Прощение православие

Прощение — это восстановление сыновних уз с Богом

Слово в Прощеное воскресенье после Литургии в Храме Христа Спасителя

22 февраля 2015 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви и ко всем присутствующим в храме.

Ваше Блаженство, Блаженнейший Иоанн, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую Блаженнейшего Патриарха Антиохии и всего Востока Иоанна X, который в этом году вновь посетил Русскую землю и предстоял сегодня за Божественной литургией; а также тех архипастырей и пастырей, кто принял участие в нашей соборной молитве. Вместе мы причастились от единой Чаши, обновив братское общение наших Церквей в святой Евхаристии.

Завтра наступает Святая Четыредесятница, и сегодня мы готовимся к этому времени сугубого поста и молитвы. В народе сегодняшнее воскресенье называют Прощёным. В этот день мы по благочестивой традиции просим прощения друг у друга и у каждого, кого мы могли огорчить.

Прощение часто воспринимают как благодеяние, дар ближнему. Но прощение ― это благодеяние в первую очередь нам самим. Ненависть сковывает и калечит человека, ломает ему жизнь. Она словно расщепляет его восприятие мира, делает это восприятие двойственным и неполным. Прощающий человек сам себе дарит свободу и здравие души. Жить прощая ― это значит и жить проще: без вражды и злобы, с ясной неомраченной совестью, с благодарностью к Богу и любовью к людям.

Мы все стремимся к правовому и справедливому устроению человеческого общества, когда всякое нарушение закона имеет свое воздаяние. У Божественной справедливости тоже есть свои правила ― они выражены в заповедях Божиих ― и свое воздаяние. В основе общественной справедливости лежит общественный договор, взаимные договоренности о правах и обязанностях, формулируемые в светских законах, и ценностная основа этого договора и этих законов согласуется или должна согласоваться с универсальной Божественной справедливостью. В основе же Божественной справедливости неизменно пребывает любовь. Наш Небесный Отец относится к нам как к Своим детям и готов нам прощать наши ошибки и прегрешения ― правда, лишь в том случае, если мы сами готовы прощать другим.

Прощение ― это восстановление сыновних уз с Богом, а также возможность вспомнить, что все мы принадлежим к единой человеческой семье, где не должно быть разделений на «ближних» и «дальних», где не нужна система опознавания «свой-чужой». Мы ― одна семья: не в целях самосохранения, не потому, что принадлежим к одному биологическому виду, а потому, что все мы ― пусть иногда заблудшие, но дети Небесного Отца, и все мы в Нем ― братья и сестры, и у нас у всех есть высокое призвание о Господе ― быть просто людьми. Хорошо и справедливо ― соблюдать закон и требовать его соблюдения от других. Но заставить себя позабыть личную обиду или причиненный себе ущерб гораздо сложнее, и в этом — начало подлинной, небесной справедливости и Божественной правды.

Отцы говорят, что вне Бога нет ничего, ведь зло не имеет сущности. Мы, христиане, знаем, что человек может сохранить и умножить свои добрые качества, лишь пребывая в Боге; что общность людей может созидательно развиваться лишь с помощью Божией. Если человек утратил способность прощать, значит он отторг себя от Бога и обречен на самоуничтожение, на небытие. Если все общество разучилось прощать, оно не жизнеспособно. Долго ли продержится общество, переполненное ненавистью до краев, словно чаша ― смертельным ядом? Ненависть ― самый непрочный фундамент для человеческого общежития.

Еще год назад, Ваше Блаженство, прибыв к нам с мирным визитом, Вы с горечью говорили мне о тех бедах и скорбях, что постигли наших православных собратьев и братский народ Сирии и Ливана. Мы всегда сострадали Святой Антиохийской Церкви, мы оказывали и будем оказывать посильную помощь страждущим и не перестаем молиться о них. Но теперь война и раздоры пришли и к нам, в наш большой дом, на Украину, столь близкую моему сердцу, где льется кровь и слезы.

Все чада Русской Православной Церкви молятся о мире и благосостоянии, о спасении и благополучии своих братьев и сестер на Украине, и я верю, что мир, справедливый мир, вернется на Украинскую землю. Знаем, что труднее всего уврачевать души людей, покалеченные гражданским конфликтом и ненавистью. Иногда на это уходят долгие годы. Если мы хотим блага и процветания для Украины, для России, для всех наших народов, для Сирии, Ливана и наших братьев на Ближнем Востоке, мы должны, прежде всего, научиться прощать, как бы ни было тяжело. С этого начинается духовное возрождение и преображение и человека, и общества, и всей человеческой семьи.

От всего сердца желаю мира и процветания Древнему Антиохийскому Патриархату и окормляемому им благочестивому народу.

