Общее развитие ребенка

Авторский материал: Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Авторский материал: Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Лаврентьева М. В.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а в детском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [1, с. 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них — быть в центре внимания взрослого.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях и т.д. — они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [1, с. 83].

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка со взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие[1, с. 91].

Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

— сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

— оценка его деятельности и поведения;

— формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

— формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены [1, с. 91].

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки [1, с. 92].

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [1, с. 100].

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка «таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей [1, с. 101].

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе «ребенок — физический мир предметов и явлений», когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе «ребенок — другие люди». При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Если в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством «Я»». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.

В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?

1. Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится[1, с. 120].

1. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

Источник:
Авторский материал: Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Психология, педагогика, авторский материал, 17.9 Кб.
http://roman.by/r-88702.html

Общее развитие ребенка в первый год жизни

От рождения малыша до его 12 месяцев проходит самый волнительный период в жизни родителей. Каждый день они замечают какие-то новые изменения. Ребенок меняется внешне, растет. К возрасту 12 месяцев уже и не верится, что совсем недавно он был таким крошечным. Дети становятся все активнее месяц за месяцем.

Психика активно развивается, и до 1 года у малышей полностью пропадут рефлексы новорожденных. Мамам и папам необходимо помнить: все дети развиваются по своей индивидуальной программе. Спешить организм не будет. Важно убедиться, что физическое, психическое и эмоциональное развитие проходят нормально. Если что-то тревожит вас, лучше запишитесь на прием к врачу. Только он сможет определить, правильно ли идет взросление крохи. Сейчас ребенку необходимы ваше внимание, забота и любовь.

Вот и кончились 9 месяцев беременности. Этого момента родители ждали очень долго, и теперь начинается их совершенно другая жизнь. Первый месяц, конечно же, все внимание будет приковано к малышу. В первый год после рождения его организм особенно уязвим. Иммунная система полностью сформируется и станет работать во всю силу только к 4-5 годам, а пока что она лишь набирается опыта, учится, собирает «базу данных».

Родителям придется пройти весь этот длинный путь с крохой, оберегая его от всех опасностей. Развитие детей в первый год жизни проходит довольно быстро. Оглянуться не успеете, как этот милый комочек превратится в активного маленького человечка. В первый год жизни каждый месяц приносит что-то новое. Это не только прибавка в весе и росте, но и развитие навыков.

Существует примерный, или эталонный, план развития малыша, но стоит помнить, что все дети развиваются по своему собственному плану. Кто-то чуть быстрее, кто-то медленнее – не стоит волноваться, если отставание незначительное. О всех проблемах, если они есть, вам скажет врач на регулярном осмотре. Так что не пропускайте визиты к педиатру.

Роды прошли, все самое сложное и опасное позади. Вы оказываетесь дома с малышом на руках. Теперь начинается ваша захватывающая семейная история. Итак, первый месяц жизни крохи.

За первый месяц жизни малыш прибавил около 600 грамм веса. Это внушительное увеличение: он стал почти на треть тяжелее, чем месяц назад. Ничего удивительного, ведь он растет: идет активное развитие органов, увеличивается количество крови, растут его косточки – прибавка в росте составляет 3-3,5 сантиметра.

Почти все время уходит на сон. Зато в покое у ребенка есть возможность быстро «переваривать» полученный опыт. Он впервые видит предметы, слышит голоса, пробует, нюхает. Все это необходимо систематизировать – мозг сильно загружен работой.

К концу первого месяца малыш уже может:

  • на несколько секунд поднять голову;
  • около 5 секунд удерживать взгляд на предмете;
  • узнавать маму.

Немало для 4 неделей жизни!

Идет активная прибавка в весе – до 800 грамм. Малыш вырастает на 3 сантиметра.

Кроха заметно оживился. В его взгляде появляется осмысленность, он пристально вглядывается в предметы. Это первые проявления познавательного интереса в жизни ребенка. Он уже научился распознавать ваши эмоции и на улыбку отвечает своей легкой улыбкой, активизируется при появлении мамы.

Что он может после 2-го месяца жизни:

  • держать головку до 15 секунд;
  • переворачиваться со спины на животик;
  • начинает гулить – это его попытка общаться с вами;
  • поворачивается в сторону источника звука, голоса, шума.

