Приемы из психологии

Методы и приемы управления творческим воображением

Методы и приемы управления творческим воображением

Алгоритмизация приемов генерирования новых идей является очередным этапом развития методов творческого воображения и повышает эффективность творческой деятельности за счет повышения уровня управляемости этим процессом.

Одной из ведущих психических функций, определяющих творческие способности, является воображение. Изучая воображение как процесс создания новых образов, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — первый, подготовительный этап работы творческого воображения, в ходе которого объективная реальность, присутствующая в опыте человека, дробится на части, подготавливая «строительный материал» — единичные элементы. На этом этапе работа воображения происходит бессознательно.

На втором этапе — этапе ассоциации — из этих вычлененных единиц путем сочетаний, которые ранее казались невозможными, невероятными, немыслимыми, и создаются новые целостностные образы (Рибо, 1901). Г. Селье также определяет воображение как бессознательную способность психики управлять порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций, комбинировать факты новыми способами (Селье, 1987).

Исследования выявили типичные способы и приемы, которые используются для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в новые и фантастические. Одним из основных приемов является комбинирование — сочетание имеющихся в опыте человека элементов в новые, более или менее необычные комбинации. Анализ сказок и научно-фантастической литературы позволил выявить ряд приемов конструирования фантастических идей: агглютинация (на основе комбинирования), изменение величин — в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), схематизация, обобщение и типизация; акцентуирование и другие (Дудецкий,1969, 1974; Беркинблит, Петровский, 1968; Игнатьев, 1966; Петровский, 1961; Рибо, 1901; Рубинштейн, 1989).

Широкое применение различные варианты комбинирования нашли в техническом творчестве при поиске решения проблем и создании новых конструкций. Так, например, хаотичное комбинирование используется в методе фокальных объектов и в мозговом штурме, а управление комбинированием — в морфологическом анализе и в синектике (Джонс, 1986).

Проанализировав сказочно-мифологическую и научно-фантастическую литературу, Г.С. Альтшуллер и П. Амнуэль выявили еще ряд приемов создания новых технических объектов и конструирования новых фантастических идей. Сопоставление приемов позволило установить их парность как результат приема «сделать наоборот» и создать таблицу «Приемов фантазирования»:

  • дробления — объединения;
  • ускорения — замедления;
  • увеличения — уменьшения;
  • универсализации — специализации;
  • непрерывности — квантования;
  • динамизации — статичности;
  • вынесение — привнесение (Альтшуллер 1979; Амнуэль, 1986).

Применение приемов позволяет изменить определенное явление или свойство действительности до такой степени, чтобы появилось новое качество, и тем самым помочь автору реализовать основной замысел произведения. Покажем это на двух примерах из литературных произведений (примеры ко всем приемам — см. Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

Прием «наоборот» — изменить какое-либо качество или свойство объекта (явления, утверждения) на противоположное:

«Ты не умеешь обращаться с Зазеркальными пирогами, — заметил Единорог. — Сначала раздай всем пирог, а потом разрежешь его». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)

Разновидностью этого наиболее универсального приема является самый популярный прием мифов и сказок — приписать неживому объекту (факту) свойства живого — и наоборот.

«Некоторым людям осколки зеркала попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». (Ганс Христиан Андерсен). Снежная королева)

Прием «вынесение — привнесение»: какую-нибудь функцию, часть или свойство объекта (явления) отделить от него. Либо наоборот: какую-нибудь функцию или свойство объекта (явления) приписать совершенно другому объекту (явлению).

«Вот это да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)

«Что это значит? — cказал ученый, выйдя на солнце. — У меня нет тени! Так она в самом деле ушла вчера вечером и не вернулась? Довольно-таки неприятная история!» (Г.Х. Андерсен. Тень)

Как отмечалось выше, на этапе диссоциации работа воображения происходит бессознательно, что не позволяет управлять процессом развития воображения. Принимая во внимание, что и анализ исходных данных (этап диссоциации), и их отбор и обобщение (этап ассоциации) производит мышление, можно рассматривать мышление как своеобразную программу, определяющую течение процессов воображения (Коршунова, 1979; Коршунова, Пружинин, 1989). Такой подход предлагает нам путь решения проблемы: повысить эффективность творческого процесса при создании новых оригинальных идей и образов за счет осознанного управления этим процессом.

