Недостаток общения

Недостаток общения


Исследователям удалось увидеть, как недостаток общения влияет на работу мозга. Дело оказалось в служебных глиальных клетках, которые при отсутствии социальных контактов плохо развиваются и потому формируют слабую миелиновую оболочку вокруг проводящих нейронных отростков.

В 1980-х годах в нескольких сиротских приютах на территории Румынии проводили своеобразный эксперимент: детей оставляли в яслях совершенно одних, лишая их всяких социальных контактов. Так они проводили до 20 часов. Потом, когда дети выросли, неврологические и психологические тесты выявили у них различные аномалии в психике, от эмоциональной нестабильности до задержки умственного развития. Похожие результаты до этого были получены и на животных, мышах и макаках-резусах. Однако до сих пор учёные могли лишь строить предположения о механизмах этого явления.

Предположения эти обычно основывались на известном факте, что схема межнейронных соединений меняется по ходу того, как индивидуум получает новый опыт, обучается чему-либо и т. д. Нынешние эксперименты учёных из Гарвардской медицинской школы (США) показали, что дело тут не столько в нервных клетках, сколько в олигодендроцитах, служебных глиальных клетках. Олигодендроциты помогают нейронам выполнять свою работу, синтезируя миелин, необходимый для изоляции проводящих отростков нервных клеток. Миелин-производящие клетки сосредоточены в белом веществе мозга, где, как показали предыдущие исследования, и происходят основные изменения, вызванные недостатком социализации.

Эксперимент ставили на мышах. После того как мышата переставали питаться материнским молоком, их делили на три группы: одних сажали в клетку, где, кроме них, никого не было, другие попадали в окружение трёх товарищей, а третьих помещали в просторную клетку, где было много соседей и игрушек. Через четыре недели мышей из разных групп подсаживали друг к другу, чтобы посмотреть, как они будут общаться. Результаты были предсказуемы: те, кто рос с товарищами, 80% времени проводили, обнюхивая новых соседей и новое помещение. И наоборот: одиночки не проявляли никакого интереса к другим. Различия были и в когнитивных способностях. Мышей обучали простому тесту: плывя в водяном лабиринте, они должны были повернуть в правильную сторону. Животные, которые «воспитывались» в обществе себе подобных, усваивали задание за пять дней; тот, кто рос один, запоминал правильный вариант лишь за семь дней тренировок.

Но самое интересное ждало исследователей, когда они обратились к строению мозга. У животных, которые росли в изоляции, глиальные клетки, сопровождающие нейроны, были слабо разветвлены, несли короткие отростки и формировали тонкий миелиновый слой вокруг нейронных аксонов. Такие изменения случались лишь тогда, когда детёнышей изолировали сразу после того, как они переставали сосать материнское молоко, то есть на 21-й день жизни. Если же мышей оставляли в одиночестве через пять недель после рождения, ни к каким серьёзным последствиям это не вело.

Иными словами, недостаток общения влияет не столько на межнейронные соединения, сколько на техобслуживание нейронов: если миелиновый слой слишком тонок, недостаточно хорошо покрывает проводящие отростки, то это приводит к проблемам в передаче сигнала: он слабеет, теряется, плохо доходит по назначению. Ну а это, в свою очередь, может уже сказаться на качестве и количестве синапсов. Учёным удалось даже выяснить в общих чертах молекулярный механизм, который за это отвечает. Оказалось, что социальная изоляция в период между третьей и пятой неделей от роду подавляет синтез белка NRG1 (neuregulin-1). NRG-1 важен для формирования у олигодендроцитов длинных, разветвлённых отростков, которыми они могут обхватывать нейрональные аксоны.

Таким образом, исследователям удалось — хотя бы и в общих чертах — выяснить, как социальные контакты стимулируют правильное развитие мозга. В будущем вы можете сколь угодно сторониться людей, но в раннем детстве общение — это, так сказать, физиологическая необходимость, без него в будущем вы рискуете получить неполноценный мозг.

Разумеется, все эти результаты были получены на животных, однако, как было сказано, недостаток общения приводит примерно к одинаковым результатам и у животных, и у людей, поэтому есть все основания полагать, что у человека тут задействован такой же механизм. Не исключено, что и некоторые психоневрологические болезни вроде аутизма случаются именно из-за таких неполадок в обслуживании нейронных цепей. Поскольку исследователям удалось проникнуть и в молекулярно-клеточный механизм этого феномена, можно надеяться, что работа подтолкнёт создание медикаментозных способов лечения аутизма и подобных ему заболеваний.
Статья исследователей вышла в журнале Science.
Перепечатка с сайта Компьюлента.

