Общество и общественные отношения

Общество и общественные отношения

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньшая, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарных режимов (Ирак) или отдельных террористов. С другой стороны, последние события, связанные с деятельностью комиссии ООН в Ираке, новое обострение ближневосточного кризиса еще раз доказывают, что, несмотря на прекращение «холодной войны», угроза начала третьей мировой войны все-таки существует.

В связи с окончанием «холодной воины» в середине 1980-х гг. возникла глобальная проблема конверсии. Конверсией называют постепенный перевод избыточных ресурсов (капиталов, технологий рабочей силы и др.), которые были ранее заняты в военной сфере, в сферу гражданскую. Конверсия отвечает интересам большинства людей, поскольку она существенно уменьшает угрозу военных столкновений.

Все глобальные проблемы взаимосвязанны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

1. Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10—11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Барабанов В.В., Насонова ИЛ. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Транзит-книга, 2004.

3. Двигалева А А Обществознание. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

4. Кашанина Т. В., КашанинА. В. Политология. 10—11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2007.

5. Кудинов ОА. Правоведение, Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2007.

6. Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод, пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2006.

7. Человек и общество. Обществознание. 10—11 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004—2007.

Источник:
Общество и общественные отношения
Изучение разных определений общества — определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
http://xreferat.com/84/2339-2-obshestvo-i-obshestvennye-otnosheniya.html

Общество и общественные отношения

Тема II. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Уроки 22-26. Общество и общественные отношения (§ 9-10)

Общество — в широком смысле это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Социум — социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.

Природа — совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни человека. Естественная среда существования человека.

Социальное — деятельность людей, направляемая их сознанием и волей.

Природное — естественная потребность.

Божественное — предопределенное выше.

Культура — совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на него самого.

Материальная культура — предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. д.

Духовная культура — знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.

Культурные универсалии — общие черты и формы культуры различных народов.

Общественные отношения — относительно устойчивые, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей.

1. Общество — это:

а) территория, на которой живут люди;

б) все население Земли;

в) определенный этап исторического развития;

г) группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности и поддержки друг друга.

2. Какое толкование термина «общество» неверно?

б) географическая среда;

в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;

г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.

3. Обществом в широком смысле слова называется:

а) весь окружающий мир;

б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;

в) группы людей, объединенных историческим прошлым;

г) взаимодействия людей в повседневной жизни.

4. Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества является:

а) производительные силы общества;

б) духовная культура общества;

в) общественные отношения;

г) денежные отношения.

5. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы;

в) политико-правовой сферы;

г) духовно-нравственной сферы.

6. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

7. К элементам общества как системы не относятся:

в) плодородная земля;

8. Отношения между обществом и природой характеризуются:

а) исключительно благотворным влиянием человека на природу;

б) господством человека над природой;

в) полной зависимостью общества от природы;

г) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности.

а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;

б) включает в себя природу в качестве подсистемы;

в) и природа не связаны друг с другом;

г) и природа существуют по одним и тем же законам;

д) является результатом развития природы.

10. Отметьте неправильные суждения:

а) жить в обществе и быть свободным от общества нельзя;

б) человек находится в состоянии постоянного изменения своей социальной сущности;

в) жизнь общества слабо подвержена изменениям;

г) человек живет своей жизнью, а общество — своей; жизненные линии человека и общества не пересекаются;

д) каждое новое поколение включается в систему уже сложившихся общественных отношений.

11. Примером общественных отношений можно считать связи между:

а) географической средой и образом жизни людей;

б) природой и обществом;

в) членами семьи;

г) людьми внутри класса, социальной группы;

д) человеком и орудиями труда.

12. Природа — это:

а) весь окружающий нас мир во всей бесконечности его форм и проявлений;

б) все пространство вокруг человека;

в) то, что появилось благодаря труду.

13. Какое высказывание больше соответствует современным взаимоотношениям человека и природы:

а) природу легче всего подчинить, повинуясь ей;

б) мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача.

14. Общность лиц, объединенных потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

15. Верны ли следующие суждения?

А. Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счете нужна человеку больше последней.

Б. Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?

А. Исторически общество первично, а государство — вторично.

Б. Государство порождает общество.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны и А, и Б;

г) оба суждения неверны.

