Подростковые проблемы

Подростковые проблемы

Материал для этих кратких очерков был подобран из книги «Подросток: бить или любить. Уроки любви и терпения для родителей." Елены Брилинг.

Подростковый возраст — один из самых сложных, но в тоже время один из значимых периодов в жизни наших детей. В этот короткий период с 11 по 15 (17) лет ребенок проходит большой путь в своем развитии. Это период внутренних конфликтов с самим собой и другими, где частыми спутниками человека становятся смена настроения и непонимание себя. Это время конфронтации с самыми близкими людьми и постоянной сменой друзей. Это период вызова всему и желание показать другим, что „Я что-то значу“. В это время ваш ребенок начинает пытаться разобраться в себе: что „я“ за человек, чего хочу в жизни, почему ко мне именно так относятся. Вопросы множатся и множатся…

Первым на переходный возраст реагирует организм. И подросток часто не готов к тому, что с ним происходит.

В этот период подросток очень уязвим. Он может лишиться уверенности, если темп его развития будет замедлен по сравнению с другими сверстниками, и если его развитие будет проходить слишком быстро. Очень важно, чтобы родители рассказали сыну (или дочери), что с ним происходит и почему. Расскажите своему ребенку об изменениях в его организме (рост, вес, проблемное состояние кожи). Расскажите о временном характере этих изменений.

Весь подростковый период в организме ребенка продолжается гормональная перестройка: под влиянием гормонов формируются вторичные половые признаки. Лучше всего заранее рассказать о естественных изменениях организма, когда и почему они возникают. А заодно будет повод поговорить о половой гигиене, контрацепции, способах защиты себя от болезней, передающихся половым путем, об ответственности перед самим собой и партнером. Конечно, обо всем этом подростки узнают из реклам или из " первых рук»- от своих приятелей, у которых все уже в «прошлом». Но как правило, добытые таким путем знания, часто бывают искаженные и обрывочные, поэтому лучше, чтобы о физиологии взрослеющего организма с подростком поговорит кто-нибудь из взрослых: с дочерью мама (тетя), с сыном отец (дядя).

Гормональная перестройка в организме является также причиной нестабильности эмоционального фона. Это возраст сопровождает частая мена настроений. Можно заметить, что уже не маленький человек снова становится плаксивым и обидчивым. Раздражительность, вспышки агрессии- явления, зачастую тоже сопровождающие «гормональную бурю».

В период физиологических изменений возникает новый образ физического «Я». Вот тут-то часто проявляются подводные камни. Внешняя непривлекательность (угловатость или округлость) могут вызывать тревогу и чувство неполноценности.

Даже случайная шутка может вызвать горькую разочарованность в себе. Так как представления о себе в этот период нестабильны, для подростка важна эмоциональная оценка окружающих. Поэтому он нуждается в большей (чем может показаться из-за демонстративно- самодостаточного поведения) поддержке и уважении его личности.

Первоначальное представление о себе — это мозаика, которая складывается из представлений о том, как выглядит собственное тело, фигура (физическое «Я»), каковы мыслительные способности (интеллектуальное «Я»), из представлений о том, какой я человек, друг («я» — характер). Мозаика собирается постепенно. Самопознание в основном происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует.

Именно благодаря общению с друзьями, сверстниками у подростка формируются представления о самом себе: о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости. В общении формируется оценочное мнение о самом себе. Подросток узнает насколько он уверен в себе, критичен, конфликтен. Как к нему относятся другие. Также он познает себя как индивидуальность: свой характер. Личные особенности, способности, привычки, странности, склонности.

Развитие личности подростка характеризуется двумя основными потребностями: потребностью в самоутверждении, и потребностью в общении со сверстниками. Поэтому подростку важно выглядеть привлекательно в глазах других. «Меня замечают, меня принимают, меня уважают,- значит, я достоин уважения, значим, — значит, я могу уважать самого себя, принимать самого себя и других». Так формируется у молодых людей чувство личной ценности. Ранимость, неопределенность, зависимость собственной самооценки от мнения окружающих приводит к высокой чувствительности к критике. Вот почему наши дети так часто обороняются от нас агрессией.

Как же нам родителям помочь ребенку принять себя?

Научитесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть. У него есть право иметь недостатки, он, как и мы — родители, может быть расстроенным и злым.

Говорите о тех чувствах, которые вызывают у вас те или иные поступки вашего сына или дочери (старайтесь не обвинять, не обесценивать самого ребенка).

Особо выделяйте те поступки, в которых подросток проявляет взрослое поведение, не скрывайте свою родительскую гордость и уважение к нему. — Помогите вашему ребенку определить, осознать его сильные стороны.

Старайтесь больше слушать ребенка и задавать ему вопросы (о его чувствах, о его мнении), это поможет ему научиться осознавать самого себя и лучше понимать других людей.

