Общение детей

Детский разговор: общение детей дошкольного возраста

Детский разговор: общение детей дошкольного возраста

Administrator 25.03.2016 Comment Closed Советы родителям

Общение детей дошкольного возраста – проблема или нет? Ведь не зря придумано выражение «детская непосредственность». Может ли каждый малыш наладить отношения со сверстниками? И как помочь ребенку стать своим в детском коллективе?

Особенности общения в младенческом возрасте – потребность в положительных эмоциях. Улыбка матери, ее ласковый голос, нежные поглаживания – все это важно для крошечного человечка.

С точки зрения психологов, появление комплекса оживления (осознанной реакции на появление матери: гуления, размахиваний ручками и ножками) говорит о том, что период новорожденности закончился, и началось младенчество.

Звуки и радостные движения – это разговор маленьких детей, их приветствие к матери, и первые пробы влиять на родителей. Еще немного – и малыш научится осознанно манипулировать взрослыми с помощью плача и других эмоций.

Насколько важно насытить ребенка общением с матерью, ее любовью и лаской? Исследования в детских домах показали, что роль общения в развитии ребенка велика. Воспитанники детдомов часто отстают в психическом, физическом и эмоциональном развитии. Дефицит материнского внимания сказывается на формировании речи и интереса к окружающему миру.

Рано или поздно каждая мама понимает, что настала пора приучать малыша к обществу ровесников. Игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития, ясли – вот где можно найти подходящую компанию для своего чада.

Как легко пойдет ребенок на контакт, зависит от его жизненного опыта, темперамента и других детей. Чтобы облегчить общение детей со сверстниками, приучайте малыша делиться своими игрушками, и не брать чужие без спроса, меняться, а не отнимать, угощать друзей вкусностями. Важно, что малыш на своем опыте узнает правила общения для детей.

Особенности детского общества таковы, что большое значение придается принятым канонам поведения, игры и взаимоотношений. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте учит малышей жить в коллективе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели. Если кто-то не выполняет правила, его просто не принимают в игру. В своей строгости дети намного превосходят взрослых!

Вместе с тем, особенности общения детей дошкольного возраста таковы, что наряду с дисциплиной, каждый член маленького кружка учится самоуважению и самозащите, когда кто-то пытается оспорить его роль и права в игре. Вспомните, кто становится лидером в детском коллективе — это инициативные, справедливые и самоуверенные ребята.

Развитие общения дошкольников со сверстниками начинается с общения со взрослыми. Опыт, полученный в младенчестве, используется в дальнейшем. Речь имеет определяющее значение в общении дошкольников.

В дальнейшем, речь ребенка приобретает ведущую роль в общении. Детям с проблемной речью всегда приходится нелегко. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, как их малыши разговаривают: строят предложения, выговаривают звуки, правильно употребляют слова, доказывают свою мысль.

В штате любой детской поликлиники есть участковый логопед. Запомните, старший дошкольник должен иметь чистую и правильную речь. Иначе его просто задразнят товарищи, и он даже может оказаться изгоем.

В отличии от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение — с одной стороны, и подчиняться правилам большинства — с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.

Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель. У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.

В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою «игровую агрессивность». В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.

Как общение влияет на психическое развитие ребенка

Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка — авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.

Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу — все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент «чувства локтя» с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно («Кошки и мыши», «День и ночь», «Гуси-лебеди»).

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство. Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким. Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты). Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, — вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

  • Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
  • Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
  • Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
  • Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?).
  • Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
  • Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

  • Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
  • Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
  • Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).
  • Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
  • Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

И, наконец, малыш, страдающий недостатком, от которого невозможно избавиться, должен получить преимущество перед остальными детьми: если ребенок хорошо рисует – отдайте его в художественную школу. У него аналитический ум? — пусть играет в шахматы. Девочку-рукодельницу научите шить красивые наряды для кукол…

Помните, что нельзя отдавать мальчиков на «девчачьи» кружки (танцы, пение, музыка…), если Вы не намерены заниматься этим серьезно – такие увлечение прощаются в мальчишеском обществе только тем ребятам, которые по-настоящему талантливы и уверены в себе.

Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики — сами дети.

Источник:
Детский разговор: общение детей дошкольного возраста
Детский разговор: общение детей дошкольного возраста
http://www.vse-dlya-detey.ru/sovety-roditelyam/721-detskij-razgovor-obshchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Общение взрослых и детей в семье

Общение взрослых и детей в семье. Здоровый климат семьи

Нравственные качества детей во многом зависят от того. Какие складываются отношения в семье, как относятся родители к своим детям.

