Подростковый период

Подростковый период

Особенности подросткового периода

Парадоксально, но факт: Существуют случаи, когда родители командуют своим ребенком, когда тому уже исполняется 40 лет и более. Однако, это крайний случай, вызванный отсутствием самореализации у родителей и реализации собственных амбиций за счет своих детей. Обычно до зрелого возраста “панькаются” (иначе и не назовешь) со своими детьми матери-одиночки, у которых, кроме родного сына / дочери никого больше нет. Этот случай, однако же, не является темой данной статьи.

Особенное влияние на психологический и физиологический облик человека оказывает половое созревание, которое нередко приводит к повышенной утомляемости, чрезмерной раздражительности, неуравновешенности и импульсивности. У ребенка появляются новые увлечения, потребности и переживания, что также негативно сказывается на развитии ребенка.

В сложившейся ситуации очевидно одно: если родители вовремя не заметят духовного отдаление ребенка он них, пропустят начало подросткового периода, будут считать кардинальные изменения в поведении ребенка детской шалостью, забавой – они рискуют раз и навсегда потерять собственного ребенка. Видя безразличие родителей к своей формирующейся личности, ребенок не только начнет отдаляться от родителей, но может даже возненавидеть их за подобное отношение к себе.

Также, в период с 12 до 17 лет у ребенка происходят изменение картины тела, которое у многих подростков (особенно у девочек) происходит очень болезненно, воспринимается как настоящие муки. Причем основные проблемы восприятия у ребенка вызывают не столько изменения его фигуры, сколько предполагаемое отношение других людей к этой фигуре. Подросток задается вопросами: “Как люди оценивают меня?”, “Примут ли люди меня таким?”, “Что мне сделать, чтобы улучшить свою фигуру?”. Как правило, существует два варианта развития отношения подростка к своему телу:

1) Подросток старается совершенствовать свое тело при помощи физических упражнений или косметических процедур, и достигает нужного результата (например, уменьшает объем талии), либо принимает свое тело в своем сознании таким, какое оно есть;

2) Подросток ничего не предпринимает для улучшения формы собственного тела, от чего у подростка либо вырабатывается безразличие к собственному телу (“Кому не нравится мое тело – это его личные проблемы”), либо начинается депрессия и апатия по отношению к жизни (“Никто меня не любит, оно и не удивительно – я так уродлив”). Депрессия зачастую является необоснованной и возникает вследствие чрезмерно критичного отношения подростка к самому себе.

Очень многим родителям тяжело принять взросление ребенка как должное, как необратимое явление. Родителям кажется, что, даже повзрослев, ребенок остается все тем же балагуром, играющимся в песочнице и ждущий маму… Но это не так, родители очень боятся, что ребенок, повзрослев, оставит “семейное гнездо”, и они останутся доживать свою жизнь в одиночестве, потому и стараются всеми силами удержать свое чадо в семье, не понимая, что тем самым только отдаляют от себя ребенка.

Если ваш ребенок ввязался в неблагоприятную компанию сверстников, которые не принесут ему ничего хорошего – не пытайтесь посадить ребенка под домашний арест, просто поговорите с ним, попытайтесь понять своего ребенка, посмотреть на мир его глазами, ведь только так вы сможете понять, какие поведенческие мотивы двигают ребенком при принятии того или иного решения. После того, как вы внимательно выслушаете свое чадо, вы сможете объяснить (именно объяснить, а не навязать) ребенку свою точку зрения, почему вы считаете данную компанию не приемлемой для общения вашего ребенка. При этом старайтесь детально и ярко описывать ваши доводы, так они будут более понятны вашему ребенку.

Если ваш ребенок хочет с вами поговорить, пожалуйста, уделите ему несколько минут своего времени, тем самым вы вполне можете сохранить себе годы жизни без лишних переживаний и волнений за судьбу ребенка. Если вы видите своего ребенка опечаленного – не игнорируйте его, возможно ответ на его проблему где-то рядом, просто ваш сын / дочь нуждается в вашем совете. Если же психологические проблемы вашего ребенка настолько сильны, что вы сами не в состоянии справиться с ними – поведите своего ребенка к квалифицированному психологу, который поможет ребенку совладать с проблемой. Главное правило – уделяйте ребенку внимание, не стойте в стороне от его проблем, и тогда подростковый период вашего ребенка пройдет успешно, а он будет искренне благодарен вам за оказанную поддержку и проявленную любовь.

