Общение как процесс

Общение как коммуникационный процесс

1. Понятие общения как коммуникационного процесса

2. Средства коммуникации и их роль в передаче информации

3. Краткая характеристика организации и обобщение результатов исследования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Таким образом, коммуникация — это обмен информацией, на основе которой руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или группы. Управление в организации осуществляется через людей.

Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных.

Многое зависит от способности людей передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. В этом и заключается важность и актуальность темы общения и коммуникаций.

Целью контрольной работы является изучение общения как коммуникационного процесса.

Основные задачи работы:

— изучение понятия общения как коммуникационного процесса;

— изучение средств коммуникации и их роли в передаче информации;

— изучение коммуникационных процессов на примере предприятия.

1. Понятие общения как коммуникационного процесса

Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение).

Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Структура общения выражается в трех основных аспектах общения, — коммуникативном, интерактивном и перцептивном.

Общение включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера по общению).

Особый вид общения — коммуникационная деятельность — это деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала.

Между коммуникатором и реципиентом может осуществляться «обратная связь», то есть процесс с помощью которого коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством реципиент получил информацию.

В самом простом виде модель коммуникационного процесса можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Модель коммуникационного процесса

Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, попробуем проанализировать эти этапы.

1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.

2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонацию и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.

Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией.

3. Передача. На этом этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций.

4. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информации на этом завершается.

Однако по ряду причин получатель может придать несколько иной, чем в мыслях отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

5. Обратная связь. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду исследований двусторонний обмен информацией (при наличии возможностей для обратной связи) по сравнению с односторонним (обратная связь отсутствует), хотя и протекает медленнее, тем не менее более точен и повышает уверенность в правильности интерпретации сообщений.

6. Шум. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка до различий в восприятии, из-за которых может изменятся смысл в процессах кодирования и декодирования. Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена.

Таким образом, коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя и более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею.

Коммуникация бывает: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.).

Важнейшие виды общения: вербальное (т.е. словесное, осуществляемое с помощью устной речи) и невербальное (общение языком жестов, мимическое общение, пантомимика).

Первичными видами общения, относительно коммуникационного процесса, являются непосредственное и опосредованное общение.

Непосредственное общение: речевое, знаковое, жестовое, мимическое, пантомимическое. Пантомимика (подражание) выразительные движения человека, охватывающие те изменения в осанке, жестах, мимике, которые передают его психическое состояние. Пантомимические изменения обычно возникают непроизвольно как внешнее проявление эмоционального состояния человека. Наиболее важный компонент пантомимики — жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Опосредованное общение: рукописное или печатное слово, рисунок, технические средства (аудио и видеозаписи, фотографии, электронные средства связи и пр.)

Источник:
Общение как коммуникационный процесс
Тема работы: Общение как коммуникационный процесс по предмету Психология. Размер: 34.60 КБ. Содержит 18201 знак, 0 таблиц и 2 изображения. .СОДЕРЖАНИЕ .ВВЕДЕНИЕ .1. Понятие общения как коммуникационного процесса .2. Средства коммуникации и их роль в передаче информации .3. Краткая характеристика
http://www.kazedu.kz/referat/139260

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

В этом разделе рассмотрим первую функцию общения — это функция обмена информацией. Другими словами, что, общаясь между собой, люди передают друг другу определенное сообщение, информацию и др. Как же это происходит?

В некоторых социально-психологических концепциях бихевиористские направления рассматривается возможность интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации подобно математическому описанию передачи информации в компьютерных сетях. Такой подход не вполне корректен, поскольку, кроме некоторых черт сходства информационных процессов в технических и живых системах, эти процессы в условиях человеческой деятельности имеют принципиальные отличия от технических систем. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и испытывает количественных и качественных преобразований, принимается и интерпретируется разными людьми по-разному видпвидно к их мотивации, опыта и других свойств их психики. Рассмотрим специфику процесса обмена информацией в общении людей.

