Навыки человека

10 навыков, которые нужны на любой работе

Не секрет, что HR-менеджеры часто проводят стандартное собеседование с кандидатом вне зависимости от того, на какую должность претендует человек. И проверяют у всех подряд стрессоустойчивость и коммуникабельность. Зерно смысла в этом есть, кое-что пригодится в работе. Что именно, узнайте из статьи.

В каждом втором резюме соискатели пишут, какие они креативные и амбициозные и как сильно хотят работать только на благо компании. Половина таких навыков добавляется для балласта, а ведь среди стандартных умений есть и такие, которые полезны всем.

Копирайтеров, журналистов и писателей у нас и так много, так зачем вам учиться писать, если ваша работа с текстами никак не связана? Подсказка: 36% работодателей, по данным портала hh.ru, отказывают в собеседовании и даже не рассматривают резюме, если сопроводительное письмо было составлено с ошибками. То есть вас даже не пригласят, если увидят, что вы описали свой «функционал».

Неспособность связать два слова может стать стеной на пути повышения. Начинающий инженер несколько лет может работать только с железом. Но работа руководителя, например, заключается не столько в разработке, сколько в управлении. Значит, надо писать письма, служебные записки, задания, отчёты… и бросить все силы на изучение родного языка, чтобы удержать новое место и зарплату.

Выражение мыслей в устной форме идёт рука об руку с предыдущим пунктом рейтинга. Причём разговорные навыки помогают не только в работе. Если вам по долгу службы надо делать презентации или проводить встречи, то грамотная речь — обязательное условие работы. А если сидите в кабинете или лаборатории в тишине, умение поговорить позволяет адаптироваться на рабочем месте быстрее. Угрюмых молчунов любят только другие угрюмые молчуны, и то не очень.

Чтобы показать, что вы умеете разговаривать, не нужно говорить стихами или постоянно болтать. Правила хорошего устного общения другие:

  • Улыбка.
  • Умение слушать собеседника и не перебивать.
  • Обращение по имени.
  • Простые и ёмкие ответы на поставленные вопросы.
  • Умение последовательно и логично излагать факты.

Собственно, всё. И не пытайтесь шутить, если вы никогда до этого не пробовали себя в качестве комика.

Кажется, что уверенность в себе — это врождённая черта характера. Она либо есть, либо её нет. Но на самом деле её можно прокачать.

Нужна она больше вам, чем работодателю, потому что без здоровой дозы уверенности карьеры не построить. Соглашаться со всеми и слушать чужие указания удобно для кого угодно, кроме вас. Прописная истина о том, что нужно верить в себя, чтобы чего-то добиться, будет всегда верна. Впрочем, есть грань между уверенностью и высокомерием, так что не пытайтесь демонстрировать, какой вы крутой, прямо на собеседовании. Учитесь постепенно, а в очереди на собеседование постарайтесь хотя бы спину выпрямить.

Это один из краеугольных камней продуктивности. Даже если вам не интересна эта тема, работать — то есть выдавать продукт труда — всё равно придётся, так что и время распределять нужно с умом.

По статистике, только на социальные сети в день уходит в среднем два с половиной (!) часа. На Лайфхакере можно найти столько материала по этой теме, что прочтение статей можно приравнять к университетскому курсу.

Конечно, ваши показатели и ваша премия не зависят только от того, как грамотно вы составляете расписание. Но вам виднее, куда потратить время, освободившееся в результате грамотного планирования.

Вообще-то, этот навык почти невозможно найти в списках требований к соискателю вакансии, потому что мало кто видит прямую зависимость между общением в профессиональном сообществе и работой. Но это может повлиять на работу. Например, если вы задействованы в области, которая бурно развивается, и хотите не отставать от прогресса, нужно постоянно перенимать чужой опыт. А если вы посещаете отраслевые конференции, то у вас есть шанс найти на них заказчиков и партнёров. Кроме того, знание сообщества даёт возможность найти экспертов и проконсультироваться с ними.

