Проблемы брака

Ваш психолог

Личность. Общество. Семья

Особенности межличностных отношений юношества

Основы семейных отношений

«Ключи» к заданиям

В современном браке на первый план все больше выдвигаются личностные качества супругов, определяющие стабильность семейных отношений. В этой связи задача учителя – помочь школьникам не только осознать свои личностные качества, но и стимулировать процесс самовоспитания и самосовершенствования.

В семейной жизни проблема самовоспитания неразрывно связана со стремлением понять как самого себя, так и другого человека. Поэтому для организации работы по самовоспитанию учащимся необходимо дать знания об их индивидуальных особенностях, влиянии этих особенностей на взаимоотношения людей вообще и семейную жизнь в частности.

Процесс самопознания побуждает у юношей и девушек интерес к индивидуально-психологическим особенностям людей, заставляет задуматься о том, как согласовать свои интересы, намерения, поступки с интересами окружающих, как находить оптимальные пути выхода из конфликтных ситуаций без травмирующих последствий для себя и других.

В решении этих вопросов заинтересованы не только учащиеся, но и учителя, которых беспокоит некоторое отставание нравственного развития старшеклассников от умственного, неумение общаться с людьми, прежде всего с товарищами, родителями, родственниками. Учителя заинтересованы в проведении практикума еще и потому, что полученная информация о личностных особенностях учащихся позволяет осуществлять индивидуальный подход, глубже рассматривать проблемы воспитания на родительских собраниях, опираясь на психодиагностические данные. Использование результатов выполнения практических заданий содействует улучшению учебно-воспитательного процесса, выбору оптимальных приемов педагогического воздействия, помощи учащимся в решении личных, а порой и интимных проблем.

Решение заданий практикума способствует:

расширению и углублению психологических знаний, вариативности поведения в добрачный период и в будущей семейной жизни;

самопознанию, самосовершенствованию путем самовоспитания;

умению наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей;

умению управлять собственным поведением и поведением окружающих в многообразных жизненных, особенно конфликтных, ситуациях;

знакомству с методами и приемами психологических исследований.

Выполнение заданий практикума предполагает использование психологических методик, выявляющих определенные личностные особенности учащихся. Как и любой научный метод, эти методики должны правильно и квалифицированно использоваться. Проведение практикума требует определенной подготовки учащихся. Необходимо познакомить их с правилами поведения на практических занятиях:

не опаздывать; точно выполнять инструкции; не задавать вопросов по ходу работы; не высказывать вслух свои замечания, отношение к заданию; выполнять задания самостоятельно там, где это требуется.

Учитель, в свою очередь, заранее готовит необходимые материалы (бланки, листы для ответов, инструкции, тексты заданий), обеспечивает внимательное прослушивание или прочтение инструкции учащимися. Иногда приходится давать дополнительные разъяснения для полного ее понимания, настраивать на быструю работу. Надо ответить на все возникшие вопросы, и, только убедившись в том, что задание всем понятно, можно, перейти к его выполнению. Следует заметить: учащиеся охотно выполняют практические задания, они вызывают у них неподдельный интерес.

При групповом выполнении заданий возникают определенные сложности: сидящий рядом сосед сковывает, как бы не позволяет остаться один на один с вопросом, появляется желание обсудить непонятные или удивившие вопросы, высказать мнение о задании. Поэтому, выполняя некоторые задания, ученики должны сидеть при возможности по одному.

Проведение практических заданий требует от учителя создания доброжелательной атмосферы. При выполнении некоторых заданий у школьников должна быть полная уверенность в том, что результаты эксперимента остаются в тайне, ни с кем не обсуждаются. Учитель может только дать общую характеристику полученных результатов, особенно различий данных у юношей и девушек. Как правило, учащиеся указывают свой пол, но не фамилию. В зависимости от характера задания учитель может привлечь к его обработке учеников, которых выделит коллектив класса. Очень важно убедить учащихся давать искренние и честные ответы о своих чувствах, мотивах, поступках. Необходимо объяснить, что в интересах самих учеников получить данные, правильно отражающие их личностные особенности.

На одном из первых уроков учитель может предложить школьникам создать в классе научно-исследовательский институт семьи или группу по проблемам семьи и брака с соответствующими отделами. В принципе, предлагается организовать сквозную деловую игру, в результате которой в течение учебного года на уроках и вне их учащиеся будут как бы вживаться в семейную проблематику, примерять к себе будущие семейные роли.

