Модели общения

Клубы общения в реализации модели активной старости

Клубы общения в реализации модели активной старости

Организация клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости, Куликова Н.А, Самарина М.Н. Томский государственный университет, г. Томск, Россия

Аннотация

Рассматриваются клубы общения для граждан пожилого возраста как перспективная форма социального обслуживания, направленная на реализацию модели активной старости. В исследовании раскрыты роль, функции и направления деятельности клубов общения в процессах адаптации и активизации пожилых людей. В контексте улучшения качества жизни и продвижения активного долголетия разработана модель активизации граждан пожилого возраста посредством организации клубной работы в условиях учреждения социального обслуживания. Обобщены базовые принципы, выработаны критерии эффективности деятельности по созданию клубов общения для граждан пожилого возраста.

Ключевые слова: адаптация пожилых людей; теория активности; теоретическая модель активной старости; клубы общения.

Наиболее универсальной формой реализации так называемой «модели активной старости» и одновременно эффективным средством поддержания активного образа жизни пожилых людей является организация клубов общения с учетом индивидуальных потребностей и интересов граждан пожилого возраста.

Клубы общения, являясь одной из форм социального обслуживания, позволяют реализовать различные виды социальных услуг и значительно расширить их перечень [3. Гл. 2.2]:

— социально-экономические услуги, направленные на консультирование по вопросам социального обеспечения (пенсионное обеспечение, назначение пособий и льгот);

— социально-медицинские услуги, целью которых является поддержание и улучшение состояния здоровья пожилых людей. Данный вид услуг реализуется посредством организации лечебно-оздоровительных мероприятий (посещение бассейна, занятия лечебной физкультурой и т.д.) и консультирования, направленного на решение социально-медицинских проблем жизнедеятельности;

— социально-психологические услуги, обусловленные необходимостью содействия клиентам в улучшении их психического состояния, восстановления способности к адаптации в сфере жизнедеятельности; реализуются посредством организации встреч с психологом;

— социально-педагогические услуги, которые заключаются в организации социокультурной работы, в частности досуга клиентов как основного направления клубной работы; в организации посещения познавательных выставок и экскурсий, мастер-классов, концертов и т.д.;

— социально-правовые услуги, призванные обеспечивать доступность и полноту информации о мерах по улучшению правового, экономического и социального положения пожилых людей; оказание этих услуг проводится в форме консультирования специалистами в сфере права.

В целом деятельность клубов общения представляет собой разновидность социального обслуживания, способствует формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию условий для поддержания их потенциальных возможностей.

Значимыми структурообразующими компонентами модели активной старости являются следующие: цели и задачи создания клубов общения, этапы организационно-технологической деятельности, основные направления и виды работы, условия и критерии эффективности, ожидаемые результаты деятельности.

Комплексная теоретическая модель деятельности по организации клубов общения для граждан пожилого возраста разработана на основе анализа теоретикометодологических основ активизации пожилых людей, анализа и обобщения практического опыта организации клубной работы [4. С. 116-131].

Приоритетными целями создания клубов общения для граждан пожилого возраста являются следующие: предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурных потребностей, пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, организация культурного досуга пожилых людей, пропаганда их позитивной роли в обществе, улучшение психоэмоционального состояния и в целом сохранение возможностей самореализации, социальной активности и долголетия.

На достижение целей направлены следующие основные задачи:

— активизация внутреннего потенциала пожилых людей, направленного на укрепление жизненных сил и возможностей;

— создание позитивного образа пожилого человека;

— расширение сферы общения пожилых людей;

— организация культурного досуга пожилых людей с учетом их потребностей и интересов;

— создание условий для самореализации и творческих способностей пожилых людей, расширение их познавательных интересов;

— улучшение физического и психоэмоционального состояния граждан пожилого возраста.