Шутки о противостоянии бухгалтеров и админов всё ещё популярны, как ни странно. Предполагается, что опыт общения с техникой сегодня есть у всех без исключения.

А если вы приходите в офис, то надо в первый же день разобраться, где компания хранит электронные документы и в каком мессенджере отделы общаются между собой. Да и обращаться в техподдержку с формулировкой «Я ничего не делал, это всё он сам», показывая пальцем на зависший компьютер, уже несолидно.

И чем лучше ваши навыки общения с техникой, тем больше у вас возможностей для карьерного роста. Не обязательно превращаться в гика, но основы нужны как воздух.

Работать строго по инструкции умеют многие, но по-настоящему вкусные и прибыльные проекты и должности достаются тем, кто умеет смотреть на вещи под необычным углом и быстро решать сложные проблемы. Одно только это умение можно сделать своей профессией, а если способность быстро находить выход сопровождается и другими качествами, то вам цены нет.

Нет-нет-нет, не в том смысле, что все должны искать клиентов и быть мастерами холодных звонков. Просто нужно уметь торговаться. Например, когда вы разговариваете о повышении зарплаты или определяете размер будущего оклада. Учитесь продавать своё время и получать комфорт в качестве вознаграждения. Нужно быть хорошим торговцем, чтобы перенести срок дедлайна, согласовать предложенные командой изменения проекта или договориться об удалённой работе.

На умении работать в команде в последние несколько лет все рекрутеры, кажется, помешались. Хотят видеть командных игроков даже в профессиях, в которых важна индивидуальная работа.

Впрочем, командная работа, как и другие пункты из этого списка, — это шанс добиться карьерного роста. Даже если вы не стремитесь к руководящим должностям, понимание общих целей коллектива вдохновляет на интенсивную работу.

Это главный из непрофильных навыков, который помогает жить и работать. Интеллект — это ваши знания и ваше умение работать с информацией, эмоциональный интеллект — умение применять свои знания в реальных ситуациях. Эмпатия помогает взаимодействовать с другими, а главное — её тоже можно развивать.

12 универсальных навыков для того, чтобы преуспеть в чем угодно

12 универсальных навыков для того, чтобы преуспеть в чем угодно

Существует огромное количество вещей, в которых мы не нуждаемся. Мы можем быть счастливы и успешны, не зная, как восстанавливается двигатель автомобиля или программируется веб-приложение. Несомненно, это — полезные навыки, но они не являются АБСОЛЮТНО необходимыми. Однако, есть целый ряд умений, получения которых нельзя избежать: это — навыки, касающиеся повседневных аспектов нашей жизни, являющиеся не только полезными, но и обязательными. К примеру, мы с трудом сможем достичь успеха в современном обществе, не умея читать или писать, или лишив себя умения пользоваться современной техникой…

В этой статье мы пропустим «супер-основные» умения, такие, как чтение, вождение или использование компьютера, и обсудим двенадцать «более продвинутых» навыков, необходимых каждому успешному человеку… Photo Credit: ?ethan via Compfight cc

ПРИОРИТЕТИЗАЦИЯ И ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Успех зависит от наших эффективных действий. Эффективность действий зависит от способности сосредотачивать внимание там, где следует, в те моменты, когда это необходимо больше всего. Способность отделить важное от неважного является ключевым навыком в любых общественных группах, особенно там, где отвлекающие факторы присутствуют в большом количестве. Photo Credit: BoSquidley via Compfight cc

ОРГАНИЗОВАННОЕ РАБОЧЕЕ И ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Успешные люди имеют в своем распоряжении целые системы для поиска того, что им нужно, тогда, когда они в этом нуждаются. Когда мы дезорганизованы, мы тратим дополнительное время на поиск телефонных номеров, адресов электронной почты, паролей, файлов. Таким образом мы теряем сосредоточенность на выполняемой задаче. Как только это произошло, нам потребуется дополнительное время для того, чтобы вернуться к изначальному состоянию «погружения»: драгоценные минуты тратятся впустую. Держите свои жилые и рабочие помещения в организованном для собственного удобства порядке – это важнее, чем кажется на первый взгляд! Photo Credit: IBM Events via Compfight cc

