Проблемы межличностного общения в молодежной среде

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Глебов В.В.,

БПГУ им. В.М.Шукшина, Бийск

Из множества объяснений агрессии наиболее полным представляется такое: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)» [2].

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, который переживает до сих пор наше общество, вызван системными факторами, затронувший все сферы общественного уклада, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении экстремизма и терроризма, увеличении числа немотивированных, разрушительных, агрессивных действий в социуме.

В связи с этим большое значение приобретает навыки правильного межличностного общения (научиться замечать и определять настроение и состояние другого; владеть методами активного слушания: вникать в суть слов собеседника и уметь точно выражать собственные чувства и мысли), выработка толерантности и эмпатии.

Проблемой полноценной социализации молодежи занимаются самые различные организации: многочисленные клубы, спортивные секции, клубы по интересам и библиотеки. Среди методик, которые они практикуют, большое место принадлежит тренингам межличностной коммуникации. Причем повсеместно отмечено, что такие тренинги хорошо снижают агрессивность и повышают толерантность в детско- подростковой и молодежной среде.

Культура общения – живой, развивающийся «организм», напрямую связанный с экономической и духовной жизнью общества, живо отзывающийся на те изменения, которые происходят в общественном сознании вслед за изменениями жизненных реалий. Но есть в ней и практически неизменные компоненты, которые не зависят от правил поведения и стереотипов, бытующих в том или ином обществе. Эти компоненты – духовность и направленность на самораскрытие и самореализацию личности [1].

Культура общения по сути дела является показателем взаимоотношения личности подростка и общества. Формируя принципы общения детей, мы можем воздействовать на становление и социализацию личности. В любых социально-политических обществах, как бы жестоки порой они ни были, существуют места подлинной культуры, свободы и взаимопонимания. Обучая подростка не только навыкам эффективного общения, но и навыкам эффективного слушания других, навыкам понимания, сочувствия, мы делаем его более самостоятельным, свободным от воздействия разного рода манипулятивных технологий, захлестнувших сегодня наше общество. Стимулируя интерес к познанию, культуре, раскрытию творческих возможностей, расширению возможностей жизненного выбора, мы создаем условия, которые будут надежным гарантом стабильности и мира в обществе.

Таким образом, необходимость тренинговой работы с детско-подростковой среде очевидна.

Программа тренинга общения может включать в себя следующие темы [3]:

• знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной литературы);

• теорию ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогического и монологического общения, доверительности в общении, проблему манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.

Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал и рассчитаны на группы в 8–9 человек одного возраста. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе. Оценка, психического состояния обязательна, так как психолог не должен брать на себя ответственность за участие в групповой работе психически неустойчивого человека.

Возникновению доверия способствуют разнообразные упражнения, например, «Падаем в кругу друзей». Вся группа становится в круг, один из участников находится внутри круга и начинает спиной падать на подставленные руки участников. Это происходит до тех пор, пока он не почувствует поддержку всех членов группы. После этого в центр круга встает другой участник.

Далее начинается обсуждение целей групповых занятий, особенностей позиции психолога: он не всегда высказывает свое мнение, предоставляя право решать группе, провоцирует участников на нужные реакции, может говорить неприятные вещи, которые действуют как горькое лекарство, он никого и ни за что не осуждает, оценивает не личность участников, а только выполняемое в рамках группы задание. После любого упражнения необходим разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта.

Разговор о самоуважении – первый шаг. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать мелкие ошибки, развивая отношения с другими. Самоуважение – это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости и комплексы неполноценности для достижения своих целей.

Таким образом, данные занятия заставят многих участников группы задуматься о роли других в их личностном самосознании, и это является первым шагом на пути к умению вставать на точку зрения другого, к принятию того факта, что логика другого человека не всегда совпадает с твоей собственной, что мнение о себе может оказаться проекцией чужого, а личность человека рождается, существует и развивается только в обществе.

1. Глуздова О.В. Психологические особенности вербальной агрессии в подростковом возрасте: Автореф. канд. дис.

2. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследования и терапевтические стратегии. Пер. с англ. / Под общ. науч. ред. А.А.Алексеева. СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 286 с.

