Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения

2. Психологические особенности педагогического общения

В настоящее время проблема педагогического общения приобрела особую актуальность, так как она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Бесспорен и тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности, с одной стороны, и эффективностью педагогического общения характером и взаимодействия преподавателя со студентами, с другой, существует тесная взаимосвязь. В свою очередь, важнейшими особенностями педагогического взаимодействия современной высшей школы являются целостность, систематичность и непрерывность, постепенный переход от аудиторных форм общения к неаудиторным, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному характеру общения.

Чрезвычайно важно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и студентов, начиная с первого курса. Неправомерен при этом перенос школьных форм взаимоотношений учителей и учеников на ситуацию в вузе, в котором существуют принципиально иные формы обучения и контроля учебной деятельности, наконец, совершенно другой является вся вузовская атмосфера.

Важным социально-психологическим фактором, который придает всему педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, существенно влияющую на продуктивность учебно-познавательного процесса студентов, является чувство профессиональной общности у студентов и преподавателей вуза с самого начала процесса обучения.

Условно можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения интенсивности их общения со студентами:

Первую группу составляют те преподаватели, которые свое общение со студентами ограничивают узкими рамками сугубо деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремятся к более близкому общению.

Вторую группу составляют преподаватели, стремящиеся к близкому общению со студентами, но не достигающие его по различным причинам (отсутствие достаточного времени, симпатии студентов, их нерасположенность к преподавателю).

К третьей группе относятся те преподаватели, которые с уважением относятся к студентам, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако в случае возникновения у студентов определенных трудностей они обращаются именно к этому преподавателю.

Четвертая группа преподавателей. К ней относятся те, которые постоянно общаются со студентами. Их общение при этом отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. Важнейшим условием этого является доверие студентов к преподавателю. А оно обусловлено его высоким профессионализмом и личностными качествами, такими как честность, порядочность, требовательность, справедливость и отзывчивость.

Педагогическое общение может носить фронтальный и диадический характер, то есть осуществляться в групповой или индивидуальной форме.

Случается и так, что ранимые, застенчивые преподавате­ли сознательно или бессознательно “уходят” в ситуации функ­ционально-ролевого общения, не желая никого впускать в свой внутренний мир или “не лезть в душу” другому, ограничиваясь обсуждением сугубо официальных вопросов.

Кроме типа темперамента, определенные затруднения у преподавателя в процессе индивидуального общения может вызвать также его элементарная неподготовленность, отсутствие необходимых умений и навыков работы с людьми в различных ситуациях общения.

Существует определенная структура педагогических воздействий со стороны преподавателя на обучаемых. Она включает различные виды воздействий, которые, в свою очередь, в значительной степени определяются уровнями деятельности преподавателя.

Основными видами педагогических воздействий являются:

Преобладание тех или иных видов педагогических воздействий, используемых преподавателем, необходимо рассматривать в соответствии с уровнями его деятельности и понимания студентов. Эти уровни могут быть как высокими, так и низкими.

Выявлено, что у преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня – воздействия дисциплинирующего характера. Это легко объяснить тем, что, если преподаватель не уделяет достаточного внимания организации деятельности студентов, то ему приходится впоследствии тратить силы и время на поддержание дисциплины. Иными словами, беспорядок на занятиях не является следствием какой-то изначальной человеческой склонности, а вытекает из недостаточной организованности учебного процесса.

При высоком уровне деятельности преподавателя среднее количество его педагогических воздействий за одно занятие производится меньше, но сами по себе они оказываются гораздо эффективнее.

Система вербальных воздействий у преподавателей высокого и низкого уровней деятельности отличается не только количественно, но и качественно. Преподаватели высокого уровня чаще всего используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Что же касается преподавателей низкого уровня, то, хотя у них повышение интонации и называние фамилии входят в число наиболее часто используемых воздействий, нельзя сказать, что юмор и поощрение – частые “гости” на занятиях. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие преподаватели больше дисциплинируют, чем организуют обучаемых.

