Предмет психологии общения

Все о психологии

Предмет социальной психологии. Психология личности как предмет социальной психологии социальной психологии

Предмет социальной психологии изучает поведенческие реакции человека в обществе и является одним из разделов психологической науки. Исследования проводятся в рамках таких явлений, как поведение и деятельность отдельных индивидов в социуме, обусловленные включением их в определенные социальные группы. Кроме того, выявляются и систематизируются закономерности психологических характеристик самих социальных групп.

Изучение предмета социальной психологии включает такие направления поведенческого анализа как:

  • психология личности;
  • психология общения и социальных отношений;
  • психология группы.

Психология личности как предмет социальной психологии

Понятие «личность» определяется как субъект социальных отношений, человеческий индивид, осуществляющий сознательную деятельность. Под личностью понимается также устойчивая система социально значимых черт, совокупность предпочтений и привычек, знания и опыт, которые характеризуют принадлежность конкретного индивида к определенной социальной общности или группе. Личность раскрывает социальную природу индивидуума, рассматривается как субъект социокультурной жизни, а также определяет индивидуальное начало в контексте социальных отношении и общения.

Под общением подразумевается процесс установления социальных контактов между индивидуумами, который возникает из потребности в совместной деятельности. Общение сопровождается обменом информацией и характеризуется взаимным восприятием личностей, а также их попытками повлиять друг на друга. Психология общения изучает психологическую специфику процессов взаимоотношений отдельной личности и общества.

В рамках психологии общественных (социальных) отношений рассматриваются примеры различных взаимодействий как между людьми, так и между общественными группами.

Разновидности общественных отношений включают:

  • взаимодействие между индивидами (межличностные отношения);
  • межгрупповые отношения (профессиональные, классовые, национальные, этнические);
  • отношения, возникающие между отдельной личностью и социальными группами (в том числе правоотношения).

Под группой понимается некая совокупность индивидов, объединенных теми или иными общими характеристиками: возрастом, социальным статусом, профессией, этнической принадлежностью, общим местом жительства, родственными узами, дружескими отношениями и т.п. Предметом социальной психологии рассматриваются не только виды социальных групп, но также их функции и структура. Функции социальных групп различны и заключаются в социализации, общности деятельности, удовлетворении потребностей.

Структура любой социальной группы представляет собой способ взаимодействия отдельных индивидов за счет групповых интересов, общих норм и ценностей. Конфигурация социальных отношений в группе всегда предполагает наличие «ядра» группы и ее «периферию». «Ядро» представляет собой концентрированную совокупность ярких типичных индивидов-носителей, наиболее полно сочетающих в себе характеристики, присущие определенной социальной группе. «Периферия» группы состоит из представителей, в той или иной степени обладающих свойственными группе чертами и критериями. Структура любой социальной группы предполагает миграцию ее членов из «периферии» в «ядро» и наоборот, поскольку каждый индивид общественно мобилен и сочетает в себе множество социальных характеристик (возраст, болезнь, смерть и т.п.). Более того, миграция индивидов возможна не только в пределах группы, но и между группами.

Источник:
Все о психологии
Предмет социальной психологии изучает поведенческие реакции человека в обществе и является одним из разделов психологической науки.
http://www.edu-psycho.ru/predmet-socialnoy-psihologii.html

Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тема «Предмет, основные категории и задачи психологии
делового общения»

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»………………………………………………………….

2. Дайте характеристику основным критериям дисциплины «Деловое общение». ……………………………………………………………………..

Общение с людьми – это наука и искусство. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут юристами, менеджерами, руководителями различных организаций.

Для профессионалов деловое общение – не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры, способной придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

«Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Деловое общение –это дисциплина ,изучающая социально-психологические, ценностные и организационно-технические проблемы людей в деловом общении (профессиональной деятельности ).

Деловое общение реализуется в различных формах, как деловая беседа, деловые встречи, деловые переговоры и совещания, публичные выступления, пресс-конференции и другие.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером и т.п. Необходимо учитывать это и соблюдать ролевое амплуа в деловом общении в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой. Порой люди в присутствии других сотрудников, посторенних лиц ведут себя фамильярно, забывают о служебной роли, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение».

Предметом «Делового общения» является рассмотрение 3х основных проблем:

Социально –психологические проблемы делового общения:

Это социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Включают в себя:

-психологию рабочей группы

Ценности делового общения:

Связаны с реализацией различных «идеологий» делового общения и включают в себя универсальные этические принципы делового общения, деловой этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют
у партнеров в деловых отношениях.

Включают в себя:

-вопросы этики делового общения

-деловой этикет и др.

Организационно-технические проблемы. Включают в себя:

-процедурные вопросы делового общения

-средства и приемы делового общения

-пространственно-временные параметры делового общения

Методы науки делового общения — это приемы и способы познания и

исследования деловых ситуаций и тех межличностных отношений, которые

формируются между деловыми партнерами.

