Модели семейных взаимоотношений

Модели воспитания в семьях

Каждая семья имеет индивидуальную систему воспитания. Это не всегда осознанная система, но она, как правило, одна для всех членов семьи. Это модель, которая предусматривает определенные цели и методы воспитания, формулирует задачи развития индивидуальности ребенка в семье.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений в семье:

  • диктатура;
  • опека;
  • нейтралитет;
  • сотрудничество.

Семейная диктатура определяется систематическим диктаторским поведением взрослого человека (возможно, одного из родителей) по отношению к ребенку или другому члену семьи. Не учитываются интересы, права и желания других членов семьи, а иногда и единственного ребенка. Несомненно, родителями должны высказываться требования к ребенку, исходя из цели воспитания и конкретной ситуации. Но приказами и моральным насилием не получается добиться желаемого результата. Ребенок в ответ только ведет защитную игру, которая выражается во лжи, грубости, а в запущенных случаях – и в скрытой ненависти. При длительном диктаторском воспитании нарушаются личностные качества ребенка: чувство собственного достоинства, независимость, уверенность в своих силах. И чем дольше будет осуществляться диктаторское давление, тем меньше шансов на полноценное формирование личности ребенка.

Когда в семейных отношениях преобладает система опеки – ограждения ребенка от всех забот и проблем, решения за него его трудностей, и удовлетворения всех его потребностей, – то личности сформироваться в таких условиях очень трудно.

Родители не понимают, что ребенок теряет шанс постепенно подготовиться к взрослой жизни, когда придет момент принимать решения самому, ни на кого не оглядываясь. Вскоре и сами родители почувствуют на себе неприспособленность ребенка, как в коллективе, так и обществе. Лишение ребенка инициативы и самостоятельности непременно приведут к отсутствию умения самостоятельно решать вопросы.

В основу семейных взаимоотношений по типу нейтралитета положен, как правило, пассивный способ оценки родителями своего места в воспитании детей. Каждый в такой семье находится в своем мире.

Больше всего шансов стать индивидуальностью, иметь свое мнение и жизненную позицию, имеет ребенок, который вырос в семье, тактика взаимоотношений которой определяет сотрудничество. С самого детства у ребенка и родителей – общие цели и задания, которые затрагивают совместную деятельность. Качество взаимоотношений такой семьи создает все условия для гармоничного развития личности ребенка в самом родном и естественном коллективе – семейном.

Источник:
Модели воспитания в семьях
Модели воспитания в семьях. Каждая семья имеет индивидуальную систему воспитания. Это не всегда осознанная система, но она, как правило, одна для всех членов семьи. Это модель, которая предусматривает определенные цели и методы воспитания, формулирует задачи развития индивидуальности ребенка в семье. Выделяют несколько моделей взаимоотношений в семье: диктатура;опека;нейтралитет;сотрудничество. Модели воспитания ребенка в семье VirgoClub.Ru
http://virgoclub.ru/modeli-vospitaniya-v-semyah.html

Модели семейных взаимоотношений

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее темперамент.

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную игротерапию, методики арт-терапии, аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции гиперактивного ребенка и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

Источник:
Модели семейных взаимоотношений
Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера. Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности
http://psihomed.com/nevrozyi-u-detey/

О понятии социально-психологическая модель семейных отношений

О понятии социально-психологическая модель семейных отношений

ГБОУ СПО МО

«Мещерское медицинское училище (техникум)».

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Социальная психология»

на тему: «Семейные взаимоотношения в мусульманских семьях»

студентка 3.9м/с «Б» Байсалова Н.Р

п.Мещерское, 2015 г.

1. О понятии социально-психологическая модель семейных

2. Понятие, условия брака в мусульманском обществе. 6

3. Права и обязанности супругов в мусульманской семье. 9

4. Расторжение брака и его виды. 12

5. Женщина и ислам. 14

6. Мусульманин со своими детьми. 18

7. Мусульманская семья в современной России. 20

Список использованных источников. 26

Введение.

