Правила эффективного общения
Правила эффективного общения
1. Умейте слушать друг друга.
— Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово начинает с краткого обзора того, что было сказано только что говорившим, прежде чем он приступит к изложению своих мыслей. Некоторые используют ключ, который держит говорящий. Ключ передается следующему выступающему, в то время как прочие хранят молчание.
2. Говорить должен кто-то один.
— Во время обсуждения группой говорить должен только один человек. В данном случае очень полезен прием с ключом. Умение слушать и требование, что говорить должен только один человек — это два правила, которые дополняют друг друга.
3. Говорить по существу.
— Иногда учащиеся отклоняются от предмета разговора. Вместо того, чтобы одергивать ученика, руководитель дискуссии может в таком случае сказать: «Я немного не понимаю, каким образом это связано с тем, что мы сейчас обсуждаем. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?» Это позволит ученику пояснить свою мысль или осознать, что то, что он говорит, не имеет отношения к предмету обсуждения.
4. Необходимость делиться мыслями и чувствами.
— Следует поощрять стремление учащихся поделиться своими мыслями. Дайте почувствовать, что их соображения ценят и за них будут благодарны. Если ученик высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте на это примерно так: «Многие школьники и взрослые согласились бы с тобой. Однако, известно, что. » Таким образом ученик не будет поставлен в неловкое положение и будет избавлен от чувства смущения за неправильный ответ.
5. Необходимость щадить чувства других.
— К участию в обсуждении и других видах работ всем классом необходимо побуждать всех учащихся. Однако, ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему крайне неприятно.
6. Недопустимость умаления достоинства.
— Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда обучаемые усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что есть обидное замечание/высказывание и как себя чувствует человек, когда такой выпад допускается по отношению к нему. Дайте обучаемым понять, что такое поведение недопустимо и будет пресекаться.
7. Уважительное отношение ко всем ученикам без исключения.
— Глупых вопросов не бывает. Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.
Навыки межличностного общения,необходимые учителю:
Необходимыми качествами опытного преподавателя являются: умение выделить ключевые идеи, умение дать ученикам почувствовать, что вы понимаете то, о чем они говорят и умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно. Существуют пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь преподавателю облегчить установления контакта между собой и классом и между всеми участниками дискуссии. К навыкам, о которых идет речь относятся: умение слушать, воспроизведение сказанного, умение разъяснять, задавать вопросы и подыскивать подходящие примеры.
1. Умение слушать
— Выслушивание — обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица. Учитель может совершенствовать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.
2. Воспроизведение сказанного
— Воспроизведение сказанного — это почти дословное повторение того, что сказал собеседник. Хотя пользуются этим навыком не часто, он дает учителю возможность убедиться, что преподаватель правильно расслышал сказанное учеником. Если высказывание понято неправильно, у учащегося имеется возможность поправить учителя. Воспроизводить сказанное можно и с тем, чтобы дать ученику понять, что сказанное им услышано учителем.
3. Умение разъяснять
— Разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания свежей схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретацией. Разъяснение выходит за рамки простого воспроизведения сказанного учащимся. В данном случае у учителя есть определенная свобода в объединении нескольких суждений ученика для формирования нового подхода к пониманию проблемы. Поступая таким образом, руководитель может сказать: «Во время урока вы сказали следующее. Можно ли это понять как. » Таким образом у учащегося появляется возможность обдумать мысль или идею в новом свете (соглашаясь или не соглашаясь с ней).
4. Умение задавать вопросы
— При попытках учителя понять мысли, высказываемые по теме учеником, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.
Вот несколько советов о том, как следует эффективно задавать вопросы:
а. Задавайте вопросы, оставляющие свободу выбора ответа. «Не скажите ли несколько подробнее?» «Каково ваше мнение?» «Не хотите ли еще что-либо сказать?»
б. Задавайте лишь один вопрос зараз. Не задавайте несколько вопросов один за другим.
в. Дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, повремените по крайней мере полминуты. Иногда на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель.
г. Оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его и затем дайте верный ответ.
д. Не загоняйте ребенка в угол. Задавая вопрос, внимательно следите, не обнаруживает ли ребенок признаков беспокойства, страха или неспособности ответить. Вмешайтесь после нескольких минут молчания и скажите: «Кажется, вы очень тщательно обдумываете мой вопрос. Вам нужно еще время или может быть, вам помочь с ответом?»
е. Заканчивайте на положительной ноте.
Заканчивая вопросы и ответы, создавайте положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и они хорошо поработали, отвечая на них.
5. Подбор примеров
— При попытках выразить абстрактную идею ученику зачастую легче подыскать аналогию или пример. Простой вопрос, «Не могли бы вы привести пример или описать то, что имеете в виду?», поможет учащемуся донести свою мысль.
Все пять навыков межличностного общения, при использовании в сочетании друг с другом, рассчитаны на то, чтобы помочь школьникам развить свою мысль и подробно изложить ее. Эти навыки общения помогают вести беседу. Ими можно пользоваться при проведении классных обсуждений, ролевых игр, во время других видов работ а также при выработке альтернатив в процессе принятия решений.
