Общение на работе

Глава 2Ляпы делового этикета

Сам себе психолог / Общение. Четыре стиля общения на работе

Каждый человек тяготеет к определенному стилю общения… Всех нас можно разделить на четыре типа.

Аналитики любят принимать решения не спеша, все взвесив и продумав, предварительно изучив всю возможную информацию. Эмоциональные всплески коллег их отвлекают и раздражают.

Как их узнать? Речь аналитиков логично выстроена, они много говорят о деталях, порядке, статистике… Прежде, чем сказать, аналитик долго думает. Говорит монотонно, без жестикуляции, при разговоре часто опускает или отводит в сторону глаза.

Драйверы («погонщики») охотно работают в жестких современных рамках, решения принимают быстро, любят действовать, а не рассуждать, эмоции их раздражают.

Как их узнать? Речь драйверов быстрая, отрывистая, фразы четкие. Они часто употребляют слова «результат», «достижения», «цель», «время», «эффективность»… При разговоре почти не жестикулируют, смотрят в глаза, всем корпусом подаются вперед, подавляя собеседника своим видом.

Любезные часто смешивают производственные отношения с личными, легко вступают в конфликт, для них важно ощущать чувство локтя.

Как их узнать? Речь мягкая, плавная, они никогда не настаивают, а говорят «мне кажется», «я предполагаю…». Никто так много не улыбается, как «человек любезный». Через улыбки он пытается установить контакт даже с теми, кто ему не нравится.

Экспрессивные любят творческие задачи, неожиданные повороты, они наделены интуицией, энергичны, оптимистично настроены, открыты.

Как их узнать? Говорят эмоционально, ярко, часто повторяют «потрясающе», «замечательно», «я верю в успех…» При разговоре сильно жестикулируют, говорят громко, с яркой интонацией, смотрят в глаза собеседника.

Сослуживец как иностранец

Когда на работе сталкиваются люди с разными стилями общения, между ними возникает непонимание, или, как говорят, психологи, межличностное напряжение: каждому не нравится, как коллега решает рабочие вопросы. Если конфликт разгорится, сотрудники начнут грызть друг друга как пауки в банке, и любая работа застопорится.

Психологи предупреждают: все время говорить и поступать только так, как удобно тебе, опасно. Существуют отработанные технологии, которые помогают разным типам прийти к взаимодействию.

Прежде всего надо понять себя. Какой тип общения для вас более естественен? Спросите окружающих, как они оценивают вас.

Теперь присмотритесь к коллегам: какой тип общения близок им? Отныне разговаривайте с каждым не просто как с секретаршей Наташей или начальником Иван Иванычем, а как с гражданином другого государства — Аналитиколандии, Экспрессландии, Любезноландии или Драйверландии. Когда мы едем в другую страну, мы заранее узнаем местные обычаи, пытаемся выучить хотя бы несколько фраз на чужом языке. Каждый замечал, как нравится аборигенам, когда мы спрашиваем или благодарим пусть на ломаном, но все же их родном языке. Тот же принцип действует и в общении с коллегами.

Если ваши сослуживцы родом из Драйверландии , учтите, что в этой стране не принято выставлять свои эмоции на всеобщее обозрение. Спрячьте свои охи и ахи поглубже, говорите быстро, четко, не растекайтесь мыслью по древу. Решения предлагайте конкретные и как минимум два — драйвер любит сам выбирать окончательное. И экономьте его время!

А вот в Любезноландии нельзя решить никаких вопросов, пока не установите личного контакта с «человеком любезным». Перед деловым разговором нужно минут 10 поговорить о погоде, о здоровье, о том, как чувствуют себя дети, и лишь затем приступить к делу. Уходя не забудьте на прощание сказать что-нибудь приятное или пошутить.

В Экспрессландии принято выставлять эмоции напоказ. Если вы излагаете что-то с бесстрастным лицом, вас пугаются, не понимают и даже ненавидят, все деловые контакты сворачиваются. Так что расслабьтесь, будьте откровенны и, нравится вам или нет, не прячьте свои эмоции. Гневные крики здесь воспримут лучше, чем зловещее молчание.

В Аналитиколандии не мелют попусту языком. Подкрепляйте все рассуждения доказательствами, фактами, логическими рассуждениями.

По материалам статьи:

Пасенков А. Е. Пойми меня как коллега коллегу…: [Четыре стиля общения на работе] / А. Е. Пасенков; Записала М. Матвеева // Здоровье. — 2004. — № 3. — С. 32-33: ил.

