Особенности мужской и женской психологии

Особенности мужской и женской психологии

Особенности мужской психологии. Особенности женской психологии. Женщинам о мужчинах. Мужчинам о женщинах. Мужская психология любви. Мужская логика. Мужская психология книги скачать. Мужская психология отношений. Мужской взгляд на женщин. Мужское мнение. Мужчины о женщинах. Мужчины и женщины. Мужчины глазами женщин. Психология мужчины. Психология мужчины и женщины. Психология мужской любви. Психология мужчин книги. Психология мужчин скачать. Женская психология. Женская логика. Женская психология для мужчин. Женская психология книги. Женская психология любви. Женская психология скачать. Женский взгляд. Женское мнение. Психология женщины. Психология женской любви. Психология женщин скачать.

Об особенностях мужской и женской психологии (Часть 1)

Мужчины и женщины смотрят на мир так, как будто носят разные очки. Обобщенно это можно выразить так: если мужчины имеют "сфокусированный взгляд" на мир, то женщины видят его в более "широкой перспективе". Обе эти точки зрения одинаково верны.

Источник: Джон Грэй "Мужчины, женщины и отношения".

Особенности мужской и женской психологии

Три качества женщины, которые вдохновляют мужчину больше всего:

Если жена видит в муже хорошие качества и делает на них акцент – они начинают расти и приумножаться.Даже если для этого нет никаких оснований.Даже если он не должен был быть ответственным – он таким становится.Не должен быть начальником – а вдруг становится.Женщина сильно влияет на мужчину. Один и тот же мужчина может отличаться кардинальным образом в зависимости от того, кто с ним рядом.

В семейной жизни есть одна проблема, о которой говорить не принято. Многие женщины жалуются на то, что мужчина с годами стал менее мужественным. Что его ничего не интересует, что он пьет и лежит на диване. Женщины даже забывают, что когда-то сами его выбрали и полюбили. За что-то. А за что – уже и не вспомнишь. Потому что это «что-то» вдруг куда-то делось… А может быть, не вдруг? Нужно ли его приручать.

Последнее время очень много женщин обращаются с одной и той же проблемой. Они жалуются на то, что мужчина не работает, не обеспечивает, не развивается, не проявляет себя, как мужчина. Я устала повторять всем одно и то же, поэтому в этой статье я расскажу всем и сразу, что к чему и как быть.

Большинство людей считает, что на материальном уровне все мы, в первую очередь, нуждаемся в хлебе насущном. Этой потребности уделяем большое внимание, потому что пища является для нас источником жизненных сил. Но, если без еды человек может прожить достаточно долго: в основном до пятидесяти дней, то без воды жизнь уходит еще быстрее.

Учет особенностей женской психологии и женского мировосприятия в современном образовательном процессе

Учет особенностей женской психологии и женского мировосприятия в современном образовательном процессе

Инновационное образование ставит задачу поиска новых, более качественных форм учебной и образовательной деятельности, эффективно решающих проблемы, встающие перед нашим обществом. В данной статье мы хотим коснуться сферы гуманитарного образования, а еще уже – образования людей в такой области, как личностно-психологическое развитие, семейно-личные отношения, воспитание детей. С широким развитием интернета становится ясно, что по крайней мере в этой области традиционные формы учебной работы отстают от реалий жизни: не только дети, но и взрослые в интернете все больше изучают эти вопросы не по материалах учебников, а в форумах и блогах. Об этом свидетельствует крайне малое цитирование академической психологической и педагогической литературы на фоне массовых ссылок на любительские, непрофессиональные статьи с форумом и блогов.

Почему же учебники, сделанные признанными специалистами, уступают поделкам дилетантов?

Мы видим здесь несколько причин.

  1. Людей волнуют более всего вопросы не высоко-теоретические, а связанные с их непосредственной жизнью.
  2. Живой язык интернет-общения оказывается для людей более привлекательным, чем академический язык традиционных учебников.
  3. Естественный, живой язык учитывает личностные особенности людей, в частности – отличие мужского и женского восприятия мира, разницу в мужском и женском подходе к себе, в людям, к воспитанию детей.

Наш более чем двадцатипятилетний опыт педагогической, тренинговой и писательской деятельности свидетельствует о том, что многие вопросы женщины воспринимают совсем иначе, нежели мужчины, женщинам свойственны другие ценности, другой стиль мышления, другое отношение к себе и миру. Если же учесть, что читательская аудитория сегодня на восемьдесят процентов – женская аудитория, то без учета этих особенностей психологические и педагогические тексты восприняты ими не будут.

Женская психология: биология или гендерные особенности?

Как писал Фил Зимбардо в предисловии к книге Шон Бурн «Гендерная психология», «Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упоминая в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психология, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме».

