Процесс общения

Определение общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Источник:
Определение общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В
http://azps.ru/articles/soc/soc99.html

Процесс общения и передачи сигналов в языке птиц

Посредством научных исследований учёные выяснили, что общение для животных так же важно, как и для человека. Бесчисленному количеству живых существ не хватает речевых способностей человека, однако, они используют абсолютно другие способы общения друг с другом, и даже с другими биологическими видами. Наиболее ярким примером этого являются птицы. Поразительное поведение и способность общения, которые они демонстрируют, ставят под сомнение безосновательные утверждения теории эволюции.

Все формы жизни на Земле были наделены изумительными способностями и чудесными возможностями. Изучение всего лишь одного биологического вида достаточно, чтобы обнаружить сотни доказательств великолепного творения Бога. Птицы, привлекшие наше внимание, принадлежат к одной из существующих групп, которые стоит изучить и описать.

Читайте также: интересный список статей на тему о птицах.»Тема «Птицы», список статей.»

В мире существует приблизительно 10 000 видов птиц, каждый из которых обладает потрясающими способностями. Где бы вы не жили, вы можете видеть огромное количество этих пернатых созданий и наблюдать разнообразные и исключительные способности каждого из них. Птицы обладают бесчисленным количеством доказательств факта сотворения с их привлекательным внешним видом, безупречными механизмами полёта, ориентацией в пространстве и чётким определением время миграции, возможностями строительства гнёзд и альтруистическим отношением к птенцам и друг к другу. Способность общения является ещё одним доказательством этого.

Для того чтобы птицы могли демонстрировать свои таланты общения посредством звука, песни (а у некоторых птиц и с помощью слов), они нуждаются в отменном слухе.

В критические периоды жизни слух становится исключительно важной вещью для птицы. Исследования показали, что для запоминания характерного пения птиц их собственного вида, им необходима слуховая система обратной связи. Благодаря этой системе молодое поколение учится сравнивать звуки, производимые ими, с образцами запомнившихся им звуков. Если бы они были глухими, для них не представлялось бы возможным воспроизводить звуки по памяти. 1

Слух птиц приблизительно в десять раз восприимчивее, чем наш. Птицы способны распознать десять разных звуков там, где люди определяют одну ноту. Более того, в то время как люди обрабатывают звуки со скоростью 1/20-я секунды, птицы могут дифференцировать те же звуки за 1/200-ю секунды.

Уши птиц также хорошо приспособлены и для слушанья, но они слышат несколько иначе, чем мы. Чтобы распознать мелодию, они должны слышать её в постоянно одинаковой октаве (серии из семи нот), в то время как мы можем распознать мелодию даже в разных октавах. Птицы же этого не могут, но они способны распознавать тембр. Способность распознавать тембр и синусоидальные изменения позволяет птицам слышать и отвечать на многие различные звуки, а иногда даже и воспроизводить их.

Долгое время было принято считать, что попугаи и другие говорящие птицы только имитируют услышанные ими звуки, но недавние исследования обнаружили у этих созданий выдающиеся интеллектуальные способности.

Птицы передают смысловые сигналы посредством мимики, движения клюва, колебания перьев, вытягивания шеи, прижимания, хлопанья, взмахивания крыльев. Вопреки тому, что каждый вид имеет свой язык тела, многие виды трактуют движения одинаково. Например, разные виды птиц подразумевают под движением клюва вперёд выражение намерения лететь, а понижение грудной области – предупреждение об опасности. Также, некоторые виды птиц распушивают перья хвоста, выражая, таким образом, угрозу или демонстрируют яркие цвета на голове как предупреждение об атаке. С помощью мимики птицы могут передавать разнообразные сообщения окружающим о своей негативной настроенности – неприязнь и возмущение, а также о позитивных чувствах, таких как удовольствие, энтузиазм и любопытство. 6

