Ницше смысл жизни

Ницше смысл жизни

Философия жизни сформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К данному направлению относятся Дильтей, Бергсон, Шпенглер, Зиммель и другие.

Начальный толчок развитию философии жизни дали идеи А.Шопенгауэра, изложенные им в знаменитой работе «Мир как воля и представление». Философия жизни — оппозиция классическому рационализму, панлогизму и культурно-историческому оптимизму. Философия жизни обращается к жизни как первореальности, целостному процессу, без разделения жизни человека на субъект и объект.

Отправной точкой мышления для философов этого направления были ни Бог, ни дух, ни идеи, ни материальный мир, а «действующий человек».

Была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его существования и ценностных ориентаций. Это определило круг проблем, наиболее значимых для философии жизни: вопросы антропологии, культурологии, философское осмысление жизни и творчества. Ведущими категориями являются «жизнь» и «воля», которые заменяют категорию бытия.

Категория жизни достаточно неопредёленна и имеет различные варианты понимания: воля к власти (Ницше), жизненный порыв (Бергсон), поток переживаний (Зиммель).

Жизнь как бесконечно становящееся, нельзя постичь с помощью разума. Разум оторван от жизни. Философия жизни имеет антисциентистскую направленность. Рациональное познание имеет своей целью чисто практические интересы, утилитарные цели, связанные с выживанием человека. Средства культуры (язык и логика) искажают действительность.

В процессе познания происходит полная подмена жизни «сущим», то есть устойчивым и повторяющимся. Этой кропотливой работой занимается наука. Наука стремится превратить мир в сплошную упорядоченность. На ранних этапах развития она играла первостепенную роль. Научному познанию противопоставляется интуитивные, внеинтеллектуальные, образно-символические способы постижения.

Схватить суть жизнь можно не с помощью логических рассуждений, понятий, рассудка, а благодаря интуиции, иррациональным прозрениям. Познать — это, значит, не объяснить, а понять, почувствовать, погрузившись в её становление и изменение. В жизни нет логики, целесообразности, единства. Жизнь — это хаос, лишённый смысла и не имеющий цели.

Наиболее адекватными средствами постижения жизни является искусство, поэзия, музыка. Сама философия сближается с мифологией. Основные философские идеи обретают форму мифа (учение о сверхчеловеке, миф о вечном возвращении). Философское учение Ницше выражено в виде афоризмов, метафор.

В творчестве Ф.Ницше можно выделить три этапа:

1. До конца 70-х годов он занимается классической филологией, античной философией, философией Шопенгауэра и находится под влиянием Рихарда Вагнера. Результатом первого периода явилось написание работы «Рождение трагедии из духа музыки».

2. К концу 70-х годов, в работе «Человеческое, слишком человеческое» Ницше критикует западноевропейскую культуру. «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Весёлая наука» — другие работы этого периода. Появляется центральное понятие его философии Воля к власти. Ницше отходит от идей Шопенгауэра и разрывает с Вагнером.

3. С 1881 года. Появляются работы «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали». В его учении соединяются три идеи: «о воле к власти», «вечном возвращении» и «сверхчеловеке». Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен стать обобщающим. В 1888 году у него сложился план такой книги. При жизни Ницше была написана только первая часть её под названием «Антихристианин». Сестра Ницше после его смерти получила права на издание сочинение Ницше и опубликовала наброски книги Ницше под названием «Воля к власти». Долгое время эта книга считалась его сочинением. На самом деле это была тенденциозная подборка записей Ницше, на основе которой он был причислен к «предтечам» нацизма.

Учение Ницше сложно и противоречиво и вызывает неоднозначные оценки. Один из его современников сказал о нём, что в руках неосторожных, недозрелых людей оно может действовать как нравственный динамит, то есть, разрушительно — Бог умер, всё дозволено. С другой стороны, оно может вывести из догматической дремоты и заставить пересмотреть наши интеллектуальные и моральные ценности.

Основой философских взглядов Ницше являются: имморализм, антихристианская тенденция, интуитивизм, антидемократизм, индивидуализм, волюнтаризм.

Ницше выделяет два типа культуры.