Не слушает, упрямится, капризничает, а иногда дерзит – почему? Не потому ли, что мы с самого начала взяли неправильный тон в отношении к ребенку? Бестактовое слово, грубый крик – плохие методы воспитания. В одном случае ребенок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом – окрики вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление вашим указаниям. Родители иногда бывают несправедливыми к своим детям и не замечают этого. Как обидно бывает ребенку, когда он слышит от вас несправедливое замечание, насмешку, сталкивается с непониманием его интересов! Обратите внимание на то, как вы разговариваете с детьми. Ведь не раз бывает так, что попытка ребенка завязать с родителями разговор кончается тем, что взрослые отмахиваются от детей, ссылаясь на то, что им некогда.

Некоторые родители не считают нужным выслушать ребенка, прерывают его каким-нибудь замечанием.
— Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я выучила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?
— Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера? – строго спрашивает отец.
Девочка обращается к матери:
— Мама, хочешь, расскажу стихотворение? Это про елочку…
— Мне не до елочек сейчас, – обрывает мать.

Ребенок – это самый ранимый, самый ищущий и страдающий в процессе становления человек, чаще предоставлен самому себе.
А ведь школьник нуждается в плече друга – отца или матери.

…Маша привыкла с самого раннего возраста к установившейся в семье традиции совместных прогулок. Хоть на часок выходит семья прогуляться перед сном и Маша вместе со всеми. Воскресные и праздничные дни обязательно включает в свою программу семейные «вылазки» – летом за город, зимой в ближайший парк. Порядок этот не изменялся. Маша росла, приобретала подруг и друзей, но не считала зазорным для себя проводить большую часть свободного времени со своей семьей.

Соседи порой удивляются, когда же здесь успевают сделать все домашние дела – убрать квартиру, купить продукты, приготовить еду?

— Такая уж у нас организация труда…

Отличная организация, и хотя ее изучением еще не занялись научно— исследовательские институты, нет сомнения, что займутся обязательно, потому что семейная жизнь — это половина всей человеческой жизни, в которую включен не только труд по обслуживанию самих себя и детей, но также отдых, развлечения, работа над собой, воспитание детей, общение взрослых и детей в семье.

Если семейная жизнь протекает неорганизованно, люди не успевают переделать и сотой доли всех дел. Они выглядят неряшливо, болеют из-за умения наладить питание, их преследуют разочарования, у них нервные дети.
А налаженная семейная жизнь – это соблюдение определенного порядка, создание и соблюдение определенных традиций, глубоко нравственных, хотя и мало значительных на первый взгляд, но в действительности имеющих огромное значение.

Помните слова Н.К.Крупской:
«Самое главное – это не смотреть на ребенка как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка как на раба, как на обузу или на игрушку.

Взрослым иногда кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой, но это не так. Взрослые являются не только условием для создания детям нормальной жизни, но источникам, двигателем психического развития.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка.

Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Источник:
Общение взрослых и детей в семье
Первая форма общения ребенка со взрослым была названа ситуативно-личностной, которое протекает в период от одного до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействие взрослого, потом ребенок начинает активно двигаться, привлекая к себе внимание, даже когда взрослый ругается, ребенок радуется потому что – это внимание к ребенку, обращенность к нему. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается на всю жизнь.
http://www.za-partoi.ru/article.442.html

Общение детей

Интерес к другим детям появляется у ребенка достаточно рано — уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают своих сверстников во время прогулок, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки, одежды. Если они оказываются рядом, то часто обращаются друг с другом как с неодушевленным предметом. Младенец исследует ровесника (ощупываетдергает за волосы, теребит ухо); пытаясь дотянуться до игрушки, может наступить на него, не реагируя на плач. Случайные эпизоды взаимодействия быстро прерываются из-за неумения детей общаться друг с другом. На первом году жизни контакты между детьми не являются истинным общением, а побуждаются не специфическими для коммуникативной деятельности потребностями.

Полноценное общение между детьми начинает складываться в раннем возрасте, когда они все чаще оказываются рядом друг с другом на детской площадке, в яслях. Это стимулирует усиление интереса к сверстникам, возникновение первых контактов с ними. Однако общение возникает не сразу, дети поначалу играют не вместе, а рядом, каждый со своей игрушкой. Интерес к действиям сверстника часто перерастает в конфликт из-за игрушки: дети стремятся завладеть именно той игрушкой, которая находится в руках у другого. Общение со сверстником складывается постепенно и проходит в своем развитии путь, отличный от развития общения со взрослым.

Процесс становления общения ребенка со сверстниками проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуждаются потребностями во впечатлениях, активном функционировании и общении со взрослым. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно.

М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребенка потребности в общении.

Первым является интерес и внимание ребенка к другому человеку. В этом критерии обнаруживается направленность его на познание другого, который становится объектом особой активности ребенка.