Поскольку некоторые задания используются для исследовательских целей, то «ключ» к их обработке (расшифровка заданий дается в конце книги) нельзя разглашать среди учащихся. Распространение заданий «в любительских» целях несовместимо с этикой учителя.

Автор будет благодарен учителям и методистам, специалистам в области подготовки молодежи к семейной жизни за высказанные замечания и пожелания.

Женская психология

О происхождении комплекса кастрации у женщин

Уход от женственности

Запрещенная женственность

Проблема моногамного идеала

Предменструальное напряжение

Недоверие между полами

Проблемы брака

Страх перед женщиной

Отрицание вагины

Психогенные факторы функциональных женских расстройств

Конфликты материнства

Переоценка любви

Проблема женского мазохизма

Изменение личности у девочек в подростковом возрасте

Невротическая потребность в любви

Карен Хорни «Женская психология», СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1993. Под общ. ред. А. И. Белкина, М. М. Решетникова; Т. 1.

Psychoanalytische Bewegung, IV (1932)

Почему так редки хорошие браки — браки, которые не душат развитие партнеров, в которых дурное настроение одного не отзывается на всех домашних, а встречает доброжелательное понимание? Может быть, сам институт брака несовместим с определенными проявлениями человеческой природы? А может быть, брак — это только иллюзия, которая вот-вот исчезнет, или же это просто современные мужчины не способны наполнить его реальным содержанием? Должны ли мы в каждом конкретном случае говорить о нашей собственной неудаче или виной всему брак как таковой? Почему брак так часто — это смерть любви? Должны ли мы смириться с этим, как с объективной неизбежностью, или же причина внутри каждого из нас, где идет непримиримая борьба сил, разных по содержанию и воздействию? Можем ли мы распознать эти силы и таким образом избежать их пагубного влияния?

На первый взгляд проблема кажется очень простой — и совершенно безнадежной. Однообразие длительного житья с одним и тем же человеком порождает скуку и делает отношения все более тоскливыми, особенно в сексе. Постепенно партнеры пресыщаются и остывают, и, говорят, это неизбежно. Ван дер Вельде написал целую книжку с добрыми советами о том, как помочь сексуальной неудовлетворенности в браке. Однако он не заметил главного — что имеет дело только с отдельным симптомом, а не с болезнью. Ведь увидеть, что брак лишился своей души и сияния только из-за многолетнего однообразия — значит взглянуть на ситуацию весьма поверхностно.

Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но как неуютно становится при одном взгляде вглубь. Не надо учиться у Фрейда, чтобы понять, что опустошенность брака вызывается не столько усталостью, сколько является результатом действия скрытых деструктивных сил, которые вначале тайно подтачивают его основы, а затем — зерно падает уже на плодородную почву разочарований, недоверия, враждебности и ненависти. Чаще всего мы не хотим замечать эти силы, особенно в своем доме, потому что чувствуем в них что-то угрожающее. Ведь одно только признание их существования заставит нас предъявить к себе неприятные требования. И однако, нам придется дать себе в них отчет и углубиться в проблему, если мы действительно хотим разрешить ее с психологической точки зрения. При этом, главный вопрос, который мы должны поставить — с чего начинается отвращение супругов друг к другу?

Мне это напоминает об одном типичном случае. Мужчина, очень мягкий, зависимый и в чем-то женственный, женился на женщине, превосходящей его витальностью и „масштабами" и воплощавший в себе материнский тип. Это был истинный брак по любви. Однако желания мужа, как это обыкновенно бывает у мужчин, были противоречивы. Он увлекся женщиной легкой, кокетливой и требовательной, словом, воплощением всего того, что первая дать ему не могла. Двойственность его желаний и развалила брак.

Следует также упомянуть мужчин, тесно связанных со своей родительской семьей и, тем не менее, выбравших жен по контрасту со своим ближайшим окружением, в том числе — по национальности, внешности, интересам и общественному положению. Этот контраст, первоначально притянувший их, их же и отпугивает, и они неосознанно начинают искать чего-нибудь более привычного.

