План урока по обществознанию

План-конспект урока (обществознание, 7 класс) по теме: План урока по обществознанию

План-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме:
План урока по обществознанию. Тема «Виновен! Отвечай!» 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

Конспект урока по обществознанию,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1 . ФИО : Бекетова Ольга Владимировна, учитель истории обществознания МБОУ СОШ п.Головановский Балаковского района Саратовской области

2 . Предмет: обществознание

4 . Тема урока: « Виновен — отвечай », раздел II: «Человек и закон», урок № 12

5 . Учебник «Обществознание 7 класс». Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение 2008.

6. Цель : Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления, подвести учащихся к пониманию понятия «законопослушное поведение», что это нормальное, обычное поведение большинства людей.

— обучающие : подвести к пониманию понятий «закон», «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки» ;

— развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником;

— воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, нравственной позиции.

8 . Планируемые результаты :

• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

— метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

— предметные : знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.

9 . Универсальные учебные действия :

— личностные : осознать необходимость правовых норм общества.

— регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

— познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

— коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: Открытие новых знаний.

11. Формы работы учащихся : коллективная, групповая,

12. Оборудование : мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для групповой работы.

13 . Структура и ход урока

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Что такое дисциплина».

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

— Почему люди соблюдают дисциплину?

— Как общество контролирует поведение человека?

Вспоминают изученный ранее материал ( П) .

Этап 2. Создание проблемной ситуации

(Просмотр фрагмента мультфильма) Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Определяют, каких знаний им не хватает ( Р)

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают проблему ( К, Р )

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П )

Этап 3. Целеполагания

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

— найти в тексте учебника и узнать информацию о том, почему люди совершают преступление

— задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

Распределение учащихся по группам (4-5 человек)

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают( П,К ).

Практикум: работа в группах каждая группа работает по карточкам, отвечают на поставленные вопросы. (П,Р,К.)

Этап 5. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при групповой работе.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют. ( П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 7 . Домашнее задание

Комментирует д/з: Учащиеся на выбор могут выполнить следующее задание:

— подготовить сочинение – эссе на тему «Что такое справедливость?». Пройти тест.

— прочитать §5 и подготовить устный ответ на вопрос «Кого можно считать законопослушным человеком?». Пройти тест.

— прочитать §5, выполнить в рабочей тетради задания №1-3 на стр. 74. Пройти тест.

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД

План — конспект урока:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

— Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

— Почему люди соблюдают дисциплину?

— Как общество контролирует поведение человека?

Этап 2. Создание проблемной ситуации.

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер» (Презентация. Слайд 1)

Формирование темы урока: ( Ученики должны пояснить свой выбор, т.е. обосновать свой его. Учитель подводит к определению новой темы урока. Учитель задает наводящие вопросы ):

— Что показано в этом фрагменте?

— Как его называет голос за кадром?

— Как ведет себя мальчик?

— Такое поведение в обществе приветствуется? (ответ учащихся) Почему?

— Как вы понимаете фразу во фрагменте: «В отделение хотите?»?

— Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

— Может ли он нести ответственность за свои поступки? ( по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока).

Этап 3. Целеполагание.

(ученики называют тему урока) Тема сегодняшнего урока «Виновен – отвечай». (Слайд 2)

Как вы думаете, почему люди совершают преступления? (Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов).

Этап 4 . «Открытие» нового знания

— Найдите в тексте учебника информацию о том, почему люди совершают преступление (задаёт вопрос сравнение)

— Нужно ли знание закона и почему?

— А нужно ли знать законы несовершеннолетним?

Этап 5. Применение нового знания

Групповая работа учащихся (учащиеся делятся на группы 3-4 и работаю по карточкам)

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Почему Дмитрий Ч. совершил преступление?

— Что общего в причинах преступлений воспитанников воспитательно – трудовой колонии для несовершеннолетних (ВТК)?

« Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).

Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялся, что поймают. Но когда увидел «живые» деньги – обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так можно жить.

Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят. Не отпустили…

Советую всем никуда не лезть. Все когда – нибудь попадутся. Здесь чувствуешь себя как в клетке. За забор страшно хочется. Домой хочу, к матери. Сидел бы рядом с ней и никуда бы не отходил. А здесь матери нет. Сам за себя. Никто тебе не поможет. Знал бы, что меня ждет…».

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующий вопрос:

— Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными? Почему?

« Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года).