Установлено, что преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его студенты. Вместе с тем, известно, что эффективность обучения связана именно с уровнем собственной активности учащихся на занятии и, в более широком смысле, эффективность развития личности обучаемого. На занятиях у преподавателей высокого уровня студенты говорят в два раза больше, чем на занятиях у преподавателя низкого уровня.

Преподаватель играет определяющую роль в процессе педагогического общения. В то время, когда роль преподавателя как основного источника информации в настоящее время постепенно снижается в связи с расширением применения в учебном процессе телекоммуникационных средств, влияние его как личности, напротив, существенно возрастает. Вот почему успешное педагогическое общение и взаимодействие пре­подавателя со студентами требует наличия у него определенных психологических качеств и способностей. Как справедливо считает Л.Д. Столяренко, к основным из этих качеств и способ­ностей следует отнести:

— интерес к студентам и к работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, развитые коммуникативные качества;

— способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее ему умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, от индивидуаль­ных особенностей студентов;

— умение ощущать и поддерживать обратную связь в об­щении;

— умение управлять собой, своим психическим состояни­ем, своим телом, голосом, мимикой; умение управлять настро­ением, мыслями, чувствами; умение снимать мышечные зажимы;

— способность к спонтанности общения, то есть к не подготовленной заранее коммуникации и к импровизации;

— умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, вероятные последствия своих педагогических воздействий;

— хорошие вербальные способности: культура и развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

— владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учебную деятельность и поведение студентов в требуемом направлении;

— способность к педагогической импровизации. Она включает умение применять разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”).

Важным профессиональным качеством преподавателя является также толерантность. Толерантность понимается как терпеливость, выносливость преподавателя по отношению к поведению обучаемых и коллег, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Толерантность лежит в основе взаимного доверия и понимания. Она помогает предупреждать конфликты и преодолевать их возможные неблагоприятные последствия. Кроме того, толерантность способствует установлению и проявлению доброжелательности, помогает налаживанию психологического климата в группе, в отношениях между преподавателями и студентами.

Толерантность имеет решающее значение для всех профессий типа “человек – человек”. В педагогическом же общении она занимает особое место, так как с ней связаны эффективность познания личности обучаемого, продуктивность и результативность педагогического общения и деятельности.

Толерантность связана с двумя факторами. В одном слу­чае социально-психологическая терпимость (толерантность) может быть обусловлена низкой психической чувствительностью личности (черствый, холодный). Иными словами, в основе толерантности этого типа лежит откровенное безразличие. Другой путь терпимости личности – это специфика ее установок (каждый имеет право на свое мнение). Здесь повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности, в данном случае личности преподавателя. Для иллюстрации сущности этого вида толерантности считаем уместным привести известные слова Ф. Вольтера “я в корне не согласен с вашими взглядами, но я готов жизнь отдать за то, чтобы вы имели право их высказывать”.

Установка преподавателя является важным психологическим фактором, определяющим эффективность педагогического общения. Под установкой принято понимать готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Выделяют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам: позитивную и негативную.

Признаками негативной установки преподавателя на того или иного студента являются: преподаватель дает “плохому” студенту меньше времени на ответ, не использует наводящие вопросы и подсказки; чаще порицает, чем поощряет; не реагирует на удачные действия студента и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

При позитивной же установке преподаватель дольше ждет ответа на вопрос, в случае затруднения задает наводящий вопрос, поощряет улыбкой, взглядом; при неправильном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т.д. При таком подходе “плохие” студенты болезненно переживают необъективность преподавателя и гораздо реже обращаются к преподавателю, чем хорошие.

Могут затруднять педагогическое общение также и проявляющиеся иногда субъективизм и предвзятость преподавателя, его следование стереотипам, тесно связанным с типами его установок.

Субъективизм и предвзятость являются одним из следствий неумения или нежелания преподавателя преодолевать трудности в организации общения со студентами. Преподаватель может и не знать о своем субъективизме, но, тем не менее, проявлять его во взаимоотношениях со студентами, допуская тем самым серьезные педагогические ошибки, которые могут быть использованы студентами в своих целях, оттачивающими технику общения. Так, уровень владения техникой общения у студентов может оказать существенное воздействие на оценку знаний учебной дисциплины. Другими словами, умело используя развитую технику общения, студент создает иллюзию хорошего знания предмета, формирует у преподавателя положительное отношение к себе и тем самым способствует развитию и проявлению его субъективизма.