И. В отличие от движения информации между техническими устройствами, которые передают и принимают, в общении имеем дело с взаимодействием активных субъектов, взаимно информируют друг друга с целью организации совместной деятельности. Поэтому при передаче информации от личности к личности, от руководителя к подчиненным необходимо учитывать их мотивы, цели, установки, способы деятельности и др. В ответ на информацию, которая послана, человек получает какую-то новую информацию, то есть происходит не просто ЕЕ движение, а обмен информацией. Для человека информация всегда приобретает определенную личную значимость и содержание

В отличие от кибернетических устройств, партнеры в общении стремятся повлиять друг на друга, то есть обмен информацией между людьми всегда имеет влияние на поведение партнера. Эффективность коммуникации зачастую определяется именно тем, насколько состоялся такое влияние, а это означает и возможность изменения самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они имеют социальный или психологический характер. Это может быть не только отсутствие общего языка и общего понимания ситуации, но и социальные, политические, религиозные и другие различия, которые могут порождать совершенно разную интерпретацию тех же событий, а также разное мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, а при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность общения в более широкий контекст общественных отношений. Однако процесс коммуникации может осуществляться и при этих барьерах. Даже военные противники могут вести переговоры, но вся ситуация коммуникации при этом значительно усложняется.

Коммуникативные барьеры могут иметь и другой, чисто психологический характер. Они могут возникать или индивидуально-психологических особенностей партнеров (например, чрезмерной застенчивости, скрытности, необщительности и др.). или из-за сложившихся между партнерами неприязненные отношения. В этом случае особенно наглядно выступает тот сложный связь, которая существует между общением и отношением, который отсутствует в технических системах.

Для лучшего понимания общения со стороны обмена информацией следует рассмотреть более детально, которая существует информация, возникновение возможных барьеров.

По своему характеру информация, исходящая от коммуникатора, может быть:

— Побудительная — информация выражается в приказе, просьбе, инструкции, совету. Она должна стимулировать соответствующее действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть разнообразна: активизация — побуждение к действию в заданном направлении; интердикция — побуждение, которое запрещает соответствующее действие; дестабилЬация — несогласованность или нарушение некоторых форм поведения и деятельности;

— Констатирующая — информация выступает в форме сообщения и предполагает изменение поведения не прямо, а опосредованно и постепенно. Сам характер сообщения бывает разным: мера объективности может варьировать от равнодушного тона изложения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения определяется коммун и кагором;

— Аксиальная — информация направляет свои сигналы к какому-то отдельному ее получателя (индивидуального или группового)

— Ретиальна — информация имеет своим адресатом многих реципиентов, большие социальные группы, которые рассредоточены в пространстве и в большинстве случаев являются анонимными для коммуникатора.

При общении происходит эффект возникновения обратной связи — это информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Межличностная коммуникация — форма коммуникации, в которой в ролях как коммуникатора, так и реципиента выступают отдельные индивиды. Для межличностной коммуникации характерно непосредственный контакт между субъектами общения, что приводит ряд особенностей этой формы коммуникации: тесная обратная связь, регулирует ход общения; разнообразие кодов, используемых, в том числе невербаль-ных; двусторонний обмен информацией, который происходит в форме диалога. Специфика межличностной коммуникации определятся активной природой человеческой личности, которая составляет этот процесс.

Итак, специфика межличностной коммуникации прежде всего в том, что этот процесс является интерсубъектного (Б 5). В отличие от простого обмена информацией между двумя устройствами, то имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает согласование совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает в своем партнере не какой объект, а активного деятеля, и на эту его активность нужно ориентироваться, направляя ему информацию, то есть анализировать его мотивы, цели, установки.

Особенностью межличностной коммуникации является то, что в ее процессе каждый из участников получает новую информацию на ту, что ими ссылается, которая образуется от придания ей нового смысла в зависимости от значимости информации для участников общения.

Источник:
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
В этом разделе рассмотрим первую функцию общения — это функция обмена информацией. Другими словами, что, общаясь между собой, люди передают друг другу определенное сообщение, информацию и др. Как же
http://studbooks.net/3827/psihologiya/obschenie_obmen_informatsiey

ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности личности общества в целом. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения. «Любая человеческая деятельность невозможна без общения». Не случайно в современной психологии сложилось такое направление, как психология общения – раздел общей психологии, предметом которой является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою тра­дицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следую­щие три периода разработки названной проблемы:

1) исследования В.М.Бехтерева – он впервые поднимает воп­рос о роли общения как фактора психического развития чело­века, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь резуль­тативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;

3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в от­личие от использования понятия общения в качестве объясни­тельного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы об­щения заключается в переходе от исследования «в условиях об­щения» к изучению самого процесса, его характеристик, в пре­вращении проблемы общения в объект психологического исс­ледования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпири­ческом, прикладном.