В жизни каждого человека существует семья. С детства каждый из нас окружен заботливыми и добрыми родителями, а вырастая, ищет себе любящую и верную вторую половину; появляются дети.

Дом и семья является первейшим и важнейшим элементом человеческого общества. Семья создается в результате заключения брачных уз между мужчиной и женщиной. Тем самым закладывается начало нового человеческого рода, членов которого объединяют узы семейного родства. С течением времени родственные узы охватывают все большее число людей, вплоть до создания значительной человеческой общности. Наряду с этим, в рамках семьи происходит морально-нравственное воспитание ее членов и их подготовка к жизни в цивилизованном обществе на основе отношений любви, сочувствия, симпатии и взаимопомощи.

Семья, как ячейка общества, не только готовит людей к сохранению человеческой цивилизации и ее развитию, но и желает искрение и чистосердечно, чтобы ее преемниками были самые лучшие, самые праведные и порядочные люди. В этом плане неоспоримо то, что семья является источником обновления людей и основой человечества.

От благополучия и силы семьи зависят здоровье, благополучие и сила всей человеческой цивилизации.

Мы рассмотрим, какую роль играет семья в исламе, что она из себя представляет, какие черты ей присущи, какие взаимоотношения существуют в семье.

О понятии социально-психологическая модель семейных отношений.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья — это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Исторически сложилось несколько культурно-религиозных моделей семьи. Каждая из них имеет свои особенности, хотя все они трансформируются под влиянием различных социально-экономических процессов, в том числе миграционных.

В данный момент имеются две западные модели семейных отношений: католическая и протестантская. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети.

Протестантская модель выросла на почве идей равенства и важности индивидуальных достижений. Мужчина и женщина в ней, по сути, взаимозаменяемы. Например, в настоящее время личный успех, прежде всего карьерный, является главной целью в жизни современных американцев. Семья при этом часто бывает помехой. В первую очередь, это касается женщин: дом, быт, дети — все это надолго может выбить их из профессиональной колеи.

На Востоке одной из распространенных моделей семьи является мусульманская модель. Именно ее мы и рассмотрим подробнее.

Источник:
О понятии социально-психологическая модель семейных отношений
О понятии социально-психологическая модель семейных отношений ГБОУ СПО МО «Мещерское медицинское училище (техникум)». РЕФЕРАТ по дисциплине: «Социальная психология» на тему:
http://lektsii.org/6-91362.html

Семейные отношения

Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные.

Кто-то носится как заведенный от качелей до качелей; кто-то звонко хохочет и приглашает других детей с собой поиграть; кто- то раздражается на всякое внимание, обращенное к нему; а кто-то скандалит, жадничает и дерется.

Многих родителей заботит один и тот же вопрос: почему дети одного возраста и выросшие примерно в одних условиях такие разные? Казалось бы, живи и радуйся: все крутится вокруг этих маленьких и трогательных созданий! Понятно, что характер и темперамент никто не отменял, однако есть еще кое-что не менее важное: речь идет об уникальном семейном климате, в котором растет каждый малыш.

На нашем сайте вы найдете много статей с советами и рекомендациями по воспитанию детей. Но обсуждая вопросы воспитания очень важно уделить должное внимание роли семьи. Мы не живем поодиночке, большинство из нас объединены в семьи, как в единый организм, обладающий собственным уникальным характером и системой жизненных ориентиров. Недаром говорят «Родительский дом — начало начал».

Ребенок рождается в семье, и она с первых минут жизни начинает оказывать на него мощное созидательное влияние. Семья всю жизнь формирует каждого из нас: первый опыт общения, любимые блюда, литературные и музыкальные предпочтения, отношение к дружбе, моральные нормы — все это закладывается в семье и продолжает жить в нас отголосками даже тогда, когда мы давно живем самостоятельной, собственной жизнью. Поэтому рассматривать воспитание как созидательный процесс и говорить о развитии малыша мы попросту не имеем права, не упомянув о самом важном условии любого развития — о семейном климате.

