Одиночество в старости

55 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ

55 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ

Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими.

1) слабое состояние здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры;

2) отсутствие семьи и близких людей (или тот случай, когда семья живет в другом городе);

3) очень ограниченный круг общения. Само по себе одиночество – это отсутствие общения с другими людьми, когда человек либо прекращает вовсе, либо сводит до минимума контакты с социумом, окружающим его миром. Чувствуя себя одиноким, человек ощущает свою бесполезность, ненужность. Истощаясь эмоционально, человек и физически ощущает себя ослабленным, что приводит к его постепенному разрушению как личности. А. И. Берг доказал, что для нормальной жизнедеятельности и способности здраво рассуждать, человеку необходимо контактировать, общаться с окружающим миром. Когда человек полностью изолирован от общества и не имеет доступа к информации, может начаться безумие. Новая полученная информация заставляет двигаться, работать мыслительные процессы (анализировать, синтезировать, обобщать и т. д.).

Контакты с внешним миром необходимы человеку, чтобы его интеллектуальная деятельность не прекращалась. Если человек способен и имеет возможность продолжать межличностное общение, он как бы отсрочивает свою старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество.

Человек в пожилом возрасте не обременен профессиональной деятельностью, он как бы выпадает из этого социального круга. Становится все меньше интересных и занимающих его вещей. Темы для разговора, выбираемые пожилыми людьми, чаще всего бытовые. Обсуждаются последние новости, услышанные по радио или телевидению, здоровье, которое занимает их в большей степени, вопросы медицины и здравоохранения. Еще одной темой является обмен воспоминаниями. Люди пожилого возраста склонны вспоминать прожитые годы, молодость.

Для человека в это время в связи с состоянием здоровья важными являются профессионализм участкового врача, его сдержанность и понимание, сочувствие и участие, то, насколько доступно и понятно он может изъясняться.

Человек находится в неизменном движении жизни: круг его общения ограничен (врачи, соседи, посещающие его родственники). Каждый день он выполняет одну и ту же деятельность. Новые яркие события в его жизни очень редки, практически отсутствуют. Основными потребностями являются физиологические: в тепле, еде, здоровом и спокойном сне и т. д.

Для пожилого человека важно ощущать заботу, любовь, тепло со стороны его семьи, родных. Проявляемая друг о друге забота отодвигает на задний план все негативные ощущения и переживания.

Источник:
55 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ
55 ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В СТАРОСТИ Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими. 1) слабое состояние здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры; 2) отсутствие
http://www.nnre.ru/psihologija/vozrastnaja_psihologija_shpargalka/p55.php

Одиночество в старости

Одиночество в старости

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

По-разному у людей складываются судьбы. Бывает, что человек в молодости жил в большой семье, имел много друзей, но потом родные – кто разъехался, кто умер, с друзьями пути разошлись, и в конце жизни получилось так, что рядом никого из близких не осталось. Означает ли это, что старость будет одинокой? Не всегда. Есть люди, обладающие удивительной способностью привлекать, располагать к себе окружающих, будь то соседи, врач из поликлиники, почтальон, приносящий пенсию, или социальный работник. Общение с такими людьми воспринимается как радость и привилегия, к ним в дом не закрывается дверь, в их сердце найдется место каждому. Они редко чувствуют одиночество, хотя объективно считаются одинокими.

Но встречаются и другие ситуации, когда пожилой человек живет вместе со своими родственниками, с которыми по разным причинам не складываются отношения, а в силу личностных особенностей или возрастных ограничений новые контакты завязать не получается. На фоне ухудшения здоровья и умственных способностей, внимания, памяти, затухания всех функций организма одиночество воспринимается особенно остро. Вот и мучается, страдает человек от невозможности поделиться хоть с кем-нибудь своими мыслями, переживаниями, обсудить события.

Есть немало пожилых людей, которые пытаются преодолеть чувство одиночества через помощь другим. Несмотря на определенные физические ограничения, многие бабушки и дедушки могут быть очень полезны и в семье, и в церковном приходе. Главное – чтобы их целью действительно было служение людям, а не попытка за чей-то счет решить свои психологические проблемы. Ведь тогда это уже не служение и помощь, а «причинение добра».