Делитесь своим опытом, ведь вы сами — бывшие подростки. Это позволит ребенку опереться на ваш опыт, не чувствовать себя одиноким в своих переживаниях.

Не забывайте о себе: научитесь прощать себе свои ошибки, не старайтесь быть идеальными.

Прочитайте вышеперечисленные рекомендации заменяя слова «вашего ребенка» на слово «себя».

Агрессия — зачастую именно с этого для родителей начинается проявление «подростковости» у детей. Ещё недавно послушный ребенок становится обидчивым, ворчливым, раздражительным, порой в его словах прорывается гнев и грубость.

В такой ситуации родители часто чувствуют себя растерянными, не знают как реагировать на агрессивные проявления характера своего ребенка. Что же происходит с подростком в это время? Что заставляет его так меняться? Причин тому много, но в любом случае — это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.

Внутренний дискомфорт — ощущение, которое сопровождает человека в подростковом возрасте, в силу психологических особенностей этого периода. И агрессивное поведение в начале подросткового возраста — нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).

Ребенок в это время учится владеть своими эмоциями, а сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди. В течении подросткового возраста (5–6 лет) человек овладевает приемлемыми способами выплескивать свой гнев и другие эмоции.

Уровень агрессии повышается у всех детей подросткового возраста, но выражаться она может по разному, с разной степенью интенсивности. Существует несколько форм выражения агрессии:

Физическая -использование физической силы против другого человека.

Вербальная — выражение ребенком своих негативных чувств при помощи слов, визга, крика, угроз.

Раздражение — готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым. грубым.

Подозрительность — склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».

Косвенная агрессия — воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес обидчика.

Обида — как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением и миром вообще.

Скрытая агрессия (или пассивно- агрессивное поведение). Это нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда родители пытаются «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) — это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток и сам не знает почему он так себя ведет. Эта скрытая агрессия направлена на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких и окружающих.

На степень выраженности агрессии оказывают влияния отношения в семье, особенно в родительской паре. Если у родителей отношения конфликтные, а уж тем более предразводные или в состоянии развода, словом, неустойчивые; то такие отношения усиливают психологическую «неустойчивость» подростка.

В ситуации, когда в родительской паре конфликты, дети растут с чувством незащищенности. Тревога, чувство вины, агрессивные вспышки — это симптомы беззащитности, отсутствия внутренней опоры. Большое влияние на формирование агрессии оказывает так называемый «стиль воспитания» — по сути, это набор семейных правил и родительских требований, к которым должен приспосабливаться ребенок.

По стилю воспитания семьи делятся на:

авторитарные (в этих семьях дети находятся в жестком подчинении у взрослых, их мнения и желания не учитываются).

принимающие (в этих семьях важно мнение и желание каждого её члена, решения которые принимают взрослые, а также родительские запреты понятны детям).

непоследовательные (в этих семьях запреты, наложенные родителями работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются).

попустительские (в этих семьях ребенок растет как без родительского «глаза», сам по себе)

Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т. к. у тетей нет чувства стабильной опоры и защищенности.

На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.

Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому не удобно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.

Проверьте, понимаете ли Вы своего ребенка

Уважаемые родители! Вам предлагается маленький экспресс-тест. Он поможет определить, насколько вы готовы понимать своего ребенка.

Инструкция. На утверждения этого теста можно отвечать «да». «нет», «не знаю».

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

Иногда Вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете как реагировать на поведение Вашего ребенка.

Ваши интуиция и опыт — лучшие советники в воспитании ребенка.

Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы не рассказали бы ни кому другому.

Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке.

Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют Вас).

Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.

Вы можете удержаться от покупки интересной игры для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка — физическое наказание (ремень)

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.

Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.

У Вас конфликты с собственным ребенком.

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также За каждый ответ «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 — Вы получаете по 10 очков.

За каждый ответ «не знаю» по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.

Вот что у вас получилось:

У Вас большие способности к пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения — Ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости. Вас можно признать примером, достойным подражания. До идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение Вашего ребенка. Рискнете?

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком Вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые Вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать — не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

Кажется, можно больше посочувствовать не вам, а вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю — доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не все потеряно. Если Вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, Вы найдете кого то, кто Вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью Вашего ребенка.

Если Вы хотите извлечь больше информации из этого теста, то попросите ребенка ответить на вопросы теста от вашего имени: " Как ты думаешь, как на эти вопросы ответила бы мама, как ответил бы папа?». Вы получите возможность увидеть себя глазами вашего ребенка.

