Невербальные компоненты общения

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. — раздел Науковедение, РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Наиболее Важной И Разработанной Областью Психологического Наблюдения Является.

Наиболее важной и разработанной областью психологического наблюдения является наблюдение за внешними, телесными проявлениями эмоциональных процессов.

Современный подход к анализу экспрессивных реакций принципиально отличается от того, который был реализован в рамках немецкой характерологии. Если в немецкой характерологии те или иные телесные признаки выступали прежде всего символом устойчивых душевных особенностей (основной предмет проводившихся здесь исследований – характер), то в наблюдении за эмоциональными состояниями главное – актуально осуществляющиеся процессы, которые, кроме своего внутреннего содержания, имеют и определенное внешнее проявление.

Важность наблюдения за эмоциональными состояниями определяется прежде всего тем, что они являются практически неизменным атрибутом общения, в котором они выступают в роли определенных сообщений в целостном коммуникативном (от лат. cоmmunicatiо – общаться) поведении. Передача какого-либо сообщения другому человеку является, как правило, процессом, состоящим из двух компонентов: передачи содержания (например, в вербальной форме) и акцентировки определенных аспектов этого содержания (как в вербальной, так и невербальной формах).

При анализе вербального и невербального сообщения важно иметь в виду сложную иерархическую организацию различных экспрессивных признаков. Так, в частности, в коммуникативном поведении выделяется четыре аспекта [Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20]:

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей языково-культурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Общекультурные нормы общения национально специфичны: так, в частности, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, половых, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной ситуацией. Так, по критерию статуса общающихся можно говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный).

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм.

(См.: Хрестоматия. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.)

Особая роль в коммуникативном поведении принадлежит невербальным компонентам. Невербальная коммуникация(от лат. verbalis — устный) — форма общения, осуществляющегося с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей (животных). Для человека является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению (см. [Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: РГУ, 1986; Трубицына Л.В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991, с. 101-121]).

В качестве особой формы невербального общения выступают выразительные движения – когда эмоциональные переживания и намерения индивида проявляются в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.

Еще XIX в. русский философ А.И.Галич (1783-1848), рассматривая проблему эмоциональных процессов, разработал умозрительную классификацию эмоциональной экспрессии на основе тех или иных видов психического, к которым относил: мышление, желания, ощущения (собственно эмоции) и фантазию (см. [Кондаков И.М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000]). В дальнейшем, прежде всего на основе теории естественного отбора Ч.Дарвина, основным критерием стали рассматриваться прежде всего этологические признаки.

Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции (см. [Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71]).

Человеческие выразительные движения — в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний — прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания.

При этом связь между эмоциональными процессами и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма сложной. У новорожденных все эти три формы реакций характеризуются слабой организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение). По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела, что носит врожденный характер.

При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка) (см. [Воробьев В.В. Опыт классификации выразительных движений по их генезису // Вопросы философии и психологии. 1897, кн. 40, с. 717-753]).

У человека существует готовность к определенного рода реакциям, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой “природной” связи с той или иной эмоцией.

Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического “языка”, при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

Таким образом, в обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразитель­ных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности ана­лизировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

(См.: Хрестоматия. Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71.)

Итак, у всех людей работают аналогичные механизмы экспрессии. Экспрессия (от лат. expressio — выражение) — проявление внутренних психологических процессов (настроений, эмоций, чувств, мыслей) индивида во внешнем поведении, выступающее в первую очередь формой коммуникаций между ним и другими индивидами. В целостном акте коммуникации, включающем в себя как в вербальный, так и невербальный компонент, невербальная форма передачи сообщения, механизмы которой в значительной степени имеют генетическую обусловленность, часто реализуется неосознанно. Но существуют и такие экспрессивные сообщения, которые выступают символическими условными знаками, характерными для определенных культур и отрабатываемыми в процессе социального научения (например, кивок головы как знак согласия в европейской культуре).