Источник:
Подростковый период
Особенности подросткового периода
http://www.therapy.by/articles/osobennosti_podrostkovogo_perioda

Подростковый период

Подростковый период начинается с 12 лет и продолжается до 16-17 лет. В этот период происходит перестройка эндокринной системы, функции половых желез усиливаются, повышается жизненная емкость легких, нервная система находится в постоянном напряжении.

Время наступления полового созревания зависит от возраста ребенка, от пола, от условий жизни и от индивидуальных особенностей организма. Девочки в это время часто обгоняют мальчиков в физическом развитии. В 12 лет они обычно выше своих сверстников. Мальчики «догоняют» и «перегоняют» девочек в 14 лет.

С началом полового созревания могут выявляться дефекты развития полового аппарата, вегетососудистые дистонии. Активизация эндокринной системы ведет к повышению продукции многих гормонов. Усиливается функция сальных желез, что влечет за собой расширение пор и образование угрей.

Большой удельный вес в заболеваемости и даже смертности занимает травматизм. Особое внимание надо обратить на сердце. Именно в этом периоде ставят диагноз «юношеская гипертония» и «юношеское сердце».

Зависимость от родителей ослабевает, а появляется зависимость от сверстников. Дети уже перестают чувствовать себя детьми, но они еще не взрослые. Подростковый период может быть тяжелым не только для самих детей, но и для их родителей, для друзей, для учителей. Возможно агрессивное поведение по отношению к родителям. Это период самоутверждения и жизненного становления. Подростковый период очень сложен в психологическом отношении. Формируется характер подростка.

Процессы возбуждения усиливаются, ухудшается кровоснабжение головного мозга. В этом возрасте дети чаще утомляются, но работоспособность увеличивается. Возможны психоневрозы. В наше время идет невероятно большой поток новой информации. Головной мозг не всегда в состоянии с этим справиться, с одной стороны. С другой стороны, происходит конфликт между информацией, которую получает подросток от родителей и учителей и информацией, которую он получает из компьютера, журналов, книг, телевидения. Перегрузка информацией может привести к умственному переутомлению подростка, недоверию к позиции родителей. Нарушается взаимопонимание между ребенком и взрослыми.

Интеллектуальное развитие может не идти параллельно с физическим и половым созреванием. Появляется половое влечение. Дети, которые делились с родителями всеми своими проблемами, становятся замкнутыми. У них появляются свои секреты.

В это же время начинают проявляться дефекты развития полового аппарата, о которых подростки стесняются признаться.

Дети подросткового периода пренебрежительно относятся к болезням и лечению. В это время возрастает сенсибилизация организма пищевыми, лекарственными, бытовыми аллергенами, из-за чего развиваются аллергические заболевания.

В связи с нарушением ритма питания, нерациональной едой, желанием похудеть появляются такие проблемы, как ожирение, гастриты, дискинезия желчевыводящих путей.

Многих трудностей в этом возрасте можно избежать, если соблюдать правильный режим и создать благоприятный психологический климат в семье.

О проблемах и способах их решения в подростковом возрасте мы и будем говорить в этом разделе.

Источник:
Подростковый период
Подростковый период начинается с 12 лет и продолжается до 16-17 лет.
http://www.wp-german-pediatria.ru/periody-detskogo-vozrasta/podrostkovyj-period.html

Подростковый период

Давно позади остались горы неглаженных пеленок, первые зубки и первые шаги. Ребенок вырос и вступил в подростковый период. Что это означает для родителей и стоит ли паниковать, едва биологические часы прошли определенную веху, — сейчас мы узнаем.

Раньше переходный возраст назывался «отрочество» и длился с 12 до 17 лет. В нашей стране эти нормы сохранились и по сей день. С 12 до 14 лет – это ранний подростковый возраст, а с 15 до 17 – поздний.

