Мышление в психологии

Мышление, его формы и виды

  • Понятие и структура интелекта
  • Интеллект человека
  • Эмоциональный интеллект
  • Интеллектуальное развитие

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь — процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие; художественного — образ; научного мышления — понятие.

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Источник:
Мышление, его формы и виды
Общее понятие о мышлении. Особенности суждений и умозаключений. Мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация. Виды мышления.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/myshlenie.html

Мышление в психологии

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

Мышление визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Мышление комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. Подробнее…

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

Мышление практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Подробнее…

Мышление теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.

Источник:
Мышление в психологии
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/myshlenie_v_psihologii

Мышление в психологии

Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений [1] . Однако в психологии существует множество других определений.

Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. В сочинении «Путь истины» (др.-греч. ??????? ) он представил первое в истории европейской философии сокращённое изложение основных положений дедуктивной метафизики [2] . При этом он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. C точки зрения философии он утверждает, что бытие аналогично мысли:

Позже жили и работали 2 других древнегреческих учёных: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, сыгравшего существенную роль в научном подходе к мышлению значительно позже.

Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель [3] . Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души» [4] . Кроме того, он в основном занимался вопросами формальной логики.

Большую роль в изучении мышления сыграла медицина. Первыми предвозвестниками мозговой теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик, Алкмеон Кротонский — философ и медик [5] . Принявший их теорию великий врач Гиппократ утверждал:

Александрийский медик Герофил помещал душу в головной мозг, а его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган — вместилище ума [5] . древнеримский медик Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». При этом он выделял отдельную рассуждающую (лат. rationalis ) душу, что было шагом назад в сравнении с предыдущими учёными [5] .

В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало [6] .

В конце XIX века появилось новое учение — прагматизм. Его представитель У.Джеймс — американский философ и психолог в 1890 в книге «Принципы психологии» утверждает, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а орудия, используемые при познавательной деятельности, планы действия. Мысли истинны не потому, что отражают материальный мир, а через полезность для человека [6] . Другой представитель этого течения, разрабатывающий прагматическую теорию познания — Дж. Дьюи .

В это же время наступает расцвет психологического течения — рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова , И. П. Павлова и В. М. Бехтерева [6] .

В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии ( О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

В рамках бихевиоризма мышление — процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга — рассмотрение практического мышления, а именно — умений и навыков при решении задач [7] .

Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ [8] , изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей.

В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности [8] . Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина , Л. В. Занкова , В. В. Давыдова .

Одна из наиболее новых — информационно-кибернетическая теория мышления [8] . Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

  1. Обобщение отражения действительности [9] — осуществление поиска отдельных предметов и явлений и переход к общему;
  2. Опосредованное познание объективной реальности [9] — на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений;

Мышление является функцией головного мозга [10] . Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью [6] . Для её осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

Первая из них — подкорковая область [4] . Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долей (нем.) русск. и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции [4] . Это — первая сигнальная система.

Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций [4] . Это — вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный [4] . Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

В настоящее время нейрофизиологические основы мышления до конца не известны [11] .

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ. Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в 1972 [12] . Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности [13] , а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным [14] .

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг — материальный субстрат процессов мышления [14] . Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую [15] . Изучать это начала ещё в 1977 Н. П. Бехтерева .

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий [16] . На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация — взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову [17] . Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации обо всех альтернативах, используются качественные словесные понятия — лингвистические переменные.

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации. Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ. В эксперименте с точностью 72 %—90 % [18] ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый [19] . Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый [19] . Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов, раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью [19] . Также в экспериментах используют ПЭТ.

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до полутора лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
  1. Понятие[20] — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;
  2. Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике;
  3. Умозаключение[21] — вывод.

Интеллект связан с мышлением, которое обрабатывает информацию из внешнего мира [22] . Интеллект связан с мышлением в области решения задач, это совокупность умственных способностей, обеспечивающих успех познания.

Мышление формирует понятия, понимание их взаимосвязей, анализирует их, а это, в свою очередь — основа поведения, а значит — адаптации. При этом выбор поведения зависит от критичности мышления [22] . Важно заметить, что поведение и мышление связаны только при решении определённой задачи, если её нет, поведение связано с другими механизмами. Например, поведение зависит от моральных ценностей.

Мышление связано с деятельностью, так как в её процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике [22] . Кроме того, существует творческое мышление.

Можно сделать умозаключение, что поведение и деятельность человека связаны с мышлением, поэтому под понятием «ум» мы определяем процесс мышления и его особенности.

