Письмо близкому человеку

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Урок письма в 3 классе — Письмо родным и близким

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме:
Урок письма в 3 классе «Письмо родным и близким»

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» к разделу «Учимся писать письма»

Урок русского языка в 3 классе, посвященный Всемирному дню почты

Автор: Коробейникова Марина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Журавская СОШ» Прохоровского района Белгородской области

Тема: Учимся писать письма. Письмо родным и близким

Тип урока: комбинированный.

  1. показать учащимся значение переписки в жизни людей;
  2. показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
  3. учить правильному обращению в письмах;
  4. формировать умения писать письма;
  5. познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
  6. обогатить речеведческие знания учащихся, учить избегать штампов и шаблонов;
  7. развивать воображение, умение писать письма, логично излагать свои мысли;
  8. воспитывать доброжелательное отношение к родным, близким и окружающим.
  1. учебник: Русский язык. 3 класс. Под редакцией С.В.Иванова.-М., Просвещение;
  2. карточки с правилами переписки;
  3. таблица «Схема письма»;
  4. карточки «Проверь себя»
  5. компьютер и проекционная аппаратура.

У. Прозвенел звонок, начался урок, все ребята сели, на меня посмотрели, сели правильно, спинки выпрямили.

II. Изучение нового материала.

У. Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку-

Из Ташкента, Таганрога,

Из Ростова и Баку.

Д. Это почтальон.

У. Правильно, почтальон. В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном?

Д. «Почта» С.Маршак, «Письмо Неумейке» Я.Акима, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского.

У. Кто такой почтальон?

Д. Человек, который разносит газеты, телеграммы, письма.

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти-

Тысячи верст пути.

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

У. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке русского языка?

Д. На уроке русского языка мы будем учиться писать письма.

У. Для чего люди пишут письма, когда есть телефон, телеграф?

-Кому из вас приходилось писать письма?

-Кому вы их писали?

-О чем пишут в письмах?

Получать письма – это всегда волнующее событие. Люди с нетерпением ждут весточку от родных и близких, знакомых. Письма в дом приносят почтальоны. Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября по решению конгресса Всемирного союза почтовиков в день создания Союза в 1974 году. Это праздник не только почтальонов, но и всех людей, детей и взрослых.

2. Письма родным и близким

Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо родным. Письма родным – это интимные письма, письма-повествования, в которых о чем-то сообщается, напоминается, подтверждается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально-оценочные суждения.

В каких случаях вы будете писать письма своим родителям и близким людям?

Д. Когда уезжаем из дома.

У. как вы думаете, что должно интересовать родителей в ваших письмах?

Д. Если мы живем в спортивном лагере, то какой лагерь, как выглядит место, где я живу. Кто мои друзья и воспитатели. Как проходит день в спортивном лагере. Как мое здоровье. Что было на обед или ужин. Интересные случаи.

У. А что хотели бы вы узнать из ответного письма близких вам людей?

Д. Как здоровье мамы, папы, бабушки. Что нового произошло дома.

У. Желание узнать, как живут близкие люди, пока вас нет дома, побуждает в каждом письме задавать вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.

Очень часто в письме излагаются различного рода просьбы – приехать побыстрее, привезти необходимые вещи. К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб. При чтении таких писем возникает мысль, что мальчик или девочка не проявляют внимания и заботы к своим близким, а думают только о себе. Иногда, правда, такое впечатление создается из-за того, что они просто не умеют писать письма. Послушайте такое письмо.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

3.Обсуждение особенностей построения письма.

У. С чего обычно начинают письмо?

Д. С обращения к тому, кому адресовано письмо.

а) Рассмотрение примеров обращения в письмах.

На экране высвечиваются обращения из писем:

Здравствуйте, мои дорогие!

Уважаемый дедушка Андрей Иванович!

Мои дорогие мама и папа!

У. Посмотрите, как обращаются в письмах. Можете определить, к кому обращаются?

Что вам в этом помогло?

Почему так важно правильно обращаться в письме?

Прочитайте, как обращался в письмах к родным и близким А.П.Чехов (стр.63)

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!

Многоуважаемый Павел Федорович!

Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?

Дорогой Константин Сергеевич.

Здравствуйте, милый Иван Алексеевич, с Новым годом, с новым счастьем!

Дорогой брат Миша!

У. Какое обращение вам было бы приятно прочитать в письме?

Д. Мне было приятно читать обращение «Дорогой брат Миша!»

«Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?»

«Дорогой Константин Сергеевич.»

У. Прочитайте правило в учебнике на странице 63.

! СЛОВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТ ТОГО, К КОМУ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ (ОБРАЩЕНИЕ), ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ ИЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ.

Как вы обратитесь в письме родным?

б) Основная часть письма.

У. В «приступе» описывается причина написания письма: «Я очень скучаю…», «Мне необходим твой совет…», «Получила от тебя письма…».

О чем можно рассказать в основной части письма?

Д. Рассказ о своей жизни, о каких-то своих делах, событиях.

У. Если вам хочется что-то узнать о жизни ваших близких, как вы это сделаете?

Д. Нужно задать вопросы.

У. Какие можно задать вопросы?

Д. Как здоровье дедушки? Какие у вас новости? Получили ли вы мою фотографию?

У. В письме близким обязательно надо написать слова благодарности.

Спасибо за письмо. Спасибо за подарки.

в) Заключительная часть письма.

У. Как закончить письмо?

На доске проецируются прощания из писем:

Пишите мне чаще.

Передайте привет дяде Володе.

До скорой встречи.

До свидания. Обнимаю вас.

У. Посмотрите, как прощаются в письмах. Можете определить, с кем прощаются в письмах?

Что вам в этом помогло?

Почему так важно правильно проститься в письме?

По ходу беседы на экране демонстрируется таблица:

Схема текста письма

Начальная фраза о состоянии переписки.