Особенно заметен подобный перекос, когда прародители хотят командовать, диктовать свои правила в семьях своих взрослых детей. Забавно наблюдать, как 90-летняя старушка «воспитывает» свою 65-летнюю дочь на глазах у ее детей и внуков: «Не спорь с матерью! Делай, как я тебе говорю! Молодая еще со старшими-то спорить!» А «молодая» не знает, то ли ей плакать, то ли смеяться – и жаль, что мать расстраивается, но ее советы из прошлого века никому не нужны.

В другой семье бабушка, живущая одна, каждый день приезжает посидеть с внуками и, незаметно для самой себя, начинает конкурировать с невесткой за любовь и внимание ее детей: «Иди скорей ко мне, внучек! Баба тебя пожалеет! А то мамка у нас плохая, ругается. Ну ничего, не плачь, мы ее слушать не будем, мы пойдем мультики смотреть». За такую «помощь», конечно, никто спасибо не скажет. И вот уже «неблагодарные» сын с невесткой («это все она, змея, виновата, испортила моего мальчика!») нанимают детям няню, а бабушку отправляют в санаторий, только бы она поменьше времени проводила в их доме. Но встречаются и противоположные истории, когда молодое поколение буквально вешает на стариков все заботы по хозяйству и уходу за детьми, невзирая на их возраст и состояние здоровья, да еще и недовольны, если что-то по дому не сделано.

Такую ли старость рисуют в своем воображении молодые люди? Задумываются ли о том, что человека ждет в конце его пути, те, кто желает имениннику долгих лет жизни? Права ли пословица «Старость – не радость»? Действительно ли это «тоскливая пора: всего, чего ты заслужил в этой жизни, ты уже достиг, и впереди лишь холодное безмолвие вечности»? Или это «заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества», «заключительный этап онтогенеза, характеризующийся необратимыми существенными изменениями в обмене веществ, структуре и функционировании организма»? А может, все-таки это «достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции»? Все эти столь разноплановые определения предлагают психологи[19]. Сколько вопросов!

Милая старушка в белом фартучке, уютно сидящая в удобном кресле с вязанием в руках, окружена многочисленными любящими детьми и внуками… Мудрый добрый дедушка с лучистыми глазами, улыбаясь в усы, учит молодых уму-разуму… Такой предстает старость в детских книжках, и если образы реальных бабушки и дедушки хоть отдаленно напоминают эти сказочные персонажи, то, возможно, внуки, подрастая, не столкнутся со страхом старости, который мучает тех, у кого в семье не было старшего поколения (рано умерли, редко виделись, совсем не общались), или тех, у кого бабушка в детстве скорее ассоциировалась с Бабой-Ягой, а дедушка с Кощеем Бессмертным.

Принятый в семье стиль общения со старшими родственниками также накладывает отпечаток на восприятие ребенком пожилых людей. Уважение или пренебрежение и раздражение; любовь и почитание или обесценивание и обиды; уход и забота или редкие визиты в дом для престарелых – что видит у себя дома малыш? Образ старости формируется в детском возрасте и потом оказывает сильное, как правило неосознаваемое, влияние на переживание человеком собственного старения.

Безусловно, не только семья и сказки влияют на отношение к старикам. Когда ребенок начинает смотреть телевизор, общаться со сверстниками, знакомиться с социумом, он обнаруживает модели жизни, в которых старость воспринимается иначе, чем он привык. В некоторых слоях общества, например, существует культ молодости и здоровья, старикам (после 40–45 лет!) там нет места. Признаки возраста беспощадно уничтожаются, иногда ценой здоровья и утраты своего лица.

