Направления психологии

Направления в психологии

Введение…………………………………………… …………………3 Появление различных направлений в психологии………………. 4 Бихевиори зм………………………………………………………….5 Гештальтпсихология……………………………… …………………8

Фрейдизм (глубинная психология)………………………………. 10 Неофрейдизм………………………………………………… ………12 Когнитивная психология……………………………………………14 Гуманистическая (экзистенциальная) психология……………16

Отечественные школы психологии ХХ века………………………16

Мы уже знаем, что психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком [1,10].

Мы все сталкиваемся с областью явлений, изучаемых психологией, но не все обладаем системой знаний, очень полезных для каждого, ведь эти знания помогают не только понять себя, но и строить взаимоотношения с окружающими нас людьми в семье, на работе и т.д. Но чтобы начать изучение предмета «психология», необходимо сначала изучить историю психологии, основные направления в психологической науке, которые явились порождением различных исторических эпох, разных культурных традиций и типов научного мышления. Зная историю, мы можем глубже понять логику и структуру изучаемого предмета, расширить свой кругозор, узнать, какие идеи внесли свой вклад в разработку проблем психологии, и какое влияние оказали на развитие других наук.

Целью данной работы является изучение основных идей и задач различных направлений в психологии, сравнить их, выяснить, в чем состоят заслуги этих направлений.

  1. Краткая характеристика используемой литературы.

При написании работы я использовала учебное пособие под редакцией Радугина «Психология и педагогика». Хочу отметить, что оно вызывало у меня затруднения при изучении предмета, т.к. Радугин излагает свои мысли трудным для моего восприятия языком и использует очень мало примеров, которые способствуют лучшему пониманию материала. Но есть и положительные моменты, которые я для себя отметила, — это наличие большого числа тестов в учебном пособии, которые способствуют лучшему пониманию материала. Еще я использовала книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей…», книга «Психология и педагогика» с авторским коллективом: Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С., Чмыхова Е.В., Усольцева И.В., Калинина Н.В., а также некоторые интернетсайты.

Появление различных направлений в психологии.

Источник:
Направления в психологии
Введение…………………………………………… …………………3 Появление различных направлений в психологии………………. 4 Бихевиори зм………………………………………………………….5 Гештальтпсихология……………………………… …………………8 Фрейдизм (глубинная
http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/napravleniya-v-psihologii/122308/114630/page1.html

Основные направления в психологии XX века

Основные направления в психологии XX века

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).

Ее представители У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющейся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.

В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология

Ее виднейшие представители Г. Оллпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл — именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи. В соответствии с этими представлениями гуманистическая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности.

Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психологию. Считая неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, она обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

2. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Психологическая характеристика и структура сознания

Основная характеристика дана в самом термине – сознание, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания. Нарушение, расстройство любого психического процесса ведет к расстройству сознания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит “я” человека и его “не я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него, противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение “я” от “не я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. Появляются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся в него необходимые изменения. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее

изменять, направлять в результате болезни или по другим причинам рассматривается как нарушение сознания.

Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого очень любил, со злобой говорит о близких людях.Обязательным условием формирования и проявления всех качеств сознания является язык.

Понятие “сознание” употребляется в психологии, психиатрии и других науках. Психиатры под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности, на основе этих данных управляет своим поведением.

Источник:
Основные направления в психологии XX века
Основные направления в психологии XX века В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической
http://student.zoomru.ru/psih/osnovnye-napravleniya-v-psihologii-xx/8223.81224.s1.html

Основные направления психологии

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон.

В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ и фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Психоанализ (разложение) – учение, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основная роль в процессе формирования и развития человека ототводится к сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках этого направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда Адлер полагал, что в основе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникшее в детстве. К. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует образ предков, пришедший из глубин веков. К. Хорни утверждал, что поведение определяется внутренне присущим каждому человеку основным беспокойством, лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt – форма, целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в., свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций.

Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.

Гуманистическая психология – направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Генетическая психология – учение Пиаже и его последователей. Её психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма к объективной позиции путём экстерио-, интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна о том, что судьба человека предопределена особенностями его бессознательного, которое как бы влечёт его к определённым событиям – успеху, трагедии и т. п.

Дифференциальная психология– отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, исходящее из теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Кайлер и др.).

Парапсихология – область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия).

Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности через восприятие ею ситуации.

Акмеология – наука, возникшая на стыке особенностей развития и функционирования психики человека. Важно помнить, что психика в своём развитии проходит онтогенез (рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма – и филогенез (род, вид, племя). Психика в онтогенезе повторяет достижения её развития в филогенезе.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему появилась потребность общества в овладении психолого-педагогическими знаниями?

2. Дайте определение общих задач психологии.

3. Назовите основополагающие принципы психологии.

4. Выделите предмет психологии и дайте его характеристику.

Источник:
Основные направления психологии
В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки
http://studopedia.ru/3_30243_osnovnie-napravleniya-psihologii.html

Страница 4 ); Психология и педагогика

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Основные школы психологии ХХ в. и их представители

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации.

Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Человек — существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий.

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Источник:
Страница 4 ); Психология и педагогика
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Основные школы психологии ХХ в. и их представители Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности
http://www.refsru.com/referat-19094-4.html

COMMENTS