С этой целью автором были разработаны методы обработки исходной информации в форме нежестких алгоритмов на основе функционально-системного подхода (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010). На этапе диссоциации алгоритм позволяет проводить широкий всесторонний анализ исходного объекта и получать обширный материал «первичных элементов», а на этапе ассоциации — проводить осознанное их комбинирование, создавая новые необычные сочетания. Эту особенность алгоритма очень часто отмечают все, кто его использует: «во время работы по схеме в голову приходят неожиданные мысли» и из бессвязной информации рождается оригинальный замысел.

Возможности алгоритмов покажем на примере выполнения задания «Дать метафорическое определение объекту». Алгоритм выполнения этого задания состоит из трех «шагов»:

1. Выявление признаков основного объекта.

Выпишите в столбик признаки объекта — существенные и несущественные.

2. Генерирование ассоциаций с целью поиска вспомогательного объекта.

Для каждого признака запишите те ассоциации, которые он вызывает. Поищите эти ассоциации в природе, в технике, в быту, среди сказочно-фантастических персонажей и объектов, в сфере деятельности человека.

3. Перебор вариантов для выбора необходимого сочетания признаков.

Из всех слов, которые вы написали, выберите те слова, которые помогут вам в осуществлении замысла — создать художественный образ объекта.

В качестве объекта, которому нужно дать метафорическое определение, возьмем понятие «ГИПОТЕНУЗА».

Выпишем в столбик признаки объекта:

— отрезок прямой линии;

— самая длинная сторона треугольника;

— зажата (ограничена, замкнута) катетами, или, наоборот, соединяет их;

— всегда напротив прямого угла.

Запишем ассоциации, возникающие по аналогии от каждого признака объекта, и образные аналогии, связанные с каждым признаком.

Ассоциации, которые могут возникнуть от признака «отрезок прямой линии»: луч солнца, линия взгляда, волшебная палочка, целеустремленность, честность и принципиальность в поведении, настойчивость и др.

Варианты образных аналогий:

Принципиальная линия (всегда только напротив прямого угла).

Волшебная палочка превращает прямой угол в треугольник.

Гипотенуза, подобно весеннему лучу солнца, создала треугольник и пробудила к жизни геометрию.

Ассоциации и образные аналогии, связанные с признаком «самая длинная»: экватор, бессонная ночь в ожидании рассвета.

Теперь можно сказать:

Бессонная ночь между катетами.

С признаком «соединяет» (в смысле — если бы гипотенуза не соединяла катеты, не было бы треугольника) соотносятся: сторона, которая своими усилиями создает треугольник; стержень (цемент); любовь, интерес.

Отсюда могут возникнуть образные аналогии:

Третий, который не лишний.

Любовь, которая создала треугольник.

Если рассматривать гипотенузу как «зажатую» между двумя катетами, то возникают совсем другие аналогии: угнетенная несгибаемость; зажатая натянутость, ограниченная устремленность.

Признак «всегда напротив (прямого угла)» может вызвать такие ассоциации: художник напротив мольберта; отражение в зеркале; один берег напротив другого; море напротив неба.

Тогда гипотенуза — это прямой угол в Зазеркалье.

В жизни много прямых углов, но мало гипотенуз. (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

Из приведенного примера видно, как алгоритм, выполняя чисто инструментальные функции, «организует» мышление и на этапе диссоциации активизирует «сбор» информации об объектах, извлекая из памяти имеющиеся знания. А на этапе ассоциации — позволяет производить систематизированный и целенаправленный поиск новых неожиданных связей между привычными образами объектов, искать и находить их оригинальные сочетания и создавать целостные образы из отдельных разрозненных элементов. При этом образы формируются не только путем перекомбинирования элементов представлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием.