Похожие друг на друга, вылепленные как по шаблону, ослепительно улыбающиеся женщины и мужчины без возраста смотрят с экранов и глянцевых обложек, становясь кумирами для молодежи. И вот уже шестнадцатилетние девушки покупают себе крем от морщин, а двадцатипятилетние копят деньги на подтяжку лица. Да и мужской пол не отстает: краска для волос, маска от облысения, биологически активные добавки – все это присутствует в арсенале многих современных мужчин. Чего только не придумывают люди для того, чтобы обмануть возраст и остаться «в тренде»! Для справедливости надо заметить, что началась эта гонка за вечной молодостью не сейчас. Еще в 1960-м году вся Советская страна распевала: «…Старость меня дома не застанет! / Я – в дороге! Я – в пути. / Сердце мое стучать не устанет, / Комсомольское сердце в груди»[20]. Остается надеяться, что общественные стереотипы, конечно, сильны, но не всемогущи.

Традиционным обществам присуще уважение к старикам, и старости ждут не как беды, наказания или позора, но как нового этапа жизни, гарантирующего почет и уважение окружающих, часто – освобождение от тяжелых работ. Одно из мест, где к пожилым сохраняется почтительное отношение, – это Церковь, хотя и здесь, пусть и в меньшей степени, иногда тоже встречается неприятие, насмешки или равнодушие. Если даже в православной среде можно столкнуться с нелепыми предрассудками (например, «нельзя со стариками долго общаться, потому что они энергию отнимают»), то что уж говорить о секулярном обществе?

Конечно, от самих пожилых отношение к ним тоже сильно зависит. Неслучайно ведь существует представление о бабушках – «божьих одуванчиках», с которыми так легко и приятно, или, напротив, о «старых перечницах» и «змеевидных старушках», злобно шипящих на всех из своих углов. Поэтому и одиночество в старости – удел не для всех.

Достойно встретить и прожить старость – нелегкая задача, которая стоит перед личностью, и готовиться решать ее можно заранее.

Источник:
Одиночество в старости
Одиночество в старости Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. По-разному у людей складываются судьбы. Бывает, что человек в молодости жил в большой семье, имел много
http://psy.wikireading.ru/95328

Одиночество в старости

Одиночество может переживаться в лю­бом возрасте у мужчин и у женщин. Пос­ледствия одиночества важны в отношении широкого многообразия эмоциональных, поведенческих и социальных проблем. Ши­роко распространено мнение, что одиноче­ство более выражено в старости. Однако многие исследования отвергают это общее мнение и обнаруживают, что в юности пере­живания одиночества острее. (121).

Несмотря на это, геронтологи настаивают, что одиночество является особенно травми­рующим фактором в старости, указываю­щим на хрупкость состояния физического и физиологического здоровья и др.

На основании образа современной литера­туры в области психологии одиночества Перл-ман и Пегого (122) описали ряд специфичес­ких теоретических подходов к одиночеству:

1. Психодинамических.
2. Феноменологических.
3. Экзистенциальных.
4. Социологических.
5. Интерактивных.
6. Когнитивных.

Психодинамический подход, основанный на фрейдовской концепции личности, в ос­новном разрабатывался клиницистами, которые работали с невротиками и другими патологиями. Этот подход рассматривает одиночество как ранний признак патоло­гии. Несмотря на тот факт, что причины одиночества в старости могут быть межлич­ностными, они фокусируют внимание на индивидуальных проблемах личности. Оди­ночество, согласно психодинамической тео­рии, может проявиться в форме нарциссиз­ма и враждебности.

Феноменологический подход к одиночест­ву очень близок психодинамическому. Раз­личия заключаются лишь в том, что соглас­но психодинамическому подходу истоки одиночества лежат в детстве, а согласно фе­номенологическому подходу — в текущем жизненном опыте.

Сторонники экзистенциального подхода утверждают, что одиночество является важ­ным условием нашего существования и формой системы защитных механизмов. Они считают, что нет необходимости в совлада-нии с одиночеством. Согласно этой точки зрения врач-психолог и социальный работ­ник должны помогать людям преодолевать страх одиночества и учить их использовать одиночество с пользой: оно экзистенциаль­но и привносит экзистенцию в человечес­кую жизнь.