Организационно-технологическая деятельность, направленная на создание клубов общения, представляет собой процесс, который характеризуется алгоритмом и содержанием процедурных этапов:

— подготовительного, на котором уточняются цели и задачи клубной работы с гражданами пожилого возраста в целом и работы конкретного клуба общения пожилых людей в частности, составляется и утверждается план работы, определяются основные направления работы клуба, разрабатываются сценарии мероприятий;

— диагностического, который предполагает изучение индивидуальных потребностей и личностных интересов граждан пожилого возраста, их творческого потенциала с помощью таких методов исследования, как анкетирование и опрос. По результатам диагностики формируются группы участников, корректируется программа мероприятий, разрабатываются индивидуальные задания для пожилых людей, участвующих в клубах общения;

— основного, на котором происходит непосредственная реализация программы работы клуба общения в соответствии с утвержденным планом;

— заключительного, который предполагает оценку эффективности проводимых мероприятий методами анализа проведенной работы и исследования отзывов и предложений участников клубов общения, прогнозирование предстоящей деятельности, составление итогового отчета.

Задачам активизации соответствуют ключевые направления работы клубов общения:

— социально-оздоровительное, которое предполагает проведение профилактических мероприятий в целях оздоровления организма, укрепления и сохранения физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, консультирование по вопросам медицинского характера;

— информационно-консультативное, в рамках которого реализуется просветительская и профилактическая деятельность, изучение и анализ социальных запросов пожилых людей, обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, проведение лекций, бесед, круглых столов с участием специалистов органов здравоохранения, отдела культуры, преподавателей высших учебных заведений, служителей церкви, консультирование по социально-правовым и социальноэкономическим вопросам, обучение использованию компьютерных технологий;

— психолого-педагогическое, основным содержанием которого является организация и проведение культурно-познавательных досуговых мероприятий,

посильная трудовая деятельность, развитие самодеятельной активности, предоставление возможности самореализации и саморазвития для пожилых людей, помощь психолога в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, помощь в социальной адаптации к пенсионному периоду жизни, психологическое консультирование, организация праздников, выставок, конкурсов и мероприятий с целью создания условий для активного участия граждан пожилого возраста в общественной жизни.

Существует целый ряд условий, создание которых способствует достижению эффективности в деятельности работы клубов общения для граждан пожилого возраста: помощь пожилому человеку в преодолении одиночества, организация эффективного общения пожилых людей, заполнение свободного времени, способствование активной жизнедеятельности пожилых людей и реализации их творческого потенциала, удовлетворение индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста.

Для оценки результативности комплексной и системной работы в рамках реализации модели предлагается использовать следующие критерии:

— степень активизации жизнедеятельности граждан пожилого возраста (повышение);

— уровень психического самосознания (повышение);

— уровень самореализации и самоутверждения (повышение);

— уровень социальной напряженности и раздражительности в среде пожилых людей (снижение);

— круг общения с интересными людьми, обеспечение полноценного человеческого общения (расширение);

— мотивация на дальнейшее ведение активного образа жизни (сформированность);

— оздоровление пожилых людей (улучшение показателей физического состояния).

Перечисленные условия и критерии позволяют объективно оценить эффективность и результативность деятельности по организации клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте продвижения модели активной старости.

Основными показателями эффективности клубной работы по активизации пожилых людей являются:

— положительное отношение пожилого человека к обществу, к окружающим и к себе (интерес к жизни, к приобретению новых знаний);

— умение входить в контакт с другими людьми (наличие положительной оценки своей личности);

— адекватное восприятие окружающей действительности (преобладание положительного эмоционального состояния);

— благоприятное статусное положение в обществе (хорошие отношения с окружающими людьми) и др.

Ожидаемыми результатами деятельности по организации клубов общения для граждан пожилого возраста являются: улучшение психологического самочувствия пожилых людей, активизация их жизнедеятельности; удовлетворение потребности пожилого человека в общении, использовании свободного времени; повышение уровня правовой грамотности пожилого человека; развитие творческих возможностей пожилых людей, самореализация личности; повышение социальной активности, формирование активной жизненной позиции пожилых людей; формирование позитивного образа пожилого человека, расширение социальных связей; укрепление и сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни пожилых людей, посещающих клубы общения, и в целом повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста.

