения происходят на одной территории, не вступая в отношения друг с другом, например, дятлы неподалеку от дроздов в буковом лесу или гидроидные полипы на раковине моллюска.
http://works.doklad.ru/view/HjPbbliOUZU.html

Межвидовые отношения

Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны?

Все биотические связи (в том числе по­ложительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов.

Нейтрализм (00). В природе ис­тинный нейтрализм очень редок, посколь­ку между всеми видами возможны опосре­дованные взаимодействия, эффекта кото­рых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто поселяются усоногие рачки — «морские желуди» и «морские уточки». В дан­ном случае это можно рассматривать как проявление нейтрализма, так как их посе­ление является случайным и не связано ни с получением пищи, ни с расселением.

Мутуализм (++). Взаимоотношения узко специализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами на­секомых.

Конкуренция (—). Внутривидо­вые или межвидовые взаимоотношения, проявляющиеся в борьбе за жизненные ресурсы. Например, между серой и чер­ной крысой или между голубями в стае при добывании пищи.
Хищничество (+-). Взаимоотно­шения «хищник — жертва», например лисы и полевки, крота и дождевого червя.Паразитизм (+-). Взаимоотношения «паразит — хозяин», например аскариды и человека, печеночного сосальщика и ко­ровы, повилики и картофеля, гриба-тру­товика и березы.

Вопрос 2. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов?

Лишайники представляют собой клас­сический пример симбиотических взаимо­отношений между организмами — грибом и водорослями. Считается, что гриб обес­печивает водоросль водой, а та, в свою очередь, гриб — органическими вещества­ми. Однако существует мнение, согласно которому взаимоотношения между этими организмами основаны на паразитизме, особенно выраженном со стороны гриба, который использует отмершие клетки во­доросли, являясь в данном случае сапротрофом.

Вопрос 3. Какова главная особенность сим­биоза?

Обязательное условие симбиотических отношений — совместная жизнь, опреде­ленная степень сожительства организмов.

Источник:
Межвидовые отношения
Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны?Все биотические связи (в том числе по­ложительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов.Нейтрализм (00).
http://vsesochineniya.ru/9-5-mezhvidovye-otnosheniya-organizmov.html

Межвидовые отношения организмов

Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны?

Все биотические связи (в том числе положительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов.

Нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто поселяются усоногие рачки — «морские желуди» и «морские уточки». В данном случае это можно рассматривать как проявление нейтрализма, так как их поселение является случайным и не связано ни с получением пищи, ни с расселением.

Лменсализм (-0). Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, ель же не испытывает никакого неудобства.

Комменсализм (+0). Крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни ущерба, ни преимуществ. Примером также является так называемое «сотрапезничество», наблюдающееся во взаимоотношениях львов и гиен, питающихся пищевыми остатками.

Симбиотические взаимоотношения (++). Сожительство зеленых растений (прежде всего деревьев) и грибов при образовании микоризы.

Протокооперация (++). Распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений.

Мутуализм (++). Взаимоотношения узко специализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами насекомых.

Конкуренция (-). Внутривидовые или межвидовые взаимоотношения, проявляющиеся в борьбе за жизненные ресурсы. Например, между серой и черной крысой или между голубями в стае при добывании пищи.

Хищничество (+-). Взаимоотношения «хищник — жертва», например лисы и полевки, крота и дождевого червя.

Паразитизм (+-). Взаимоотношения «паразит — хозяин», например аскариды и человека, печеночного сосальщика и коровы, повилики и картофеля, гриба-трутовика и березы.

Вопрос 2. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов?

Лишайники представляют собой классический пример симбиотических взаимоотношений между организмами — грибом и водорослями. Считается, что гриб обеспечивает водоросль водой, а та, в свою очередь, гриб — органическими веществами. Однако существует мнение, согласно которому взаимоотношения между этими организмами основаны на паразитизме, особенно выраженном со стороны гриба, который использует отмершие клетки водоросли, являясь в данном случае сапротрофом.

Вопрос 3. Какова главная особенность симбиоза?

Обязательное условие симбиотических отношений — совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Источник:
Межвидовые отношения организмов
Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам
http://www.sochuroki.com/mezhvidovye-otnosheniya-organizmov/

Межвидовые отношения организмов в экосистеме

Межвидовые отношения организмов в экосистеме (урок биологии в 9 классе). Муравьева Людмила Вячеславовна учитель биологии Великозаходской основной школы Демянского района Новгородской области.

«Витамины и их роль» — Витамины группы К. Инозит. Витамины группы Р. Витамин N. Витамины группы Е. Антивитамины D3. Зелёные листья. Входят в состав многочисленных ферментов. Ферментативное превращение. Провитамины А. Витамины группы В. Равноценные формы. Антивитамины К. Витамин U. Витамины, их роль для организма человека. Производные порфирина. Каротиноиды. Суточная потребность. Антивитамины В9. Витамины группы D. Анаболик.

«Структура клетки» — Цитоплазма. Хлоропласты имеют сложную внутреннюю структуру. Покрыты двойной мембраной и имеют в своём составе множество копий кольцевой ДНК. Образование субъединиц рибосом также происходит в ядре в специальных образованиях -ядрышках. Рибосомы. Клеточный центр. Эндоплазматическая сеть. Лейкопласты высших растений могут превращаться в хлоропласты или хромопласты. Строение клетки. Имеют зелёную окраску у высших растений, харовых и зелёных водорослей.

«Митоз» — Анафаза. Лекция. Подготовка к митозу. Фазы митоза. Знания учащихся. Профаза. Хроматиды. Метафаза. Деление клетки. Телофаза. Самовоспроизведение путем деления. Интерфаза. Организационный момент. Расположите фазы митоза в правильной последовательности. ДНК. Харуки Мураками. Количество хромосом. Установите соответствие процессам и фазам митоза.

«Вредные и полезные продукты» — Эпиграф. Методы исследования. Полезная и вредная пища. Что выбирает народ. Индекс Е. Качество товара. Гипотеза. Классификация добавок. Выводы. Содержание практического этапа. Сомнительные вещества. Штрих-код. Нарушают пищеварение. Современный человек. Товарный знак фирмы.

«Минеральные удобрения для растений» — Полив осуществлялся водой. Горшок. Цель исследования. Объект исследования. Актуальность. Не будь растений на Земле, не было бы и разнообразия живых организмов. Условия стабильности урожая. Рост растений. Группы растений. Результаты наблюдени. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. Ход исследования. Проросшие семена томатов. Минеральные удобрения.

«Вирусы» — Классификация вирусов. Свойства вирусов. Строение вирусов. История изучения вирусов. Вопросы. Профилактика бешенства. Меры предосторожности защиты от СПИДа. Классификация вирусов по Балтимору. Размеры вирусов. Неклеточные формы жизни. Бактериофаги. Заболевания животных. Значение вирусов. Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл. Вирусы. Период болезни. Герпес. СПИД. Заболевания растений. Понятие о вирусах.

Всего в теме «Биология 9 класс» 77 презентаций

Источник:
Межвидовые отношения организмов в экосистеме
Содержание: Межвидовые отношения организмов в экосистеме (урок биологии в 9 классе). Муравьева Людмила Вячеславовна учитель биологии Великозаходской основной школы Демянского района Новгородской области. Слайд: 1, Презентация: Отношения организмов в экосистеме.pptx
http://5klass.net/biologija-9-klass/Otnoshenija-organizmov-v-ekosisteme/001-Mezhvidovye-otnoshenija-organizmov-v-ekosisteme.html

COMMENTS