Общение младших школьников

Общение младших школьников

  • Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения 42 кб.
  • Обучение младших школьников с компьютерной поддержкой 56 кб.
  • Формирование духовности младших школьников 112 кб.
  • Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников 35 кб.
  • Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших 33 кб.
  • Индивидуальный подход учителя в обучении младших школьников 28 кб.
  • Педагогические средства развития культуры речи младших школьников 413 кб.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

Реферат на тему:

Межличностные отношения младших школьников

Выполнила: Бараница К. 285 гр.

Проверил: Шайдт Виктор Викторович

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Список используемой литературы

Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них.

Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности.

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

в процессе учебной работы в школе и дома;

информирование взрослых о своих делах и делах в школе;

запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;

запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, в этом случае к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще всего бывают девочки.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В. Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Контакты детей друг с другом возникают преимущественно по следующим причинам:

предыдущий опыт общения;

пространственная близость (место жительства, соседство в классе);

совместная деятельность и игры.

Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа.

По степени эмоциональной вовлеченности можно выделить товарищеское и приятельское общение. Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей. Приятельское общение (которое самими детьми, а вслед за ними часто и взрослыми называется дружбой) реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения. Первый — это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично товарищескому или приятельскому общению со сверстниками своего пола.

Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах.

Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

По выбору пространства общения младшие школьники подразделяются на 2 группы:

ориентированных на общение дома и в школе;

ориентированных на общение на улице.

У школьников первой группы общение происходит в школе, квартире, во дворе. У школьников второй группы в пространство общения входят также прилегающие дворы и улицы. Для них характерен более широкий круг общения. Они больше ориентированы на общение в процессе подвижных игр и различных мероприятий (походов кино, парк и т.д.), меньше общаются со взрослыми, именно для них характерно общение с ребятами разного возраста.

Для детей, ориентированных на общение дома и в школе, свойственно стремление к уединению, чаще всего связанное с каким-либо предметным занятием. Они читают, рисуют, выпиливают, выжигают, лепят из пластилина и т.д. В уединении младшие школьники фантазируют и общаются с вымышленными партнерами. Это дает им возможность компенсировать отсутствие приятелей или каких-либо возможностей, привлекательных для них или имеющихся у товарищей.

Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.

Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

настроение своего объекта;

последовательность действий объекта;

угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.

В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Формирование навыков невербального общения.

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Комплимент — это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д.

Список используемой литературы

«Коммуникативная культура педагога» Неупокоева Н.М. Курган, 2004 г.

Источник:
Общение младших школьников
Тема: Общение младших школьников. Тип: Реферат. Источники: 2 шт. 1988-2004гг. В работе есть: план Язык: русский. Разместил (а): Кристиша. Размер: 15 кб. Категория: Психология. Краткое описание: ‘Особенности межличностных отношений и общения младших школьников. Упражнения на развитие умений общения у младших школьников. Эмоционально-смысловые доминанты общения детского типа: познание деятельность и игра.’
http://coolreferat.com/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D1%88%D0%B8%D1%85_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Общение младших школьников

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 4135

Комментариев к научной работе: 37

Поделиться с друзьями:

Формирование у младших школьников навыков общения в процессе обучения является одной из актуальных проблем на современном этапе, так как общение выступает важной стороной жизнедеятельности ребенка. Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности.

Разработка проблем общения как важного условия психического развития человека, его социализации и формирования личности связана с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л.Н. Леонтьева и др. отечественных психологов.

Потребность в общении психологи относят к одному из важнейших условий формирования личности и рассматривается как взаимодействие личности и социокультурной среды, при этом последняя одновременно служит источником формирования данной потребности. Общение – важнейшая социальная потребность, без которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Поскольку человек существо биосоциальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

В настоящее время психологи, педагоги и социологи отмечают ухудшение отношения детей к непосредственному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Компьютерная коммуникация создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует раскрепощенность, и некоторую безответственность в общении.