Если не дураки, никуда не лезьте. Здесь сидят только дураки. Умные – это те, кто подговаривал…Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь сам. И вообще все делаешь сам.»

Прочитайте приведенный ниже текст и ответьте на следующие вопросы:

— Какие выводы сделал для себя Алексей из своего печального опыта?

— Как вы понимаете слово «малолетка»?

« Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).

Когда идешь воровать – думаешь, не попадешься. С кем не разговаривал здесь – все так думали. И еще знаешь, сразу не засудят – малолетка. И точно – по первой «ходке» в суд, получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не смог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» за все сразу 2 года дали. Не советую радоваться тем, кто первый раз мио зоны проскочил. Все равно здесь будете» .

После работы в группах заслушиваются их выступления.

По окончанию выступлений формируется понятиях о «закон» и «преступление» (Презентация. Слайды 3-5)

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

— Что же мы узнали сегодня на уроке?

— Почему нужно знать законы смолоду?

— Почему законопослушный человек вызывает уважение в обществе?

Выставляется оценка за урок.

— А вы хотели бы узнать чем закончился сюжет, показанный в начале?

(Показ продолжения мультфильма. Презентация. Слайд 6)

Этап 7. Домашнее задание: ( Домашнее задание предлагается на выбор. Презентация. Слайд 7)

— подготовить сочинение – эссе на тему «Что такое справедливость?». Пройти тест.

— прочитать §5 и подготовить устный ответ на вопрос «Кого можно считать законопослушным человеком?» Пройти тест.

— прочитать §5, выполнить в рабочей тетради задания №1-3 на стр. 7 Пройти тест.

Тест «Умеете ли Вы правильно оценивать поступки людей?»

Подумайте над ситуациями и выберите свой вариант оценки различных поступков. Постарайтесь раньше времени не заглядывать в ответы. Иначе Вы никогда не узнаете о себе правду. Итак:

1. Шофёр на государственной автомашине всю ночь перевозил мебель в новую квартиру. Как можно оценить его действия?

поступил неправильно — 1;

все так делают — 3;

поступил правильно — 5

2. 14-летняя Р. в городском автобусе похитила у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку 3-х буханок хлеба. Следователь выяснил, что это была её пятая кража. Но возбуждать уголовное дело против Р. не стал. Он посчитал совершённое ею деяние не опасным для общества. Как Вы оцениваете решение следователя?

решение неправильное — 1;

нельзя судить за 3 буханки — 3;

решение правильное — 5

3. Девятиклассник Н. в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный остановил его. Тогда Н. начал его оскорблять и угрожать ножом. В полиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что, «когда мальчик трезвый, он муху не обидит». Полиция поверила, протокол составлять не стали.

а) Вы считаете, что:

— работники полиции поступили неправильно — 1;

— надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы Н. не пил — 3;

— работники полиции поступили правильно — 5

б) правильно ли повели себя учителя?

человеку нужно помогать в трудную минуту — 3;

4. В туалете одной из школ города 9-классник подошёл к 7-класснику и посоветовал завтра принести ему пачку сигарет. А тот, недолго думая, позвонил в полицию.

а) Вы считаете, что:

— девятиклассник обязан отвечать за вымогательство — 1;

— зря связался из-за пачки сигарет — 3;

— ничего особенного он не совершил — 5

б) Вы считаете действия 7-классника:

нужно было уладить всё без милиции — 3;

Если Вы набрали от 6 до 10 баллов, то

Вы в состоянии правильно оценивать свои и чужие поступки. У вас есть представление о моральных и юридических нормах. Но обратите внимание, например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Представьте, что водитель воспользовался служебной автомашиной, чтобы бескорыстно помочь переехать престарелому инвалиду. Надеемся, что Вы не одобрили бы и этих незаконных действий шофёра, но при их оценке учли бы обстоятельства.

Если Вы набрали от 11 до 23 баллов, то Вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не по правилам «можно-нельзя», «разрешено-запрещено», а по принципам «хочу-не хочу», «нравится-не нравится». Когда с Вами поступают не так, как хотелось бы, Вы не спрашиваете себя, справедливо ли это. Для Вас в первую очередь имеет значение, что страдают Ваши собственные интересы. Помните, что однажды Вам захочется попробовать любой ценой удовлетоврить свое «хочу». Цена может оказаться слишком высокой.