Деятельность по организации клубов общения для граждан пожилого возраста основана на ряде принципов, которые находят применение в сфере социального обслуживания пожилых людей.

Основополагающим принципом является ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста [5. Ст. 3]. Организация клубов общения строится с учетом их индивидуальных потребностей и личностных интересов. В данном случае клубная работа будет способствовать творческому общению, реализации интеллектуальных и культурных потребностей пожилых людей и повышению качества их жизни. На основе общих интересов и увлечений пожилой человек находит новых друзей, заполняет свое свободное время и меняет пассивный образ жизни на активный, что рассматривается как условие успешной социальной адаптации пожилых людей.

Дополняющие принципы правомерно разделить на три группы.

Первую группу составляют принципы, которые выделила в отношении пожилых людей Организация объединенных наций [6]. Эти принципы, в свою очередь, подразделяются на пять групп:

— принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно;

— принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста;

— принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, правами человека и основными свободами в любом социальном учреждении, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

— принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможность для всесторонней реализации своего потенциала, доступа к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

— принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от их экономического вклада.

Вторую группу принципов деятельности по созданию клубов общения для граждан пожилого возраста составляют принципы социального обслуживания клиентов в отделении дневного пребывания. К ним относятся:

— учет индивидуальных особенностей клиентов;

— творческая совместимость клиентов;

Третью группу составляют общепризнанные принципы общественной морали, соблюдение которых необходимо в целях формирования простой и нормальной обстановки дружеского общения:

— принцип равенства всех граждан старшего возраста;

— отказ от лидеров, ораторов, авторитетов, а вместо этого — нормальное дружеское общение;

— проведение собраний на принципах свободы слова как права каждого говорить на собрании и быть услышанным;

— стараться не привлекать внимания к собственной персоне, навязывая свои убеждения, не доминировать, а давать возможность высказаться всем;

— быть вежливыми, никого не оскорблять, не ссориться публично, не провоцировать, не клеветать, вести себя прилично [7. С. 45].

Соблюдение основополагающего и дополняющих принципов будет способствовать эффективной организации и осуществлению работы клубов общения для граждан пожилого возраста по активизации их образа жизни и достижению требуемых результатов.

Представленная теоретическая модель деятельности по организации клубов общения для граждан пожилого возраста внедрена и тиражируется в условиях Государственного автономного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Муромский комплексный центр социального обслуживания населения», где накоплен положительный практический опыт активизации граждан пожилого возраста.

Описанные направления деятельности Центра по активизации граждан пожилого возраста реализуются через организацию работы различных клубов и кружков, объединенных в Народный университет «Активное долголетие». Основной целью создания Народного университета является повышение информационной и правовой культуры граждан пожилого возраста, а также привлечение их к активному образу жизни.

На трех факультетах — «Основы православной культуры», «Основы правовой культуры» и «Основы здорового образа жизни» — осуществляется консультирование по правовым и социально-медицинским вопросам, приобщение пожилых людей к духовной культуре.

Кроме этого ведется практические занятия в кружке по изготовлению русских кукол «Искусница», в танцевальном кружке «Ренессанс», в хоровом кружке «Ностальгия», в компьютерном клубе «Глобус», в творческом клубе «Муромлянка», в туристическом кружке «Мы познаем мир», в клубах общения «В кругу друзей», «Уроки психолога», в группах «Здоровье» (в частности, занятия по плаванию и лечебной физкультуре).

Перечисленные виды деятельности позволяют пожилым людям получить консультации узких специалистов, способствуют организации культурного досуга граждан пожилого возраста с учетом их потребностей, создают условия для самореализации творческих способностей пожилых людей, расширения их познавательного интереса, улучшения психо-эмоционального состояния и активизации жизнедеятельности.

Таким образом, наиболее универсальной формой реализации модели активной старости является организация клубов общения для граждан пожилого возраста. Клубы общения позволяют создать оптимальные условия, способствующие социальной адаптации и активизации пожилых людей, являются площадкой, на которой оказывается целый комплекс социальных услуг, в том числе и интегрированных.