Первый тип — аполлинийская культура. Аполлон в греческой мифологии — бог солнечного света. Считался богом гармонии, духовной деятельности и искусств. Аполлинийское начало культуры — гармоническое, разумное, ему присуще чувство меры. Она схематизирует мир и упрощает его. В конечном счёте, она ведёт к стереотипам, утере самосознания, к манипулированию человеком, к культу посредственности, к авторитетам. Плоды этой культуры — спекулятивная философия, христианство с аскетической моралью.

Второй тип дионисийская культура. Дионис (также Вакх) — бог виноградарства и виноделия Дионисийское начало культуры — страстное, самозабвенное, безумное. Это культура индивидуальности, основана на волевом начале, на личностных качествах. Она предполагает бытие сверхличности.

Культура строится на отдельных личностях, подчиняющих себе массу, так как люди существуют для повиновения и нуждаются в могучих натурах. Культура — это результат деятельности элитного человека, наделённого волей к жизни и свободного от норм морали.

Сверхчеловек — абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в культуре. Сверхличность не потребляет, а создаёт культуру; творит, а не разрушает. Сверхчеловек изолируется от толпы. Сфера его бытия — элитарная культура, существующая для немногих. Он любит жизнь, защищает её, опровергая безволие «массы». Элитарная культура — это господство норм волевых изъявлений сверхличностей. Эта культура изыскана, исключительна и обособлена.

Массовая культура — коллективная воля массы слабых, где обосновывается право на приспособление и сострадание. Она низводит человека на ступень серой посредственности без лица. Это культура рабов. Человек неравен другим изначально, поэтому культура не должна уравнивать людей. Она подчёркивает естественное неравенство — зависимость одних и свободную силу других.

На место традиционной категории бытия Ницше ставит понятие «жизни», как вечное движение и становление, постоянное течение. У жизни нет цели, единства. Становление жизни — это борьба воль, которые претендуют на господство. Жизнь — это проявление воли к власти, которая определяет эволюцию мира. Воля к власти — непознаваема и необъяснима. Все процессы как физической, так и духовной жизни Ницше представляет как различные модификации, действия воли к власти, могуществу.

Жизнь во всей её полноте — взаимодействие волевых центров. Процесс становления жизни стремится не к устойчивости, а к постоянному росту.

Через некоторые временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем, то есть, при разнообразии жизни её отдельные «картины» (элементы) могут воспроизводиться бесконечно. Так объясняется идея Ницше о «вечном возвращении».

Если отсутствует воля к власти, человек деградирует. Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего, сильного. Воля к власти отсутствует во всех высших ценностях человечества. «Прогресс» — это современная ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности ниже европейца Ренессанса.

Нигилизм для Ницше — утрата всех ценностей. Нигилизм ведёт к декадансу, вырождению человечества. Декаданс – упадок, вырождение умственное и физическое «высших людей» европейской цивилизации. Декаданс — это победа слабых над сильными, триумф рабской морали, умерщвление воли.

Христианство, с точки зрения Ницше, постепенно разлагается (Бог умер). Ницше противопоставляет «активный нигилизм» — отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых жизненных ценностей — воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение.

Сверхчеловек — воспевание отдельной личности, её неповторимой индивидуальности вопреки общему. Для Ницше важнее богатая и высокая жизнь, чем бедная и узкая. Блаженны богатые духом. Сильнее всего несправедливость проявляется в том, что мелкая, бедная, элементарная жизнь не может удержаться от того, чтобы ради своего сохранения не подкапываться под более высокое, великое, богатое. Люди завидуют тому, что выше их.

Мораль носит всеобщий характер. Она создана для того, чтобы был порядок. Ницше критикует Канта за категорический императив. Каждый должен иметь свой императив. Нельзя путать свой долг с долгом вообще. Ничто так не разрушает как безличный долг, как работа мысли, чувства без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, как автоматическое исполнение долга.

Неординарные личности выходят за рамки морали. Ницше выдвигает формулу «по ту сторону добра и зла». Мораль Ницше — мораль неординарных людей — «жизнь на вершинах гор».