Мои дорогие мама и папа!

Получил(а) ваше письмо…

2.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники.

3.Вопросы к родным и близким.

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие новости?

Спасибо за то, что сообщили в письме о том, как отдыхают мои одноклассники. Спасибо за подарки.

Я прошу тебя писать мне чаще.

Передайте большой привет Марии Петровне и Кате.

Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

До свидания. До скорой встречи!

17 июля 2010 года. Анапа.

У. Дополните письмо Юли начальной фразой о состоянии переписки и словами прощания.

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из зимнего спортивного лагеря. Мне тут очень нравится.

Я по вас очень скучаю. Почему вы так долго не приезжаете?

Когда приедете, привезите мне любимого медвежонка. Мамочка, приезжайте скорее.

15 августа 2009 г.

У. Прочитайте письмо Андрея. Определите, какие части в этом письме опущены. Нужны ли они в этом письме?

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Сейчас уже вечер. Скоро я буду ложиться спать, поэтому письмо мое будет маленьким.

Сегодня утром бабушка разбудила меня рано, чтобы я пошел на рыбалку. И вот я сразу поймал большую рыбину. А потом сидел-сидел, но так ничего и не выловил.

Бабушка говорит, что спать пора. Заканчиваю.

Целую вас крепко.

VI. Орфографическая подготовка.

У. Какие предложения встретятся в письме?

Какие знаки поставите в конце этих предложений?

О написании каких слов хотите спросить?

Где можно узнать, как пишется слово?

У. Прежде, чем приступить к написанию письма вы должны запомнить несколько правил. Итак, запомните первое правило . Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Правило третье . Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой. Без исправлений. Если страниц несколько их следует пронумеровать. Складывать послание текстом внутрь.

Правило четвертое . Пишут письма только в хорошем настроении. Многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей. Как вы думаете, почему они это делают? Какие письма сохраняются у вас в семье? Какие письма сохраняете вы?

Напишите письмо своему близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.

VII. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

По желанию дети читают письма.

У. Чье письмо вам понравилось?

Почему? Какое письмо легче читать адресату?

Д. В котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись.

VIII. Оформление конверта.

У. В рассказе А.П.Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти-

Тысячи верст пути.

Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе – шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309010. 309- Белгородская область, 010- номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, летят на самолете и даже плывут на корабле. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы в Англии около ста пятидесяти лет тому назад.

У. На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытеснили письма, деловые и личные. Но не следует забывать об этом древнем способе общения людей.

Что нужно знать, чтобы уметь писать интересные письма? Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

Работа по карточкам «Проверь себя»:

  1. Для письма используй … лист бумаги.
  2. Письмо-это текст. Назови его части:…
  3. Отвечать на письмо нужно … .
  4. Письмо складывается текстом … .
  5. Адрес нужно писать … .
  6. Не забывай указать на конверте … .

Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс.

VIII. Домашнее задание.

У. Написать письмо близкому человеку и отправить по почте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок формирует умение умножать и делить трехзначные числа на однозначные, находить неизвестный компонент в уравнении путем нахождения частного, отрабатывать умение решать задачи на приведение к.

Урок математики в 3 классе. Тема «Внетабличное умножение и деление в пределах 100».

Конспекта урока математики с использованием информационно – коммуникационных технологий в образовании Предмет: математикаТема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»Класс: 3 .

Тема урока: «Предлоги».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы «Ь».

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова, вспомнить другие, ранее изученные; ответить на вопросы викторины- «знаешь ли ты басни Крылова?»Задачи: развивать художественный .

Технологическая карта урока составлена в соответствии с новыми идеями и требованиями Стандарта к современному уроку.Цель урока:организовать деятельность детей для знакомства с написанием строчной и за.

Источник:
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Урок письма в 3 классе — Письмо родным и близким
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" к разделу "Учимся писать письма"
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/30/urok-pisma-v-3-klasse-pismo-rodnym-i-blizkim

Открытое письмо близкому человеку ->

Очень часто нам хочется написать письмо близкому человеку, например, маме, папе, дочери, сыну, брату, другу. И кто сказал, что только на далеком расстоянии принято вести переписку. Написав письмо своему мужу со словами благодарности, вы сблизитесь духовно, а такой паре не грозят никакие конфликты.

Так же помогают сблизиться письма, написанные своим родным, знакомым. Можно написать своему Учителю, духовному наставнику или человеку, с которым вам приходится тесно соприкасаться в жизни. Это помогает укрепить отношения, сделать их более теплыми. Потому что слова, сказанные вслух, помнятся долго, а прочитанные в письме – на всю жизнь.

Существует стереотип, что писать письма это женская привилегия. Но мужчины тоже могут писать, причем у них они более содержательные, если им действительно есть о чем сказать.

Рассмотрим один из примеров (реальный, из жизни), как и о чем можно писать в таком письме.

«Здравствуй, мой друг, коллега и партнер по общему делу!

Хочется написать тебе это письмо как близкому человеку. Мы с тобой общаемся больше года, и хотя это общение в целом сводится к виртуальному, оно не мешает нам находить общий язык, заниматься одним делом и даже иногда спорить и ссориться (хотя последнее все реже и реже).

Прости, пожалуйста, за все мои обиды, недоработки. И прошу тоже обо мне плохо не думать, если я была не права.

Считай, что все недоразумения это проверка на прочность наших отношений, благодаря которым они имеют возможность развиваться дальше, как ты сказал «все более углубляться».

Я благодарна судьбе, что она свела меня с тобой, и я верю, что та миссия, которую мы избрали в качестве основополагающей в нашей совместной работе, вполне выполнима, и мы ее осилим.

Вначале нашего общения ты обратился ко мне за поддержкой, и в твоих письмах было столько искренности и человечности, что мне они стали очень близки по мироощущению.