В работе со студентами субъективность оценок нередко связана с оценкой внешности студента. Так, распространены такие стереотипы: “этот – в очках, значит, умный”; “этот – спортивный на вид, значит, не очень умный” и т.д. Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием студентов, но часто приводит к заблуждениям, которые, в конечном счете, могут выливаться в серьезные педагогические просчеты. В результате складывается благоприятная или неблагоприятная для студента установка преподавателя на основании повода, который в действительности не имеет никакого отношения к реальному уровню его знаний.

Использование стереотипов, порождающих позитивные или негативные установки, также оборачиваются педагогическим субъективизмом преподавателя.

Преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента за счет своего отношения к нему как к заведомо неуспевающему. В результате первого неудачного ответа студента у преподавателя может сформироваться отрицательная установка (как, впрочем, аналогичным путем и положительная). Вначале возникает предвзятость, на ее основе формируется и постоянно проявляется субъективизм, а дальше предпринимаются определенные действия для того, чтобы оправдать правомерность этой установки.

Вместе с тем, действие стереотипов не может быть однозначно оценено как негативное. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если преподаватель жестко следует им, и если их влияние приобретает абсолютный характер. Положительное же значение стереотипы приобретают в том случае, если преподаватель, опираясь на них, дает лишь вероятностную оценку личности студента и стремится в ходе дальнейшего общения постепенно уточнять ее.

Субъективизм, стереотипизация, наличие определенных штампов и трафаретов, которые преподаватель использует в своем познании студента, приводят его на ложный путь педагогического общения. В связи с этим необходимо проверять всякую информацию и переоценивать предварительные установки, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше других, в том числе и лучше тебя самого.

Важнейшую роль в педагогическом общении, в процессе познания преподавателем личности обучаемого играют механизмы децентрации и идентификации. Со способностью побороть свой эгоцентризм, взглянуть на ситуацию не со своей позиции, а глазами обучаемого, понять и принять его точку зрения, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности. Все это возможно благодаря не только изначальным педагогическим способностям, но и специальным умениям, которые могут быть сформированы в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки, благодаря тем приемам, правилам и техникам, которые существуют в педагогическом общении и взаимодействии.

Источник:
Особенности педагогического общения
Наукова бібліотека Буковина
http://buklib.net/books/36688/

Семинар-практикум — Основы педагогического общения

Одним из важных качеств педагога является его умение организовывать конструктивное взаимодействие с детьми, общаться с ними. Учителю необходимо знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена программа семинара-практикума.

Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения.

2. Помочь учителям осознать собственный стиль педагогического общения.

3. Развить навыки конструктивного решения педагогических конфликтов.

Совершенствование навыков конструктивного педагогического общения.

1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения.

2. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Понятие индивидуального стиля общения.

3. Особенности педагогического общения. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

4. Особенности профессионального и межличностного общения в педагогическом коллективе.

5. Практикум по разрешению конфликтных педагогических ситуаций.

6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции.

Ученые установили: когда человек просто слушает, он воспринимает и запоминает до 20% информации; если он при этом ещё конспектирует, – до 50%, если же он включен в активную деятельность, в памяти остается от 80% до 100% полученной информации. Поэтому в каждое занятие включены тренинговые упражнения, активно используются работа в парах сменного состава и групповая работа, самодиагностика, рефлексия.

Занятие 1. Общение как психологический феномен. Коммуникативная сторона общения

Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

1. Актуализировать знания участников по проблеме эффективности общения.

2. Активизировать внимание участников к невербальным средствам общения.

3. Усовершенствовать навыки прочтения состояния другого по невербальным сигналам.

Планируемый результат: Осознание участниками роли невербальных средств в достижении эффективности общения.

1. Общение как форма взаимодействия людей.

2. Условия эффективного общения.

3. Коммуникативная сторона общения.

4. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.

