Нравственное развитие личности

Братусь Б

Борис Сергеевич Братусь — доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования.

Родился 19.04.1945, окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1968 году. С 1968 г. работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии). С 1993 г. является также заведующим Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО. Заведующий кафедрой общей психологии (2001)

Области научных исследований: клиническая психология, общая и прикладная психология личности, философские основы психологии.

Книга является первым в отечественной науке развернутым монографическим исследованием психологии отклоняющегося развития личности. Проанализированы типичные подходы к пониманию проблемы нормы и патологии, рассмотрены философские предпосылки выявления общих критериев нормы, дано целостное представление о структуре и функциях смысловой сферы личности. уровнях психического здоровья, показаны конкретные внутренние механизмы возникновения аномалий личности (изменения характера, искажение субъективных ценностей, влечение к алкоголю и наркотикам и др.), пути и принципы восстановительной, психо-коррекционной и психопрофилактической работы

Соавторы: Воейков В.Л, Воробьев С.Л.

Данное издание представляет первое в России учебное пособие, знакомящее с христианской психологией как новым направлением отечественной науки и практики.

Задача автора — показать связь моральных понятий человека с его конкретно-психологическими особенностями, возрастными и индивидуальными закономерностями развития, на основе данных современной психологии раскрыть некоторые наиболее общие закономерности становления нравственного сознания личности, особенности его строения и функционирования.

В книге не представлен разбор всех возможных форм нарушений личности при алкоголизме.

Автор ограничился рассмотрением типичных изменений личности, которые возникают у первоначально психически здорового человека под влиянием болезненного пристрастия к алкоголю.

Такое ограничение представляется на данном этапе исследования правомерным, ибо, прежде чем перейти к анализу вариантов патологического развития личности при алкоголизме, необходимо составить представление о наиболее общих, наиболее типичных закономерностях этого процесса.

Авторами книги являются такие ведущие отечественные психологи как В.В. Давыдов (одна из его последних при жизни подготовленных публикаций), А.В. Брушлинский, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Н.Л. Мусхелишвили, В.И. Слободчиков, В.В. Умрихин, М.Г. Ярошевский, а также философы С.Л. Воробьев, Ю.А. Шрейдер, Б.Г. Юдин.

Книга является первым в советской науке монографическим исследованием, посвященным обобщению опыта изучения ранних форм алкоголизма.

Авторы — психолог (Б. С. Братусь) и клиницист (П. И. Сидоров) — сосредоточили основное внимание на развернутом психолого-клиническом анализе внутренних причин и закономерностей становления алкоголизма от начального знакомства с алкоголем до развернутых стадий болезни. Важное место в работе занимают обзор основных направлений изучения раннего алкоголизма, современные вопросы диагностики и систематики, психологические аспекты профилактической работы с подростками.

Работа представляет собой взгляд на нравственный смысл отечественной психологической науки, ее дореволюционного, советского и постсоветского периодов.

В центре внимания — образ человека в психологии, драма его изменения в XX веке, связь с культурой и будущим России. Может быть использована как учебное пособие по общей психологии, истории психологии и психологии личности.

Источник:
Братусь Б
Борис Сергеевич Братусь — доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования. Родился
http://www.koob.ru/bratus/

Критерии нравственной воспитанности школьников

Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности.

Моральная направленность личности — сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут устойчиво занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно-ценные или же, наоборот, неприемлемые поступки и действия.

В педагогической науке выделяют два основных типа направленности: положительную (нравственную) и негативную (аморальную). Обобщив современные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду.

Необходимо признать, что для регулирования воспитательного процесса деление направленности лишь на две альтернативные разновидности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что основные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчиво или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.

Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц измерения три позитивные разновидности: малоустойчивую, устойчивую, высокоустойчивую. Первая характеризуется преобладанием в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении.

Вторую направленность отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному нравственному должному поведению в обычных ситуациях, т.е. в типичных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями.

Третья — воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности, проявляющийся в ее способности высоконравственно поступать в повседневных ситуациях, требующих максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного.

При оценке моральных суждений важно учитывать, насколько полно и глубоко осмыслены такие важные общечеловеческие понятия нравственности, как совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта. Все они входят как обязательный компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизм, гражданская ответственность должны занимать в структуре морального сознания школьника приоритетное, определяющее положение.

Что касается практической поведенческой моральной готовности, то ее в системе функциональных критериев воспитанности определяют уровень реального поведения ученика, его умения соблюдать важнейшие правила общежития, стремления выполнять основные социально-нравственные обязанности. В состав минимально необходимых учащимся средней школы умений, навыков, от которых зависит успешность их деятельности, входят умения собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно-организаторские, элементарно-педагогические, а также — обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания.