Объективными методами с помощью эксперимента можно выделить компоненты, связанные с решением умственных задач, на основе чего его считают отдельным психическим процессом [23] . Другие компоненты, участвующие в регуляции поведения, самостоятельно выделить нельзя. А понятие «интеллект» связано с попыткой психологическими тестами оценить умственные и творческие способности.

Теории о происхождении и наличии мышления у человека делятся на 2 группы. Представители первой считают, что интеллектуальные способности врождённые и неизменные. Одной из наиболее известных теорий первой группы является теория мышления гештальтпсихологии. Согласно второй группе, умственные способности развиваются в процессе жизни человека. Мышление зависит либо от внешних воздействий среды, либо от внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Сейчас тесты исследуют мышление у людей от 2 до 65 лет. Их можно классифицировать, разделив на 3 группы.

Первая группа — тесты достижения, показывающие объём знаний, необходимый в определённой научно-практической области (контрольные тесты в школе). Вторая — интеллектуальные тесты, оценивающие соответствие интеллекта биологическому возрасту. Среди них можно назвать тест Стэнфорд-Бине (англ.) русск. и тест Векслера. Третья — критериально-ориентированные тесты, оценивающие возможность решать интеллектуальные задачи (тест МИОМ и модификация интеллектуальной батареи тестов Р. Амтхауэра Б. М. Кулагина и М. М. Решетникова (тест «КР—3—85»)) [24] .

Тесты можно рассматривать как экспериментальную модель, которая лежит в основании концептуально-экспериментальных моделей интеллекта. Одну из наиболее известных из них предложил Дж. П. Гилфорд [24] . Согласно его концепции, интеллект можно оценивать по 3 направлениям: содержанию, продукту и характеру. Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, сводящихся к 15 факторам: пять операций, четыре вида содержания, шесть типов продуктов мыслительной деятельности [25] .

Благодаря использованию данных самонаблюдения известных учёных (таких как Г. Л. Ф. Гельмгольц и А. Пуанкаре ), были разграничены четыре стадии творческого мышления: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. В настоящее время существует множество различных классификаций последовательности акта мышления.

Основные виды умственных операций [26] :

Второй пример ошибок при сравнении — поверхностное сравнение по аналогии, при котором, при сходстве по одному или даже группе признаков, мы считаем, что все остальные признаки также сходятся [28] . Так, увидев сходство строения ударных и вулканических кратеров В. Г. Бухер (англ.) русск. ошибочно считал, что и причина их возникновения одинакова. Однако, аналогическое сравнение может быть и правильным. Так, хордовые имеют отличительную черту — хорду и по ней учёные могут судить о том, что, значит, принцип строения их тела в общих чертах также сходен. Можно сделать вывод, что истинность умозаключения по аналогии зависит от взаимообусловленности признаков. Так, хорда возникла у общих предков хордовых и отражает процесс эволюции, в то время как строение кратеров похоже только внешне.

Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объёме. Таким образом из частей целого можно мысленно создать его структуру [28] . Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

Синтез — способ собрать целое из частей или явлений, а также их свойств, как антипод анализа.

В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться в строении устройства человек его собирает и разбирает. Так как это не всегда возможно, в некоторых случаях сначала предметы изучаются отдельно, а потом производят мысленные операции над их совокупностью. Так, при изучении микробиологии сначала изучают строение отдельных микроорганизмов и лишь потом в практической деятельности врач анализирует их совокупность при исследовании воды.

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными [29] . Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь к их простой сумме.

Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой [29] .

Абстракция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Выделенная часть или свойство рассматриваются отдельно от других [30] . При этом происходит выделение из информации отдельных частей или свойств. Так, оперируя термином «стол», мы представляем абстрактный стол без отдельных свойств, присутствующих у всех известных нам столов. Это конкретное понятие.

От конкретных понятий можно совершить переход к абстрактным, то есть признакам и свойствам предметов и явлений: «трезвость», «мудрость», «яркость». Они, с одной стороны, совершенно отдельны от других свойств. С другой же, они нуждаются в чувственной опоре, без неё становясь формальными (см. Абстрактное понятие).

При совершении процесса абстракции можно совершить ошибки 2 родов:

  1. Усваивая определённые понятия, трудно перейти от конкретных примеров к другой обстановке.
  2. Абстрагирование от существенных признаков, в результате чего искажается представление.

Конкретизация — выделение частного из общего. При этом мы представляем конкретные предметы во всём их многообразии. Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».

