Невротические расстройства у детей

Здоровье ребенка

  • Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях.


Родителям важно знать, что неврозы, наблюдающиеся у детей любого возраста — очень серьезная проблема. Данное нервное заболевание излечимо. Родителям необходимо вовремя среагировать на нервные расстройства ребенка. В противном случае невротические расстройства без лечения могут со временем принять форму устойчивых нервных нарушений.
Основная из причин неврозов у детей – это психическая травма, перенесенная ими в раннем детстве или в недавнее время. Среди прочих причин неврозов психологи выделяют: наследственные нервные заболевания одного из родителя, перенесенные ребенком инфекционные заболевания (менингит, краснуха и так далее), отношения между родителями в семье, физические и эмоциональные перегрузки, недостаточное время сна, недоедание, наличие гельминтов (паразитов) в организме ребенка, ошибки родителей в воспитании своего ребенка.

Молодые, современные родители пытаются навязать ребенку собственные взгляды, свой стереотип поведения, не понимая и не отдавая себе отчет, что перед ними просто маленький ребенок, которому тяжело ежеминутно «соответствовать» требованиям мамы и папы. Постоянное напряжение, ощущения того, что ребенок делает все не так и не то приводит, в конце концов, неустойчивую психику ребенка к неврозу.

Публикации в разделе «Здоровье» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.

Источник:
Здоровье ребенка
Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях. Родителям важно знать, что неврозы, наблюдающиеся у детей любого возраста — очень серьезная проблема. Данное нервное
http://345-games.ru/nevroticheskie-rasstrojstva-u-detej/

Неврозы и невротические состояния у детей и поростков

Неврозы и невротические состояния у детей и поростков

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт).

Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении — состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны, повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой — в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

3. Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

? — невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляет невоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

? — невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

? У детей нередко возникают системные неврозы:

? — невротическое заикание — нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

? — Мутизм (лат. mutus — молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

? Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

? — невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

? — нервная анорексия – отказ от еды;

? — невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

? — невротический энурез – неосознанное недержание мочи , преимущественно во время ночного сна;

? — невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

? Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

? Рекомендуемая литература по теме лекции:

1. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

2. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

3. Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

4. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

5. Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

1. перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

2. назвать пограничные психические состояния у детей.

3. объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

4. охарактеризовать различные виды психопатий

5. проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

6. дать понятие невроза.

7. рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Источник:
Неврозы и невротические состояния у детей и поростков
Неврозы и невротические состояния у детей и поростков: Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием. Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической … — — . Портал Медицина от А до Я
http://xn--80ahc0abogjs.com/valeologiya_739/nevrozyi-nevroticheskie-sostoyaniya-detey.html

Невротические расстройства сна у детей

Нарушения сна являются частым клиническим признаком различных нервно-психических и соматических заболеваний. Они могут быть одним из признаков другой болезни как органического, так и неорганического (психогенного) происхождения.

Согласно современным воззрениям, нарушения сна необходимо рассматривать в комплексе сон—бодрствование. В этом плане следует различать инсомнию (син.: бессонница, диссомния, асомния) — расстройство сна, проявляющееся нарушением засыпания, прерывистым, поверхностным сном или преждевременным пробуждением; гиперсомнию — патологическую сонливость и парасомнию — различные феномены (необычные состояния), тесно связанные со сном либо неполным пробуждением. Все эти три разновидности нарушений сна могут быть обусловлены как органическими, так и психогенными расстройствами, а также входят в структуру различных неврозоподобных состояний.

Гиперсомнии также могут встречаться при общих и системных неврозах, быть приступообразными, например истерическая (летаргическая) спячка, или постоянными (перманентными). Однако психогенные гиперсомнии встречаются относительно редко и являются одним из проявлений конкретной клинической формы невроза.