Вопрос, действительно ли есть какие-то особенности женского подхода, женского мировосприятия – непростой. Огромное число популярных мифов и малое количество серьезных экспериментальных исследований не дает говорить здесь что-либо с совершенной уверенностью. Успех книги Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» говорит только об актуальности темы, но не наличии фактов, подтверждающих изложенные там положения. Однако, под сомнение ставится только список конкретных гендерных отличий, сам же факт отличий мужского и женского мировосприятия, мужского и женского подхода к жизни сомнений не вызывает.

Фил Зимбардо в рамках исследований гендерных различий провел показательный эксперимент. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях. Эксперимент состоял в следующем.

«Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство»! (Шон Бурн. Гендерная психология. Прайм-Еврознак, 2008. С.3).

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sheriffs, 1957) в своем исследовании пришли к выводу, что к мужской модели поведения относят социально независимый стиль поведения, компетентность, способно мыслить логично, активность и общая эффективность. Женская модель, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку (Mc Kee J. P., Sherriffs A. C. The differential evaluation of males and females // J. of Personality, 1957, № 25, p. 356-371.).

Едва ли правильно утверждать, что у мужчин и женщин больше различий, чем сходства. Вполне возможно, исследования покажут, что различия внутри самих мужчин могут оказаться более существенными, нежели различия между мужчинами и женщина, однако этот факт не отменит главного – у женщин есть свои особенности, свой женский стиль, подход к жизни и есть особенности женского мировосприятия.

Под женским подходом мы имеем в виду не то, что обязательно присуще каждой конкретной женщине, а культурную модель женского подхода. Девочек воспитывают, как девочек, хотя некоторым девочкам могут быть более присуще «мальчиковые» черты. Многие женщины имеют мужское мышление, демонстрируют мужскую модель поведения – точно так же, как многие мужчины склонны вести себя по-женски, по-женски реагировать на трудности, по-женски мыслить и говорить. Достаточно очевидно, что женская модель поведения имеет под собой некоторые биологические корни, но не менее очевидно, что эта модель внедряется в обществе как определенная нормативная конструкция: «Девочки играют в куклы, а мальчики – в машинки. Девочкам плакать можно, а мальчики не плачут».

Только с учетом этого замечания можно описывать эти два полюса: полюс мужской и полюс женский. На оси между этими полюсами конкретный мужчина может оказываться «не вполне мужским», а конкретная женщина скорее мужчиной, нежели женщиной. Однако все разнообразие конкретных проявлений полюсов «мужское» и «женское» не отменяет, а скорее подтверждает их наличие.

Женский подход, женский язык, женское мировосприятие

Какие же особенности женского подхода, женского отношения, женского восприятия? Чем женский мир отличается от мира мужского?

Мир мужчины – предметный мир, мир четкости и определенностей, мир женщины – отношения, мир текучих чувств и переживаний.

Для мужчины главное – внешнее, объективное, им важно поведение: что сделано, а что нет. Для женщины главное – то, что у нее внутри, что она чувствует и переживает.

Работая над собой стихийным образом, мужчины чаще идут от внешнего к внутреннему, от поведения к чувству. Женщины обычно идут противоположным путем: он внутреннего к внешнему, от чувства к поведению.

Например, когда о своей неуверенности говорят женщины, они обычно имеют в виду чувство неуверенности, ощущение неуверенности. Если они хотят избавиться от неуверенности, они могут на словах говорить о желании уверенно выступать перед публикой, уверенно держаться — вроде бы о поведении. На самом деле, при более внимательных расспросах почти всегда оказывается, что на самом деле женщине важно ощущение уверенности, чувство победительницы — ей нужно внутреннее состояние. И для женщины понятно: есть будет нужное внутреннее состояние, у нее будет и соответствующее уверенное поведение.

Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Они могут говорить и о своем чувстве неуверенности, но за этим они видят и их реально беспокоит, как он держится, как звучит, как выстроено его поведение. Мужчина уверен, что если он научится уверенно себя держать, говорить, действовать, это даст ему и нужный внутренний настрой.

Нормальное мужское мышление – это четкость, использование логики и объективность, взгляд как бы стороны, на языке позиций восприятия – использование третьей позиции восприятия. Мужчина смотрит на происходящее извне, отодвигает мешающие эмоции и, анализируя имеющиеся объективные данные, вычисляет итого, делает выводы. Подумал – потом сказал. Естественное женское мышление – это совсем другое…

Когда ситуация простая, привычная и не цепляет ее чувства, женщина не менее логична: в ней срабатывают интеллектуальные автоматизмы, шаблоны решения, и она просто воспроизводит тот ответ, который к ней пришел сам. Когда же ситуация неочевидная, наработанных шаблонов решения нет и нужно думать, тем более, если ситуация касается ее лично и затрагивает ее чувства — женщина, чтобы думать, начинает говорить. Молча думать женщина не может, молча она только переживает, чтобы думать — ей нужно с кем-то говорить. Говорение цепляет ее чувства, внутри нее начинает что-то происходить, и вот – она откуда-то изнутри получает знание. Это знание приходит к ней изнутри, оно соответствует ее состоянию и выражает более ее чувства, нежели работу ума.

