Переходный возраст у детей

Как пережить переходный возраст своего ребенка

Вы сумели пережить полуночные кормления, умудрились выдержать капризы трехлетнего малыша и стойко сопротивлялись нежеланию шестилетки отправляться в первый класс.

Но одно только слово «подросток» наводит на вас неподдельный ужас и вызывает массу беспокойств! Чем же опасен переходный возраст у детей, и так ли страшен черт, как его малюют? Давайте разберемся в этом вместе.

У многих родителей переходный период ассоциируется с агрессивностью и раздражительностью, которые так и льются из их некогда улыбчивого и послушного ребенка. Скажем больше, основная масса пап и мам понятия не имеет, что им делать и как себя вести. Прежде чем ответить на этот животрепещущий вопрос, давайте выясним, что же происходит с нашими детьми в этом важном возрасте.

Итак, переходным возрастом у детей называют такой промежуток жизни, во время которого происходит их активное физическое и эмоциональное развитие. Половое созревание, окончательное формирование внутренних органов, интенсивная выработка целого ряда гормонов – это только краткий список происходящих перемен.

Стоит отметить, что у каждого ребенка переходный возраст имеет свои индивидуальные особенности и временные рамки. Точно сказать, сколько времени займет этот процесс, просто невозможно. Как правило, психологи и медики выделяют промежуток с 10-11 до 15-17 лет. Эти показатели могут варьироваться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Но сколько бы лет не длился этот возрастной период, он обязательно пройдет все три фазы:

  • Первая – подготовка тела и психики к предстоящим переменам. Эту фазу часто называют младшим подростковым возрастом;
  • Вторая (пубертатная) — собственно переходный возраст;
  • Третья (постпубертатная) — завершение психологического и физиологического формирования. Эта фаза относится к поре юношества и характеризуется растущей сексуальной активностью и большим интересом к противоположному полу.

Признаками сложного периода взросления становятся изменения во внешности. А так как у представителей разных полов они происходят по-разному, то и рассматривать их мы тоже будем отдельно друг от друга.

Переходный возраст у мальчиков выражается в следующих физиологических переменах:

  • Примерно к 10 годам у мальчиков происходит увеличение яичек и полового члена;
  • В 11-12 лет появляется пигментация мошонки, а на лобке появляются первые волосы;
  • К 12-13 годам процесс «взросления» половых органов становится еще более активным;
  • 13-14 лет – время бурного развития мускулатуры. Вчерашние малыши становятся значительно шире в плечах, сильнее и выше. За год мальчики могут вырасти на целых 8 см! Этот процесс длится до 20-22 лет;
  • С 14 до 16 лет происходит огрубение голоса, так называемая ломка. В этот же период времени над верхней губой парня появляется первый пушок, а руки, ноги и пах постепенно покрываются жесткими волосами;
  • С 10 до 14-16 лет у каждого подростка появляются ночные поллюции (самопроизвольное семяизвержение). Это абсолютно нормальное явление, которого не стоит бояться.

Проблемы психологического характера начинаются как раз тогда, когда подросток начинает ощущать увеличение сексуальной активности и собственной силы. В этом возрасте мальчики испытывают острую потребность доказать и окружающим, и самому себе, что они являются взрослыми и самостоятельными. Перед вами мужчина, так будьте любезны вести себя соответствующе!

И все бы хорошо, вот только эта постоянная борьба лишает подростка равновесия и кардинально меняет его характер в худшую сторону. Взрослеющий мальчик старается получить те же права, которые есть у взрослых, он часто путается в новых ценностях, боится грядущих перемен и не понимает всей меры ответственности за «взрослые» поступки. Но и оставаться в роли маленького ребенка подросток тоже не желает. Пытаясь разобраться во всех сложностях и противоречиях, он становится агрессивным, раздражительным, неуправляемым или же замкнутым, упрямым и застенчивым.

Задача родителей в воспитании мальчика-подростка состоит в том, чтобы вовремя объяснить природу физиологических перемен, понять настроение ребенка и помочь ему проявить свою мужественность через призму спорта, общественной деятельности, первых подработок и т. д.