Невербальные способы общения
O Учащиеся могут обнаруживать признаки того, насколько хорошо они понимают материал через невербальный язык или язык поз и жестов. Если учитель умеет читать язык телодвижений, это зачастую может помочь ему относиться к отдельным ученикам с большим пониманием и человечностью. К языку телодвижений или невербальному способу передачи информации относятся мимика человека, взгляд, позы, жесты и внешний вид индивида. Если вы, как учитель, не уверены в реакции ученика на урок, обратите внимание на следующую информацию, которую он выражает всем своим телом.
O Если кисти рук лежат спокойно друг на друге или с переплетенными пальцами, ученик спокоен и уверен в себе. И, наоборот, если руки сжаты или если пальцы впиваются в стол либо перебирают что-то, он нервничает или напуган. Если руки прикрывают глаза, он защищает себя от внимания учителя или спрашивающего.
O Если голова склонена набок, ученик внимательно слушает. Если голова склонилась вперед, он вспоминает информацию. Если ученик встречает ваш взгляд глазами, он уверен в себе и заинтересован. Если зрачки глаз расширены, ученику приятно. Если же зрачки сужены или ученик смотрит с прищуром, возможно ему комфортно в классе.
O Если ученик потирает нос или дергает себя за ухо либо за волосы, это обычно свидетельствует о том, что он не уверен, что понимает, что говорит учитель.
O Если ученик пожимает плечами, это признак безразличия. Ученик, у которого руки сложены на груди, пытается отгородиться от информации или защищается.
O Если тело скособочено, ученик демонстрирует невнимание. С другой стороны, если он сидит прямо, слегка подавшись вперед, это показатель его интереса к уроку.
Источник:
Правила эффективного общения
Правила эффективного общения
http://xn--18-6kcc3bihln1ba7e.xn--p1ai/vospitatelnyi-process/stranichka-psihologa/pravila-yeffektivnogo-obschenija.html
Правила эффективного общения родителей с детьми( рекомендации для родителе)
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми.
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не . ), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями
• Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
• Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
• Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
• Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Источник:
Правила эффективного общения родителей с детьми( рекомендации для родителе)
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека. 2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и
http://site-7be71ac.umi.ru/shkol_nyj_lektorii_dlya_roditelej/pravila_effektivnogo_obweniya_roditelej_s_det_mi_rekomendacii_dlya_roditele/
Принципы эффективного общения
Правила успешного взаимодействия (по Г. Бройнингу).
1. Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8—15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются.
2. Голос является сильным инструментом убеждения — он может вызвать как симпатию, так и антипатию к человеку.
3. Паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора.
А. Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
5. Чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить партнеру смысл, который вы в него вкладываете.
Сюда же хочется добавить еще несколько рекомендаций:
— Говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы другой человек понял вас. Не стоит «увязать» в деталях и забрасывать собеседника ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом.
— Не отклоняйтесь от темы разговора.
— Избегайте двусмысленных выражений.
Прежде чем начать разговор, подготовьтесь. Только необыкновенный человек может прийти на переговоры или начать важный разговор по телефону
— запомнить все, о чем хотел сказать,
— изложить это в логической последовательности,
— быть кратким и не отклоняться от главной темы.
Запишите ключевые слова на небольшую карточку. Во-первых, это поможет структурировать ваши собственные мысли. Во-вторых, поможет сосредоточиться на основных моментах вашей речи. В-третьих, если при разговоре с людьми вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.
— сообщить другому человеку то, что думаете;
— сделать ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.
Несистематизированная информация хуже воспринимается. Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить спой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача «заболтать» собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.
Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди ГОВОРЯТ в пользу того, что они ДЕЛАЮТ. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела
Разрыв шаблона. Интересным приемом является «разрыв шаблона». Вы вводите в ситуацию неуместное замечание, которое само по себе представляет вразумительное сообщение, но не дает другому человеку дать единственный ответ на первоначальную ситуацию.
Хорошим средством прервать ход мысли собеседника — это неожиданно сказать ему: «Вот видите!» (или «Я же говорил!»).
Негативные и позитивные слова. Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.
Источник:
Принципы эффективного общения
Правила успешного взаимодействия (по Г. Бройнингу). 1. Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8—15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются. 2. Голос
http://studme.org/58220/psihologiya/printsipy_effektivnogo_obscheniya
Рассылка от Ивана Арцишевского
1. Контекст . В отличие от личной беседы, разговора по телефону или по icq, общение по почте по природе своей асинхронно, то есть ответ вы получаете через какое-то, заранее неопределенное время после отправки письма.
Поэтому, получив лаконичный ответ через месяц и, естественно, не сразу вспомнив тему общения, вы восстанавливаете всю предыдущую переписку, проклиная все на свете вообще и отправителя в частности.
Особенно, если вы каждый день получаете десятки писем…
Мораль: необходимо, удобно и вообще является хорошим тоном сохранять в письме контекст общения, чтобы получателю было понятно, о чем идет речь. Помочь сохранению контекста письма поможет правильное цитирование, чему будет посвящено следующее правило.