Что касается общения, то тут до 1 года произойдут удивительные изменения. Ведь никто не учил его говорить, но уже к 12 месяцам он точно скажет свои первые слова, пусть даже самые простые.

Малыш быстро растет, прибавляя в весе до 759 г и в росте около 3 см. Старые ползунки и распашонки уже не подходят ему – пора менять гардероб.

На третьем месяце жизни ваш малыш становится более активным. Идет физическое развитие, и ему нужны движения. Кроха пытается перевернуться, рассмотреть предметы в поле зрения. Сейчас полезно вешать небольшие яркие игрушки над люлькой. Это тренирует его концентрацию, развивает интерес.

Кстати, на 3-м месяце малыш уже делает большие перерывы между сном – по 1,5-2 часа бодрствования. В это время важно, чтобы рядом находились люди. С ним можно играть, делать простой массаж. Носите ребенка по квартире, перекладывайте на диван или кровать. Ему сейчас все очень интересно. Такое «путешествие» в другую комнату даст ему огромное количество впечатлений.

Чему ребенок научился к концу 3-го месяца:

  • узнает родителей;
  • рассматривает ручки и ножки, трогает себя за лицо;
  • пытается потрогать интересующие его предметы.

Обратите внимание, что малышу нравятся все яркие предметы.

К этому возрасту дети обычно прибавляют в весе на 700-750 грамм. Прирост составляет до 2,5 сантиметров.

Ребенок все увереннее чувствует свое тело, научился управлять ручками и ножками. Кстати, ему нравится удивлять родителей своей гибкостью – может вдруг положить пальчик ноги себе в рот. Не волнуйтесь – это не навредит его позвоночнику или суставам. Они сейчас очень гибкие. Такой интерес к себе — хороший знак. Идет психическое развитие, кроха исследует сам себя. Нужно понять: какой он? Чаще подносите кроху к зеркалу, чтобы он мог себя рассмотреть.

Чему научился малыш к концу 4-го месяца:

  • у ребенка на лице отражаются разные эмоции: веселье, страх, интерес;
  • он умеет улыбаться;
  • отличает родных и знакомых от новых людей;
  • боится незнакомцев;
  • музыка позволяет ему сконцентрироваться (малыш замирает, когда слышит музыку).

Треть первого года жизни прошла. Ребенок стал тяжелее на несколько килограмм, его тело потихоньку меняется. Появляется подкожный жирок, мягкие складочки.

Прибавка в весе: до 700 грамм, в росте до 2,5 сантиметров.

В пять месяцев дети уже спокойно переворачиваются, садятся. Теперь ему интересно учиться передвигаться. Сначала на четвереньках, потом он будет пытаться встать. Сейчас важно поддерживать кроху под мышки. Это поможет ему натренировать мышцы ног и избавит от неприятного плоскостопия в будущем.

От рождения прошло уже 5 месяцев – посмотрим, чему научился кроха:

  • начинается активное развитие мелкой моторики;
  • малыш тянет предметы в рот, пробует «на зуб»;
  • произносит первые простые слова (например «мама», «баба»);
  • может сам удержать в руках бутылочку;
  • у него режутся первые зубки.

Это время улыбок и смеха. Кроху легко развеселить и он с радостью смотрит на любой «фокус» много раз подряд, его реакция каждый раз живая и радостная.

Вот и прошла половина первого года. Прибавка в весе все еще до 700 грамм, а рост увеличивается на 3 см. Теперь прибавка в росте будет замедляться: малыш уже не растет так быстро. Хотя это только на время, а затем активный рост возобновится.

Ребенку теперь знакомо его имя, на которое он откликается радостным визгом или агуканьем. Знает голоса всех членов семьи, радуется при их приближении. Продолжается речевое развитие. Ему очень хочется с вами пообщаться, так что крошка издает целый набор звуков, даже проговаривает простые слоги.

  • малыш меньше спит, больше бодрствует;
  • пытается играть;
  • уверенно сидит;
  • имитирует чихание, смех родителей.

Сейчас ваш кроха понимает вас очень хорошо. Дело в том, что он присматривается к мимике, жестам и чувствует изменения настроения человека.