Если же внимания и понимания со стороны взрослых нет, юноша начинает искать негативные способы самоутверждения – безделье, бродяжничество, алкоголь, хулиганство, курение и даже наркотики.

Переходный возраст у девочек также имеет свои внешние проявления:

  • К 8-10 годам кости таза начинают постепенно расширяться, а бедра и ягодицы становятся более округлыми;
  • Лет в 9-10 усиливается пигментация околососковых кружков, они заметно припухают и начинают выступать;
  • Период с 10 до 11 лет характеризуется появлением первых темных волос в подмышечных впадинах и области лобка. Развитие и рост молочных желез также активизируются;
  • Первая менструация припадает на 11-12 или 13-14 лет. Тогда же девочки начинают усиленно тянуться вверх. Это продолжается до 17-18 лет;
  • К 16 годам менструальный цикл становится стабильным и регулярным. Тогда же наблюдается увеличение мышечной и жировой ткани.

Как правило, девочки, пребывающие в переходном возрасте, испытывают огромное недовольство своей внешностью, они очень требовательны к себе и крайне закомплексованы. Лицо, фигура, волосы, одежда, речь – им все не так! Страх стать толстыми и некрасивыми толкает девчонок на необдуманные поступки. Они начинают изнурять себя строжайшими диетами, а часто и вовсе отказываются принимать пищу.

Чем чревато такое пищевое поведение? Как минимум девочка потеряет не только мышечную, но и костную ткань, которую уже никогда больше не сможет нарастить. Вторая проблема – это анорексия, тянущая за собой ряд серьезных проблем.

Родителям девушки-подростка следует быть еще более внимательными! Не забывайте, главным мужчиной в ее жизни сейчас является отец. Одно его неосторожное слово, один-единственный намек на неидеальную внешность могут решить все. Также постарайтесь сформировать убеждение в том, что для хорошей фигуры нужны не голодовки, а спортивные нагрузки. И запишите дочь на танцы или гимнастику!

Отметим и то, что девочки-подростки часто переживают болезненные конфликты с ровесницами, причиной которых становятся мальчики. Да-да, именно на этот сложный возраст припадает первая любовь, которая зачастую бывает безответной и дает еще один повод усомниться в собственных достоинствах.

Какими бы разными не были мальчики и девочки, есть ряд признаков, которые характерны и тем, и другим:

  • Прыщи и угревая сыпь. Переходный возраст у детей почти всегда сопровождается повышенной сальностью кожи, в результате чего спина, грудь и лицо покрываются высыпаниями.
  • Все те же гормональные перемены приводят к усиленной сальности волос.
  • Обидчивость, упрямство, резкость и категоричность – в этом заключается знаменитый юношеский максимализм.

Как пережить бурю, или полезные советы для родителей

Доверьте подростку что-то очень важное: оплатить коммунальные услуги, выбрать подарок на день рождения бабушке, заказать покупки в интернет-магазине и т. д. Хочет быть взрослым? Пусть разделит эту участь вместе с вами! И не стоит контролировать каждый шаг своего ребенка, этим вы не добьетесь ничего хорошего.

Отпуская подростка на вечернюю прогулку, установите точные временные рамки его возвращения домой. При малейшем опоздании он должен обязательно предупредить вас об этом. То же самое касается ночевок у друзей или молодежных вечеринок. Не запрещайте сыну или дочери посещать их, но обязательно уточните адрес «места дисклокации».

Не отвечайте грубостью на грубость, не закатывайте истерик на тему «До чего ты довел мать». Попробуйте поговорить в спокойной обстановке и прийти к компромиссу.

Юноши и девушки ощущают потребность поделиться с кем-то своими мыслями и взглядами на жизнь. Если родители относятся к детям равнодушно или поднимают их рассуждения на смех, очень скоро чадо найдет себе другого слушателя или же закроется в себе. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью и увлечениями, спрашивайте их мнение в решении важных семейных вопросов. Подросток должен знать, что он вам не безразличен.

Быть послушным = быть маленьким. Любые ваши приказы и требования приведут к непослушанию. Смените тон и стиль поведения, не приказывайте, а просите и предлагайте.