Общение на работе

Человек целый день проводит на работе и, конечно же, возникает желание, чтобы там царила дружественная атмосфера. Но между сослуживцами существуют рамки взаимоотношений, которые нельзя переходить. Или может, стоит отбросить условности? Каков правильный этикет общения с коллегами по работе? Отличается ли этикет общения с мужчинами и женщинами? Пятнадцать минут с коллегой станут прекрасным началом рабочего дня или паузой в работе. Но дружеские отношения в коллективе завязываются не по воле человека, а сами собой. И некоторым в этом везет меньше, чем другим.

Аутсайдером в коллективе можно стать по своему или по всеобщему желанию. Что представляет собой этикет общения аутсайдеров? Аутсайдер – это человек, который ходит на работу только для того, чтобы получать зарплату и выполнять хорошо свои обязанности. Аутсайдер — это милый, доброжелательный человек, который может улыбаться всем и каждому, помогать в вопросах работы, но этим его общение с коллегами и ограничивается. Дискуссий на личные темы они стараются избегать и не комментировать. Причин такого поведения может быть несколько. Человек замкнут в себе и по психологическому типу относится к интровертам, которые предпочитают общение с самим собой. Желание поговорить о семейных проблемах может просто не возникать у такого человека.

Этикет общения аутсайдеров на работе имеет свои плюсы и минусы. Деловой этикет имеет такие плюсы как создание хорошего впечатления. Коллеги по работе считают аутсайдеров тактичными, вежливыми, усердными работниками. Но минус в том, что аутсайдер будет чувствовать себя не в своей тарелке на корпоративной вечеринке, при организации поездок на природу. Просто ему будет не с кем пообщаться, и никто соответственно не будет обращаться к аутсайдеру за советом, зная, что этот человек не советчик в личных проблемах. Аутсайдеры могут произвести и не очень хорошее впечатление на коллег даже при длительной работе с ними. Аутсайдер может восприниматься, как высокомерный тип.

Друзья на работе просто необходимы, хотя бы для того, чтобы заменить во время отпуска, помощь по конкретному вопросу. Подруга по работе может помочь в поисках новой работы. Как правило, дружеский этикет общения складывается между коллегами по работе, которые уже были знакомы до работы, например, учились вместе. Ведь влиться в новый коллектив всегда легче, сплотившись с кем-то. Стать своим среди подобного дружественного союза новичку очень непросто. Старые друзья редко принимают в свою команду посторонних. Выходные вместе, свадьбы, прогулки с детьми – все это стало обычным графиком для старых друзей. Но ни с кем не дружить тоже нельзя, иначе легко получить статус белой вороны.

Дружить в офисе можно и понарошку: совершать совместные походы в кино, за покупками, но молчать о семейных ссорах, денежных проблемах. Хотя, порой обсуждение своих финансовых затруднений может быть на руку. Богатых, успешных, к тому же привлекательных коллег мало кто выносит в чисто женском коллективе. Поэтому если недостатков нет, то их непременно следует придумать. От критики и жалоб начальнику не спасут даже безупречное выполнение работы. Напротив, безупречный послужной список может стать роковой отметкой в трудовой книжке. Никогда не стоит раскрывать перед сотрудницей-подругой свои слабые стороны, которые могут быть обращены против в нужный момент.

Дружба с мужчиной возможна, как бы некоторые ни утверждали другое. Вопрос только в том, с кем и как дружить? Мужчина не может дружить с привлекательной девушкой, в особенности, если сам не отличается выдающейся внешностью, большим кошельком. Неуверенные мужчины предпочитают сократить свое общение с красивыми представительницами женского пола. Мужчины, занимающие высокое положение на работе, редко обращают внимание на красивых девушек, что считают ниже своего достоинства. Дружить с мужчиной может только та женщина, к которой мужчина не испытывает полового влечения. Однако это не значит, что красавицы должны показывать свое ледяное расположение молодым людям.

Источники:
Общение на работе
Сам себе психолог / Общение. Четыре стиля общения на работе. Умей добиваться успеха. Юношеская библиотека для молодежи. Центральная городская библиотека для детей и юношества г. Новоуральска.
http://www.childlib.ru/dep-youth/uspeh-psiholog-obshenie-1.htm
Этикет общения на работе
женский сайт о моде, красоте и здоровье
http://www.raut.ru/article/jetiket_obshhenija_na_rabote.html

COMMENTS