Опросник близости отношений

Диагностика диадных отношений

Помимо опросников в диагностике семейных отношений применяются и проективные методики — в особенности для обследования детей, восприятия и отражения ими отношений в семье. О том, какие проективные методики используются для этого и какие показатели семейной ситуации могут быть получены с их помощью, можно прочитать в гл. 11.

Пример

Мой ребенок ничего не добьется в жизни. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

С помощью факторного анализа с вращением авторы выделили в структуре опросника пять шкал (четыре первых — значимые факторы по общей, смешанной выборке; пятый — фактор, который выделился как наиболее дискриминативный для родителей, обращающихся за помощью). Также эта процедура позволила проверить валидность опросника: факторы принимают значимые различия в экспериментальной и контрольной группах (по Т-критерию Стюдента). А факторизация с использованием испытуемых в качестве переменных эмпирически подтвердила разделение на группы благополучных и нуждающихся в помощи семей.

Каждая шкала опросника описывает отдельные аспекты родительского отношения.

1. «Принятие — отвержение». Утверждения этой шкалы отражают интегральное эмоциональное отношение к ребенку: от принятия ребенка таким, какой он есть, с уважением и симпатией к его индивидуальности, одобрением его интересов, до восприятия ребенка плохим, неудачливым, неумным и неспособным, с дурными наклонностями.

2. «Кооперация». Высокий результат по этой шкале отражает социально желательный образ родительского отношения: заинтересованность в делах и планах ребенка, стремление помочь ему, сочувствие, доверие и склонность вставать на сторону ребенка в спорных вопросах.

3. «Симбиоз». Шкала оценивает межличностную дистанцию в отношениях с ребенком, высокие значения рассматриваются как стремление к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности и при этом воспринимает его как маленького и беззащитного, тревожится за него и пытается оградить от жизненных трудностей и неприятностей, не предоставляя самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Показатели этой шкалы интерпретируются как авторитаризм, требование от ребенка дисциплины и безоговорочного послушания, стремление навязать свою волю. При этом родитель отслеживает социальные достижения ребенка и требует от него социального успеха.

5. «Маленький неудачник». Набор утверждений, касающихся восприятия родителем ребенка как инфантильного, младше реального возраста, лично и социально несостоятельного. Мысли и чувства, а также интересы и увлечения ребенка кажутся родителю несерьезными, детскими. Родитель не доверяет своему ребенку, видит его неуспешность и неумелость, открытость дурным влияниям, раздосадован этим и стремится контролировать его действия.

Нормы для опросника установлены в виде процентильных показателей для каждой шкалы.

Ограничение данной методики состоит в том, что она изначально ориентирована на проблемные семейные взаимодействия, т.е. не рассчитана на диагностику вариантов нормы. Кроме того, ее применение целесообразно с целью выявления трудностей в отношении к конкретному ребенку (т.е. не годится для анализа общих воспитательных установок).

В России PARI существует в адаптации Т. В. Нещерет, он аналогичен классической версии и известен также под названием «Семейная жизнь глазами матери». Шкалы поделены в нем натри группы, сходных с теми, что были выявлены is структуре PARI рядом американских исследователей па базе факторного анализа: оптимальный эмоциональный контакт (1, 14, 15, 21), соответствующий «демократическим установкам»; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (8, 9, 16), подобная «враждебности-отвержению»; излишняя концентрация на ребенке (2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22), похожая па «авторитарный контроль». Отдельно выделяется группа показателей отношения к семейной роли (3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23). Шкалы в российской версии соответствуют американской:

1) «Побуждение вербализации»;

2) «Чрезмерная забота»;

3) «Ограниченность интересов рамками семьи и заботы о ней»;

Источник:
Диагностика диадных отношений
Помимо опросников в диагностике семейных отношений применяются и проективные методики — в особенности для обследования детей, восприятия и отражения ими отношений в семье. О том, какие проективные
http://studme.org/37655/psihologiya/diagnostika_diadnyh_otnosheniy

Опросник близости отношений

ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Г. Т. ХОМЕНТАУСКАС

Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанного разнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различные характеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся: совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностных отношений ее участников.