Многие родители жалуются на то, что их сын или дочь совершенно не читает книги, просиживает за компьютерными играми дни напролет, разбрасывает по дому одежду… А сами вы не грешите тем же? Поверьте, привить ребенку хорошие привычки можно только собственным примером.

Подростки просто уверены в том, что взрослым людям их никогда не понять. Неужели их строгие мамы и папы тоже прогуливали уроки, влюблялись, пробовали первую сигарету, гуляли до рассвета? Да быть такого не может! Откройте себя с новой стороны, расскажите ребенку какую-то историю из своей молодости, предстаньте перед ними обычными людьми со своими комплексами и недостатками. Только это позволит вам быть равными друг другу.

Источник:
Как пережить переходный возраст своего ребенка
Кризис подросткового возраста считается одним из самых тяжелых. По каким признакам можно распознать переходный период? Как правильно себя вести? Обо всем этом вы узнаете из нашей статьи!
http://www.womanway.ru/deti/razvitie/kak-perezhit-perexodnyj-vozrast.html

Переходный возраст у детей

Переходный возраст у детей и как избежать проблем

Принято считать, что самый тяжелый период для родителей — 13—14 лет. Подростки, как все мы знаем, неуправляемы, замкнуты и дерзки. Но у меня на приемах многие мамы жалуются, что их десятилетние дети почему-то резко меняются к худшему: не слушаются, запускают учебу и грубят.

Что же это — может, тинейджеры помолодели? Нет, успокойтесь. Это репетиция наступающего трудного возраста. И родителям нужно знать, что существует дна подростковых периода, и постараться первого периода избежать. Не все дети становятся неуправляемы в 14 лет, и уж точно — еще меньше портятся к 10 годам.

Давайте заглянем в прошлое, в то идиллическое время, когда дети были дошкольниками. Именно тогда, в период интенсивного познания окружающего мира, формировались модели наших будущих отношений с детьми. Шло активное развитие личности малыша. А что было главной потребностью ребенка до 6 лет? Правильно, ощущение беззаветной любви мамы и папы. Если оно у него было, то можете спать спокойно — до 8-9 лет.

Тут открывается новая глава ваших отношений. В ней главное — потребность ребенка в уважении. Если вы ее удовлетворяете, то ничего не бойтесь. Подростковые бури, скорее всего, покажутся вам легким ветерком.

А еще к 10 годам у ребенка накапливаются комплексы и стрессы. Учительница, походя, обидела, назвав бестолковым, одноклассники посмеялись над какой-то неловкостью, новый противный сосед по парте… и много еще чего. Запускаются защитные механизмы: повышается тревожность, растет агрессия, падает интерес к семейным делам.

Педагоги недаром считают 5-6-й классы самым тяжелым возрастом.

В этом возрасте ребенок растерян: он еще не понимает, как ему относиться к окружающему миру, к социуму, к их поступкам. Он немного отстраняется от семьи, тянется к коллективу, но еще не умеет правильно общаться со сверстниками, выражать симпатии и антипатии. Поэтому, когда нравится девочка, то ее дергает за косу, а когда хочется поговорить по душам с соседом по парте — стук его учебником по голове.

Замечали, как бывают беспощадны, даже жестоки дети в 10-11 лет в своих оценках и прступках? Это потому, что ребенок в данном возрасте еще не способен поставить себя на место другого. Не» может объективно, физиология не позволяет: эта функция мозга созревает только к 12 годам. И ничего тут не сделаешь. Во всяком случае, нотациями и руганью.

Родители, дорогие! Только примером и доверительной бессдой создаются так называемые границы дозволенного. То есть, если 10-летняя дочь вдруг начинает упоительно врать, замить учителям или прогуливать уроки — это не преступление. Это недостаток самостоятельности, неумение принять ответственное решение. А еще, конечно, стремление самоутвердиться и открыть наиболее комфортное для себя место. Желание заставить родителей смягчить требования. И надо смягчать. Иначе в 13 лет все ваши правила будут просто сметены подростковым протестом. То есть требования ваши должны быть четкими, неизменными, но их должно быть разумное количество, чтобы ребенок мог их попросту запомнить и усвоить.