Можно вспомнить и о женщинах с претензиями, желающих достичь высокого положения, и в то же время не осмеливающихся осуществить свои амбициозные мечты. Они подыскивают мужей, которые бы сделали это вместо них. Муж должен быть во всех отношениях совершенством: знаменитым, образованным и достойным восхищения. Многие женщины на этом и успокоятся. Однако столь же часто бывает, что жену скоро перестает удовлетворять ситуация, когда ее желания осуществлены не ею, а мужем, так как ее собственное стремление к власти не может смирится с тем, чтобы муж ее затмевал.

И, наконец, есть женщины, выбирающие женственного, деликатного и слабого мужчину. Ими руководит их маскулинная позиция, хотя они могут и не осознавать этого. Однако, они же нередко таят в себе также неосознанное стремление к сильному грубому самцу, который возьмет их силой. Таким образом, от мужа их будет отвращать его неспособность выполнить оба желания одновременно, и они будут тайно презирать его за слабость.

Подобные противоречия могут породить нелюбовь между супругами различными путями. Мы можем не любить нашего партнера за его неспособность дать нам то, что для нас очень важно, считая при этом его достоинства само собой разумеющимися и совершенно их не ценя. Со временем недостающее становится заманчивой целью, ярко позолоченной нашим „знанием", что это как раз то самое, чего мы „на самом деле" хотели с самого начала. С другой стороны, мы можем не любить его именно за то, что он действительно выполнил наши желания, так как результат этого выполнения оказался несовместимым с нашими внутренне противоречивыми стремлениями.

Позвольте мне добавить несколько замечаний, чтобы предыдущее утверждение было понятнее. То, что любовь и страсть приходят к человеку не во время полового созревания, это, видимо, одно из самых фундаментальных открытий, которыми мы обязаны Фрейду. Самый маленький ребенок уже способен страстно чувствовать, желать и требовать. А так как дух его первозданно чист и еще не истощен разочарованиями, то, возможно, сила его чувств столь велика, что даже понимание их просто недоступно взрослому. Если мы примем это как факт, и признаем еще один — даже более очевидный, в частности, то, что мы, как и все другие животные, находимся во власти великого закона гетеросексуального напряжения, тогда вызывающий споры постулат Фрейда о Эдиповом комплексе, через который проходит в своем развитии каждый ребенок, уже не покажется нам таким странным.

Именно на стадии Эдипова комплекса ребенок переживает фрустрацию, разочарование, отверженность и беспомощную ревность. Эти чувства, как правило, дополняются переживаниями, связанными с ложью взрослых, наказаниями и угрозами.

Шрамы от этого раннего любовного опыта остаются на всю жизнь и, безусловно, будут проявляться в последующих отношениях с противоположным полом. Следы Эдипова комплекса очень широко варьируют, однако, при всем их разнообразии, они образуют легко узнаваемый узор в поведении обоих полов.

Во многих случаях мы обнаруживаем у мужчин характерный осадок от детских отношений с матерью. Во-первых, это ужас перед женским запретом, так как обычно именно мать заботится о ребенке и именно от матери мы получаем представление не только о тепле, заботе и нежности, но и о запрете. Впоследствии от этих запретов очень трудно освободиться полностью. Создается впечатление, что их следы живы почти в каждом мужчине, особенно — когда мы видим, как облегченно расслабляются мужчины в мужской среде, будь это спорт, клуб, наука или даже война. Они становятся похожими на школьников, сбежавших из-под надзора! И естественно, что ситуация „мать — сын" легче всего воспроизводится в отношениях с женой, как правило, более других женщин подходящей на роль матери.

Из сомнительной ценности приданого, приносимого в брак женой, я упомяну только фригидность. Можно спорить, является ли она неизменным свойством или нет, но она всегда указывает на разлад в отношениях с мужчиной. Независимо от вариаций глубоко индивидуального содержания фригидности, она всегда выражает отвержение мужчины — или одного конкретного, или всего мужского рода вообще. Статистика фригидности дает большой разброс результатов и кажется мне весьма ненадежной, отчасти потому, что чувства нельзя выразить в цифрах, а также потому, что трудно оценить, как много женщин так или иначе обманывают себя относительно своих способностей наслаждаться сексом. Мой опыт склоняет меня предполагать, что легкая степень фригидности распространена гораздо больше, чем это признают сами женщины.