К экспрессивным сообщениям относятся следующие группы:

— общие состояния (учащение дыхания, моторная активность, скованность);

— позиции (дистанция между собеседниками, характеристики поз, в частности, напряже­ние или расслабленность, физические контакты);

— мимика (выражение лица, движение бровей, встречные взгляды);

— жесты (выражающие уровень возбуждения и символические);

— характер речи (скорость сообщения, громкость, акценты, отклонения от правильности) и др.

Все эти экспрессивные сообщения доступны для внешнего наблюдателя.

Разные люди обладают разной степенью экспрессивности. Экспрессивность (от лат. expressio — выражение) – это способность к сильному, яркому и выразительному проявлению настроений, эмоций, чувств, мыслей. Выступая фактором общения, может как способствовать ему, так и препятствовать, порождая межличностный конфликт, что зависит прежде всего от содержания сообщений, передаваемых с помощи экспрессии (неудовлетворенность, раздражительность, агрессия), и от неспособности реципиентов адекватно расшифровать по экспрессивным проявлениям само сообщение (как, например, при проявлении заботы, которая может интерпретироваться и как доминирование, и как проявление любви).

По мнению А.Меграбяна (Mehrabian A.P. Nonverbal Communication. Chicago: Aldine Atherton, 1972), все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям:

— возбуждение – отсутствие возбуждения,

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. «Язык тела» не только передает то, что человек хочет выразить, но и выдает то, что он хотел бы скрыть. Через «язык тела», который используется бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность:

Если речь идет о психотерапевтической практике, то невербальное поведение — это также способ прочитать то, как чувствует себя пациент в данный момент. Невербальные сообщения часто отличаются от словесных, и по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с другим человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли.

Показано, например, что тревожность проявляет себя:

— в резких и размашистых движениях рук;

— в контактах глазами, нормальных по частоте, но слишком коротких по длительности;

— в менее частых, чем при норме, улыбках и общей скованности тела.

При депрессии наблюдаются:

— сниженная активность рук,

— недостаточный контакт глазами, что свидетельствует от неуверенности в себе.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации, которые выступают как эмоциональные индикаторы (в частности эмоционального напряжения):

— паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи;

— запинки, оговорки, паузы и молчание;

— кинестезические выражения (поза, телодвижения);

— движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);

— проксемика (характеристики межличностной дистанции).

Источник:
Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Науковедение РАЗДЕЛ 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c10/3rpyw/p24/

Невербальные компоненты общения

Общение. Виды, функции, типы, компоненты. Вербальные и невербальные ком-ции. Барьеры

Обще?ние – взаимодействие людей друг с другом, включающее в себя обмен информацией и оказание воздействия друг на друга. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как ненужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут. Если получили желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Форм-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и ср-ва общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его соц роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи Слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, инТонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорит в подобных случаях, это общение закрытое

Ф-ции: коммуникативная – осущ взаимосвязи между людьми; информационная; когнитивная – осмысление знач-й на основе представлений; эмотивная – проявление эмоц связи индивида с действительностью; конативная – управление и коррекция взаимных позиций; креативная – развитие людей и создание новых отн-й между ними.

Типы общения. Обычно выделяют 2 типа общения: личностное(разговор по душам – открытость намерений, мнений) и ролевое(кажд из нас носитель опред соц категории).Общение на уровне социальных ролей диктуется исполняемой ролью, фиксирует то место, которое занимает человек в системе обществ соц отношений. Под межличностным общением подразумевается участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными индивидуальными качествами, кот раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.

Наиболее распрост явл деление всех взаимодействий на 2 противоположных вида: кооперация (упорядочивание сил, сплоченность) и конкуренция (напр, конфликт – столкновение целей, интересов – противоп позиции и цели).

Компоненты: Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные (дополнение речи). Интерактивный компонент общения – это особенности взаимодействия партнеров, кот определяются их личностными состояниями.