Согласно социологическому подходу при­чины одиночества лежат вне индивида: в обществе, его традициях и истории. Здесь подчеркивают, что идеи единства, социаль­ный опыт помогают совладать с одиночест­вом (122).

Представители интерактивного подхода считают, что одиночество обусловлено как личностными, так и ситуативными факто­рами. Оно является продуктом их создания или взаимодействия. Интерактивный под­ход различает два основных типа одиноче­ства: эмоциональную изоляцию и социаль­ную изоляцию (145).

Когнитивный подход усматривает причи­ны одиночества в когнитивных способнос­тях индивидов, на которые оказывает влия­ние как исторический, так и текущий опыт. Человек начинает ощущать одиночество, когда он понимает несогласие между жела­емым и достигнутым уровнем социального контакта. Как и представители интерактив­ного подхода, сторонники когнитивной теории распространяют результаты своих исследований на «нормальных» индивидов, для которых их рекомендации очень полез­ны (122).

Многие авторы, которые изучали оди­ночество, стремились влить новое содержа­ние в это понятие. Так, например, К. Юнг писал, что он понимает одиночество как от­сутствие или переживание отсутствия удов­летворяющего социального окружения, сопро­вождаемое симптомами психологического дистресса (100). По мнению К. Роджерса, переживание одиночества порождается ин­дивидуальным восприятием диссонанса меж­ду истинным Я и тем, как видят Я дру­гие (124).

Существующие точки зрения можно до­полнить еще тремя:

1. «Одиночество вызывается не отсутствием социального окружения, но отсутствием значимого, необходимого отношения или системы отношений» (145).

2. «Одиночество — это неприятное переживание, когда человеческий опыт социальных отношений дефицитарен в любом смысле» (122).

3. «Одиночество — это различие между реальными и желаемыми отношениями с людьми, переживаемое очень остро, с которым нельзя согласиться, которое нельзя принять» (99).

Изучив большое количество мнений от­носительно одиночества, Д. Перлман и Л. Пепло (122) отметили, что во всех них присутствовали три идеи.

Первая: по определению одиночество является результатом дефицитарности че­ловеческих отношений.

Вторая: одиночество является внутрен­ним и субъективным психологическим пере­живанием и не может быть идентифициро­вано с фактической изоляцией.

Третья: большинство теорий (за исклю­чением экзистенциальной) определяют оди­ночество как неприятное переживание, со­стояние дистресса, от которого (по крайней мере поначалу) стремятся избавиться. Пси­ходинамический и феноменологический под­ходы считают, что переживания одиночест­ва патологичны. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состо­яние нормальным.

В качестве психотерапевтического подхода психоанализ сосредотачивает внима­ние на поисках причин переживания оди­ночества в раннем и школьном детстве, а феноменологический подход исследует те­кущую (настоящую) ситуацию. Для экзис­тенциалистов одиночество является частью человеческой жизни и переживается в тече­ние всей человеческой жизни.

Таким образом, одиночество — это не­однозначное понятие для старости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. По ре­зультатам американских исследователей (129), пожилые люди, способные обходиться без посторонней помощи в обиходе, более, чем молодые, приспособлены к тому, чтобы жить в одиночестве. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми своими соци­альными связями.

Как показали наши исследования, по­жилые люди, нашедшие для себя адекват­ный, интересующий их вид деятельности, оцененный ими как социально значимый, реже испытывают одиночество, поскольку через дело свое они общаются с семьей, группой людей и даже со всем человечест­вом (если речь идет о продолжении трудо­вой деятельности или написании мемуаров).

Следует подчеркнуть различие смыслов понятия «одиночество» — это особенно важно для старости. Одиночество может быть объективной изолированностью, мо­жет быть переживанием тяжкого разлада личности, господства дисгармонии, пере­живания кризиса Я (тогда усиление чувства достоинства может оказаться средством снижения одиночества). И, наконец, оди­ночество может быть добровольным уеди­нением, необходимым для созерцательнос­ти и экзистенциальных переживаний, а тому, кто стремится к одиночеству, не суждено его и испытывать (50).