Разработанная теоретическая модель организации клубов общения для граждан пожилого возраста позволяет определить и соотнести с поставленными целями и задачами основные направления, содержание деятельности специалиста социальной сферы, последовательность соответствующих мероприятий и ожидаемые результаты преобразовательной деятельности.

Реализация представленной модели позволит организовать клубы общения, инициируя при этом активность самого пожилого человека, что способствует результативной деятельности, направленной на активизацию граждан пожилого возраста.

Практический опыт организации клубов общения для граждан пожилого возраста на основе представленной теоретической модели показывает, что клубная работа представляет собой разветвленную систему взаимосвязанных клубов и кружков, созданных на основе принципа учета индивидуальных потребностей и личностных интересов пожилых людей. Клубная работа в целом, и в частности организация клубов общения для граждан пожилого возраста, является перспективной формой социального обслуживания, позволяющей повысить жизненную активность и личностный творческий потенциал пожилых людей на основе включенности их в различные виды деятельности (познавательную, образовательную, культурно-досуговую и др.), что способствует реализации и продвижению модели активной старости.

Источник:
Клубы общения в реализации модели активной старости
Клубы общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости. Цели, задачи, принципы работы клубов общения для пожилых.
http://son-net.info/kluby-obshheniya-v-realizacii-modeli-aktivnoj-starosti/

Модели и стили общения

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную, убеждающую, экспрессивную, вну­шающую (суггестивную) и ритуальную модели общения.

Информационная модель общения.Она обычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Передаваемая информация расширяет инфор­мационный фонд участников общения, сообщает инновацион­ные сведения, разъясняет обстоятельства сложившейся ситуации, предоставляет конкретные факты и цифры, позволяющие полу­чить новые знания или принять эффективное решение.

Во время передачи информации, которая рассчитана не на одного человека, а обращена одновременно к группе людей (на­пример: на уроке, лекции, семинаре), срабатывают общеприня­тые правила. Большинству участников не приходит в голову изме­нить ход сценария, публично перебить оратора до конца его сооб­щения. Поэтому выступающий должен быть уверен как в том со­держании информации, которое он собирается озвучивать, так и в той форме, в которой он это собирается делать; необходимо также продумать — захотят ли собравшиеся его слушать и будут ли способны адекватно воспринимать сообщение.

Для достижения информационных целей обычно используют доклад, сообщение, лекцию или урок, беседу, консультацию, а также письменные работы: рефераты, курсовые, проектные ра­боты, позволяющие оценить степень освоения теории вопроса, просмотр видео- и телевизионных обучающих передач, а также вопросы и ответы для обмена информацией.

Однако для того чтобы коммуникация в информационной мо­дели общения была эффективной, необходимы следующие усло­вия: учет познавательных возможностей конкретных собеседни­ков, их индивидуальных установок на получение новой информа­ции и интеллектуальных возможностей для ее переработки, по­нимания и восприятия.

Убеждающая модель общения.Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью. Однако убеж­дение — это сложный коммуникативный процесс, и не каждому удается пользоваться этой моделью общения с максимальной эф­фективностью. Известно, что убеждение было формализовано как определенная концепция более двух тысяч лет назад греками, ко­торые сделали риторику (от гр. rhetorikos — красивая, напыщен­ная, но малосодержательная речь) — искусство использовать речь эффективно и убедительно — частью своей системы образования. Аристотель первым ввел понятия «этос», «логос» и «пафос», ко­торые в приблизительном переводе означают «надежность источни­ков», «логичные доводы» и «эмоциональный призыв». Все это — необходимые составляющие убеждающей модели общения.

Убеждение — это коммуникативный процесс, в котором ком­муникатор пытается вызвать изменение в убеждениях, отноше­нии или поведении другого индивидуума или группы индивиду­умов через передачу сообщения в таком контексте, где убеждае­мый имеет некоторую степень свободы выбора. В литературе опи­саны базовые принципы, влияющие на убеждение. Среди них пред­почтительны устные, позитивные сообщения, сдержанно эмоцио­нальные обращения, логические выводы, опирающиеся на факты и веские аргументы, удовлетворение альтруистических потреб­ностей человека, ораторское мастерство.