Больше половины первого года уже прошло, и теперь прибавка в весе составляет чуть меньше – до 600 грамм. Рост – плюс 1,5-2 см.

У вас растет маленький непоседа. Нужно следить за его активными движениями и играми. Дети переворачиваются, ползают на четвереньках и пытаются встать. Сейчас уже нужно подумать о переменах в рационе малыша. Только материнского молока уже мало – нужно больше питательных веществ. Да и вообще нужно больше кушать, ведь кроха теперь по несколько часов бодрствует, играет, двигается.

Включите в рацион прикормку: всего 1-2 чайных ложечек сока, фруктового пюре, пюре из овощей и мяса. Вводите новое питание аккуратно. Кишечник тут же отреагирует на него, но не переживайте: скоро малыш привыкнет. Уже сейчас начнут формироваться некоторые пищевые привычки. К концу 7-го месяца появится еще несколько зубов.

Чему еще научился малыш:

  • делает первые попытки встать;
  • понимает ваше слово «нет»;
  • начинается активное развитие речи, и теперь он постоянно «общается» с вами с помощью разных звуков.

Малыш отлично справляется.

Плюс 600 грамм к весу и до 2 сантиметров к росту.

Начинается интересное время вашего общения с ребенком. Он вас уже хорошо понимает. Если попросить его помахать вам ручкой, он с радостью это сделает. Знает значение многих слов, названия предметов, но, конечно, сам еще не разговаривает. Развитие ребенка по-прежнему идет быстрыми темпами.

Не оставляйте его одного, ведь теперь это небезопасно. Малыш научился ползать, передвигаться на четвереньках – не успеете отвернуться, а он уже уполз от вас. Лучше помогайте ему ходить, поддерживайте. Все ближе волнующий момент – первый самостоятельный шаг. Вы сами видите, что ножки малыша заметно окрепли.

Теперь уже точно нужно переходить на более разнообразное питание. Появились молочные зубы — это сигнал организма о том, что ЖКТ готов принять новую пищу. Какие еще новые умения есть у малыша:

  • умеет открывать и закрывать крышечки, откручивать крышку от бутылки;
  • играет в игру «ладушки» (запоминает набор из 3-4 простых движений);
  • наблюдает за движущими предметами (машины, люди, изображения на экране телевизора).

К этому моменту некоторые дети уже делают первый шаг, но это случается не так часто. Если же малыш пошел, то подбирайте ему удобную обувь без швов.

Прирост веса около 600 грамм, роста – до 2 см.

Для ребенка открывается новый мир движения. Если еще не сделан первый самостоятельный шаг, то это случится со дня на день. А пока что малыш держится за стенки, стулья, диван, пытаясь ходить. Уже легко встает и садится сам. Движения делают свое дело: вы можете заметить, как подкожный жирок потихоньку уходит.

Он уже научился некоторым простым словам. Больше разговаривайте с малышом, читайте вслух, показывайте предмет и называйте его – так ему будет проще скорее начать говорить. Вообще для него теперь наступает пора подражания взрослым, их словам, движениям, мимике.

Что у нас нового:

  • малышу нравится музыка, он пытается танцевать под нее;
  • уже умеет хлопать в ладошки;
  • откликается, когда родители зовут его;
  • издает множество звуков, пытается произносить слова;
  • концентрирует внимание на предмете или игре до 5 минут.

Это важное время в жизни малыша. Ему по-прежнему нужно как можно больше вашей любви, ласки, принятия.

До первого года остается каких-то 2 месяца. Прирост веса составляет всего-то 400 грамм, а роста 1-1,5 см.

Ваш кроха уже научился сам себя развлекать. Он может минут 10 поиграть с игрушками сам, так что у мамы появится чуть-чуть свободного времени. А еще для ребенка становится интересной возможность играть и общаться с другими детьми. Не ограничивайте его – приглашайте друзей в гости с детьми. Пусть учится азам общения.

  • обожает ходить, но ему нужна ваша поддержка;
  • повторяет за взрослыми жесты, смех, корчит рожицы;
  • любит складывать мелкие предметы в коробочки/емкости, а потом доставать их.