Переживание одиночества находит раз­личную оценку со стороны самого пожило­го человека. Обычные жалобы в этом слу­чае — на непонимание со стороны окружа­ющих, отсутствие человека, который мог бы понять и разделить испытываемые чув­ства. В других случаях пожилой человек ищет конкретного виновника в создавшей­ся ситуации. В подобных переживаниях на­ходит отражение отношение к собственно­му старению, приятие или неприятие его.

Обсуждая вопрос о неприятии пожилым человеком одиночества и сочетании этого чувства со стремлением к изоляции, можно привести высказывания А. Шопенгауэра. Известный философ, состарившись, гово­рил, что чувство одиночества, так же как и чувство непонимания со стороны окружаю­щих, с которыми сталкивается человек, ти­пично для всех возрастов. С годами, по мне­нию философа, люди привыкают и легче мирятся с одиночеством, а в старости впер­вые начинают осознавать его преимущества («на шестом десятке влечение к нему дела­ется нормальным и даже инстинктивным» [цит. по (63)].

Позитивное значение одиночества (уеди­нения) в поздних возрастах отмечает Н.В. Ха­митов (58). Излагая свой необычный взгляд на природу и значение одиночества, он пи­шет, что одиночество почти всегда воспри­нимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести об­щение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится лич­ностью, которая может заинтересовать мир. Лишь так женщина обретает достоинство женщины, а мужчина — достоинство муж­чины. Ибо одиночество — это ось, прони­зывающая нашу жизнь. Вокруг нее враща­ется детство, молодость, зрелость и ста­рость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и уг­лубление в него.

Одиночество есть прозрение. В его без­жалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Оди­ночество останавливает время и обнажает нас.

«Бегство от одиночества есть бегство в одиночество — то самое одиночество в тол­пе, на работе, наедине с женой и детьми. Бегство от одиночества — это приближение к космическому одиночеству старости, по­скольку в старости уединение-одиночество способствует внутреннему повороту от интенсивности к подлинности» (58, с. 5). По мнению автора, одиночество-уединение в старости дает возможность человеку пере­жить мир как гармонию и себя как гармо­нию в гармонии. В уединении старость очи­щается от аффекта и суеты и дает чистое поле для мудрости (58). Очевидно, что такое переживание одиночества характерно для тех людей, которые в старости обрати­лись мыслью и душой к смысложизненным темам и обрели то, что Э.Эриксон называл высшем уровнем эго-инегрированности.

По данным зарубежных исследований, для людей пожилого возраста одинаково важны две потребности: потребность выжи­вания и потребность сохранения уважения к себе. Чувство собственного достоинства связано с личной и принятой в данной куль­туре оценкой независимости — с самостоя­тельностью и уверенностью в своих силах. В связи с этим создается парадоксальная ситуация: в старости возникает противоре­чие между потребностью выжить и сохра­нить достоинство. И каждый для себя дела­ет выбор, исходя из определяющей стратегии адаптации к старости. При этом возможна жертва одной из потребностей: так, слабею­щий старик, выбирая достоинство, отказы­вается от дома престарелых, но при этом переживает сокращение круга общения, что­бы скрыть свою беспомощность (23).

Если переживание одиночества стано­вится мучительным, а пожилой стареющий человек сознательно ищет помощи, чтобы избавиться от нее, то зарубежные психоло­ги строят психотерапевтическую работу с пожилыми одинокими пациентами с опо­рой на три фактора: социальное сравнение, повышение личностного самоконтроля и доступность доверенного лица.

Социальное сравнение помогает оценить одиночество свое и других, свои и чу­жие переживания по этому поводу. Лич­ностный самоконтроль повышает чувство собственного достоинства и уверенности в успешности предполагаемых контактов. На­личие и доступность контакта само по себе снижает переживание одиночества. И, на­конец, эффективнейшим средством ниве­лирования переживания одиночества явля­ется успешная коллективная деятельность, успешная, увлекательная и переживаемая как социально значимая.