Не знаю, смогла ли я тогда тебя подбодрить, но прошло время, и теперь мы взаимно поддерживаем друг друга во всем. Скажу даже больше: в какой-то степени ты стал для меня старшим наставником, который пытается мне помочь и направить в нужное русло.

И я нисколько не обижаюсь на подобное отношение, хотя, не скрою, поначалу оно меня задевало. Мы, женщины, хотим нравиться, вызывать умиление и будить чувства мужчин, которые у нас вызывают симпатию.

И я теперь искреннее верю, что не все мужчины одинаковы и «хотят от женщин только одного». Ты показал достойный пример, проявляя себя как человек, который соблюдает чистоту отношений и помыслов в отношении противоположного пола. Этому я у тебя тоже учусь.

Мне хочется поблагодарить тебя за тот опыт, который я приобрела благодаря тебе. Ты придал мне уверенности в том, что я на правильном пути. Ты проявляешь понимание и чуткость в общении, всегда готов помочь и выручить. Прости, если иногда я обращаюсь по пустяковому вопросу. Я тоже всегда готова тебя выслушать и проявить терпение.

У нас появилась даже общая папка, в которой мы оставляем статьи и другие документы, это как виртуальный сейф с идеями, практически наш офис. Мы работаем совсем рядом и тысяча километров нам не помеха. Спасибо тебе за полное доверие и старание, энтузиазм в развитии наших проектов. А ведь как все начиналось, помнишь?… 🙂

Опасаюсь, что ты меня осудишь за то, что я представляю это письмо в открытую, но все-таки надеюсь на понимание. Я просто хотела показать образец письма близкому человеку, и в голову пришла эта идея. Ведь за время нашего общения мы действительно очень сблизились.

Но мне не хотелось чтобы возникали кривотолки, потому что не каждому объяснишь что между нами на самом деле. Потому что стереотип что между М и Ж всегда есть что-то большее еще переживет и нас, и наших детей.

Кроме того мне хотелось чтобы как можно больше людей знали о том КАКОЙ может быть дружба между людьми разного пола. Если бы такие отношения были во всех женско-мужских коллективах, то не было бы ни флирта, ни ревностей, ни измен. Возможно, и это Любовь… Только совершенно другого порядка.

В этом письме близкому человеку я попыталась обобщить все то, что происходит в нашем общении и очень рада, что смогла так открыто и смело сказать обо всем что хотела».

P. S. Подпишитесь на новые статьи. Полезно. Вдумчиво. Без спама. Нажмите эту ссылку
Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Источник:
Открытое письмо близкому человеку ->
Открытое письмо близкому человеку | Актуальные знания об отношениях и женственности
http://xn—-dtbbjbdlbfw1acadbkc0bkfpg5c9p.xn--p1ai/otkrytoe-pismo-blizkomu-cheloveku

Письмо близкому человеку

Любимая ушла к другому…, муж, после многих лет совместной жизни, сказал, что любит другую и уходит к ней…, в теракте погибает сестра, дочь, мать…, в автокатастрофе погибает муж, отец…, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, страну, на другой континент…, разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них…

Любая потеря близкого, независимо от характера потери – это больно, это нестерпимая боль, которую невозможно описать словами, ее может понять только тот, кто сам пережил потерю.

Кажется в мгновение обрушился весь мир, земля уходит из-под ног, тело цепенеет, хочется кричать, а горло сдавливает чья-то зловещая рука, хочется все изменить, вернуть, отмотать время назад… Но ты бессилен что-либо изменить, и это бессилие еще больше бесит, давит, раздирает на части…

Какого бы характера ни было горе, потеря – они переживаются по одной схеме: вначале шок, оцепенение, затем – злость и агрессия, следующая стадия – отрицание, затем – стадия острого горя, затем – принятие, и, наконец, завершающая стадия – выздоровление.

И ты шаг за шагом идешь по этой трудной дороге, которая называется беда.

И ты должен пройти этот путь, испить эту горькую чашу до дна, до последнего глоточка, до последней капельки. И только тогда ты сможешь продолжить жить.

Иногда становится нестерпимо, кажется нет больше сил выносить эту боль, в эти минуты хочется самой умереть, только бы не испытывать больше этой боли, этой давящей, сковывающей все тело боли…

Но ты живешь, и проживаешь эту боль, и нет таких сил, чтобы ускорить это проживание, и ты понимаешь, что только время может тебе помочь…

А время тянется медленно, иногда словно останавливается. И ты один на один со своей бедой, болью…

Никогда не откладывай на потом что-либо, это «потом» может никогда не наступить!

Если любишь – скажи это сейчас.

Кого-то обидел – попроси прощение сегодня, сейчас, сию минуту.

Хочешь что-то сделать – сделай это, не откладывай.

Мы все привыкли жить либо воспоминаниями о прошлом (как было хорошо, как я был счастлив, или как мне 5…7…10…лет назад было плохо, меня обидели… и я не забываю обиды, живу ими, терзаюсь…) либо живем мечтами о будущем: вот закончу эти дела, тогда…., вот вырастит сын, тогда…., вот построю квартиру, …)

День сменяет ночь, за зимой приходит весна, за весной — лето…

Вот нам 21…, потом 35…, вот уже 47…

Мы куда-то бежим, спешим, торопимся…

В метро читаем книги, на ходу дожевываем яблоко, смотря телевизор, гладим или варим обед…

Скажите, кто из вас последний раз видел восход солнца, молча, никуда не торопясь, стоя на балконе городской квартиры или стоя на берегу реки, от которой медленно поднимается туман…?

А когда вы в последний раз наблюдали, как паучок плетет свою паутину…?

Или рассматривали, как переливается всеми цветами радуги капелька воды на травинке после дождя…?