Педагогам и психологам необходимо контролировать общение у младших школьников и при необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с детьми.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, общение включает в себя такие составляющие как: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2) знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»); 3) умение организовать общение («Я умею»). Поэтому перед педагогом стоит цель научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Формируя навыки общения младших школьников учитель должен следовать следующим правилам: 1) научить детей правильно распределять роли в совместной деятельности и выполнять свои обязанности; 2) быть лидерами в общественной деятельности; 3) соблюдать установленные правила совместной работы, быть хорошими исполнителями; 4) научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения; 5) создавать эмоционально благоприятные условия в детском коллективе; 6) научить каждого ребенка быть самостоятельным в группе или коллективе, преследовать собственные цели, не ущемляя интересы других; 7) правильно вести дискуссию, высказывать собственное мнение и слушать мнение других, доказывать свою позицию и признавать правильность позиций других; 8) научить решать конфликты в сфере межличностных отношений.

Таким образом, педагогу необходимо использовать различные формы, методы и приемы в работе с младшими школьниками, которые будут способствовать развитию всех составляющих процесса общения. Стоит отметить, что формирование навыков общения осуществляется внутри целостной системы личности совместно с развитием личностной, интеллектуальной, деятельностной линиями, которые неотделимы друг от друга.

Источник:
Общение младших школьников
VII Студенческий научный форум — 2015
http://www.scienceforum.ru/2015/1059/8900

Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми

Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми

Ребенок, поступая в школу меняет свой социальный статус дошкольника на статус школьника. На этом этапе ребенку необходима помощь старших в построении новых отношений и развитии коммуникативных навыков и с детьми и со взрослыми.

Общение — это сложный процесс, основой которого является обмен информацией, ее анализ, принятие определенных решений и, наконец, действия. Ведь только в процессе общения индивид способен стать личностью. В процессе общения активно идет познание. Познание как окружающего мира, так и себя самого. Ребенок, пришедший в школу, овладевает еще неизвестным для него до этого момента видом деятельности — обучением.

Именно оно и становится для него главным, замещая игру, которая доминировала в дошкольном возрасте. Но игра не исчезает из жизни ребенка, она уходит на второй план, становясь вторичным видом деятельности младшего школьника.

Таким образом, можно говорить о том, что основы общения младших школьников закладываются в процессе игры и учебы.

С приходом в школу у детей начинает формироваться новая форма общения. Деятельность учебная, как известно, является коллективной. Классно урочная система обучения предполагает формирование у ребенка не только правильного отношения к педагогу, но и особых отношений со своими одноклассниками. При выполнении учебных действий, малыши учатся взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы достичь нужного результата в своей деятельности.

Для детей, у которых нет подготовленной для нового общения базы — чаще всего это дети из неблагополучных семей, это весьма затруднительно. Другие же школьники, напротив, выводят свои отношения на совершенно новый уровень — кооперативно — соревновательное общение. У таких детей ярче выражено стремление всегда быть лучшим, быть лидером.

Реже всего дети в этом возрасте способны к сопереживанию. Это связано с тем, что они еще не умеют находить общую цель, помогать друг другу, или планировать совместные действия. Здесь неоценимый вклад вносит учитель, распределяющий деятельность между детьми. Но его задача еще заключается и в том, чтобы научить детей этому.

То есть, в большинстве своем дети, приходящие в школу, способны общаться только или на уровне сотрудничества, или на уровне соревновательности.

Только во втором классе наиболее заметным станет смена характера общения у детей. В этом возрасте дети начинают появляться общие интересы, образуются группы по симпатиям. Немалую роль в образовании этих групп влияет близость местожительства и половая принадлежность. В этот момент и личность взрослого становится менее значимой школьников.

В младшем школьном возрасте очень важен выбранный учителем стиль поведения:

демократический характеризуется открытым, доброжелательным отношением к детям, стремлением выслушать, помочь, подсказать. Такой стиль способен вызвать и положительное, доверительное отношение к педагогу, что немаловажно. И учитель школьники обладают позицией взаимопонимания, дружеских отношений. Именно это способствует развитию у детей совместного чувства «мы», благоприятного отношения к совместной деятельности и развитию более тесного общения.