Общие методы науки «Деловое общение»:

Диалектический метод-метод познания действительности ,который рассматривает все явления и процессы в их развитии , в их всеобщей связи и взаимодействии , рассматривает противоречия , как источник развития.

Системный метод – предполагает рассмотрение явлений и процессов в качестве системы .

Система – единство элементов и структуры .

Элемент— предельная , раннее неделимая единица в рамках данной системы.

Структура – внутренняя организация элементов.

Соц.структура бывает двойного рода:

Исторический метод – состоит в изучении предметов и процессов с точки зрения того, как то или иное явление возникло , какие исторические этапы оно прошло и чем оно стало на сегодняшний день.

Наблюдение – целенаправленное выборочное восприятие явлений , с целью их изучения :

-Включенное – когда исследователь включен в процесс.

-Внешнее — со стороны .

Эксперимент — активное контролируемое и целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект с целью получения определенной информации.

-позволяет изучить объект в чистом виде

-объект может быть поставлен искусственные условия .

-исследователь может вмешиваться в ход эксперимента

-возможность воспроизведения эксперимента

Моделирование— изучение объекта (оригинала ) путем создания и исследования его копии(модели) заменяющей оригинал с определенных сторон , интересующих исследование .

Классификация – разделение изучаемых явлений на отдельные группы в соответствии с каким –либо важным для исследования признаком.

Аналогия –когда на основе сходства предметов одних признаков , делается заключение об их сходстве.

Тестирование –выявление характеристик личности.

Функции дисциплины «Деловое общение:

Гносеологическая функция –познавательная .Состоит в том что д.о.призвано изучать , познавать те процессы которые возникают в процессе взаимодействия людей в их производственной деятельности.

Инструментально –трансляционная функция – проявляется в разработке различных способов интерпретации и передачи деловой информации.

Функция социализации- состоит в том , что д.о. призвано способствовать взаимопониманию партнеров в д.о. а так же в том , что д.о. способствует формированию личности , усвоению социального опыта.

Прогностическая функция – прогнозы динамики д.о. дать рекомендации для улучшения делового взаимодействия .

Аксеологическая функция –(ценностная )- состоит в том , что д.о. призвано способствовать утвержденного в деловом общении применятся в данной группе и данном обществе эстетических, этических и других ценностей .

Функция самоактуализации. «Деловое общение» призвано способствовать самореализации человека.

Основные категории дисциплины «Деловое общение»

Основной категорией дисциплины «Деловое общение» является «психология личности».

«Психология личности» содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания данной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Именно эти знания позволяют определить деловые отношения с конкретным человеком.

Другая важная психологическая категория – «психология общения».

Именно в процессе общения обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется его характер. Разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.

Но для высокого уровня общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Например, нужно учитывать, что в процессе общения между партнерами или коллегами по работе может возникнуть напряженность или конфликтная ситуация из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношения.

Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения: деловой разговор, беседа, обсуждения, спор, переговоры, торги, презентации и т.п.

«Психология рабочей группы» — также важнейшая категория психологии и этики делового общения.

Деловая активность сегодня не возможна без кооперации, соединения усилий нескольких и даже многих людей. Успешная кооперация возможна лишь при условиях принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат.

Современный деловой человек должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании. Активность делового человека проявляется в организованности, упорядоченности.

Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте.

а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров;

б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп;

в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах.

Ответ: А. Деловое общение — это закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров. Потому, что:

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают
в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.

Деловое общение требует соблюдения ряда условий. К ним относятся:

Обязательность контактов всех участников общения независимо от симпатий и антипатий;

Взаимозависимость всех участников и в достижении конечного результата и при реализации личных намерений;

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.

Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002.

Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. Лавриненко В.Н..- М.: ЮНИТИ, 2003.

Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Лекции профессора Ратникова В.П. – ВЗФЭИ, Москва, 2011.

Источник:
Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения
Общение с людьми – это наука и искусство. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек», а значит и тем сегодняшним студентам, которые завтра станут юристами, менеджерами, руководителями различных организаций.
http://works.doklad.ru/view/HrBoHfIiuNk.html

Предмет и задачи психологии и этикиделового общения

Предмет и задачи психологии и этикиделового общения

объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

психология делового общения опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля), свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли, являются следующие:

принцип причинности, детерминизма,

в психологии и этике делового общения речь пойдет о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами- Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, психологии, является категория «психология личности»,

включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену достаточно четко представить себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но основные процессы, состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам «Я — Ты» «Я — Мы», «Мы — Они».

Для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, и т.п. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы

. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые «мы-чувства» и т.д. Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Проксемические особенности невербального общения
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Недавно было обнаружено, что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не только обогатит представление о собственно .

Психодрама
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено [30]. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – .

Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл .

Источник:
Предмет и задачи психологии и этикиделового общения
Предмет и задачи психологии и этикиделового общения объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а
http://www.pguides.ru/gcms-163-1.html

COMMENTS