Источник:
Мышление в психологии
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений [1] . Однако в психологии существует множество других определений.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

Мышление как понятие психологии

Признаки определения мышления и его виды. Базовые умственные операции. Анализ и синтез в мышлении. Формы мышления. Основные способы образования мыслей. Этапы решения умственных задач и интеллект. Лицо и его интересы. Индивидуальные качества мышления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему:

Мышление как понятие в психологии

1.1 Мышление как понятие в психологии

1.2 Виды мышления

1.3 Базовые умственные операции

1.4 Формы мышления

2.1 Решение умственных задач. Интеллект

2.2 Лицо и его интересы

2.3 Решение умственных задач

2.4 Индивидуальные качества мышления

Мышление — психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, который существенно отличает его от других процессов, которые помогают человеку ориентироваться в окружающей среде; поскольку в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причем сложным, что протекает в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

1.1 Мышление как понятие в психологии

Установление общих взаимосвязей, обобщения свойств однородной группы явлений, понимания естества конкретного явления как разновидности определенного класса явлений — такое естество человеческого мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:

1. Психический процесс, который обеспечивает ориентирование субъекта в межнаглядных связках и отношениях, путем действия предметами друг на друга, путем использования пушечных средств и средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов.

2.Процесс, который начальный возникает на основе практических действий и непосредственно, — плотского познания.

3.Процесс, по мере своего развития, что выходит за пределы практических действий.

4.Процесс, результатом которого является обобщенное отражение действительности на основе межнаглядных связей и отношений.

5.Процесс, который всегда протекает с опорой на имеющиеся знания.

6.Выходит из живого созерцания, но не сводится к нему.

7. Процесс, связанный с практической деятельностью человека.

Все вышеупомянутые пункты непосредственно связаны и более понятно трактуют при рассмотрении таких структурных единиц как виды мышления.

1.2 Виды мышления

1.Теоретическое — познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знанием, полученным другими людьми, как правило самого не имея опыту в решении данной задачи.

2.Практическое — разработка средств к решению, постановка цели, создания плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, является не понятие, мысли и выводы, а обиды. Они вытягиваются из памяти или творчески воспроизводятся воображением. В ходе решения умственных задач соответствующие обиды мысленно превратятся так, чтобы человек в результате манипулирования ими смогла непосредственно усмотреть решение задачи, которая интересует его.

3.Наочно-действеноое — основной задачей этого вида является восприятие предметов и превращение их в реальной действительности, правильные действия по данные предметы, направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При действии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при перенесении навыков). Такое мышление ограниченно индивидуальным сенсомоторним опытом и рамками ситуаций, в которых оно формируется и протекает.

4.Наочно-образное — при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные обиды для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления обиды представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.

В психологии существует разная классификация видов мышления, потому рассмотрим еще несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.

Классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей умственного процесса.

— основная функция процессов мышления — ориентирование субъекта в окружающем мире с помощью установления межнаглядных связей и отношений, на основе разных средств и способов.

— процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно образного, словесно логического, наглядно образного или наглядно действенного мышления.

— на каждом уровне мышления установления межнаглядных связей и отношений реализуется с помощью ряда универсальных взаимосвязанных оборотных операций: анализу и синтезу; обобщение и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, которые обеспечивают выполнение умственных действий при решении разных задач. Характеристика этих операций приведена ниже.

1.3 Базовые умственные операции

Умственная деятельность человека является решением разнообразных умственных задач, направленных на раскрытие естества почему-либо. Умственная операция — это один из способов умственной деятельности, с помощью которого человек решает умственные задачи.

Анализ — мнимое разделение предметов, предметов или ситуаций для выделения составляющих; мнимое выделение из целого его сторон, действий, отношений. Следует заметить, что для побуждения данной операции возможно как разделение начального понятия на части, так и восходящим материалом может быть часть какого-либо понятия, совершая умственные операции над которой можно прийти к решению задачи.

Синтез — обратная анализу операция, при котором происходит возобновление целое, нахождение связей и закономерностей, объединения частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Эти операции сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело до формирования умственных операций анализа и синтеза. Анализ и синтез, как правило, выступают в единстве, одно без другого не возможно по определению. Именно такие закономерности классифицируют мышление как самый сложный процесс познания, который протекает бессознательно, побуждает ситуациями и зависит от таких аспектов как: генетическая информация и философия мировоззрения человека.

Абстракция — это процесс мнимого отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного, выделения какого-либо единичного признака. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Осуществляется на основе операций анализа, синтеза и сравнения. Результатом этой операции нередко выступает формирование понятий.

Обобщение или генерализация — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Происходит связывание с классом предметов и явлений, позволяет оперировать не отдельными предметами, а их определенными классами; фиксировать способы достижения целей; заменять знание множества случаев знанием одного принципа.