1. Организационный момент:

Тема, цели, задачи, планируемый результат, план занятия, время работы.

2. Актуализация знаний по проблеме:

2.1 работа с определениями понятия “общение”;

2.2 информирование “Особенности общения”.

3. Эффективность общения:

3.1 разминка “Разговор в парах” (со сменой пристроек);

3.2 работа в микрогруппах “Условия эффективного общения”;

3.3 краткое представление результатов работы в группах, обобщение результатов ведущим.

4. Коммуникативная сторона общения. Средства общения:

4.1 коммуникативная модель общения;

4.2 средства общения:

4.2.1 информирование о роли невербальных средств общения (беседа);

4.2.2 выполнение тренировочных упражнений;

4.2.3 обсуждение результатов работы.

5. Обсуждение итогов работы на занятии.

Занятие 2. Особенности взаимодействия людей в процессе общения

Цель: Актуализация участниками собственной коммуникативной позиции.

1. Проинформировать участников о перцептивной и интерактивной сторонах общения.

2. Помочь участникам осознать индивидуальные стратегии и тактики общения.

3. Отработать эффективные способы реагирования в процессе общения.

Планируемый результат: Осознание участниками своего индивидуального стиля общения.

1. Актуализация знаний по проблеме.

2. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

3. Интерактивная сторона общения. Модели и позиции общения.

4. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.

5. Условия эффективного общения.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по проблеме:

2.1 разминка “Определите значение жеста”;

2.2 упражнение “Реаниматор”.

3. Перцептивная сторона общения:

3.1 механизмы межличностного восприятия;

3.2 эффекты межличностного восприятия;

3.3 игра “Ассоциации”.

4. Интерактивная сторона общения:

4.1 Информирование:

4.1.1 виды взаимодействия (ролевое, конфликтное);

4.1.2 позиции общения, модели общения (по Сатир);

4.1.3 три “Я” в человеке (по Э.Берну);

4.2 Практические задания:

4.2.1 упражнения “Модели общения”, “Моделирование ситуации общения”;

4.2.2 упражнение “Способ реагирования” (по Э. Берну).

5. Уровни общения. Индивидуальный стиль общения.

Тесты “Какой Вы собеседник?”, “Уровень контроля в общении”.

6. Правила эффективного общения.

7. Подведение итогов встречи.

Занятие 3. Особенности педагогического общения.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Цель: Актуализация педагогами собственной профессиональной позиции.

1. Проинформировать участников об особенностях педагогического общения.

2. Помочь участникам определить собственный стиль педагогической деятельности.

3. Отработать навыки саморефлексии.

Планируемый результат: Осознание участниками своего стиля педагогического общения и педагогической деятельности.

1. Понятие индивидуального стиля общения и деятельности.

2. Особенности педагогического общения. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.

3. Самодиагностика: определение участниками собственного стиля педагогической деятельности.

1. Организационный момент:

2. Особенности педагогического общения:

2.1 актуализация знаний участников об индивидуальном стиле общения;

2.2 информирование об особенностях педагогического общения;

2.3 сравнение аспектов, функций, этапов общения вообще и педагогического общения.

2.4 тест “Уровень общительности как профессионально значимого качества”.

3. Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности:

3.1 определения стиля педагогической деятельности;

3.2 виды стилей педагогической деятельности.

Тесты “Модель педагогического общения”, “Уровень педагогического общения”, “Стиль педагогической деятельности”.

5. Саморефлексия. Подведение итогов встречи.

Занятие 4. Особенности профессионального
и межличностного общения в педагогическом коллективе

Цель: Осознание участниками своих профессиональных установок и предпочтений в общении.

1. Актуализировать знания участников по вопросу профессионального (делового) общения.

2. Проинформировать педагогов о взаимосвязи личностного и профессионального в деятельности.

3. Усовершенствовать навыки самодиагностики.

Планируемый результат: Определение участниками умений, необходимых для эффективного профессионального общения.

1. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении учителя.

2. Психологические установки и их влияние на межличностное и профессиональное общение.

3. Базовые умения профессионального общения.

4. Особенности делового общения.