Источник:
Недостаток общения
Почему недостаток общения в детстве ухудшает работу мозга в зрелости Исследователям удалось увидеть, как недостаток…
http://www.mirezoterika.ru/showthread.php?t=10145

Недостаток общения

Развитие интернета и прочих сопряжённых с ним технологий предоставило людям уникальную возможность работать, не выходя, при этом, за пределы собственной квартиры. И, казалось бы, это отличный шанс для многих, удобный и крайне выгодный. Впрочем, на деле всё несколько сложнее. Имеются как преимущества работы на дому, так и недостатки. Попробуем рассмотреть ключевые из них. Ну а, непосредственно, выбор, предпочесть ли такой вид работы – исключительно за вами.

    • Ценятся навыки, а не бумажки. Если на традиционной работе с вас наверняка потребуют диплом об образовании, а также, потенциально, различные сертификаты, то при удалённой работе вас будут ценить исключительно за ваши навыки. Если вы что-то умеете делать лучше других – это будет основополагающим фактором при предоставлении вам той или иной работы.
    • Свободный выбор времени работы. Вы можете формировать распорядок дня ровно так, как пожелаете, и никто не может вам в этом помешать. Таким образом, вы выбираете, что и в какой части дня сделаете, что крайне удобно и исключительно комфортно.
    • Регулировка объёма. Вы можете брать больше или меньше работы в зависимости от того, устали ли вы или нет, нужно вам больше денег, или же они у вас пока имеются в достаточных количествах и так далее.
    • Независимость. Всё, что вы делаете и предпринимаете, зависит только от вас. Никакой излишне суровый босс или внутренние процессы, происходящие в компании, вам не смогут помешать.
    • Отсутствие излишнего контроля. Никто не стоит у вас над душой и не контролирует процесс чуть ли не ежесекундно. Творческая свобода выше.
    • Выбор проектов на вашей совести. Вы можете отказаться от того проекта, что кажется вам неинтересным или проигрышным. На официальной работе у вас это не выйдет.
    • Возможность осуществления различных бытовых дел. Вы можете заниматься домашними делами параллельно с работой.
    • Поиск новых проектов не выходя из дома. Чтобы найти новые проекты, вам достаточно лишь «прогуляться» по интернету.
    • Возможность поддерживать навыки в перерыве между работой вне дома. Если вы работаете на дому не по прихоти, а по необходимости, а в будущем желаете устроиться официально, это отличный шанс не растерять навыки.

  • Прокрастинация и лень. Увы, люди не всегда могут себя контролировать в той мере, в какой им хотелось бы. Как часто мы просто ленимся и, в результате не делаем того, что нужно. А ведь никто нам не поможет, если лично с проблемой не справимся.
  • Недостаток общения. Если говорить про преимущества и недостатки работы на дому, то для кого-то этот пункт может быть отнесен к обеим категориям, ведь иногда люди как раз избегают общения с другими людьми, но всё же, ввиду особенностей человеческой природы, это всё-таки недостаток.
  • Обычная скука. Работать дома может быть скучно. Ведь не происходит никакой смены обстановки, вы никак не разгружаетесь.
  • Обилие мошенников. К несчастью, в интернете достаточно много мошенников, которые могут вас провести и не выплатить деньги в достаточном объёме. Конечно, всегда есть возможности минимизировать риски, но не исключить их полностью.
  • Не особо стабильный заработок. Не стоит лукавить – заработок на дому может быть очень большим. Ну а вот стабильным его явно не назовёшь – перебои случаются тут и там.
  • Отсутствие трудоустройства и различных гарантий. Никаких соцпакетов, никакого увеличения пенсии и так далее работа на дому вам не предложит.
  • Домашние дела отвлекают. Заработавшись по дому, можно потерять немало времени, выделенного на ваш проект.
  • Зачастую высокий стрес. Пусть вы вживую и не контактируете с людьми, стрессовых и крайне конфликтных ситуаций от этого лишь больше.
  • Представляем вашему вниманию уникальный по своей сути проект ADVANTAGE-12. Это социальная программа, в которой все участники получают Благотворительную Помощь от всех подписчиков бонусно-накопительной программы.

    В чем уникальность программы? В том, что впервые финансовые инструменты используются для пользы всех участников данной программы, а не для обогащения создателей, как это принято в мире. Все средства оплаченные подписчиками, поступают в бонусно-накопительную программу и затем распределяются между участниками в порядке очередности.

    Небольшая абонементная плата при помощи уникальной системы перераспределения превращается в достаточно ощутимые суммы вознаграждений, которые помогут читателям удовлетворить многие потребности, реализация которых вне программы казалась им недостижимой.