Или заворожено рассматривали созвездия на черном ночном небе…?

И все это делая неторопливо, СО-ЗЕРЦАЯ, с покоем на душе и наслаждением….

Я недавно глянула на календарь и с удивлением и ужасом обнаружила, что уже апрель… А ведь недавно был январь…

За повседневностью мы не замечаем, как проходит наша жизнь, мы живем так, словно у нас их бессчетное множество, как дней в году, или секунд в часу…

А она у нас одна! И прошедший день уже никогда не вернется, и мы его не сможем прожить заново, и что-то в нем исправить, изменить, что-то доделать, досказать, дописать…

Горе – это психологическая реакция человека на утрату.
Психологические причины горя — в привязанности к людям, предметам, идеям. В основе всех психологических причин горя лежит ощущение потери «ценного и любимого». Некоторые авторы (Humphrey G. M.,Zimpfer D.G., Peretz ) считают, что переживание горя может быть вызвано любой утратой. Потеря работы, крова, сбережений, утрата прежнего состояния – это тоже потеря, и эмоционально она развивается также.
Развод – это смерть брака, потеря работы – смерть уверенности, достатка.
Смерть ребенка или выкидыш – противоречие естественному ходу вещей, родители не должны хоронить своих детей. И это двойная потеря – потеря малыша и потеря надежд и мечтаний о том, что ребенок мог бы привнести в нашу жизнь.

Преобладающей эмоцией в горе является печаль, а главной причиной горя является утрата. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.

Наиболее сильное, глубокое переживание горя возникает вследствие невозвратной потери любимого человека. Однако, существуют другие виды утрат:

утрата привлекательных качеств в самом себе, потеря молодости, утрата самоуважения;

потеря материальных ценностей (деньги, вещи, недвижимость);

потери, которыми сопровождается процесс роста и развития.

Горе сочетается с такими эмоциями, как гнев и страх: вдова может злиться на покойного мужа за то, что он ее покинул, а сын, оставшись без отца, может испытывать страх за свое будущее.

Горе укрепляет социальные связи и групповую сплоченность. Горе заразительно, и благодаря этому оно пробуждает сочувствие, укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату. Еще вчера эти люди ничего не знали друг о друге, но сегодня, после авиакатастрофы, после теракта – они все становятся единым целым, становятся близкими друг другу, они помогают друг другу пережить этот момент. Горе их сблизило, сплотило…

Переживая и выражая свое горе, человек, тем самым, сообщает окружающим людям о том, что он любящий и заботливый человек.

Эмоция печали является главной составляющей горя, переживания, связанного с утратой другого человека. Однако горе и скорбь включают в себя не только печаль, но и другие эмоции, образы, воспоминания и мысли. Например, в период переживания горя возможны различные враждебные чувства. Так, человек может испытывать гнев, обвиняя усопшего за то, что тот навсегда покинул его, за утрату эмоционально значимых отношений, за срыв задуманных планов и желаний, за резкое изменение жизненного стереотипа, крушение надежд и ожиданий.

Пока гнев не выплеснется наружу, он разъедает нашу душу, но, прорвавшись, приносит некоторое облегчение. Вместе с тем, гнев причиняет порою невыносимую боль тому, на кого направлен.

Очень долго я носила в душе обиду и непонимание на свою близкую подругу. Мы только окончили институт, вместе работали. У нее после операции умерла мать, я была с нею рядом, старалась, как могла, помочь, утешить. Но она была безутешна, плакала. И вдруг закричала: «Ну почему МОЯ мама умерла? Почему никто другой? Ведь она была лучше всех?!». Она вложила в этот крик весь свой гнев, таким образом освобождаясь от него. Но во мне что-то перевернулось: как она может даже думать такое? Как она может? В результате мы даже на какое-то время отдалились друг от друга.

Тогда я еще ничего не знала о стадиях переживания потери.
Если отношения с умершим были конфликтными, а противоречия остались неразрешенными, то человек начинает терзаться чувством вины и стыда. Он может начать обвинять себя в смерти близкого, даже если не в силах был ее предотвратить. А если еще и окружающие намекают или открыто говорят, что об умершем заботились плохо, то чувство вины и стыда усугубляются. Одновременность переживания всех перечисленных эмоций: печали, стыда, вины, гнева (особенно гнева, направленного на самого себя), нередко приводят к депрессии.

Чувство печали может выражаться также в открытом негодовании. Будь то негодование на врачей и медсестер за якобы недостаточный уход, или — на родственников и друзей, которые что-то не так делают, не то говорят. Кто-то негодует на умершего за то, что тот запустил собственное здоровье, не обратился вовремя к врачу, плохо лечился.

Моя мама долго обвиняла своего внука за то, что он во время не отпечатал отчет. Ей казалось, что если бы отчет был отпечатан вовремя, Нина не попала бы в тот вагон и не погибла. Мама долго не могла с эти смириться, открыто высказывала обвинения внуку, что привело к разрыву их отношений. И только спустя два года после гибели Нины они наладили свои отношения вновь.

Надя потеряла мужа, который скоропостижно скончался от инфаркта миокарда: «Ведь он всегда скрывал свое самочувствие, на все мои просьбы пройти обследование – отмахивался». Она рассказывает: «Я очень злилась на мужа, потому что, по-моему, все было бы иначе, если бы он внимал предупреждениям врачей. Он был серьезно болен».

Горе от потери супруга тем сильнее, чем хуже были отношения при жизни: воспоминания об упущенных возможностях, чувство вины за причиненные обиды, злость за потерянные годы…

Развод – это тоже потеря. Потеря близкого тебе человека. С которым ты прожил, возможно, много или совсем немного лет, которого любил, делил с ним радости и горе…. И вот его нет рядом… Открываешь дверь квартиры, а в квартире – пустота, такая липкая, вяжущая тишина…Горло перехватывает, слезы застилают глаза….