Современные критерии оценки нравственных качеств личности основываются на общечеловеческих ценностях и восходят к нормам морали, утверждавшимся еще в далеком прошлом, в частности — в философских трактатах ученых-энциклопедистов средневековья. Например, Фараби дает следующие толкования общественных критериев нравственности: «Хороший нрав и сила ума, оба вместе являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве, в ней самой и в ее действиях. Если они оба — хороший нрав и сила ума — имеют место, то мы получаем превосходство в нас самих и наших действиях, и благодаря им обоим мы становимся благородными, благими и добродетельными: наш образ становится добродетельным, а наше поведение — похвальным.»

«Добродетели бывают двух видов — этические и интеллектуальные, — пишет Фараби. — Интеллектуальные — это добродетели разумной части души, такие как мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость. Этические — это добродетели стремящейся части души, такие как умеренность, храбрость, щедрость, справедливость.»

«Добродетели могут быть достигнуты двумя первичными путями — обучением и воспитанием.»

Эти взгляды разделяли и другие ученые. Беруни верил в то, что нравственные качества человека приобретаются им в самой жизни и, прежде всего, в трудовой деятельности, в общении и взаимодействии с другими людьми, что человек, наделенный разумом, должен уметь правильно оценивать свое поведение, видеть свои пороки и своевременно избавляться от них.

Источник:
Критерии нравственной воспитанности школьников
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности.
http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/kriterii-nravstvennoy-vospitannosti-shkolnikov.html

Нравственное развитие личности

Духо?вно-нра?вственное воспита?ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей [1] .

В системе образования целенаправленный процесс [2] взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности [2] , на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей [3] [4] . Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины [2] .

Понятие «духовность» не имеет единого толкования и различные мыслители определяли его по-разному [5] .

Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют [1] следующие высшие духовные ценности:

  1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
  2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
  3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
  4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

По словам учёного В. И. Павлова [6] , духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

Источник:
Нравственное развитие личности
Духо?вно-нра?вственное воспита?ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей [1]
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Нравственное развитие личности через уважение людей

Нравственное развитие личности через уважение людей

Надеюсь, Вы встречали людей, про которых можно сказать, что человек высоконравственный или у человека нравственное развитие личности находится на высоком уровне.

Почему, про одних людей можно так сказать, а с другими наоборот, хочется по быстрее прекратить общение?

Вы замечали, что с любым человеком, если у него есть высокий нрав – с ним всегда можно провести задушевный разговор. Мало того, такой человек не только годится для общения, а еще и владеет другими положительными качествами.

Если вкратце сказать про нравственное развитие личности – то это внутреннее состояние гармонии и покоя, которое возникает через уважение человеком всех и всего, что его окружает. Как же нам развить в себе это внутреннее качество?

Есть один секрет, который поможет Вам получить нравственное развитие личности и, как следствие, улучшить Вашу жизнь. Правда, сразу оговорюсь, что это серьезный труд над собой. Приятное же заключается в том, что если Вы научитесь глубокому уважению – в Вашей жизни всегда будет покой, устойчивость и счастье.

Итак, Ваше развитие личности состоит из следующего конкретного действия. Как только видите человека, знакомого или нет, — сразу, в своих мыслях, начать его уважать. Бывает, мы только встречаем знакомого или не знакомого человека, а в голове сразу бегут мысли про его минусы и недостатки.

Мы начинаем чувствовать к человеку отвращение. И, главный секрет заключается в том, чтоб начать видеть в любом только положительные качества характера. И, чем более хорошим человеком будете лично Вы – тем легче Вам будет находить хорошие качества в других людях.

Если при общении с людьми Вы начнете видеть у них только хорошие качества и не обращать внимания на недостатки – это значит, что Вы внутри себя сделали истинное качество уважения.

Практикуя только это – Вы и сами не заметите, как все проблемы начнут исчезать сами по себе и появится внутреннее счасьте . Если есть проблема с деньгами – то теперь, держа в уме правильное отношение к людям – деньги начнут появляться.

Люди начнут чувствовать Ваше отношение к ним. Вы же чувствуете людей, даже не знакомых, которые проявляют к Вам искреннее уважение. Точно так же будут и другие чувствовать. И это касается абсолютно любой сферы жизни.

Как вывод, через Ваше нравственное развитие личности и уважение к людям – вы все начнете получать без боя, просто через общение.

Источник:
Нравственное развитие личности через уважение людей
что такое нравственное развитие личности
http://primenimudrost.ru/nravstvennoe-razvitie-lichnosti-cherez-uvazhenie-lyudej/

COMMENTS