Объективное многообразие функций общения в развитии пси­хики человека определяет многоаспектность анализа проблемы общения в рамках различных наук о человеке — философии, социологии, лингвистике, психологии. Тогда же, в 70-е годы, вычленился и получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения.

Предмет исследования общения в общей психологии – изу­чение психологической структуры, механизмов общения, зави­симости «динамики психических процессов» от «условий», средств и форм общения человека с другими людьми. Возраста­ет удельный вес эмпирических исследований. Включение об­щения в психологический эксперимент имеет принципиальное значение для его дальнейшего развития. Характерной особен­ностью современного этапа разработки проблемы общения яв­ляется рост числа прикладных работ.

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По мнению Б.Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспери­ментальных и прикладных исследований проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

Понятие «общение» является сложным и многогранным. В психологической литературе встречается много различных определений его. Так, М.И. Лисина пишет, что общение – это «взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата». Предметом общения она считает другого человека, выделяя познавательные, деловые и личностные мотивы.

В.С. Мерлин понимает под общением коммуникативную деятельность людей. С.В.Кондратьев считает, что «общение – явление общественной жизни, возникшее в процессе общественно-трудовой деятельности как потребность формирующихся людей «что-то сказать друг другу».

Ю.Л.Ханин определяет общение как процесс непосредственно (или опосредовано) наблюдаемого влияния или воздействия на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельность непосредственного партнера (партнеров). Общение – это процесс, порождаемый «условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых или неречевых средств. Я.Л. Коломинский отмечает, что «общение» — это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Б.Ф. Ломов дает такое определение общения: «Это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в процессе которой осуществляется взаимный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д.».

Наконец, в учебнике общей психологии Р.С. Немова читаем: «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности».

Таким образом, несмотря на подобное многообразие определений, современная социальная психология пытается дать более общее, широкое толкование этого понятия. Для нее общение – сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Важным в социальной психологии является вопрос о функциях общения в жизни индивида. Функции эти многообразны, и в литературе описаны различные их классификации.

Так, В.С. Мерлин выделяет такие функции, как обмен информацией. Экспрессивно-эмоциональную, перцептивную, а также функцию воздействия одного участника на другого. Б.Ф.Ломов называет три функции общения: информационно-коммуникативную, регулятивно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную.

Первый класс функций охватывает все те процессы, которые могут быть описаны как передача-прием информации. Здесь важно подчеркнуть неразрывность этих двух моментов информационного взаимодействия между людьми: любая передача информации предполагает, что ее кто-то получит.

С регулятивно-коммуникативной функцией связаны такие явления, как подражание, внушение, убеждение. Особенности ее определяются характером функциональных связей между людьми, которые складываются в совместной деятельности, и межличностными отношениями. Взаимная регуляция поведения людей в группе есть существенный фактор превращения ее (группы) в совокупного субъекта деятельности.

Функции общения, названные выше аффективно – коммуникативными, относятся к эмоциональной сфере человека. В процессе общения люди не только передают информацию друг другу или оказывают друг на друга различные регулятивные воздействия. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Этими условиями определяется уровень эмоциональной напряженности, в этих условиях осуществляется и эмоциональная разрядка. Из жизни хорошо видно, что потребность в общении у человека очень часто возникает именно в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей могут измениться как модальность, так и интенсивность их эмоциональных состояний: происходит сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Поскольку общение является многомерным процессом, Б.Ф. Ломов считает, что функции общения можно классифицировать и по другой системе оснований. Он выделяет такие функции, как организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

В заключение можно отметить, что в реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции выступают в единстве, и проявляются они по отношению к каждому участнику общения различным образом.

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру и дать анализ каждого его элемента.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона – обмен информацией между общающимися сторонами. При этом нельзя рассматривать общение как простое «движение» информации, так как мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активны субъектом. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, цели, мотивы, установки его самого и другого участника. Также информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность общения и познания.

Кроме того, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Это означает изменение самого типа отношений, который сложился между общающимися людьми.

