Проблема интеллигентности

Проблема интеллигентности

Что такое – интеллигентность

В России интеллигенция была Цветом Нации, и все враги русского народа в первую очередь уничтожали именно интеллигенцию — смелых, активных и честных людей. Что сейчас означает интеллигентность? Кто такой интеллигент? За последнее время это понятие, как и многие другие, было подменено и в какой-то степени стало ругательным. Мы принимаем за интеллигентов образованных обывателей, серых мещан, рассудительных демагогов… Но так ли это? Можно ли отнести их к интеллигенции?

Случается, юноша успешно окончит школу, затем вуз, аспирантуру. Рано защитит кандидатскую диссертацию, работает над докторской. На первый взгляд настоящий интеллигент! А приглядишься внимательнее и видишь бездушного, пропитанного чванством себялюбца. С детских лет этот отличник привык к своей «исключительности», превосходству над ровесниками. А ведь эгоизм, высокомерие — первый враг интеллигентности.

Не лучше, когда человек, который в молодости многим увлекался, любил книгу, посещал кино, концерты, театр, женившись, резко теряет вкус к знаниям, перестает интересоваться литературой, искусством, считая излишним тратить время и деньги на подобные «глупости». Горько за таких. Сколько радостных открытий, волнующих сердце истин обходят их стороной! Какой буднично суетной становится их жизнь.

Духовность — это способность человека находить, воспринимать прекрасное в жизни, в людях, в природе, в вещах.

Прекрасное — опора души. Без такой опоры человек перерождается в обывателя, для которого самое главное в жизни — быть сытым.

Духовность неотделима от чести, совести, достоинства, доброты — того, что составляет основу прекрасной души. Бездуховность лишена этого. И хотя бездуховный человек внешне вроде бы ничем не отличается от других, внутреннее его отличие разительно.

Интеллигентность нашего современника не зависит от судьбы, обстоятельств, как обычно считают, она в его собственных руках.

Академик Д. С. Лихачев утверждал, что интеллигентность — проблема не только образования и воспитания, но и генетическая. А поверхностные, «косметические» качества личности по наследству не передаются. Поэтому интеллигентность не формальная способность понимать искусство, производить впечатление воспитанного, модного, современного человека. Это умение жить согласно передовому, гуманистическому мировоззрению, высоким идеалам, суровым нравственным требованиям. Это нетерпимость к злу, несправедливости, способность противостоять плохим намерениям, нездоровым наклонностям, пошлым вкусам.

Интеллигентность не членский билет, выданный пожизненно. Это активная жизненная позиция. Интеллигентный человек — непременно личность, способная на неповторимость мыслей и чувств, смелость решений и поступков. В нем решительно преобладает сила добра, внутренняя свобода, твердая уверенность в себе, способность пострадать за правду. Если он не обладает индивидуальностью, если жалеет себя больше, чем правое дело, тогда он не интеллигент, а мещанин, образованный обыватель.

Жизнь интеллигента, как правило, сопряжена с судьбой важного для общества дела. Интеллигентность и обывательщина несовместимы.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Так понимал предназначение честного человека Лев Толстой.

Черты настоящей интеллигентности — это, прежде всего, глубоко осознанный патриотизм, любовь к родному народу и мужественная борьба за права человека. Ослепленного национализмом, шовинизмом, человеконенавистничеством обывателя нельзя назвать интеллигентным.

Так что не просто эрудиция, не сама по себе принадлежность к числу ученых, деятелей искусства, не служебная включенность в «культурный процесс», а именно гражданственность в высшем значении этого слова выступает важным критерием подлинной интеллигентности.

Говорят, хороший вкус тянется к правде, дурной — к фальши. Вкус интеллигентного человека проявляется во всем: в одежде, в поведении, в манерах, привычках, в том, как он выражает свои мысли, какие книги, песни, фильмы, спектакли любит, какую обстановку предпочитает дома. Такой человек умеет хорошо держать себя в обществе. Не замыкается в себе, не подделывается под простака, под «своего», не выдает себя за того, кем не является на самом деле. По тому, как человек ведет себя по отношению к окружающим, как стоит, ходит, по его жестам и мимике мы можем судить о его уважении или пренебрежении к ним.