Развод… Та же смерть, но умирает не человек, а брак. И процесс проживания этого горя такой же, как и в случае смерти близкого человека: шок и отрицание, гнев, депрессия, принятие… Но жизнь продолжается… Он не умер, просто его нет рядом с тобой…

Да, рушатся надежды, планы… рушится жизнь… Почему мы не можем удовлетворительно завершить отношения, и жить дальше, не осуждая и не обвиняя, простив обиды, не испытывая чувства вины? Но нет, мы снова и снова возвращаемся в прошлое, проживаем те моменты, которые невозможно повторить, пытаемся придать им новое значение, новый смысл, испытываем чувства вины и обиды, гнева и одиночества. «Почему я не сделала то-то и так-то?», «Если бы я только знала!» и т.д. и т.п.

Иногда важным этапом переживания развода является рассказ о случившемся, называние вещей своими именами: не «мы поссорились», а «мы расстались» или «он меня оставил». Как ни странно на первый взгляд, многие клиенты испытывают облегчение, признавая: «Этого не будет больше никогда». Ведь совершено душевное действие, нет больше мучительной неопределенности, нет поминутного крушения несбыточных надежд: «А вдруг это он звонит?», «А вдруг он передумает и вернется?», «А вдруг я его не правильно поняла?»… . Происходит осознание: «Да, это свершилось».

И затем возникает вопрос «Как же я теперь?». Происходит постепенное осознание всех изменений жизни, произошедших в силу утраты, осознание потребностей, фрустрированных вследствие утраты и завершение внезапно оборванных отношений.

Люди, находящиеся на этой стадии переживания утраты, часто в разговорах с окружающими воспроизводят фрагменты незавершенных разговоров с ушедшим, выяснения отношений. Но стоит задать вопрос: «Кому предназначены эти слова?», как выражение накопившихся чувств, переживаний, высказывание упреков и жалоб, просьб постепенно приводит к осознанию того, какое место в жизни занимали утраченные отношения, что связывало людей. Происходит подготовка к прощанию.

Если утрата каких-то отношений означает прежде всего фрустрацию вполне определенной потребности, то появляется возможность удовлетворения этой потребности каким-либо другим путем. Часто женщины тяжело переживают первый развод или разрыв отношений с первым мужчиной. Обычно в таком случае можно встретить неосознанную установку на то, что этот мужчина — единственный данный судьбой. Такое убеждение делает прощание очень болезненным, длительным процессом.

Постепенно происходит осознание того, что женская судьба клиентки небезнадежна, она учится замечать и принимать внимание мужчин. После развода (в отличие от смерти близкого), чтобы быстрее оправиться от горя, убери все его вещи, чтобы ничего не попадалось на глаза. Возможно потом, когда это действительно уйдет в прошлое, ты сможешь что-то достать, вспомнить с легкой грустью… Но это будет потом, а сейчас все с глаз долой, вещи, фотографии, подарки…

Переставь мебель, смени занавески, смени что-то из интерьера.

От моей подруги ушел муж, ушел в никуда после девятнадцати лет супружества… Потеря для Татьяны была равносильна смерти…Мы работали с ней довольно успешно, и все это время она жила у своей матери… казалось она справилась с ситуацией, была готова к новому этапу своей жизни… и вот она вернулась к себе домой… и все началось с начала…Вначале я никак не могла понять, что произошло, но побывав у нее дома, поняла. Часть личных вещей ее бывшего мужа, что он оставил, уходя были развешены, разложены как на выставке… в ванной на полочках стояли его дезодорант, флакон с туалетной водой, который Татьяна иногда открывала и распыляла его аромат, пенка для бритья и проч…

В случае отвержения, когда любимый человек исчезает, неважно, умер он или просто ушел навсегда, человека охватывает страх, сможет ли он когда-либо обрести любовь вновь, начинает бояться и избегать этого чувства, которое может исцелить его жизнь.

Лариса очень любила своего мужа, но однажды он сказал, что он любит другую и ушел. Горе свое Лариса переживала все по той же схеме: шок, агрессия, отрицание, принятие. Но выздоровление не наступало именно из-за того, что у нее остался страх, что если она снова полюбит, история может повториться. «Я никогда не смогу подобное пережить…» Она запретила себе любить, отказывалась от знакомств с мужчинами, избегала тех, которые проявляли какие-то знаки внимания… «Я боюсь, что стоит мне влюбиться, меня опять бросят…»

Когда мы теряем взаимоотношения в процессе развода, мы начинаем торговаться: я сделаю то и то, а взамен хочу получить это. Мы пытаемся что-то поменять в себе, или наоборот – вызвать ревность ….
Некоторые пытаются вести торг с Господом через молитву: «Господи, я сделаю все, только сделай так, чтобы….»
Процесс торга — естественный и эффективный процесс: через молитву мы начинаем осознавать что-то большое, ценное. Многое в жизни человека меняется.
Нередко, понеся утрату, люди пытаются найти чуть ли не двойника любимого или любимой, чем только усложняют свое положение. «Солнце все время движется по небу, и невозможно укрыться в тени, стоя на одном месте».

Дети, при разводе родителей, часто развод воспринимают как потерю одного из них и проживают это горе по той же схеме.

И часто дети в процессе развода родителей чувствуют себя виноватыми за случившееся.

Сережа после очередной ссоры родителей убежал из дома. Придя к своему школьному другу, он объяснил родителям друга, что «это из-за меня мама с папой ругаются, папа считает, что я плохой, и они постоянно ссорятся с мамой…. А если меня не будет, то они помирятся… Я им мешаю…»

Как избежать этого? Как защитить ребенка от этого стресса?