Аналогичный эффект позволяют алгоритмы получить и при выполнении таких творческих заданий, как «Создать образ (предмета, явления)», «Третий — лишний», «Составить предложение из трех слов», «Алгоритм конструирования оксюморона» и других. Выступая в качестве «активизаторов» мыслительной деятельности, эти алгоритмы, направляя, не ограничивают, а наоборот, требуют полной самостоятельности мышления, помогая использовать уже имеющиеся знания, и дают возможность каждому человеку выбрать тот подход, который в наибольшей мере соответствует его индивидуальности (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

Практика показала, что применение алгоритмов в учебном процессе повышает эффективность усвоения учебного материала и активизирует творческие способности. Так, при изучении темы «Психосоциальное развитие в подростковом возрасте. Особенности поведения подростков и их общения со взрослыми» курса «Возрастная психология» студенты, используя алгоритм, создали такие метафорические определения понятию «подросток»: кактус; многоугольник; воздушный змей; пластилин; ёжик; солнечное затмение; кубик-рубик; неопытный исследователь; театр одного актёра; стадо баранов без пастуха; общительная устрица; осленок; подростковый период — ранняя весна (Шрагіна, Бакуменко, 2009).

Подведем итоги. Одной из ведущих психических функций, определяющих способность к творчеству, является воображение, создающее новые образы и идеи. Для преобразования обычных объектов и явлений в фантастические используются приемы, выявленные при анализе сказочно-мифологической и научно-фантастической литературы. Но сами приемы, предлагая, что нужно делать, не говорят — как это делать. Алгоритмизация процесса применения приемов как метода психической деятельности, при котором алгоритм выступает в роли формализованного инструмента, вносит в эту деятельность фактор осознанной управляемости, обеспечивая тем самым повышение его эффективности, и может быть рассмотрена как очередной этап развития методов творческого воображения за счет повышения уровня управляемости этим процессом.

Algorithmics of techniques for generating new ideas is the next stage in the development of creative imagination and enhances creativity by increasing the level of manageability.

© Шрагина Л.И., 2012 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник:
Методы и приемы управления творческим воображением
Одной из ведущих психических функций, определяющих творческие способности, является воображение
http://psyfactor.org/lib/shragina4.htm

Психологические приёмы, которые облегчат вам жизнь

Безусловно, каждому из нас хочется нравиться всем.

Скорее всего, абсолютное большинство людей точно не отказалось бы обладать такими навыками.

Но производить отличное впечатление на разных людей – это задача не из лёгких.

Жаль, что не существует универсальных средств по выстраиванию отношений, но есть некоторые психологические особенности , которые помогут вам повернуть ситуацию в свою пользу.

Естественно, как и любыми другими сильными средствами, ниже перечисленными советами стоит пользоваться с особой осторожностью.

1) Даже во время очень эмоционального спора, когда человек на вас сильно сердится и начинает кричать, старайтесь максимально держать себя в руках.

Сначала человек разозлится ещё больше, но затем ему станет стыдно за своё поведение, и конфликт, вероятнее всего, закончится в вашу пользу.

2) К новым знакомым всегда старайтесь обращаться по имени.

Людям нравятся упоминание их имени, потому что это внушает им симпатию и доверие.

3) Когда вы пытаетесь научиться чему-то новому или же стараетесь разобраться в чём-то сложном, то попробуйте объяснить то, что вы поняли, своему товарищу.

Вы даже не заметите, как процесс покажется вам не таким уж и скучным, а в то время, как другой человек будет вникать в ваши слова, вы и сами сумеете во всём разобраться.

4) Перед тем, как обращаться к малознакомому человеку с просьбой об одолжении, попросите его о чём-то несущественном, к примеру, дать вам ручку или карандаш.

Не важно, что это будет, но услуга должна не составлять никакого труда. Может показаться странным, но после этого ваши шансы на положительный ответ на вопрос о серьёзной просьбе значительно возрастут.

Человек, который оказывает кому-то услугу, намного охотнее сделает ещё что-то для обратившегося к нему, чем если бы к нему поступила просьба от того, кому он и сам чем-то обязан.

Верно и обратное: когда мы причиняем кому-то вред, то на подсознательном уровне хотим это сделать ещё раз, в отличие от пострадавшего, который не так сильно желает отомстить своему обидчику.

5) Учёные выяснили, что самое лучшее место для первого свидания, — это там, где у человека может произойти всплеск адреналина. К примеру, американские горки или фильм ужасов.

Всё дело в том, что в таких ситуациях человек возбуждается, его сердце начинает биться сильнее, и в итоге у него создаётся впечатление, будто такая реакция у него на развлечение, а на человека, который рядом.