5. Профессиональные деформации педагогов.

1. Организационный момент.

2. Взаимосвязь личностного и профессионального в поведении людей:

2.1 информирование о базовых установках человека, влияющих на поведение в профессиональной деятельности;

2.2 диагностика установок:

2.2.1 тесты “Мотивация одобрения, достижения (МОД)”, “Мотивация избегания неудач”;

2.2.2 проективная методика “Синяя птица”.

3. Базовые умения профессионального общения:

3.2 тест “Контроль в общении”.

4. Особенности делового общения:

4.1.1 умение вести деловую беседу;

4.1.2 правила эффективного слушания;

4.2.2 психологические установки, помогающие эффективному общению.

Тест “Какой Вы собеседник?”,

5. Профессиональные деформации педагогов:

6. Подведение итогов встречи.

Занятие 5. “Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций”

Цель: Совершенствование навыков конструктивного общения.

1. Проинформировать педагогов о сущности педагогического конфликта.

2. Ознакомить участников с эффективными способами реагирования в конфликтной ситуации.

3. Усовершенствовать навыки конструктивного взаимодействия.

Планируемый результат: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных педагогических ситуациях.

1. Конфликт и его структура.

2. Стили общения человека в конфликтных ситуациях.

3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.

4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.

1. Организационный момент.

2. Основные понятия конфликтологии:

2.1 сущность конфликта, его структура, фазы развития, виды конфликтов;

2.2 самодиагностика: тест Томаса “Поведение в конфликте”.

3. Понятие конфликтной педагогической ситуации.

3.1 информирование: понятие конфликтной педагогической ситуации, стадии её протекания;

3.2 рекомендации по предупреждению конфликтных педагогических ситуаций.

4. Решение конфликтных педагогических ситуаций.

4.1 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – ученик”;

4.2 информирование: правила воздействия на личность ученика в конфликтной ситуации;

4.3 решение конфликтных ситуаций в системе “учитель – класс”.

5. Подведение итогов встречи.

Занятие 6. Психическое здоровье педагога. Способы оперативной саморегуляции

Цель: Совершенствование навыков оперативной саморегуляции.

1. Ознакомить участников с понятием “психическое здоровье”, способами саморегуляции.

2. Ознакомить c конкретными приемами снятия психоэмоционального напряжения.

Планируемый результат: Расширение представлений участников о способах саморегуляции.

Основное время на занятии отводится тренировочным упражнениям по саморегуляции, которые подбираются с учетом интересов и возможностей участников и проводятся в тренинговом режиме.

Далее представлена методическая разработка первого занятия семинара-практикума.

1. Организационный этап.

Сообщение темы, цели, задач, планируемого результата, плана и времени работы (см. выше).

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем занятие семинара-практикума “Основы педагогического общения”. Наша первая встреча посвящена общению как психологическому феномену. В ходе совместной работы мы актуализируем знания по данной проблеме, выйдем на осознание роли невербальных средств общения в коммуникации.

2. Общение как форма взаимодействия людей.

2.1 Актуализация знаний.

Ведущий: Обратимся к некоторым определениям понятия общение и проанализируем их.

(Приложение 1.1) Вопросы для обсуждения:

На что акцентируют внимание первые два определения?

Можно ли определить общение только как передачу информации?

Какие ещё стороны можно выделить в общении?

2.2 Информирование (Приложение 1.2).

3. Условия эффективного общения

3.1 Упражнение “Поговорим!”

Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:

– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;

– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);

– партнеры меняются позициями и говорят дальше;

– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).

3.2 Обсуждение результатов выполнения упражнения:

В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?

Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?

Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?

3.3 Работа в группах.

3.3.1 Задание: Составить список условий эффективности общения.

3.3.2 Краткое представление результатов работы группы.

3.3.3 Обобщение результатов ведущим.

4. Коммуникативная сторона общения.

4.1 Как в виде схемы можно изобразить процесс передачи информации?

4.2 Если вернуться к условиям эффективности общения, то можно заметить, что выстроенная коммуникативная цепочка и эти условия взаимосвязаны (указать, в чем взаимосвязь). Остановимся более подробно на средствах общения.

5. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.

5.1 Вопросы для беседы:

Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?

Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему именно такое распределение?

5.2 Информирование о роли невербальных средств общения в коммуникации и непосредственно в процессе общения. (Приложение 1.3)

5.3 Тренировочные упражнения.

Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.

Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.

Упражнение “Интонационная разминка”

Задание: произнести пословицу “Тише едешь – дальше будешь” с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).

Задание: Каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу “Иди сюда” с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.

5.3.2 Работа с мимикой

Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: “Глаза — зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут”. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Поработаем с мимикой?

Упражнение “Отгадай эмоцию”

Задание: Каждый участник получает фотографию человека. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.

Упражнение “Передай эмоцию”

Задание: Участники вытягивают табличку с названием определенного эмоционального состояния.

Нужно передать это эмоциональное состояние только с помощью мимики.

5.3.3 Работа с жестами (Приложение 1.4)

Упражнение “Отгадай жест”

Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека.

Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты (по рисункам из книги А. Пиза “Язык телодвижений”).

Задание: Участник выбирает карточку с заданием изобразить жестом определенное состояние человека во время общения. Остальным нужно определить это состояние.

5.3.4 Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения:

а) Интересно ли было работать с упражнениями? Что показалось наиболее интересным?

б) Какие чувства Вы испытывали, выполняя предложенные задания?

в) Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?

г) Насколько полезным для Вас оказалось участие в работе над этими заданиями? Как можно использовать полученные знания в своей педагогической деятельности? (Приложение 1.5)

6. Подведение итогов занятия.

1. Аллан Пиз Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Н. Новгород, 1992.

2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. — Челябинск: Челябинский дом печати, 1994.

3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогическая конфликтология. — Екатеринбург, 1994.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: 1999.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.

6. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987.

8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М.: 1995.

9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.

10. Каппони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. — С.-Пб.: Питер, 1995.

11. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. — Ярославль, 1992.

12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М.: 1979.

13. Леонтьев А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1995.

14. Ли Девид. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2002.

15. Профилактика эмоциональных нагрузок в педколлективе. / авт.-сост. Е.А. Шкуринская. — Волгоград, 2008.

16. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. — М.: 1992.

17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга, 1993.

18. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М.: 1999.

19. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. — Л.: 1987.

Источник:
Семинар-практикум — Основы педагогического общения
Программа семинара-практикума нацелена на развитие навыков конструктивного педагогического общения и повышение профессиональной компетентности педагогов. Представленная разработка занятия раскрывает роль невербальных средств общения в достижении эффективности взаимодействия в процессе коммуникации.
http://festival.1september.ru/articles/562874/

Функции педагогического общения

Исследователи выделяют различные функции педагогического общения. Важнейшие функции педагогического общения следующие.

Коммуникативная. Состоит в передаче необходимого контента, в связи с чем она часто называется информационно-коммуникативной.

Интерактивная. Это функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

Перцептивная. Относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

Помимо названных функций, выделяются и другие функции педагогического общения: нормативная, познавательная, эмоциональная, актуализирующая, которые способствуют освоению школьниками социально-типичного поведения, приобретению ими индивидуального социально-логического и личностного опыта коллективного общежития, социальному утверждению в системе межличностных и групповых отношений (А. В. Мудрик).

В реальном непосредственном общении педагога с детьми или другими субъектами образовательного процесса все перечисленные функции выступают в единстве. Таким образом, педагогическое общение является полифункциональным.

На определяющую роль и большое значение педагогического общения в воспитании школьников указывали многие выдающиеся педагоги. В. А. Сухомлинский писал, обращаясь к учителю: «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания “распечь”, “пробрать”. слово педагога должно, прежде всего, успокаивать».

Педагогическое общение в воспитании имеет сходные с другими видами общения черты, однако ближе всего оно к общению психотерапевта и клиента: «. какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, – тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов. «.

Итак, в педагогической деятельности общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как важная профессиональная категория. Именно поэтому оно имеет свою специфику.