17. Социальная сфера жизни общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

а) экономического развития страны;

б) развития органов власти;

в) развития национальных отношений;

г) развития международных отношений.

18. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, стран, наций, религиозных сообществ осуществляется:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

19. Вопросы власти, государства рассматриваются:

а) в экономической сфере;

б) в политической сфере;

в) в духовной сфере;

г) в социальной сфере.

1. Вставьте слова вместо пропусков:

• ________________ среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование.

• ________________ то, что окружает человека и создано им самим: города, предприятия, дороги, транспорт, предметы искусства, выведенные человеком растения и животные и т. д., а также общество, общественные отношения.

• Экономическая, социальная, политическая, духовная ________________ являются частью общественной жизни.

2. Установите соответствие основных сфер жизни общества и их кратких характеристик:

Сфера жизни общества

А. Взаимодействие социальных групп, слоев, классов, наций

Б. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права и т. д.

В. Различные формы и уровни общественного сознания

Г. Производство материальных благ, их обмен и распределение

3. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений:

Сфера жизни общества

А. Повышение налогов на бензин

Б. Выражение недоверия правительству

В. Премьера оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Г. Повышение пенсий по старости на 200 руб.

4. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по трем видам (социально-культурные, политические, производственные):

• создание политической партии;

• участие в церковном хоре;

• предложение проекта новой телепередачи;

• проведение собрания акционерного общества;

• лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость;

• отмена собрания профсоюза коммунальных работников;

• усыновление ребенка из детского дома;

• передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение;

• учреждение творческого союза художников-аниматоров;

• отмена регистрации партии «Народное единство»;

• продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»;

• пополнение фонда муниципальной библиотеки.

5. Одни говорят: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «портить природу». Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Другие с ними спорят: «Природа самоценна, ей нет замены. Если мы не будем беречь природу, то вскоре человечество задохнется от отсутствия кислорода и увеличения вредных веществ в окружающей среде. Пусть страдает производство, но мы должны мешать нерадивым хозяйственникам уничтожать природу. Борясь за выживание природы, мы должны всячески мешать развертывать вредные производства, даже если люди недополучат необходимых товаров».

Какая из этих точек зрения кажется вам справедливее? Обоснуйте свой ответ.

6. «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо). Почему же так много вражды в человеческих отношениях?

7. Чем объяснить многозначность понятия «общество»? В чем смысл утверждения «Общество — продукт взаимодействия людей»?

8. Э. Дюркейм настаивал на том, что общество представляет собой независимую от индивидов, внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность, которая включена в универсальный природный порядок. В чем можно согласиться (или не согласиться) с автором данной позиции?

9. Что можно возразить Аристотелю, который определил общество как совокупность индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов?

10. Как связаны между собой понятия «общество», «общественные отношения», общественная жизнь»? Выразите отношение к утверждению: «Человек создан, чтобы жить в обществе» (Д. Дидро).

11. Чем объяснить многообразие общественных отношений?

12. «Забота каждого только о себе позволяет достичь наибольшего счастья наибольшего числа людей». Насколько правомерно это высказывание?

13. В.Ф. Одоевский писал: «Как скоро человек хочет подражать природе, — он всегда ниже ее. » Согласны ли вы с мнением писателя? Поясните свою мысль.

Б. Г. Ананьев «Человек как предмет познания»

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы)

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

Вопросы и задания к тексту

— Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.

— Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? Укажите три возможные их роли.

— Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера Индивидуальной изменчивости.

Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим (А. Пон).

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать (Б. Рассел).

Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми (А. М. Яковлев).

Человек — это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее (Ж. П. Сартр).

Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер).

Человек станет прежде всего тем, чем он запрограммирован быть (Ж. П. Сартр).

Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково (И. Робертсон).

Источник:
Общество и общественные отношения
Общество и общественные отношения — ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК — РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ — Обществознание 10 класс Профессиональный уровень — Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н. — подробное описание каждого урока с указанием целей и задач, типа урока, методических приемов — поурочно-тематическое изложение программы и ресурсные материалы: тесты, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа, понятийный аппарат — содержит дополнительную справочную информацию, которая окажет педагогу существенную помощь в организации различных форм проведения занятий
http://www.compendium.su/social/10klass/48.html

Презентация — Общество и общественные отношения — 10 класс

Презентация «Общество и общественные отношения» 10 класс

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня.