Но перед тем, как назначать свидания в таких местах, убедитесь, что вашему партнёру они по душе, а то иначе вы получите совершенно противоположный результат.

6) Для огромного количества людей заставить себя проснуться рано утром является одной из самых неприятных в мире вещей. Однако, существует способ, который может значительно облегчить задачу.

После того, как прозвенит будильник, необходимо сесть на кровать, крепко сжать кулаки и что-то громко крикнуть, типа «Да!». Проверено многократно: этот способ не позволит вам снова заснуть.

7) Недавние исследования показали, что не нужно говорить ребёнку, что он умница или молодец, лучше хвалите его за усердие и старание.

Если же регулярно повторять малышу, какой он хороший, то для него это войдёт в привычку, и он перестанет стремиться к чему-то, не захочет обучаться новым вещам и хотеть быть лучше.

8) Когда вы находитесь в компании людей, в которой в определённый момент все начинают смеяться, то обратите внимание на человека, инстинктивно смотрящего на вас.

Оказывается, как установили психологи, в таких ситуациях, мы подсознательно смотрим именно на того человека в компании, к которому испытываем максимальную привязанность или симпатию.

9) Если, по вашему мнению, кто-то не прав, то лучше не быть категоричным.

Плохой вариант: «Я думаю, ты совершенно не прав»

Хороший вариант: «Мне кажется, что я неправильно тебя поняла. Ты же …. имеешь в виду? Или нет?»

10) Во время конфликтной ситуации, когда страсти кипят очень сильно, постарайтесь не обращаться к человеку, используя «ты» или «вы».

Эти обращения в данном контексте выглядят как обвинение, поэтому вместо разрешения конфликта провоцируют его обострение.

Источник:
Психологические приёмы, которые облегчат вам жизнь
Новости InfoNIAC.ru
http://www.infoniac.ru/news/Psihologicheskie-priemy-kotorye-oblegchat-vam-zhizn.html

Психологические приемы, которые работают

Эти приемы, как доказали психологи, реально действуют. Многие люди хотят понимать и даже манипулировать людьми, но это не всем дано. В этом деле главное — чувствовать человека. Немногие умеют влиять на людей, ещё меньше людей этим сознательно пользуются.

Сегодня мы расскажем о тех приемах, которые Вы, может быть, уже не раз неосознанно испробовали на людях или, возможно, именно с помощью них манипулируют Вами .

Ответ на доброту или эффект Бенджамина Франклина. История гласит, что Бенджамин Франклин однажды хотел завоевать человека, который не любил его. Этот человек искал редкую книгу, которая как раз была у Франклина. Бенджамин узнал об этом и одолжил ему эту редкую книгу, и когда она вернулась к владельцу, Бенджамин просто поблагодарил его. В результате этого они стали лучшими друзьями. Как говорил Франклин: «Тот, кому однажды Вы сделали добро, готов ответить Вам добром значительно большим, чем Ваше . «

Просите больше, чем хотите получить. Этот прием очень простой и сродни торгу на рынке. Прием работает практически всегда. Вы обязаны завышать свои требования, если Вы нужны человеку. Сначала Вы, скорее всего, получите отказ. Не противьтесь, а дайте время. В 95% случаев, заинтересованный в Вас человек сам снова откликнется и предложит чуть меньше, чем Вы запрашивали, но при этом гарантированно выше, чем Вы закладывали изначально.

Навязанное желание помочь. Прием, очень похож на предыдущий, только тут немного другой эффект. Для того, чтобы пробудить в человеке самостоятельное желание помочь Вам, попросите у него один раз то, на что он точно не пойдет. Получив отказ, Вы создали для себя человека, который считает себя обязанным Вам. Скорей всего, он не раз самостоятельно обратится к Вам с желанием помочь, ведь внутри у него будет чувство вины.

Имя человека как волшебный звук. Дейл Карнеги, автор работы «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», считает, что использование чьего-то имени во время разговора — невероятно сильный аргумент. Имя человека — самый приятный звук для него. Произнося его имя, в положительном контексте Вы значительно вырастаете в его глазах.