Приведенная ниже классификация моделей семейных взаимоотношений не является строго научной, в ней отражены лишь самые распространенные типы семейных отношений. Более того, я сознательно сделала упор на возможное «отягощающее» воздействие разных типов семей с целью показать истоки главных педагогических ошибок.

Приведенные ниже модели семьи получены путем оптимального совмещения наиболее распространенных типов семейных отношений.

Это довольно распространенная модель отношений внутри семьи. По крайней мере, для российского общества. В семье есть лидер, он же — непререкаемый авторитет, а все остальные — его подчиненные. Почему-то принято считать, что авторитетом в такой семье является исключительно папа. Смею заверить, подобное убеждение далеко от истины, и по среднестатистическим данным, с небольшим перевесом в авторитарных семьях главенствует женщина.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, давайте вспомним ставшую крылатой фразу героини Ф. Раневской из кинофильма «Подкидыш»: «Муля! Не нервируй меня!» Так или почти так выглядят все авторитарные семьи. «Главарь» беспрекословно подчиняет себе всех домашних. Восседая на вершине семейного Олимпа, он не скупится на ценные указания, щедро критикует и не терпит посторонних инициатив и вмешательства в собственные планы.

На жизнь ребенка, как вы понимаете, «главарь» оказывает самое непосредственное влияние, собственно, как и на жизнь остальных членов семьи. И не так уж важно, кто — мама или папа — являются лидерами. Важна сама стратегическая ситуация, в которой ребенок растет, и ее главные черты: незамедлительное подчинение «главарю» и отрицание инициативы «подчиненных».

Думаю, что для большинства родителей уже очевиден путь развития ребенка в такой семье: в ситуации тотального подавления и повышенного контроля сложно вырасти независимой и сильной личностью. А значит, безынициативный, застенчивый и нерешительный подросток, вышедший из авторитарной семьи, будет воплощать в себе ошибки родительского воспитания.

Но не будем торопиться и рассмотрим еще несколько моделей семьи. Это поможет нам лучше понять природу всевозможных педагогических упущений, совершаемых родителями.

В противовес авторитарной модели семьи существует модель, где отношения между членами семьи или слабо регулируются, или строятся на сознательном упрощении отношений, снятии всевозможных условностей и большом доверии. Неполные семьи, в которых есть «родитель выходного дня», тоже могут быть отнесены к этому типу, но только в том случае, если в них будут присутствовать те формы отношений, о которых мы говорили выше.

Чем отличается воспитание ребенка в семье со свободными взаимоотношениями, тоже, думаю, понятно даже далекому от психологии человеку.

Отсутствие строгих границ и норм поведения дает несоизмеримо больше свободы. Часто в таких семьях привычные роли распределяются совершенно иным образом или вовсе отсутствуют. Ну, скажем, мама может выполнять физически тяжелую работу, а папа при этом приглядывает за хозяйством или разводит комнатные цветы. Или оба родителя сильно заняты карьерой, появляются дома поздно и видят ребенка только в выходные.

Такие родители зачастую не видят особого смысла требовать друг от друга исполнения укоренившихся в сознании большинства людей ролевых действий, например варить борщ или собственноручно делать ремонт. Возникающие бытовые вопросы решаются по мере поступления и не являются сколько-нибудь значимой проблемой.

К воспитанию ребенка такие родители подходят аналогичным образом: эпизодически. Не понравилось что-то в поведении ребенка, или его поступок пошел вразрез с сиюминутным настроением, следует немедленное порицание, тогда как в другой ситуации подобное поведение ребенка могло оказаться вовсе незамеченным.

Если попытаться охарактеризовать воспитательный принцип такой семьи одним словом, то это будет определение — «бессистемный».

Одни и те же действия ребенка могут порицаться в одной ситуации и поощряться в другой, может присутствовать чрезмерная похвала, не соответствующая моменту, задаривание подарками или, напротив, эмоциональная сухость в наиболее важные для ребенка моменты.

