Общение людей

Общение людей

Обще?ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1] . Вне общения невозможна человеческая деятельность [2] . Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией [2] .

Филогенез — историческое формирование группы организмов [3] , в данном случае — развитие человеческого общества.

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло (англ.) русск. , и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человеческими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты [4] .

Онтогенез — индивидуальное развитие организма, в данном случае — развитие человеческого индивидуума.

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8—10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6—7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения [5] .

Трансакция — единица общения между людьми, коммуникативный факт, используется в некоторых направлениях психологии. В соответствии c направлением трансакций различают три вида коммуникаций:

  • Фронтальная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат». Если, например, во время лекции студент задаёт лектору вопрос, то при этом между студентом и лектором может возникнуть диалог, но вид коммуникации остаётся фронтальным, так как в то время, когда один из них говорит, принцип «один говорит — остальные молчат» сохраняется.
  • Диалог — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
  • Опосредованная коммуникация — вид коммуникации, при котором трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему [источник не указан 1290 дней] .

За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Подражательное поведение может быть бессознательным — к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным [6] .

За подражанием стоят разные психологические механизмы [7] :

  • в младенчестве — подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт;
  • в детстве — проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре;
  • в юности — идентификация с кумиром, принадлежность к группе;
  • в зрелом возрасте — научение в профессиональной деятельности.

В обобщённых классификациях выделяют три стороны общения [8] :

  • коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами;
  • интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями);
  • перцептивная (межличностная перцепция): процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Близкая к первой классификация выделяет такие стороны:

  • информационно-коммуникативная — приём и передача информации;
  • регуляционно-коммуникативная — взаимокорректировка действий в совместной деятельности;
  • аффективно-коммуникативная — изменение эмоционального состояния.

Ещё один вариант классификации:

  • инструментальная функция — основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативная — сплочение групп;
  • трансляционная функция — передача знаний, оценок;
  • самовыражение — поиск и достижение взаимопонимания.

Функции по целям общения:

  • контактная — установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче информации и поддержании взаимосвязи;
  • информационная — приём и передача информации в ответ на запрос;
  • побудительная — целевая стимуляция активности;
  • координационная — взаимная координация и согласованность в совместной деятельности;
  • функция понимания — адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом;
  • эмотивная — обмен эмоциями;
  • функция установления отношений — фиксация своего места в социуме;
  • функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Вербальные (речевые)
  • Паравербальные. Паралингви?стика (греч. para — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств [9] . Паралингвистические средства не входят в системуязыка и не являются речевыми единицами [9] , однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь [10] . Различают три вида паралингвистических средств [9] :
    • фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;
    • кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;
    • графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).
  • Невербальные

Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Язы?к — знаково-символическая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь — это система знаков, включающая:

Слово является разновидностью знака. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь возникла в человеческом обществе для координации совместной трудовой деятельности и была одной из форм проявления возникающего сознания. При этом речевые средства утратили со временем свою «естественность» и превратились в систему искусственных сигналов. Физиологическая основа речи — сложная, многочленная и многоуровневая организация разных функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и другие виды деятельности. Так как речь используется не только для общения, но и в других видах деятельности, можно выделять собственно «внешнюю» речь, которая ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание, деятельность на социальное взаимодействие, и внутреннюю речь — общение человека с самим собой что бы ставить и решать жизненные задачи.

Существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: [11]

  • Б. Кроче — средство эмоционального выражения;
  • О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер — средство выражения и коммуникации.
  • А. Марти, П. Вегенер — только средство воздействия.
  • К. Бюлер — функции выражения, обращения и сообщения.

В итоге сейчас можно выделить следующие основные функции речи:

  • средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта
  • средство общения (коммуникации), в том числе функции выражения, воздействия, указательная
  • орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)
  1. Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
  2. Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность речи — это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
  4. Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта, единица общения между двумя людьми при помощи речи. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата [12] .

Средства невербального общения:

Что такое общение?

«Общение» — это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д. Общение может быть непосредственным (когда люди находятся рядом друг с другом) и опосредованным (когда люди общаются, например, через интернет или по телефону).

Ученые установили, что человеку необходимо общаться. В процессе общения человек реализует свою потребность быть признанным, уважаемым другими людьми.

Понятие «общение» очень часто путают с другим, более модным понятием «коммуникация». Коммуникация предполагает только передачу определенной информации без эмоций. Общение же всегда предполагает настроение и эмоции, оценки собеседников.

Общение всегда взаимодействие двух или нескольких людей. Поэтому принято говорить, что общение — это диалог. Этим подчеркивается равноценность каждого человека в общении, наличие множество разноречивых точек зрения. Если общается более двух людей, то такое общение называют полилогом. В процессе общения человек самовыражается и успокаивается от того, что его мнение выслушали, его признали.

Выделяют множество форм общения:

  • межсоциумные (например, общение учителей и учеников в школе)
  • межгрупповые (например, общение между старшими и младшими)
  • межличностные (любое общение двух людей)
  • общение между личностью и группой (например, общение между священником и прихожанами в церкви во время проповеди)

Большой вклад в развитие основных моментов общения и диалога внесли философ М. Бубер и русский философ М.М. Бахтин. На современном этапе идеи общения как межнационального явления развивает немецкий философ и социолог Ю. Хабермас.

Источники:
Общение людей
Обще?ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Что такое общение?
Взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу
http://sitekid.ru/chelovek/chto_takoe_obshchenie.html

COMMENTS