Птицы способны на мимику, выражая свои чувства движением клюва или расположением перьев над клювом, на бороде или на голове. У некоторых видов птиц перья над глазами могут также самостоятельно двигаться. Более того, многие виды устраивают представления, открывая свои клювы. Например, исполинский белоног открывает клюв, чтобы продемонстрировать большую, ярко-зелёную ротовую полость, обращая внимание на размер клюва, тем самым устрашая противника. Некоторые другие виды беззвучно раскрывают клювы в знак вражеской настроенности. Иногда подобные действия сопровождаются шипением или шумным дыханием. 7

Кроме общения посредством языка тела, птицы производят великое множество звуков для общения с другими членами своей стаи, семьи, а также с соседями. Это общение может состоять как из простых криков, так и из невероятно длинных и сложных по своей структуре песен. Иногда некоторые птицы, такие как зелёный дятел, используют различные инструменты или, как американский дятел, перья для осуществления звука.

Также птицы общаются, используя запахи, однако, поскольку их обоняние плохо развито, их общение основывается преимущественно на слухе и зрении.

На фотографиях выше показаны участки мозга, которые активны у канарейки во время слушания и пения.

Для общения друг с другом птицы производят звуки чрезвычайно высокой частоты и мощности. Только несколько видов, такие как пеликаны, аисты и некоторые грифы являются немыми. Крики, которые используют птицы между собой, формируют язык вида. Их песни длиннее и, как правило, имеют отношение к брачным ухаживаниям. Они состоят из серии нот и зачастую являются мелодиями. Птичьи песни можно услышать обычно весной, тогда как крики, которые намного проще песен по своей структуре используются обеими полами и звучат круглый год. Крики птиц обеспечивают быстрое общение посредством простых сообщений без значительного расхода энергии. 8 Крики выполняются, чтобы:

— учредить птичий род

— указать на пол птицы

— определить её местонахождение

— разграничить и защитить территорию птицы

— объявить и проафишировать источник пищи

— позволить птенцам узнать родителей

— держать стаю вместе во время перелётов

— предупредить о присутствии врага

— для брачных ухаживаний

— сменить партнёра на дежурстве в гнезде в период высиживания или кормления

— для практики и совершенствования своих песен.

Как правило, песни птиц состоят не из случайных звуков, а из исключительно разнообразных мелодий определённого смысла, воспроизведённых с особой целью. Они намного сложнее криков, которые используются для передачи сигналов. В основном они используются самцами для объявления и защиты своей территории или в период брачных ухаживаний. Возможно, песни выполняют и общественную функцию. Когда пара строит гнездо, они находят общий язык посредством песни. Эксперименты на птицах в клетках продемонстрировали также, что им легче учить песни в присутствии другой птицы, но в другой клетке вне пределов видимости. 9

Звуки самцов и самок задействуют разные участки мозга, в особенности участки, связанные с производством звуков. Только самцы могут петь, самки же не могут. Самцы используют «песни» для того, чтобы пригласить самку или пометить дерево, жердь, кабель, как место насеста. Каждый вид поёт песни со своими особенностями, но любая песня зависит от возраста, пола, определённого времени года и географического месторасположения, соответствующей окружающей среды, в которой они обитают. К примеру, птицы, живущие на лугах, используют «песни полёта». Подобным образом, те птицы, которые живут в густой листве дождевых лесов или в зарослях камыша, обладают громкими голосами, компенсирующими плохую видимость.

Источник:
Процесс общения и передачи сигналов в языке птиц
Процесс общения и передачи сигналов в языке птиц
http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=769

Структура общения

Прежде чем перейти к современным подходам к пониманию структуры общения, рассмотрим некоторые предпосылки, на основе которых и возникли сегодняшние разнообразные схемы общения.