3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие [С. Н. Ениколопов и др.] / Под ред. И.Соковни. М.: Просвещение, 2002. – 157 с.

СМИ И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Газета «Поиск», Москва

Современная мировоззренческая, экономическая, политическая, правовая и т.д. социальная реальность принципиально отличается от институциональной среды ХХ столетия. К сущностным характеристикам новой реальности можно отнести ее искусственность, инновационность, нестабильность, виртуальность, компиляциативность, уязвимость в отношении внешних воздействий и т.д. Рассматривая новую техногенную и социальную реальность с точки зрения обеспечения безопасности личности, общества и государства следует обратить внимание на ее уязвимость с точки зрения внешних, в том числе террористических, воздействий. Силовое воздействие террористов на общественные здания, воздушные суда, морские лайнеры, химические заводы, атомные станции и т.д. способно кардинально дезорганизовать работу сложнейших социальных организмов.

Правоохранительные органы честно признают, что вынуждены действовать в обстановке к которой не были готовы. По мнению профессора Академии управления МВД России, генерал-майора милиции А.Майдыкова в настоящее время все правоохранительные структуры государства столкнулись с тем фактом, что экстремизм, терроризм и другие преступные проявления очень сильно изменились по существу. Милиция и другие силовые ведомства сейчас имеют дело с принципиально новой криминальной реальностью, требующей трансформации всей системы действий и подходов в борьбе с преступностью и терроризмом.

Никогда в России не было таких террористических актов по количеству захваченных заложников, используемых взрывчатых веществ, методам совершения преступлений. Никто не мог предположить, что террористы пойдут на захват школ и будут удерживать в заложниках сотни детей. Ни одна из силовых структур не готовилась к такого рода террористическим актам. Никто не учил милицию бороться с этническими преступлениями или незаконными вооруженными формированиями. В законе о милиции эти функции правоохранительных органов вообще не прописаны.

При рассмотрении проблем экстремизма и терроризма надо переходить от частных вопросов к общим, теоретико-методологическим. Необходимо выявлять условия порождения и роста экстремизма, выходить на те структуры, которые подпитывают его и используют в своих корыстных целях. Как отмечают, например, Л.Дробижева и Э.Паин, терроризм нельзя сравнить с подхваченным человечеством вирусом – это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в экономической, политической, социальной, культурной и других областях. Что касается международного терроризма, то он побочный, но закономерный продукт процесса глобализации.

В настоящее время терроризм стал по-настоящему международным, т.е. не просто легко пересекающим границы, а координирующим финансовые, людские, интеллектуальные усилия преступных сообществ различных государств (в том числе стран «золотого миллиарда») для реализации своих достаточно амбициозных и далеко идущих целей. После 11 сентября 2001 года не только Россия, но и весь мир живут в условиях перманентной террористической угрозы. По сути, на нашей планете началась война нового типа – партизанская техноинформационная война андеграунда современной цивилизации против ее истеблишмента. Причем этот андеграунд нельзя сводить только к исламским экстремистским группам. Однако в авангарде борьбы с современной цивилизацией, безусловно, стоит исламский терроризм.

Однако нападение на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и последующие за ним акции нельзя рассматривать как межцивилизационный конфликт – это столкновения внутри одной глобальной человеческой цивилизации. Это один из эпизодов борьбы различных сил за выбор будущего аттрактора ее развития. Причем борьба идет именно за экзистенциональный выбор, а не за избрание той или иной структуры будущих международных отношений.

Роль СМИ в этой борьбе чрезвычайно высока. Это вызвано разными обстоятельствами. Первостепенное из них то, что именно в продуцируемом СМИ (прежде всего электронными) пространстве разгораются главные бои за выбор будущего аттрактора развития человеческой цивилизации.

Возрастание роли электронных СМИ связано не только с их вездесущестью в современном мире, но и тем, что, как отмечает известный американский социолог С.Липсет, телевидение и другие электронные СМИ представляют новости и передают сообщения в более сильных выражениях, в более убедительной манере, нежели газеты и журналы. Зная силу новых информационных технологий все действия современных террористов, как правило, рассчитаны на ТВ- и/или интернетэффект. Если его нет, то и стимул к проведению террористических акций пропадает.

