Происхождение брака и семьи

Происхождение брака и семьи

Этническо психологические проблемы

Социалистический брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, т. е. прочного, устойчивого единобрачия, возникшего в человеческом обществе на протяжении длительного периода его развития. Моногамный брак является исторически четвертой формой брака, в которой отношения между мужчиной и женщиной полностью подчинены нормам, господствующим в данном обществе.

Происхождение брака. На самых ранних этапах зарождения брака отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами. Самки предлюдей, как и обезьян, периодически переживали кратковременный (до 4—5 дней в течение месяца и только у некоторых видов — до 19 дней) период эструса — неудержимого влечения к спариванию. В эти дни самка спаривалась без разбора со всеми желающими, в остальные же дни спаривание не происходило. Перестройка организма в связи с переходом людей к прямохождению приводила к исключительно высокой смертности «предженщин» во время родов, к резкому сокращению их числа в человеческом стаде. Из-за этого между мужчинами происходило немало конфликтов, которые нередко заканчивались их увечьями и гибелью. Такой естественный отбор приводил к выживанию тех родов, в которых эструс был продолжительнее, причем его испытывали одновременно несколько самок.

Источник:
Происхождение брака и семьи
Этническо психологические проблемы Социалистический брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, т. е. прочного, устойчивого
http://www.semyaiproblem.ru/proiskhozhdenie_braka.html

Происхождение брака и семьи — Семенов Ю

Автор: Семенов Ю.И.
Издательство: М.: Мысль
Год издания: 1974
Страницы: 311
Читать: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125
Скачать: proishojdeniebrakaisemi1974.djvu

ЮМ СЕМЕНОВ

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С Q04 (01)-74 БЗ-29-5-74

ОТ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕН ДО МОРГАНА: У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ

Нарисовать картину происхождения брака и семьи означает, разумеется, не что иное, как изложить решение этой проблемы; предлагаемое наукой в настоящее время. Сразу же следует предупредить, что единодушия по этому вопросу среди ученых нет. Не только буржуазные исследователи придерживаются различных точек зрения, но и среди советских специалистов нет полного единства взглядов. Разобраться в современных концепциях происхождения брака и семьи, правильно оценить их нельзя, не имея представления о том, как, когда и на какой основе эти теории возникли. Невозможно знать историю ни одно-, го явления, не зная истории развития представлений о нем.

Все это делает настоятельно необходимым начать с изложения истории взглядов на сущность и происхождение брака и семьи. Нет необходимости заходить слишком далеко в глубь времен и рассматривать религиозные, мифологические и им подобные представления о браке и семье. Нас интересуют не всякие взгляды, а лишь такие, которые существовали в рамках науки.

О науке как теоретической форме знания можно говорить, лишь начиная с античной эпохи. Возникла она в форме философии и на первых порах полностью совпадала с ней. Первые философы занимались всеми проблемами, и в том числе сущностью и происхождением брака и семьи. Ф. Энгельс однажды заметил, что одной из причин, заставляющей снова и снова обращаться к наследию античных мыслителей, «является то, что в многообраз-

ен
ных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений»Перефразируя слова Энгельса, можно сказать, что в трудах мыслителей античной эпохи мы находим в зародыше все те представления о происхождении брака и семьи, которые получили развитие в последующее время.

Брак в античном обществе был моногамным. Характерной чертой как древнегреческой, так и древнеримской семьи было господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений.

Одна из первых известных нам попыток поставить вопрос о характере этих отношений в эпоху, далеко отстоящую от времени расцвета эллинского мира, была предпринята Платоном. Его ответ был недвусмысленным: даже в те далекие времена, когда не было ни письменности, ни законодательства, семья по существу ничем не отличалась от современной. В качестве доказательства Платон ссылался на приведенное в «Одиссее» описание легендарного народа киклопов:

«Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов;

В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких

Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый

Властвует, зная себя одного, о других не заботясь» 2.

Семья, в которой властвует мужчина, выступает у Платона как исходная общественная ячейка. Все остальные более сложные и крупные общественные и государственные образования возникают, по его мнению, в результате соединения семей3. Таким образом, в работах Платона мы находим истоки той концепции, которая в дальнейшем получила название «патриархальной теории».

Источник:
Происхождение брака и семьи — Семенов Ю
Автор: Семенов Ю.И. Издательство: М.: Мысль Год издания: 1974 Страницы: 311 Читать: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
http://history-library.com/index.php?author=semenov-ui&book=19741&category=drevniy-mir&id1=3

Электронная библиотека

До начала 60-х годов ХIХ века об истории семьи не могло быть и речи. Наука в этой области целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, безоговорочно считали самой древней и отождествляли с современной семьей. Семья не переживала никакого исторического развития. Самое большее допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений.

Изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет оригинальная работа швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». Источником для анализа послужила классическая литература древности (древние мифы, «Орестея» Эсхила и пр.). Автор выдвинул в ней следующие положения:

1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил термином гетеризм;

2) такие отношения исключали всякую возможность достоверно установить отца, происхождение можно было определить лишь по женской линии;

3) вследствие этого женщины как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей до полного господства.

Бахофен не сформулировал эти положения с такой ясностью, но он их доказал. Его работа была написана на языке нации, которая в то время менее всего интересовалась предысторией современной семьи, поэтому осталась неизвестной. Ближайший преемник Бахофена, Джон Фергюсон Мак-Леннан, английский юрист и историк, занимавшийся предысторией семьи независимо от Бахофена, даже не слышал о нем. Его сочинение появилось в 1865 году и называлось «Первобытный брак». Оно базировалось на точных этнографических фактах из древнего быта греков, кельтов, германцев и подтвердило открытие Бахофена о первоначальном материнском праве.

Следующий исследователь, Льюис Генри Морган, выступил с новым материалом. Его главное произведение «Древнее общество» вышло в свет в 1877 году. Материалом для нее послужили наблюдения автора за бытом и общественным устройством американских индейцев. В своих работах Морган разработал научную теорию семьи, опроверг догматы о божественном происхождении семьи и единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Это не укладывалось в общепринятые тогда рамки и вызвало нападки на автора. Официальная наука и печать устроили заговор молчания вокруг произведений Моргана. В настоящее время он считается основателем отдельной отрасли социологии, науки о семье.

Согласно Моргану, возникновению брака и семьи предшествовала предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном обществе, обозначенная им как промискуитет. Он также выделил 5 последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака.

1) кровнородственная семья – первая ступень семьи. Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. В настоящее время этот тип семьи вымер;

2) пуналуальная семья. В ее основе лежал групповой брак нескольких братьев с женами каждого из них, причем общие жены могли не состоять в родстве друг с другом и наоборот. В этот период происхождение определялось по женской линии, так как отцовство детей не могло быть достоверно установлено;

1) синдиасмическая, или парная семья – базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность этого типа союза зависела от доброй воли сторон;

2) патриархальная семья – основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен;

3) моногамная семья. Здесь отдельная пара объединялась раз и навсегда. Морган полагал, что именно этому типу семьи было суждено эволюционировать до тех пор, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, родственные отношения отсутствовали, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию. Когда появилась угроза сохранению общности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Так появилась социальная форма контроля, норма регулирования отношений между мужчиной и женщиной – брак. Брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка.

На этапе общинного хозяйствования зародился групповой полигамный брак. С разделением труда, разложением родового строя возник моногамный (однопарный) брак.

До конца средних веков заключение брака оставалось делом, которое решалось не самими вступающими в брак. Вначале люди появлялись на свет уже состоящими в браке с целой группой лиц другого пола. В позднейших формах группового брака сохранялось такое же положение, только при большем сужении группы. При парном браке матери договаривались относительно браков своих детей. Здесь решающую роль играли соображения о новых родственных связях, которые обеспечивали молодой паре более прочное положение в роде и племени.

С появлением заинтересованности в передаче имущества по наследству господствующее положение заняло отцовское право и моногамия. Заключение брака стало зависеть от соображений экономического порядка. К настоящему времени форма брака-купли почти исчезла, однако на брачном рынке продолжает устанавливаться цена (теперь не только по имуществу, но и по личным качествам будущих супругов).

Теперь рассмотрим современную классификацию семьи. Их много, поскольку основой для типологий могут являться разные факторы. Вот лишь некоторые из них:

1) в зависимости от юридической регистрации брака:

· семьи, основанные на браке;

· фактические семьи или внебрачные сожительства;

2) в зависимости от очередности брака:

· семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

· семьи, основанные на повторном браке одного или обоих супругов.

3) в зависимости от социально-демографических характеристик супругов (возраста, профессионального статуса, образования, места жительства и пр.):

· семьи несовершеннолетних, молодые семьи, семьи пожилых и пр.;

· студенческие семьи, семьи рабочих, служащих и пр.;

· городские и сельские семьи;

4) в зависимости от специфических проблем семьи:

· семьи с несовершеннолетними правонарушителями;

· семьи с детьми-инвалидами;

· семьи алкоголиков и пр.;

5) в зависимости от числа членов семьи:

1) в зависимости от этапа жизненного цикла:

· семьи молодоженов без детей;

· семьи с первым младенцем;

· семьи, в которых первый ребенок идет в школу;

· семьи, в которых последний ребенок идет в школу, а мать – на работу;

· семьи пожилых супругов, от которых отделился последний ребенок;

· семьи бабушки и дедушки;

2) в зависимости от числа детей:

· малодетные семьи (1 – 2 ребенка);

· многодетные семьи (3 и более детей);

3) в зависимости от уровня материальной обеспеченности:

· материально обеспеченные семьи;

· мало обеспеченные семьи и др.