Важно, чтобы оба супруга поддержали ребенка во время вашего развода, недопустимо подвергать стрессу ребенка, говоря ему, что другой родитель плохой. Объясните ребенку, что ваши проблемы, ссоры, развод не имеют отношения к нему, объясните ему, что разводитесь вы между собой, а не с ним. Не позволяйте ему думать, что он виноват в ваших проблемах, в вашем разводе.

Говорите ему, что вы любите его. Оба очень сильно любите. И дайте почувствовать ребенку вашу любовь. Это надо делать всегда, а в период развода – особенно, ведь развод – это тяжелый период в вашей жизни, а в жизни ребенка – тяжелый вдвойне.
Постарайтесь объяснить ребенку, что отныне вы будете с папой (мамой) жить отдельно, но это не его вина, он ни в чем не виноват, и что вы по-прежнему его любите, и по-прежнему будете с ним видеться, и играть, и ходить в зоопарк, и в кафе-мороженое…
Великолепно описывает Д. Стил взаимодействие с ребенком в период развода в своем романе «Жить дальше».

Очень часто окружающие пытаются навязать свой способ проживания горя. Одни говорят, что ты чересчур печален и много плачешь, что надо держать себя в руках. Другие упрекают, что ты переживаешь недостаточно. Не позволяй окружающим указывать тебе, как поступать или что чувствовать. У каждого горе проявляется по-своему. Прости им и забудь их советы. Втискиваясь в рамки, придуманные кем-то, ты препятствуешь своему душевному выздоровлению.Нельзя никому позволять навязывать свое мнение о преимуществе одного способа скорби над другим.
Не бойся искать помощи, рассказывать о своем горе и плакать. Чувство печали – совершенно нормальная реакция на утрату, и нет ничего зазорного, если другие увидят, как ты горюешь.
Нормально ли, что я чувствую себя виновным и негодую?
Как мне справиться с этими чувствами?
Что поможет перенести боль утраты?

«Если посреди ночи вдруг становилось совсем невмоготу, я начинала молиться вслух, и молитва давала силы, и становилось спокойнее».

Божья помощь не снимает душевную боль, но, благодаря ей, эту боль переносить легче. Совсем не значит, что во время молитвы ты не будешь плакать об умершем, но тебе будет проще справиться со своим горем.
Мы действительно способны пережить многое из того, что казалось нам не под силу ранее. Господь не посылает человеку испытания большего, чем тот сможет вынести.
Нельзя просто перешагнуть через прошлое, нельзя просто убежать от чего-либо, что преследует тебя, — надо повернуться и встретиться с ним лицом к лицу. Только тогда ты сумеешь победить, сумеешь с этим справиться.

Наша способность к адаптации – это закон выживания

Особо хочется обратиться к тем, кто находится рядом с человеком, перенесшим потерю. Что можно сделать и как.

Мы живем в мире, в котором не принято говорить о смерти и где часто просят «быть сильным». Поэтому тот, кто «в трауре», будет подсознательно ощущать себя неуютно при попытке поделиться горем, особенно с теми, кто ожидает от него проявления силы. Возможно, он не захочет разделить собственное горе даже с членами семьи, поскольку считает, что его роль — утешать других людей. Кто-то не станет демонстрировать свои эмоции, дабы не расстраивать окружающих. Горюющие люди ожидают от нас сигналов подтверждения того, что мы готовы их принять ранеными и что у нас для них есть укрытие, где они могут выразить свои чувства. Позвольте горюющему горевать.

Даже многие годы спустя, утратившие близких сильно горюют во время разных годовщин — годовщины свадьбы, годовщины смерти или дня рождения, когда так недостает возможности сделать что-нибудь приятное для человека и отпраздновать его жизнь.

Любому человеку в горе необходима поддержка тех, кто смог преодолеть нечто подобное, кто несет тепло и любовь, сочувствие и сопереживание.
Человек, обратившись за консультацией к психотерапевту или психологу, ждет помощи в облегчении страданий. Но задача специалиста объяснить психологию горя — подчас уже это помогает уменьшить страх и напряжение. Иногда страдающий просто не понимает, что с ним происходит. Задача консультанта – помочь именно пережить горе и боль, а не избегать или отрицать их. Консультант обеспечивает эмоциональную поддержу, поощряет выражение чувств. На групповых занятиях проводятся Дни Прощения, когда мы учимся прощать близких и самих себя.
В психологической помощи нуждаются 100% лиц, потерявших супруга или супругу в результате смерти и 73% разведенных.

Афоризм «Мы срываемся на тех, кого любим» — верен и в случае смерти близкого человека. Чтобы испытать хоть какое-то облегчение, мы переносим собственное чувство вины и гнева на других членов семьи, на супругов. Часто глубина личной боли застилает нам взор и разум, мы ищем вину в каждом поступке окружающих, нанося ущерб ранимым и ценным узам любви. Тем самым, нам еще труднее справляться с трудной ситуацией.

Пройдет время, будет окончательно принят факт смерти, жизнь возьмет свое и человек будет готов не только расстаться с прошлым, но и встретить будущее. И это будущее – не простое продолжение старого, а что-то совершенно иное. Это новое могло существовать вместе с памятью о прошедших годах, и не просто существовать, но и окрашивать прошлое и будущее в разные тона

Никогда не говори ничего, что оправдывало бы случившееся. Поиск полезного зерна в смерти не утешает человека, потрясенного горем. Фразы: «Она уже не мучается», «По крайней мере, ей сейчас спокойно» — наводят на мысль, что понесшему утрату нечего так убиваться или что утрата не так уж велика.