Эмоции крохи все богаче. Старайтесь дарить ему как можно больше позитивных впечатлений – это необходимо для правильного эмоционального и психического развития.

Ваш ребенок уже не растет так стремительно, как в первые месяцы. Прибавка веса всего-то 300-350 грамм, а роста – около 1 см.

Кажется, что вот-вот он заговорит с вами. На самом деле до осмысленной речи еще далеко, но малыш уже знает названия всех предметов обихода, может по просьбе передать вам названную игрушку, мячик, кубик, куклу. У него появляются любимые игрушки, свои предпочтения по части еды и даже одежды.

  • для ребенка важно знать, что он «на связи» с вами – отсюда частые вскрики, обращения к родителям, свои собственные «словечки»;
  • он уже без труда встает, делает по несколько шагов самостоятельно;
  • умеет говорить слова вроде «мама», «папа», «баба», «молоко»…;
  • старается как можно больше делать сам: берет ложечку, чашку в руки, умывает личико после сна.

Приготовьтесь: все чаще он будет проявлять свой характер.

Вот и настал этот самый день – первый день рождения. По итогам года видно, как невероятно малыш продвинулся, какие сделал успехи:

  • умеет ровно сидеть, вставать, ползать, ходить;
  • учится самым элементарным действиям (чистить зубы, застегивать одежду…);
  • отзывается на свое имя;
  • узнает всех членов семьи и знакомых;
  • уже имеет предпочтения в еде;
  • играет только с любимыми игрушками, а к другим равнодушен;
  • перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • собирает простые детали конструктора;
  • любит играть в игру «найти предмет»;
  • открывает и закрывает створки шкафчика, коробочки и т.д.

Успехи малыша за 12 месяцев после рождения впечатляют. Теперь начинается следующий, не менее интересный этап его жизни и развития.

Когда речь идет о рефлексах новорожденных, то имеются в виду основные:

  • Сосательный (малыш рефлекторно начинает сосать предмет, который касается его губ)
  • Хватательный (сжимает ручкой то, что касается его ладошки. Потрогайте ладошку пальцем, и кроха тут же схватит палец);
  • Поисковый (рефлекторный поиск груди);
  • Рефлекс ходьбы (поднимите кроху над столом или кроватью так, чтобы ножки едва касались поверхности. Он начнет перебирать ими так, будто ходит).

Данные рефлексы проявляются ярче всего. Родители могут проверить их самостоятельно, без врача и медицинской сестры. Более сложные рефлексы проверять самим не рекомендуют: это должен делать именно врач, а вы можете случайно навредить крохе.

Источник:
Общее развитие ребенка в первый год жизни
От рождения до первого года жизни малыш многому научился. Его физическое развитие идет очень активно, а уже к концу года он сделает первые шаги. Для ребенка это самый важный жизненный период.
http://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/obshhee-razvitie-rebenka-v-pervyj-god-zhizni.html

Общее физическое развитие

Одним из существенных этапов объективного исследования ребенка является оценка его общего физического развития. Для клинических целей представляет интерес определение веса и роста ребенка, длинников и периметров его тела, что позволяет вывести основные антропометрические индексы и оценить пропорции тела ребенка. Эти данные необходимы, чтобы установить, соответствует ли обследуемый ребенок по основным измерениям и пропорциям своему паспортному возрасту.

Вес. Взвешивание грудных детей производится на специальных детских весах (рис. 83) с максимально допускаемой нагрузкой до 20—25 кг. Ребенок, совершенно раздетый, кладется вместе с предварительно взвешенной пеленкой на специальный лоток или в корзинку, помещающуюся на верхней площадке весов. Такие весы допускают улавливать колебания веса до 10 г. Взвешивание грудных детей надо производить всегда в одно и то же время дня, лучше всего утром, после ночного интервала в кормлении. Старшие дети также взвешиваются без одежды обычно утром, до еды (рис. 84).

Рис. 83. Весы для взвешивания грудных детей.
Рис. 84. Взвешивание старших детей.

Рост. Измеряемый ребенок становится на площадку ростомера и прислоняется к вертикальной доске с делениями, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть опущены по швам, живот подобран, пятки — вместе, носки — врозь, голова в таком положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости (рис. 85). Планшетка, скользящая по вертикальной доске, прикладывается к голове без надавливания.