Наиболее трудная задача убеждения — это превратить проти­воположные мнения по поводу тех или иных действий, решений в совпадающие. Люди делают обобщение на основе личного опыта и того, что говорят им члены их группы. Убеждение происходит гораздо легче, если сообщение совместимо с общей позицией по отношению к тому или иному предмету, ситуации, проблеме. Са­мая легкая форма убеждения — это коммуникация, усиливающая благоприятные мнения и позиции. Каждому участнику общения необходимо осуществлять непрерывные усилия по поддержанию запаса доброжелательности и таким образом превентивно созда­вать условия для эффективной совместной деятельности.

Убеждение — это также метод воздействия на сознание лично­сти через обращение к ее собственному критическому суждению. Чтобы убедить в чем-либо профессиональных партнеров, коллег, чей интеллект, как правило, высоко развит, участникам общения необходимо использовать специальные коммуникативные техни­ки. Результат убеждения считается успешным тогда, когда собе­седник в состоянии самостоятельно обосновать принятое им ре­шение или мнение, оценить положительные и отрицательные его стороны, а также возможности и последствия других вариантов и решений.

В процессе общения следует помнить, что убеждение как ком­муникативная техника более убедительно и действенно в следую­щих ситуациях:

— в рамках одной потребности;

— при малой интенсивности эмоций;

— с интеллектуально развитым партнером.

Экспрессивная модель общения.Цель такой модели общения — сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходи­мому социальному действию, вовлечь в конкретные акции. Для использования такого вида коммуникации необходимо, напри­мер, в своем публичном выступлении (лекция, речь) использо­вать разнообразные не только вербальные и невербальные комму­никативные техники, но и аудио-, видео- и другие иллюстратив­ные средства.

Вместе с тем именно на уроке или учебной лекции, на сове­щании или на конференции нельзя увлекаться этой моделью. Не­обходимо постоянно управлять эмоциональным накалом занятия, чтобы споры и высказывание разных точек зрения не переросли в неприязнь и отторжение.

Столкновение мнений, конфронтация участников взаимодей­ствия могут привести к такому виду эмоционального спора, когда собеседников вынуждают принять чью-то субъективную точку зрения в качестве истинной. В таком споре зачастую прибегают к аргументам (ad hominem — к толпе, к человеку), аппелируя к эмо­циям слушателя. Естественно, никаких истин в таком споре ро­диться не может, просто каждый активно высказывает свою вер­сию, субъективную точку зрения и пытается навязать ее как самую правильную другим собеседникам.

В общении, особенно в деловом, такой спор имеет широкое распространение и зачастую оказывает негативное влияние на деловое взаимодействие. Это происходит не только в беседах или на совещаниях, но и на конференциях, переговорах, собраниях, и прежде всего потому, что можно любую версию очень долго доказывать и в конце концов доказать все что угодно. Про такой спор обычно говорят: «Споры погубили Рим». Действительно, если Мнение участников по той или иной проблеме не совпадает, и собрались вместе люди, умеющие вести свою линию и владеющие приемами эристики (от гр. eristikos — спорящий, искусство побеж­дать в спорах, даже будучи неправым, по существу), то спор, как правило, перерастает в конфликт мнений.

Суггестивная модель общения.Суггестивная, т.е. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях или в воспитательных беседах с людьми, нуждающи­мися в мотивационной коррекции. Эта модель общения использу­ется также на презентациях, где для демонстрации тех или иных возможностей используется, наряду с рассказом о них и показом преимуществ, реклама, цель которой, помимо информационной, сформировать определенные установки, осуществить внушение.