Источник:
Подростковые проблемы
Материал для этих кратких очерков был подобран из книги «Подросток: бить или любить. Уроки любви и терпения для родителей." Елены Брилинг. Подростковый возраст — один из самых сложных, но в
http://sinjavskschool.ucoz.ru/psicholog/podrostok.htm

Проблемы подростков

Фотогалерея: Проблемы подростков

Подростковый возраст сложен в первую очередь для самого ребенка. С одной стороны — бурное физическое развитие и половое созревание, с другой — психологические изменения из-за «подвешенного состояния» между миром детей и миром взрослых. Добавьте сюда первую любовь, взаимоотношения с одноклассниками (которые тоже подростки со своими «тараканами» в голове), внезапно проснувшуюся тягу к самостоятельности. Мир подростка меняется у него на глазах, и подстраиваться к этим изменениям очень сложно. Поэтому проблемы подростков вполне объяснимы, хотя и не становятся от этого более приятными.

Во многих случаях проблемы подростков связаны с общением и отношениями — не только любовными, но и дружескими и семейными. Начнем, пожалуй, с проблем с родителями — для родителей именно они «лежат на поверхности». Родителям, правда, кажется, что проблема у них, а не у подростка — он стал неуправляемым, грубит, не считает родителей авторитетом. Но надо понять и подростка: он стал взрослее, он уже вышел из детского возраста и вступил в подростковый, а в отношениях с родителями ничего не изменилось — его все так же пытаются контролировать.

Проблемы подростков с родителями часто проистекают из того, что им не дают права на личную жизнь. В этом возрасте подростку очень важно, чтобы у него была какая-то часть жизни, в которую он не обязан допускать своих родителей. Это может быть своя комната, которую он обустроит так, как захочет, личный дневник. Если раньше для ребенка семья была миром, сейчас она — лишь его часть. Право на частное пространство и самостоятельность (в разумных пределах) поможет избежать многих проблем. Подростки, родители которых уважают их право на частную жизнь, гораздо чаще добровольно делятся с родителями подробностями этой самой частной жизни.

Не менее болезненными (а то и более) могут быть проблемы подростков с ровесниками. В отношениях со взрослыми подавление тяги подростка к самостоятельности если не всегда оправдано, то по крайней мере логично. А отношения с одноклассниками — это отношения равных, в теории, конечно. А на практике — «все люди равны, но некоторые равнее других». Когда группа детей одновременно входит в подростковый возраст, неизменно начинается изменение структуры коллектива и борьба за лидерство. Появляются лидеры, приближенные, изгои.

Подросток, который не может найти свое место в обновленном коллективе, начинает комплексовать. У кого-то этот период проходит относительно легко (особенно если кроме одноклассников у подростка есть свой круг общения, где он занял свое место), у кого-то — намного сложнее. В совсем запущенных случаях проблемы подростков с ровесниками могут выливаться даже в попытки самоубийства. Поэтому родителям и учителям важно вовремя обратить внимание на то, что у подростка не все в порядке, и ненавязчиво протянуть руку помощи.

Проблемы подростков не ограничиваются проблемами с общением, но в основном проистекают из них. Как понравиться тому, кто понравился тебе? Как научиться брать на себя ответственность (вот она, обратная сторона независимости и самостоятельности)? Как сделать так, чтобы другие люди — и ровесники, и взрослые — наконец-то начали с тобой считаться? Добавьте сюда многочисленные вопросы, касающиеся интимной сферы (а они непременно возникнут, ведь подростковый возраст — это возраст полового созревания) и пестрый букет подростковых комплексов — и вы поймете (а точнее, вспомните), что быть подростком ой как непросто.

Подростковый возраст — возраст проблемный и для самих подростков, и для их родителей. Но родителям справиться легче: за их плечами — жизненный опыт. А вот проблемы подростков сами подростки часто решить не в состоянии — и тут им понадобится ваша помощь. Любовь, терпение и поддержка родителей — достойный противник подростковым проблемам.

Источник:
Проблемы подростков
В основном проблемы подростков связаны с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми. Как помочь ребенку справиться с подростковыми проблемами?
http://strana-sovetov.com/kids/14/4473-teenage-problems.html

Проблемы подростков

«Давай прогуляем контрольную по математике! Вместо нее можно сходить в отличный игровой центр, а можно и просто в парке потусоваться. Весна все-таки!» — это предложение исходит от одного из самых популярных ребят вашего класса. Как ты поступишь, пойдешь с ним или останешься на уроке?

По мере того как мы взрослеем все чаще приходиться сталкиваться с необходимостью принимать очень сложные решения. Некоторые из них могут не иметь четких и правильных ответов, а другие связаны с серьезными моральными вопросами – уйти ли с урока, попробовать сигареты и т.д.

Принятие решения – дело непростое, но еще хуже, когда окружающие люди пытаются оказать на тебя давление, навязывая свою точку зрения. Этими людьми может оказаться кто угодно – сверстники, родители, учителя. И это выливается в очередную подростковую проблему.