Умная пропагандистская работа посредством электронных СМИ с потенциальными террористами может и должна дать эффект. Но для этого она должна быть научно обоснованной, проводиться последовательно на всем пространстве СМИ, в том числе международном (недопустимо чтобы, например, российские СМИ называли чеченских сепаратистов террористами, а радио «Свобода» моджахедами, т.е. борцами за веру), хорошо финансируемой, без средств «антитеррористического фонда» согласовать антитеррористическую работу современных СМИ, работающих на коммерческо-рыночной основе, не представляется возможным.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

Источник:
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Глебов В.В., БПГУ им. В.М.Шукшина, Бийск Из множества объяснений агрессии
http://studall.org/all3-90262.html

Материал на тему Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Материал на тему «Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде»

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

Проблемы толерантности:

1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп

2) социально-экономическая дестабилизация

3) страх перед возможным ущемлением «национального достоинства»

Древние философы предостерегали:

«Трех вещей нужно избегать(в жизни): ненависти, зависти и презрения».

Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Важно создание единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.

В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми.

Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей.

Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.

Деятельность образовательного учреждения (МОУ «СОШ №3 г. Пугачева») направлена на предупреждение, предотвращение негативных явлений в молодежной среде, профилактику национального экстремизма и формирование культуры межнационального общения.

Педагогические работники школы комплексно подходят к формированию толерантного отношения подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию личности.

В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.

Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

«Добрые люди земли русской», круглый стол «Молодежь говорит – экстремизму нет!», в которой приняли участие учащиеся 9-х классов и обсуждались проблемы отрицательного влияния экстремизма на нашу многонациональную страну. Классные руководители 5-х классов побеседовали с детьми на тему «Человек среди людей. Твое поведение в общественных местах».

Много внимания было уделено и патриотической направленности.

Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..

Важную часть работы занимают циклы тематических бесед по профилактике экстремизма, национальной розни, воспитанию толерантности: «Толерантность начинается с улыбки», «Дружат дети на планете», «Закон РФ о противодействии экстремистской деятельности», «Зачем творить добро» и другие.

Весь материал — в документе.

Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Мы должны взглянуть в лицо тому факту,

что нам придется либо погибнуть всем вместе,

либо научиться жить всем вместе,

а чтобы жить вместе, надо общаться
Элеанора Рузвельт

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной. Значение слова Толерантность – это (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий), социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.

В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

1) сглаживание между ценностными ориентациями различных социальных групп

2) социально-экономическая дестабилизация

3) страх перед возможным ущемлением «национального достоинства»

Древние философы предостерегали:

«Трех вещей нужно избегать(в жизни): ненависти, зависти и презрения».

Опираясь на эти высказывания я определяю основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности и межнационального общения в классе. Все мы знаем, что ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому важна роль педагога в формировании толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

Сегодня очевидно, что главный упор в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма среди молодежи необходимо делать на их профилактике и своевременном предупреждении. Причем предупреждение терроризма необходимо осуществлять на базе совместных действий всех государственных органов при поддержке институтов гражданского общества, науки, образования и бизнеса. В новых условиях нужны новые правила взаимодействия между властью, и социальными структурами, позволяющие установить партнерские отношения в решении общей задачи по противодействию экстремистским проявлениям, без которых эта работа будет малоэффективной и не даст ожидаемых результатов.

Особая миссия при этом должна отводиться семье, школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д. Важно создание единого образовательного пространства «семья-школа-вуз», главной задачей которого станет информационное противодействие экстремизму и терроризму в процессе воспитания молодежи.

В соответствии с этим, мне хотелось бы основной акцент сделать на важности разработки идеологической работы в системе образования рассчитанной на долгую перспективу и нацеленной на реанимацию утраченных духовно-нравственных ценностей, в центре которой должен находится человек с его разумными потребностями, здоровым образом жизни, гуманными наклонностями и интересами, чувствами высокой ответственности перед собой и другими людьми. Представляется, что именно такая личность способна не только противостоять, но и разоблачать перед отечественной и мировой общественностью разрушительную сущность и деструктивные цели современного терроризма.