1.4 Формы мышления

Познание реальности, и объективное ее отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого есть понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его естество.

Еще одной формой мышления принято называть вывод. Вывод — выведение субъективно новой мысли из уже известных мыслей, которые есть на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта умственной деятельности. Вывод как форма получения знания возможен только при соблюдении законов логики. Выводы индуктивные, дедуктивные и аналогично.

Мысль — это форма мышления, которое отображает объекты действительности в их связках и отношениях. Каждая мысль является отдельной мыслью о чем-либо. Мысли образуются двумя основными способами:

. непосредственно, когда в них выражают то, которое воспринимается;

. опосредствованный — путем выводов или рассуждений. Мысли могут быть:

Последовательная логическая связь нескольких мыслей, необходимая для того, чтобы решить какую-либо умственную задачу, понять что-либо, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение — имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, выводу. Вывод и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль двигается в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция является выведением частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

2.1 Решение умственных задач. Интеллект

На наш взгляд на процессы мышления каждого индивида в новом времени влияют такие аспекты повседневной жизни и стереотипы, которые исторически сложились, как: Национальные традиции и ментальность.

Этот критерий действует на уровне исторически заложенных принципов, сформированных в таких науках как: история, политология, религия.

Данный критерий, продиктованный существующим политическим строем, идеологией и направленностью к развитию. Следует учесть, что критерий зависит от формы правления в государстве, и его лидеров. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, то есть на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития умственные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

Два вышеупомянутых пункта более широко раскрывают отдельные науки — политология, социальная психология.

Личные потребности и интересы каждого.

Самый обобщенный критерий, определена трактовка дает невозможно, поскольку невозможно учесть интересы каждого в конкретной ситуации.

Таким образом, процесс мышления, так или иначе, связанный с операциями анализа и синтеза. Человек выделяет для себя какие-либо черты или обобщает полученную информацию в соответствии с вышеперечисленной классификацией.

Психология в классическом ее понимании рассматривает личный критерий, поскольку он наиболее связан с конкретными, ориентированными на данный субъект потребностями, которые возникают независимо и разносторонне, в соответствии с ситуацией.

2.2 Лицо и его интересы

На вопрос, что такое лицо, психологи отвечают по-разному. Каждое из определений лица, которое есть в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения лица. Рассмотрим несколько определений. Для большей эффективности возьмем определение из разных сфер психологии.

1. Лицо — особенное качество человека, который приобретался им в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

2. Лицо — это автономный (в известной мере независимый от общества) человек, который умеет владычествовать собой, владеющий самосознанием, имеет активную жизненную позицию, свой взгляд на вещи.

3. Лицо — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, оказываются в общественных по природе связках и отношениях, являются стойкими, определяют этические поступки человека, которые имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Все вышеперечисленные определения характеризуют лицо из разных сторон, что позволяет сформировать конкретное понятие для каждого. При формировании понятия лицо, необходимо учитывать основной параметр: лицо каждого человека наделяет только ей свойственным сочетанием психических черт и особенностей, которые составляют своеобразие каждого человека, его непохожесть на других людей. Такое своеобразие психики и лица индивида, их неповторимость называется индивидуальностью.

В нашем случае, при трактовке процесса мышления понятия лицо является неотъемлемым. Каждый из нас индивидуальный и хороший по-своему, умственный процесс протекает в каждом из нас автономно и ориентированный на потребности и реальны возможности.

2.3 Решение умственных задач

Умственная деятельность человека оказывается в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных умственных задач. Мышление носит целеустремленный характер и необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными.

Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения.

Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача является ситуацией, которая определяет действие человека, который удовлетворяет потребность путем изменения этой ситуации. Естество задачи заключается в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он потом анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путем выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредствованный, путем приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются умственными. Решение умственных задач проходит несколько этапов.

Первый этап — осознание вопроса задачи и стремления найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления. Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерное у детей) является признаком работы мысли, которая развивается. Человек видит тем более проблем, чем больше вокруг его знаний. Таким образом, мышление допускает наличие каких-то начальных знаний.

Второй этап решения умственных задач — это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особенные задачи (задачи наглядно действенного и сенсомоторного интеллекту), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести начальные данные и переосмыслить ситуацию. (Представители гештальтпсихологии ошибочно пытались свести к такой схеме решение всех задач.)

Третий этап решения умственной задачи — именно решение. Процесс решения осуществляется с помощью разных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определенную систему, последовательно изменяя друг друга.

Последним этапом решения умственных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует умственную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг ее, найти незамеченные ошибки и исправить их.