Конечно, давлению со стороны окружающего мира можно не сопротивляться, однако такое пассивное поведение часто приводит к депрессии, заставляет злиться на весь мир. Это естественно, твои потребности не удовлетворяются, ты чувствуешь себя зависимым и беспомощным. Поэтому, давай поговорим, как с этим можно справиться.

Прежде всего, акцентируй внимание на собственные чувства и убеждения о том, что правильно, а что нет, и ты поймешь, как поступить. Немного самоуверенности и ты легко займешь позицию победителя. Самоуверенность – это уверенность в себе.

Это способ поведения, при котором ты способен четко сообщить окружающим свои потребности, желания, чувства, и при этом не причинить никому вреда. Самоуверенность включает в себя – умение выражать свои мысли и идеи, умение определять свои эмоции, знание и следование допустимым нормам поведения, открытое, прямое и честное общение. Сразу, конечно, всему этому не научишься. Но можно постепенно развивать полезные навыки.

Помни, у тебя есть свои, законные права:

• Право на свои собственное мнение, ценности и эмоции;

• Право изменять и развивать свою жизнь по-своему;

• Право расставлять приоритеты, самому ставить цели;

• Право не оправдать ожидания других;

• Право на уважение своих потребностей;

• Право сказать «нет»;

• Право обратиться за помощью и информацией, не испытывая при этом чувство стыда или вины;

• Право на ошибку;

• Право изменить свое мнение и вести себя нелогично;

• Право не быть идеальным.

Для того, чтобы успешно отстаивать свои потребности, совсем необязательно вступать в конфликты. Лучше спокойно и доброжелательно попытаться донести до довлеющих над тобой людей свои желания.

Часто, защита своих интересов, связана с умением сказать «нет», даже взрослому человеку бывает очень сложно это сделать. Отказывая человеку, мы испытываем чувство вины и стыда. Но поверь, сделав что-либо против своей воли и идущее вразрез с вашими убеждениями, ты станешь чувствовать себя еще хуже.

Наилучшим решением может стать простая и прямая фраза: «Нет, я не в состоянии помочь тебе». Если ты желаешь объяснить свой отказ, делай это кратко: «Нет, у меня уже были планы на эту контрольную» или «Нет. Извини. От этого урока зависит мой аттестат».

Говорить все эти фразы следует четко и внятно, смотря в глаза собеседнику. Помни, очень важно уметь сказать «нет» и ты имеешь на это право.

Источник:
Проблемы подростков
Помни, очень важно уметь сказать «нет» и ты имеешь на это право.
http://problemnet.info/stati-dlya-vsech/umey-skazat-net

Проблемы подростков

Сайт посвящен всевозможным подростковым проблемам.

Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родственники заняты своими проблемами. Друзей или нет, или их не хочется посвящать в самое сокровенное.

И остается тинейджер со своими заботами один на один.

Хотя очень часто достаточно или небольшого совета, или вообще просто внимательно выслушать подростка, и проблемы разрешаются сами собой.

Постараемся осветить как можно больше вопросов, волнующих подрастающее поколение.

Выбирайте интересующую статью, и в комментариях делитесь своими проблемами, задавайте вопросы.

Вместе попробуем найти выход из сложной ситуации.

Возможно, кто-то из посетителей попадал в такую же ситуацию, как твоя, и поможет тебе.

Главное — не замыкайтесь в себе. Заводите новых друзей. Ищите выход. Он всегда есть!

В отношениях между людьми очень важна способность человека понимать другого. Очень часто это не только подростковые проблемы: нередко даже взрослые женщины и мужчины совсем не догадываются о том, что они кому — то нравятся.

Для чего вообще нужны добрые отношения с учителями? Пришел, отучился, ушел. Не все так просто. В школе ты сейчас проводишь большую часть свое жизни, поэтому отношения с учителями не менее важны, чем отношения со сверстниками.

Вы думаете, целоваться можно научиться, так же как езде на велосипеде? Вы правы — можно научиться всему и это уж в последствии, ну никак не забудешь! Первый поцелуй! Это так волнительно и немного страшно..

Всем без исключения хочется быть в центре внимания. Даже если человек говорит, что ему комфортно, когда его не замечают, он все равно кривит душей. В подростковом возрасте это может стать проблемой. Как же стать общительной?

У каждого из нас в жизни бывает такой момент, когда мы встречаем кого-то и сердце бьется как сумасшедшее, руки дрожат, щеки становятся как два помидора, а в голове постоянно крутится мысль: — Он таааакой !

Француженки говорят: иногда для того, чтобы поднять себе настроение достаточно лишь…вымыть голову. Для того чтобы иметь завидную шевелюру совсем не нужно тратить сотни долларов и много сил, достаточно просто знать, как правильно ухаживать за волосами.

Источник:
Проблемы подростков
Всевозможные подростковые проблемы и способы их решения
http://problemnet.info/

COMMENTS