Конечно, время для гармоничного воспитания ребенка нам с вами выдалось особенно трудное. Почему? Да потому что все направлено в основном на развитие интеллекта, накопление знаний: телевизор, компьютер, видеоигры… А там еще дополнительные занятия иностранными языками и математикой. Все это развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику и интеллект. А вот в эмоциональной сфере — провал.

Тем более что родители заняты с утра до ночи, а бабушки и дедушки мало кого сегодня воспитывают. А ведь воспитание — это когда вы делитесь с детьми своими переживаниями, а они делятся с вами. Это когда вместе переживают художественные впечатления, читая вслух книги или прохаживаясь по музею. Это уже атавизм, не правда ли?

Вот и приходят в школу дети, не способные на эмоциональный контакт, попросту на дружбу. И вот вам главный корень всех бед внутри семьи: вы не развили эмоциональную сферу вашего 10-летнего ребенка. Вы потеряли его…

Универсального рецепта исправить ситуацию, конечно же, не существует. Но ваша задача смягчить тревогу, купировать агрессию, помочь в учебе. Много работы? Да, придется посвятить ребенку больше времени, но без вашего внимания, без дружеских разговоров он станет чужим. Если не успеете приучить его в 5-м классе рассказывать вам о прошедшем учебном дне, то скоро на ваш вопрос: «Как дела?» будете слышать: «Нормально». И это будет самое длинное предложение, сказанное в ваш адрес.

Постарайтесь использовать время с максимальной эффективностью, будет трудно — обращаетесь к специалисту, но не запускайте процесс. Подростка уже нельзя будет вернуть. А ребенка в предподростковом возрасте еще можно — вниманием, дружеским yчастием и честностью!

И еще один важный момент: в 10-11 лет дети очень чутко ловят ложь. И ваши правила поведения, навязываемые ребенку, но не выполняемые лично вами, станут последним бастионом войны. Войны между вами и вашими самыми близкими существами — детьми, которые вдруг обнаружат, что самые дорогие существа -родители — живут во лжи. Не дайте детям потерять веру в вас, веру во взрослых, в жизнь!

Источник:
Переходный возраст у детей
Переходный возраст у детей и как избежать проблем Принято считать, что самый тяжелый период для родителей — 13—14 лет. Подростки, как все мы знаем, неуправляемы, замкнуты и
http://healer-beauty.ru/perekhodnyjj-vozrast-u-detejj-i-kak-izbezhat-problem/

Переходный возраст у детей 5 лет

Переходным возрастом называется новый этап в жизни, когда взаимоотношения с окружающей средой переходят на новый уровень. В жизни есть несколько этапов происходящих в разном возрасте включая подростковый:

Первым показателем взросления ребенка и начала перехода на высшую ступень общения являются резкие изменения в поведении с худшей стороны. Чаще всего, переходный возраст сказывается на психике ребенка и в это время могут происходить такие изменения:

• Начинает кривляться, манерничает и раздражает взрослых, выступая в роли шута.

В такой нелегкой ситуации взрослые иногда не справляются и оставляют как есть, а иногда начинают активное воспитание своих детей. Однако в любом случае проблему кризиса 5 лет нужно решать с пользой для деток.

В первую очередь нужно подготовить ребенка до поступления в школу, постараться хвалить за самостоятельное поведение и помогать выполнять «взрослую» работу. Если у ребенка есть желание сделать что-то самостоятельно.

В переходный период ребенок обязательно должен научится и поэтому нельзя его все время жалеть, как обычно. Дети должны понимать, что будет в результате плохого поведения и непослушания. Только в таком случае ребенок повзрослеет.. . . . . . . . .

Источник:
Переходный возраст у детей 5 лет
Переходным возрастом называется новый этап в жизни, когда взаимоотношения с окружающей средой переходят на новый уровень. В жизни есть несколько этапов происходящих в разном возрас
http://www.deti-lit.ru/news-perexodnyj-vozrast-u-detej-5-let/

У ребенка переходный возраст

У ребенка переходный возраст. Что нужно знать родителям?