Мы иногда теряемся в определениях, какой он — современный интеллигент, а народ уже давно создал его образ. Только называет по-другому, просто и метко — хороший человек. Вежливый, порядочный, справедливый. Светлая голова. Не проходимец, не пьяница, не хвастун. Мастер своего дела. Любит трудиться и гордится своим трудом. Самокритичный, искренний, с сердцем, открытым навстречу людям. И смело отстаивает право человека быть человеком.

Если это в одном человеке — он интеллигент.

В годы обновления нашего общества интеллигенция особенно должна набирать силу. Для чего? Чтобы помочь российскому народу преодолеть негативные явления жизни, рутину и бюрократизм. Чтобы надежно противостоять рвачеству, воровству, пошлому, мещанскому образу мыслей, противостоять псевдоингеллигентам, демагогам, овладевшим модной фразеологией, но так и не поднявшимся до понимания таких простых истин, как честь, скромность, порядочность.

Источник:
Проблема интеллигентности
Что такое интеллигентность. Кто такой интеллигент.
http://poleznoeznanie.ru/90.htm

Проблема интеллигентности

Кстати об интеллигенции. Понятие это, безапелляционно определенное величайшим гением всех времен и народов как социальная прослойка, в наши дни толкуется по-разному. Помню, как мы яростно и неоднократно спорили на эту тему в Переделкино с Натаном Эйдельманом, особенно тогда, когда он назвал Петра I первым интеллигентом на троне.

Это Петра-то, который убил собственного сына, своими руками во время стрелецкой казни рубил головы, которого Пушкин назвал гений-палач! Я в полемике с Тоником, помнится, заявил, что первым интеллигентом был скорее протопоп Аввакум, и что интеллигент, — это человек, для которого духовные ценности важнее материальных и главным законом являются нравственно-этические нормы.

В последнее время стало модно обвинять интеллигентов в том, что они сделали революцию и поэтому с самого начала виноваты во всех бедах русского народа.

Между тем история показывает, что первыми и последними интеллигентами в русском революционном движении были декабристы. (Не потому ли они так привлекали к себе и Эйдельмана, и Окуджаву?) Пришедшие же им на смену Желябовы и Нечаевы , петрашевцы, народовольцы и социал-демократы, выродившиеся в большевиков, вышли главным образом из разночинцев и были не интеллигентами, а образованцами. А вот мнение Булата Окуджавы, высказанное им в феврале 1992 года в беседе с Ириной Ришиной:

Образованцы, которые делали революцию, — это не интеллигенция, конечно. Честно говоря, я устал от разброса мнений, от чудовищной неразберихи в этом вопросе. Всё переплелось — и попытки научного осмысления, и невежество. Хотя уйти от ответа невозможно. Майор по телевидению заявляет: Я интеллигент, потому что майор. Писатель Боборыкин утверждал, что интеллигенты — университетские недоучки, раздраженные посему. А. Солженицын считает, что интеллигенции нет, а есть образованщина. Некто Иван Иванович уверен, что интеллигенты — это в очках и шляпах.

Бедные интеллигенты! Я тоже, набравшись мужества, вмешиваюсь в этот хор. В течение многих десятилетий нас учили, что интеллигенция — это прослойка или в лучшем случае люди умственного труда. Нас воспитывали на этом стереотипе. Но у меня постепенно сложилось своё представление об интеллигентах, далекое, понимаю, от совершенства, очень неполное, но свое.

Интеллигентность, я думаю, — это прежде всего способность мыслить самостоятельно и независимо, это жажда знаний и потребность приносить эти знания, как говорится, на алтарь отечества.

Вот уже что-то вырисовывается, но этого, конечно, мало. Ведь интеллигентность, кроме того, в моем понимании, — это состояние души. Важны нравственные критерии: уважение к личности, больная совесть, терпимость к инакомыслию, способность сомневаться в собственной правоте и отсюда склонность к самоиронии и, наконец, что крайне важно, неприятие насилия.