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Мы живем в век информационной перенасыщенности, ежедневно подвергаясь росту и изменению индивидуального «информационного фонда». Способность оценивать информацию, отделять по-настоящему ценное от тривиального, навык анализировать уместность и значение по отношению к уже известной информации – бесценное, универсально применимое умение. Photo Credit: woodleywonderworks via Compfight cc

ЛОГИЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ОБОСНОВАННОГО РЕШЕНИЯ

Принимающий решение человек знает, что ему следует делать, основываясь на доступной информации. Способность быстро и эффективно пользоваться информацией, которая имеется у нас в голове – важнейший навык для выполнения практически любых действий. Photo Credit: Kalexanderson via Compfight cc

УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ ПРИ ИНТЕРНЕТ-СЕРФИНГЕ

Человек не должен знать всего, но ему необходимо уметь быстро и безболезненно узнавать то, что необходимо. Поисковые системы – ворота к почти бесконечному знанию, указатель на сайты, содержащие информацию приблизительно о всех и обо всем. Если мы по-прежнему испытываем затруднения при поиске чего-либо, то пришло время изучить побольше интернет уловок. Photo Credit: just.Luc via Compfight cc

ОСНОВНОЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Очевидно, что современным обществом управляет постоянный обмен деньгами. Деньги позволяют нам иметь крышу над головой и еду на столе. Знание о том, как нужно управлять деньгами (отслеживая и записывая расходы и доходы, экономя и инвестируя) – является не только важным умением для процветания, но и является базовым навыком, помогающим выжить. Photo Credit: MyTudut via Compfight cc

ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Давайте своим близким информацию, в которой они нуждаются, вместо того, чтобы ждать, что они будут знать непостижимое. Не пытайтесь читать мысли других людей, и не заставляйте других пытаться прочитать ваши. Большинство проблем, больших и малых, в пределах семьи, дружбы или деловых отношений, начинаются с плохой коммуникации. Высказывайтесь честно, затем предоставляйте возможность другим высказаться. Покажите оппонентам, что их слова имеют значение. Помните, что компромисс и эффективное ведение переговоров – жизненно важные части любой грамотной коммуникации. Photo Credit: Xavier P. Garcias via Compfight cc

Напряжение приводит к снижению уровня здоровья, плохой способности к принятию решений и неизбежно приводит с сужению широты взгляда. Будьте внимательны к своему уровню напряжения, и регулярно делайте короткие перерывы. Замедлитесь. Подышите. Дайте себе разрешение сделать паузу, перегруппируйте и обозначьте заново свою цель. Краткий перерыв способен освежить ум и повысить производительность. Паузы помогут возвратить здравомыслие и дадут возможность поразмышлять над своими недавними действиями, дабы увериться, что они соответствуют поставленным целям. Photo Credit: ?ethan via Compfight cc

СВОБОДНОЕ ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Написанное – уже не исчезнет. Эта английская поговорка актуальна во всех группах общества. Чрезвычайно важно улучшить свою способность писать так, чтобы нас было просто понять окружающим. Кроме того, использования письменных навыков для создания полезных заметок – один из самых производительны навыков вне зависимости от того, какой задачей мы занимаемся. Заметки помогают нам лучше запоминать то, что мы слышим, смотрим или читаем, когда мы изучаем что-то новое или пытаемся запомнить что-то определенное. Photo Credit: Jenser (Clasix-Design) via Compfight cc

СОЗДАНИЕ ПРОЧНОЙ СЕТИ ОТНОШЕНИЙ

Мы находимся во власти постоянных инноваций и информационного обмена, а хорошие социальные связи создают канал, через который проходят новые идеи. Они дают нам плотный поток информации, полученный в процессе общения, в котором новые идеи подверглись обсуждению, классификации и обсуждению. Прочная сеть социальных отношений, тщательно взращиваемая нами, может стать прекрасным источником для того, чтобы встречать новых интересных людей, находить работу, создавать кампании, узнавать о новых тенденциях и распространять идеи. Не пренебрегайте социальными связями, ведь, по утверждению Брайна Трейси, 75% человеческого счастья зависит от того, насколько комфортно мы чувствуем себя в общении с окружающими! Photo Credit: shoothead via Compfight cc