Умение решать умственные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами. Следовательно, мы выяснили, что в ходу всей жизни решаем задачи разной сложности, но почему каждый мыслит по-разному и решение одной задачи может быть достигнуто разными способами и иметь разный часовой порог у нескольких человек.

Мышлению конкретного человека свойственные индивидуальные особенности. Эти особенности у разных людей оказываются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм умственной деятельности. Выделяют три типа умственных действий, характерных для процесса решения задач.

1.Ориентировочные действия — начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент умственного процесса, — гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализу условий и способствует последующему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка умственный процесс переходит к окончательной фазе — мысли по данному вопросу.

2.Исполнительные действия — сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Происходит расчет разных действий необходимых для решения задачи и отсева неактуальных или нелогичных единиц действия.

3.Нахождение ответа — заключается в сверке решения с начальными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласовывается с начальными условиями, процесс прекращается.

2.4 Индивидуальные качества мышления

Приведем пример нескольких индивидуальных качеств свойственных каждому человеку.

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления выразительно выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделяют люди творческих профессий. Выразительно прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умения изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет условиям, которые изменились. Это способность понимать и осознавать что любая задача имеет множество путей решения. Способность трансформировать начальные данные и использовать их относительность. С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. Существенно изменяется соотношение между последовательными — предыдущими и последующими — актами поведения и вместе с тем и соотношение акта поведения и ситуации, в которой он совершается.

Инертность мышления — качество мышления, которое оказывается в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития умственных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения. Это качество включает понятие скорости мышления, то есть скорость протекания умственных процессов. От этого качества прямо пропорционально зависит время, которое затрачивает на решение задаче и эффективность самого процесса мышления. Свойственно людям, которые имеют динамический образ жизни и род деятельности.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), с помощью которых усваивается новая закономерность. Это способность отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в разных областях знаниях и практике. Данный критерий имеет в виду под собой понятие кругозора человека, способность применять знание из разных областей.

Глубина мышления — умение вникать в естество, раскрывать причины явлений, предусматривать последствия; оказывается в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или другого вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, что позволяет осуществлять строгую оценку результатов умственной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доводить истинность положений, которые выдвигаются. Критичность — признак зрелого ума, некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое решение, которое подвернулось, в окончательное.

Стойкость мышления — качество мышления, которое оказывается в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известны закономерности. Это является способностью сопоставить данную ситуацию с уже известными по теории или практике.

Все указаны качеству индивидуальные, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Совокупность всех критериев оценки умственного процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

1)Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успеваемость любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

2)Интеллект — достигнут к определенному возрасту уровень психического развития, которое оказывается в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

Исходя из этих определений, сделаем вывод, что интеллект является понятием, которое обобщает мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определен период жизнедеятельности человека, который включает: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

Под умственным развитием понимается совокупность, как знаний, умений, так и умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих умений и знаний. Самой общей характеристикой уровня умственного развития является подготовленность функционирования мышления в пределах векового социально психологического норматива (СПН). То есть уровень умственного развития должен отображать самые типичные, общие, характерные для данного социума особенности умственной деятельности, которые касаются как объема и качества знаний и умений, так и запасу определенных умственных действий.

Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обусловливается возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходит. Интеллект, как понятие очень обширное и требует отдельного толкования с точки зрения интеллектуальной психологии.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину.

1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно должно отвечать. Является ориентировочной основой будущего действия.

2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентирования в каждом.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкого языка. Язык — субъективное представление о действии в виде языка. Является как бы беспредметным выполнением действия.

4. Перенесение языкового действия во внутренний план. Особенностью внутреннего языка является ее сжатость, конспективность, свернутость. Но при возникновении умственных затруднений внутренний язык принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотный или громкий язык. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный языковой материал: формулировка, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудиями мышления является значение слова.

5. Выполнение действия в плане внутреннего языка с соответствующими его превращениями и сокращениями, с отходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

1.Психология. Словно Г. З.изд. «Валдос» 2003г.

2.Психологические механизмы мышления человека. Маланов С.В. — «Московский психолого-социальный институт.» 2003г.

3.Общая психология. Маклаков А.Г.-. «Питер» 2006г.

4.Психология и педагогика в вопросах и ответах. Петерс В.А. — «Проспект » 2004г.

Источник:
Мышление как понятие психологии
Признаки определения мышления и его виды. Базовые умственные операции. Анализ и синтез в мышлении. Формы мышления. Основные способы образования мыслей. Этапы решения умственных задач и интеллект. Лицо и его интересы. Индивидуальные качества мышления.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00058916_0.html

COMMENTS