авторитарный стиль характеризуется субъективным отношением к детям, строгой избирательностью, эмоциональной скупостью. Ярко выражена главенствующая позиция учителя, стремление к неукоснительному подчинению личностей детей. При таком стиле происходит отчуждение школьников от учителя, что выражается в холодности эмоционального фона, отсутствием доверия, психологической близости. У детей — развитие неуверенности, чувства неполноценности, заниженной самооценки. Педагога, избирающего данный стиль поведения с легкостью можно назвать антипедагогом, поскольку он разрушает личность ребенка, деформирует ее и наносит ему непоправимый психологический вред.

либерально — попустительский стиль как правило характерен для неопытных педагогов, или педагогов с высокой степень профессионализма. В данном случае характерно попустительство, неоправданная терпимость, снисходительность, которые способны серьезно навредить детям. Ни о какой продуктивной работе, ни о теплых, доверительных отношениях говорить в данном случае вообще не приходится. Учебный процесс постоянно нарушается непониманием и неспособностью детей усвоить элементарные нормы поведения. Поэтому либерально — попустительский стиля так же можно назвать антипедагогичным.

Младший школьный возраст — новый этап в перестройке отношений между ребенком и окружающими людьми. Начинается процесс социализации маленького человека посредством оценки его поведения. Ребенок начинает неукоснительно следовать новым правилам, которые выдвигает ему учитель. Соблюдая эти правила, он получает определенную оценку от педагога, который становится центральной фигурой, определяющей поведение ребенка как с одноклассниками, в школе, так и в семье.

Общение школьников в среднем звене складывается на базе тех норм и правил поведения, которые ему заложили в начальной школе, но, тем не менее и здесь существуют свои особенности и трудности. Переход в пятый класс дети воспринимают как начало нового этапа взросления. Они уже «совсем большие». Но появление большого количества учителей с разными требованиями — это конечно, стресс для еще неокрепшей психики. В этот момент ребенок может стать агрессивным, или. что еще хуже безразличным ко всему. это дети с нейродинамическими нарушениями.

Выделяют несколько видов нарушений. Гипердинамический синдром проявляется в дезорганизации ребенка. Это может отражаться как в учебной деятельности, так и в поведении. Ребенок не способен усвоить школьную программу, он неусидчив, невнимателен, гиперактивен, а нередко даже и агрессивен. Другое нейродинамическое нарушение — психомоторная заторможенность. Как правило, у таких детей ярко выраженная заниженная двигательная активность, замедленный темп психических реакций, практически отсутствие эмоций. Такие дети не способны быстро усваивать материал, реагировать на окружающие изменения и к активному контакту с окружающими людьми.

Немаловажную роль в правильном построении отношений играют также самооценка и уровень притязаний ребенка. Высокий уровень стремлений способен вызвать у ребенка агрессию в случае невозможности его достижения. Дети такие, как правило, грубы, негативно реагируют на любые затруднения, огрызаются и очень часто отказываются от выполнения тех действий, в которых может проявиться их несостоятельность. Чаще всего в основе появления этих негативных реакций лежит внутренний конфликт ребенка между неуверенностью в себе и притязаниями.

Не менее тяжело приходится и детям с заниженной самооценкой. Неуверенность в себе, нерешительность, скованность, страх сделать ошибку: все это формирует чувство зависимости от окружающих и тормозит процессы развития самостоятельности и инициативности.

Исходя из всего выше сказанного можно говорить о том, что процесс построения общения школьника с окружающими его людьми зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Но в чистом виде совокупность перечисленных фактов встречается редко. Как правило, происходит их сочетание, что приводит к сложной иерархической структуре школьной дезадаптации.

Общение для школьников в старшем звене — едва ли не ведущая деятельность, представляющая для них особую ценность. Здесь заметно вырисовываются два направления общения. Первое заключается в расширении сферы общения — это появление новых друзей, общение с людьми старше себя, с второе — в индивидуализации, избирательности, другими словами подросток чувствует необходимость в более тесном контакте с одним человеком — другом.