Перечисленные параметры семьи могут исследоваться различными методами.

Диагностика эффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основе субъективных и объективных методик. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы — специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.

Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.

Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.

Существуют следующие виды и способы диагностики:

1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.

Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».

2. Опросник самоотношения.

Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:

· Самоуважение — отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.

· Аутосимпатия — шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе — видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.

· Самоинтерес — отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

· Ожидаемое отношение от окружающих.

3. Шкала Я- концепции Теннесси.

Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я — концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

4. Шкала самоуважения Розенберга.

Опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений и может применяться с целью экспресс-диагностики самоотношения.

5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.

Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.

6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.

Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.

Источник:
Опросник близости отношений
ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Г. Т. ХОМЕНТАУСКАС Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди
http://studopedia.su/18_11842_I-diagnostika-samootnosheniya.html

Опросник межличностных отношений

Кажется, автор стремится охватить такие незначительные аспекты человеческого существования, какие мы обычно упускаем из вида, но тем не менее, существует много различных исследований, свидетельствующих о валидности этого теста.

Одна из таких работ — это изучение выбора соседей по комнате среди членов студенческой организации колледжа. Теория FIRO — B позволяет спрогнозировать количество аттракций между двумя индивидами. Например, между тем, кто стремится контролировать, и тем, кто хочет быть контролируемым (если две другие их потребности тоже пересекутся). Выбор соседей по комнате студентами колледжа был в значительной мере предсказан этой оценкой совместимости.

Инструмент сфокусирован на измерении поведенческих проявлений в трех областях межличностных отношений: «Включенность» — интенсивность контактов, «Контроль» — степень зависимости, «Эмоции» (в более поздней версии этот концепт заменили на «Открытость») — степень готовности делиться чувствами. Эти три измерения соответствуют трем шкалам опросника FIRO-B. С его помощью можно измерять, оценивать и предсказывать поведение человека в межличностных взаимодействиях: что он реально делает и что он хочет делать, соответственно — как другие люди реально поступают по отношению к нему, и как он хотел бы, чтобы они поступали.

Включенность — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми (психологически приемлемые), на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е)от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает контакты со всеми людьми» до «не устанавливает контакты ни с кем»);
  • (w)от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда устанавливают с ним контакты» до «никогда не устанавливают с ним контакты»).

Потребность во включенности понимается как желание нравиться, привлекать внимание, вызывать интерес. На эмоциональном уровне — это потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса в общении. С точки зрения самооценки, потребность включенности проявляется в желании человека чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее этой потребности, направлено на установление связей между людьми. Быть непохожим на других, т. е. быть индивидуальностью, — другой аспект потребности во включенности: человек стремится быть замеченным, отличаться от других людей.

Контроль — потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «всегда контролирует поведение других людей» до «никогда не контролирует поведение других»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетентность и ответственность. На уровне самопонимания потребность в контроле проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное потребностью в контроле, относится к процессу принятия решения, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Выраженность потребности в контроле варьируется в диапазоне от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до желания быть контролируемым, избавиться от ответственности.

Аффект — потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на эмоциональные отношения. Отношения устанавливаются по двум направлениям:

  • (е) от индивида к другим людям (в диапазоне от «устанавливает близкие личные отношения с каждым» до «не устанавливает близких личных отношений ни с кем»);
  • (w) от других людей к индивиду (в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения» до «никогда не завязывают близких личных отношений с индивидом»).

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. На уровне самопонимания — как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви.

Включенность относится, прежде всего, к формированию отношений, тогда как контроль и аффекция касаются уже сформированных отношений. Включенность можно проиллюстрировать как отношения «внутри-снаружи», контроль — «вверху-внизу», а аффекцию — «близко-далеко».