Исследования доказали — несмотря на то, что человек считает, что действует, исходя из того, что он чувствует — это заблуждение. На самом деле, мы испытываем чувства из-за совершаемых действий. Восторженное отношение всегда приводит к бОльшим событиям. Люди, которые мыслят оптимистично, рассматривают мир как место, заполненное бесконечными возможностями. Особенно это помогает им в тяжелые времена. Будьте уверены в себе, улыбайтесь и заставьте себя поверить в то, что все хорошо! Притворитесь, что сегодня – самый радостный день в вашей жизни. Поверьте, так оно и будет! Photo Credit: Keoni Cabral via Compfight cc

Самодисциплина – это навык. Это — способность сосредоточиться и преодолеть все отвлекающие факторы. Самодисциплина позволяет нам действовать вне зависимости от того, какие эмоции царят в нашей душе. Зачастую она требует принесения в жертву удовольствий или острых ощущений в пользу того, что имеет более важное значение для нашей жизни. Самодисциплина – это то, что заставляет вас преуспеть в долгосрочной перспективе.

Как вы считаете, достаточно ли этих навыков для того, чтобы стать успешным человеком, или же мы что-то упустили? С удовольствием подискутируем с нашими читателями в комментариях.

Навыки человека

Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое «образованный человек» и что именно он должен знать и уметь? В разные времена разные источники по-своему пытались сформулировать список навыков и знаний образованного человека. Конечно же, формированием подобных списков занимался не кто-нибудь, а ведущие университеты мира.

Например, Гарвард, занявший первое место в академическом рейтинге университетов мира) выдал следующий перечень:

  • Способность выявлять проблемы без наставничества или помощи;
  • Умение задавать вопросы и ставить под сомнение преобладающие стратегии мышления;
  • Способность быстро выделять и усваивать важные данные из массы информации;
  • Умение работать в команде без наставничества;
  • Умение работать совершенно самостоятельно;
  • Способность убеждать и отстаивать собственную точку зрения;
  • Способность осмысленно преобразовывать информацию в новые формы, находить новые векторы применения;
  • Способность ведения конструктивной дискуссии, не отходя от обсуждаемой темы;
  • Способность мыслить индуктивно, дедуктивно и диалектически;
  • Способность решать проблемы эвристическими методами.

Принстонский университет, седьмое место в рейтинге, предлагает следующий список:

  • Способности думать, говорить и писать четко и понятно;
  • Способности системного и критичного мышления;
  • Способность осмысливать и решать проблемы:
  • Способность независимого (от внешних факторов) мышления;
  • Способность проявлять инициативу и работать самостоятельно;
  • Умение работать в команде;
  • Способность осмысливать изученное;
  • Способность отличать важное от тривиального, постоянное от эфемерного;
  • Способность дифференцировать способы мышления (исторический, научный, эстетический подходы и прочие);
  • Иметь глубинные знания в определенной области;
  • Способность видеть связи между дисциплинами, идеями и культурами;
  • Способность обучаться на протяжении всей своей жизни.

Университет имени Джорджа Вита декламирует следующие навыки:

  • Способность понимать и принимать человеческую природу и действовать в соответствии с ней;
  • Способность выявления основных позитивных личностных качеств и превращения их в привычки;
  • Умение устанавливать, поддерживать и улучшать установившиеся связи и отношения (с людьми);
  • Умение поддерживать баланс в собственной жизни;
  • Способность отличать истину от заблуждений, независимо от источника или способа получения информации;
  • Способность отличать истинное от верного;
  • Способность поддерживать самодисциплину;
  • Способность поддерживать в себе стремление и действовать в векторе постоянного самосовершенствования.
  • Все изложенные выше пункты навели на меня на несколько мыслей.