Внушение, или суггестия (от лат. suggestio — внушение) — это такое психологическое воздействие одного человека (или груп­пы) на другого, при котором оказывается определенное влияние на убеждения, установки, решения последнего. Находясь под влия­нием внушения, человек действует без собственной мотивации, не может контролировать направленное на него воздействие. Пси­хологами установлено, что если человек находится в спокойном состоянии, то при прочих равных условиях гораздо результатив­нее воздействовать на него убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — кратким внушением.

Поскольку для успешного взаимодействия необходимо владеть всеми моделями общения, постольку нужно знать, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем воспри­имчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внущающее воздействие и подчиниться ему.

К факторам, способствующим внушаемости, относят следую­щие человеческие характеристики:

— неуверенность в себе;

— робость, низкая самооценка;

— чувство собственной неполноценности;

— повышенная эмоциональность, впечатлительность;

— слабое владение логическим анализом;

— вера в авторитеты.

Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Поэтому необходимо не просто владеть разными моделями общения, но и очень хорошо пони­жать: когда, для достижения каких целей, по отношению к кому из собеседников какую модель взаимодействия использовать. В то же время очевидно, что разнообразные модели во многих ситуациях используются одновременно. Например, при передаче важной информации могут быть использованы все перечисленные подели: информационная, убеждающая, экспрессивная, внушающая.

Ритуальная модель общения.В профессиональной деятельности к ритуальной модели общения обращаются тогда, когда необхо­димо: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организа­ции, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а такжесоздать новые праздники и обряды (например, презентация Новых образовательных услуг).

Условия организации такой коммуникации предполагают ритуальный (церемониальный) характер акций взаимодействия, художественно оформленную среду, соблюдение конвенций (от лат. convention — договор, соглашение), праздничное или адекватное ситуации настроение, опору на национальные, территориальные : профессиональные традиции и нормы поведения и общения.

Известно, что для интеграции коллектива, для формирования приверженности к организации большое значение имеют возмож­ности слияния формального и неформального общения. Морально-психологический климат в коллективе как раз и определяется степенью этого единства. Чем выше эта степень, тем более отве­дает требованиям поставленных задач атмосфера трудового коллектива. Если в коллективе развита система неформальных отношений, корпоративные праздники, коллективные традиции, то чувства и мысли людей более естественны, свободны, исчезает Скованность в общении, растет доверие и уважение друг к другу, повышаются совместимость и срабатываемость.

В качестве форм такого взаимодействия коммуникаторы обыч­но используют: рамочную, торжественную, траурные речи; риту­альные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, че­ствования. Для педагогической среды весьма типичными, напри­мер, являются такие традиционные праздники, как День знаний, праздник выпускников, Татьянин день, празднование Дня учите ля, а также разнообразные профессиональные праздники и пре­зентации.

Рассмотренные модели общения не охватывают все возможно­сти деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использо­вать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Стили общения

Все люди различаются по стилю общения — устойчивым ха­рактеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодей­ствии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного сти­ля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в кото­рой оно осуществляется, статус и личностные особенности собе­седника, его мировоззрение и положение в обществе, характери­стика самой формы взаимодействия.

Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые обра­зуют в коммуникации существенную логико-смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лек­сики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов.

В профессиональном речевом общении используются, как пра­вило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: офи­циально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разго­ворный).

Официально-деловой стиль речи.Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональ­ной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленче­ских, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры).

В официально-деловом стиле различают три подстиля:

Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; рас­писка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола — в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. — в

Деловой стиль требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают:

— наименование документов: постановление, уведомление, за­рос, договор, контракт, акт и др.;

— наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.;

— процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.).

Деловой стиль требует объективности информации. В документах недопустимо выражение субъективного мнения лица, составляющего текст, употребление эмоционально окрашенной лексики, вульгаризмов. Этот стиль характеризуется компактностью изложения, краткостью, экономным использованием языковых средств (КИЯ — коротко и ясно). Согласно данным психологических исследований, половина взрослых людей не в состоянии улавливать смысл произносимых фраз, если фраза содержит более 13 слов. Кроме того, если фраза длится без паузы более 6 секунд, нить понимания обрывается. Фраза, насчитывающая свыше 30 слов, на слух вообще не воспринимается.