Инсомнии весьма разнообразны по причине возникновения, а паросомнии — по характеру их внешних проявлений. Подробная их классификация представлена А. М. Вейном и К. Хехтом в монографии «Сон человека. Физиология и патология» (1989).

Рассматривая психогенно обусловленные инсомнии и парасомнии, следует выделить два их варианта: возникающие на фоне общего или системного невроза, тогда они — одно из его проявлений, а не отдельная форма болезни; и являющиеся одним из ведущих или единственным проявлением системного невроза, тогда их следует считать основной болезнью. В последующем можно было бы в группе системных неврозов выделить две их разновидности по времени проявления — дневные и ночные. Хотя такой классификации неврозов не существует, но по логике мышления она могла бы быть вполне допустимой.

Различные виды нарушений сна и бодрствования в детском возрасте, в том числе при неврозах, подробно изучал А. Ц. Гольбин, что представлено в его монографии «Патологический сон у детей» (1979). На основании обследования 64 больных в возрасте 3 — 14 лет, страдающих истерией, неврастенией и неврозом навязчивых состояний, А. Ц. Гольбин и А. И. Захаров выявили своеобразные нарушения сна и бодрствования у этих больных.

Нарушение засыпания может сопровождаться недостаточной глубиной сна с частым пробуждением. Последние обычно непродолжительные, но иногда достигают нескольких часов. В это время ребенок обычно ведет себя спокойно, особенно если в этой же комнате спят родители, или зовет их просто посидеть рядом, поиграть, рассказать сказку, спеть песенку или сам себе что-то тихо напевает.

Нарушение засыпания с частыми пробуждениями обычно встречается при неврозах и невротических реакциях. Как изолированное невротическое расстройство сна оно может быть лишь в самом начале, когда на этом фоне наступает конкретная или недифференцированная форма невроза.

Характеризуя инсомнию в целом, следует обратить внимание на следующую ее особенность. Сам термин «инсомния» в дословном переводе означает «бессонница» (от лат. in — приставка, указывающая на отрицание чего-то, в русском языке соответствует приставками «без», «не» + лат. somnus — сон). Иногда родители жалуются врачу, что их ребенок вообще не спит в течение всей ночи. Еще чаще встречаются жалобы взрослых на отсутствие сна. Все это не вызывало сомнений и возражений в прошлом, а тем более при наличии медицинского термина «бессонница».

Большинство этих расстройств четко ограничено во времени и
связано с дисфункцией головного мозга, т.е. носит характер припадков или церебральных (мозговых) пароксизмов.

Лечение психогенно обусловленных (невротических) нарушений сна должно прежде всего включать комплекс психотерапевтических и режимных мероприятий. В. В. Ковалев (1979) рекомендует использовать семейную психотерапию, психогигиеническую коррекцию режима в ве-. черние часы, добиваясь стереотипного поведения ребенка перед сном, а у детей школьного возраста — гипнотическое внушение с целью устранения страхов и тревожных опасений, которые препятствуют быстрому засыпанию, возможна также аутогенная тренировка.

Какой метод психотерапии больше подойдет вашему ребенку, может решить только врач-психотерапевт.

Имеется также ряд общих рекомендаций, которые могут быть использованы как взрослыми, так и детьми, особенно среднего и старшего школьного возраста, у которых нарушен сон. Некоторые из них изложены в научно-популярной брошюре Л. Г. Петрова «Нервность» (1976). В общем плане эти советы можно сформулировать следующим образом.

Не занимайтесь накануне сна умственной работой, требующей большого напряжения и внимания. Лучше почитать газету, повторить уроки, побеседовать о намеченных на ближайшее время планах.

Ограничьте просмотр телевизионных передач, особенно на детективные, фантастические и другие возбуждающие темы.

Хорошо перед сном совершить небольшую прогулку, не напрягая себя серьезными проблемами. После прогулки можно выпить стакан чаю небольшой крепости с умеренным количеством сахара или без него, расслабиться в теплой ванне без всяких добавок. Некоторым в качестве отвлекающего средства помогают надетые влажные хлопчатобумажные носки.