Если Вы набрали от 24 до 30 баллов, то дело плохо. У Вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильней или хитрей, а правоохранительные органы (милиция, прокуратура, суд) только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живёт честно, а ловчит, обходит закон, старается жить за чужой счёт. Это означает, что и Вы можете двигаться по жизни той же дорогой, постепенно запутываясь в собственных проступках и правонарушениях, привыкая к общению с милицией и судами, постепенно утрачивая человеческие качества. Вам срочно нужно взять себя в руки и начать менять своё отношение к жизни. Она у Вас одна!

Используемая литература и интернет ресурсы :

— А.В Позднер «Поурочные разработки по обществознанию. К учебно методическому комплексу Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.:Просвещение 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав.

(В мире происходит ежеминутно огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам, фатальным исходам. Мы должны научиться распознав.

Принимала участие в апробации УМК по Обществознанию для 10-11 кл. (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова издательства Просвещение. В рамках апробации представила свой опыт на курсах повышения.

Формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрытие вопроса о возрастающей значимости образования в современном мире.Работа по развитию умений использова.

Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе.

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для конкретизации понятия «безработица», выявления причин безработицы и её последствия.Планируемые результаты: Научатся: определять, что.

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе, а также роль политического режима в политической системе,. рассмотреть особенности политической системы в.

Источник:
План-конспект урока (обществознание, 7 класс) по теме: План урока по обществознанию
План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. 
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/10/25/plan-uroka-po-obshchestvoznaniyu-tema-vinoven-otvechay-7

План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: Конспект урока обществознания по теме — Свобода и необходимость

План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему:
Конспект урока обществознания по теме «Свобода и необходимость»

Конспект урока, построенного в технологии критического мышления, сопроовождается презентацией для учителя, размещенной в том же разделе

Свобода и необходимость в деятельности человека

Давайте начнем урок с того, что рассмотрим иллюстрации и сформулируем его основную тему. На этом слайде вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

— Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

— Что такое ценность?

(самое важное, значимое, полезное;

необходимое условие нравственного поведения человека

нравственные принципы, которые определяют сущность бытия)

— Является ли свобода для вас ценностью?

— Есть ли среди вас человек, который не считает свободу ценностью?

— Что такое свобода?

Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …)

– т.е. свобода – отсутствие ограничений . Согласны ли вы с таким определением?

(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

— Накидаем эти ограничения . Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки)

внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения внешние обстоятельства

— Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле

Текст «Буриданов осел»

-Давайте прочитаем небольшой текст на следующем слайде. Всем понятен смысл прочитанного?

— Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше?

(аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться.

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми.

И спросил Бог у последних:

— Что же вы хотите?

— Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, — ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

— Чего они попросили?

— Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность)

Свобода есть осознанная необходимость

Фраза вызывает проблемы в понимании, приписывают ее разным философам

Посмотрим определение необходимости

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося…

Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость» ?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

— Прежде чем дадим определение свободы, скажите, как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое учебное действие?

(Открываем Вики, ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть на следующем слайде.

(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля, наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Немецкая классическая философия

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Выражение «буриданов осел» иллюстрирует:

— отличие человека от животного

2 – Факт (Это то, что говорил Маркс)

3. – оценка автора

5. оценка – почему? С этим можно спорить?

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности?

  • инстинктивное решение нет
  • осознание ответственности да
  • аффективное действие нет
  • критическое мышление да
  • конформное поведение нет
  • стереотипное поведение нет

НЕОБХОДИМОСТЬ — философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия.

а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

Верно. Как вы понимаете это утверждение?

(человек свободен выбирать, как поступить – принять или не принять норму, ее принятие

б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека

(«Всегда» — должно смущать)

Вы молодцы. В конечном итоге с тренингом справились.

Теперь мы, наверное, готовы назвать тему занятия.

(дети озвучивают варианты названия темы)

Я обращаю внимание на строчку в Кодификаторе. Там эта тема названа так:

«Свобода и необходимость в деятельности человека» (или о деятельности мы не поговорили?)

Вспомним некоторые промежуточные выводы, к которым мы пришли с вами вместе в ходе урока.

— Первый вывод — Свобода – для вас – безусловная ценность

— Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто как в задании №___)

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны? Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде

На это обратили внимание философы еще в древности.

Жан Поль Сартр «Человек обречен быть свободным. Он привязан к своей свободе, как узник к своему ядру»,

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

— Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор) Свобода человека состоит в том, что он волен выбирать

цели и средства

На последнем слайде – темы для эссе.