  • Станислава Стариковская
  • 16.07.2016
  • 3941
  • 0 Комментариев

Многие родители с тревогой ожидают самого трудного возрастного периода в жизни их ребенка – подросткового кризиса. Они боятся, что послушный и ласковый малыш превратится в агрессивного и ненавидящего их представителя какой-нибудь молодежной субкультуры. На самом же деле бояться нужно обратного – того, что ребенок не захочет взрослеть, останется инфантильным и несамостоятельным. Что нужно знать родителям ребенка, у которого переходный возраст?

Подростковый возраст – период в онтогенезе (индивидуальное развитие организма с момента зарождения до смерти) между детством и взрослостью. Понятие «подростковый возраст» появилось в ХІХ веке, до того его называли «отрочество». В наше время это название сохранилось, но употребляется редко.

Хронологические границы подросткового возраста точно не определены, но чаще всего его относят к периоду:

  • от 11 до 16 лет у девочек,
  • от 12 до 18 лет у мальчиков.

Некоторые ученые называют весь подростковый возраст периодом кризиса, другие же говорят о «кризисе 14 лет», так как именно в этом возрасте чаще всего наблюдается пик кризиса. Одно можно сказать точно: наверняка предсказать начало и конец трудного периода невозможно.

  1. Физиология. Подростковый возраст называют также пубертатным периодом, так как в это же время наступает этап полового созревания. Помимо появления вторичных половых признаков, интенсивно и неравномерно увеличивается рост и вес мальчиков и девочек. Тело подростка отличается некоторой непропорциональностью, так как сначала вырастают голова, ступки, кисти рук, затем сами руки и ноги и только потом туловище.
  2. Психофизиология. В организме подростка вырабатывается огромное количество половых гормонов и гормонов роста, которые влияют на психику. Последствиями буйства гормонов могут быть: повышенная возбудимость, импульсивность, раздражительность, негативизм, максимализм, необоснованная агрессия, категоричность мышления.

Подростковый возраст – время яркого проявления акцентуации характера, а также период, во время которого повышен риск возникновения психического расстройства.

  1. Психология. Не достигнув возраста 11-14 лет, дети интересуется внешним миром, знакомятся с ним и практически взаимодействуют, после – начинается познание внутреннего мира и своего «Я». В подростковом возрасте повышается самосознание и окончательно формируется Я-концепция. Подросток четко осознает свою уникальность, стремится познать себя, раскрыть свои способности и потенциал, старается определиться с выбором профессии.

Самооценка в пубертатный период очень сильно колеблется. Отношение к себе подростка неоднозначно по причине того, что он часто сравнивает себя с другими и не делать этого не может. Все потому, что ведущая, то есть определяющая развитие, деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.

Общение – не просто способ провести время, а возможность самоутвердиться, заслужить доверие, уважение, любовь. Чувство принадлежности к референтной (эталонной, значимой) группе сверстников играет огромную роль в развитии личности подростка.

Не всегда осознаваемое еще половое влечение рождает новые потребности, переживания, эмоции и интересы. Личность достигает того момента в своем развитии, когда все способствует возникновению особого и неповторимого чувства – первой романтической любви.

В отличие от всех предыдущих возрастных кризисов (новорожденности, первого года жизни, кризиса трех лет, кризиса семи лет), подростковый кризис родители не могут непрерывно наблюдать и контролировать. Если малыш трех лет устраивает истерики, то всегда при родителях, подросток либо выскажет свое негодование и уединиться, либо замкнется в себе насколько, что может даже не здороваться с родителями.

Нередко трудные подростки мечтают сбежать из дома и предпринимают попытки побега. Еще более тяжелая ситуация складывается когда у ребенка есть суицидальные мысли и намерения, о которых никто не знает. Чтобы подростковый кризис не превратился в трагедию, родители должны знать об его особенностях.