Лучше не говорить расхожей фразы «Могу представить, как тебе нелегко». Разве можешь ты знать, как чувствует себя мать, потерявшая ребенка, или жена, потерявшая мужа, если сам того не пережил. Но даже если пережил, помни, что чувства других не всегда схожи с твоими.
Однако, по обстоятельствам, может помочь рассказ, как тебе удалось оправиться после смерти близкого. Стараясь не использовать слов: «Я-то понимаю, как тебе тяжело», просто расскажи о своих переживаниях, дай возможность человеку самому извлечь урок и сделать выводы.
Чтобы помочь, тебе необходимо проявлять сострадание, проницательность и огромную любовь. Не жди, пока придут к тебе за поддержкой. Не говори общих фраз: «Если что понадобиться». Выясни сам, «что» необходимо, и деликатно предложи свою помощь.

Наши предки приглашали специальных плакальщиц, чтобы они своими причитаниями снимали напряжение. Слыша причитания плакальщиц, невозможно сдержать слезы.

Повторяю — горе должно выйти наружу, в противном случае оно может трансформироваться в заболевание. Именно поэтому так важно выслушивать скорбящего, подвигать его на разговоры об ушедшем, поощрять эмоции.

Три главных составляющих поддержки в период адаптации – любовь, способность слышать и способность слушать.

Не убивайся так по мне.
Я не в могиле, не во сне.

Наиболее распространенные мифы в отношении горя, которые мешают нормальному процессу проживания тяжелой утраты:

-время все лечит, время лучший лекарь;
— сильное переживание горя – ненормальное психическое состояние и поэтому от него нужно избавляться;
— сильные эмоции нужно подавлять и ограничивать, нужно быть сильным, стойким, «не распускаться»;
— горе надо выражать «правильным» способом;
— облегчить боль от потери помогают алкоголь и наркотики;
— надо пережить свою потерю и двигаться дальше;


Как жить дальше? Помощь в приспособлении к новой жизни.

По-разному, но после потери меняется каждый человек. Нужно приспосабливаться к жизни, совершенно другой со всех точек зрения — социальной, эмоциональной, духовной и практической.
Помогите тем, кто не может самостоятельно адаптироваться к новой жизни. Однако не стоит затрагивать эту тему слишком рано. Я знаю многих людей, которых обидели и смутили предложения, пусть даже с добрыми намерениями, возможно быстрее все поменять. Человек должен научиться справляться со своей новой ситуацией прежде, чем он сможет к ней полноценно приспособиться.

Способов приспособиться будет много, и для каждой ситуации они будут разные. Очень важно помнить, что задача помощника в этой ситуации – способствовать освоению новых навыков и умений. Если, например, муж пытается приспособиться к ситуации, когда ему больше некому готовить пищу, то правильным будет не брать на себя обязанности жены, а помочь ему научиться тем азам кулинарии, которые позволят ему заботиться о себе самому.
Пенсионеров надо нагружать посильной работой по дому, поручать несложные обязанности, благодаря которым они будут чувствовать свою необходимость кому-то. Важно создать зону переключения внимания. Если человек одинок, можно подарить ему маленькую собачку, с которой несложно гулять, или кошку, за которой придется ухаживать.

Источник:
Письмо близкому человеку
Книга психолога Скоровой Ольги — «Когда уходит близкий человек…»
http://skorova.spb.ru/?mode=book

Письмо близкому человеку

Смерть близкого человека, является для нас, наверное, самым серьезным душевным испытанием. Именно поэтому, так важно поддержать знакомого, друга или родственника, когда он переживает горечь утраты. Потеря человека – это единственная утрата, которую невозможно ни заменить, ни восполнить, ни компенсировать. Любые материальные блага — восполнимы, должности — возобновляемы, обиды – прощаемы, а человек умирая, никогда больше не возвращается к земной жизни.

Именно поэтому, перед смертью отступают все вопросы и претензии о мелких ссорах и конфликтах, противоречивых взглядах и спорах. К сожалению, часто бывает так, то пока человек не умрет, мы и не вспомним, что за всей житейской суетой и бытовыми проблемами мы перестали замечать то, что важнее всей этой «пыли»: самого человека, с его внутренним миром, жаждой справедливости и добра(а ведь все люди так или иначе, стремятся к добру), с его удивительным и сложным жизненным путем, на котором он не раз ошибался, но все пытался с собой справиться, пытался стать хорошим. Забываем своеобразие его души, и в первую очередь забываем, что перед нами живой уникальный человек.

Но вот человек умер, ближайшие родственники и друзья убиты горем. Друзья горюющих воспринимают трагедию более спокойно и начинают задумываться, как они могут помочь и утешить горюющих. Поддержка может выражаться в разной форме: материальная и физическая помощь, организация похорон, искренние беседы с плачущим, и т.д. Первой формой такой помощи являются слова соболезнования.

Соболезнование есть выражение нашего участия в переживании, разделение боли утраты с близкими покойного. Слова соболезнования требуют от нас большой аккуратности и искренности. Каждый из нас знает, как сильно может ранить слово, люди переживающие трагедию становятся особенно чувствительными и ранимыми.

Соболезнование всегда приносится либо лично, либо письменно (бумажное письмо, телеграмма, e-mail, в крайнем случае — смс). Содержание речи соболезнования должно отвечать некоторым формальным требованиям, но в сути своей оно не может быть не искренним. В первую очередь необходимо выразить сожаление о смерти усопшего. После – уместно будет вспомнить какую-либо черту характера или поступок, произведшие на Вас наибольшее впечатление, научившие Вас чему-либо важному, либо являвшие собой добрый пример отношения к жизни. После можно выразить слова поддержки и предложение о помощи (если она будет уместна). В завершение речи нужно выразить слова соучастия горю адресата речи. Письмо соболезнования не должно быть многословным и излишне пафосным. Соболезнование необходимо отправить сразу же после получения уведомления о смерти человека.

Приведем два примера писем соболезнования находящихся в открытом доступе:

«Т.И. Тихоновой, всем родным и близким народного артиста СССР В.В. Тихонова

Примите мои искренние соболезнования в связи со смертью замечательного актера и родного вам человека.