Коммуникация — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.Вербальная общение с помощью слов, невербальная — передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков. Однако невербальные средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоц, физиол состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения, поза. невербальные средства: Движения экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика, жесты, походка).Тактильные (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи).Взгляд визуально-контактный (направление взгляда, его длительность, частота контакта).Пространственные движения (ориентация, дистанция, размещение за столом).

Источник:
Невербальные компоненты общения
Общение. Виды, функции, типы, компоненты. Вербальные и невербальные ком-ции. Барьеры Обще?ние – взаимодействие людей друг с другом, включающее в себя обмен информацией и оказание воздействия
http://studopedia.org/5-137933.html

Невербальные компоненты речи

Невербальные компоненты общения принято разделять на четыре группы: оптико-кинетические, пара- и экстралингвистические, проксемические и визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает жестикуляцию, мимику и пантомимику. Иными словами, эта система представляет собой воспринимаемую собеседниками моторику различных частей тела партнера. На основании этих знаков мы часто делаем заключение об эмоциональном состоянии собеседника, степени его открытости в общении, можем оценить его отношение к нам, к собственным словам и многое другое.

В рамках этой системы компонентов также существует понятие конгруэнтности, которое определяется как соответствие невербального сообщения речевому. Так, например, речевому сообщению «я открыт для любых предложений» будет соответствовать жест, демонстрирующий ладони рук, положение корпуса без видимого напряжения мышц, прямой взгляд без прищура и т.п. В этом случае человек конгруэнтен, т.е. действительно «открыт». Такие невербальные признаки, как асимметричная улыбка, «поза Наполеона», скрещение ног, взгляд исподлобья дадут нам понять, что любые предложения, скорее всего, будут встречены в штыки.

К паралингвистическим компонентам относят особенности вокализации, такие как тональность, диапазон, сила и громкость голоса. То, каким тоном произносится та или иная фраза, зачастую гораздо лучше передает смысл сообщения, чем сказанные слова. Если сообщение произносится низким, глубоким, ровным, не слишком громким голосом, то сказанное с большой вероятностью будет воспринято как приказ. Когда то же самое произнесено громким голосом с привизгом, это может сигнализировать о начале конфликта.

Экстралингвистическая система – это включение в речь дополнительных вкраплений, таких как смех, плач, покашливание, паузы и пр., а также темп самой речи. Например, часто покашливания могут свидетельствовать о неуверенности собеседника, немотивированный смех может говорить о сильном душевном волнении, а значение пауз в речи вообще трудно переоценить. Интересные факты связаны также с изучением темпа речи. Исследования показывают, что темп речи тем медленнее, чем выше социальный статус человека.

Проксемические невербальные компоненты включают в себя организацию пространства и времени коммуникативного процесса. Считается, что расположение собеседников лицом к лицу способствует лучшему установлению контакта и является признаком внимания к говорящему. Однако существует мнение, что расположение партнеров напротив друг друга способно порождать противостояние, противодействие, противоборство. Таково человеческое подсознание: семантическая единица «против» может быть актуализирована одним пространственным расположением собеседников. И, как следствие, спровоцировать соответствующее поведение помимо их намерения.

Источник:
Невербальные компоненты речи
Невербальные компоненты общения принято разделять на четыре группы: оптико-кинетические, пара- и экстралингвистические, проксемические и визуальный контакт. Оптико-кинетическая система знаков
http://mylektsii.ru/5-113408.html

Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности — Психология

Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ногерова Марьям Татуевна

Невербальные компоненты поведения играют важную роль в формировании стереотипных представлений о личности как субъекте общения. Данное исследование направленно на изучение невербальных компонентов традиционного общения народов Северного Кавказа. Анализ этноспецифических компонентов невербального поведения осуществлен в русле индикативного и сравнительного подходов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Ногерова Марьям Татуевна,

Текст научной работы на тему «Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа»

?РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Ногерова Марьям Татуевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета им X. М. Бербекова, laura07@yandex.ru, Нальчик

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Nogerova Maryam Tatuevna

Candidate of psychological sciences , Associate Professer of Pedagogy and Psychology Faculty of Education of the Kabardino-Balkar State University, H. M. Berbekova, laura07@ yandex.ru, Nalchik

UNVERBAL COMPONENTS OF TRADITIONAL COMMUNICATION PEOPLE OF NORTH CAUCASES

Результаты этих работ свидетельствуют о том, что необходимо отказаться от наивного представления об универсальности мимики, жестов, поз и рассматривать их в качестве фундаментального фактора возникновения затруднений в общении. «Родные» кинемы могут мешать пониманию со стороны иноязычного и инокультурного партнера, а «иностранные» невер-

бальные компоненты общения могут выступать в качестве своеобразного «шума», барьера общения. Именно в этнопсихологическом плане приобретает особое звучание вопрос о коннотативно-смысловом репертуаре невербальных средств общения различных общностей.

Традиция исследования невербального поведения в межкультурном плане сформировалась на основе исследований Р. Бердвиистелла [30]. Он обосновал возможность изучения индикативных и коммуникативных функций невербального поведения с помощью структурно-лингвистических методов. На их основе Р. Бердвиистелл создал новые способы фиксации невербальных коммуникаций и его последователи, используя их, описали этноспецифические невербальные элементы в различных коммуникативных ситуациях.

Особую роль в формировании взглядов на этно-культурные факторы функционирования невербальных компонентов общения сыграли исследования П. Экмана и У. Фризена [31]. Их работы были нацелены на поиск ответа на вопрос о возможности существования универсальных экспрессивных кодов эмоциональных состояний.

Серия экспериментов П. Экмана и У. Фризена подтвердила гипотезу о существовании как межкультурных констант, универсальных паттернов, так и существование культурных различий выражения эмоций на лице. Для того, чтобы объяснить данный феномен П. Экман разрабатывает нейрокуль-турную модель эмоций. Данная модель состоит из стимулов, в качестве которых могут быть различные события, ожидания, воспоминания; из описаний активности мускулов на лице при выражении основных эмоций; из правил проявления (предписаний культуры: усилить — ослабить выражение, замаскировать его); и из тех последствий — изменений на лице.

Так как сравнительные социо-этно-психологические исследования невербальных компонентов общения практически отсутствуют в отечественной психологии, то невозможно определить масштабы распространения на территории России форм поведения, выявленных западными психологами. Некоторые сведения об особенностях невербальных компонентов поведения жителей России, в частности, Северного Кавказа, дают работы, выполненные отечественными этнографами [4; 5; 7; 8; 10; 12; 13; 13; 22; 25 и др.] и психолингвистами [3; 7;9; 11; 20; 26; 27; и др.].

Исходя из этого факта, в нашей работе осуществлен анализ, фиксирующий этноспецифические проявления невербального поведения народов Северного Кавказа.

Начнем рассмотрение невербальных компонентов поведения народов Северного Кавказа с проксемических параметров общения. Именно они наиболее интенсивно регулируются правилами коммуникации и подвергаются различным табу, а также проксемические аспекты общения лежат в основе традиции избегания, гостеприимства. Б. X. Бгажноков подчеркивает историческую обусловленность проксемических правил и предлагает говорить о проксемике как «об особом слое культуры общения», влияющем

на возникновение «своеобразных мизансцен взаимодействия» [7, с. 72]. Из его наблюдений за поведением нескольких народов, проживающих на Северном Кавказе, следует, что регламентируются все элементы пространственной организации общения, но особенно дистанция общения между мужчиной и женщиной [7, с. 74].

Репертуар семиотически значимых параметров пространства у многих народов Северного Кавказа одинаков, что проявляется, прежде всего, в противопоставлении позиций «почетный — менее почетный», «центр — ближе, дальше от центра».