Источник:
Одиночество в старости
Одиночество может переживаться в лю­бом возрасте у мужчин и у женщин. Пос­ледствия одиночества важны в отношении широкого многообразия эмоциональных, поведенческих и социальных проблем. Ши­р
http://murzim.ru/nauka/psihologija/vozrastnaja-psihologija/27095-perezhivanie-odinochestva-v-starosti.html

Одиночество в старости

Каждый человек рано или поздно задумывается о таком жизненном периоде, как старость. Одни люди боятся старения, как физического процесса организма, других больше волнуют психологические моменты. Причин боязни старости очень много, но главным страхом является боязнь одиночества.

Данный момент имеет ряд прочных оснований. Ведь ситуация, когда пожилые люди остаются одни, очень распространена. Рассмотрим основные возможные варианты одиночества в старости и постараемся найти оптимальные способы того, как этого можно избежать.

Первая причина – личные изменения характера человека. Ни для кого не секрет, что люди преклонного возраста очень часто переживают процесс старения, они становятся более обидчивыми, требуют к себе внимания, и даже получая его, остаются недовольными. Подобное поведение становится главной причиной испорченных отношений со знакомыми и родственниками.

Вторая причина – возникновение психических нарушений сознания. Каждый человек знает, что пожилым людям свойственны такие моменты, как нарушение памяти, сна, снижается усидчивость и искажается восприятие окружающего мира. Специалисты даже выделяют такое изменение психического состояния, как старческий психоз.

Третья причина – потеря супруга или супруги. Такая ситуация также не является редкостью. Рано или поздно один из супругов умирает, что также очень болезненно воспринимается со стороны оставшегося в одиночестве партнера.

Способов предотвращения одиночества в старости также довольно много. Главный момент в данном случае – позаботиться о своем будущем заранее. Специалисты отмечают, что первые возрастные изменения возникают у людей в основном после пятидесятилетнего жизненного рубежа. Именно в этот период начинается этап, который чаще всего характеризуют, как климакс.

Для того чтобы психологические изменения не развивались стремительными темпами, необходимо научиться контролировать свои эмоции. Например, психологи отмечают, что в старости у людей значительно сужаются интересы. Связано это со многими аспектами – выход на пенсию и появление непривычно большого количества свободного времени. Одним словом, человек просто начинает скучать. Для того чтобы этого не произошло, надо постараться найти какое-то новое интересное занятие – чтение художественной литературы, посещение общественных мероприятий, новые виды рукоделия.

По данным статистических исследований стало известно, что на отношение к старости главным образом влияет жизненная активность человека. Например, люди, которые даже после выхода на пенсию имеют физическую возможность продолжать трудовую деятельность, склонны к психическим изменениям намного меньше.

Еще один важный момент – забота и понимание себя и своих близких. Главное, что должен запомнить каждый человек – любить себя надо всегда. Это касается не только заботы о своем внешнем виде, но и душевном состоянии. Возрастные изменения – это не повод забывать, например, о том, что вы женщина. Наверняка каждый человек замечал, насколько иногда отличаются дамы преклонного возраста даже своим внешним обликом – одни женщины стараются делать прически, выглядеть аккуратно и опрятно, другие же перестают уделять внимание своей внешности.

Невозможно не рассмотреть и еще один вариант одинокой старости — при отсутствии второго супруга. Причин такой ситуации несколько – смерть, развод, отсутствие партнера в более молодом возрасте, однако степень переживания такой ситуации людьми преклонного возраста намного выше, нежели в молодости. Из этой ситуации также есть выход – поиск единомышленников. Каждый знает, что существуют специальные места отдыха и даже так называемые сообщества для одиноких стариков. Активности и бодрости таких людей можно только позавидовать. Тем более, что гораздо приятнее и полезнее проводить время с пользой для своего организма, чем уходить в себя, становиться замкнутым и озлобленным на весь мир. В данном случае скучать и угнетать себя печальными мыслями просто не будет ни времени, ни желания.

Источник:
Одиночество в старости
Каждый человек рано или поздно задумывается о таком жизненном периоде, как старость.
http://seductrice.ru/public/odinochestvo-v-starosti/

COMMENTS