Важной определяющей компонентой в разработке стратегии в антитеррористической работе (и в определенном смысле – единственно эффективной) должна быть педагогическая, образовательная деятельность, направленная на перестройку общественного сознания, воздействие на восстановление позитивных ценностных ориентиров у молодых людей. Особая роль должна отводиться не формальной, а системной пропаганде правовых знаний в учебных заведениях, информированию учащихся об уголовной ответственности за террористические деяния, а также введение антитеррористического образования в различных образовательных учреждениях.

Деятельность образовательного учреждения (МОУ «СОШ №3 г. Пугачева») направлена на предупреждение, предотвращение негативных явлений в молодежной среде, профилактику национального экстремизма и формирование культуры межнационального общения. Педагогические работники школы комплексно подходят к формированию толерантного отношения подростков к гражданам любой национальности, патриотическому воспитанию личности.

В целях воспитания и приумножения здорового, духовно – нравственного потенциала в общеобразовательном учреждении разработан план мероприятий, по созданию социально – психологических условий для развития личности, организации гуманистически насыщенного досуга подростков.

Классными руководителями были проведены следующие мероприятия:

«Добрые люди земли русской», круглый стол «Молодежь говорит – экстремизму нет!», в которой приняли участие учащиеся 9-х классов и обсуждались проблемы отрицательного влияния экстремизма на нашу многонациональную страну. Классные руководители 5-х классов побеседовали с детьми на тему «Человек среди людей. Твое поведение в общественных местах».

Много внимания было уделено и патриотической направленности. Эти мероприятия связанные с победой русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; освобождением Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; взятием турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова; днем разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; мероприятия, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы и т.д..

Важную часть работы занимают циклы тематических бесед по профилактике экстремизма, национальной розни, воспитанию толерантности: «Толерантность начинается с улыбки», «Дружат дети на планете», «Закон РФ о противодействии экстремистской деятельности», «Зачем творить добро» и другие.

Отсутствие проявлений экстремистского характера свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.

Упражнение – лист Мёбиуса

Задачи: осознание условности разделения мира на «черное» и «белое», осознание интеграции и взаимозависимости между позитивными и негативными качествами личности

Необходимое время 15 минут

процедура проведения: обсуждаю феномен с листом Мебиуса. Любой человек, двигаясь по черной поверхности, неизбежно попадет на белую поверхность. Так и в человеческой личности – любая из черт нашего характера может быть расценена нами как положительная или отрицательная в свете какого-то конкретного события или субъективной точки зрения

Упражнение «народная мудрость»

Задачи: знакомство с пословицами и афоризмами различных народов Востока и Запада; осознание различий в вербальных средствах; осознание сходства основных систем ценностей и представлений

Необходимое время – 40 минут

1) определите какие ценности превалируют в данной культуре

2) сгруппируйте пословицы и афоризмы в зависимости от ценностей и установок, которые в них отражены

3) выделите характерные метафоры, образы, выражения, средства, использованные в пословицах и афоризмах

4) попытайтесь найти аналогии этим пословицам в русском языке

5) сравните ценности данного народа, с теми, которые характерны для русского народа

6) определите к какой культуре и к какому народу принадлежат эти пословицы и афоризмы

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, — это и будет проявление доброты.

Источник:
Материал на тему Формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде
Работа познакомит учащихся с проблемами межнационального общения.
http://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-formirovanie-tolerantnosti-i-profilaktika-ekstremizma-v-molodezhnoy-srede.html

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

4. Природная предопределенность «женского» и «мужского» типа поведения человека.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

4. Природная предопределенность «женского» и «мужского» типа поведения человека.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

1.Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

3.Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

3.Долг и совесть.

5.Моральный самоконтроль личности.

7.Религия как феномен культуры.

8.Религиозные объединения в РФ.

10.Искусство и его роль в жизни людей.

1.Свобода научного поиска.

2.Роль науки в современном обществе.

4.Роль образования в жизни современного человека и общества.

5.Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

6.Образование в Оренбуржье.

1.Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

3.Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

1.Свобода научного поиска.

2.Роль науки в современном обществе.

4.Роль образования в жизни современного человека и общества.

5.Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

6.Образование в Оренбуржье.

3.Долг и совесть.

5.Моральный самоконтроль личности.