Источник:
Ницше смысл жизни
Философия жизни сформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К данному направлению относятся Дильтей,
http://studfiles.net/preview/5534680/page:26/

Смысл жизни Ницше

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Вильгельм Фридрих Ницше. Великий Человек, великий философ непонятый современниками. А понимают ли его сейчас. Наверное, понимают… Но, думаю, каждый понимает его по-своему. Кто-то видит в нём злобного тирана, презирающего и высмеивающего мораль и всё святое, что есть в человеке. Кто-то видит в нём обыкновенного философа со своей точкой зрения на положение вещей в мире. Кто-то считает его основателем фашизма. Смысл жизни Ницше А для кого-то это гений, у которого было мужество на свою точку зрения, на то, чтобы сказать её человеку и человечеству независимо от внешних обстоятельств и последствий.

В этой статье я хочу рассказать о своей точке зрения на этого человека. Я столкнулся с Ницше в нужный момент, именно в тот момент, когда я заблудился, когда потерял ориентиры. Когда я искал то, чего сам не знал. И первое, что меня заинтересовало в этом философе, это надпись в конце одной из его книг: «Философ, закончивший жизнь в психиатрической лечебнице». Наверное, в тот момент я подумал, что неужели какой-то философ смог додуматься до таких вещей, что его мозг не выдержал и сломался, не смог справиться с какой-то идеей. Быть может ум его все таки зашел за разум. Быть может, он коснулся истины. Или он это сделал специально?! Чтобы привлечь к себе нужных людей или отвлечь ненужных людей от себя? Быть может, так распорядилась его судьба, ибо так было предначертано?

Множество мыслей пронеслись у меня в голове, но событие уже свершилось – я взял в руки книгу Ницше, которая называлась «Человеческое, слишком человеческое». И я утонул в его произведениях… Наверное, во многих местах его произведений я не понимал о чем идет речь. Но неведомая сила, сила интереса и «чего-то еще» заставляла меня листать эти страницы. И те истины, которые находил я в них, оседали мне прямо в душу. Я находил ответы для себя. Это было как раз то, что я искал. Там было все: рецепт для жизни, рецепт для смерти, смысл моего существования, смысл твоего существования, смысл существования человечества, что есть добро, что есть зло, там была формула счастья, там был описан путь…

Некоторые строки мне были не ясны. Я понимал, что мне не хватает жизненного опыта, чтобы постигнуть их. И я начал жить ради того, чтобы добыть этот опыт, чтобы смочь понять дальше, получить еще ответов! Больше ответов!

Каждый раз, спустя год или два, перечитывая те же строки, я находил новые смыслы тех же слов, как будто в этих словах было много смысловых уровней. Я уже привык быть добытчиком новых эмоций, новых переживаний и ситуаций. Смысл жизни Ницше Я нарочно ставил себя в такие ситуации, в которых я бы вряд ли оказался в своей обыденной жизни. Я впитывал этот опыт в себя, чтобы понять. Нет, понять уже не то, что хотел мне сказать Фридрих Ницше, а понять вообще! Ницше лишь ступенька, лишь переломный момент в моей жизни. Ницше – это путь, который осилит идущий. Ницше – это то, что учит идти, учит быть идущим. Куда. А это уже не столь важно. Не важно, когда идешь красиво – танцуя…

Для меня Ницше – это не тот заурядный философ, открывший какую-то посредственную истину или предложивший свою модель мира. Для меня – это человек, который поймал меня, создал меня, помог мне, быть может, спас меня. Это человек, который «заставил» меня идти и жить, танцуя… танцуя эти веселые, грандиозные, сильные, жестокие и прекрасные танцы жизни. Смысл жизни Ницше

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

Источник:
Смысл жизни Ницше
Смысл жизни Ницше . Писатели, их роль в истории
http://drevnijmir.ru/fo/pisateli/27/index.php?id=201

Философия жизни Ницше

Работы Фридриха Ницше:«Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1872), «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878), «Веселая наука» (1882, 1887), «Антихрист. Проклятие Христианству», «Воля к власти».

Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше(15 октября 1844, Рёккен — 25 августа 1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.

У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения).

Позитиви?зм— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

Источник:
Философия жизни Ницше
Работы Фридриха Ницше: «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1872), «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1878), «Веселая наука» (1882, 1887), «Антихрист.
http://studopedia.ru/4_80300_filosofiya-zhizni-nitsshe.html

COMMENTS