Правила проксемического поведения тесно связаны с правилами употребления невербального репертуара. Например, не принято на Северном Кавказе говорить громко, обнаруживать свое волнение, перебивать собеседника, смеяться, хлопать человека по плечу, делать какие-либо резкие движения, нарушать пространство общения.

Особую роль в регуляции взаимодействия жителей Северного Кавказа играют жесты-прикосновения и такесические параметры общения в ситуации приветствия-прощания. Среди них важное место занимают рукопожатия и отработанные веками формы прикосновения к партнеру в ситуации приветствия.

А. К. Байбурин и А. Л. Топорков [21] подчеркивают, что «в тех культурных традициях, где рукопожатия применялись в качестве этикетного жеста, различия касаются нескольких моментов: кто первым подает руку; пожимают руку особе противоположного пола или не пожимают; пожимают руку всем присутствующим или не всем; эмоциональной окраски и техники исполнения» [6, с. 33].

Роль анализа такесики по этим параметрам имеет особое значение для понимания особенностей коммуникативного поведения жителей Северного Кавказа. Психологическое и социально-психологическое значение интеракции, ее смысл для партнеров и наблюдателей будет определяться именно тем, кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал, ударил; усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах; появляются одни и те же элементы та-кесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия; каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная сила, физическая активность.

Многие контактные табу включают запрет на прикосновения между близкими в присутствии других людей: 1) в общении между супругами; 2) между родителями и детьми; 3) между женой и родственниками мужа; 4) между мужем и родственниками жены. Считается неприличным выражать чувство симпатии к мужу или жене в присутствии других людей, иногда даже показываться вместе; мужчины в присутствии других уважаемых лиц не ласкают своих детей. Нарушение этих правил приводит к возникновению затруднений во внутриэтническом и межэтническом общении.

Я. В. Чеснов [29] исследовал этнические нормы поведения чеченцев и отметил, что они воспринимают традиционный этикет как достояние всей нации, ее глубочайшую этническую ценность. Им выделяются некоторые черты чеченского этикета. Первейшая черта — соотнесенность поведения с другим человеком. Другая важная черта — динамизм, она проявляется в деянии, в поступке: предложить стакан воды сначала другому, не начать еду раньше гостя, не лечь раньше его спать и т. д. Третья черта — телеснопространственный норматив: вставание, размещение старших и младших в следовании по дороге, приглашение зайти в дом. Требования этикета заставляют сидеть, не откидываясь, не расставляя ног, не крутя головой; не осматривая пристально женщину ит.д.

А. И. Мусукаев [25], изучающий историю и этнографию балкарцев, уделяет особое внимание национально ценным качествам личности и способам их выражения, обращаясь к наблюдениям различных этнографов. У балкарцев наблюдается почтительное отношение мужчин к женщинам: невозможно встретить, чтобы мужчина ехал верхом, а женщина бы шла рядом, чтобы мужчины были грубы и невнимательны к женщинам. В то же время женщины при встрече всегда уступают дорогу мужчине или встают при появлении гостей. Подобное наблюдается также в среде осетин, кабардинцев, абхаз, ингушей. [25, с. 140].

Одним из наиболее необходимых качеств «этикетной личности» у балкарцев и кабардинцев считается сдержанность [25, с. 268]. Несдержанность в словах, поступках рассматривается как источник всех бед и несчастий. В тоже время они довольно общительны и непринужденны в разговоре. Кабардинцы и балкарцы высоко ценят красноречие, особенно мастерство устного публичного выступления. Истоки этой традиции уходят своими корнями в бесписьменный быт кабардинцев и балкарцев, когда приобрести

авторитет в глазах народа, отстоять свои права или воздействовать на ход общественных дел можно было, лишь обладая силой красноречия. Важное место занимает в быту кабардинцев и балкарцев поддерживание родственных, соседских, дружеских связей и отношений.