7.Религия как феномен культуры.

8.Религиозные объединения в РФ.

10.Искусство и его роль в жизни людей.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка.

6. Деятельность и мышление.

7. Деятельность и сознание.

8. Влияние творчества на становление личности.

9. Социализация как часть формирования личности.

10. Сущность современного россиянина.

11. Проблема познаваемости мира.

12. Особенности научного мышления.

13.Мировоззрение и его типы.

14.Свобода как условие реализации личности.

15. Гражданские качества личности.

16. Многообразие мира общения.

18. Поиск взаимопонимания.

19. Причины и истоки агрессивного поведения.

20. Человек в группе.

21. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.

22. Умение общаться.

23. Человек в учебной и трудовой деятельности.

Источник:
Проблемы межличностного общения в молодежной среде
Проблемы межличностного общения в молодежной среде 4. Природная предопределенность «женского» и «мужского» типа поведения человека. 5. Знаменитые личности Оренбуржья и города Кувандыка. 6.
http://rita.netnado.ru/umot/temi-referatov-dokladov-soobshenij-po-obshestvoznaniyu/

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Проблемы межличностного общения в молодежной среде

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 5249

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Актуальность проблемы вызвана тем, что нормативно-правовое, информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение работы по предупреждению самоубийств и покушений на самоубийство, особенно в среде подростков, не в полной мере отвечает современным требованиям. Поэтому можно сказать, что вопросы предупреждения суицида среди подростков, их профилактики в России остается еще мало разработанными.

По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. До конца 60-х годов число самоубийств составляли относительно незначительную часть от общего числа суицидов. Считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток. Число суицидов значительно недооценивается по ряду причин. Семьи неохотно соглашаются с тем, чтобы смерть была названа самоубийством не только из-за социальной стигматизации, которой они опасаются, но и, например, из-за возможной потери страховки. Многие страховые компании при этих обстоятельствах смерти не выплачивают полной суммы страховки. Важным моментом является также тот факт, что власти не всегда приходят к согласию относительно причины смерти.

По данным агентства социальной безопасности (АСБ), в России уровень самоубийств в молодежной среде составляет 53 случая на 100 тыс. населения. В последние годы в России совершается ежегодно около 55 тыс. самоубийств, а убийств около 40 тысяч.

Необходима разработка системы реализации психологических условий профилактики самоубийств среди подростков, базирующейся на комплексном подходе к профилактике суицидов, на научно-обоснованных нормативно-правовых документах, эффективных организационных мероприятиях, научно проработанных методических рекомендациях, оказывающих положительное влияние на организацию работы, ориентированной на снижение вероятности возникновения различного рода чрезвычайных происшествий в молодежной среде, в том числе суицидального поведения среди подростков.

Таким образом, налицо противоречие между объективной необходимостью становления духовной, психологически здоровой личности, стремящейся найти позитивный смысл собственной жизни, понимающей ее ценность, обладающей потребностью в самосохранении, в самореализации, не совершающей деструктивных форм поведения, владеющей способами саморегуляции своих действий и поступков, обеспечения уверенности в себе, способами антисуицидального поведения, коррекционной организации пространства своей жизнедеятельности и недостаточной разработкой данного вопроса в психолого-педагогической теории. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы исследования, заключающейся в определении психологических условий профилактики суицидального поведения личности.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики – все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

Перед нами стоит цель – изучить влияние межличностных отношений в подростковой среде на суицидальное поведение.

Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Указанные обстоятельства служат причиной отдельного рассмотрения вопроса о суицидальных тенденциях поведения в подростковом возрасте.

Большой вклад в изучение профилактики суицидального поведения несовершеннолетних внесли А .Г. Абрумова , С. В. Бородин, Е. М. Вроно, М. З. Дукаревич, Л. Я. Жезлова, А. Е. Личко, С. А. Овсянников, В. А. Тихоненко, А. М. Яковлев и другие.

Психологическим проблемам исследования суицидального поведения подростков посвящены труды Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Я. И. Гилинского, Т. В. Драгуновой, Е. Н. Ефременковой, Н. Я. Иванова, О. В. Кебрикова, В. В. Ковалева, Э. И. Штенгеля, Я. Г. Смоленского, Г. Е. Сухарева, Д. Б. Эльконина и других.