Человек либо полностью раскроет все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.

ОБЩЕСТВО И СОЦИУМ

Осознание общества как особой и необходимой человеку среды его обитания пришло к людям не сразу. Более отчетливо осознавалось присутствие государства, семьи.

Однако наука и сегодня точно не может определить соотношение объективных закономерностей и деятельности людей, направляемой осознанными целями.

ОБЩЕСТВО И СОЦИУМ

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ЦЕЛЯМ

ОБЩЕСТВО И СОЦИУМ

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей

Узкое смысловое значение –определенная группа людей,

объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, и конкретный

этап в историческом развитии какого-либо народа, страны.

Широкое смысловое значение – динамическая, саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же

время свою сущность

и качественную определенность.

ОБЩЕСТВО И СОЦИУМ

  • Социум – синоним понятия «общество»
  • Социум – неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы

Природное и социальное — это не только две среды обитания человека, но и две сущности, присущие ему самому. Социальное общество выступает формой его

существования, вне биологическим способом связи людей.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

Рассматривая разные подходы к определению понятия общества, можно выделить несколько уровней обобщения.

  • Конкретно-исторический уровень – анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

  • Историко-типологический уровень – анализ не единичных, а особенных, присущие широкому классу явлений и процессов черт.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

  • Социально-философский уровень – рассмотрение общества как такового, выделение и анализ его всеобщих свойств .

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа – (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Узкое смысловое значение –естественная среда окружения человека, и общество, и природа являются двумя относительно самостоятельными «мирами», в которых существует человек.

Широкое смысловое значение – совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей, т.е. материальная сторона жизни общества также является

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Обособленность общества от природы проявляется:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.
  • В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии.
  • Общество является организованной системой.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Воздействие природы на общество:

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от газовых месторождений

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Воздействие общества на природу:

Загрязнение рек Западной Сибири нефтепродуктами

От природных лесов в 6,2 млрд гектар осталось – 1,3

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа предстает сложной и разнообразной, требующей от человека приспособления к ее ритмам, бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества.

Культура – совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленной как

на внешнюю среду, так и на него самого.

Узкое смысловое значение –достижения человечества в духовной сфере жизни общества: художественные творения, открытия и т.д.

Широкое смысловое значение – все плоды деятельности людей, связанных сложной системой отношений.

Культура не может создаваться и существовать вне общества, но и общество невозможно вне культуры.

Без нее мы бы не были людьми

Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, традиций)

Люди создают ее новые формы (в этом выражается общественный прогресс).

Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы и создают различные классификации

Материальная – предметы быта, средства связи, приборы и оборудование и т. п.

Духовная – знания, язык, ценности, символы, правила, нормы и др.

Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, семейном укладе, манере общения и во многом другом. Понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры.

В Кении молодой муж после свадьбы должен один месяц носить женскую одежду и выполнять женские обязанности, чтобы запомнить, что быть женщиной не так-то просто!

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы – культурными универсалии. Они включают: одежду, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, труд, родственные связи, похороны, религиозные представления, социальную стратификацию, использование орудий труда, наличие институтов семьи и брака и т. д.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • Относительно устойчивые,
  • Во многом безличные (формальные),
  • Затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений.

1. Первичные и вторичные уровни.

К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства (производственные отношения, социально-бытовые и др.

Вторичный уровень образуют отношения, возникающие проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.)

2. Односторонние и взаимные.

Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.

Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений: социокультурные, политические и производственные.

Источник:
Презентация — Общество и общественные отношения — 10 класс
Скачать Презентация "Общество и общественные отношения" 10 класс
http://uchitelya.com/obschestvoznanie/87470-prezentaciya-obschestvo-i-obschestvennye-otnosheniya-10-klass.html

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Социальное взаимодействие и общественные отношения;

Социальные отношения

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Приведите примеры причинно-следственных связей в развитии общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить:

— значимый для них объект;

— потребности (отношения субъект – объект);

— интересы (отношения субъект – субъект);

— ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Источник:
Социальное взаимодействие и общественные отношения
Социальное взаимодействие и общественные отношения; Социальные отношения Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также
http://studopedia.su/11_79708_sotsialnoe-vzaimodeystvie-i-obshchestvennie-otnosheniya.html

COMMENTS