Когда я говорю, что фригидность всегда выражение отвержения мужчины, я не имею в виду подозрительность или враждебность. Женщины с отвергающим отношением к мужчине могут иметь очень женственную фигуру, манеру одеваться и стиль поведения. Они могу производить впечатление, что вся их жизнь „настроена только на мелодию любви". Я говорю не об этом. Я имею в виду нечто более глубокое — неспособность к подлинной любви, неспособность отдаваться беззаветно. Такие женщины или откровенно предпочитают идти собственным путем, или неосознанно прогоняют от себя мужчину своей ревностью, требованиями и занудством.

Как возникает подобное отношение? Мы в первую очередь склонны винить во всех грехах наши традиционные и современные методы воспитания девочек, включающих сексуальные запреты и половую сегрегацию, не позволяющую им увидеть мужчин в их истинном свете. Они кажутся девочкам либо героями, либо чудовищами. Однако реальные свидетельства и размышления разоблачают поверхностность такой концепции. Сущность состоит в том, и это установленный факт, что усиление строгости в воспитании девочек вовсе не приводит к параллельному росту фригидности. Как свидетельствует опыт, во всех случаях, когда базисные характеристики достаточно определенны, человеческую природу нельзя существенно изменить ни запретами, ни насилием.

Стараясь избежать этих далеко непростых переживаний, девочка чаще всего идет наиболее типичным путем — уходом в желаемую или воображаемую мужскую роль. Более-менее отчетливо это проявляется у девочек от четырех до десяти лет. В препубертатный и пубертатный период шумное мальчишеское поведение исчезает, уступая место девичьему. Однако сильные и нередко достаточно заметные внешне остаточные явления могут оказывать влияние и в последующем, искажая поведение девушки. Чаще всего это проявляется в амбициозности, стремлении к власти, обиде на мужчин, которые всегда оказываются в сравнительно более привилегированном положении. Отсюда же идет воинственность по отношению к мужчинам, с наиболее вероятным проявлением в различных формах сексуального манипулирования, и, наконец, это торможение или полный запрет переживания сексуального удовлетворения с мужчиной.

Кое-что может проясниться, если мы попытаемся понять эту грубо очерченную историю развития фригидности. Но если мы посмотрим на брак как на целое, то мы увидим, что почва, на которой произрастает фригидность, и способ, которым она выражается по отношению к мужу, в своей сути — гораздо более серьезны, чем сам симптом, который, как упущенное удовольствие, кому-то может показаться не таким уже важным.

Существенно то, что подобным неблагоприятным развитием может быть нарушена такая важная функция женского организма, как материнство. Я бы не хотела здесь обсуждать те сложные пути, которыми могут развиваться подобные физические и эмоциональные нарушения, а ограничиться только постановкой вопроса. Неужели хороший в своей основе брак может пострадать от появления ребенка? При такой постановке вопроса в нем отчасти уже заключен ответ: ребенок не может взорвать брак, он укрепляет его. Хотя, я бы добавила, что ответ не так уж однозначен, и зависит от внутренней структуры конкретного супружества. А теперь поставим вопрос иначе, в более специфической форме. Могут ли с появлением ребенка испортиться хорошие отношения между супругами?

Хотя такое последствие кажется биологически парадоксальным, оно действительно может наступить при определенных условиях. Может случиться так, что мужчина, подсознательно сильно привязанный к матери, начнет идентифицировать жену с последней, так как она тоже стала матерью, и в результате — ему станет труднее видеть в ней сексуальный объект. Такая перемена отношения может прикрываться различными рационализациями, обусловленными якобы тем, что жена утратила свою красоту из-за беременности, родов или кормления. Именно такими рационализациями нередко мы пытаемся объяснить те эмоции или запреты, которые возникают из таинственных глубин нашего сознания.

У женщины может возникнуть иная ситуация, предопределенная особенностями ее развития. Все ее женские устремления фактически сосредоточены на ребенке, а, следовательно, и во взрослом мужчине, в муже, она любит лишь ребенка — того, который реально живет в нем, и того, которого она предполагает от него завести. Если такая женщина рожает ребенка, муж становится ей уже не нужен и даже досаждает своими требованиями.

Таким образом, при определенных психологических условиях ребенок также может стать источником отчуждения или утраты любви.