Источник:
Общение детей
Profile-edu — этот ресурс посвЯщен образованию всех уровней. ‘айт содержит множество полезной информации о современной педагогике и психологии.
http://www.profile-edu.ru/razvitie-obshheniya-rebenka-so-sverstnikami.html

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можем увидеть как язык отражает один из основных смыслов общения — являясь связующим звеном между людьми, способствовать нахождению и передачи общего что есть (или может быть) между ними. Причем это общее может быть как что-то возникшее только что, в процессе совместной деятельности, так и передаваемым через многие века знание.

Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Тому как это влияние осуществляется, в чем его специфическое значение на разных этапах развития ребенка, что происходит в случае недостаточного общения с ребенком и другому будут посвящена эта работа.

Общение: определение, предмет и свойства

Существует множество более точных дефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четко предствлять себе предмет данной работы.

Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества — в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную «действенную» форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением.

Как и у всякого объекта научного изучения у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

  • общение есть взаимонаправленное действие;
  • оно подразумевает активность каждого из его участников;
  • участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;
  • каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Из этого, в частности следует, что предметом общения является другой человек, партнер по общению. Каждый человек стремиться к познанию и оценке других людей. Узнавая и оценивая других человек получает возможность самооценки и самопознания. Это стремление суть потребность в общении. Таким образом, основными функциями общения являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
  • формирование и развитие межличностных отношений;
  • познание людьми друг друга;
  • общение — необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.

В ходе общения формируется т.н. продукт общения — образования как материального так и духовного характера. Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.
Имея эту теоретическую базу мы можем перейти к рассмотрению особенностей общения ребенка со взрослыми.

Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка

Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

  • оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
  • оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
  • оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

  • для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
  • при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  • взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  • ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

  • экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п.
  • предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
  • речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:

  • внимания и интереса ребенка ко взрослому;
  • эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
  • инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
  • и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.

Выделим сначала основные параметры общения у детей этого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):

  • форма общения:
    ситуативно-личностная;
    ситуативно-деловая (1-3 года);
  • содержание потребности в общении:
    доброжелательное внимание взрослого;
    потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
  • ведущий мотив общения:
    личностный — взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
    деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
  • значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
    неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;
    развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);

Перед тем как мы рассмотрим негативные последствия, возникающие в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка в этом возрасте , необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и ввести ряд понятий.

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Самоидентичность — чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из ДУИТ она сформирована недостаточно. Так например, они позже других узнают себя в зеркале; пугались и плакали, если видели себя в зеркале в непривычном виде (комок ваты, спрятанный под платок). Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3 -лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».

Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В.С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Параметры общения:

  • форма общения:
    вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);
    внеситуативно-личностное (5-6 лет).
  • содержание потребности в общении:
    потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);
    потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).
  • ведущий мотив общения:
    Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
    Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
  • значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
    первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;
    приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении — в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т.е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Известно, что проективная методика «Рисунок человека» имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный. Отличие детей из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичный характер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством — поступлением в школу. К этому периоду ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам — т.е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения — оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.

Обобщая все выше сказанное про негативные последствия отсутствия полноценного общения у детей из ДУИТ можно сказать, что их ахиллесовой пятой является личность, носящая реактивный характер. Если значения уровня развития двигательной активности, показателей интеллекта, особенностей мышления и др. приближаются к показателям детей из обычной семьи к концу подросткового возраста, то личностные особенности этих детей остаются с ними на всю жизни.

Говоря при личность в данном контексте я имею в виду определение Божович. Здесь личность — это «целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимосвязи с окружающими людьми». Совершенствуясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает человека от непосредственного подчинения влиянию окружающей среды. Это позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но и сознательно преобразовывать эту среду и самого себя.

Особенности общения детей из ДУИТ со взрослыми (множество сменяющихся взрослых, с разными поведением и с разным эмоциональным отношением; отсутствие материнского тепла, безусловного принятия и любви и мн. др.) являются причиной формирования реактивного типа личности. Это выражается в неудовлетворенной потребности в общении и, как следствие, стремлении завоевать расположение и внимание взрослых; занижении в (или полном не) принятии себя; ориентации на настоящее и сужении перспективы прошлого и будущего; недоверии к людям и зависимости; узость и бедность содержания мотивов и др.

  • А.А. Леонтьев «Психология общения»
  • М.И. Лисина «Проблемы онтогенеза общения»
  • Прихожан / Н.Н. Толстых «Дети без семьи»
  • В.С. Мухина (под ред.) «Лишенные родительского попечения»
  • Лангеймер / З. Матейчек «Психическая депривация в детском возрасте»
  • Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте»
  • В.С. Мухина «Возрастная психология»
  • П.Я. Черных «Историко-этимологический словарь современного русского языка»
  • D. Guralnik (edited by) Webster’s New World Compact School & Office Dictionary

Источник:
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка — реферат
http://www.it-med.ru/library/r/essay_1.htm

COMMENTS