Приведенные выше сведения об этноспецифических характеристиках взаимодействия, ценностях общения, качествах личности и «невербальных обычаях» могут быть рассмотрены с точки зрения проблемы затрудненного межэтнического и внутриэтнического общения народов Северного Кавказа. Уже эти немногочисленные данные об этноспецифических параметрах невербального общения свидетельствуют о том, что они являются важным пластом этнокультуры и входят в ее установки и ожидания. Последние включают не только отношение к данному конкретному человеку, но и отношение к своей и чужой культуре поведения. [6, с. 11].

Как видно из проведенного анализа имеющихся работ, несмотря на важность изучения невербальных компонентов общения народов Северного Кавказа, они до сих пор не стали предметом изучения в рамках социо-этнопсихологии. Большинство из представленных работ выполнено в области этнографии, этнолингвистики или психолингвистики, что сообщает им определенный ракурс рассмотрения. В этой связи перед социальной психологией встает задача разработки положений на основе которых могло бы осуществляться исследование этноспецифических параметров невербального общения:

1. Прежде всего, мы исходим из того, что невербальное поведение является многокомпонентным, многоуровневым образованием, включающим кинесическую, такесическую, просодическую структуру и систему запахов. Ядро невербального поведения составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. Поэтому исследование этноспецифических компонентов невербального общения предполагает обращение ко всем его структурным элементам и связям между ними.

3. Этнические паттерны невербального общения представляют собой относительно изменчивую совокупность различных элементов невербального поведения, включающую интернациональные и национальные формы выражения отношений и взаимоотношений.

4. В качестве основ формирования паттернов невербального поведения выступают различные социальные события, в том числе традиции, нормы, правила этикета и включенные в национальное самосознание ценности общения. Традиционное невербальное поведение заявляет о себе в значимых ситуациях общения.

5. Этнокультурная специализация невербального общения проявляется в принятых и табуированных формах поведения, в традиционных, стереотипных ситуациях взаимодействия, в этикетных характеристиках универсаль-

ных актов общения. Различия между народами в программах невербального поведения, приуроченных к определенным ситуациям общения, есть результат влияния культуры на правила проявления состояний, отношений, свойств и качеств личности.

7. С помощью социально-маркированных форм поведения, этносооб-ществом осуществляется деление на «своих» и «чужих». Социальные характеристики собеседников определяются посредством возможности или невозможности употребления тех или иных социально-маркированных невербальных средств. Социально-маркированные невербальные средства являются индикаторами поло-возрастного и статусно-ролевого поведения.

8. Интерпретация невербальных компонентов общения ограничена культурной доминантой на него, а также тем, насколько оно значимо для организации коммуникации и этнического взаимодействия.

В целом, невербальные компоненты общения на Северном Кавказе выполняют ряд социально-психологических функций: регулируют половозрастное и статусно-ролевое поведение, влияют на возникновение чувства национальной идентичности, являются важным условием формирования образа — впечатления — представления о партнере как представителе своего или чужого народа.

1. Аленикова, С. И. О жесте [Текст] / С. И. Аленикова. // Человек. — 1991. -№ 3. — С. 157-165.

2. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.[Текст]/ Б. Г. Ананьев. — М., 1980.

3. Андрианов, М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики [Текст] / М. С. Андрианов. // Психологический журнал.- 1995.- № 3. -С. 115-121.

4. Анчабадзе, Ю. Д. Прекрасный обычай гостеприимства [Текст] / Ю. Д. Анча-бадзе. // Советская этнография. — 1985. -№3.- С. 41-50.

5. Бабич, И. Л. Иерархия общественных статусов в кабардинском обществе (середина 19-20 вв.) [Текст] / И. Л. Бабич. // Этнографическое обозрение. — 1994.-№ 4. — С. 44-53.

6. Байбурин, А. К. У истоков этикета.[Текст] / А. К. Байбурин, А. Л. Топорков. -Л.: 1990.- 166 с.

7. Бгажноков, Б. X. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов [Текст] /Б. X. Бгажноков. // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М., 1982. — С. 47-75.