Официальная сфера общения, повторяющиеся стандартные ситуации, четко ограниченный тематический круг деловой речи определяют ее стандартизированность, которая проявляется не только в выборе языковых средств, но и в формах документов. В них обязательны общепринятые формы изложения и определенное г расположение структурно-композиционных частей: вводная часть, Описательная часть, регулятивная и резюмирующая части.

В деловой речи широко используются речевые клише и речевые шаблоны, например:

— для выражения признания — приносим наши изви­нения за. ;

— выражения просьбы — мы очень рассчитываем на вашу помощь в. ;

-выражения одобрения и согласия — я полностью согласен с вашим мнением. ;

-завершения разговора — я полагаю, что сегодня мы обсудили все наши вопросы.

Деловой стиль является самым распространенным в повсе­дневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаи­мопонимания и организационной культуры.

Научный стиль речи.Язык науки используется в деловой ком­муникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительнос­ти, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертацион­ных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях.

Основной формой мышления в науке является понятие, по­этому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

К основным характеристикам научного стиля речи можно от­нести следующие:

отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);

логичность изложения информации в виде суждений и умоза­ключений, веских аргументаций;

абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; исполь­зуются; употребляются; и пр.);

вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придер­живаемся точки зрения; и т.п.);

безличные предложения (например: необходимо отметить; сле­дует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует ска­зать; и т.п.);

сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если. то» и придаточные времени с союзом «в то время как»).

При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Для этого применяются разнообразные приемы, например перечисления: во-первых, во-вторых, в-третьих; или «вначале было это, затем то. »; или «если это так, то из этого следует. ». Для связок внутри текста используются и такие речевые конструкции, как: однако; между тем; в то время как; тем не менее; поэтому; сообразно с. ; следо­вательно; к тому же; обратимся к. ; рассмотрим; необходимо ос­тановиться на. ; итак; таким образом; в заключение скажем; все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог; сле­дует сказать.

Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследователь­ских или научно-практических конференциях и симпозиумах, где людей объединяет определенный уровень компетентности и есть потребность обменяться научными достижениями. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необ­ходимого положительного результата, более того, плохо воспри­нимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допус­кает возможность чтения письменных материалов (озвучивания), : однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повыше­ния эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстри­рование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи.Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное — речь, доклад, лек­ция, выступление на собрании или на митинге, интервью на те­левидении или радио; или письменное — статья (заметка) в газе­те, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus — общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, эко­номических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитаци­онных акциях, на выборах.

Основными характеристиками публицистического стиля явля­ются следующие:

информативность сообщения, его документально-фактологиче­ская точность, собирательность, официальность используемых ма­териалов;

реальные жизненные явления и факты (проверенные, докумен­тальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуа­ции, события, вести с мест, рассказы очевидцев;

книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: деятельность, обсуждение, исследование, понимание, домини­рует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается и пр.);

приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направ­лены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в свою оче­редь, предполагает обратную связь — вопросы и ответы («Я обра­щаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом зале», «Ребята!»); доступность информации для аудитории; экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Упот­ребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оце­ниваются, комментируются, интерпретируются; широко исполь­зуются высказывания известных лиц, анекдоты и исторические

казусы (от лат. сasus — сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы, повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;

лаконичность речи. Для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. disillitio — перегонка, разделе­ние) — тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;

юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они, в прин­ципе, допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (напри­мер такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).

В публичном выступлении необходимо соблюдать осторожность при использовании информации, которую можно отнести к кле­вете и диффамации (от лат. diffamare — разглашать, порочить, лишать доброго имени), в виде ненависти, осмеяния, отчужде­ния, презрения, а также при компрометации дела, профессии того или иного лица, занимаемой им должности (от фр. compromettre — вредить кому-либо, подрывать репутацию, доброе имя). Кроме того, не рекомендуется высказываться негативно о возрастных, поло­вых, территориальных, расовых, сексуальных и других принад­лежностях или предпочтениях людей, сидящих в аудитории;

говорение непосредственно перед аудиторией, озвучивание тек­ста и контакт глаз, при этом обычно используются разнообраз­ные невербальные средства коммуникации: мимика, жесты, позы, интонации голоса, смена ритма речи, паузы, восклицания, улыбка и пр.