Опросник FIRO-B был разработан для того, чтобы помочь человеку понять собственное поведение и поведение других людей, объяснить, как потребности личности влияют на межличностные взаимоотношения. Его валидность и надежность подтверждены многочисленными исследованиями. Русскоязычный адаптированный вариант FIRO-B известен как опросник межличностных отношений (ОМО). С его помощью измеряются личностные характеристики и оцениваются отношения между людьми. Тип поведения диагностируется в трех областях — включение (I), контроль (С), и аффект (А), по шести шкалам:

Включенность

  • Ie (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь принимать других людей, поддерживать их интерес ко мне и участие в моей деятельности; активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и как можно чаще быть среди людей;
  • Iw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди вовлекали меня в свою деятельность и стремились быть в моем обществе.

Контроль

  • Се (демонстрируемое поведение самого индивида): пытаюсь контролировать других людей и влиять на них; стремлюсь руководить и принимать решения;
  • Сw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие люди меня контролировали, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

Аффект

  • Ае (демонстрируемое поведение самого индивида): стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним теплые дружеские чувства;
  • Аw (поведение, ожидаемое индивидом от окружающих): стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились со мной своими интимными чувствами.

Опросник ОМО содержит 54 утверждения. При тестировании рекомендуется соблюдать принцип добровольности. Давление на испытуемого повышает вероятность искажения результатов. Время на ответы не ограничивается (в среднем, заполнение бланка занимает 15 минут).

Опросник межличностных отношений (ОМО)

Инструкция:

Опросник предназначен для определения типичных способов Вашего отношения к людям. Здесь нет правильных или неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать так, как, по их мнению, они должны себя вести. Но сейчас нас интересует то, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга, но все же они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, по каждому пункту опросника отдельно, без оглядки на другие утверждения. Время для ответа не ограничено, но не стоит размышлять слишком долго.

Для каждого утверждения выберите вариант ответа, который кажется Вам самым подходящим.

Бланк для ответов (ОМО)

__________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Источник:
Опросник межличностных отношений
FIRO — «Fundamental Interpersonal Relations Orientation» («Базовые ориентации межличностных отношений»). Эта система была впервые описана Шутцем в 1958 году. На основании анализа многочисленных исследований межличностного поведения, проведенных в области детского развития, социально-психологических и клинических сферах, Шутц сделал вывод о том, что основные межличностные
http://hr-portal.ru/tool/oprosnik-mezhlichnostnyh-otnosheniy

Разработка методики «определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»

Разработка методики «определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»

?УДК 37.013.77 ББК Ю940+Ю953

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

Описываются основные этапы разработки и психометрической проверки нового психодиагностического инструмента, позволяющего изучать особенности дистанции в межличностных отношениях. Представлены данные о надежности, валидности и стандартизации методики. Указаны области ее возможного применения.

Ключевые слова: социально-психологичекая дистанция, психодиагностическая методика «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях», надежность теста, критериальная и конструктная валидность, стандартизация психодиагностических методик.

Теоретическая база подхода

Межличностные отношения являются важной, неотъемлемой частью человеческого существования, определяющей благополучие, комфорт и удовлетворенность жизнью в целом. Одной из характеристик межличностных отношений является дистанция, которую устанавливают взаимодействующие друг с другом субъекты.

С нашей точки зрения [4, 5], социальнопсихологическая дистанция (СПД) — это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов. Дистанция имеет свои компоненты, к которым можно отнести когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющие (ставшие впоследствии прототипами для базовых шкал разрабатываемой методики).

Когнитивная составляющая рассматривается как степень взаимопонимания в межличностных отношениях.

Эмотивная составляющая — как соотношение силы сближающих и удаляющих чувств в таких отношениях.

Коммуникативная составляющая — это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.

Поведенческая составляющая представлена готовностью совместно осуществлять

какое-либо поведение. Чем больше репертуар видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.

Деятельностная составляющая — это готовность совместно осуществлять деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция [4].

Изменение СПД отражается на характере межличностных отношений. Так, чрезмерное сокращение или увеличение СПД может приводить к неудовлетворенности субъекта его межличностными отношениями.

Изменяя СПД, субъекты для достижения целей совместной деятельности способны устанавливать желаемые для себя межличностные отношения, с разным уровнем близости.