Пора подводить итоги, хотя я даже не затронула многие другие возможные источники конфликта, например, скрытую гомосексуальность, так как расширение перечня обсуждаемых тем, в принципе, ничего не прибавит к вышеизложенному психологическому подходу и обоснованной им точке зрения.

Сущность моего подхода состоит в следующем: независимо от того, гаснет ли искра любви сама по себе или вмешивается кто-то третий, в любом случае — то, что мы обычно считаем причиной разрушения брака, на самом деле чаще всего только следствие или результат обычно скрытого от нас процесса постепенного нарастания нелюбви к партнеру. Источники этой нелюбви имеют мало общего с тем, что, как мы считаем, раздражает нас в партнере; в гораздо большей степени они — результат неразрешенных конфликтов, которые мы приносим в брак из нашего детства.

Проблемы брака

05.09.2008 (16952 )

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА БРАКА

Косарева И.А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», кандидат юридических наук.

Перед государством в связи с укреплением брака как основы семьи в российском обществе стоят не только экономические проблемы, направленные на материальную поддержку этого общественного учреждения, но и юридические, связанные с совершенствованием семейного законодательства. На взгляд автора, обеспечение должной правовой базы необходимо в сфере брака и семьи, поскольку право выполняет в обществе не только регулятивные и охранительные функции, а также превентивные и воспитательные.

Абсолютно бесспорным является утверждение, что брак занимает центральное место в институте семьи, поскольку имеет основополагающее значение для возникновения не только отношений супружества, но и иных отношений, складывающихся между членами семьи (родительство , свойство).

Традиционно в России брак и семья расценивались как частное дело, брачно-семейные отношения не подвергались детальной правовой регламентации, и в настоящее время вмешательство государства в эту сферу общественных отношений не является всеобъемлющим. Брак как учреждение общественное до возникновения государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Исторически на стабильность в семье оказывали воздействие правильное распределение властных полномочий, надлежащее выполнение каждым членом семьи определенных функций. Общественные отношения в семье отличались самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. Мораль и нравственность были основой отношений в семье, базировавшихся на главных принципах: подчинения сына отцу, женщины — мужчине.

Русские обычаи и традиции не приветствовали безбрачие и осуждали бездетные семьи.

В советский период истории России с мужчин, достигших 30-летнего возраста и не состоящих в браке, а также с бездетных семей взимался определенный налог — «налог на холостяков». В настоящее время назрела необходимость введения подобного налога с граждан, достигших зрелого возраста и не желающих обременять себя ни узами брака, ни потомством. Поступающие в бюджет деньги вполне можно было бы расходовать на содержание детских домов и приютов, поддержку многодетных семей.

Сейчас в российском обществе намечена тенденция «игнорирования » зарегистрированных браков, молодые люди, не состоявшие в браке, более старшее поколение, «побывавшее » в браке, не «спешат » с узакониванием сложившихся фактических брачных отношений, каждый 10-й брак в России является незарегистрированным (www .perepis2002.ru). Более того, лица, состоящие в зарегистрированном браке, допускают сожительство вне брака. Общие результаты переписи 2002 г. показывают, что семейное население (по состоянию в браке) составляет 57 процентов от общей численности взрослого население России. К семейному населению относят 67 900 666 млн. человек в возрасте от 16 лет и старше, всего численность этой возрастной группы составляет 118843574 человека.

И как следствие негативного отношения в обществе к семье и браку отмечается снижение рождаемости. По результатам переписи 1989 г. на каждую женщину, достигшую репродуктивного возраста, приходилось 1, 8 ребенка. В 2002 г. — приходилось 1, 5 ребенка (www .perepis2002.ru).

Устранение негативного отношения к браку в обществе тоже должно стать частью государственной политики.

Это не только материальное стимулирование лиц, вступающих в брак. Кстати, в этом отношении заслуживает особого одобрения государственная политика, направленная на поддержку молодых семей (Программа «Жилище »).

Формирование элементарной правовой культуры среди населения — первоочередная задача государства. Решение этой задачи возможно путем разъяснения гражданам, посредством СМИ и индивидуального консультирования, основ брачно-семейного законодательства, негативных последствий фактического сожительства. Так, фактические супруги сталкиваются со следующими проблемами: государство не обеспечивает защиту их имущественных прав и интересов, в отношении детей, рожденных в таких браках, установление отцовства (при отсутствии согласия биологического отца) производится в судебном порядке и др.