Таким образом, все три стиля востребованы и практически используются в профессиональной коммуникации для достиже­ния тех или иных целей.

Разговорно-бытовой стиль.В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, кото­рые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наибо­лее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором гово­рящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено.

Источник:
Модели и стили общения
Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют информационную,
http://megaobuchalka.ru/3/17195.html

Модели педагогического общения

Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.

· Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

· 1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай как я». Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения (рис. 7; рис. 8), где:

o Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

o Тактика общения: диктат или опека.

o Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения — обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения (рис. 8) (Павлова Л.Г., 1991; см. аннотацию).
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения (Синагина Н.Ю. и др., 2001; см. аннотацию). Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

· Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

· Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

· Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии (рис. 9, анимация). (Курганов С.Ю., 1989; см. аннотацию). В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания
(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm; см. статью Якиманской И.С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»).

Источник:
Модели педагогического общения
Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к
http://cyberpedia.su/3x65b5.html

ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ».

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

ГКОУ КАМЕНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2

«ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК:

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ».

Воспитатель 5 А класса

Сохранова Марина Александровна

ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: «С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто они стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, «вечно зеленого древа жизни» — растущего ребенка.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами и детьми. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов и детей.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Общение, сотрудничество ребенка с взрослым и сверстниками — необходимое условие детского развития.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль общения

Авторитарный стиль общения

Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи¬ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т. е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, – на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью – на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т. е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

2) личностно ориентированную.

1. Учебно-дисциплинарная модель общения.

Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было «Делай, как я». Для рассматриваемой модели общения, характерен авторитарный стиль общения, где способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно ориентированная модель общения.

2. Личностно ориентированная модель общения . Цель личностно ориентированной модели общения – обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение — важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом — стили общения, тесно связанные между собой. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности.

Подчеркивая плодотворность дружественного стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения — на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Культура общения учителя является частью его профессионально-педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, культуру поведения и культуру организации различной деятельности и взаимодействия учащихся, а также познание личности, сопереживание ей и самоутверждение ее в ходе культурного диалога. Общение в педагогической деятельности выступает как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника.

Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция Я субъектов. Следует отметить, что в организации учебно-познавательной деятельности роль общения и сотрудничества трудно переоценить. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека, лишенного познать иные, чем в его личностной структуре, отношения, мысли, переживания, идеалы. В условиях личностно ориентированного образования возникает потребность в управлении общением в ходе учебной деятельности.

Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевым этикетом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, создание благоприятного климата, способствующего более полному развитию личности школьника. Педагог организует общение и научает детей общению. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции: открытие ребенка на общение, соучастие ребенку в процессе общения, возвышение ребенка в процессе общения. Реализация их обеспечивается практическими, профессиональными умениями педагога.

Учебно-педагогический процесс в школе может быть успешным лишь при хороших отношениях учителя с учениками. Взгляды и убеждения учителя, а главное его поступки, оказывают решающее влияние на отношения, складывающиеся между учителями и их воспитанниками. Ученик, соблюдая требования, предъявляемые учителем, должен верить, что они справедливы. Ребенка, подростка легко обидеть, даже невзначай, ибо он склонен случайный и незначительный поступок, оценивать как преднамеренный и глубоко переживать кажущуюся ему недоброжелательность учителя. Поэтому в поведении учителя нет мелочей, ему не прощается никакая слабость случайного характера, плохое настроение, раздражительность. Учитель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям детей, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки.

Источник:
ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Cкачать: ПЕДАГОГ И ВОСПИТАННИК: СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ .
http://infourok.ru/pedagog-i-vospitannik-sistema-vzaimootnosheniy-modeli-obscheniya-pedagoga-s-detmi-1207577.html

COMMENTS