Первая – очевидна – наша действующая система школьного и высшего образования имеет очень мало общего с необходимыми на сегодняшний день знаниями и навыками.

Вторая мысль заключается в том, что в наших реалиях, человеку желающему развиваться предоставлен не слишком большой выбор:

    • Уезжать и учиться за рубежом, что не приемлемо для очень многих ввиду финансовых и множества других жизненных аспектов;
    • Посещать тренинги, курсы, семинары, искать наставников. Совершенно очевидно, что личный контакт с источником знаний является наиболее продуктивным$
    • Учиться дистанционно – сегодня, благо, есть масса программ, в том числе и от вышеупомянутых ВУЗов, позволяющих получать образование дистанционно, вот несколько из них:

https://www.coursera.org/ – международный проект, основанный профессорами Стэнфордского университета, на данный момент в программе участвуют 33 университета со всего мира.

https://www.edx.org/ – не коммерческий образовательный проект, основанный Гарвардским и Массачусетским университетами.

Дистанционное обучение и посещение тренингов прекрасно считаются.

Третью мысль можно сформулировать так: необходим единый список, единая структурирующая понятная программа, эдакий базис, фундамент, дающий представление с чего следует начинать человеку, осознавшему необходимость постоянно развиваться – профессионально, духовно, персонально. Такой фундамент, на мой взгляд, был прекрасно сформулирован Джошем Кауфманом (Josh Kaufman) экспертом в области образования, автором бестселлера «The personal MBA – Master the Art of Business», переведенного на 12 языков мира и используемого как учебник в Стэнфордском, Гарвардском, Портлэндском и Нью-Йоркском Университетах.

Вот они, 12 базовых навыков , необходимых для достижении наилучших результатов в любой сфере деятельности:

(перевод старался сделать не особо художественным, дабы максимально четко передать формулировки автора)

1. Информационное усвоение – как найти, обработать, и осмыслить информацию. Расставить приоритеты оптимально для текущих условий и решения конкретной задачи. Человек с развитым навыком информационного усвоения, может быстро обрабатывать и применять информацию к конкретной ситуации, с неизменно высоким уровнем понимания происходящих процессов.

2. Письменная коммуникация – способность излагать мысли и идеи в письменной форме четко и лаконично. Человек, с хорошим навыком письменной коммуникации в состоянии доступно донести информацию до других, кроме того, он умеет убеждать и оказывать влияние на других людей по средствам письменной коммуникации.

3. Устная коммуникация – навык общения и способность излагать мысли и идеи другим людям, ясно, кратко и уверенно. Мастер коммуникации способен найти подход к любому типу личности и умеет общаться как на межличностном уровне, так и с группой людей, в располагающей манере, без видимых признаков напряжения или стресса.

4. Математика – способность точно использовать знания из арифметики, алгебры, геометрии и статистики для анализа и решения целевых задач. С данным навыком человек может использовать цифры, коэффициенты и уравнения, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и возможных векторах её развития.

5. Принятие решений – способность выявить суть проблемы, расставить приоритеты, сосредоточить энергию и направить усилия, признать заблуждения и избежать типичных ошибок. Человек, развивший в себе эту способность, может выделить основное, отсечь типичные ошибки и когнитивные предвзятости и наконец, принять верное решение.

6. Раппорт – навык взаимодействия с окружающими людьми таким образом, чтобы побуждать их любить, доверять и уважать вас. Человек, который легко конструирует раппорт, способен строить продуктивные, взаимовыгодные отношения с широким кругом людей таким образом, чтобы влиять на их восприятие и их мнение. Природа раппортизма заложена в основе успешных деловых, романтических и дружеских отношений (прим. автора)

7. Конфликтология – навык предвидеть потенциальные источники конфликтов и находить способы их разрешения. Человек, который хорошо подкован в урегулировании конфликтов, в состоянии исключить непродуктивные эмоции и перенаправлять их в целевое русло, как в индивидуальном общении, так и в группах.

