Мотивация достижения

Мотивация достижений понятие и сущность

Реферат на тему Мотивация достижений понятие и сущность

Разместил (а): Сергей Степанович

  • Мотивация достижений 9 кб.
  • Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков 83 кб.
  • Мотивация персонала как фактор эффективной работы предприятия 372 кб.
  • Системы мотивации в управлении 43 кб.
  • Мотивация организационного поведения человека 73 кб.
  • Мотивация трудовой деятельности работников 7 кб.
  • Мотивация 10 265 кб.

Московский Государственный Университет Инженерной Экологии

1. Мотивация достижения и ее значение

Мотивация достижения — это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

1.1. Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения

1. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

1.2. Зависимость успеха от способностей и мотивации достижения

Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха (т.е. от мотивации достижения). Исходя из этого, можно предложить такую формулу успеха:

2. Структура мотивации достижения

2.1. Мотивация и мотив достижения

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха (высоких результатов).

3. Диагностика (категории) мотивации достижения

Понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека потребности в достижении (и согласно которым он рассуждает и действует), называются категориями мотивации достижения. Психологи, исследуя высоко мотивированных индивидуумов, выделили несколько групп таких категорий. В диагностических целях эти категории используются для исследования мотивации достижения. Например, в методике ТАТ тестируемым предлагается составить рассказы по картинкам. Затем анализируется словесная продукция испытуемых (согласно нижеуказанным категориям мотивации достижения), подсчитывается как общий уровень мотивации достижения, так и показатели по отдельным параметрам.

Мотивация достижения

Уильям Уоллес призывает мужчин быть смелыми и готовыми погибнуть, но остаться свободными. Его мотивация — мотивация достижения успеха, а не мотивация избегания неудач.

Существует тесная связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, ищут возможности, уверены в успешном исходе, настаивают на успехе, готовы брать на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных и сложных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Исследования мотивации достижения начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине XX века.

Актуальность этих исследований определялась социализацией общества и ценностными ориентирами людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижения напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.

Позже вопросами мотивации достижения занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых.

Мотивация достижения

Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека.

Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей, который дал следующее определение: «Справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей. Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. Макклелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства».

Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает:

1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности);

2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам, а высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения;

3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности;

4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий;

5) стремление к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонность к новаторству.

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.

Характерные признаки мотивации достижения:

1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу (у лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха);

2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности;

3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей»

4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности. Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании»

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

Мотивация достижения — это стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности.

Мотив достижения является стойким атрибутом (чертой) личности, который проявляется в стремлении достигать успеха.

Однако он является динамичным образованием и начинает действовать во взаимодействии с ситуативными факторами — такими как ценность и вероятность достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Мотивация достижения — это не только мотивы достижения, но и ситуативные факторы (ценность, вероятность достижения успеха, сложность задания и т.п.)

Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения

Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Но может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности. А человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы достижения успеха — незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.

Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).

Среди условий, которые влияют на ожидание успеха, важное место занимают следующие факторы:

1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;

2) субъективная сложность задания;

3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий

Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках, от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех. А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов.

Но надежду на успех определяют не только предыдущие успехи и неудачи, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь).

Субъективная ценность и привлекательность успеха в определенной деятельности — еще один важный фактор, который определяет мотивацию достижения.

Мотивация достижения

Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. [1] . Впервые понятие «мотив достижения» было выделено Г. Мюрреем в 1930-х годах [2] .

Одними из первых исследователей мотивации достижения были Д. Аткинсон и Д. Макклеланд. Мотивация достижения у них определяется через соотнесение с критерием качества деятельности. Было показано, что мотивация достижения больше свойственна представителям среднего класса, чем высшего и низшего. Люди, которые мотивируются успехом, лучше справляются с задачами, лучше о них помнят, а так же склонны брать новые задачи. В классическом понимании мотивации достижения Д. Аткинсоном, индивид ставит себе средне сложные цели и, таким образом добивается успеха [3] [4] .

Исследования когнитивных детерминант поведения достижения успеха можно вести с Дж. Роттера. Он ввел понятие «локуса контроля», которое описывало, какому источнику человек приписывает происходящие с ним события, внешнему — «экстернальный локус», и внутреннему — «интернальный локус». Наиболее удачным считается, когда человек приписывает успехи себе, а неудачи — внешним силам [4] [5] .