На взгляд автора, все-таки особая роль в разрешении существующих проблем должна быть отведена именно совершенствованию семейного законодательства, и в частности условиям брака и обстоятельствам, препятствующим его заключению.

Да и в конечном итоге средний возраст первого брака, как и первого рождения ребенка, служит одним из показателей социального, экономического и культурного состояния того или иного народа. Повышение возраста на вступление в брак характерно для развитых стран по мере социального прогресса, поскольку повышается благосостояние общества, растет жизненный уровень и продолжительность жизни отдельных граждан.

Вряд ли политика государства, направленная на ранние браки, будет способствовать решению демографической проблемы.

Истории России известны периоды существования не только низкого начального, но и установления предельного брачного возраста (Указ Синода 1744 г.: 80 лет для мужчин, 60 лет для женщин). Если считать, что основное назначение брака — это рождение и воспитание детей, то абсолютно справедливо существование предельного брачного возраста. Проблема не только в том, что такие брачующиеся вышли из репродуктивного возраста, но также в том, что они сами нуждаются, как правило, в постороннем уходе.

Существовали в русском праве и установления на запрет брака при наличии большой разницы в возрасте брачующихся, причем конкретно такая разница нормативно не устанавливалась.

Автор не предлагает законодательно закрепить подобные положения, но проблема существует в современном обществе, и следует предпринять определенные меры на предотвращение различных злоупотреблений при заключении «неравных » (исходя из возраста брачующихся) браков, хотя бы из нравственно-этических соображений.

Нарушение условий заключения брака (отсутствие добровольности и взаимного согласия лиц, вступающих в брак, недостижение брачного возраста) влечет его недействительность.

Наряду с условиями, необходимыми для заключения брака, закон называет обстоятельства, запрещающие брак.

Первым препятствующим браку обстоятельством названо наличие другого зарегистрированного брака. СК РФ запрещает двоеженство и двоемужество (ст . 14). Такое положение соответствует принципу моногамии.

Брак, заключенный лицом, состоящим в другом зарегистрированном браке, признается недействительным. Нарушение данного принципа влечет наступление мер гражданско-правовой ответственности для недобросовестной стороны (возмещение убытков, компенсация морального вреда). Возможно, следует в отношении ранее зарегистрированного брака установить упрощенный порядок расторжения брака по требованию добросовестного супруга. Закрепить нарушение принципа моногамии в качестве специального основания расторжения раннее заключенного брака на усмотрение добросовестной стороны.

Поскольку отношения усыновителей и усыновленных приравниваются к отношениям родителей и детей, брак между ними не допускается по этическим и нравственным соображениям, хотя и отсутствуют медицинские показания на запрет таких браков. Наличие факта усыновления — это третье обстоятельство, препятствующее заключению брака. Представляется необоснованной позиция законодателя, разрешающего браки между лицами, состоящими в отношениях свойства: отчим, мачеха и пасынки, падчерицы; теща, свекор и зять, невестка. На взгляд автора, абсолютно безнравственно заключение брака между лицами, связанными подобными семейными отношениями.

Четвертое обстоятельство, выделенное российским законодателем в качестве препятствия для заключения брака, — недееспособность лица (лиц ) вследствие психического расстройства здоровья. Наличие психического заболевания само по себе не препятствует заключению брака, только установление недееспособности в судебном порядке делает невозможным вступление в брак. Такой запрет существовал и в дореволюционной России и известен законодательству зарубежных стран.

Заболевания, не связанные с психическими расстройствами здоровья, а только с физическими недугами, не являются препятствием для заключения брака.

Новый СК РФ предусматривает медицинское обследование лиц, вступающих в брак, на добровольной основе. Разглашение сведений возможно лишь с согласия лица, прошедшего медицинское обследование.

Целесообразно было бы законодательно закрепить обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак и находящихся в репродуктивном возрасте.