Рост сидя измеряется тем же ростомером, но ребенок садится на откидную или приставленную скамеечку с сидением, отстоящим от площадки ростомера на 25—40 см в зависимости от возраста ребенка. Ребенок касается вертикальной доски ягодицами, лопатками и затылком; голова — в таком же положении, как при измерении роста (рис. 86).

Рис. 85. Измерение роста стоя.
Рис. 86. Измерение роста сидя.
Рис. 87. Измерение длины тела у грудных детей.

Рост грудных детей измеряется в лежачем положении специальным ростомером в виде неглубокого ящика длиной около 100 см и шириной около 20 см. В середине такого
ящика имеется подвижная поперечная стенка. Ребенка кладут в ростомер на спину так, чтобы макушка головы прикасалась к неподвижной поперечной стенке, а к подошвам выпрямленных ног придвигают подвижную стенку (рис. 87); по имеющимся сбоку делениям отсчитывают расстояние между подвижной и неподвижной поперечными стенками ростомера.

При измерении роста сидя в раннем возрасте ребенок остается в таком же положении, как и при измерении всего роста, но бедра сгибаются под прямым углом в тазобедренных суставах, подвижная поперечная доска придвигается к ягодицам, а голени, согнутые под прямым углом в коленных суставах, перекидываются через нее.

Длина туловища измеряется сантиметровой лентой, прикладываемой плотно к спине; за длину туловища принимается расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и кончиком копчиковой кости. У старших детей это измерение делается в вертикальном положении, у маленьких — в лежачем положении на боку.

Измерение длины конечностей лучше всего делать антропометром Мартина, а за неимением такового — обыкновенной сантиметровой лентой.

За длину руки принимается расстояние от акромиона до конца III пальца руки, за длину плеча — расстояние между акромионом и верхушкой локтевого сустава, за длину предплечья — расстояние от локтевого сустава до конца III пальца.

За длину нижней конечности принимается расстояние от большого вертела бедра до уровня подошвы, за длину бедра — расстояние от большого вертела до коленного сустава, за длину голени — расстояние от коленного сустава до лодыжки.

Высота головы измеряется антропометром или штангенциркулем между макушкой головы и наиболее выдающейся частью подбородка.

Для измерения периметров пользуются сантиметровой лентой.

Окружность головы. Лента проводится сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди — по лбу над бровями.

Окружность груди. Лента проводится сзади под углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососковых кружков; у девочек пубертатного периода с достаточно хорошо развитыми грудными железами спереди лента проводится по IV ребру. Измерение делается при опущенных руках, на высоте вдоха, выдоха и при спокойном дыхании.

Окружность живота измеряется на уровне пупка или в области наибольшего выпячивания живота.

Окружность плеча измеряется в верхней трети его, непосредственно около подмышечной впадины.

Окружность бедра измеряется в верхней наиболее широкой его части, причем лента проводится горизонтально приблизительно на уровне промежности.

Окружность голени измеряется на уровне наибольшего объема икроножных мышц.

Передне-задний и поперечный диаметры грудной клетки измеряются особым циркулем; при измерении первого одна ножка циркуля помещается у нижнего конца тела грудины, а другая — на этом же уровне на остистом отростке. При измерении поперечного диаметра ножки циркуля помещаются на ребрах приблизительно по средней подмышечной линии и на уровне нижнего края грудины, что соответствует в большинстве случаев наибольшему поперечнику грудной клетки.

Кроме этих основных измерений, для объективной оценки физического развития детей предложен целый ряд так называемых антропометрических индексов, основанных на сопоставлении двух или нескольких размеров тела. Чаще всего индекс есть процентное отношение меньшей из двух сопоставляемых величин к большей, например веса к росту, окружности грудной клетки к длине тела и т. д.

Практически наиболее распространенными являются только некоторые индексы, которые мы и приводим ниже (см. таблицу 16).

Таблица 16. Антропометрические индексы

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост. Этот показатель характеризует упитанность ребенка; у детей первых 2 лет он колеблется от 25 до 20 см и постепенно снижается до 6 см к 7—8-му году жизни. У детей истощенных он может выражаться отрицательной величиной; применим только в раннем и дошкольном возрастах.