  1. Сформулируйте к какому разделу обществознания можно отнести каждую из них? (Свобода – ценность универсальная)
  2. Сформулируйте проблему каждой темы
  3. Напишите 1 эссе

Выражение «буриданов осел» иллюстрирует:

— отличие человека от животного

Прочитайте приведенный ниже текст.

(1)С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным. (2)К.Маркс отмечал, что человек в той мере свободен, в какой свободно общество, в котором он живет. (3)Следовательно, свобода личности неотделима от свободы общества. (4)С этим фактом спорить невозможно. (5)Чем скорее демократия победит во всех странах мира, тем скорее люди на всей планете почувствуют себя свободными.

Определите, какие положения текста имеют

  • фактический характер
  • характер оценочных суждений

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности?

  • инстинктивное решение
  • осознание ответственности
  • аффективное действие
  • критическое мышление
  • конформное поведение
  • стереотипное поведение

Запишите пропущенное слово:

___________ — философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия.

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам.

б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека

верны оба суждения

оба суждения неверны

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель немецкой классической философии XIX века.

1. Свобода — не вседозволенность!

2. Свободным от общества человек быть не может, иначе нет социализации, нет культуры, есть животное состояние, возврат в природу.

3. Человека в обществе ограничивают рамки норм — законов, обычаев, морали и этикета.

Для примера эссе на эту тему свободы в деятельности человека возьмем классическую цитату, приписываемую целому ряду великих философов — Спинозе, Марксу, Гегелю. В тестах ЕГЭ по обществознанию нам она встречалась за авторством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , творца немецкой классической философии XIX века.

«Свобода — это осознанная необходимость» (Г. Гегель)

Сразу вспоминаем критерии проверки эссе. Выполняем Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Заодно, сразу формулируем собственное, теоретически достоверное, понятие свободы.

Смысл высказывания великого немецкого философа Гегеля я вижу в том, что человек не может вести себя так, как он считает нужным всегда. Его деятельность ограничена рамками общества, и выйти в своих действиях за их пределы он не может.

Как смогли, своими словами, не написав слово свобода (мы же пытаемся объяснить его), мы раскрыли смысл высказывания. Помним, что без этого элемента за эссе получим 0.

Идем далее, Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Мы показываем знание теории.

Что такое свобода? Это возможность действовать самостоятельно, независимо, опираясь на свои собственные силы. Раб не свободен, он зависит от воли хозяина.

Что такое необходимость? Это наши обязанности, то, без чего нет свободы. Мы не можем жить (быть свободными) без воздуха (иметь его — необходимость). Например, Конституция РФ содержит перечень не только прав гражданина, но и его обязанностей.

Что мы сделали? Раскрыли термины, показали знание теории философии. А, так как проблема спорна, расплывчата, мы сразу аргументировали наши мысли ( раб, воздух, конституционные права и обязанности гражданина РФ ). Не забываем, структура максимально емкая, идеи конкретизировать не надо, каждая мысль — новая строка!

Поехали дальше, как Вы поняли, мы уже начали раскрывать Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Мы ищем подтверждения своей точке зрения в фактах истории, литературных примерах, общественных событиях и в собственном жизненном опыте.

Понятие свобода встречалось во множестве философских концепций. Например, в теории «общественного договора» при создании государства люди осознанно отказываются от частички своей свободы, чтобы избежать взаимного истребления. Они подчиняются нормам государственного права — законам, и тогда становятся в полном смысле свободными — от произвола других.

А вот анархисты (Бакунин, Кропоткин) считали, что государство не дает человеку быть свободным, поэтому его нужно разрушить. Люди же смогут жить свободно на основе взаимной любви.

Показали свою интеллектуальность ( общественный договор, Бакунин, Кропоткин ) , подняли важные политические проблемы. Свою мысль пока не выразили. Теперь смотрим на иной аспект проблемы, переворачиваем цитату наоборот, показываем собственное видение проблемы, аргументируем на примерах!

А если человек ничем не ограничен? Если он ведет себя полностью свободно? Я считаю — это вседозволенность! К чему привело ложное понимание свободы, мы видим сегодня на Украине, где страна распадается, на улицах царит насилие и преступность.

Вспомним персонаж бессмертного «Преступления и наказания» Достоевского — Раскольникова. Он поставил для себя вопрос: «Тварь дрожащая (не свободен) или право имею (свободен)?», и ответил на него, убив человека. Стал ли он свободен от своей совести, каторги, общественного презрения? Нет!