    В чем секрет? В Единстве людей, следующих общей цели – цели взаимоподдержки. Особенности программы:

    • Уникальная система распределения, поставленная на службу ВСЕМ без исключения участникам.
    • Востребованность конечного продукта. Пока ДЕНЬГИ являются ключевым фактором взаимоотношений, программа будет успешно работать бесконечно долго.

    Источник:
    Недостаток общения
    Узнайте все преимущества и недостатки работы на дому. Особенности удаленной работы из дома. Уникальное предложение от ADVANTAGE-12.
    http://advantage-12.com/main/ourmission/preimuschestva-i-nedostatki-raboty-na-domu/

    Преимущества и недостатки образования через интернет

    Преимущества и недостатки образования через интернет

    О преимуществах и недостатках интернет-образования с точки зрения психологии рассказывает Сергей Малых, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического института

    Сейчас в обществе возник ярко выраженный социокультурный разрыв между теми, кто имеет доступ в Интернет, и теми, кто к нему доступа не имеет. У первых появляются новые возможности, свободный и оперативный доступ к информации, от погоды до поиска работы, что, безусловно, дает им большие преимущества — для них начинается другая жизнь.

    Если Интернет станет доступен каждому школьнику, это станет колоссальным преимуществом не только для системы образования, но и для общества в целом. Чем хорош Интернет, так это тем, что он пока не так регламентирован, как наше общество, это свободное пространство. В школе лишь самый добросовестный учитель познакомит ученика с мнением, которое расходится с его собственным.

    А Интернет дает возможность ребенку познакомиться с различными точками зрения по изучаемому материалу, что неизбежно скажется и на стиле обучения: он станет более демократичным. И это, конечно, будет иметь и социальные последствия. Интернет открывает неограниченные возможности общения, привносит ощущение свободы, открытости мира. Ребенок находит в глобальной Сети не только необходимые сведения, но и новые знакомства, возможность свободно общаться со сверстниками. А анонимность, еще одно свойство Сети, дает шанс преодолеть комплексы, трудности в общении. Тут ведь можно принять любое обличье, даже стать героем.

    Это подпитывает, дает положительные эмоции, облегчает общение с другими людьми. Анонимность привносит в общение большую доверительность. Можно позволить себе быть более искренним, делясь с собеседником своими проблемами, — известный в психологии эффект, который многие испытывали на себе: человеку проще пересказать случайному попутчику значимые для него переживания или события собственной жизни. В каком-то смысле это модель общения через Интернет.

    Этот мир более удобен, чем реальный, ведь общение, которое неприятно, всегда можно прекратить, тогда как в реальности мы должны поддерживать корректные отношения с теми, кто нам не нравится, пусть это даже тяжело психологически, иначе невозможно выстроить взаимодействие. Общаясь через Интернет, человек уходит в мир, построенный им самим. И тогда поле общения в реальном мире начинает сужаться. Поэтому вхождение детей в Интернет должно сопровождаться контролем со стороны родителей и учителей. У ребенка должны быть сформированы навыки «живого» человеческого общения. Возможность многократного повторения каких-либо действий в ходе игры, возможность исправить при новом ее прохождении также могут сформировать у ребенка иллюзию аналогичного способа действий и в реальной жизни, затруднить его социальную адаптацию.

    Психологическая зависимость от виртуальной реальности существует, хотя подтвердить свою точку зрения статистикой я не могу, ее просто не существует, ведь Интернет стал доступен не так уж давно, особенно в России, где история общения с глобальной Сетью насчитывает всего каких-то два-три года. Конечно, приобретает такую психологическую зависимость небольшая часть людей. В первую очередь люди социально дезадаптированные, а также люди определенного психологического типа: с нарушениями в эмоциональной сфере, испытывающие эмоциональный дискомфорт, депрессию.

    Но зависимость эта может развиться у любого человека с грузом нерешенных проблем. Собственно говоря, интернет-зависимость — еще один из способов уйти от решения реальных проблем. Этот вид зависимости не так опасен, как алкоголизм и наркомания, тем не менее нельзя отрицать возможных негативных психологических последствий этого явления. Впрочем, скорее всего это актуально не для школы, а для тех, у кого дома есть собственный компьютер.

    Я думаю, что на первых порах Интернет в школе будет использоваться как средство формирования у учащихся навыков поиска информации и работы с ней, как средство организации совместной работы учеников не только из разных школ, но и разных регионов. По мере развития нашей цивилизации это умение становится ключевым для человека, и школа обязательно должна дать ребенку систему знаний о поиске информации в Интернете. Ведь глобальная Сеть не просто содержит огромное количество сведений, но и представляет собой хаос. Что до остального, то перед педагогами и психологами еще только поставлена задача: как включить Интернет в учебный процесс.