8. Бгажноков, Б. X. Очерки этнографии общения адыгов.[Текст] / Б. X. Бгажноков. — Нальчик, 1983. — 283 с.

9. Викторова, Л. Л. Об этнической специфике культуры [Текст] / Л. Л. Викторова. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: 1989. -С. 205-225.

10. Гаджиева, С. Ш. Кумыки.[Текст]/ С. Ш. Гаджиева. — М., 1961. — 255 с.

11. Грачева, Т. Н. Этнические особенности языка культуры [Текст] / Т. Н. Грачева. // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — С. 102-121.

12. Джуртубаев, М. Ч. Душа Балкарии (рукопись).[Текст] / М. Ч. Джуртубаев, -Нальчик., 1997 г.

13. Калмыков, И. X. Черкесы. [Текст] / И. X. Калмыков. — Черкесск, 1974.- 201 с.

14. Кириленко, Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии [Текст] / Г. Л. Кириленко. // Психологический журнал. — 1987. — № 4. — С. 138-147.

15. Кузнецова, Е. В. Трудности педагогического общения, обусловленные невербальным поведением учителя, методы их коррекции [Текст] / Е. В. Кузнецова. // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция (тез. докл.).

— Ростов-на-Дону, 1990. — С. 75-81.

16. Кузнецова, Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты [Текст] / Е. В. Кузнецова. // Все об этикете. — Ростов-на-Дону. — 1995. — С. 312-31.

17. Лабунская, В. А. Невербальное поведение. [Текст] / В. А. Лабунская. — Ростов-на-Дону, 1986. — 136 с.

18. Лабунская, В. А. Введение в психологию невербального поведения. [Текст] / В. А. Лабунская. — Ростов-на-Дону, 1994. — 43 с.

19. Лабунская, В. А. О “практичности” социальной психологии невербального общения [Текст] / В. А. Лабунская. // Психологический вестник. — Изд-во РГУ. -1996. — С. 307-327.

20. Леонтьев, А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнописхолингвис-тики [Текст] / А. А. Леонтьев. // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. — С. 5-14.

21. Лунин, И. И. Исследования родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах [Текст] / И. И. Лунин, Г. В. Старовойтова.// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. — Л., 1989. — С. 6-16.

22. Магомедов, А. X. Общественный строй и быт осетин.[Текст]/ Орджоникидзе, 1991. — 222 с.

23. Мартинес, Э. Л. Внесловесный язык [Текст] / Э. Л. Мартинес. // Культуры.

24. Мигаротто, Ч. Международный язык жестов [Текст] / Ч. Мигаротто. // Курьер ЮНЕСКО. — 1974. -№3.- С. 20-24.

25. Мусукаев, А. И. Об обычаях и законах горцев.[Текст] / А. И. Мусукаев. -Нальчик, 1986. — 58 с.

26. Национально-культурная специфика речевого поведения. [Текст]. — М., 1977. — 352 с.

27. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. [Текст]. — М., 1982. — 152 с.

28. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкацев. [Текст].

— Нальчик, 1986. — 296 с.

29. Чеснов, Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев [Текст] / Я. В. Чеснов. // Этнографическое обозрение. — 1994. — №5.- С. 34-44.

30. Birdwhistell, R. Kinesick and Context Essays on Body-Motion Communication. Harmonds Worth, 1973. — 338 р.

31. Ekman, P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York, 1978. — P. 97-115.

Источник:
Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности — Психология
Невербальные компоненты поведения играют важную роль в формировании стереотипных представлений о личности как субъекте общения. Данное исследование направленно на изучение невербальных компонентов традиционного общения народов Северного Кавказа. Анализ этноспецифических компонентов невербального поведения осуществлен в русле индикативного и сравнительного подходов.
http://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnye-komponenty-traditsionnogo-obscheniya-narodov-severnogo-kavkaza

COMMENTS