Источник:
Прощение — это восстановление сыновних уз с Богом
Слово в Прощеное воскресенье после Литургии в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2015 года Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www2.pravoslavie.ru/77488.html

Прощение православие

Для чего Бог подарил мне тело? Чтобы оно было храмом Господу.

Для чего Бог подарил мне душу? Чтобы она была молитвенницей в этом храме.

Преподобный Иустин Челийский

Цель посещения храма — внимательная молитва, все остальное потеря времени.

"Видение Божественное рождается от внимательной молитвы, особенно умной."

Все люди не земле неизбежно несут скорби; и хотя невелики те скорби, которые посылает нам Господь, но людям они кажутся непосильными, и сокрушают их, и это потому, что не хотят они смирить свою душу и предаться на волю Божию. А кто предался воле Божией, тех Господь Сам руководит Своею благодатью, и они мужественно переносят все ради Бога, Которого возлюбили, и с Которым прославляются вечно.

Прп. Силуан Афонский

"В жизни всё очень просто будет и легко, если ты решишь всё делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Всё в жизни и в душе сразу станет на своё место".

Источник:
Прощение православие
Верю † — Православие. Отметки «Нравится»: 23 846 · Обсуждают: 1 675. Слава Богу, за все!
https://www.facebook.com/ibelieve.orthodoxy

Чего не требует прощение

Нам строго заповедано прощать. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14–15). Это не просто благопожелание: «хорошо бы, вы прощали». Это безусловное требование: вы должны прощать, иначе вы погибнете.

Людям бывает трудно простить из-за того, что у них сложились ошибочные представления о прощении. Давайте вспомним, чем прощение не является.

Во-первых, простить — не значит проигнорировать обиду или преступление. Иногда людям кажется, что простить — значит признать, что ничего страшного не случилось, «ерунда все, не стоит так переживать». Но люди никак не могут признать «ерундой» то зло, которое потерпели они или их близкие. Прощение этого и не требует — оно требует обратного. Да, против вас согрешили. Да, вам причинили глубокую боль. Да, с вами обошлись дурно и несправедливо. Именно это и создает ситуацию, в которой вы призваны прощать.

Во-вторых, простить — не значит признать, что зло не заслуживает наказания. Когда мы видим злодеяние, наше сердце вопиет, что зло требует кары, и это глубокая нравственная интуиция, которая напоминает нам о том, что Бог возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Что же, ни один нераскаянный грех в этом мироздании не уйдет от наказания. Это исключено. Как говорят величественные и пугающие строки Откровения,

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:12,13).

Во вселенной нет места, откуда нет выдачи на суд Божий

Можно уйти от человеческого правосудия, можно уехать в Южную Америку (как, например, это сделали некоторые нацистские преступники), можно мирно умереть в глубокой старости — но это не поможет избежать Суда. От него нельзя спрятаться даже на дне морском — даже Марианская впадина в день суда отдаст своих мертвецов. Во вселенной нет места, откуда нет выдачи на суд Божий. Злодеи обязательно столкнутся со своими злодеяниями. Все пожнут, что посеяли. Своими делами преступники уготовали себе участь бесконечно более горестную, чем можно помыслить. Апостол не говорит: «Не мстите за себя, потому что злодеи не заслуживают наказания». Он говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Является ли это возмездие чисто загробным, относящимся к концу времен, эсхатологическим, как говорят богословы? Не совсем. Бог установил здесь, на земле, институт, которому поручено обуздывать злодеев и ограждать мирных людей. Это государство.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:1–4).

Государство, в рамках возложенной на него Богом миссии, может прибегать к мечу для обуздания злых, а люди — к защите государства. Это не является местью, потому что государство утверждает неизменный для всех закон, а не мстит за личные обиды.

В-третьих, простить — не значит испытывать теплые чувства к обидчику. Если нас ранили, мы можем испытывать боль, и это естественно. Простить — значит, безусловно отказаться от мести. Например, святой апостол Павел говорит: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2 Тим. 4:14). Видимо, святой апостол не испытывает особенно теплых чувств к меднику — но он наотрез отказывается мстить ему, ожидая суда от Бога.

В-четвертых, простить — значит не обязательно «восстановить отношения». В идеале это так, но не всегда. Если вы стали жертвой мошенников, вы должны простить их, но не обязаны дальше иметь с ними дело.

Прощение лишает обидчиков власти над нами

Прощение лишает обидчиков власти над нами; оно дает нам возможность двигаться дальше, не растрачивая свою жизнь на бессильный гнев. Бог Сам разберется с дурными людьми. А мы должны заняться тем, что нам поручено.

Источник:
Чего не требует прощение
Нам строго заповедано прощать. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
http://www.pravoslavie.ru/70487.html

COMMENTS