Рассмотрим эволюцию классификации семей в России на примере переписей населения. В 1918 году в Петрограде для проведения переписи населения использовали классификацию, выделяющую только 4 типа семей:

1) простые семьи – родители и дети;

2) сложные семьи – родители с детьми и представители старшего поколения (сюда входили только родственники по прямой линии);

3) слитные семьи – простые и сложные семьи, в структуре которых имеются родственники по боковой линии (братья или сестры);

4) безбрачные семьи – одиночки и семьи, состоящие только из родственников по боковой линии.

Дальнейшее развитие классификация семьи по демографическому признаку получила в материалах переписи населения 1926 года. Тогда были выделены четыре типа семей:

· тип А. Семьи с брачной парой (не имеющие детей, имеющие детей от существующего брака, имеющие детей от прежних браков):

— с несамодеятельными родственниками (то есть материально зависящими от других членов семьи);

— с самодеятельными родственниками (то есть самостоятельно обеспечивающими себя материально).

· тип Б. Семьи без брачной пары, имеющие в своем составе детей главы:

— с несамодеятельными родственниками;

— с самодеятельными родственниками.

· тип В. Семьи без брачной пары, не имеющие в своем составе детей главы:

— с несамодеятельными родственниками;

— с самодеятельными родственниками.

· тип Г. Сложные семьи: семьи, состоящие из двух и более брачных пар, в каждой из которых хотя бы один член активный, самодеятельный, и семьи с главой, не состоящим в браке, в составе которых есть брачная пара, один или оба члена которой являются самодеятельными, активными. Активными здесь считались самодеятельные члены семьи, имеющие доход от какого-либо вида деятельности.

В современных российских переписях населения принята более упрощенная классификация семей. Все семьи подразделяются на состоящие из:

· одной брачной пары с детьми и без детей;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками;

· двух или более брачных пар с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками или без них;

· матерей (или отцов) с детьми;

· матерей с детьми, с одним из родителей матери;

· отца с детьми, с одним из родителей отца;

Браки в зависимости от признака можно разделить следующим образом:

1) по числу брачных партнеров;

2) по социальным характеристикам вступающих в брак;

3) по форме регистрации;

4) по очередности.

По числу брачных партнеров брак может быть моногамным и полигамным. Моногамия может быть пожизненной или допускающей развод. Полигамия также делится на полиандрию и полигинию. Частный случай полигамии – двоеженство, двоемужество.

Моногамия – форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожительство одного мужчины с одной женщиной; в настоящее время является господствующей формой брака.

Полигамия – многобрачие (многоженство или многомужество), форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.

Бигамия – форма брака мужчины с двумя женщинами или одной женщины с двумя мужчинами (то есть двоеженство, двоемужество).

Полиандрия – многомужество, форма группового брака, при которой женщина имеет одновременно нескольких мужей, приходящихся друг другу братьями (братская полиандрия) или не состоящих в родстве.

Полигиния – форма полигамии, при которой муж имеет одновременно нескольких жен, приходящихся друг другу сестрами (сороральная полигиния) или не состоящих в родстве.

По социальным характеристикам вступающих в брак он может быть гомогамным или гетерогамным. Варианты гетерогамного брака – гипергамия и гипогамия. Такие браки образуются в силу обычаев эндогамии и экзогамии.

Гомогамия – брак между людьми со сходными социальными характеристиками.

Гетерогамия – брак между людьми, которые отличаются между собой по социально значимым признакам (происхождение, национальность, раса, религия и пр.).

Гипергамия – 1) обычай, запрещающий женщинам определенного социального слоя выходить замуж за человека более низкого положения; 2) брак женщины с мужчиной более высокого социального положения.

Гипогамия – брак женщины с мужчиной более низкого социального положения.

Эндогамия – обычай, согласно которому браки заключались только между лицами одной общественной группы.

Экзогамия – обычай, согласно которому браки заключались между лицами разных общественных групп.

По форме регистрации брак может быть зарегистрированным или нет. Неузаконенную форму длительных брачных отношений называют конкубинатом.

По очередности брак может быть первым или повторным.

Источник:
Электронная библиотека
Социальная работа / Семьеведение / 1.2 происхождение и современные формы семьи и брака До начала 60-х годов ХIХ века об истории семьи не могло быть и речи. Наука в этой области целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму
http://libraryno.ru/1-2-proishozhdenie-i-sovremennye-formy-sem-i-i-braka-semieved/

COMMENTS