8. Предугадывание или анонсирование – как определить возможный сценарий развития целевого процесса – тесно связан с навыком своевременного и правильного принятия решений. Помимо прочего, этот навык позволяет заблаговременно продумывать возможные компромиссы и вектора для действия, что в сумме приведет к достижению цели.

9. Планирование – навык позволяющий определить необходимые для достижения цели шаги, определить и подготовиться к неизвестным и неизбежным факторам непредвиденных обстоятельств. Человек с высоким навыком планирования способен рассчитать риски, продумать максимальное количество способов достижения, поставленной цели минуя возможные сложности.

10. Самосознание – как точно воспринимать и влиять на собственные внутренние состояния и эмоции, сюда же относиться распределения энергии, сила воли и концентрация. Человек с высоким уровнем самосознания, способен четко калибровать в каком физическом и психоэмоциональном состоянии он перебывает и какая между ними связь, кроме того, он владеет достаточным количеством действенных психотехник для эффективного управления собственными состояниями.

11. Взаимосвязь – в корне навыка лежит системное мышление. Задача – распознать, понять и использовать ключевые особенности систем и связей, в том числе причинно-следственных, а так же обратную связь. Данный навык позволяет определить наиболее важные факторы в системе, изучить, как они влияют друг на друга, совершенствовать систему, не вызывая нежелательных последствий.

12. Овладение навыками – поиск и осознание новых путей и знаний для получения необходимых навыков в разных сферах жизни. Потребность в постоянном саморазвитии. Действие для утоления этой потребности. Обращение к собственному сознанию, практике, наблюдению и экспериментам для достижения наилучших результатов.

Сложно не согласиться с тем, что человек, обладающий такой «обоймой» навыков просто обречен на успех. Так же, сложно не констатировать тот факт, что образование среднестатистического жителя стран постсоветского пространства далеко от соответствия современным потребностям.

Вполне сознательно именно последнему пункту я уделяю в сутки больше времени, чем сну и приему пищи. Сферами моего интереса как филолога и тренера оказались так же присутствующие в этом перечне навыки – устная коммуникация, как в контексте переговоров, или продаж, так и публичных выступлений. Раппорт – как важнейшая составляющая всех коммуникативных процессов. Конфликтология – как необходимость для организации действительно комфортного общения и, конечно же, развитие самосознания – ведь не умея влиять на свои собственные эмоции и состояния, человек никогда не сможет сознательно благотворно повлиять на другого человека.

Я считаю, что все вышеизложенное должно преподаваться в школе. Я считаю, что каждый человек, по достижению сознательного возраста должен понимать, что он изучает и зачем, на что тратит такой невосполнимый ресурс как время. Целью написания этого текста не есть призыв лично ко мне на тренинги. Я хочу, чтобы читающие это адекватно оценили свое собственное образование, ценность и продуктивность своей ежедневной рутины, свои «очень важные дела» и наконец-то занялись самым важным делом в жизни каждого человека – саморазвитием.

Навыки человека

В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Познавая в учении окружающую действительность, законы природы и общества, человек приобретает знания. С развитием человеческого общества совершенствуются и изменяются знания людей. Знания передаются от поколения к поколению. Получив знания, человек должен применять и использовать их в жизни, на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.

Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствующими, умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик, выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно сказать, что у него есть соответствующее умение.

Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — умение ходить, плавать, говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой или речью, не получает предварительно специальных знаний о том, как надо это делать. Он просто упражняется., подражает взрослым.

Умения человека проявляются на разном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрослом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.

Естественно, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают выполняться автоматизирование, без непосредственного контроля сознания. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык — это частично автоматизированное действие. Таковы, например, навыки ходьбы на лыжах — ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения.