2. Цитирование. Сохранить контекст общения поможет правильное цитирование при ответе на письма. Правило здесь простое: ничего не удалять. В конце концов, у всех уже в наше время высокоскоростной Интернет, и нет смысла экономить сотню байт на цитировании.
Дело в том, что при вырезании части мыслей собеседника при цитировании под нож попадает часто контекст письма и чтобы восстановить его, приходится искать и восстанавливать всю предыдущую переписку, что очень неудобно. К тому же на каком-то этапе может понадобиться включить в переписку еще одного или нескольких собеседников – и тогда задача получается практически нерешаемой.
Мораль: не надо экономить байты, оставляйте предыдущую переписку без изменений для сохранения контекста! Но при этом очень важно придерживаться принятого стиля, когда ваш текст в письме идет выше содержимого всех предыдущих писем, а не в самом низу письма.
Надо сказать еще об одном правиле, связанном с цитированием – о inline-вставках, когда вы вставляете свои реплики по тексту письма собеседника. Такой подход имеет право на существование, но прибегать к нему можно только в тех случаях, когда иначе просто никак (например, когда в письме, на которое вы отвечаете, содержится несколько несвязанных друг с другом мыслей, никак не отделенных друг от друга, например, номерами). И тут мы плавно подошли к следующему правилу:
3. Одно письмо — одна тема. К счастью, на электронные письма не нужно клеить электронные марки (пока не нужно, хотя такие идеи обсуждаются), поэтому экономить на количестве отправленных писем не следует.
Поэтому мораль: если вы хотите поговорить с собеседником по нескольким разным, не связанным друг с другом вопросам, напишите несколько писем, каждое из которых будет посвящено ровно одному вопросу. Это сильно упросит общение. И мы подходим к новому правилу:
Смена темы переписки. Если вы понимаете, что общение в переписке начинает уходить от изначально поставленной темы, напишите новое письмо, с новой темой. Этим вы сильно облегчите жизнь и себе, и собеседнику.
4. Тема (subject). Трудно переоценить важность правильного написание темы письма для эффективности переписки. Вот абсолютно недопустимые темы, которые хорошо было бы запретить законодательно, а за нарушение на полгода лишать Интернета:
«Срочно», «Важно» (не надо уподобляться спамерам)
«Помнишь, мы с тобой говорили» или «В продолжение разговора» (такая тема особенно хороша, если писем в переписке становится 20 штук и проходит месяц от первого письма)
«В такую-то организацию» (ну раз адресат это получил, наверное, ему и так понятно куда это отправлялось?)
«От Василия» (а поле From на что?)
Мораль: Тема должна быть понятной, однозначно описывать содержание письма. Придумать тему для письма не просто, но очень важно (особенно когда письмо окажется в списке 150 других писем в папке). Также очень важно, чтобы тема письма была краткой. Кстати, о краткости.
5. Краткость. Письма должны быть короткими. Когда получаешь в день 100 писем, нужны очень веские аргументы чтобы читать письма длиннее 10 строчек. Если в 10 строчек никак не уложиться, то таким аргументом может стать содержимое этих самых первых 10 строчек.
Попробуйте в 10 строк (а лучше в 5) изложить основную мысль и цель своего письма (кстати, после этого может оказаться, что остальные 150 строчек уже не нужны и вы сэкономите время и себе и собеседнику, особенно с учетом того, что многие письма читаются по нескольку раз во время переписки) и это «краткое содержание» поставить в самом начале письма. А ниже дайте, если потребуется, развернутое пояснение.
Поверьте, все читатели вашего письма скажут вам спасибо. Если вы что-то просите или предлагаете собеседнику и вам нужно получить на это ответ, выделите тем или иным способом эти моменты в тексте. В этом случае вероятность, что собеседник или собеседники их не пропустит, значительно возрастает. Кстати, о собеседниках.
6. Адресаты письма. Очень внимательно подходите к заполнению полей To, Сс и Bcc. Самое главное, что эти списки должны быть максимально короткими. Дважды подумайте, прежде чем добавлять к своему письму нового получателя, ведь время, потраченное на ваше письмо, прямо пропорционально количеству получателей, а время – ресурс невосполнимый.
В поле To должны быть те и только те, от кого вы хотите получить ответ или иную реакцию на свое письмо.
В поле Сс нужно ставить тех, кому письмо может пригодиться для информации, но действия от кого вы не ожидаете.
А полем Bcc лучше вообще не пользоваться. Во многом потому, что многие люди, отвечая на письмо, по умолчанию зачем-то нажимают кнопку reply to all (хотя достаточно просто reply). Об этом следующее правило:
7. Обязательно подписывайте письмо. Обязательно подписывайте письмо. прежде всего, это проявление уважения к адресату.
Источник:
Рассылка от Ивана Арцишевского
…получив лаконичный ответ через месяц и, естественно, не сразу вспомнив тему общения, вы восстанавливаете всю предыдущую переписку, проклиная все на свете вообще и отправителя в частности. Особенно, если вы каждый …
http://www.statusnew.ru/etiket-2/obshhenie-po-e-mail.html
COMMENTS