Суицид может быть связан с обстоятельствами, понижающими самооценку старшеклассника. Например, обида, особенно от близких, которые знают все его недостатки. Особенно болезненно воспринимается обобщения типа «ты всегда…», или «ты вообще…», или «я говорил, что ты ни на что не годишься». В ответ у него нередко возникает агрессия: «чем мне хуже, тем лучше», или он вообще делает вывод: «раз я такой плохой, то незачем мне тогда такому и вообще быть», – и то и другое может привести к суициду.

В настоящее время старшеклассник взрослеет в такой ситуации, когда его сознание постоянно соприкасается с темой смерти. Телепередачи, телесериалы, художественная литература, фильмы ужасов изобилуют показом убийства, мучительных смертей, драк, в ходе которых наносятся смертельные увечья и удары. Постоянные угрозы терроризма, когда старшеклассники чувствуют себя беззащитными перед этой угрозой.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач социальной работы. Специалист по социальной работе должен владеть различными методами борьбы с суицидами подростков. Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.

Фундаментальная разработка многих проблем психологии межличностного взаимодействия содержится в трудах многих отечественных психологов.

По мнению В.Н. Мясищева, отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

У каждого подростка в системе отношений своя межличностная роль, которая налагает на него особые права и обязанности. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Таким образом, межличностные отношения можно определить как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

внушать им оптимизм и надежду;

проявлять сочувствие и понимание;

осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов

Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д., при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга, провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Социальный педагог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения социальному педагогу необходимо:

снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации;

уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение;

формировать компенсаторные механизмы поведения;

формировать адекватное отношение к жизни и смерти ребенка.

При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.

Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.

Попытки самоубийства в большинстве случаев можно предугадать и предупредить. До совершения самоубийства подросток может попытаться выразить протест в другой форме: уйти из дома, совершить антисоциальные поступки (воровство, хулиганство, напиться). Испробовав варианты и потерпев неудачу, человек решается покончить с собой. Большинство покушавшихся на самоубийство говорили об этом окружающим до совершения попытки. Если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, то ее можно предотвратить. Иногда предвестники самоубийства трудно распознаваемы. Человек строит планы на будущее, а сам поглощен мыслями о самоубийстве. Это одна из самых тяжелых ситуаций для родных и близких подростка.

Суицидальное поведение может быть обусловлено и психическими расстройствами, сопровождающимися галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает совершить самоубийство или убеждает человека в совершенном якобы им злодеянии. В этих случаях для подростков характерны периоды длительного нарушения поведения: депрессия, тревожность, неуравновешенность, беспокойство, навязчивые мысли.

Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы суицидологи / отв. ред. Портнов А. А. – М., 1978 – 239 с.

2. Амбрумова, А. Г. Предупреждение самоубийства / А. Г. Амрумова, С. В. Бородин, А. С. Михлин. – М. : Просвещение, 1980. – 137 с.

3. Аникеева, И. П. Психологический климат в коллективе / И. П. Аникеева. – М., 1999. – 282 с.

4. Вроно, Е. П. Предотвращение самоубийства / Е. П. Вроно – М. : Академический проект, 2001. – 240 с.

5 Григорьевска, М. Ю. Пути самосовершенствования деятельности классного руководителя по предупреждению суицидального поведения старшеклассников / М. Ю. Григорьевская // Образование и саморазвитие – Казань: Казанск. гос. ун-т., 2007. – № 5 – С. 131-135.

Никандрова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», психолого-педагогический факультет, 4курс

Адрес (Чувашская Республика, Аликовский район, д. Ефремкасы, Советская, 44, 429259)

Название доклада: Межличностные отношения в подростковой среде как фактор профилактики суицидального поведения

Название секции (конференции)

Оплата организационного взноса участника электронной конференции (и публикации в журнале, если требуется)

(сумма, номер платежного документа, дата оплаты)

Источник:
Проблемы межличностного общения в молодежной среде
V Студенческий научный форум (15 — 31 марта 2013 года)
http://www.scienceforum.ru/2013/304/5571

COMMENTS