Специфика педагогического общения прежде всего проявляется в его полиобъектной (множественной) направленности. Дело в том, что воспитатель в процессе общения всегда решает множество педагогических задач. Так, например, воспитатель общается с группой детей. Его педагогическое общение направлено на организацию взаимодействия детей в целях их личностного развития. При этом воспитатель уделяет внимание проблемам формирования коллектива и межличностных отношений. Кроме того, если общение происходит на уроке или во внеурочной деятельности, то одновременно происходит организация конкретной познавательной, трудовой или учебной деятельности детей. Такое педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само взаимодействие, на воспитанников (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет их деятельности.

В то же время педагогическое общение определяется его тройной ориентированностью: на личность, на социум, на предмет. Воспитатель, общаясь с одним учеником по поводу решения конкретных воспитательных проблем, всегда ориентирует результат общения с ним на всех детей, присутствующих в классе. И наоборот, решая общие для группы детей воспитательные задачи, имеет в виду каждого воспитанника, учитывая его личностные особенности. Следовательно, можно утверждать, что своеобразие педагогического общения выражается в органическом сочетании и интеграции трех следующих элементов общения:

Источник:
Функции педагогического общения
Исследователи выделяют различные функции педагогического общения. Важнейшие функции педагогического общения следующие. Коммуникативная . Состоит в передаче необходимого контента, в связи с чем
http://studme.org/1392091824127/pedagogika/funktsii_pedagogicheskogo_obscheniya#736

Цель, задачи и функции педагогического общения

Профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, его направления. Цели педагогического общения, особенности реализации ее задач. Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Функции педагогического общения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Взаимодействие человека с другими людьми. Функции и средства педагогического общения. Стили педагогического общения и стили педагогического руководства. Изменение дистанции общения. Механизм познания и понимания личностного своеобразия воспитанника.

реферат [31,4 K], добавлен 03.06.2013

Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения, их характеристика и средства. Стиль педагогического общения и стиль руководства как предпосылка продуктивного взаимодействия педагога и учащегося. Стратегии преодоления конфликтов.

курсовая работа [64,1 K], добавлен 10.10.2013

Педагогическое общение: сущность понятия, особенности, основная цель. Контактная, побудительная и амотивная функции общения. Направленность и основные этапы педагогического общения. Авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный стиль общения.

презентация [19,6 K], добавлен 25.07.2011

Понятие и стили педагогического общения. Психологические особенности возраста студента. Эмпирическое исследование педагогического общения, методика его исследования и методические рекомендации для повышения эффективности преподавания студентам колледжа.

дипломная работа [193,8 K], добавлен 10.09.2010

Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения учителя.

дипломная работа [183,5 K], добавлен 12.02.2009

Сущность педагогического общения и его основные функции. Психолого-педагогические основы организации процесса обучения в школе. Стили и технология педагогического общения и условия его реализации. Опыт организации занятий по ряду дисциплин со школьниками.

курсовая работа [46,2 K], добавлен 01.06.2014

Определение понятия педагогического общения. Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему стилей педагогического общения. Значение индивидуального стиля общения как средства повышения коммуникативности педагога. Выбор стиля общения.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 19.09.2016

Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Роль педагогического общения в профессиональной коммуникации. Вербальные и невербальные средства педагогического общения в учебно-воспитательном процессе. Исследование уровня коммуникативной культуры.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 16.09.2017

Сущность общения как взаимоотношение и понимание между людьми и его роль в развитии, формировании и становлении личности. Понятие функции и сущность педагогического общения, особенности и воспитательные функции, направления воздействия на школьников.

дипломная работа [113,6 K], добавлен 08.06.2015

Содержание и структура педагогического общения. Особенности педагогического общения в ВУЗе. Стили и модели общения преподавателя высшей школы. Исследования в области педагогической психологии. Недостатки методологической подготовки преподавателей.

реферат [14,3 K], добавлен 24.04.2007

Источник:
Цель, задачи и функции педагогического общения
Профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, его направления. Цели педагогического общения, особенности реализации ее задач. Восприятие и понимание личности ученика педагогом. Функции педагогического общения.
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b3bd69b5d43a89521316c37_0.html

COMMENTS