Если лицо при заключении брака скрыло наличие венерического заболевания или ВИЧ-инфекции, то это является основанием для признания брака недействительным. Данные ограничения направлены на защиту прав и законных интересов добросовестного супруга и возможного потомства, так как заболевания, при наличии которых брак признается недействительным, являются «наследственными ». Следует отметить, что, исходя из смысла ст. 15 СК РФ, наличие заболеваний, передающихся половым путем, не является абсолютным препятствием для заключения брака, как указанные ранее обстоятельства: наличие другого зарегистрированного брака или состояние в родстве или усыновление, которые влекут ничтожность брачного союза независимо от воли лиц, его заключивших. Признание брака недействительным при сокрытии одним из супругов болезни производится по заявлению другого супруга.

Представляется необходимым нормативно закрепить перечень заболеваний, передающихся по «наследству » потомкам и влекущих серьезные нарушения психического и физического здоровья, в качестве оснований, препятствующих заключению брака. Сделать это следует с целью сохранения здоровья будущих поколений.

Укреплению брака способствовал бы особый порядок его расторжения — только судебный порядок. Кроме того, следовало бы установить перечень оснований расторжения брака, указывающих на недобросовестность одного из супругов и дающих добросовестной стороне право на материальную компенсацию. По мнению автора, к числу таковых можно отнести: сожительство с другим лицом; плохое обращение с членами семьи, в том числе насилие в семье; увлечение азартными играми, злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими средствами; отдельное проживание в течение длительного времени.

В ст. 17 СК РФ установлено ограничение права мужа на расторжение брака в период беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Если же возражений со стороны супруги нет, то развод возможен.

Справедливо было бы закрепить запрет на расторжение брака по требованию жены в период прохождения мужем срочной военной службы.

Однако только государству с существующими проблемами не справиться, даже если законодательство в этой области общественных отношений будет совершенным, необходимо повышать не только правовую культуру и общественное сознание населения, но и оздоровлять его морально-нравственное состояние. Высокий уровень морали и нравственности в обществе решил бы проблему необходимости внесения некоторых положений в закон.

Проблемы брака

Почему так редки счастливые браки — браки, в которых не угнетается потенциал развития партнеров, браки, в которых скрытое напряжение не отражается на домашних или просто встречает, доброжелательное понимание. Значит ли это, что институт брака, противоречит некоторым явлениям, человеческой жизни? Может быть, брак — это только иллюзия, готовая исчезнуть, или же просто современный человек, не способен наполнить его содержанием. Должны ли мы, признавая неудаяу, винить себя или брак как таковой. Почему брак, столь часто означает, конец любви. Должны ли мы смириться с этой ситуацией, как с неизбежностью или же нами управляют силы внутри нас, которые мы могли бы распознать.

На первый взгляд, проблема кажется очень простой и безнадежной. Долгая и однообразная жизнь, с одним и тем же человеком, делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Следовательно, пстепенное охлаждение, наверное неизбежно? Утверждать, что брак лишается смысла и радости из-за скуки и многолетнего однообразия, значит ограничиваться, только поверхностным взглядом, на эту ситуацию.

Распознать здесь скрытые, подземные силы, не так уж трудно, но очень неприятно, как и при любом взляде вглубь себя. Не обязательно быть специалистом, что бы понять, что пустота брака не есть следствие, простой усталости, но что она является результатом, скрытого действия деструктивных сил, которые подорвали его основы, что она произросла из семени, брошенную в плодородную почву разочарований, недоверия, враждебности и ненависти. Нам не хочется замечать эти силы в себе, потому что они кажутся нам таинственными. Одно их признание предполагает, что мы должны будем предъявить к себе неприятные требования. Но именно к такому пониманию мы и должны стремиться, если всерьез хотим разобраться с проблемой брака. Фундаментальный вопрос следует сформулировать так: каким образом и почему, возникает неприязнь к партнеру по браку.

Источники:
Ваш психолог
Проблемы семьи и брака
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/1054-problemy-semi-i-braka
Женская психология
Карен Хорни — Женская психология — Проблемы брака
http://www.psychol-ok.ru/lib/horney/gp/gp_07.html
Проблемы брака
Проблемы института брака
http://www.to-1.ru/articles/184/
Проблемы брака
Почему так редки счастливые браки — браки, в которых не угнетается потенциал развития партнеров, браки, в которых скрытое напряжение не отражается на домашних или просто встречает,
http://www.snologia.ru/rubric2/entry299/

COMMENTS