Сама деятельность, как мы уже упоминали, всегда совершается сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизированными. Сознание в этом случае не отключается совсем, но оно направлено не на технику выполнения операций, а на общее руководство деятельностью, осознание ее задач, на поиски наилучших путей решения этих задач. Полностью сосредоточиться на содержании книги можно тогда, когда автоматизирован сам процесс чтения. Проникнуть в суть музыкального произведения музыкант-исполнитель сможет только тогда, когда будут автоматизированы как процесс чтения нот, так и сама техника игры. Но если бы талантливый пианист во время музыкально выразительного исполнения какого-либо произведения вдруг сосредоточился на мысли, какими пальцами, а какие клавиши он должен нажимать, игра его на этом и закончилась бы.

При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их вплоть до устранения возникших трудностей.

Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные навыки (или навыки в области умственной работы), например навыки правописания, навыки решения типовых задач и т. д.

Для формирования интеллектуального навыка нужны знания и умения. Для того чтобы сформировались навыки письма, ученик должен получить знания, как держать ручку, как пользоваться ею, должен знать буквы, знать, как они пишутся, затем он должен научиться пользоваться ручкой, уметь написать буквы и т. д. После многих упражнений ученик освоил технику письма и в результате этого перестал думать о том, как надо писать буквы; сознание его переключилось на содержание письма — у ребенка выработались навыки письма. Следовательно, без знаний и умений интеллектуальный навык сформироваться не может.

Что касается физиологических механизмов умений и навыков, то суть их в образовании системы условнорефлекторных связей.

Между навыками животных и навыками человека существует разница. Она определяется уже известным положением о том, что деятельность человека всегда носит сознательный характер, животные же сознанием не обладают. С точки зрения физиологии ото значит, что навыки животных образуются только на основе первой сигнальной системы, у человека же — под контролем и при обязательном участии второй сигнальной системы. Через вторую сигнальную систему идет и подкрепление при образовании условнорефлекторных связей — указание учителя или инструктора на правильность или ошибочность действия, словесное одобрение иди порицание, контроль действий по письменной инструкции и т. д.

Физиологическая основа навыка — динамический стереотип. Хорошо выработанный динамический стереотип, лежащий в основе навыка, утрачивает систематическую связь со второй сигнальной системой, которая является физиологической основой сознания. Вторая сигнальная система все больше и. больше освобождается от прямого участия в управлении отдельными звеньями динамического стереотипа. Она управляет стереотипом в целом и вновь включается в управление отдельными его звеньями только при возникновении каких-либо затруднений.

Процесс образования умений и навыков. И умения, и навыки формируются путем упражнений. Упражнение — это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования. Но упражнение не просто многократное механическое повторение действий. Как известно, есть люди с очень плохим почерков. Пишут они всю жизнь, а почерк их от этого не улучшается. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их усовершенствовать, улучшения может и не наступить.

При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Так что необходимо распределение упражнений во времени.

Основные показатели успешного формирования навыка — систематическое достижение все более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, все более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка — устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (это касается и формирующихся навыков учебной работы — вспомним, как пишет свои первые буквы первоклассник, судорожно сжимая ручку и напрягая все тело). Другой важный момент — объединение отдельных частных движений или действий в одно целостное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок (например, переход от чтения слогами к навыку чтения словами, переход от поэлементного начертания букв к изображению буквы в целом и т. д.).

Покажем важнейшие моменты формирования учебных навыков на примере формирования навыка письма.

Формирование навыка письма требует специальной подготовки. Как правило, ко времени поступления ребенка в школу такая подготовка уже имеет место. Во-первых, на протяжении дошкольного детства развиваются движения пальцев и кисти руки, хотя не закончено еще окостенение пальцев. Фонематический слух ребенка к семи годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения письменной речи. Накоплен известный опыт зрительного контроля за движениями пальцев.

Обучение навыкам письма начинается с того, что ребенок овладевает написанием отдельных элементов букв. Это готовит его к написанию буквы в целом.

На первом этапе формирования навыка письма учитель показывает, как надо писать элементы букв, знакомит школьника с правилами их начертания. Учитель стремится в тому, чтобы знания были усвоены прочно; для этого он беседует с учащимся, задает ему вопросы типа: «Саша, скажи, как ты будешь писать? Как ты будешь держать ручку?» В результате упражнений у учащихся формируются умения писать элементы данной буквы (палочки, крючочки, овалы, полуовалы). При письме ученик осваивает написание одной части буквы, затем второй и т. д.