К наиболее частым проявлениям кризиса подросткового возраста относится:

  • стремление к независимости, свободе, самостоятельности;
  • повышенный интерес к сексу, противоположному полу, собственному телу и внешности;
  • потребность в уединении, личном пространстве;
  • замкнутость в сочетании с потребностью в общении со сверстниками;
  • резкие перепады настроения;
  • повышенная конфликтность;
  • максималистское, строго-логическое мышление;
  • тщательно скрываемые или ярко выраженные бурные эмоции.

Хотя вопрос о неизбежности кризиса является дискуссионным, все же многие психологи именно этот кризис считают главным в жизни человека и отмечают, что для развития личности намного лучше чтобы этот кризис проявился во всей своей красе: лучше когда ребенок бунтует, чем когда он остается тихим и послушным, как в детстве.

Так как не все подростки с наступлением переходного периода превращаются в бунтарей, принято различать два возможных пути развития подросткового кризиса, две его формы:

  1. Кризис независимости. Эту «бунтарскую линию» поведения характеризуют: своеволие, упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, строптивость, лживость, пренебрежение правилами, обесценивание авторитета родителей, эгоизм, собственничество.

Кризис независимости имеет три стадии:

Зависимый от родителей подросток рискует так и не научиться быть взрослым, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, формировать личное мнение, адаптироваться к жизни в обществе, справляться с трудностями, быть активным, инициативным, целеустремленным, а значит, успешным и счастливым.

Нужно понимать, что для подростка не столь важна возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, как признание за ним этого права родителями. Именно поэтому подростки бунтуют, когда обнаруживают несовпадение их прав с правами родителей.

Если подросток, к примеру, сомневается идти или не идти на вечеринку, то, получив от родителей строгий запрет на поход туда, он скорее примет решение «на зло», чем решит остаться дома. Подросток думает: «Почему я не могу принять решение сам, как это делают родители? Кто дал им право мною командовать?! Ведь они не спрашивают моего разрешения, когда куда-то отправляются!».

Подросток требует равенства со взрослыми, но при это продолжает нуждаться в их помощи, защите, любви. Сами юноши и девушки не осознают этого и не способны сами себе помочь.

Родителям подростка лучше придерживаться такой линии поведения:

Если подростковый кризис идет по линии зависимости, родителям придется самим «отделять» подростка от себя, отучать от старых форм поведения, способствовать повышению самоконтроля и уверенности в себе, стимулировать самостоятельность и независимость.

Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу, иначе возникнет вражда. Чтобы ребенок доверял и был открыт к общению, нужно ослабить контроль и давление и общаться с ним как со взрослым человеком.

Кризис подросткового возраста может войти в очень тяжелую стадию, когда ребенок связывается с плохой компаниям, начинает патологически врать, воровать, употреблять алкоголь, предпринимает попытки побега из дома или суицид и прочее. В таких случаях, нужно не задумываясь обращаться за помощью к психологу.

Кризис подросткового возраста, действительно, самый сложный кризис, но он является закономерным и необходимым этапом развития. Не стоит его бояться!

В помощь родителям, чьи дети переживают подростковый кризис, психологическая литература:

  1. Вадим Руденко “Переходный возраст. Разруливаем ситуации”
  2. Анна Зубова “Мама подростка. Как пережить переходный возраст”
  3. Александра Ходосова “Переходный возраст”
  4. Наталия Дмитриева “Кризисы детского возраста. Воспитание подростков”
  5. Татьяна Авдулова “Психология подросткового возраста”
  6. Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер “Учитесь общаться с подростком. Новый взгляд на ваши отношения с детьми. Конец конфликтам!”
  7. Юлия Лемеш “Общаться с подростком. Как?”
  8. А. Пономаренко “Как наладить отношения с подростком. 100 практических советов”
  9. Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили”
  10. Евгений Кащенко, Анна Котенева “Как говорить с детьми о сексе. Книга для родителей о том, что волнует подростка”

Источник:
У ребенка переходный возраст
Родителям нужно постараться быть не авторитарными, а авторитетными для своего ребенка. С детско-родительского типа отношений нужно перейти на дружбу.
http://ourmind.ru/u-rebenka-perexodnyj-vozrast-chto-nuzhno-znat-roditelyam

COMMENTS