Необходимость разговаривать с женщиной на ее языке

Соответственно, если учебник по психологии и педагогике учит, как решать ситуации личного плана, разрешать конфликтные ситуации или трудные педагогические ситуации при воспитании детей, то любые классификации подобных ситуаций, обращение к логике, использование критериев и алгоритмов есть то, что противно женской натуре. Женщина может это выучить и сдать на экзамене, женщина вполне это может применить на производстве, когда она чувствует себя работником, а не женщиной, женщина это сделает, пока не затронуты ее чувства. Если же она находится в личной ситуации, рядом с нею значимый ей мужчина, любимый ее ребенок и чувства ее взметнулись, всякий научный учебник будет ею позабыт.

Мужчина тоже лишается рассудительности, когда задеваются его эмоционально больные точки. Но в сравнении с женщиной мужчины более спокойны, не склонны поддаваться эмоциям и в штатной ситуации мужчина обычно берет себя в руки, включает голову и думает (или вспоминает), как решаются подобные ситуации. Можно обратиться к его логике, определить класс ситуации, в которой он находится, вместе с ним продумать целесообразность тех или иных действий и быть уверенным, что он выполнит то, что диктует разум.

Похоже, что учебники пишут в основном по мужской модели, поскольку для написания используется строгий, объективный язык и обращение идет преимущественно к уму, а не чувствам. Очевидно, что следствием этого оказываются затруднения в донесении учебного материала для женщин: девушки могут такой материал заучить, возможно пересказать преподавателю на экзамене, но к ее реальной жизни это не будет иметь отношения.

Что можно предпринять в этой непростой ситуации? Думается, что психологию и мировосприятие женщины переделать труднее, нежели что-то изменить в стиле преподавания и написания учебных текстов. На наш взгляд, определенным решением было запараллеливание изложения материала: один и тот же материал мог бы быть изложен два раза: один раз академическим, строгим языком, второй раз – языком живым, опирающимся на чувства и эмоции. С точки зрения дидактики такой повтор был бы оправдан, а с точки зрения психологии – необходим.

Ну надень шарфик, ну что ты, как кулема! Послушай бабушку, она ведь тебе только добра желает! И не груби пожалуйста, а то вообще гулять не пойдешь!

С мужской точки зрения, в этом коммуникационном послании несложно разглядеть элементы критики, моменты давления и негативную манипуляцию: скрытое психологическое воздействие с давлением на эмоции и апелляцией к чувству страха.

Однако с женской точки зрения это не так. С точки зрения бабушки, она не критиковала, не давила и не манипулировала: бабушка просто заботилась о любимом внуке. Если вы спросите образованную бабушку, как она относится к давящей критике и манипуляциям, бабушка абсолютно искренне скажет, что критиковать нехорошо, давить некрасиво, а манипулировать недопустимо, но завтра будет беседовать со своим внуком в том же стиле – ровно потому, что она действительно не видит то, что она делает.

Тот, кто живет чувствами, обычно не видит то, что он делает объективно. Тот, кто живет чувствами, не имеет привычки к научной классификации своих действий, он видит только свое позитивное чувство («забота») и не видит те негативные элементы, которые в него оказались включены: критика, давление, манипуляции.

Это его слепое пятно в восприятии межличностных отношений.

Очевидно, что в такой ситуации чтение лекций и книг, посвященных недопустимости критики, давления и манипуляциям, не даст никакого позитивного эффекта. Думается, что определенный эффект для преодоления этого эффекта слепого пятна могут дать личностные психологические тренинги, приучающие человека смотреть на свои действия с точки зрения других людей, вырабатывающие более мужской, научный взгляд на стиль и содержание своего общения.

Источники:
Особенности мужской и женской психологии
Об особенностях мужской и женской психологии. Часть 1.
http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_04b.shtml
Особенности мужской и женской психологии
Три качества женщины, которые вдохновляют мужчину больше всего: Если жена видит в муже хорошие качества и делает на них акцент – они начинают расти и приумножаться.Даже если для этого
http://shkatulkachudes.com/publ/muzhchiny_i_zhenshhiny/osobennostjakh_muzhskoj_i_zhenskoj_psikhologii/16
Учет особенностей женской психологии и женского мировосприятия в современном образовательном процессе
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/uchet-osobennostey-zhenskoy-psihologii-i-zhenskogo-mirovospriyatiya-v-sovremennom-obrazovatelnom-processe

COMMENTS