    Дистанционное образование может быть полезно для особо одаренных детей, которым нужно специальное обучение, или для тех, кто удален географически, или для детей с ограниченными возможностями. Для обычной же школы Интернет — всего лишь некое техническое подспорье, один из элементов школьной системы, специальный предмет, на котором учитель объясняет, как пользоваться всеми благами и ресурсами информационных технологий. Он не заменит обычной школы. Детям все равно нужно общение с учителем, живым человеком. Это совершенно особая эмоциональная подпитка, да и воспитание человека невозможно без живого общения. На обычном уроке с реальным, а не виртуальным учителем существует обратная связь.

    Если ребенок отвлечется, учитель где-то пошутит, где-то указкой по столу постучит. А для организации постоянной обратной связи при работе через Сеть необходимы специальные технологии, особая визуальная организация, программные средства, о которых я пока не знаю, которые могли бы тестировать не только знания, но и учитывать индивидуально-психологические особенности ученика, и, в зависимости от результатов, подстраивать материал под конкретного ребенка.

    Вот когда этот аспект обучающих программ будет решен, тогда можно будет говорить о подлинной индивидуализации обучения.

    • О психологических консультациях через интернет — интервью психолога, консультирующего в сети
    • Ребенок и компьютер — за и против — в чем польза и вред компьютера для детей
    • Некоторые психологические особенности общения посредством Internet — почему люди общаются через интернет, когда они перестают общаться?
    • Приключенческие компьютерные игры в работе психолога — типы и особенности компьютерных игр, роль игр в развитии интеллекта, социальном развитии личности, коррекции психологических нарушений
    • Компьютер и врачи — почему компьютеризация нашей медицины «запаздывает»? Компьютеризация медицины на западе, выводы о компьютеризации у нас.
    • Пути и методы оптимизации работы врача — оптимизация работы врача через компьютерные диагностические системы
    • Все статьи раздела Компьютер и психология

    У нас также читают:

      — Поликистоз яичников — что это такое, как проявляется, причины, методы лечения, чем опасен поликистоз
      — Функциональная система поведения
      — Заболевания пищеварительной системы у детей — кишечные инфекции — вопросы посетителей сайта и ответы врачей
      — Как исправить неправильную осанку: домашние упражнения — как выбрать упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях для коррекции осанки ребенка

    Источник:
    Преимущества и недостатки образования через интернет
    Образование в сети интернет, преимущества и недостатки образования через интернет
    http://www.medicinform.net/comp/comp_psych2.htm

    Социофобия в тренде, или К чему приводит недостаток общения

    Социофобия в тренде, или К чему приводит недостаток общения

    Как совладать со своим эгоизмом, какая польза от общения, что лучше индивидуализм или коллективизм, советует архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

    – Отче, сегодня активно культивируется эгоизм. Многие считают, что в этом нет ничего плохого. Чем он опасен?

    – Самолюбие, самость, эгоизм – это черты характера плотского человека. Святитель Феофан Затворник говорит, что плотской человек, в первую очередь, самолюбивый.

    – А что значит самолюбивый? И как самолюбие возникает?

    – Самолюбивые люди считают, что весь мир должен крутиться вокруг них, они центр, а все остальное – семья, другие люди – это только винтики системы. Сегодня, с одной стороны, мы видим духовное возрождение: строятся храмы, восстанавливаются монастыри, а с другой – наблюдаем безграничную свободу, легкость в получении сомнительных плотских удовольствий. И вот этот своеобразный вал давит на человека и вынуждает его жить по законам мира, диктующего свои условия. Отсюда и самость, самолюбие, эгоизм, индивидуализм.

    – Индивидуализм не лучше ли коллективизма, который пропагандировался в советское время?

    – Это две крайности. Коллективизм насаждался грубым искусственным способом. Всем известно, как в 20-30-е годы прошлого века людей раскулачивали, насильно лишали имущества и загоняли в колхозы, заводские артели… Желание работать в коллективе исходило не от человека.

    А сегодня, когда принудительно никто никого никуда не гонит, у людей появился порыв свободы, стремление самостоятельно устраивать свою жизнь, облагораживать среду. Но зачастую через эти благородные, на первый взгляд, желания человек впадает в другую крайность – чрезмерно индивидуализируется, пытается оградиться от всех и строить свой мир, нанося своей деятельностью вред другим людям.