Что-то, видимо, я упустил и не сомневаюсь, что кому-то эти качества покажутся и не полными, и не достаточными, а кого-то мое мнение, может быть, и покоробит. Я вовсе не претендую на окончательное определение, просто размышляю. Я никогда не утверждал, что я интеллигент. Но мне всегда хотелось быть интеллигентом. Хотя у меня масса недостатков, пороков, но освобождение от них, наверное, и есть приближение к интеллигентности.

Городницкий А.М., И жить ещё надежде…, М., Вагриус, 2001 г., с. 612-613.

Источник:
Проблема интеллигентности
Кстати об интеллигенции. Понятие это, безапелляционно определенное величайшим гением всех времен и народов как социальная прослойка, в наши дни толкуется по-разному. Помню, как мы яростно и
http://vikent.ru/enc/4190/

Проблема интеллигентности

Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное — от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события».

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д. С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе.

Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу. Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относиться к окружающим с терпением и пониманием, а к себе — с требовательностью. .

Источник:
Проблема интеллигентности
Интеллигентность сочинение ЕГЭ
http://cwetochki.ru/post-Intelligentnost-10060.html

Сочинение по материалам «Российской газеты»

Пример написания сочинения по материалам «Российской газеты»

Текст по материалам «Российской газеты»:

(1) Авторитетный человек — это человек влиятельный, властитель дум. (2) В XIX веке таковыми считались Толстой, Достоевский, в XX -Солженицын, Лихачёв. (З) Они были не только культурной или научной вершиной своей эпохи, но и людьми, на которых мы привыкли ссылаться как на бесспорный гражданский авторитет для всех.

(4) Социологи констатируют дефицит авторитетных фигур в современном обществе. (5) 3а прошедшие годы авторитет науки и литературы упал, и трудно ожидать, чтобы даже достойный учёный или признанный писатель стал общественно признанным авторитетом.

(6) Появятся ли у нас авторитеты? (7) Когда в обществе возникает запрос на авторитетную фигуру, то она появляется. (8) Другой вопрос, является ли эта фигура подлинно влиятельной или только кажется таковой.

(9) В современном, насквозь медийном обществе понятие авторитета стёрлось. (10) Одинаково авторитетен тот, кто потратил полжизни на изучение проблемы, и тот, кого приглашают в ток-шоу: авторитетность заменилась степенью раскрученности. (11) В нашем обществе не то чтобы наблюдается дефицит авторитетов как таковых, но прежде всего заметна нехватка людей заслуженно авторитетных, то есть доказавших реальными заслугами и духовными подвигами своё право вещать и советовать.

(12) Хотелось бы также, чтобы эта авторитетность была подкреплена интеллектом, а не только героическими деяниями: у нас в обществе очень не хватает умных людей, к которым бы все прислушивались. (13) Обычно наши признанные духовные авторитеты открывают рот — и оттуда несётся поток банальностей. (14) Между тем авторитет заинтересован в том, чтобы изрекать банальности, иначе он будет живо развенчан. (15) Никому, к сожалению, не нужен авторитетный политик, мыслитель или писатель, который говорит объективно важные и правдивые вещи, ведёт острый и содержательный разговор о наших проблемах.

(16) Это должен быть интеллигентный человек. (17) «Интеллигентность нельзя смешивать с образованностью, — писал Д.С. Лихачёв. -(18) Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность -созданием нового и осознанием старого как нового. (19) Больше того. (20) Лишите человека всех его знаний, но если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус в искусстве, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство и точность своего языка — вот это и будет интеллигентность». (21) Сам Д.С. Лихачёв, учёный, публицист, обладал непререкаемым авторитетом, который основывался на безукоризненной биографии, на том, что он плохих дел не делал, а, наоборот, делал много хороших, на том, что был истинно интеллигентным человеком.

(22) Дефицит авторитетных людей был и есть всегда. (23) Он должен быть. (24) 3адача таких людей — всегда оставаться авторитетными как граждане, как личности.

Источник:
Сочинение по материалам «Российской газеты»
Сочинение по материалам «Российской газеты». Основные проблемы. Авторская позиция
http://4egena100.ru/sochineniya3.html

COMMENTS