Примите удобное положение в постели, закройте глаза и расслабьтесь. Не думайте о том, как разрешить свои сложные проблемы, — это лишь усугубит нарушение сна. Лучше сосредоточьте свое внимание на каком-то известном предмете или хорошем человеке, сделавшем вам приятное. В случае возникновения других мыслей усильте сосредоточенность своего внимания на выбранном объекте
и постарайтесь не отвлекаться. В случае успеха думайте об одном и том же.

Иногда помогает мысленный счет, лучше не в виде нарастающих по величине цифр (это требует некоторого напряжения, чтобы не сбиться со счета), а путем повторения нескольких цифр, например, 1—2 или 1—2—3 (можно и большее количество цифр — в зависимости от удобства).

Первоначально желательно использовать все перечисленные рекомендации (можно придумать и нечто другое), а затем выбрать наиболее вам удобный способ отдыха и расслабления.

К медикаментозным средствам, особенно из группы снотворных, следует прибегать осмотрительно и лишь при выраженных нарушениях сна. Выбор снотворного следует проводить по рекомендации врача, не нужно принимать их продолжительное время, лучше в течение 7—10 дней и в небольшой дозировке (вначале 1/4—1/2 таблетки). Веру в снотворное лучше перевести на веру в себя. В случае волнений и переживаний можно накануне сна принять отвар из смеси корня валерианы, травы пустырника и листьев шалфея, или приготовленную в аптеке смесь успокоительных трав, или 1—3 драже экстракта корня валерианы. Весьма желательно также в течение 1—2 месяцев принимать гомеопатические антигомотоксические препараты нового поколения: валерианахель, нервохель, галиумхель. Это, по крайней мере, не повредит, не вызовет зависимости от лекарства, а помочь может.

Источник:
Невротические расстройства сна у детей
Нарушения сна являются частым клиническим признаком различных нервно-психических и соматических заболеваний. Они могут быть одним из признаков другой болезни как органического, так и неорганического
http://psyera.ru/nevroticheskie-rasstroystva-sna-u-detey-1273.htm

Нервные расстройства у детей и их признаки

Плач ребёнка в младенчестве чаще всегда объясняют его капризным характером. На самом деле, если разобраться, то можно выделить различные объективные причины: неправильный уход, начало болезни и её течение. На сегодняшний день, согласно статистике, нервные расстройства у детей разного возраста диагностируются довольно часто. По мнению специалистов, у половины детей школьного возраста наблюдаются признаки эмоциональной нестабильности, истерики и прочие состояния. Но точный диагноз можно установить только тогда, когда родители, отмечающие нервные расстройства у детей и их признаки обращаются к врачу-невропатологу, а происходит это довольно нечасто, и то, чаще всего только в очень запущенных случаях.

Довольно часто приходится слышать высказывания родителей о том, что из ребёнок нервный. Но понятие «нервный» может включать в себя довольно обширный перечень симптомов. Отклонения от нормы могут быть как врождёнными, к примеру – у детей-невропатов, так и приобретёнными – при неправильном воспитании, частых стрессовых ситуациях, тяжёлых испытаниях. При нервных расстройствах может поражаться как нервная система, так и отдельные участки мозга, а также психика в целом. Выявить нервные расстройства у детей, установить их тип, а также назначить соответствующее лечение может только квалифицированный врач-специалист.

На что же родителям следует обратить внимание? Порой, при попадании в сложную ситуацию, невротическая реакция может возникнуть даже у взрослого, детям и вовсе приходится тяжело. Реагируют все по-разному: одни – замыкаются в себе, другие – устраивают мощнейшую истерику, которая сопровождается катанием по полу, криками и слезами. Но если такие реакции начинают входить в привычку, подобные состояния у детей становятся обычным явлением, то родителям следует отнестись к их проявлениям внимательно, возможно это – невроз – болезнь нервов, для излечения которой следует обязательно обратиться к невропатологу.