Индекс Пирке (Pelidisi), так же как индекс Чулицкой, характеризует упитанность ребенка. Обычно определяется по специально исчисленным таблицам.

Второй индекс Чулицкой, так называемый «осевой», характеризует разницу между длиной ноги и длиной туловища. Уменьшение индекса указывает на отставание роста нижних конечностей, что часто отмечается у детей раннего возраста с явлениями задержки физического развития. Соотношение между длиной туловища и конечностей показывает также индекс Пирке (Bedusi).

Индекс Эрисмана: окружность груди — полурост. Характеризует развитие грудной клетки ребенка и отчасти его упитанность. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже у него окружность груди сравнивается с полуростом. У крепких детей эта величина часто даже и в 13—14 лет не становится отрицательной.

Для этой же цели применяют индекс Бругша: (окружность грудной клетки X 100): рост. Этот показатель в грудном Возрасте равен 68—65, в дошкольном 63—53 и в школьном 53—49.

Антропометрические индексы, взятые без учета индивидуальных и социально-бытовых моментов, дают очень мало для правильной оценки развития ребенка. Каждый индекс в отдельности характеризует ребенка односторонне, а потому всегда необходимо пользоваться комбинацией индексов. В последнее время широко пользуются методом таблиц, в которых дана корреляция между ростом, возрастом и весом.

Таблица 17. Рост, вес, окружность груди и головы грудных детей (мальчиков)
(по Орлову, Москва, 1937 г.)

Эти показатели приобретают существенную ценность при повторном определении их у одного и того же ребенка в различные годы его жизни или у одного и того же ребенка, например, в процессе болезни и выздоровления. В этих случаях индексы позволяют объективно оценивать динамику возрастных или других изменений в развитии ребенка.

Весьма демонстративен метод антропометрического профиля Мартина, для пользования которым надо иметь цифровые таблицы, содержащие обработанные по методу вариационной статистики данные измерений довольно большого числа детей однородной во всех отношениях группы.

Для примера мы приводим сокращенную таблицу из работы Орлова, в которой указаны М — средние арифметические для каждого размера; м — средняя ошибка; ? — среднее квадратическое отклонение (таблица 17). Пределами нормы для каждого измерения берется величина, равная ±2?, пределами средней нормы будут величины, лежащие между +0,5? и — 0,5?, ниже и выше среднего — величины от ± 0,5? до ± 1,0?, величины от + 1,0? до + 2,0? — большие и от — 1,0? до —2,0? — малые. Варианты, выходящие за пределы ± 2 а, рассматриваются как аномальные, Т. е. выходящие за пределы данного нормального вариационного ряда.

Например, мальчик в возрасте 6 месяцев имеет вес 5600 г, рост стоя 65 см, окружность груди 42 См и окружность головы 43 см.

Производим расчет: 1) вес: 7650 — 5600 = 2050; 2050:862,5 = 2,4; 2) рост: 66,27 — 65 = 1,27; 1,27:2,40 = — 0,5; 3) окружность груди: 43,195 — 42 = 1,195; 1,195:1,730 = —0,7; 4) окружность головы: 53,2 — 43 = = 0,2; 0,2:1,260 = —0,16 и т. д.

Таким образом, данный ребенок уклоняется от средней нормы в отношении веса — на 2,4?, в отношении роста на — 0,5?, окружности груди на — 0,7? и окружности головы на — 0,16?.

Полученные данные для большей наглядности наносят на специальную карточку (рис. 88), по которой отчетливо видно, что обследуемый ребенок уклоняется от нормы по весу за пределы возможных малых вариантов; по росту, длине конечности и окружности головы соответствует норме, а по окружности груди — ниже средней величины. Отсюда следует, что ребенок по основным размерам скелета находится в пределах нормы, но уклоняется от нее по окружности бедра, голени и особенно но весу, т. е. речь идет о ребенке с ясно пониженным питанием.


Рис. 88. Антропометрический профиль Мартина.

Этих основных абсолютных и относительных измерений вполне достаточно для практических клинических целей, так как они позволяют уловить все уклонения от нормы в физическом развитии ребенка. Правильная оценка этих уклонений имеет большое практическое значение.