Завершаем эссе собственным выводом, основанном на перифразе цитаты. Собственное отношение к мысли автора Вы можете дать и вначале, и в середине, и в конце эссе.

Я полностью согласен с мыслью великого философа. Действительно, ограничение свободы индивида в разумных пределах это защита общества от произвола. безнаказанности, хаоса в социальной жизни.

И вот так выглядит наш взгляд на философскую проблему свободы, подкрепленный знанием теории и философских концепций:

всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Аристотель, который не мог представить себе общество без рабства, утверждал, что свобода лежит только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо. Аристотель не смог признать, что рабство противоречит идее естественных прав, так как по ней все люди считаются свободно рожденными.

Идея естественных прав сыграла большую роль в борьбе против самых различных форм личной зависимости одних людей от других: рабства, крепостничества, вассалитета. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.

В истории философской мысли свобода трактуется по-разному.

Источник:
План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: Конспект урока обществознания по теме — Свобода и необходимость
Конспект урока, построенного в технологии критического мышления, сопроовождается презентацией для учителя, размещенной в том же разделе
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/04/25/konspekt-uroka-obshchestvoznaniya-po-teme-svoboda-i

План эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Что может быть прекраснее школьного времени? Но, несмотря на это, приходится сталкиваться со многими трудностями. Самое большое препятствие, которое придется пройти каждому, кто решил окончить 11 классов, – это единый государственный экзамен.

Практически во всех вузах и на всех направлениях нужно сдавать предмет под названием обществознание. Самая тяжелая часть экзамена – сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам. Только так можно написать красивое сочинение. План эссе по обществознанию, так же как и по другим предметам, должен содержать три главные части: вступление, основную часть и заключение. На каждом пункте мы остановимся подробно.

Все творческие работы заставляют нас излагать свои мысли последовательно, правильно и аргументированно. Это обязательно пригодится в жизни. Даже если просто вести дружескую беседу, то и здесь будет уместна грамотная речь, не насыщенная жаргонизмами и другим «мусором» русского языка.

Также написание сочинений учит нас выявлять основную мысль, которую хотят до нас донести, анализировать, высказывать свое личное мнение о проблеме.

Если говорить об экзаменах, то перед написанием следует разработать подробный план написания эссе по обществознанию. Это поможет вам не заблудиться в собственных мыслях, не отойти от основной проблемы. Некоторым писать сочинения очень нравится, им достаточно составить план написания эссе по обществознанию в голове. Остальным же лучше воспользоваться черновиком, чтобы план всегда находился перед вами.

Вступление и заключение – это короткие части, которые состоят примерно из трех-четырех предложений каждая. Все части отделяются абзацем. Не стоит писать сплошным полотном, это очень тяжело воспринимается читающими. За такую «простыню» вы много баллов не заработаете.

Тестовая часть экзамена по обществознанию довольно простая. Нужно ответить на тестовые вопросы, все они имеют 4 варианта ответов. Вторая часть немного труднее. Здесь предлагают дописать пропущенные слова, дозаполнить таблицу или соединить соответствующие пункты.

Самая тяжелая часть – С. Здесь нужно выбрать выражение (цитату) знаменитой личности из нескольких предложенных вариантов. Далее — написать сочинение-рассуждение, посвященное теме высказывания. Для того чтобы справиться с работой и получить хороший балл, нужно составить план эссе по обществознанию. ЕГЭ довольно просто сдать, если немного к нему подготовиться.

Стоит выделять хотя бы по часу в день для самостоятельной подготовки либо нанять репетитора или посещать специализированные курсы для подготовки. Особо обратите внимание на творческую часть. Возможно, составить такой план эссе по обществознанию (ЕГЭ), чтобы использовать его для абсолютно всех тем. Этим мы и предлагаем вам заняться прямо сейчас. Мы выделим основные части, которые должны содержаться в вашем сочинении, приведем основные клише. Все это значительно упростит вашу работу во время единого государственного экзамена.