    – Из-за чего возникают крайности?

    – Из-за того, что в жизни многих и многих людей не всегда отводится место Христу. По выражению А. И. Солженицына, если в советское время Христа гнали, то в современном обществе Его место пока еще где-то в сенях, и Он должен там сидеть тихо-тихо, не смея даже пикнуть.

    Когда же человек в центр своей жизни ставит Христа Спасителя, тогда он находит возможность и для уединения, и для того, чтобы общаться и созидательно трудиться вместе с другими людьми. Ведь каждый из нас может себя полностью реализовать и почувствовать счастливым только в общении и соработничестве с другими. Особенно отчетливо это проявляется, например, в семейной жизни или в общежительном монастыре.

    Семейная жизнь в идеале должна строиться по образу Святой Троицы: отец, мать и дитя – это своего рода три ипостаси Святой Троицы. Все они между собою связаны и составляют единое целое, оставаясь при этом личностями.

    Когда человек стремится к Богу, старается уподобляться Ему, исполнять заповеди, тогда крайностей индивидуализма и коллективизма не возникает. Если же Господь в стороне – проблем не избежать.

    Крайняя степень эгоизма возникает, когда человек замыкается в себе.

    Вспоминаю случай, который передает один известный священник по публикации в газете «Нью-Йорк Таймс». Там сообщалось, что скончался человек и никто этого даже не заметил. Он жил в большом доме на верхнем этаже, нижние сдавал квартирантам, которые аккуратно перечисляли деньги за аренду ему на карточку. Интересно, что этот человек ни с кем не общался, никто ему не был нужен. И никто им не интересовался, никто ему не звонил, а потому после смерти его тело пролежало непогребенным два года или больше… Это показательный результат высшей степени эгоизма, когда человек живет лишь сам для себя.

    – Должны ли мы иметь личное пространство с точки зрения христианской морали? Если да, то каким оно должно быть?

    – Конечно, но при условии, что общение полностью не исключается. Не случайно апостол призывает христиан: «Не забывайте… общительности» (Евр. 13:16).

    Человек может уединяться. Но для чего? В первую очередь, для молитвы, чтобы никто не мешал. В Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры множество мощей преподобных, которые несли подвиг молитвы в полном уединении – затворе. Сам Господь дает нам такой пример. Он часто любил восходить на гору, чтобы помолиться наедине (см. М ф. 14:23). Так же, к примеру, человеку, пребывающему в состоянии гнева или другой какой-то страсти, полезно побыть одному. Правда, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, такой прием не всем полезен. Некоторым целесообразнее пообщаться с другими людьми, которые могут успокоить, дать дельный совет. А если человек в состоянии гнева замкнется в себе, то не найдет выхода. Он начнет себе в уме еще больше нагнетать ситуацию, придумывать то, чего в реальности не было.

    – Общение – великое благо для нас?

    – Безусловно. Главное – знать меру. Во время общения праздного, например, в соцсетях, мы лишь зря теряем время. Ныне, к сожалению, праздное общение превращается в эпидемию.

    – Какова цель общения христиан?

    – Любовь. Всякое наше общение – это выражение уважения, почтения другому человеку. А уважение и почтение – первая ступенька любви. Если её нет, тогда никто даже здороваться не будет.

    – А как бороться с закоренелым эгоизмом?

    – В первую очередь нужно преодолевать свое эго, «я».

    – Каким путем?

    – Борьба со страстями (гордыней, завистью, чревоугодием, блудом и т. д.) одновременно подсекает корень эгоизма. Надежные средства для этой борьбы — молитва, пост, покаяние, причастие Святых Христовых Таин. Нужно чаще ставить себя на место другого, больше помогать. Кроме того, важно учиться заменять невольно насаждаемое ныне виртуальное общение реальным. Вопреки нашей занятости, надо всегда находить время, чтобы встретиться с друзьями, попить чаю, побеседовать.

    – «Носите бремена друг друга», как сказал Спаситель. А это возможно только в живом общении.

    – При живом общении души соприкасаются.

    – Как красиво!

    – Если во время виртуального общения можно одно думать, а другое говорить, то, встречаясь с человеком с глазу на глаз, душу трудно обмануть. Собеседник сразу чувствует, где лишь игра слов, театр, а где правда. Общение должно быть всегдашним желанием помочь, поддержать друг друга.

    Источник:
    Социофобия в тренде, или К чему приводит недостаток общения
    Нужно ли человеку личное пространство
    http://pravlife.org/content/sociofobiya-v-trende-ili-k-chemu-privodit-nedostatok-obshcheniya

    COMMENTS