По мнению специалистов, в основе неврозов лежит практически всегда определённый внутренний конфликт, который и провоцирует ребёнка на подобные действия, делая его эмоционально нестабильным. Неврозы довольно часто могут проявляться моносимптомно и выражаться каким-либо одним симптомом – заиканием, тиком, энурезом и др.

Нервный тик – различные неосознанные движения, чаще всего проявляющиеся в виде подёргивания щеки, глаза, движения рук, всхлипываний, причмокиваний и др. Главной причиной возникновения нервных тиков является стресс. Их признаки появляются в те моменты, когда ребёнок не производит никаких осмысленных действий, спокоен. В процессе деятельности – игры, различных занятий, тик исчезает.

Бессонница — один из симптомов, на который родителям следует обратить внимание. Сон у детей становится беспокойным, они долго не могут уснуть, ворочаются. Могут также наблюдаться и такие нервные расстройства, как частые просыпания, разговоры, плач во сне.

Энурез – заболевание, при котором ребёнок после наказания, перевозбуждения, нервного потрясения мочится в постель. У детей, которые страдают энурезом, отмечается повышенная плаксивость, разнообразные капризы, неустойчивое настроение.

В период активного развития речи у детей, родители которых хотят ускорить данный процесс, сделать из своего ребёнка вундеркинда, а также в результате стресса, разлуки с родными и близкими, может возникать невротическое заикание.

Анорексия является расстройством пищевого поведения и проявляется внезапной потерей аппетита. Вызвано данное расстройство в раннем возрасте – насильным кормлением, в подростковом – стремлением к идеалам стройного тела. Вылечить анорексию, возникшую в раннем возрасте, гораздо легче, чем победить данное расстройство у подростков, у которых она усугубляется половым созреванием.

Нередко нервные расстройства у детей провоцируют сами родители своим излишним усердием, предосторожностью. Перечислим типичные ошибки, совершаемые родителями:

— чрезмерная загрузка ребёнка (кружки, секции, дополнительные занятия и прочее). У детей с такой нагрузкой практически не остаётся свободного времени на игры и отдых, они находятся в постоянном напряжении, и встречаются нервные расстройства у таких детей довольно часто;

— видя у детей свои недостатки, родители усиленно пытаются их исправить, предпринимают всевозможные способы;

— недостаточная демонстрация своей любви детям;

— скандалы в семье, свидетелем которых становится ребёнок.

Зная о видах нервных расстройств, каждый родитель, заметив их признаки у своего ребёнка, как можно быстрее должен обратиться к невропатологу. Лучше пусть доктор рассеет Ваши подозрения, чем Вы упустите время.

Но одним только медикаментозным лечением проблему полностью решить не удастся, потребуется немало усилий родителей, которые должны, прежде всего, пересмотреть своё поведение, стиль общения с ребёнком, возможно даже и свою жизнь. Общие рекомендации для родителей следующие:

— не пресекайте симптомы и проявления нервных расстройств, гораздо важнее своевременно выявляйте причины их возникновения;

— если хотя бы один из родителей страдает какими-либо нервными расстройствами, у него отмечаются их признаки, то следует в обязательном порядке пройти курс лечения;

— если у Вас в детстве в отношении с родителями наблюдались проблемы, не допускайте таких ситуаций при общении со своими детьми;

— не стоит пренебрегать посещением врача-невропатолога, консультациями психолога.

Источник:
Нервные расстройства у детей и их признаки
К физическому здоровью своих детей все родители относятся внимательно и трепетно. При первых признаках простуды, кашле, насморке мамы и папы вооружаются всевозможными лекарствами, народными
http://www.vashaibolit.ru/2726-nervnye-rasstroystva-u-detey-i-ih-priznaki.html

COMMENTS