Так что подростковый период охватывает период жизни с 12 и до 17 лет. В других государствах этот расчет несколько колеблется в зависимости от местности, вероисповедания граждан и их традиций. К примеру, в южных странах, он начинается уже в 10 лет, тогда как в других заканчивается лишь в 19.

У мальчишек переходный возраст хотя и совпадает с девчоночьим официально, но в реальной жизни начинается позже. Примерно в возрасте 13-15 лет у представителей мужской половины человечества начинает меняться тембр голоса, появляется первая редкая щетина на лице.

Волосяной покров постепенно увеличивается на ногах, под мышками и в паху, грудная клетка становится шире и изредка во время сна случается непроизвольное семяизвержение, что является нормальным явлением.

Развитие ребенка в подростковый период происходит очень активно не только физически, но и психологически. Именно сейчас происходят стычки с родителями, которые не понимают юношеского максимализма. Взрослым необходимо пытаться найти с ребенком точки соприкосновения – увлечения, досуг, чтобы стать ему не учителем, а другом.

К особенностям подросткового периода у девочек можно отнести увеличение веса за счет жировой ткани, которая делает формы округлыми и женственными. Происходит это примерно в 14-16 лет, уже после того как начинается менструация (12-13 лет), хотя полностью сформируется будущая женщина лишь к 20-22 годам.

К рискам и опасностям подросткового периода можно отнести сильное желание самоутверждения, причем часто совершенно недопустимыми способами. Под влиянием друзей именно сейчас девочки начинают курить, пробовать алкоголь и вести половую жизнь.

Чтобы избежать таких проблем, следует еще до наступления подросткового периода наладить доверительные отношения с дочерью. Не нужно категорически противиться проявлению индивидуальности подростка, что выражается в желании сделать татуировку, пирсинг или проводить время с друзьями и тогда не чувствуя жестких рамок, подросток не будет активно стремиться вырваться из них.

Источник:
Подростковый период
Давно позади остались горы неглаженных пеленок, первые зубки и первые шаги. Ребенок вырос и вступил в подростковый период. Что это означает для родителей и стоит ли паниковать, едва биологические
http://womanadvice.ru/podrostkovyy-period

Подростковый период

Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни.

Проблема взаимоотношения подростков с родителями была и остается всегда актуальной.

Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного". Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы "Я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое.

Поведение в семье. Реакция эмансипации

Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он "занимается формированием собственной индивидуальности", с другой – в связи с новым своим положением "налаживает новые связи с родителями" (А.А. Реан). Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста.

Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов. Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.

Стремление к поведенческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер. Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полная свобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжение от семьи. Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлять свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полная свобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться (Ф. Райс).

Сложность отношений между молодыми людьми и их родителями во многом определяется своеобразной асимметричностью интересов детей и родителей. Последние интересуются всеми сторонами жизни их детей, в то время как подростки (юноши), в силу отсутствия у них жизненного опыта и вследствие возрастного эгоцентризма, мало интересуются теми аспектами жизни родителей, которые выходят за пределы жизни семьи.

Конфликты в семье

Наиболее частыми причинами конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, отход ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды, прически, необходимость работы по дому.

Конфликты с родителями возрастают при инфантильном поведении подростка, его демонстративном неуважении к ним, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками, несовпадении типов личностей подростка и кого-то из родителей. Но несмотря на случающиеся конфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье как теплые, гибкие, связанные с переживанием положительных эмоций. Вообще представления о серьезной конфликтности отношений между подростками и родителями, по-видимому, сильно преувеличены.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

Родители регулярно указывают детям, что им делать;

Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

Решение часто принимает сам ребенок;

Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если подросток попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)

2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.

3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка). Если подросток проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

— Принимать активное участие в жизни семьи;

— Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

— Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

— Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

— Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

— Уважать право ребенка на собственное мнение;

— Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

— С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Источник:
Подростковый период
Подростковым считается возраст от 12 до 17 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся
http://portal-slovo.ru/pedagogy/38048.php

COMMENTS