Б. Вайнер предположил что важно не только то, какое последствие имеет действие человека, но и то как он объясняет причины этого последствия. Это соображение послужило началом для создания всех атрибутивных подходов. Вайнер показал, что то, как человек будет себя вести, зависит от того, какого истолкования предыдущего опыта он придерживается, какой у него атрибутивный подход. Он ввел два основных параметра, по которым люди определяют причины тех или иных успехов и неудач в своей деятельности [4] [6] ..

  • Внешняя или внутренняя по отношению к человеку причина, так например влияние других — причина внешняя, а собственные усилия или способности причина внутренняя.
  • Стабильность или не стабильность причины, например фактор усилий или удачи — вне зависимости от его локализации являются нестабильными, а фактор способностей и сложность задачи стабильными.

Таким образом, люди преимущественно избегают той деятельности, где причины неудач ими истолковываются как стабильные и внутренние, например недостаток способностей [4] [6] .

Мартин Селигман, исследуя истоки депрессии у людей, сформулировал понятие выученной беспомощности. Он показал, что длительное переживание неуспеха является залогом снижения ожиданий об успешности субъектом [4] [8] .

В его классических экспериментах на собаках было показано, как переживание опыта неподконтрольности приводит к беспомощности и отсутствию даже попыток избежать ударов тока, даже если это возможно. Исследование младенцев также показало, что эти паттерны возникают очень рано, уже в первые годы жизни людей. Дети, которые ранее имели опыт манипуляции игрушками, подвешенными над кроватью, в новой ситуации быстро учились это делать. Те же дети, которые ранее не могли контролировать расположение игрушек, не были способны обучиться этому в новой ситуации даже при том, что у них была возможность это сделать [4] [8] .

М. Селигман дополнил подход Б. Вайнера, и ввел понятие пессимистического и оптимистического объяснительного стиля. Он ввел три параметра, по которым люди интерпретируют исход той или иной ситуации:

  • Постоянство той или иной причины (аналог стабильности у Б. Вайнера)
  • Широта причины, то есть универсальность (причина относится ко всем объектам или только к некоторым)
  • Персонализация — то есть локализация причины вовне или внутри субъекта [4][8] .

Исходя из того, как именно человек определяет причины постигших его неудач или достигнутых успехов можно уверенно прогнозировать его поведение. Известно, что Мартин Селигман и его коллеги даже внедрили это своё открытие в широкую практику, показав, что люди, с оптимистическим стилем добиваются больших успехов и учатся быстрее на работниках страховой компании, после чего тестирование на стиль объяснений стало повсеместным [4] [8] .

Э. Скиннер исследовала взаимосвязь воспринимаемого контроля и мотивации достижения. Её интересовали факторы, которые продуцируют энтузиазм. Ею было отмечено, что уже в раннем возрасте одни дети воспринимают трудности как интересные задачи, другие же становятся встревоженными, подавленными и испуганными [4] [9] .

Э. Скиннер пишет, что представления о контроле являются имплицитными теориями о том как устроен окружающий мир и какое место человек занимает в нем, ощущение контроля может приносить радость, а потеря контроля быть разрушительной [4] [9] .

Ощущение контроля влияет не только на то, как человек будет чувствовать и вести себя в повседневной жизни, но и на то, как в стрессовых ситуациях представления о своем контроле определяют то, будет ли человек проверять свои гипотезы, искать выход, или уходить от ситуации:

  • Люди, верящие в возможность осуществления контроля, действуют так, чтобы благоприятные события стали более вероятны, побеждают и таким образом укрепляют свои ожидания контроля. Кроме того, вовлеченность в деятельность, активная деятельность по решению возникающих проблем приводит к повышению компетентности и уровня умений.
  • Люди, которые не верят в контроль, убегают от решения сложных задач, что со временем приводит не только к разнице между уровнем субъективного контроля, но и уровнем реальных умений и достижений человека [4][9] .

Воспринимаемый контроль служит не только надежным предиктором успеха и неуспеха во многих областях человеческой жизни, но и связан с уровнем здоровья индивида, профессиональными и школьными достижения, компетентностью, мотивационными факторами, политическими убеждениями, креативностью, что он проявляется в родительских установках, воспитании детей и продолжительности жизни [4] [9] .

Подход Э. Скиннер базируется на трех составляющих деятельности:

  • деятель
  • средства деятельности
  • результаты (цели) деятельности

Также различаются представления об эффективности тех или иных средств и представления о владении этими средствами [4] [9] .

Э. Скиннер называет свой подход деятельностным и рассматривает действие как интенциональное целенаправленное поведение [4] [9] .