К этому типу семьи относится и «творческая семья», так как зачастую воспитание ребенка в семье людей, занятых творчеством, осуществляется эпизодически. Родители, порой, сильно погружены в себя и не успевают замечать всех изменений, происходящих в жизни и характере их ребенка. Также они нередко исповедуют так называемое свободное воспитание, при котором свобода ребенка ограничена лишь ситуациями, угрожающими его здоровью (не разводи дома костер, не заплывай далеко). В остальном ребенок предоставлен самому себе, и любые поведенческие эксперименты с его стороны одобряются и приветствуются родителями. Основной воспитательный тезис в такой семье — надо дать чаду свободу выбора и возможность опытным путем самостоятельно дойти до истины.

Мы видим, что и в том и в другом случае дети довольно слабо чувствуют границы дозволенного, и это, безусловно, определенным образом скажется на их развитии. Чаще всего такие детки вырастают в гиперсамостоятельных молодых людей, которые готовы использовать любые возможности для достижения своих целей, привыкли полагаться только на себя и свои силы, но которые, как это ни парадоксально, могут быть очень неуверенны в правильности своего выбора и поступка. Может быть, их сомнения окажутся скрыты от окружающих, но внутри себя такие люди все время ищут подтверждение своей правоте, ищут доказательств, знаков и. зачастую не находят их, продолжая жить в дискомфортном напряжении.

Выделяя этот вид семьи как отдельный, я рискую получить недоуменные реплики: «А что, в других семьях детей не любят?» Так вот, опережая удивление, скажу, что, безусловно, наличие родительской любви как таковой не зависит ни от каких типов. Однако в данном случае мы будем иметь в виду гиперлюбовь, которая отягощает развитие и утомляет малыша.

Представьте себе ситуацию, когда мама не отпускает карапуза ползать по иолу, так как там холодно, грязно, жестко и кругом микробы. Конечно, большинство из нас скажет: «Ну и что? Везде микробы!» Однако для кого-то подобный поступок — отпустить ребенка на пол — окажется практически невозможным.

Некоторые родители носят малышей на руках до тех пор, пока позволяют физические силы; кто-то предвосхищает любую инициативу крохи, делая за него все возможные дела, одевая, кормя с ложки и собирая игрушки за чадом предшкольного возраста; кто-то лишает ребенка возможности познакомиться с домашними делами, дескать, вырастет — еще намоется полов, а пока пусть отдыхает. Словом, вариантов гиперопекунства и гиперзаботы, скрывающихся за маской родительской любви, множество, а результат всегда примерно один и тот же. Малыши, лишенные возможности адекватно постигать окружающий мир, со временем смиряются со своим положением и вырастают в безынициативных, ленивых взрослых. Конечно, вероятность этого не стопроцентная, но, тем не менее, черты потери интереса к окружающему миру в той или иной степени встречаются у всех «слишком любимых» детей.

Еще один вариант развития событий для детей, испытывающих на себе гиперзаботу, — это превращение в «маменькиного сынка» или «дочку». Не то чтобы эти великовозрастные чада ленивы и безразличны к окружающему, просто они не получили в свое время достаточно опыта и теперь им сложно самостоятельно, без маминой шпаргалки, жить в агрессивном мире взрослых.

Если говорить о зоне риска для формирования «сверхлюбящей» семьи, то это, в первую очередь, поздние дети от поздних браков. Однако сюда могут попасть и прочие семьи, взрослые члены которых отличаются чрезмерной чувствительностью к происходящему.

Мы разобрались с типами семей, имеющих в своем фундаменте предпосылки для формирования патологических (не бойтесь этого слова!) принципов воспитания. Конечно, в классификацию семей можно добавить еще «совершенно нормальные» семьи, где родители счастливы, мудры, в меру заботливы, инициативны и настроены на успехи и развитие детей.

Источник:
Семейные отношения
Типы семей Попадая на детскую площадку, всегда оказываешься словно на каком-то удивительном представлении, где все актеры — дети — совершенно профессионально отыгрывают собственные роли. И роли эти такие разные…
http://www.alegri.ru/lyubov/otnoshenija/semeinye-otnoshenija.html

COMMENTS