На втором этапе формирования навыка все эти действия объединяются в одно действие — школьник пишет уже буквы как целостный графический образ звука. Самостоятельные ранее действия — написание элементов буквы — вошли в целостное действие — написание буквы. На третьем этапе дети упражняются в связном письме слогов и слов.

На первых трех этапах (особенно на первом и втором) наблюдается очень большая затрата энергии. Иногда ребенок почти ложится на парту, производит много лишних усилий, слишком крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, совершает много ненужных движений; его лицо выражает напряжение. Постепенно напряжение исчезает, движения координируются, становятся более уверенными, четкими, и, наконец, появляется ровное, спокойное письмо.

На первых этапах образования навыка письма ведущим является зрительный контроль за движениями, правильным написанием. Постепенно приобретает значение и двигательный контроль. В процессе письма в кору головного мозга начинают поступать сигналы от пальцев и кисти, от предплечья и плечевой Части руки. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ослабевает. Что такое полный двигательный контроль за процессом письма, легко понять, если попробовать с закрытыми глазами написать свою фамилию.

На четвертом этапе постепенно увеличивается скорость письма, закрепляется индивидуальный ритм движений и индивидуальная стереотипность написания одинаковых букв — вырабатывается почерк. Навык письма сформировался.

На основе сложившегося навыка письма впоследствии формируется орфографический навык — навык грамматически правильного письма без осознания соответствующих правил. Вначале Школьник, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило, проговаривает его вслух или про себя. Затем, когда сформируется навык, правило свертывается — школьник пишет правильно, не вспоминая правила; необходимость в этом возникает лишь по требованию учителя. Впоследствии правило вспоминается только в самых трудных случаях.

Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык мажет способствовать усвоению нового действия или, наоборот, мешать его усвоению. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчают усвоение навыка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильником облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении математических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать зависимость между данными задачами, планировать решение.

Перенос навыков возможен только в том случае, если имеется что-то общее в старой я новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а, наоборот, способы осуществления их резко различаются, то старый навык тормозит образование нового. Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. Например, школьник в детстве научился плавать весьма несовершенным способом. Затем поступил в спортивную школу, где его стали обучать плавать стилем брасс, однако старый навык мешал усвоению нового, и мальчику пришлось долго переучиваться.

Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправильно сложившийся старый. Как говорится, учить легче, чем переучивать. Вот почему иногда так трудно научить первоклассника правильному чтению: дома его учили неспециалисты по-буквенному чтению (при котором ребенок предварительно произносит все буквы слова). Перестроить такой усвоенный ошибочный прием чтения очень трудно, и ребенок долгое время не читает, а «буквослагает».

Учитель должен учитывать возможность переноса и интерференции навыков. Надо доводить до сознания учеников существенно сходное или, наоборот, существенно различное в навыках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. Например, учитель специально обращает внимание учеников: «Обратите внимание, что следующая задача решается так же, как и предыдущие»; «А вот эту задачу нельзя решить прежним способом — она решается совсем иным путем. Попробуйте найти его».

При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повторить соответствующие упражнения.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Источники:
10 навыков, которые нужны на любой работе
Половина умений в резюме просто балласт, но есть профессиональные навыки, которые полезны всем. Мы расскажем, что именно пригодится вам и работодателю.
http://lifehacker.ru/2015/12/02/10-job-skills/
12 универсальных навыков для того, чтобы преуспеть в чем угодно
Стать успешнее после простого прочтения этой статьи — реально!
http://psyprofi.com/interesnye-facty/12univers.html
Навыки человека
Что должен знать и уметь образованный человек. Современный взгляд на образование глазами Гарварда, Кэмбриджа и других…
http://a-club.com.ua/12-bazovyx-navykov-cheloveka/
Навыки человека
§ 4. Умения и навыки человека
http://p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii17.html

COMMENTS