Значительное отставание длины тела может быть первичным и вторичным. К первичной задержке надо отнести случаи истинного карликового роста и гипопластического нанизма, при которых обычно не удается отметить какого-либо определенного поражения эндокринных желез. К этой же группе расстройств роста принадлежит нанизм тиреогенного и гипофизарного происхождений, выявляющийся в сравнительно раннем возрасте, и так называемый юношеский нанизм препубертатного периода.

Эндокринные формы нанизма лишь до некоторой степени приближаются к группе вторичных расстройств роста у детей. Вторичные задержки роста чаще всего являются результатом тяжелых расстройств питания (атрофия различной этиологии). Они наблюдаются у детей с врожденными пороками сердца (сердечный, митральный нанизм), при инфантилизме Гертера и при тяжелых формах рахита.

Кроме более или менее пропорционального (общего) расстройства нарастания всех основных длинников тела, малый рост ребенка может зависеть от задержки роста конечностей; это — различные виды так называемого непропорционального нанизма, к которому относятся случаи микромелии при хондродистрофии (рис. 89), при osteogenesis imperfecta, а также вторичная, кажущаяся отсталость роста, объясняемая сильным искривлением конечностей у детей больных рахитом.

Избыточный рост детей также, по-видимому, может быть различного происхождения. Большой рост может объясняться избыточно энергичным, но пропорциональным ростом всех длинников тела во внутриутробной и внеутробной жизни; к этой группе надо отнести также и детей-гигантов. Чаще приходится иметь дело с непропорциональным гигантизмом, обычно эндокринного происхождения; сюда относятся акромегалический гигантизм гипофизарного происхождения, евнухоидный гигантизм генитального происхождения и др.

Рис. 89. Хондродистрофия (ребенок 2 лет 1 месяца).

Источник:
Общее физическое развитие
Одним из существенных этапов объективного исследования ребенка является оценка его общего физического развития. Для клинических целей представляет интерес определение веса и роста ребенка, длинников
http://www.medical-enc.ru/detskie-bolezni/fizicheskoe-razvitie.shtml

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ. Знание особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

Просмотр содержимого документа
«Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ»

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ

Неравномерность развития — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада. Пример: резкие перепады в развитии познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Процесс развития непрерывен и необратим.

Кумулятивность психического развития. Означает, накопление количества изменений, которое к итоге приводит к возникновению нового качества. Пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность—конвергентность хода развития. Дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).

Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории детей с ОВЗ.

Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ.

Накладывание вторичного дефекта на первичный

Пример: интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта определенного заболевания, порождает вторичные нарушения — отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Замедление темпа возрастного развития

изменении сроков перехода от одной фазы к другой;

общем снижении психической активности.

Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер.

Может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон.

Замедление скорости приема и переработки поступающей информации носит компенсаторный характер.

Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.

Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения. Эта связь опосредована силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи

Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития

Спонтанное развитие страдает в большей мере, чем направленное.

При том, что на ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие должно отчетливо доминировать в сравнении с направленным.

Во многом это связано с упомянутым выше снижением уровня познавательной активности и проявляется в затруднениях самонаучения путем подражания.

Процесс подражания может серьезно осложняться за счет основного нарушения — патологии зрения, слуха, эмоциональных расстройств и мн.др.

Недоразвитию подвержена как крупная, так и на мелкая моторика.

В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.

В условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти того же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме.

Нарушается речевая деятельность, страдают разные стороны речи.

Недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.

Отставание в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостатками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.

Нарушение системы социальных отношений

проявляется в затруднении в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социального опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования высших психических функций.

Нарушается социальное поведение ребенка:

характер установления контакта (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекватная—неадекватная ситуации).

Психологические особенности развития детей с ОВЗ

низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны

Знания особенностей психического недоразвития детей с ОВЗ дает возможность более глубоко понять специфику их развития и правильно организовывать коррекционную помощь.

Источник:
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Наряду с общими закономерностями отклоняющегося развития, сопровождающими любой тип нарушения, выделяют закономерности, специфические для определенной категории
http://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/obshchiie-zakonomiernosti-psikhichieskogho-razvitiia-dietiei-s-ovz

COMMENTS