Как отмечает А. А. Леонтьев, наибольший интерес среди западных ученых в этом вопросе представляет модель коммуникации Л. Тайера [1] . Автор вводит три основных «координаты» общения: 1) коммуникативные способности; 2) базисные процессы; 3) уровень анализа. «Способности» Тайер разделяет на стратегические (способности говорящего понять коммуникативную ситуацию) и тактические (способности, обеспечивающие для коммуникатора непосредственную возможность вступить в успешную коммуникацию). Из «базисных процессов» ученый выделяет четыре: 1) производство общения; 2) распространение или передача; 3) усвоение; 4) обработка. Среди «уровней анализа» автор называет следующие: 1) коммуникационная система; 2) организационный уровень; 3) межличностный уровень; 4) внутриличностный уровень [2] .

Среди достижений отечественных авторов в области проблем

В итоге Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения: в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга [9] . Далее автор выделяет две стороны общения: 1) внутреннюю (перцептуально-коммуникативную), связанную с психическим состоянием общающихся, с уровнем их взаимопонимания, и 2) внешнюю (интеракционную), связанную с поведением и взаимодействием общающихся индивидов [4] .

Слабость данной концепции, по мнению А. А. Леонтьева, в том, что она изложена в русле индивидуально-психологической трактовки процессов общения как межличностных, как процессов установления контакта между изолированными «сознаниями», своего рода психологическими монадами. Относительно интеракции, совместной деятельности стоит отметить, что она оказывается внешним «поведением» людей по отношению друг к другу, в котором выражается «содержательная», индивидуально-психическая сторона общения, являющаяся основой [11] .

В своих тезисах доклада на Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения Б. Д. Парыгин ввел несколько иную систему, выделив три параметра общения: 1) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим; 2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное; 3) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, внушение, убеждение [12] .

В современной отечественной социальной психологии широкое признание получила аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [13] . Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура общения

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией [14] .

Согласно В. II. Куницыной и ее коллегам, коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные [15] . Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Говоря о месте взаимодействия в структуре общения, следует подчеркнуть, что интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности [16] .

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Восприятие человека человеком обозначается как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. По мере разработки данного направления в социальной психологии социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе [16] .

Согласно В. Н. Куницыной и ее коллегам, перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основы для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические аффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации [19] .

Общение в данном подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Данный подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности [13] .

Существуют и иные классификации структуры общения. Если под структурой понимать совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе, то структура общения может быть рассмотрена с учетом ее следующих аспектов:

– динамических (фазы или стадии общения);

Рассматривая динамику общения, В. Н. Куницына и ее коллеги выделили следующие составляющие (фазы) этого процесса:

1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);

2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;

3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;

4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести, и т.п.);

5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);

6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;

7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

8) корректировка направления, стиля, методов общения;

9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта [21] .

Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации, и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. В качестве субъекта общения принято рассматривать человека, являющегося инициатором общения, а также того, кому эта инициатива предназначена. Структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.

При рассмотрении структуры межличностного общения к числу основных проблем относят:

1) анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой;

2) содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия;

3) содержательное описание способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.

Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи: 1) чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка; 2) способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации; 3) совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система;

4) методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи [23] .

Предметная область межличностного общения, пишут В. Н. Куницына и ее коллеги (с учетом обыденных представлений и суждений специалистов), включает:

– психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.д.);

– коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

– нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.

При этом важно учесть, что реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным исключительно в аналитических целях [24] .

Итак, структуру общения невозможно описать однозначно, согласно какому-либо одному подходу. Представленная ниже схема процессов общения отражает суть структуры общения [25] . В ней отражен динамический аспект (процесс передачи информации), в результате которого осуществляется взаимодействие партнеров по общению (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Схема структуры общения

Источник:
Структура общения
Прежде чем перейти к современным подходам к пониманию структуры общения, рассмотрим некоторые предпосылки, на основе которых и возникли сегодняшние разнообразные схемы общения. Как отмечает А. А.
http://studme.org/49636/psihologiya/struktura_obscheniya

COMMENTS