Таким образом, выделяются три составляющих:

  • связывающие деятеля и результат
  • деятеля и средства достижения
  • средства и результат

Когда человек верит, что он владеет контролем над важными результатами, он инициирует поведение, проявляет усилия и настойчивость, пробует разные стратегии, ведет себя активно. В случае, если человек верит, что контроля нет, он становится пассивным, беспомощным и легко бросает начатое. Когда уровень контроля высок, человек концентрируется на деятельности, вовлекается в неё, переживает свою компетентность, что приводит к постановке новых, сложных, еще незнакомых задач, на грани его возможностей, что в итоге приводит к его росту, если уровень контроля низок, человек отвлекается от выполнения деятельности, избегает трудных задач, отклоняет возможности и предложения попрактиковаться [4] [9] .

Представления о доступности средств показывают насколько человек владеет теми или иными средствами, представления о средствах показывают убеждения индивида касательного того, что определенные средства служат достаточными условиями для достижения цели, а общие представления о контроле отражают веру индивида в саму возможность достичь того или иного результата [4] [9] .

Наиболее важное значение эти представления имеют при постановке новых целей и интерпретации уже полученных результатов деятельности, так человек определяет причины и значения своих успехов и неудач [4] [9] .

На примере исследований учебной деятельности, было показано, что оптимальный профиль воспринимаемого контроля должен выглядеть так: высокая уверенность в возможности достичь результат, высокая уверенность в важности усилий и уверенность в доступности этого средства, низкая уверенность в важности таких средств как способности, влиятельные другие и случай, а также неизвестная причина, при уверенности в наличии этих средств [4] [9] .

Проблематику достижения в когнитивно-бихевиоральном подходе также описывает теория самоэффективности А. Бандуры

Он предположил, что ключевым фактором является не просто вера в достижение успеха, или надежда на успех, или привлекательность цели, а вера в то, что человек способен осуществить деятельность, которая может привести к желаемому результату.

Самоэффективность не сводится к навыкам или способностям человека, а сводится к тому, что он о них думает, насколько компетентным себя ощущает, в процессе деятельности. А. Бандура подчеркивает, что самоэффективность касается будущего, а не прошлого, это прогноз справляюсь или нет, самоэффективность показывает оценку своей компетентности, а не является личностной чертой или диспозицией. Теория самоэффективности прогнозирует, что люди будут участвовать в ситуациях, с которыми, как они считают, они могут справиться и будут избегать ситуаций, с которыми они справиться не могут.

Выделяют уровень, обобщенность и силу самоэффективности:

  • Уровень показывает насколько трудные задания в одной и той же области человек считает, что может решить.
  • Обобщенность: А. Бандура определяет общую самоэффективность, или глобальную, касающуюся веры индивида вообще в свои способности, самоэффективность касающуюся какой-то областей деятельности и самоэффективность в конкретном деле в конкретных условиях.
  • Сила самоэффективности отражает степень уверенности в том, что человек справится. Именно от силы самоэффективности зависит, сдастся ли он перед лицом трудностей или продолжит действовать [4][10][11][12] .

Теория самодетерминации Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан, в отличие от атрибутивных теорий показывает значимость именно потребностей человека. В этой теории описаны внешняя и внутренняя мотивации:

  • Внешняя мотивация, это когда деятельность, которую выполняет человек, служит не целью, а средством для какой-то другой цели или деятельности, или когда человек выполняет под действием внешнего контроля: поощрений или наказаний
  • Внутренняя мотивация, это когда человек делает что-то, просто потому что это ему интересно и привлекает его. Экспериментально было показано, что награда уменьшает интерес к деятельности, то есть внешняя мотивация негативно сказывается на внутренней.

Э. Деси и Р. Райан выделяют 3 подтеории:

Т. О. Гордеева подчёркивает, что мотивация достижения является сложным конструктом и состоит из множества факторов. Она выделяет следующие 5 блоков:

Источники:
Мотивация достижений понятие и сущность
Тема: Мотивация достижений понятие и сущность. Тип: Реферат. В работе есть: рисунки 3 шт., выводы 2 шт. Язык: русский. Разместил (а): Сергей Степанович. Размер: 47 кб. Категория: Государство, право. Краткое описание: ‘1. Мотивация достижения и ее значение. Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения. Зависимость успеха от способностей и мотивации достижения. У с х М х Ст.’
http://coolreferat.com/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Мотивация достижения
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya-dostizheniya
Мотивация достижения
Мотивация достижения — это специфический вид мотивации человека. Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г. Мюррей, который дал следующее определение: «Справляться с чем-то трудным.
http://studopedia.ru/5_91508_motivatsiya-dostizheniya.html
Мотивация достижения
Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. [1] . Впервые понятие «мотив достижения» было
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

COMMENTS