План эссе по обществознанию практически ничем не отличается от такового для других творческих работ. Сейчас мы приведем подробный план сочинения, достаточно подробно распишем, что должно входить в каждую часть. Итак, план эссе по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Вступление. Стоит сразу сказать, что нет никаких жестких требований к данной работе. Главное, чтобы тема была раскрыта. Нужно продемонстрировать свое знание теории и подтвердить фактами из истории, литературы или жизни. Вступление является не обязательным, но желательным. Многие школьники не могут представить себе сочинение без введения. Если для вас сложно начать эссе сразу же с размышлений, сделайте небольшое введение (2-3 предложения). Здесь можно четко сформулировать проблему. Если вступления нет, баллы за это не снижаются.
  2. Смысл цитаты. Эта небольшая часть состоит не более чем из пяти предложений. Совсем не обязательно приводить высказывание полностью. Будет достаточно и ссылки на автора, а далее — трактовки своими словами. Здесь многие используют клише, например: «В высказывании философа Фейербаха рассматривается (или описывается) явление (процесс или проблема) …» или «Смысл высказывания … заключается в том, что…». В примерах вы посмотрите, как правильно пользоваться этими формами.
  3. Теория. В этой части вы должны написать, согласны вы с мнением автора или нет. В большинстве случаев школьники подтверждают мнение и просто переписывают цитату с помощью специальной терминологии. Также в этой части вы можете приводить примеры в защиту своей точки зрения.
  4. Факты. Лучше избегать каких-либо общих фраз, нужно приводить конкретные примеры («как мы знаем из курса химии…», «как говорил известный философ…» и подобные формы).
  5. В заключении нам надо подытожить все, что мы сказали ранее. Школьники часто пользуются такой формой: «Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что…» Вместо троеточия нужно вставить переформулированную основную мысль высказывания.

Эссе по обществознанию (план, клише мы уже предоставили) должно быть коротким, но отражать основную мысль. В этой части мы вам приведем примеры возможных вступлений.

  1. «Фейербах – это известный немецкий философ, который утверждал, что теория и практика взаимосвязаны и дополняют друг друга».
  2. «Наиболее интересной для меня цитатой стало высказывание американского писателя Л. Питера, который говорил о высоком предназначении экономической культуры».

Далее план сочинения (эссе) по обществознанию предполагает пару слов о смысле выбранного нами высказывания. Как это сделать, посмотрим на примерах:

  1. «Смысл высказывания очень прост – нужно уметь экономить и правильно распределять ресурсы, что поможет остановить голод во всем мире».
  2. «Поднимая эту проблему, автор говорит о том, что молодое поколение мало что понимает во взрослой жизни. Они как будто иностранцы, не знающие обычаев, образа жизни жителей этой страны.»

Посмотрим на план составления эссе по обществознанию. Дальше мы должны продемонстрировать наши теоретические знания, полученные на уроках обществознания в школе. Приведем некоторые примеры:

  1. «Поведение каждого отдельного человека имеет большое значение для всего общества. Что такое общество? Это обособленная, но связанная с миром группа. Именно социальный статус определяет модель поведения каждого отдельного человека. Если кто-то выделяется своим поведением, и это неприемлемо в обществе, то подключаются службы социального контроля…»
  2. «Мое мнение таково: я полностью согласен с позицией автора. Действительно, законы играют большую роль в жизни человека. Они помогают и оберегают от дурных, аморальных поступков…»

Как писать эссе по обществознанию, мы почти разобрались, осталось понять, какие примеры можно приводить в следующем пункте. Факты могут быть подобного рода:

  1. Литературные. Например: «Хотелось бы привести пример из книги «Богатый и бедный папа», где автор Р. Кийосаки говорит о том, что экономическая свобода очень важна…»
  2. Из образования, науки, СМИ и так далее. «В качестве аргумента можно привести историю развития науки химии. Как люди получили знания о возможных реакциях? Конечно, из опытов…»

Последняя часть состоит из 1-2 предложений, например:

  1. «Я полностью согласен с высказыванием, ведь только… может привести к. »
  2. «Таким образом, философ… высказал довольно умную мысль… которая требует анализа и размышлений».

Источник:
План эссе по обществознанию (ЕГЭ)
Практически во всех вузах и на все направления нужно сдавать обществознание. Самая тяжелая часть экзамена – сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам.
http://fb.ru/article/291754/plan-esse-po-obschestvoznaniyu-ege

Роль государства в экономике

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

— Стоит ли учиться предпринимательству?

— Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

— Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика — деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность — это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт — импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение — это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Источник:
Роль государства в экономике
Краткое описание работы: Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему Роль государства в экономике поможет учителю при проведении урока.
http://konspekteka.ru/rol-gosudarstva-v-ekonomike/

COMMENTS