Известие о кончине Вячеслава Васильевича было воспринято мною со скорбью. Образы его героев, которые так полюбились нашему народу, всегда отличались мужественностью и человеколюбием, честностью и искренностью.

Всю свою жизнь Вячеслав Васильевич верно служил искусству, стойко перенося выпадавшие на его долю испытания. Он явил для новых поколений пример стойкости и достойно прожитой жизни.

Призываю всех родных и близких почившего не скорбеть без меры, но молиться о его бессмертной душе, веруя в милость Божию.

Вместе с вами возношу и я свои молитвы о упокоении души раба Божия Вячеслава в небесных обителях.

С искренним сочувствием

+ КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

«Е.Н.Толкуновой, Ю.Н.Прапорову, Н.Ю.Прапорову

Уважаемые Евгения Николаевна, Юрий Николаевич, Николай Юрьевич!

Примите мои глубокие соболезнования в связи с кончиной выдающейся российской певицы Валентины Васильевны Толкуновой.

Её безвременный уход – огромная потеря для всей отечественной культуры. Вся жизнь Валентины Васильевны была ярчайшим символом беззаветного служения искусству и людям. Песни в её исполнении стали поистине народными, их хорошо знали и любили представители разных поколений.

Искренне разделяю вашу боль. Прошу передать слова сочувствия и поддержки всем, кто близко знал и ценил Валентину Васильевну. Необычайно талантливая, душевно щедрая и обаятельная – такой она навсегда останется в наших сердцах, в памяти миллионов поклонников.

К соболезнованиям присоединяется моя супруга.

Конечно, данные письма посвящены широко известным людям, но их содержание и структура могут послужить нам хорошим примером для составления такого рода писем.

Лично слова соболезнования можно высказать как на похоронах, так и позже. Время визита нужно выбирать в зависимости от степени психологической близости к адресату соболезнований. Если Вы не очень близки, то не стоит наносить визит сразу, в первые дни после смерти. Можно зайти в течении двух недель после похорон.

Вне зависимости от того, пишете ли вы письмо, либо лично выражаете соболезнования, важно помнить о правилах, которые стоит соблюдать, чтобы не «наломать дров» и не усугубить горе. В первую очередь эти правила относятся к словам и штампам, которые не стоит употреблять в общении с родственниками и близкими умершего.

Итак, не стоит говорить горюющего словами типа:

«Время лечит». Во-первых, само по себе время не лечит. Лечит принятие факта смерти и адаптация скорбящего к новым условиям, в которых близкого человека уже нет. На это всегда требуется время, но само по себе оно не лечит. Во-вторых, фраза «время лечит», отдается в душе «Пройдет время, и ты его(ее) забудешь». Согласитесь, это само по себе звучит кощунственно по отношению к чувствам горюющего к умершему. Тем более, когда скорбящий цепляется за каждое воспоминание о покойном.

«Не плач», а так же «ты справишься», «ты сильный» и т д. Такими словами мы программируем человека на модель поведения, в которой он не сможет свободно выражать свои чувства, боль и переживания. Невыплаканное горе забирается внутрь и разрушает душу и сердце изнутри. В прямом смысле, человек загнавший слезы внутрь себя может получить психические и сердечные заболевания.

«Я тебя понимаю», «нам всем тяжело», «у меня тоже умер…». Учитывая, что соболезнования приносят обычно от более дальних к более близким покойного, то говорить о равной тяжести горя не корректно. Чувства, каждого человека уникальны и неповторимы. И горе в том числе. Говоря «я тебя понимаю, у меня тоже…» мы принижаем в глазах плачущего значимость потери.

Не ищите виноватых и крайних. Никого не обвиняйте, даже если смерть действительно произошла по вине чьей-то халатности или умысла. Обвинениями горюющему не помочь, но они скорее более разогреют его обиду и злость, либо чувство вины.

Не пытайтесь отвлечь горюющего от своего горя: развеселить анекдотами, поехать отдыхать, вывести «в свет». Все это нужно будет делать, через какое-то время, но сорок дней после похорон — время траура, время плача. Пока человек не выплачет горе, пока не выговорит его, попытки занять его чем-либо другим не смогут вывести его в нормальное состояние, а только помешают нормальному переживанию горя умом и сердцем. Конечно, если в переживании трагедии скорбящий прекращает выполнять необходимые бытовые действия, такие как помывка, вынос мусора, покупка продуктов – можно и нужно предложить ему свою помощь (но нельзя делать все за него) в обеспечении нормальных хозяйственно-бытовых условий.

Если скорбящий человека – верующий – не говорите пред ним пафосно «Упокой Господи раба твоего…», это выглядит как фарисейская молитва. Помните, к кому Вы обращаетесь. К Богу или к скорбящему? Если Вы хотите утешить человека, то корректнее будет сказать «Пусть Господь упокоит душу раба своего…». А если хотите и утешить близкого к покойному и обратиться к Господу – предложите скорбящему помолиться об упокоении души умершего. Пережить горе, примириться с потерей, адаптироваться к утрате легче и лучше всего с молитвословом в руках при регулярном посещении храма. Когда сердце вопиет и скорбит, мы искренней, чем когда-либо способны обратиться к Господу и получить утешение.

У каждого живущего на земле есть близкие: родители, друзья, родственники. Каждый из нас рано или поздно должен будет пройти через скорбь потери близкого нам человека. Важно знать, как помочь человеку пережить трагедию, быть готовым помочь пережить ближнему боль утраты и вернуться к активной, но уже другой жизни. Жизни, когда смерть прошла рядом. Соболезнование – лишь первый, но очень важный шаг в деле оказания этой неоценимой помощи.

Источник:
Письмо близкому человеку
Смерть близкого человека. Как приносить соболезнования
http://skorbim.com/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.html

COMMENTS