Льстите. На первый взгляд тактика очевидна, но есть некоторые оговорки. Если ваша лесть не выглядит искренней, она принесёт больше вреда, чем пользы. Исследователи обнаружили, что люди склонны искать когнитивный баланс, стараясь, чтобы их мысли и чувства всегда совпадали. Так что, если вы льстите людям с высокой самооценкой, и лесть звучит искренне, вы им понравитесь, потому что подтвердите их собственные мысли. А вот лесть по отношению к людям с низкой самооценкой может привести к негативным чувствам, потому что ваши слова противоречат их мнению о себе. Конечно же, это не означает, что таких людей надо унижать — так вы их симпатию точно не завоюете.

Отражайте. Отражение также известно как мимикрия. Многие люди используют этот метод естественным образом, даже не задумываясь о том, что делают: автоматически копируют чужое поведение, манеру речи и даже жесты. Но эта техника может использоваться совершенно сознательно. Люди склонны относиться лучше к тем, кто на них похож. Не менее любопытен факт, что если при недавнем разговоре кто-то «отражал» поведение человека, то этому человеку будет в течение некоторого времени приятнее общаться и с другими людьми, даже если они никакого отношения к тому разговору не имели. Причина, скорее всего, такая же, как в случае с обращением по имени — поведение собеседника подтверждает сам факт существования личности.

Просите у уставшего. Когда кто-то устал, он более восприимчив ко всем просьбам. Причиной этого является то, что уставший человек устает не только физически, но и психически. Если начальник устал, то он легко Вам разрешить доделать завтра, но доделать Вы должны обязательно и качественно. Это добавит Вам немного уважения в глазах босса. Ведь Вы сдержали слово.

Начинайте просить по мелочи. Всё просто, попросите немного вначале, и Вам откроют кредит доверия. По этому принципу люди попадают в зависимость от социальных движений. Например, вначале Вас просят поддержать акцию против вырубки леса, Вы поддерживаете, потом ещё раз и ещё. Мелочь, но Вы уже готовы дать больше. Вы готовы поддержать акцию против вырубки лесов в далекой Танзании или вступить в партию «зеленых» и вносить взносы.

Не исправляйте людей, когда они неправы. Карнеги также писал в своей знаменитой книге, что не стоить тыкать носом в явную ошибку человека, сразу после того, как Вы её нашли. Если хотите поменять точку зрения человека, то подходите к этому аккуратно. Даже если перед Вами неудачник, который винит в своих бедах кого угодно, кроме себя, не стоит кричать в лицо. Согласись с ним в данный момент и постепенно поменяй его точку зрения. По-другому Вы рискуете стать врагом номер 1.

Повторяйте фразы и выражения нужных людей. Этот принцип похож на принцип «хамелеона», когда человек мимикой и жестами повторяет человека, в общении с которым он заинтересован. Слова могут ласкать слух, если они похожи на эхо. Надо произносить то, что человек уже произносил, то, что он слышал внутри своей головы.

Кивайте. Когда люди кивают, слушая что-то, то это, как правило, означает, что они согласны с говорящим. И для человека естественно предположить, что когда кто-то кивает при разговоре с ним, то это тоже означает согласие. Это тот же самый эффект мимикрии. Так что кивайте на протяжении всей беседы с человеком — впоследствии это поможет вам убедить собеседника в вашей правоте.

Умейте слушать. Говорить кому то, что он не прав — не самый лучший способ расположить к себе человека. Эффект, скорее всего, будет обратным. Существует другой способ выразить несогласие и не нажить при этом врага. Например, послушайте, что говорит ваш собеседник, и постарайтесь понять, что он при этом чувствует и почему. Тогда вы найдёте нечто общее в ваших, казалось бы, противоположных мнениях и можете использовать это для объяснения своей позиции. Выразите сначала согласие — так человек более внимательно отнесётся к вашим последующим словам.

Источник:
Психологические приемы, которые работают
Эти приемы, как доказали психологи, реально действуют. Многие люди хотят понимать и даже манипулировать людьми, но это не всем дано. В этом деле главное — чувствовать человека. Немногие умеют влиять на людей, ещё меньше людей этим сознательно пользуются. Сегодня мы расскажем о тех приемах, которые Вы, может быть, уже не раз неосознанно испробовали на людях или, возможно, именно с помощью них манипулируют Вами.
http://www.molomo.ru/advice/psychological_techniques.html

COMMENTS