При наличии благоприятной атмосферы в семье, отношения подростков и родителей выходят на принципиально новый уровень общения — сознательный. При всем своем постоянном стремлении к самостоятельности школьники в этот момент острее ощущают необходимость в совете, поддержке, родительской любви. Семья остается для них тем местом, где они способны чувствовать себя спокойно и под защитой. На данном этапе с родителями начинаются обсуждения перспектив на будущее, постановка новых жизненных целей. Но тем не менее, хоть отношения и теплые, и доверительные, они имеют определенную дистанцию. Интимная, сугубо личная информация остается личной. А та информация, которые подростки получают при общении со взрослыми фильтруется, избирается и проверяется в процессе общения со своими ровесниками.

Основные приемы, используемые на этих уроках следующие:

-риторический анализ ( как письменных, так и устных текстов) заключается в обсуждении компонентов заданной речевой ситуации ( ответы на вопросы типа где? , кто? , зачем? , почему? и другие) . Основная преследуемая задача этого приема — научиться анализировать не только речь говорящего (ритора) , но и свою собственную.

-риторические задачи — создание выдуманной ситуации, при которой детям раздаются разнообразные роли. Они могут быть, например, учителями, родителями, врачами и т. д. , то есть получают определенный социальный статус взрослого. Создается речевая ситуация, например, прием доктора и пациента. Задача детей обыграть свои роли, составляя диалоги и решая заданную риторическую задачу. Это позволяет детям научиться оценивать ситуацию, подстраиваться под изменение условий (это может быть смена ролей) и учит уместному в определенной ситуации речевому поведению. Опыт проведения таких занятий еще отмечен в риторских школах Греции и отмечен положительными характеристиками развития речи и умения подстраиваться под различные обстоятельства общения.

-риторические игры — прием, очень похожий на риторические задачи, но предполагает необходимость присутствия соревновательного элемента и выявление победителя.

На уроках риторики обязательно должны присутствовать упражнения речевой гимнастики. Задания типа произнеси шепотом, проговори скороговорку, давайте пожужжим, пошипим и подобные задания — ортологические разминки. Развитие речи путем быстрого, спонтанного составления диалогов, монологов и обыгрывания речевых ситуаций — импровизированные задачи.

В структуре риторики можно выделить 2 основных подразделения:

-общение — то, что дает детям представление о взаимодействии людей при помощи устной и письменной речи;

-речевые жанры — то, что дает детям представление о тексте, его структуре, существующих типах текста ( повествование, описание, рассуждение) . Дети учатся отличать практические речевые жанры — просьба, приказ, пересказ, оценка. Все это, несомненно способствует положительной динамике в развитии речи детей.

Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

Источник:
Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
В чем особенности общения школьников? Что необходимо делать учителям и родителям, чтобы правильно организовать общение младших школьников? Данная статья
http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/obshhenie-mladshix-shkolnikov-so-sverstnikami-i-vzroslymi/

Развитие навыков общения младших школьников

Приметой последнего десятилетия в развитии отечественной педагогики и психологии можно по праву считать наметившийся переход от субъект-объектной к субъект-субъектной (личностно-ориентированной) парадигме воспитания. Ребенок из «объекта воздействия» постепенно становится полноправным партнером педагога по совместной работе, в личность, которая не подлежит каким-либо манипуляциям; воспитание же понимается как процесс совместной жизнедеятельности, «помощь ребенку в реализации его возможностей», где воспитывающий взрослый – посредник между ребенком и миром культуры, миром жизни.

Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте – это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Общение, взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения существенно замедляют и обедняют развитие ребенка.

Автор: Дьяконова Туйара Семеновна

Источник:
Развитие навыков общения младших школьников
Развитие навыков общения младших школьников (Разное). Учебное пособие для учителей.
http://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/razvitie-navykov-obscheniya-mladshih-shkolnikov-981097

COMMENTS