Наконец, у них должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и понимания ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Осуществление обмена информацией возможно лишь при использовании определенных средств. Различают прежде всего вербальную коммуникацию, которая использует речь. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Таким же образом осуществляется кодирование и декодирование информации. Но при всем том речь приобретает значение только при условии включения ее в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – первичных знаковых — систем. А потому коммуникативный процесс оказывается неполноценным, если мы отвлекаемся от невербальных средств.

К невербальной коммуникации относятся прежде всего жесты, мимика, пантомимика. Это общая моторика отдельных частей тела, она отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение ее в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Невербальными считаются и такие средства, как качество глосса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, темп речи и др. при организации общения важное значение имеет его пространственная и временная организации.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации они обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Следующая сторона общения – интерактивная, т.е. общение как взаимодействие. Иногда эти понятия (общение и взаимодействие) отождествляются, иногда употребляются как самостоятельные термины.

Целесообразно интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для учеников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать будущую деятельность.

В социальной психологии предпринимались многочисленные попытки построения классификации взаимодействий. Наиболее распространенной является их разделение на кооперацию и конкуренцию. Кроме того, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации. В первом случае анализируются те типы общения, которые способствуют организации деятельности, являются позитивными. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, т.е. негативные. Однако нужно сказать, что социальная психология уже давно отошла от такого понимания конфликта, когда он трактуется только как негативное явление.

Третьей стороной общения является восприятие людьми друг друга, то есть перцептивная сторона. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Восприятие одним человеком другого означает восприятие его внешних признаков, соотношение их с личностными характеристиками воспринимаемого субъекта и интерпретацию на этой основе его поступков.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, поскольку он воспринимается другим человеком – партнером по общению – так же как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Представление о другом человеке тесно вязано с уровнем собственного самосознания. Это приводит к тому, что на уровне каждого отдельного социально-психологического исследования осознание себя через другого включает две стороны:

1) идентификацию, т.е. уподобление себя другому. Она связана с эмпатией – эмоциональному отклику на проблемы другого человека;

2) рефлексию, т.е. осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Довольно большой интерес представляет собой сам процесс познания людьми друг друга. В нем немалое место занимают эффекты межличностного восприятия: идея контрастных представлений, установка, эффекты ореола, новизны и первичности, стереотипизации (исследования А.А. Богдалева, Я.Л. Коломинского и др.).

Сложным и неоднозначным в психологии является вопрос о соотношении общения и деятельности. Некоторые ученые считают общение одним из видов человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев и др.). Согласно другой точке зрения (Б.Ф. Ломов и др.), категория общения имеет право на относительную самостоятельность. Вместе с тем Б.Ф. Ломов считает, что категории общения и деятельности неразрывно связаны. Общение – одна из сторон образа жизни человека, и не менее существенная, чем деятельность. Между этими сторонами существует ряд переходов и превращений.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1998.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006.

3. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.1, 2 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1995.

5. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М., 1997.

6. Общая психология: Учебник для студентов пед ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

7. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2007. – (Серия «Мастера психологии»).

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин. – М., 1976.

3. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 1986.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – В 2 т. – М.: Мир, 1992.

5. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007.

6. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986.

7. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1987.

9. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – М., 1990.

10. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995.

11. Шерток, Л. Непознанное в психике человека / Л. Шерток. – М., 1982.

Источник:
ОБЩЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности личности общества в целом. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления
http://studopedia.org/12-22589.html

Общение как процесс взаимодействия

1. Понятие общения

2. Место взаимодействия в структуре общения

3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Список использованной литературы

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

1. Дать определение понятия «Общение»;

2. Рассмотреть основные аспекты общения;

3. Изучить общение как взаимодействия.

Объектом исследования является процесс общения.

Предметом исследования является общение как взаимодействие.

1. Понятие общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли.

Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами.

Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами.

Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт.

Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции.

В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу.

В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным.

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.

Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А.А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.

В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.

Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.

Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

Источник:
Общение как процесс взаимодействия
Тема работы: Общение как процесс взаимодействия по предмету Психология. Размер: 34.04 КБ. Содержит 30667 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. .Содержание .Введение .1. Понятие общения .2. Место взаимодействия в структуре общения .3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
http://www.kazedu.kz/referat/196625

COMMENTS