Описание и психометрические характеристики методики «СПД»

Основным назначением методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» (методика «СПД») является определение меры близости (отдаленности) между взаимодействующими субъектами, обусловленной их взаимопониманием, доверием, положительным чувственным тоном и возможностью совместного времяпровождения.

Работа по созданию методики началась с анализа специальной литературы, в результате был определен перечень характеристик -прилагательных, отражающих разные аспекты

СПД. На основе этого были сформулированы суждения, в которых отражены признаки межличностной дистанции. Полученный таким образом, набор содержал 72 суждения о дистанции в межличностных отношениях.

Анализ пунктов опросника. На данном этапе для каждой шкалы проводилась оценка дифференцирующей силы суждений в их отношении к характеристикам СПД. Испытуе-мым-экспертам предлагалось оценить каждое предъявляемое суждение по семибалльной шкале. После анализа первичных статистик и характера распределения ответов из 72 суждений было отобрано 51 — с наибольшей дифференцирующей силой и лучшими параметрами распределения.

Для каждого пункта шкалы были рассчитаны индекс «трудности» пункта и коэффициент корреляции с итоговым баллом по шкале. Этот этап анализа пунктов проводился на выборке 198 испытуемых, в том числе 99 женщин (в возрасте от 19 до 43 лет) и 99 мужчин (в возрасте от 19 до 47 лет), находящихся друг с другом в партнерских отношениях.

По завершении этого этапа из исходного набора утверждений были исключены неудовлетворительные пункты (не соответствующие выбранному разработчиками методики критерию: значение индекса «трудности» должно определяться в диапазоне от 0,16 до

0,74). Гомогенность каждой сформированной шкалы проверялась процедурой однофакторного анализа.

По окончании этого этапа была составлена окончательная форма опросника «СПД».

Характеризуя рассчитанные статистические (психометрические) показатели методики, следует отметить, что все пункты, включенные в состав той или иной шкалы, имели свое обоснование с позиции их теоретической валидности, индексы трудности всех пунктов являлись благоприятными, рассчитанные коэффициенты корреляции баллов по пунктам методики с итоговым баллом по каждой шкале и с итоговым баллом по всей методике оказались достаточно значимыми и свидетельствуют о дискриминативной способности шкал опросника и о внутренней согласованности шкал методики «СПД», что, в свою очередь, является существенным элементом конст-руктной валидности.

Проверка надежности. Ретестовая надежность методики «СПД» устанавливалась путем повторного тестирования через 4 недели испытуемых из состава выборки, пред-

ставленной 121 парой супругов, состоявших в браке продолжительностью от 1 до 5 лет. Возраст обследованных мужчин составлял в среднем 29,1 ± 4,4 года, женщин — 26,7 ± 3,5 лет. Оценка надежности выполнялась на основании рассчитанных значений коэффициента корреляции Ч. Пирсона (г). Все полученные коэффициенты корреляции имели значение в диапазоне г = 0,41 — 0,58 (р = 0,99), что свидетельствует о достаточной ретестовой надежности методики «СПД».

Надежность по однородности проверялась на выборке 180 человек, образованной 90 парами лиц в возрасте от 17 до 45 лет, состоящих друг с другом в дружеских (приятельских) отношениях.

В ходе психометрической проверки были установлены значимые корреляционные связи показателей по шкалам методики «СПД» с показателями по шкалам методики «ПЧО». Показатели по шкалам когнитивной («Cog-ё»), коммуникативной («Сош-^>), эмотивной («Бшо-^>), поведенческой и деятельностной («Ас1>^>) составляющих СПД положительно коррелируют с показателями «Гедонистические и сближающие чувства» (значения коэффициентов корреляции г определяются в диапазоне от 0,43 до 0,57 прир

Источник:
Разработка методики «определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»
Разработка методики «определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» ?УДК 37.013.77 ББК Ю940+Ю953 РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
http://psibook.com/articles/razrabotka-metodiki-opredelenie-sotsialno-psihologicheskoy-distantsii-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah.html

COMMENTS